Оричевский район - место эвакуации

В годы Великой Отечественной войны в нашу область было эвакуировано около 200 тысяч человек из прифронтовой полосы. Они были размещены во всех районах области, в том числе и в Оричевском. Документы, хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, приоткрывают нам некоторые страницы этого недавнего прошлого.
    Для работы по приему и размещению эвакуированных на всех крупнейших железнодорожных станциях области, в том числе и на станции Оричи, были организованы эвакопункты. Их функциями являлись: прием и регистрации эвакуированного населения, обеспечение прибывающих помещением и питанием, проведение политико-массовой работы, медико-санитарное обслуживание.
    Эвакопункт в Оричах начал свою работу с 15 июля 1941 года, принимая и направляя эвакуированных в Оричевский, Верхошижемский и Халтуринский районы. Сразу столкнулись с большими трудностями: в приходящих эшелонах прибывали сотни людей и каждого надо было зарегистрировать, накормить, временно разместить и направить к месту проживания. Помещений не хватало, и эвакуированные сутками жили на вокзале или в вагонах. В ноябре 1941 года начальник эвакопункта Печенкин жаловался в Киров: «Нет помещения для размещения эвакуированных, которые по 2-3 суток ждут подвод. В Оричах 3000 человек стояло трое суток» А в конце ноября 80 человек ждало подвод из Верхошижемья. Сколько же человек прошло через эвакопункт? В справке, представленной в обком партии, на 1 декабря 1941 года числилось размещенных эвакуированных в Оричевском районе - 2856 чел., Халтуринском - 3317 и в Верхошижемском - 1478 человек., т.е. за первые пять месяцев войны на станцию Оричи прибыло более 7,5 тысяч человек. В дальнейшем эта цифра увеличивалась.
    В Оричевском районе на 20 августа 1942 года проживало 3735 человек эвакуированных (всего по Кировской области - -77487 человек), в т.ч. трудоспособного населения - 1716 человек, из которых было трудоустроено 1252 человека. Как видно, почти 450 человек приехавших не работало. Интересно, что в 1942 году в Оричевский район прибыло 177 человек из блокадного Ленинграда.
    Эвакуированным надо было где-то жить. Кировский облисполком 19 ноября 1941 года принял решение «О строительстве жилых домов для эвакуированного населения, которым, в* частности, предусматривалась постройка в Оричах 2-х бараков - общежитий на 1470 и 740 куб.м и бани объемом 410 куб.м.
    Размещение эвакуированных по району было очень неравномерным. Например, в Быстрицкий сельсовет было направлено 78 семей, и все они были расселены в одном колхозе «Земледелец». На эту ненормальность указывал Оричевский райком партии, но положение менялось с трудом. В марте 1942 года в этом колхозе побывал инструктор сельхозотдела обкома партии Шаров, который в своей справке отмечал, что в «Земледельце» проживают 42 семьи эвакуированных в количестве 106 человек и: умещены они в 30 домах колхозников, всего же по сельсовету проживает 96 семей :-б актированных, или 242 человека. Далее Шаров отметил, что прибытие такого большого количества людей в колхоз «Земледелец» нарушило нормальный ход сельльхозработ: «Эвакуированные обращаются в правление с просьбами обеспечить их продуктами, дровами, другими предметами. Многие эвакуированные не работают, ссылаясь на отсутствие теплой одежды и обуви. Однако, имелись многочисленные случаи, когда отдельные эвакуированные просто не хотели работать в поле, просят легкую канцелярскую работу. Из-за этого колхозная дисциплина, которая была и до приезда эвакуированных неважная, стала значительно хуже».
    Отношение местного населения к эвакуированным в целом было хорошее, им сочувствовали, помогали, как могли. Однако, руководители колхозов не всегда проявляли необходимую заботу, и поэтому читаем в справках: «В колхозе «Октябрь» Оричевского района живут две семьи финнов, эвакуированных из Ленинградской области в количестве 10 человек в 15-метровой комнате при колхозной конторе. В комнате нет даже стола. Спят на голом полу. Здесь же на полу лежит ребенок, больной воспалением легких. Дети, разутые и босые, школу не посещают, так как нечего надеть.» Факты нетактичного и явно недружеского отношения колхозников и руководителей колхозов к эвакуированным отмечалось также в Коршикском, Крысовском, Минеевском и Помаскинском сельсоветах.
    Были большие трудности с обеспечением эвакуированных продовольствием: никто не рассчитывал на прибытие такой массы людей, а многие товары были фондируемые и фондов у райпотребсоюза не хватало. В справке обкома партии о положении дел с эвакуированными по области в декабре 1941 года читаем: «Вместо хлеба в Оричевском районе эвакуированным выдают по 7 кг в месяц неразмолотого зерна, а колхоз «Солнце» Минеевского сельсовета этого района в обмен на зерно выдал им отходы от муки, которые он использовал на посыпку скоту».
    Указанные случаи были исключением, но они фиксировались для принятия необходимых мер, поэтому эти материалы и сохранились в архиве.
Это только некоторые страницы истории Великой Отечественной войны, прочитанные в архивных материалах.

ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 7. Д. 60. Л. 64. Оп. 8. Д. 309. Лл. 118-119. Д. 86. Л. 28; Ф. П-1291. Оп.1. Д. 7. Лл. 70, 83-84. Д. 26. Лл. 59-60.; Ф. П-1735. Оп. 3. Д. 3. Лл. 241-243.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.