Льнофабрика в Котельниче

В годы Великой Отечественной войны в Кировскую область были эвакуированы десятки промышленных предприятий. В имеющихся публикациях же речь везде идет только о тех, что выпускали оборонную продукцию. О фабриках пищевой и легкой промышленности, размещенных в годы войны в разных городах области, в том числе и в Котельниче, почти не писали. Между тем материалы Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) могут рассказать много интересного об этих неизвестных страницах минувшей войны.

Перед Великой Отечественной войной промышленность нашей страны развивалась быстрыми темпами. Причем внимание уделялось не только машиностроению, не только созданию гигантов индустрии, но и начала модернизироваться легкая промышленность. Чтобы обеспечивать сырьем льнопредприятия центра страны, где исторически сложилось это производство, были построены льночесальные фабрики: Вяземская, Псковская, Ржевская и Оршанская. С началом военных действий все они прекратили свою деятельность, так как все оказались вблизи надвигающегося фронта. Под угрозой остановки оказалось льнопроизводство в Костроме, Вологде, Иванове и других городах, получавшее сырье с этих фабрик.

В этих условиях Наркомат легкой промышленности принял решение об эвакуации Ржевской и Вяземской льночесальных фабрик в Кировскую область. (Псковская и Оршанская фабрика считались уничтоженными врагом). Основанием для эвакуации послужило наличие в области прирельсовых складов Кировского льнотреста, которые легко можно было приспособить под этот вид производства, а также наличие больших сырьевых возможностей, как в Кировской области, так и в прилегающих к ней областях и республиках. Не будем забывать, что лен в то время возделывался на больших площадях, чем сейчас. Предусматривалось, что в связи с временной ликвидацией сырьевых районов на западе и юге страны все внимание будет сосредоточено на развитии сырьевой базы на севере и востоке, и эвакуированные фабрики будут обеспечены сырьем.

31 июля 1941 года в Котельнич прибыли первые из 165 вагонов с оборудованием Ржевской льночесальной фабрики, которую разместили на складах льнотреста в районе станции Котельнич-2. А 6 августа в Киров прибыла первая партия оборудования Вяземской льнофабрики - 21 вагон.

Пока фабрики размещались, Наркомат легкой промышленности в сентябре 1941 года решил еще раз напомнить о важности льночесальных предприятий для всей страны. В адрес первого секретаря Кировского обкома партии В.В.Лукьянова было направлено письмо, где указывалось: «Вызванное войной нарушение работы центральных

чесальных фабрик: Вяземской, Псковской и Ржевской может иметь очень серьезные последствия для ряда

льнопрядильных фабрик, получающих чесаное волокно и очесы с центральных чесальных фабрик и потому ликвидировавших у себя механическое и ручное чесание льна. Поэтому вопрос о скорейшем восстановлении чесального дела и в частности работы указанных фабрик является срочным и необходимым для льняной промышленности, полностью работающей на нужды обороны».

Однако, обстановка в области с приемом, размещением и пуском в эксплуатацию эвакуированных предприятий была очень сложной. В первую очередь внимание обращалось на предприятия, изготавливающие непосредственно военную технику и боеприпасы. Эти заводы начинали выпускать свою продукцию буквально через месяц после прибытия, не имея зачастую крыши над станками. Приехавшие льнофабрики к первому января 1942 года все еще не были готовы к эксплуатации, хотя у них тоже были установленные Наркоматом сроки.

Директор Ржевской льночесальной фабрики, размещенной в Котельниче, Василий Иванович Глушков докладывал в ноябре 1945 года в обком партии, что коллектив фабрики занимается строительно-монтажными работами, однако очень нужна помощь в материалах, в квалифицированных строителях, в выделении подвод. Он жаловался, что «Котельничский райисполком помогает мало. Возникла необходимость устройства детсада и детяслей для детей рабочих, а подходящий дом не дают. Не решен вопрос с питанием на фабрике: прикрепленный магазин торгует хлебом в рабочее время, поэтому добросовестные рабочие остаются без хлеба».

Дела с пуском фабрики затянулись. Монтаж чесальных машин был завершен в соответствии с графиком Наркомата к 10 декабря 1941 года, однако строительные работы по приспособлению складских помещений под производственные задержались. Кроме того, из-за сложностей с электроснабжением пришлось устанавливать локомобиль с генератором. Трудности возникли и с водой: стало необходимо копать зимой траншею для проведения водопровода к фабрике. К работам были привлечены не только рабочие фабрики, но и горожане, для которых организовывались субботники. После решения всех вопросов льнофабрика в

Котельниче 20 апреля 1942 года вступила в эксплуатацию.

Когда фабрики начали работать, видимо, для удобства, они получили новые названия: Вяземская, размещенная в Кирове, стала называться Кировской, а Ржевская, находящаяся в Котельниче, - Котельничской льнофабрикой. Эти названия стали официальными, и они везде проходят в документах. Надо отметить, что с самого начала было видно, что для эксплуатации всего эвакуированного оборудования фабрик, нужно было иметь очень большие запасы сырья, отсутствующие в области. (В Кировской области существовали и свои льнозаводы с механической обработкой льна, которые также надо было обеспечивать сырьем). Поэтому первоначальной задачей было установление на каждой фабрике по пять чесальных машин, хотя их было на Вяземской фабрике тридцать, а на Ржевской - тридцать семь. Планировавшегося увеличения объемов заготовки сырья льна не получилось, и в основном из-за его нехватки обе фабрики часто в те годы не выполняли производственные планы.

Жизнь в эвакуации постепенно начала налаживаться. Фабрики стали работать, люди занимались своим трудом. В 1942 году выделили землю под подсобное хозяйство: стало легче решать вопросы снабжения столовых, завели и индивидуальные грядки для желающих.

Однако для Котельничской льнофабрики летом 1942 года выпали новые испытания. 12 июля от грозового разряда ночью случился пожар. Тушили всем миром во главе с директором. Однако сгорели крыши, деревянный пол, гарнитура у машин, четыре тонны обработанного и две тонны необработанного льна. Ущерб составил 350 тысяч рублей. Для быстрейшего устранения последствий пожара на фабрике было решено с 15 по 20 июля перевести всех работников на рабочий день с 8 ^асов утра до 8 часов вечера с часовым перерывом на обед. Несчастье еще больше сплотило коллектив.

Кроме производственных, решались и вопросы, характерные для того времени. Люди собирали теплые вещи для отправки на фронт, готовили подарки бойцам к годовщинам Красной Армии, шефствовали над госпиталями. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области сохранились протоколы партсобраний Котельничской льнофабрики тех лет, где видно, как люди постоянно вспоминали свой Ржев, как делали все, что могли, «огда от них требовали обстоятельства. Например, дрова для забрики надо было заготавливать самим на выделенных лесосеках, для чего постоянно летом и осенью по 25-30 человек работали в лесу.

На одном из собраний в начале 1945 года решили подвести итоги по сбору средств работниками фабрики. Получилось, что они за годы войны собирали деньги на танковую колонну, на строительство самолета «Рабселькор», самолета «Кировец», колонну «Кировский комсомолец», пятую авиаэскадрилью, на эвакуированных детей, в помощь семьям фронтовиков, на подарки бойцам в армию и в госпиталь; а еще на разные военные займы. А ведь еще и самим на что-то жить надо было.

Начиная с 1943 года; все ждали, когда им можно будет вернуться на родину. Люди видели, что начало восстанавливаться разрушенное войной хозяйство. И вот часть неиспользованного оборудования пошла на запад, в Вышний Волочек. Затем - приказ из Наркомата легкой промышленности о направлении отдельных руководящих

работников во Ржев на восстановление родной фабрики. Туда же было ведено передать имевшуюся на фабрике автомашину.

Обе фабрики продолжали работать на вятской земле до конца войны, выпуская льноволокно, обеспечивая сырьем льнопрядильные фабрики. Однако, если сравнивать цифры выполнения производственных планов по объему и в денежном выражении, то заметно, что Котельничская фабрика работала более стабильно, ее меньше лихорадило из-за отсутствия сырья. Не случайно в 1945 году в ее адрес пришла благодарственная телеграмма коллективу от председателя Государственного Комитета Обороны И.В.Сталина.

После окончания Великой Отечественной войны и Ржевская, и Вяземская льночесальные фабрики вернулись в родные города. И наверняка, в Ржеве ветераны фабрики до сих пор вспоминают гостеприимный город Котельнич, приютивший их в тяжелые военные годы.

 

ГАСПИ КО. Ф.1290.0П.7. Д.200. Лл.52, 56, 64-69. Оп.8.

Д.184. лл.10, 15, 27об. Д.205. Лл.2-2об., 28, 39, 47, 56, 69, 123. Оп.9. Д.75. Л.22. Оп.Ю. Д.212. лл.13, 16, 29-31. Ф.1291.0п.1.Д.6.Лл.45-48.Д.15.л.43.Д.39.Л.127. Ф.2526. Оп.1. Д.2. Лл.7-18. Д.4. Лл.6, 17. 21. Д.14. Л.15.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.