Вятко, Вятка и вятичи
“Повесть временных лет” повествует: “… радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясехь,- Радим, а другий Вятко,- и пришедъма съдеста Радимъ на Съжю[1], и прозвашася радимичи, а Вятько съде съ родомь своимь по Оце, от него же прозвашася вятичи. И живяху въ миръ поляне, и древляне, и съверь, и радимичи, вятичи и хървате.” Созвучие названий Вятка - Вятичи давно привлекало исследователей. Еще в XVIв. польский историк Стрыйковский предположил, что река Вятка названа именно потому, что ее берега заселяли вятичи. Популярна была эта гипотеза и в XIX веке. Но в наше время неопровержимо доказано, что вятичи, по крайней мере, как особое племя, на Вятке никогда не проживали. Казалось бы, что здесь- случайное совпадение названий, какие встречаются нередко. Но все- таки думается, что это совпадение- не случайное.
Ряд исследователей объясняют слово “Вятка” из балто- славянского слова “Vent”, что значит «больше»[2]. Когда это название появилось- неизвестно. Может быть- еще в глубочайшей древности.
Около двух тысяч лет до нашей эры сюда, на Вятку, пришли индоевропейцы- предки славян, балтов, германцев, составлявшие тогда один народ. Несколько позднее появились родственные им легендарные арии- предки индийцев, иранцев и некоторых других современных народов. Климат тогда был теплее, чем сейчас, земля наша была покрыта светлыми сосновыми и березовыми лесами, через которые пастухи- кочевники и гнали свои стада, постепенно продвигаясь все дальше на север. По какому пути они шли- точно неизвестно. Возможно, что продвигались они из бассейна рек Большой и Малой Кокшаги, идя вдоль разных маленьких речек, и наконец вышли на берег Вятки. И назвали ее «Большая река». Местных жителей они научили скотоводству и обработке меди, а потом постепенно смешались с ними, оставив в удмуртском языке свои слова. Еще «Вятка» похоже на слово «вода»- похожиме слова существуют и в индоевропейских, и в финских языках. По- удмуртски вода- ву, по коми- ва. Ведь до ариев река тоже как- то называлась, раз на ней жили люди. Такие названия рек- «река», «вода» «большая река» - часто встречаются по всему земному шару: Бадзым кам, Нева, Онега, Большая, Гран- Ривер.
А тысячелетия спустя сюда пришли русские, и снова истолковали название по своему: «маленькая вода» (с уменьшительным суффиксом «-ка»). Так и переходило название из языка в язык, и каждый народ толковал его по своему.
А имя Вятко происходит от того же слова «больше». По- старославянски «больше»- «вяще», «вячше». Таким образом, Вятко- Вячко- «большой человек»- имя, вполне подходящее для вождя. А Вятка- «большая вода». И происходят эти имена от одного слова.
Еще один пример культурного влияния ариев на удмуртов. В священной книге иранцев «Авеста» и других произведениях персидской литературы говорится о правившем в глубокой древности царе Йима. Правление его длилось более 600 лет и было счастливым временем для народа. Царь в два раза расширил пределы своей страны. Конец его правления сопровождался суровыми зимами, но Йима по научению верховного бога Ахура- мазды построил крепость, в которой жители страны укрылись от морозов.
Но Инмар, Имма- это имя верховного божества удмуртов. Святилище бога Имма до прихода русских находилось на месте города Кирова, а потом многократно переносилось. Нет ли здесь связи с легендарным царем…
У Александра Вештомова в "Истории вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год через 600 лет" разделяются понятия славянских Вятичей (по "Летописи временных лет") и финских Вятичей, они же Вятчане. Так, что я думаю имя князя ляхов Вятко просто имеет схожее звучание.
Вятка однозначно название принесённое русскими (скорее всего новгородцами) племенами, так как у вотяков река Вятка называлась Нукрать - "Серебрянная река" (Россия. Полное географическое описание. том 5. стр.551. автор В. П. Семёнов-Тян-Шанскогий )
Удмурты реку Вятку зовут Ват, Нукрат это булгарское и татарское название. К слову Серебряная оно вряд ли имеет отношение. Ноград на иранском Новый город. Как и на славянском! Племя нукерде и т п. встречалось у оногузов. Возможно от имени Угра или Нугра, то самое, что проживало в Прикамье в 5-9 веках, от которого пошли финноугры.
в наше время неопровержимо доказано, что вятичи, по крайней мере, как особое племя, на Вятке никогда не проживали....
Это устаревшее мнение и ничего не доказано. Достаточно сказать следующее. На территории нашего соседа Татарстана до прихода сюда булгар в 8 веке жили именьковцы. Ныне их считают праславянами. Часть их ушли от булгар на запад и смешавшись там с какими то славянами дали начало Окским вятичам. Если именькомцы ушли так далеко на запад, то почему бы части их не отойти немного на север, на Вятку? И смешаться там с местными финноуграми. Но родство окских и вятских (нукратских) вятичей существовало и связи этих двух анклавов прослеживаются в 9-13 веках. Тех и других булгары звали Батыш, искажение от Вятич. Наши Баташи отсюда. Это только один аргумент, есть много других.
Что касается названия. Ват Вод - это вода на многих языках. Реку Вати упоминает Фадлан как переправу на пути к булгарам. Река Вятка могла иметь разные названия у разных народов, живших на ее берегах. Самое древнее я связываю с геродотовскими гелонами и будинами, - это европейский и азиатский компоненты Вятской Ананьинской АК, позже известны как хлыны и вотины.
Гелоны на Вятке явно не жили. Они жили, по видимому, в Приднепровье, среди будинов. Гелоны имели развитое земледелие, имели сады (на Вятке земледелие тогда было весьма примитивным, а садоводство широко распространилось только в новейшее время). У гелонов был огромный по тем временам деревянный город Гелон, где были деревянные же храмы с изваяниями греческих богов. Но обращает на себя внимание сходство обряда жертвоприношений у удмуртов и древних греков. Будины жили в лесах по Дону и, видимо, Днепру. Граница леса и степи тогда проходила, как считается, севернее, чем сейчас. Тем не менее, указанные народы жили не в верховьях названных рек, а южнее. Могли они жить и северо- восточнее, но ни у Геродота, ни у других авторов таких сведений нет.
Статья по этой теме.
"Вятчане в погоне за красивым самоназванием не просто сменили название своего этноса, а присвоили название канувшего в лету, выродившегося народа вятичей".
"Председатель Межрегиональной общественной организации содействия возрождению Яранского района МОО «Земля Яранская» Вадим Кабанов обратился к землякам с просьбой уважать свое древнее имя и не называть себя вятичами".
http://nabludatel.ru/news/80559-vadim-kabanov-zhiteli-kirovskoi-oblasti-nazyvaite-sebja-pravilno.html