Савву Ивановича Мамонтова большинство знает как выдающегося мецената, который материально поддерживал многих известных деятелей русского искусства, в том числе Васнецовых и Шаляпина. Однако не все даже слышали, что он зарабатывал свои капиталы на строительстве железных дорог. Именно поэтому он обратил однажды внимание и на далекую Вятскую губерний, задыхавшуюся из-за отсутствия надежного сообщения как со столицами, так и с соседними губерниями.
Железными дорогами купец первой гильдии Савва Мамонтов начал заниматься в 1860-х годах, продолжив дело своего отца, и с 1872 года стал директором правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Российскую известность принесло ему строительство дороги, связавшей Донецкий угольный бассейн с портом Мариуполь. Потом он развернул бурную деятельность по строительству дорог на Русском Севере. Интересно, что значительная часть доходов от этого предприятия и шла на помощь художникам и артистам, развитие русского оперного театра, организацию выставок и концертов.
В 1895 году начинается строительство Пермь-Котласской железной дороги, и уже летом, даже раньше, чем был вбит первый ее колышек, Общество Московско-Ярославской железной дороги добивается разрешения на проведение изысканий по соединению этой дороги со своей железнодорожной сетью. В Вятку на средства Мамонтова направляется инженер-путеец и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, который проводит изыскания от Костромы до Ухтыма, предполагавшейся станции на будущей линии. Однако проект дороги Кострома - Ухтым не был утвержден: разрабатывался вариант о соединении Пермь-Котласской железной дороги не с Москвой, а с Петербургом. (Позже Гарин-Михайловский также по заданию Мамонтова разрабатывает проект Среднеазиатской железной дороги, также не осуществленный). Отказавшись от направления на Вятку, Общество, возглавляемое Мамонтовым, строит линию на Архангельск, которая в 1897 году была закончена.
И снова мысль Саввы Ивановича возвращается к Вятке. В 1898 году он получает разрешение на проведение изысканий от Вологды к Вятке. Инженеры Подруцкий и Кленов, коммерческий агент Общества М. А. Широков провели линию этой железной дороги через Котельнич, где было намечено строительство железнодорожной станции и моста через реку Вятку.1 Проект получил одобрение государя. Однако, надеясь на большие дивиденды от новой дороги, Мамонтов наделал долгов и не рассчитался с ними в срок. Обвиненный в нарушениях законов, в финансовых злоупотреблениях, он был освобожден от должности и предан суду. Защищал его знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако, который в своей речи, как бы подводя итог деятельности Мамонтова, сказал: «Он внес новый прием. Дорога должна оживить край, ширь ее будущих работ - в прямой зависимости от разветвлений, которыми она прорежет забытый Север и приведет его к полносильному центру, к богатому югу, к столицам и к путям, связующим Русь с мировыми рынками. Дорога пробивается к Вологде, переносясь через широкую Волгу, соревнуясь с водным путем, устремляется с востока на Кострому, с запада - на Рыбинск. Рисуются дальние планы: Белое море, Питер, Вятка».2
По суду Мамонтов был оправдан. Однако вопрос о строительстве железной дороги Петербург - Вятка был отложен на несколько лет. Решение было принято в 1901 году, но уже за счет казны. Проводятся новые изыскания, в результате которых возникают два варианта дороги - через Котельнич и через Орлов. Идут споры, пишутся ходатайства, купеческие деньги летят на поиски новых доказательств в пользу того или другого проекта. В конце концов побеждает котельничский вариант, и одним из аргументов в его пользу был тот, что эту линию намечал Мамонтов, «известный в России строитель железных дорог», как сказано в ходатайстве Котельничской городской Думы перед министрами путей сообщения, финансов и внутренних дел.3 На Савву Ивановича ссылалось и Главное управление по строительству железных дорог Министерства путей сообщения, принявшее окончательное решение.4
Так авторитет Мамонтова сыграл свою роль в том, что появилась железнодорожная станция Котельнич. А сколько таких станций на Севере было построено благодаря этому замечательному человеку! Недаром и одна из пригородных платформ Северной железной дороги носит имя «Мамонтовская».
В. ЖАРАВИН
1 ГАКО. Ф. 582. Оп. 200. Д. 310. Лл. 2, 5, 10, 11.
2 Мамонтов С.И. // Деловой мир, М, 1993, 3 июля, С. 11.
3 ГАКО. Ф. 582. Оп. 142. Д. 231. Л. 4 об.
4 Приложение к «Вятским губернским ведомостям», 1901, № 140, 24 ноября, С. 1.
Так это же чиновники из правительства отняли у Саввы концессию на строительство железной дороги. Уголовное дело и тюрьма - были способом давления. После чего он лишился почти всего имущества и за бесценок продал государству права на строительство железной дороги. А акции потом оказались в руках родственников чиновников. Знакомая схема...
Вполне возможно, что таким же образом победу одержали деловые круги г. Котельнича, а не Орлова.