Конструктор танка Т-34 М.И. Кошкин и Вятка

Жизнь Михаила Ильича Кошкина (1898-1940), конструктора легендарного танка Т-34, была связана с нашим городом. Хотя в Вятке он жил всего 5 лет, это был важнейший этап в становлении его как личности, как организатора. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, в отделе хранения документов КПСС.

В своей автобиографии Михаил Ильич Кошкин писал, что он родился в 1898 году в Ярославской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил трехлетнюю сельскую школу. В возрасте 11 лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Восемь лет Михаил Кошкин проработал на различных кондитерских фабриках Москвы и стал квалифицированным рабочим-кондитером. В 1917 году служил в царской армии, в 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, служил рядовым бойцом и политработником. В 1921 году Кошкина направляют на учебу на военно-политические курсы в г. Харьков, а по их окончании как наиболее одаренного, молодого и перспективного — на учебу на партийный факультет Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова в Москву [1].

После учебы в университете начинается вятский период в жизни М.И. Кошкина. По направлению Центрального Комитета РКП(б) в 1924 году он прибыл в распоряжение Вятского губернского комитета партии. В архиве хранится интересный документ — учетная карточка члена ВКП(б) М.И. Кошкина [2]. По ней можно проследить все этапы вятского периода его биографии.

С августа 1924 года Михаил Ильич трудился заведующим Вятской кондитерской фабрикой. Интересен тот факт, что работал Кошкин в здании бывшей кондитерской Якубовского. Это здание на улице Ленина напротив Центральной гостиницы сохранилось по сей день, теперь здесь кулинария системы «Глобус».

С Вяткой Михаила Кошкина связывают и родственные узы. Именно в период работы здесь он знакомится с вятской девушкой Верой Катаевой, которая становится его женой. Здесь же родилась его первая дочь Елизавета.

В 1977 году Вера Николаевна с младшей дочерью Тамарой приезжали на открытие памятной доски на здании г. Кирова по улице Дрелевского (ныне Спасской), д. 31, где жил М.И. Кошкин после приезда в Вятку. Фотографии этого события хранятся в архиве [3].

В 1925 году М.И. Кошкин был утвержден заведующим отделом пропаганды и агитации Второго райкома ВКП(б) г. Вятки. Город Вятка в то время был разделен на три партийных района: Первый, Второй и Береговой. Во Второй район входили парторганизации железнодорожных станций Зуевки, Вятки I, Вятки II, железнодорожных мастерских и некоторых учрежденческих организаций. Это был самый пролетарский район Вятки.

М.И. Кошкин занимался организацией лекций, докладов, политических информаций. В архиве сохранились протоколы заседаний агитационно-пропагандистской коллегии Второго райкома партии, которой руководил М.И. Кошкин. На них рассматривались вопросы работы агитаторов на местах, деятельность клубов при предприятиях, проведение агитационных кампаний и др. [4].

В октябре 1926 года Михаил Ильич переведен на должность заведующего Вятской губернской советско-партийной школой. В архиве имеется архивный фонд Вятской губсовпартшколы. Сохранилась и фотография, на которой изображен М.И. Кошкин среди преподавателей [5].

Один из документов фонда – свидетельство об окончании губсовпартшколы  1925 года. По нему мы можем представить, какие дисциплины изучали курсанты: русский язык, математика, естествознание, экономическая география, общая история и история партии, политическая экономия и некоторые другие [6].

В фонде имеются также протоколы заседаний педагогического совета школы или, как тогда называли, учебной коллегии преподавателей, за 1927-1928 годы, на которых присутствовал М.И. Кошкин. На этих заседаниях обсуждались вопросы строительства новых кабинетов для занятий, усиления формы руководства и контроля над работой курсантов и др.

По документам можно проследить деятельность М.И. Кошкина как заведующего школой. На собраниях школьного совета Михаил Ильич выступал о насущных вопросах: переучете инвентаря, сокращении штатов, итогах академической оценки курсантов, финансовом положении школы [7].

В архиве хранятся приказы по Вятской губсовпартшколе, подписанные М.И. Кошкиным, в т.ч. приказ № 150 от 27 января 1928 года о передаче полномочий заведующего школой тов. Колодкину Александру Михайловичу [8]. Сохранилось командировочное удостоверение М.И. Кошкина для поездки в Москву и др. документы [9].

В списке личного состава служащих и преподавателей школы за 1927-1928 годы значится Михаил Ильич Кошкин (указан период его работы с 15 октября 1926 года по 28 января 1928 года) [10].

В 1928 году М.И. Кошкина переводят на работу в Вятский губернский комитет партии. Он работал сначала заместителем заведующего, а затем заведующим агитационно-пропагандистским отделом.

В списке личного состава Вятского губернского комитета ВКП(б) за 1928 год указан оклад М.И. Кошкина в сумме 183 рубля и адрес проживания: город Вятка, улица Урицкого, дом 4, квартира 11 [11].

В архиве хранится удостоверение заместителя заведующего агитационно-пропагандистским отделом Вятского губернского комитета ВКП(б) М.И. Кошкина о командировке в Нижегородский губернский комитет ВКП(б). Документ датирован 23 марта 1928 г. [12].

На должности заведующего отделом М.И. Кошкин большое внимание уделял преодолению безграмотности среди населения деревень, расширению сети школ и библиотек, подготовке кадров учителей и политпросветработников, улучшению идеологической работы в деревне. Он проводил заседания агитационно-пропагандистского отдела с приглашением специалистов. На совещаниях шло обсуждение деятельности рабочих клубов и партийных организаций по разъяснению решений партии.

В архиве имеется фотография, где он изображен с  сотрудниками отдела [13].

Отдельно заслушивался вопрос о радиофикации Вятской губернии. М.И. Кошкин на нем предложил распределять радиоустановки по социальному признаку, чтобы они больше попадали к рабочим [14]. В 1929 году встал вопрос о существовании педагогического института в городе Вятке в связи с предполагаемым присоединением Вятской губернии к Нижегородской. М.И. Кошкин выступил за оставление института в Вятке, который был нужен не только для Вятского округа, но и для всего региона. Проблемы института обсуждали всесторонне: речь шла и о социальном составе студентов, и о классовом преподавании, и о работе НИИ краеведения и т. д. Решение было принято однозначно: пединститут оставить на Вятке [15]. Под руководством М.И. Кошкина обсуждались и некоторые другие вопросы, например, проведение революционных праздников в городе Вятке, обследование общественной работы учителей и о кинофикации Вятской губернии.

В феврале 1929 года М.И. Кошкин был избран делегатом XIX губернской партийной конференции [16].

В конце 1920-х годов в стране начал осуществляться план построения социализма: индустриализация, коллективизация и культурная революция. Одной из задач этого плана была подготовка новой советской интеллигенции. Для решения ее в стране создавались рабочие факультеты (рабфаки) при вузах, было организовано заочное обучение студентов, проводилась партийная мобилизация в высшие учебные заведения. В Вятский губернский комитет ВКП(б) пришло циркулярное письмо ЦК ВКП(б) от 29 января 1929 года «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы* в 1929 году» с разнарядкой об отправке трех членов ВКП(б) от Вятской губернии на учебы в институты [17].

По имеющимся архивным документам можно предположить, что М.И. Кошкин и стал одним из трех кандидатов, которые попали под разнарядку. 20 мая 1929 года бюро Вятского губкома ВКП(б) утвердило «партийно-деловой отзыв орграспредотдела губкома ВКП(б) на тов. Кошкина, зав. отделом АПО** губкома ВКП(б)» (протокол заседания бюро № 24 п. 7) [18].

Приведем этот отзыв полностью:

«Тов. Кошкин М.И. – рабочий. Член партии с октября 1919 года. Член бюро губкома ВКП(б). Окончил Свердловский университет. Был на хозяйственной работе. На руководящей партработе с 1925 года. С июля 1928 года – зав. АПО губкома партии. Обладает марксистской подготовкой, имеет широкий кругозор в вопросах партработы. С работой справлялся вполне. В работе проявлял большую инициативу и принимал активное участие во всех формах партийной работы. Имеет организационные способности. Партийно выдержан, идеологически устойчив.

Зам. зав. орграспредом губкома ВКП(б) Мелицев» [19].

М.И. Кошкин 23 августа 1929 года был командирован Вятской губернской парторганизацией на учебу в Ленинградский машиностроительный институт (позднее Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина). После окончания института в 1934 году он был направлен в опытно-конструкторский отдел завода «Красный путиловец» в Ленинград (позднее завод был переименован в «Кировский завод»). В 1936 году М.И. Кошкин уехал в Харьков, где создал свой легендарный танк Т-34.

Таким образом, из архивных документов Центрального государственного архива Кировской области можно сделать вывод, что за пятилетний период работы М.И. Кошкина в Вятке, он стал руководителем губернского масштаба, приобрел большой опыт организаторской и руководящей работы, который пригодился ему при руководстве конструкторским бюро в Харькове.

Кировчане по праву гордятся тем, что в их городе жил человек, создавший танк Т-34, лучший танк Второй мировой войны.

 

1. ГАСПИ КО. Ф. П-6810. Оп. 1. Д. 55. Л. 2-3.

2 Там же. Ф. П-4112. Оп. 18. Д. 3799. Л. 1, 1 об.

3 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 83. Л. 2.

4 Там же. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 108. Л. 21, 25-27.

5 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 75. Л. 1.

6 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 102. Л. 12.

7 Там же. Ф. П-1262. Оп. 9. Д. 3. Л. 9.

8 Там же. Д. 5. Л. 42.

9 Там же. Д. 15. Л. 17.

10 Там же. Л. 1 об., 2.

11 Там же. П-1. Оп. 6. Д. 223. Л. 129, 130.

12 Там же. Л. 32.

13 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 77. Л. 1.

14 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 99. Л. 48.

15 Там же. Л. 18-39.

16 Там же. Д. 8. Л. 3 об. -4, 5 об.

17 Там же. Д. 1. Л. 50, 51.

18 Там же. Д. 19. Л. 112 об.

19 Там же. Д. 24. Л. 119.

 

*     ВТУЗ — высшее техническое учебное заведение

*     *      АПО — агитационно-пропагандистский отдел

Комментарии

Очень интересно. Спасибо большое.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за интересную статью, Владимир Сергеевич!

Аватар пользователя skygrad

Что же мы видим? Типичный путь молодого партийца карьериста. При этом, никаких намеков на технические конструкторские способности. И вдруг в считаные годы он становится разработчиком отличной танковой машины. Не зря ходят разговоры, что настоящим конструктором Т34 был некий немец работавший в 30х годах в СССР. Кошкин, видимо, был поставлен номинальным руководителем группы разработчиков танка.

Аватар пользователя Виктор_В

Главный конструктор - это организатор, он не рисует сам чертежи и не режет шестеренки, для этого у него есть квалифицированные инженеры, токаря, слесаря и т.д. Из статьи Владимира Сергеевича, я увидел именно организатора. Времена гениальных одиночек закончились в 17 веке, разработка любого современного технологического продукта, это труд коллектива, а чаще даже коллективов разработчиков.

PS: про немца, видимо из того же источника, что и "Волго-Камские легионы" ))

Аватар пользователя Сергей Федорович

Главный конструктор - это прежде всего досконально , в мельчайших деталях человек знающий своё дело ! Этот человек который грамотно ставит задачу и отслеживает весь процесс изготовления ! Что такое сопрамат , знает не понаслышке . И конечно человек имеет богатый производственный опыт ! 

 

Аватар пользователя Виктор_В

Вы сейчас пишете на основе личного опыта? )) Имея опыт координации работ проектировщиков различных специалистов: инженеров-механиков, технологов, инженеров-гидравликов, инженеров-электротехников, материаловедов, двигателистов и т.д. и т.п. Вам помогли именно знания в сапромате? А почему не теоретическая механика, не стандартизация, не материаловеденье, не электротехника? Проектированием каких машин вы занимались (если конечно не секрет)?

Аватар пользователя VeraB

Спасибо, Вам за проделанную работу и статью! Меня просто удивляют высказывания некомпетентных людей! Как можно очернить имя столь умного и талантливого человека каким является Кошкин легендарный конструктор.Да, кстати может и Шпагину помогал какой-нибудь иноземец?

Аватар пользователя skygrad

Про Шпагина не скажу, а вот Калашников точно использовал наработки коллектива немецких конструкторов работавших в Ижевске после войны. Я никого не собираюсь очернять, для меня историческая правда превыше всего.

Аватар пользователя Виктор_В

Т.е. сначала вы в завуалированной форме сообщили, что Кошкин не способен в техническое творчество, а теперь еще Калашников, но по Шпагину у вас доказательств нет? ))

Аватар пользователя skygrad

В Ижевске в конце 40х работало 60 немцев во главе с самим Шмайссером. Российские конструкторы-таланты вроде Сикорского, еле унесшего ноги от расстрела ЧК и сидевшего за решеткой до пуска первых немецких фау Королева, в Советах подвергались преследованиям, поэтому для скорейшей индустриализации и военизации было приглашено много иностранцев, прежде всего, немцев, известных спецов. Впрочем, и им не весело было. Итальянец Бартини трудился за решеткой, а его новинки в области авиации присваивали советские партийные выдвиженцы.

Аватар пользователя Виктор_В

Т.е. по утверждению что вместо Кошкина работал неизвестный немец, никаких подтверждений нет, ок, понятно.

Миф о том что автомат Калашникова разработал Хуго Шмайсер, разобрали уже много лет назад.

Аргументы по первым двум закончились) В бой пошли Сикорский с Королевым))

Согласен с мнением Веры ! Так можно очернить любого выдающегося человека! Тем более если сами ничего не понимают в этом вопросе.

Спасибо, Владимир Сергеевич!

Кошкин замечательный организатор и руководитель. Но прежде всего гениальный конструктор.
Увидел, отстоял и воплотил технические решения, сделавшие Т-34 лучшим танком.
Жизнь положил за свое детище в прямом смысле, умер после ипытаний.
И лучший памятник конструктору - «тридцатьчетверки» на постаментах в множестве городов и сел.
Кошкин Михаил Ильич.

В электронном виде имеются воспоминания А.А. Морозова - главного конструктора КБ Харьковского тракторного завода. Ранее участвовал в проектирования узлов танков периода Т 34 Он не признает Кошкина главным конструктором Т34. Про немца ни звука.

В электронном виде есть еще Воспоминания главного конструктора Л.Н. Карцева - главного конструктора после Морозоа КБ Нижнетагильского Уралвагонзавода периода ВОВ.

Там иформация из первых рук, немного про Т 34.

Аватар пользователя skygrad

Если немного поискать в гугле то найдешь такое:

Осенью 1937-го конструктор Адольф Дик (Adolf Dick) начал разработку нового колесно-гусеничного танка БТ-20 (заводской индекс А-20) на заводе № 183. Он не уложился в сроки, за что был обвинен в срыве правительственного задания и получил 10 лет лагерей.

Кошкин сумел не только двигаться 'на обгон, а не вдогонку', дабы не стать 'врагом народа', и внести многочисленные модификации в проект А-20, но и получил разрешение от И.В. Сталина (Joseph Stalin) на разработку чисто гусеничного танка А-32. Новая модель с наращенной 45 мм броней и 76-миллиметровой пушкой поразила на испытаниях 'необычайно красивой формой', проходимостью и уровнем бронезащиты. 19 ноября 1939-го Комитет Обороны при СНК СССР № 443 принял модель А-32, названную танком Т-34, на вооружение Красной Армии.

Картина неприглядная: спешка, угроза арестов, свалили всё на немца, упростили недоработанную модель, удалось ее сдать, но недоработки оставались, опять спешка и нервы, и здоровье подвело...

Аватар пользователя Виктор_В

Адольф Яковлевич Дик разрабатывал колесно-гусеничный А-20. Кошкин настоял на чисто гусеничной машине. В вашей же ссылке все разобрано )

Аватар пользователя skygrad

упростили чтоб скорее сдать. Вообще, танк очень грубо сделан и неудобен для экипажа.

про а20

http://tanki-tut.ru/ussr-russia/a-20/

http://tanki-tut.ru/wp-content/gallery/a-20/Танки-в-Кубинке-в-1939-году.jpg

Аватар пользователя Виктор_В

Началось, "очень грубо сделан и неудобен для экипажа"...))

Напомню начало беседы:

Не зря ходят разговоры, что настоящим конструктором Т34 был некий немец работавший в 30х годах в СССР

Многоуважаемый Евгений, вы неудачно попытались очернить имя Михаила Ильича Кошкина. Я в свою очередь, обратил ваше внимание, что это бездоказательно. У меня нет самоцели отстоять справедливость во всем мире, остальную грязь по качеству танка и по работе других конструкторов можете оставить при себе. Удачи! ))

Аватар пользователя skygrad

Разговор начался с того, что Кошкин был человек советского большевицкого времени, партийный выдвиженец, сегодня его поставили руководить кондитерской фабрикой, завтра конструкторским бюро, послезавтра дожил бы до начальника архива. Но не повезло, время было жестокое для всех, и конструкторов и партийцев и простых работяг.

В данном споре нет истины. Еще пример. Ж.Я. Котин. 88 году Лениздат. Конструктор боевых машин. Из всего мною перечисленных главных конструкторов. Главный конструктор как дерижор. Сам только организовывает, направляет разработку, администратор, работает с правительством, заказчиком, которые не давали Т 34 участвовать в конкурсе. 

Внутри КБ существуют ведущие подразделения. Вот они делают танк. Поэтому А.А. Морозов имел свое мнение.  Конструкторов не коррекно обвинять в плохой конструкции. Все ограничивается в возможностью производства, оснащенностью. Сроками, специалистами, которых не хватало.

За 5 лет хороший конструктор, технолог может получиться только на бумаге. А главный конструктор получается. Тут много примеров.

Идеальный главный консруктор - Игорь Иванович Сиркорский. Все добивался с нуля. Как конструктор, организатор производства. После падения спроса на самолеты организовал конкурентно способные вертолеты.

Аватар пользователя Виктор_В

Ну, да) Главный конструктор скорее не проектировщик, а переговорщик и переводчик:

  1. эксплуатанты заказчика хотят, чтобы изделие и носки стирало и кофе варило, гл. конструктор должен их убедить выбрать что-то одно
  2. финотдел заказчика хочет, чтобы изделие стоило 100 руб, нужно их убедить что дешевле 1000 эксплуатантов никак не устроит
  3. плановики хотят серийность, завтра 100 изделий, в следующим году - 20, через год - 1000, нужно их убедить, что им нужны равномерные поставки по 300 изделий в год
  4. свои технологи плачут, что не хватает вертикально-сверлильных станков, нужно их найти, а лучше убедить заказчика, чтобы он своим авторитетом продавил необходимость закупки
  5. и все говорят на своем языке, каждого нужно понять и эту позицию донести до остальных заинтересованных сторон

Без профильного образования гл. конструктор не поймет ни своих, ни заказчика. Если гл. конструктор - гений, то он не обязательно гений в технике, но обязательно гений в переговорах.

Аватар пользователя skygrad

Главные особенности Т34 - наклонная броня и простота конструкции. Плюсы: относительная непробиваемость на данный момент и возможность быстро наладить массовое производство. Минусы наклонной брони: теснота внутри машины, сложность эвакуации в случае загорания, загазованность при стрельбе, опасная близость складирования боекомплекта. В силу этого танковые люки всегда держали открытыми, а снаряды старались поскорее израсходовать. Минусы простоты: отсутствие удобного обзора и средств связи, и как следствие невозможность индивидуального боя. Такие танки получали преимущества лишь при массированной атаке в лоб десятками и сотнями машин. Танковая лава продавливала оборону противника своей движущейся массой, конечно, ценой больших потерь. Но людей у нас никогда не жалели, а простых в производстве машин выпускали десятками тысяч.

Опубликовано пн, 27/05/2019 - 22:01 пользователем skygrad

Без коментария. Рассуждения некоторых специалистов типа Кулика.

Аватар пользователя skygrad

Мои суждения о тактико-технических особенностях т34 основаны на воспоминаниях наших танкистов. Кстати, немцы за небольшие габариты и торчащие открытые люки прозвали танк Микки Маусом.

Аватар пользователя Виктор_В

Судя по самодовольному тону, вы ничего не поняли, поясню: вас поймали на лжи и брезгливо в эту ложь палочкой потыкали. Я не стал развивать тему только в надежде, что проснется здравый смысл. Но не судьба, поэтому продолжим))

Вы действительно думаете, что человек читавший мемуары конструкторов, не знает как противник называл модели наших танков? Небольшой намек в картинке, если поймете ))

Военная техника предназначена для работы в экстремальных условиях на пределе возможностей, поэтому любое военное изделие имеет безумное количество недостатков (ваш список далеко не полный, я не являясь специалистом в танкостроении легко могу увеличить его вдвое). Танки не участвуют в конкурсе красоты с единственным участником, военная техника оцениваются по способности решать конкретную задачу. Задача средних танков - кошмарить пехоту и Т-34 справлялся с этой задачей на отлично на протяжении всей войны. А теперь назовите какой немецкий танк мог решать аналогичные задачи с первого до последнего дня войны?

"Минусы наклонной брони: ... , загазованность при стрельбе" Вы в геометрию умеете? Может это связано с плохой вентиляцией?

"Такие танки получали преимущества лишь при массированной атаке в лоб десятками и сотнями машин." Танки именно для этого и предназначены, прорыв обороны противника. А вы предлагаете атаковать с тыла? А как доставлять танки в тыл противника, на квадрокоптерах или гироскутерах?

"Но людей у нас никогда не жалели, а простых в производстве машин выпускали десятками тысяч." Взаимоисключающие параграфы, с логикой явные проблемы. Людей не жалели, поэтому отправляли в бой под прикрытием брони.

Вам не стали отвечать, потому что количества лютого бреда на единицу текста превышает всякие разумные пределы.

PS: В целом тема получилась жирная, раньше думал что ничего бредовей "Вятско-Камских легионов" от вас не услышу, но вы не сдаетесь, идете к новым высотам ))

Аватар пользователя skygrad

Народные историки нэ здаются, товарищ КААц! У меня обширные познания в различных областях.

Наклонная броня уменьшает внутренний объем танка и отсюда теснота и загазованность при стрельбе. Людей не жалели, отправляли в бой в неудобных и опасных машинах, выскочить из которых в случае пожара не всегда удавалось. Обучение танкистов было на уровне нынешних пилотов супер джетов. Только вместо надежд на автоматику надеятся можно было только на бога, которого по официальной версии не было.

Вопрос в концепции военных операций: побеждать любой ценой и численным перевесом. Отсюда предельно упрощенная ради массового производства конструкция оружия и техники и наплевательское отношения к наскоро обученым людям как винтикам в мясорубке войны. Задача конкретного пехотинца и танкиста ставилась предельно проста: только вперед чтобы преодолеть под огнем несколько километров или сотен метров. В дальней перспективе при наличии тысяча верстных тылов и превосходящих резервов эта тактика оказалась победной, но известной ценой.

 

Аватар пользователя VeraB

Интересно! Ничего не скажешь! Дорогие комментаторы Вы хоть сами то в армии служили? А может танкисты? Да!!!

Аватар пользователя VeraB

А вот отзывы о Т-34 . " Тридцать четвёрка" прошла всю войну от начала до конца,- писал маршал И. Конев,-  и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий. Его отличали высокая маневренность,  компактность конструкции, небольшие габариты, приземистость которая повышала его неуязвимость и вместе с тем помогала вписываться в местность, маскироваться, к этому следует добавить высокую проходимость, хороший двигатель, неплохую броню... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным."  Напомню маршал Конев наш вятской.

Аватар пользователя skygrad

Компактность и приземистость оборачивается теснотой и трудностями эвакуации когда жизнь зависит от секунды. Маршалам танк нравился, наштамповали много!

В армии я служил, правда в ВВ, это теперешняя Росгвардия, подавление разных бунтов, демонстраций и восстаний. В обычное время тренировались на заключенных.