О Петре Павловиче Баличе, одном из первых руководителей Оричевского района, мало кто слышал: до настоящего времени о нем не было никаких публикаций, да и имя его было искусственно вычеркнуто из нашей истории. Вспомнить о нем помогают документы, хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО), сравнительно недавно ставшие доступными для пользователей.
Петр Балич, по национальности литовец, родился 31 января 1888 года в местечке Невороны Тельшевского уезда Ковенской губернии в семье безземельных крестьян. Из-за бедности он уже с 10 лет начал пасти скот в богатых хозяйствах, потом батрачить вплоть до призыва на военную службу. Образование получил самое минимальное: он окончил сельскую школу. В армии служить пришлось целых 8 лет из-за начавшейся Первой мировой войны, на которой воевал рядовым. После демобилизации в 1918 году из-за оккупации Прибалтики немцами на родину вернуться не смог и устроился работать на Северную железную дорогу.
В 1920 году железнодорожника П.П. Балича переводят работать в депо станции Вятка I. Там в 1924 году, в первый Ленинский призыв, он стал членом партии, а в 1928 году был избран секретарем деповской партийной организации.
В 1929 году произошло изменение в административном делении нашего края: была ликвидирована Вятская губерния, на месте уездов появились новые районы, одним из которых стал Оричевский. Потребовались люди, которые возглавили бы возникшие райкомы партии и комсомола, райисполкомы и другие районные учреждения и организации. Правящая коммунистическая партия в этот период взяла курс выдвижения на руководящие должности рабочих и работниц, зарекомендовавших себя на партийной или другой общественной работе. Одним из таких "выдвиженцев", как стали называть таких людей, стал рабочий Петр Балич, направленный ответственным (первым) секретарем райкома партии в Оричи, ставший в сентябре 1929 года во главе района. Еще только-только было проведено районирование, в стадии формирования были районные органы власти, все надо было укреплять, а многое - создавать заново. Кстати, и оричевская районная газета "Коллективное животноводство" возникла при П.П. Баличе. Главное, что проводил в жизнь Петр Павлович, это политика коллективизации. Образование колхозов и раскулачивание - всем этим занимался новый руководитель района. И надо сказать, что в отличие от других новых "выдвиженцев" П.П. Балич успешно справлялся с руководством района, пользовался уважением и населения, и властей. Однако в июле 1932 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) об укреплении кадрами железнодорожного транспорта П.П. Балича перевели работать на железную дорогу.
В том же 1932 году он стал первым начальником созданного вагонного депо станции Лянгасово. "Из-за ухудшения ремонта вагонов", - как он написал в автобиографии, с должности начальника депо в 1934 году освобожден и стал работать осмотрщиком вагонов, ревизором, начальником службы на станциях Киров I и Лянгасово.
8 декабря 1937 года Петр Павлович Балич был арестован органами НКВД. Ему было предъявлено обвинение в "проведении активной диверсионно-вредительской работы в вагонном хозяйстве железной дороги", по ст. 58 пп. 7, 9, 11 УК РСФСР. Его жена в 1957 году в заявлении в прокуратуру писала: "Нагрянули представители НКВД, забрали мужа, и с тех пор я не знаю, где он. Меня в тот же день выбросили на улицу со всеми вещами и предложили отправляться на все четыре стороны". Вместе с П.П. Бабичем по делу проходило еще 8 железнодорожников-вагонщиков. Все они были признаны виновными во вредительстве, и большинство из них расстреляно.
Петр Павлович Балич был казнен 16 марта 1938 года в г. Горьком. В 1958 году реабилитирован Кировским областным судом, который признал, что "считает осуждение Балича к расстрелу в 1938 году при отсутствии событий преступления незаконным".
Так архивные материалы раскрыли нам биографию этого человека, заслужившего, чтобы его помнили и в Оричах, и в Лянгасове, в истории которых Петр Павлович Балич оставил свой след.
Основание: ГАСПИ КО Ф.П-4112. Оп.17. Д.701,
Ф.П-1290. Оп.104. Д.145, Ф.Р-6799. Оп. 4. Д.СУ-5024
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.