Из истории строительства Кирово-Чепецкого химкомбината

В годы Великой Отечественной войны в Кировскую область были эвакуированы десятки промышленных предприятий. Размещением их занимались союзные Наркоматы, поэтому, как правило, направляемые заводы и фабрики прибывали на производственные площади и стройплощадки своего Наркомата. Не осталась без внимания и строительство химкомбината на реке Чепце, куда был эвакуирован завод № 93 Наркомата химической промышленности из города Москвы. Об этом немного приоткрывают страницы истории документы, хранящие в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.

14 октября 1941 года было принято постановление Эвакуационного совета о размещении завода № 93 на стройплощадке завода № 752 (будущего Кирово-Чепецкого химкомбината). Тогда же, в октябре, вопрос об этом был рассмотрен на заседаниях бюро обкома ВКП(б), а затем и Просницкого райкома ВКП(б).1 В принятых постановлениях были конкретизированы задачи размещения оборудования и людей, проблемы пуска в строй эвакуированного завода.

Оборудование начало поступать с 6 ноября 1941 года, однако к 13 февраля 1942 года прибыло всего 49 вагонов из 120 отгруженных.2 Если учесть обстановку на фронте, когда все силы были брошены на защиту Москвы, то понятно, что железная дорога от Москвы до Кирова была перегружена. Попытки заводских специалистов, выезжавших специально для «проталкивания» вагонов, не увенчались успехом.

С самого начала прибытия на чепецкую землю возникли большие трудности с размещением. Дело в том, что завод эвакуировался на строительную площадку, где еще не было готовых зданий для цехов, причем химическое производство требовало и особых коммуникаций. Прибывшие электромоторы, измерительные приборы, часть электроприборов и цветных металлов были размещены на складе. Все остальное было выгружено под открытое небо, и поэтому первой задачей было строительство навеса (не забываем, что была зима). Приехавшие люди были поселены в общежитиях и бараках, которые интенсивно строились: люди прибывали на стройку чуть ли не ежедневно.

Заводские специалисты занялись ревизией и ремонтом прибывшего электро- и технологического оборудования. Вскоре поступило распоряжение заместителя Наркома химической промышленности от 11 декабря 1941 года за № 86 сс, которым указывалось, что должны быть восстановлены 5 цехов завода № 93: электролиз системы Кребса, электролиз №2, жидкого хлора, хлорной извести, хлороформа. Срок пуска цехов был указан – 3 квартал 1942 года. Об остальных цехах было сказано, что указание по ним будет направлено дополнительно после отгрузки оставшегося оборудования.3

Железная дорога сорвала поставки вагонов заводу, и значительная часть оборудования оставалась в цехах. В феврале 1942 года обстановка на фронте стабилизировалась, стало ясно, что Москву врагам не сдадут. В связи с этим Наркомат химической промышленности принял решение: оставшиеся цеха не эвакуировать. Таким образом обстановка на восстанавливаемом в Чепецке заводе менялась коренным образом: уменьшался объем оставшихся цехов, дополнительно было приказано развернуть цех производства гипохлорида кальция. Срок пуска завода был намечен на 1 января 1943 года. Как писал директор завода № 752 М.В. Крычков: «Вся проведенная нами подготовительная работа с начала декабря месяца по линии проектирования и подготовки площадки пошла на нет».4 Изначально предполагалось, что завод № 93 будет самостоятельным предприятием, построенным на отдельном месте. Однако после нового решения Наркомата оборудование завода № 93 стали размещать на площадке строящегося завода № 752.

По установившемуся порядку в эвакуацию сначала отправилось оборудование с сопровождающими людьми, а только потом – рабочие и инженерно-технический состав. Поэтому получилось так, что в Чепецк приехало всего 50 человек с завода № 93, основные кадры не успели эвакуироваться и остались в Москве. Так возникла проблема кадров и специалистов.

Началась активная работа по возведению цехов. В январе 1942 года Н.В.Крычков, начальник строительства завода, обратился в обком партии с просьбой: «Прошу вашего содействия в получении разрешения на разборку Волче-Троицкой церкви для использования строительного кирпича и бутового камня для нужд нашего строительства».5 Ответ был такой: «На Ваше отношение о разрешении разборки Волче-Троицкой церкви для получения кирпича сообщаем, что у завода № 752 в настоящее время имеются церкви с разобранным кирпичом, который не вывозится, поэтому, не освоив полностью ранее полученные церкви, вновь получать не следует».6

Стройматериалов постоянно не хватало, хотя в подчинении начальника строительства были кирпичный и лесопильный заводы. Другой проблемой был транспорт. Своего не хватало. А колхозы выделяли его неаккуратно. В 1 квартале 1942 года потребность в гужтранспорте составляла 725 лошадей в день, а работало в среднем 100-120 лошадей. Количество рабочих на стройке колебалось, на 1 января 1942 года их было 637, на 1 апреля – 1034, на 1 июня – 823 человека, и их тоже постоянно не хватало.7

Наркомат химической промышленности установил график пуска цехов: первым к 1-му декабря 1942 года надо было пустить в эксплуатацию цех карбида кальция. В срочном порядке стали решать и вопросы с сырьем для будущего производства. Привлеченные геологи определили объемы предполагаемого сырья – известняка в разведанных месторождениях – Кстининском и Чирковском. Разработку решили начать с последнего.

Большое значение для пуска в эксплуатацию цеха имело и наличие электроэнергии и пара Кирово-Чепецкой ТЭЦ, которая строилась параллельно с химкомбинатом. К первому декабря 1942 года первая очередь ТЭЦ была сдана. Ток пошел на предприятия. Однако оборудовать цех карбида в намеченные сроки не получилось и дату пуска пришлось перенести на 23 февраля 1943 года.

Так строился и начинал работать Кирово-Чепецкий химкомбинат, используя оборудование, эвакуированное с московского завода № 93.

Примечание:

1 Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф. П-1391. Оп. 3. Д. 2. Л. 182-182об.
2 Там же. Ф. П-1291. Оп.1. Д. 27. Л. 132.
3 Там же. Л. 133.
4 Там же.
5 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 282. Л. 21.
6 Там же. Л. 22.
7 Там же. Лл. 96-97.

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.