От служилых Бежецкой пятины к служилым Вятки. 16-17 век. Теоретические наброски, квази уно фантази.
Глава I
Окул Гудин, Бежецкая пятина 1545 год. Волость Добрыни.
1) Гудин — прозвище от Гуды, Гудай, Гудас.
Цитаты:
«Д.И.Иловайский ( 1832- 1920) считает, что от имени Гуды пошла форма
Гудин или Годин» (с) https://studylib.ru/doc/3859878/e-tnicheskoe-proshloe-gudov-yugo
«
«Гудас - те, кого на латыни римляне называли Gothes — готы, т.е. буквально - варвары». (с)
«Гуды (лит.Gudai)— одно из литовских названий белорусов» (с)
«В Пруссии гудами называли жемайтов Российской Империи, а также других восточных и южных соседей—белорусов, поляков и русских» (с)
«Gudai буквально может означать то же самое, что в русском "немец" в значении "немой, неспособный говорить на понятном языке" (с)
«От этнонима гуды, или соответствующих антропонимов происходит название ряда населённых пунктов в Белоруссии (около 15 на границе с Литвой). Это частое название в Литве (по всей территории около 150).» (с)
2) Отрывок из Писцовой книги Бежецкой Пятины 1545 г., волость Добрыни , с листа 549 об.,:
« В Добрынях же за Васюком, Олексейцом, Ивашком Некрасовыми детьми Олекина, отцовское поместье...» Далее идет перечисление 11 населенных пунктов, среди которых видим на л. 550 об. :
« ..да Васюку ж с братьями придано к старому их поместью … Шараповское поместье Иванова сына Разструбаева, Ивашково поместье Гридина сына Дурова: …» - идет перечисление нп, последним из которых значится - « починок Окулиха и Гудьно тож: во дворе Окул без пашни.»
На этом описание поместья Олекиных заканчивается. Со следующего листа( 551) начинается описание соседнего поместья Ширяйки Максимова сына Шамшова и следующего поместья Офони Давыдова сына Арцыбашева.
На этом волость Добрыня заканчивается.
Кто эти землевладельцы, написанные в Добрынях в 1545 году?
А) Олекины (Алекины)
Цитаты:
«Сын боярский Безсон Алексеев Олекин в конце XVI столетия владел поместьем в Новгородской области.» (с)
Возможно имеется в виду сын упомянутого выше Олексейца Некрасова Олекина. Назван боярским сыном.
Второй раз род назван боярским в книге А. Головкина https://www.finnougoria.ru/logos/proza/2973/48444/
- «...упоминается в Новгородских писцовых книгах XVI века, когда селом Добрыни владел боярин Матвей Александрович Олекин».
Олекины в Добрынях имеют сообща 26 нас.пунктов (https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38107 ), о боярстве ничего не известно, и Добрыни это не село, а волость.
Для меня происхождение Олекиных остается нераскрытым, представители рода в 17 веке жили в Серпухове и Тарусе. Судя по тому, что Олекиным отданы поместья, бывшее ранее за новгородцами, сами Олекины - московские служилые люди, возможно, как и их соседи Шамшовы, — боевые холопы ( см. ниже).
Б) Шарап Иванов Разструбаев, чьё поместье отдано Олекиным.
Не нашёл информации, кроме той, что это новгородские помещики.
В) Ивашка Гридин Дуров, чье поместье отдано Олекиным.
Новгородский род.
Цитаты:
»Иван Белянец и Иван Гридин Дуровы — помещики Вотской пятины из Писцовой книги 1500 года.» (с)
«Род происходит от новгородца Дементия Ивановича Дурова, переведенного князем Иваном III Васильевичем из Новгорода в Москву (1478). Тиун великого князя Афанасий Дуров (1495—1497).» (с)
Г) Ширяйка Шамшов, сосед Олекиных.
Шамшовы - происходят от холопа И.Ю. Патрикеева (1419-1499)-от Одинца Шамшова. В Добрыне и в соседней волости Гостыничи жалован поместьями целый клан Шамшовых, порядка 25-ти человек представителей рода имеют во владении 86 нас. пунктов ( https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38107 )
Д) Офоня Арцыбашев. За ним 9 нас. пунктов.
Цитата:
«Арцыбашевы (также Арцыбышевы и Арцыбушевы) - старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от Петра Кашпарова сына Арцыбашева, приехавшего к великому князю московскому Василию III из Литвы.» (с) там же
Случайно ли, что Арцыбашевы имеют предков, приехавших из Литвы, а Шамшовы - холопы И.Ю. Патрикеева, прямого потомка литовского князя Гедимина? Возможно ли, что Шамшовы сами выходцы из Литвы? Тут же и починок Окула « Гудино тож», - название характерное для литовских поселений ( см. выше , в Литве 150 мест с названием «Гуд..») .
Могли ли поместья даваться с учетом родственных отношений и т.п. коррупции - землячество, клановость и т.д.? Олекины тоже могут иметь литовское происхождение, например, от Патрикея Наримунтовича, предка И.Ю. Патрикеева, у которого был сын Александр = Олелько, Олеко. Тогда в Добрынях было бы клановое Патрикеевское поселение.
Между прочим, И.Ю. Патрикеев, будучи крупнейшим военачальником Василия II, имел отношение к Вятке - « в 1459 году году Иван Юрьевич Патрикеев взял Котельнич и Орлов, а после осады ему сдался и Хлынов» (с) .
Главное для нас:
Две соседние бежецкие волости Добрыня и Гостыничи розданы в поместья московским служилым людям, между новыми поселенцами поделены имения бывших новгородских помещиков , прежние хозяева покинули этот район. Произошла смена населения после 1498-1504 годов. Значит к 1545 году эти земли находились за служилой корпорацией около 30-ти - 40-ка лет.
См. важную статью: канд. ист.наук М.М.БЕНЦИАНОВ. «ДЕТИ БОЯРСКИЕ "НОВГОРОДСКИЕ ПОМЕЩИКИ". НОВГОРОДСКАЯ СЛУЖИЛАЯ КОРПОРАЦИЯ В КОНЦЕ XV — СЕРЕДИНЕ XVI в» https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2796/1/pristr-03-15.pdf
Поместья — это имения, данные на срок службы. В 1545 году понятие «поместье» не тождественно «вотчине», в отличии от вотчины поместья не наследовались, значит вышеозначенные господа в Бежецкой пятине, волостях Добрыня и Гостыничи в 1545 году на момент переписи находились при исполнении службы.
Таким образом, починок «Гудьно тож» и его безпашенный хозяин Окул принадлежали действующей служилой корпорации.
Глава II
Вятские Окуловы -Гудины (они же Гудихины, они же Годины)
1) Вотчинная деревня Родки Давыдова Окулова.
Цитата:
«Того ж дня ( 9 июня 1636 ) дано на льготу , а после льготы на оброк Орловского уезда Кудинской волости Родке Давыдову сыну Окулову в той же Кудинской волости пустой деревне его же вотчинной Новоселовской на полполчети выти , а льготные ему дано на 8 лет».
О какой деревне идёт речь? Родка Давыдов кроме актовых записей (2 однотипные) встречается только 1 раз - в 1646-м году в деревне Ульяновской. Деревню Ульяновскую можно с полным основанием назвать «родовым гнездом» орловских Окуловых , это н.п., к которому сходятся абсолютно все семейные линии. По видимому, Ульяновская деревня и есть «вотчинная деревня Новоселовская», по названию последнего жильца перед запустением -Михейки Новоселова ( после 1629 года некоторое время он оставался единственным жителем в деревне из 6-ти дворов) . Отец Родки Давыдова покинул Ульяновскую в конце 16-го- начале 17 -го века и проживал в деревне Вошкино под Котельничем.
Всего в базе переписей Родной Вятки записи про крестьянские «вотчинные деревни», «вотчины» и «вотчинников» встречаются 17 раз ( с актовыми материалами — до 20-ти) в книгах с 1592-го по 1678-й годы. По уездам :
Орловский - 6 раз,
Котельнический - 1 раз,
Хлыновский - 2 раза,
Слободской* - 8 раз
Для простого наследования земли в крестьянском смысле (от предыдущих поколений) - очень уж малое количество записей, подобных записей должно быть раз в 10 больше, по самой минимальной планке.
- * : добавил 3.10.24 - а ведь в самом деле, Слободской - служивый регион, само название подсказывает, что вотчин здесь должно быть роздано больше, чем в том же Хлыновском .
Возможно в этих записях речь может идти о заслуженных вотчинах, данных по грамоте? По крайней мере в ранних, до Соборного Уложения 1649 года, к которым относится и вотчина Родьки Окулова.
В «Актовых материалах» на Р,В, есть пример вотчины:
«18. Выпись, данная писцом Аф. Толочановым котельничанам Петровым, на владение вотчинною землею, пожалованною их деду (еще в половине XVI столетия) царем Иваном Васильевичем. 7138 (1629) года ноября 16.» https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=289-0101
Там же в «актовых материалах» можно найти ещё примеры заслуженного вотчинного владения, в т.ч. во второй половине 17 века. Поиск работает не слишком удачно, я набирал «вотч», и «вотчина», тем не менее был пропущен, например , результат « Родке Давыдову сыну Окулову в той же Кудинской волости пустая деревня его же вотчиная Новоселовская».
Итого, имеем факт - у Окуловых написана вотчинная деревня. Отождествляю её с д.Ульяновской, предполагаю, что она получена за службу.
Посмотрим, что получится, если развивать эту идею дальше.
2) Давыдка Окулов из деревня Вошкино под Котельничем.
Давыдко Окулов записан в 1615 -1646 ( годах в деревне Вошкино под Котельничем, в 35-ти км от Ульяновской деревни. Через его сыновей Родку и Самылку Давыдовых, через его внука Тита Савина и правнука Лучку Титова, живших в дер. Ульяновской, очевидно, что Давыдко Окулов связан с ульяновскими Окуловыми родством, он — представитель того же семейства Окуловых -Гудиных. Как Давыдко оказался в Вошкино рядом с Котельничем, почему оставил вотчинную деревню Ульяновскую?
Отвечаю :
До 1605 года г. Котельнич не выделялся никакими достижениями и преимуществами перед г.Орловым. Напротив, это был глубоко депрессивный район, и переселяться туда не было никаких предпосылок. В 1605 году Котельнич охвачен беспорядками связанными с движением Болотникова, их не удалось погасить ни местному старосте Митьке Куршакову ни вооруженному отряду пермяков шедшему через город, волнения улеглись сами собой. Имело ли смысл Давыдке Окулову в условиях непредсказуемых событий соваться в огнеопасный район? В 1609 году Котельнич захвачен и сожжен сторонниками Лжедмитрия, стрелецкий сотник глава Котельнича посажен на кол, крестьянские хозяйства разорены, крестьянские жены «опозорены», учинены грабеж и насилие над мирным населением округи. В связи с такими событиями хлыновский воевода Ухтомский собирает ополчение в Орлове и идёт на Котельчнич. В рядах ополчения Давыдко Окулов мог попасть в Котельнич ( дер. Ульяновская в радиусе сбора ополчения, находясь в 12-ти км от г. Орлова). Приняв за рабочую теорию, что родная деревня Давыдки (Ульяновская) является заслуженной вотчинной, надо подумать о том, не входил ли сам Давыдко в служилую корпорацию, как до него предки? И не остался ли Давыдко в Вошкино по итогам похода с ополчением Ухтомского к Котельничу?
Котельнический уезд переживал период тяжелого упадка, глубокой депрессии , затянувшейся на 10-15 лет и более. Сохранялась угроза новых нападений лихих людишек. Логично предположить, что Давыдко, будучи служилым человеком, был посажен у стен Котельнича ( Вошкино) пограничником, вместе с другими служилыми людьми в составе поселенного войска, чтобы не пришлось иной раз заново искать ратников вдалеке и собирать ополчение наспех. Род Окуловых в Вошкино прервался на самом Давыдке, последний раз его имя в Вошкино значится в 1646 году. Дети Давыдки либо возвращались в вотчинную деревню предков -Ульяновскую, либо разбредались по миру, но никто из них не остался в Вошкино.
Итого, переселение Давыда Окулова к Котельничу могло случиться в результате участия в походе Ухтомского 1609-го года. К получению грамоты на деревню Ульяновскую сам Давыдко отношения не имеет, деревня была дана кому- то из предков, скорей всего деду Давыдки — Окулу Гудину. Возможно бежецкий Окул из починка Гудьно, принадлежащего служилой корпорации и Окул Гудин с Вятки, оставивший после себя вотчинную деревню — одно лицо: Окул Гудин приехал на вятское поселение в связи с получением заслуженной земли, а может и для несения службы, других причин (вроде бегства от чумы, голода, опричнины) в таком случае можно не искать.
Принадлежность к воинской корпорации могла по наследству передаться Давыдке Окулову, поэтому он стал участником военного похода и в последствии был поселен у Котельнича.
3) Служилые дети и соседи Давыда Окулова.
1615 г. Деревня Вошкина
(в) Савка да Юшка Вошкины, да дети их Овдокимко да Спирка
(в) Давыдко Окулов да дети его Савка да Васька
Считаем ( см. выше), что Давыдко Окулов был служилым человеком, поселенным в деревне Вошкино. Логично предположить, что соседи Давыдки тоже был служилыми пограничниками.
Через 5-7 лет, в 1620-1622 годах в слободе Кукарке обнаруживается Спирка Савельева Вошкин - сын соседа Давыда Окулова по деревне Вошкино.
Цитата : «(фото 2384)(лист 600 об)
Во дворе Тимошка Халда да Спирка Савельев Вошкин, на чети выти «
Слобода Кукарка — это военное поселение, жители которого сочетают гражданские занятия с военной службой. Значит ли это , что Спирка Вошкин - служилый (как и его отец) ? Думаю, что да, Спирка Вошкин продолжатель династии служивых людей.
Дети Давыдка Окулова тоже продолжают династию, они обнаруживают себя не где-нибудь, а там же — в слободе Кукарке. Правда, сын Давыда Савка лично в переписях отсутствует ( скорее всего, умер до 1646-го года или просто не отождествлен, мог быть записан под прозвищем), зато дети Савки (внуки Давыда) - Степан и Титко — записаны в слободе Кукарке в 1646 м году «соседями». В то время они — молодые люди лет 15-ти -17-ти.
Кроме того, в Кукарке имеются топонимические следы пребывания Окуловых в 1620-1640-х годах: Окуловский ключ, Окуловская Курья и Окуловский Наволок возле деревни Большое Лужаново, по «Писцовой книге Казанского уезда 1647—1656 годов». .
Названия эти могли возникнуть в связи с деятельностью Савки Окулова. Других Окуловых ( или людей с именем «Окул»), кроме членов нашей семьи, в то время в Кукарке не известно.
Итого, предположение о принадлежности жителей деревни Вошкино к служилой корпорации как будто подтверждается, благодаря молодому поколению. Тогда и военно-обязанное положение Давыдки к походу 1609 года, и заслуженная предками вотчина на Вятке и бежецкий служилый Окул из починка Гудьно 1545 го года - всё выстраивается в одну логически связную цепь событий.
Обрисую контуры картины, вырисовывающейся согласно теории:
Окул Гудин из починка Гудьно (1545 г., поместье Олекиных, волость Добрыня , Бежецкая пятина, Тверская половина) принадлежал к военной корпорации.
По каким-то заслугам он был жалован деревней (пашней с угодиями, вкл. пашенный лес, луг, и тп.) в Орловском уезде на Вятке и передал вотчину по наследству сыновьям. Название деревни - «Новоселовская» - возможно, было прописано в грамоте 16 века, когда оная деревня была возрождена из пустоши новоселами. Позднее стала называться Ульяновской, а может это её природное название, по основателю. Возможно также, что название «Новоселовская» появилось в актовой записи по последнему оставшемуся в деревне жителю на 1630-й год - М. Новоселову. Сам Окул Гудин был уже в возрасте( родился в ~1520-25 году) , когда завел известных нам детей - Тимоху, Михаля и Терешку (все - Гудины), предполагаемые годы их рождений — 1560- е — 1580-е . Получилась так из-за службы, возможно только по прибытию на Вятку.
Давыд Окулов, вероятно, был внуком Окула Гудина. Впрочем, сын или внук - этот вопрос окончательно еще не решен в отношении Давыдки, Иванки и Олешки Окуловых.
Давыд Окулов принял участие в походе Ухтомского к Котельничу в 1609-м году и остался жить возле Котельнича в составе поселенного войска - в деревне Вошкино.
Старший сын Давыдки — Савка, продолжатель династии, - отправился в Кукарку на военное поселение около 1620-го года, там подарил свое имя Окуловскому наволоку, курье и ключу, возможно осуществлял деятельность сродни таможенной в месте перетаскивания лодок через вятские отмели возле деревни Большое Лужаново. Умер рано, оставив после себя детей Степана, Тита и Офонасия.
Три других сына Давыдки - Родка, Васька и Самылка вернулись в вотчинную деревню ( Ульяновскую).
Ещё один сын Климко —покинул Вошкино, но остался в Котельничском уезде.
Продолжение службы, пятидесятник Миронко Окулов , представитель той же семьи:
1662. Котельницкого ж уезду оброчной стан, а в нем..
Дозорная книга дворов, поставленных после переписи 1646 года на посадах и в уездах вятских городов письма и дозора Иваниса Михайловича Кайсарова, 1662 г. https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-1209-1.3-54/3561246
..(идет список сотников и пятидесятников) …пятидесятник Миронко Окулов
Миронко - внук Михалки Гудина, правнук Окула Гудина. Дед Миронки - Михалко Гудин оставил деревню Ульяновскую ориентировочно в 1620-х годах и отправился в Окатьево
на Моломе, там у них с братом Тимохой поставлен починок их имени. Может они поехали туда тоже по службе? Окатьево только -только начинало развиваться, помнится до 1620-х на Моломе селений не было ( что странно) .
Олег, как представитель рода Окуловых хочу сказать вам большое спасибо за проделанную работу.
Очень сложно бывает связать имеющиеся события и факты в документах 16-17 века в единую линию, вам это удалось.
Можно, конечно оспаривать какие-то предположения, но чтобы оспаривать их, тоже нужны аргументы, а не только сам факт отрицания.
Из имеющихся документов мы видим, что представители рода ранних «Окуловых» не были привязаны к определенному месту, довольно активно передвигались на большие расстояния и ваша версия очень интересна для меня.
Меня давно беспокоил вопрос, почему деревню Ульяновскую оставило все старшее поколение Окуловых https://rodnaya-vyatka.ru/comment/92578#comment-92578 ? Давыдко, Мишка, Тимошка, Иванко (исчез) - все. Объяснением было бы их служебное положение. Передвижения на большие расстояния тоже отвечали бы службе.
Титко Окулов , внук Давыдки, меж тем . всплыл в Хлынове, бок о бок с Ердяковыми, тоже служивыми!.
"Из книг вятских " 1592-1614 гг., л. 122:
На Ратной Дороге, между прочим... Это 1609 год.
Раздел называется " Починки новые переоброченые при князе Михайле Фед. Ухтомском" . Ухтомский был воеводой в 1609-10 годах.
Может сей починок Вошкинский на Ратной дороге и есть Деревня Вошкина после поселения там Давыда Окулова. Правда сказано , что починок был переоброчен, а деревня Вошкина - относится к тяглым. У Спицына есть такая фраза ( стр. 13) :
Про то, что деревня тяглая , мы знаем только из переписи 1615 года и 1628 го, т.е. спустя 5-6 лет и 20 лет, там про плату нет сведений.
Цитаты из неё и сравнение с тем, что есть в Добрынях:
То же самое можно ответить автору этой цитаты:
Приписываемые им к И.Ю. Патрикееву послужильцы ( боевые холопы) Шамшовы - на самом деле могут быть родственниками И.Ю.Патрикеева.
Второе следствие из цитаты: Олекины, Шамшовы, Апрцебашевы - соседи , занимающие всю волость Добрыни, что характерно для родственников. Смежная волость Гостыничи вообще полностью занята Шамшовыми. Налицо клан родственников, литовского происхождения.
Вот уж действительно! Не в бровь , а в глаз. Это самое начало статьи, вся статья написана с целью объяснить такое странное настроение уже после переселения в Новгородские земли московских служилых. Мы наблюдаем литовцев собранных в одном месте, почему бы не быть настроениям. .
Т.е. проще говоря, стараниями самой Москвы к 1550-му году в центре государства зрела нехорошая ситуация - сложилась самостоятельная служилая корпорация с пролитовскими настроениями. Её нужно было немедленно разогнать, разобщить. Сегодня это можно сравнить например с бунтом Пригожина ( ЧВК Вагнер) - самостоятельная сила не подчиняющаяся никому из центра.
Дальше в статье выясняется, как докатились до жизни такой.
Продолжение следует...
надо вчитаться
13.3 % всех новгородских поместий - за холопами, авторы подозревают, что на самом деле намного больше. Селили всех, страна остро нуждалась в присутствии здесь людей, как-то само собой получилось, что много неугодных сослано сюда.
Со страницы 253 много написано про наши волости Добрыня и Гостыничи.
Чтобы не приводить обширных цитат, скажу своими словами:
На удивление, худородное общество новгородских служилых пользовалось привилегиями старинного Новгородского боярства, их никто не отменял! И сам царь апеллировал к древности новгородских помещиков, так словно они действительно шли от Гостомысла, а не были посажены совсем недавно. ( со стр. 255-256) . В руках новогородских помещиков сосредоточились огромные полномочия. Так было ДО СЕРЕДИНЫ 16 ВЕКА. После этого решили таки лавочку прикрыть. 1545 год это самая середина, поэтому все сказанное по видимому очень важно.
Продолжу разбирать статью.
Вот, есть участие в походе на Казань. Что видно, как давно заметила Татьяна Братушкина, и из текстов Переписей Бежецкой Пятины. Много вдов записано и прямо сказано, что лишились мужей в Казанском походе.
Со следующих слов
Автор статьи рисует картину постепенной смены политики в отношении новгородских земель, отмены "старины", расселению в другие регионы, и т.д. Меры признаются неудачными, что в конце концов приводит к уничтожению новгородских земель опричниной раз и навсегда.
Таким образом, вариант бегства с бежецких земель в 1570-х -1580-х остается в силе .