Город Севастополь для нас, вятских краеведов, дорог тем, что там находится «младший брат» нашего Кировского областного краеведческого музея - Музей обороны Севастополя. Наверное, мало кто знает, что оба эти музея (так же, как и их третий «брат» - Самарский областной историко-краеведческий музей) имеют одного «отца» - Петра Владимировича Алабина. Вятский публичный музей, открытый в 1866 году, был первым в жизни этого замечательного человека, другие создавались уже с использованием накопленного опыта. Мы знаем, с чего начинался наш музей: в газете «Вятские губернские ведомости» была опубликована статья П.В. Алабина о необходимости его создания, затем пошли письма и просьбы о содействии в этом деле в адрес государственных учреждений и частных лиц. Точно так же создавался и Севастопольский музей. В январе 1869 года в «Русском инвалиде» появилась статья П.В. Алабина, участника обороны Севастополя в 1854-1855 годах, «Севастопольский музей», вскоре перепечатанная журналом «Морской сборник», а затем и вышедшая отдельным изданием. В этой статье автор предлагал план создания в Севастополе музея обороны города.
Идею Петра Владимировича горячо поддержали бывшие участники обороны Севастополя, а генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, один из героев севастопольской страды, первым сделал денежный взнос на будущий музей.
Вятка не осталась в стороне от этого патриотического дела. 17 мая 1869 года «Вятские губернские ведомости» публикуют материал, приглашая открыть прием пожертвований на Севастопольский музей. В конце того же года на имя местного губернатора Чарыкова пришло письмо «члена комитета Высочайше утвержденного по устройству Севастопольского музея действительного статского советника П.В. Алабина», в котором запрашивались сведения о «вятчанах - участниках славной защиты Севастополя» и по возможности их портреты «в размере кабинетного без рамки». (ГАКО Ф.741 Оп.2 Д. 21)
10 января 1870 г. всем уездным исправникам был отправлен циркуляр с требованием предоставить все необходимые данные о севастопольцах-вятчанах. Однако, видимо, не все исправники оказались исполнительными, и 28 марта было направлено еще одно требование, чтобы в семидневный срок сведения были собраны. П.В. Алабину материалы отправлялись по мере получения их из уездов, вплоть до сентября. Причина такой медлительности была в том, что на местах не могли найти портреты и фотографические карточки севастопольцев. По сохранившимся документам видно, что из Уржумского уезда прислали одну фотографию отставного подпоручика Депрейса, а из многих других отписывали, что карточек или нет, или они в плохом состоянии.
В 1870 году «Вятские губернские ведомости» публикуют «Воззвание о доставлении сведений, относящихся до Севастопольской обороны», в котором от имени наследника престола дается обращение к населению о помощи в создании музея и обещается издать все полученные сведения, «чтобы книга о севастопольских подвигах была настольной для Русского народа и Русского солдата». («Вятские губернские ведомости, 1870, №86 ч. неоф. 27окт. С.5)
На следующий год было получено сообщение о том, что в Москве готовится Политехническая выставка, где будет специальный отдел, посвященный Севастопольской обороне.
Материалы Политехнической выставки 1872 года легли в основу Государственного исторического музея, в фондах которого, возможно, и сохраняются вятские материалы о севастопольцах. Собранные фотографии позже были напечатаны П.В. Рербергом в 3-х выпусках фотоальбома «Севастопольцы», но есть ли там вятчане, автору, к сожалению, неизвестно.
Гвардии полковник Николай Иванович Чепелевский, уполномоченный по устройству этого отдела, обратился к вятскому губернатору и непосредственно к вятчанам с просьбой присылать сведения об участниках обороны и опять же их фотографии. Снова был сделан запрос в уезды, пришли ответы, и сегодня в Государственном архиве Кировской области мы можем видеть, правда, в очень плохом состоянии, «Списки чинов, проживающих в губернии и участвовавших в походах и сражениях в войну против турок, англичан и французов 1855 и 1856 годов». (ГАКО Ф.582 Оп. 130 Д.1483)
В 1872 году на страницах «Вятских губернских ведомостей» была напечатана часть собранных материалов, в том числе «Воспоминания из последних дней осады Севастополя одного из жителей города Вятки» И. Михайлова, помощника вятского губернского инспектора, и сведения об участниках Крымской войны, где указывалось, что участвовало в ней по губернии всего до 500 человек, в том числе в обороне Севастополя - 289. (Вятские губернские ведомости 1872 №22, ч.неоф.,15 марта с. 3.
А что же музей? Идея П.В. Алабина продолжала жить. Наконец в 1895 г. было освящено в Севастополе здание под музей. Для него усиленно велся сбор экспонатов по всей стране. Вятка опять же не осталась в стороне. В 1897 году в «Вятских губернских ведомостях» публикуется извещение « От Высочайше утвержденного комитета по устройству музея Севастопольской обороне», где говорилось: «Среди старых севастопольцев и их наследников, по всей вероятности, имеется много вещей и записок, связанных со славною Севастопольской эпохой. Разбросанные в частных руках, эти дорогие для каждого русского памятники нашей славы остаются никому не известными и со временем бесследно пропадут, тогда как, собранные в Севастопольском музее, они будут вечным достоянием потомства, составляя живую историю славной эпохи». А дальше шла просьба ко всем севастопольцам и их наследникам прислать в распоряжение музея всё, что имеет хотя бы какое-либо отношение к обороне Севастополя. («Вятские губернские ведомости 1897 №5 ч. неоф. 15 января с. 7-8.) Так медленно и долго создавался Севастопольский музей. В 1902 - 1904 годах академиком Ф.А. Рубо пишется для него панорама, и вот в 1905 году музей открылся для посетителей.
Сейчас Музей героической обороны и освобождения Севастополя (так он официально называется) переживает не лучшие времена, но там помнят П.В. Алабина, его «Походные записки» считают одним из лучших произведений о Крымской войне и могут рассказать о вятчанах-севастопольцах Александре Николаевиче Катанском, офицере Турутинского егерского полка (из Сарапула), Федоре Шишкине, квартирмейстере 41 флотского экипажа (из Орлова), Якове Лимонове, мастеровом 18 рабочего экипажа (из Селезеневской волости Вятского уезда), и ряде других.
Владимир Сергеевич, спасибо большое!
Добрый день!
Мой Прапрадед был участником по семейному преданию был участником обороны севастополя. У кого и где можно уточнить?
некоторые сведения об участниках: списки по уездам были в Госархиве Кировской области. Какие то списки из них были опубликованы в сборнике Регионального центра краеведения о Крымской войне.