Этот пост призван наглядно показать, что в 1678–1752 годах на Вятской земле (в Вятской провинции) никакого города/городища Вятка помимо города Хлынова ни в устье Моломы, ни ещё где бы то ни было, не существовало. Здесь приведены фрагменты карт, чертежей, ландкарт как русских, так и иностранных картографов последней четверти XVII - первой половины XVIII вв. Об иностранных картах, где присутствуют одновременно города Хлынов и Вятка, позднее напишу отдельный пост.
1. Чертёж Сибири 1678 г. (иногда датируют 1682 г.). Приписывают молдавскому боярину Николаю Гавриловичу Спафарию, путешественнику, географу. https://ru.wikipedia.org/wiki/Спафарий,_Николай_Гаврилович Южная ориентация карты. Однако интересно, что вятские города (всего три) Хлынов, Орловец и Котельнич расположены согласно северной ориентации карты. Обозначена река Ватка.
2. Чертёж вновь Великопермские и Поморье, Печерские и Двинские страны до Соловецкие проливы со окрестными жилищи. Из Чертёжной книги Сибири 1701 г. Семёна Ульяновича Ремезова. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ремезов,_Семён_Ульянович При изображении Вятской земли Ремезов перепутал реки, и выше Хлынова города Слободка и Шестаков разместил не на Вятке, а на её притоке, который назвал Шестаковка. В результате Орловец оказался гораздо выше по течению реки Вятки, чем Хлынов. На реке Каме отмечен город Чортов, который вроде бы уже давно должен быть городищем. Однако выше Котельнича (около него) никакого городища Вятка не наблюдается.
3. Путь из Москвы в Тобольск. Копия карты на французском языке, выполненная кем-то из русских геодезистов для французского астронома Жозефа-Николя Делиля. https://ru.wikipedia.org/wiki/Делиль,_Жозеф_Никола В описании карты указаны года 1724–1729. Я бы датировал её 1740-ми гг. (не позднее 1748 г.). Очертания реки Вятки (Wiatka fl.) уже приближены к реальным. Названия городов, которые все находятся на своих местах, вполне понятны и не требуют перевода.
4. Карта «Nova Descriptio Geographica Tattariae Magna…», составленная шведским офицером Филиппом Иоганном Таббертом фон Страленбергом https://ru.wikipedia.org/wiki/Страленберг,_Филипп_Иоганн_фон и И. А. Матерном и изданная в 1730 г. в Стокгольме. Страленберг во время Северной войны был взят в плен и первоначально в 1711 г. отправлен в г. Хлынов, а позднее оттуда в Тобольск. Очертания реки Вятки (Wiatka) приближены к реальным. Города Котельнич (Kotelnitz), Орлов (Orloiva), Хлынов (Glinow), Слободской (Sloboda) расположены на своих местах. В нижнем течении р. Моломы (Modoma) отмечено множество сёл, из которых ни одно своим названием не похоже на Вятку.
5. Ландкарта Казанской губернии… годным сосновым лесам, составленная геодезистами братьями Иваном и Василием Шишковыми в 1733 г. Все вятские города на своих местах. Правда Орлов назван на московский манер – Арлов.
6. Укрупнённый фрагмент ландкарты 1733 г. с деревнями выше и ниже Котельнича. Никакого населённого пункта или городища с названием Вятка не наблюдается.
7. Чертёж, учинённой местам, где показывали руды, составленный шихтмейстером Алексеем Степановичем Москвиным https://ru.wikipedia.org/wiki/Москвин,_Алексей_Степанович и оберштейгером Иоганном Каспаром Меттихом в 1752 г. Очертания реки Вятки приближены к реальным. Все вятские города на своих местах со своими названиями.
Большинство карт предоставлено Иваном Худяковым, за что ему огромное спасибо!








Важно, что он здесь отмечен. А уж где, не суть. Не будьте так строги к Семёну Ремезову. Главной для него была Сибирь.
От Чортова городища (замка булгарского хана Ибрагима "Аламир-Султан") после набега новгородских ушкуйников осталась целой одна башня Алабуга. Если это не городище Елабуга, названное по ближайшему населённому пункту Елабуга, как это принято у археологов, назовите как-то по другому. В чём вопрос?
Евгений Анатольевич, но ведь Орлов и Хлынов уже описаны ранее, к тому же "по Котельнич сверху" не значит, что за "тридевять земель". Так можно и далее собирать + Слободу и Шестаков. Или есть какие-то пределы. По мне, так это и есть бывшие Колын и Нукрат-Вятка, стоящие рядом с Котельничем в пределах единицы измерения - 10 вёрст. Другие-то все показаны на расстояниях, кратных 10 верстам, что называется масштабом карты. Опять же, зачем называть предполагаемые вами Орлов и Хлынов во множественном числе "городы Вятка"? Полагаю, автор списка, он же автор "Чертежа полю", с которого делался список, Афанасий Мезенцев, был достаточно грамотным человеком и специалистом своего дела.
Городище возле Елабуги называлось в прошлом Чортов город в виду того, что место это было почитаемо окрестным населением как заповедное, обросшее легендами и верованиями. Поэтому церковные власти сначала объявили его бесовским, а потом построили монастырь дабы отгонять "нечистую силу", а заодно и ретивых верующих в нее)) . Когда страсти и память поутихли, монастырь перевели в более удобное место.
Сказки про замок "Аламир Султана" или хана Ибрагима (а также Александра Македонского) ни на чем не основаны. Сооружение это не имеет аналогов на остальной территории Булгарии, но во многом напоминает синхронные по времени (10-12 века) замки норманнов в Зап. Европе. С ранней Казанью схожая ситуация: укрепления стен такие же как в ранней Старой Ладоге, известной как колония скандинавов. В сагах упоминается за лесами Биармленда далекий Алаборг, за который идут войны конунгов. Арабы конкретно называют неких русов соседями булгар по другому берегу Итиля, текущего с востока (Камы). Не все понятно и однозначно с "провинцией Мартюба" в описании ДТ, кто там только не жил! Биш-Балта (пристань), от которой ведут отсчет основание Казани, основана выходцами с запада, - то ли колбягами, то ли скандами (или русами?). Потом некие самовольные "казанчии", "кары", шумбутцы и "чермыши" (белые и черные). На соседнюю нижнюю Вятку тоже селятся далеко не булгары. В общем, создается впечатление о некой особой "Внешней Булгарии" или "Булгар аль-харидж". Не случайно в русских летописях упомянуты отдельно "Булгары Камские и Волжские" и даже "Нукратские". Возможно, это одна из причин неприятия ДТ.
Но башня Алабуга существует, значит и замок был. У булгар он назывался "Аламир-Султан". Кан Ибрагим, судя по хронике, похоронен был в этом замке. Можно провести раскопки и найти захоронение, если таковое было. Биармленд и и Алаборг из скандинавских саг, вероятно, показывают на Биармию и, может быть, на ту же Алабугу, в переводе на русский. Биармия, Бийсу, Вису - не одна ли это территория? Волжскую Булгарию основал один из 5 сыновей хана Куврата. О хане Куврате, кстати, и собирала информацию Злата Александровна Львова, старший научный сотрудник Эрмитажа. Она и подтверждает достоверность "Джагфар тарихы" в той части, что касалась кана Куврата и его сыновей, каждый из которых получил свою часть Болгарии. Как в России все народы русскоговорящие, имеющие и свой язык, считаются русскими, так и в большой Болгарии, разделённой Кувратом между сыновьями, все народы считались болгарами по территориальному признаку, а не по национальности. Считали себя сами народы болгарами или нет, другой вопрос. Границы Болгарии описываются в главе "Волжская Булгария. Становление" (название книги не помню, одну главу скопировал)
§ 4. О территории Волжской Булгарии. Точно определить территорию государств как древних, так и средневековья почти невозможно, ибо тогда не было их фиксированных границ. Но приблизительно можно установить основную территорию и территорию, куда простиралась их гегемония. Наши ученые обычно не различают границ домонгольской и послемонгольской Булгарии. Территорию Волжской Булгарии с севера ограничивают правым берегом р. Кама, с запада — бассейном р. Свияга, с востока — линией Чистополь-Билярск, иногда р. Шишма, с юга — регионом Самарской Луки [Халиков А.Х., 1991, 59—70; Казаков Е.П., 1992, 6—7]. Ф.Ш.Хузин, на основе археологических данных, немного расширяет эти границы: юго-восточную границу определяет рекой Урал, западную — доводит до р. Сура, южную — также районом Самарской Луки, северную — ограничивает рекой Казанка [Хузин Ф.Ш., 1995, 105].
Такое определение границ Волжской Булгарии не согласуется с историческими связями этой страны, и здесь не учитываются границы соседних государств. Если исходить из определения границ Волжской Булгарии А.Х.Халиковым, Е.П.Казаковым и Ф.Ш.Хузиным, то мы не сможем объяснить широкие разнообразные связи этой страны как с соседними, так и с далекими государствами.
В связи с этим здесь уместно привести некоторые наблюдения дунайско-болгарских историков. Еще до образования Великой Болгарии Кубрата, по мнению болгарских ученых, болгары кроме Балгара и Балхара на Памире и Хиндукуше, в V в. н.э. создали обширное Болгарское государство хана Ирника, которое охватывало огромную территорию от Северного Причерноморья до Иртыша, включая Северный Кавказ, Северное Прикамье, озеро Балхаш, северные границы проходили по правобережью Камы, Средней Волги (см. карту на след. стр.).
По этой карте Болгарии Ирника становится понятной и карта Волжской Болгарии IX—XIII вв., нарисованная также дунайско-болгарскими учеными (см. следующую карту), по которой можно проследить контакты булгар со многими странами.
На этой карте западная граница Волжской Булгарии проходит по линии: город Фанагория — р. Дон, Ока — верхнее течение Северной Двины — далее Баренцево море; северная граница — это Баренцево море — Карское море (тюрк. Кар диңгезе ‘Снежное море’); восточная граница: нижнее течение Енисея — верхнее течение Оби и Иртыша; южная граница: Балхаш (Балхаш/балг-ас), где жили балг(ары) и асы — северные берега Аральского моря — северная часть Каспийского моря — Кавказский хребет — до Фанагории.
Против такой постановки вопроса о территории Волжской Булгарии трудно возразить. - конец цитаты.
Империи кочевых племен быстро созидаются, но быстро и распадаются. Умер вождь - и разделили сыновья на части, обычно враждующие. В северные лесные регионы кочевники заходили, но не надолго, пограбят, дань возьмут, назначат своего ставленника из местных - и домой в степи. Даже монголо-татары на Руси оседали только после обрусения. Поэтому границу Булгарии надежнее проводить по археологическим признакам принадлежности к булгарам. Это керамика и другие характерные вещи, а также захоронения по мусульманскому обряду. А это относительно небольшая территория при устье Камы с отдельными поселениями за сотни км во все стороны. Но это, скорее, станции-заставы на путях и дальние фактории. Их гарнизоны часто нанимались не из булгар. Да, и передвигавшиеся по этим путям торговцы, чаще всего, тоже не булгары.
В ДТ описан орден "Эль-Хум" мусульман-суфиев из потомков скандинавов. В 12 веке их центр был как раз в "замке Аламир Султана".
Границы Волжской Булгарии можно по-разному определять, но сам факт постройки каном Колыном крепости в устье Моломы возле Нукрата-Вятки показывает, что устье Моломы контролировалось Булгарией и выполняло свои функции определённое время, может быть, в отличие других территорий средней Вятки. Кроме Колына и Вятки, других городов до первой половины XV века здесь не было, а в первой половине XIII века, после прихода Орды, контроль над территорией Вятской земли булгары потеряли. Но сама-то территория Вятской земли существовала и город Вятка был. Надо ли две с половиной сотни лет выбрасывать из истории Вятской земли, тем более, другой истории у неё не было. Что документально можно приложить к ПСВ и СВ, кроме летописных сведений "дальних и ближних" территориальных образований? Своего летописания на Вятке на было.
К сообщениям ДТ (за неимением иных источников) нужно прислушиваться, но при этом относиться критически, с учетом истинного положения Булгарского государства, а также, с учетом появившихся в последние годы работ и мнений по ситуации в Прикамье той поры и вообще в Вост. Европе. Речь идет о существовании на территории будущей Булгарии значительной Именьковской АК и возможное наличие внутри ее или в соседстве ранних Волжских русов, в дальнейшем (по мере упрочения власти булгар) переместивших свою дислокацию на Вятку и Чепцу, вписавшихся в структуру Булгарии в качестве северных торговцев. Также надо учитывать приток в Волго-Вятский регион выходцев с Балтики и Киевской Руси в 12 веке. И, конечно, появление ушкуйников в 14 веке. Вот "три кита" на которых основалась Вятская республика 13-15 веков.
В булгарский период заметных поселений (более гектара площади) на средней Вятке не наблюдается, это может быть связано с прохождениями вдоль Вятки и Моломы в обоих направлениях военных отрядов булгар и русов. Торговцы в те времена также были хорошо вооружены так как часто подвергались нападениям аборигенов. Жить в таком "проходном дворе" небезопасно, поэтому появились лишь два соседних городка в устье Моломы - торгово-пограничные представительства булгар и русских. Поселения устраивали в глубине притоков Вятки - Пижмы, Кильмези, Чепцы. В 13 веке усилился приток русских на Вятку, в том числе, появляются городки и села в устье Пижмы и ниже его. По керамике это славяно-русы, возможно, бежавшие из Владимирского княжества. От Котельнича и выше сохраняются поселения смешенного славяно-финноугорского населения. Ушкуйники (новгородцы?) с середины 14 века заселяли правобережье с верховий Вятки от Слободского до Микулицына. Здесь они селились в уже существовавших городках, расширяя и перестраивая их по северо-русским традициям.
Наиболее ранние находки славяно-русских изделий в Прикамском регионе датируются Х-XIII вв. Необходимо выделить, что среди этих материалов существует определенный пласт вещей Х-XI вв. имеющие прибалтийско-скандинавский облик, а также некоторое количество древнерусских предметов того же времени, в том числе и киевского производства, практически все предметы связаны либо со случайными сборами, либо предметы христианского культа с финно-пермскими могильниками. По-видимому, ранние находки славяно-русских и западноевропейских вещей Х-XI вв. образуют в регионе определенный культурный "фон", не составляя единых комплексов. Объяснить его с точки зрения посреднической торговли Волжской Болгарии сложно [Иванов А.Г., 1998. С. 157]. Все-таки трудно предположить, что мусульманское государство будет распространять предметы христианского культа. К тому же между Киевской Русью и Волжской Болгарией всегда существовали достаточно натянутые отношения -мирные торговые договоры сменялись жесткими военными столкновениям. С именем Владимира Святославича связаны находки верительных знаков в Прикамье - на городище Иднакар и Рождественском могильнике [Иванова М.Г., 1992. С 73; Крыласова Н.Б., 1995. С. 192-198]. Позднее, в XII-XIII вв., было как минимум три похода русских князей на территорию Волжской Болгарии, для получения торговых привилегий (1173, 1182, 1220 гг.), в которых в той или иной степени возможно были задеты финно-пермские народы региона.
Возвращаясь к сюжету о славяно-русской колонизации отметим, что к XII-XIII вв. она достигает значительных успехов. Русские поселения возникают на Средней Вятке, где на основе местного кочергинского и пришлого славянского населения складывается государственное объединение смешанного русско-удмуртского характера - Вятская Земля [Макаров Л.Д., 19956. С. 80-107]. Истоки славяно-русских групп населения определить сложно. Керамические аналогии в целом более характерны для южно- и восточно-русских территорий, предания же говорят в большей степени о новгородцах [Макаров Л.Д., 19956. С 80-107]. Судя по всему, на Вятку население проникало с различных территорий и различными путями. Важно другое - только на Средней Вятке славяно-русское население прочно осело и вместе с финно-пермским образовало единую общность. судя по находкам славяно-финно-пермской и славянской керамики на Иднакаре, жители последнего допускали к себе на территорию поселенцев Вятской Земли.
Или свои вернулись из Булгарских земель, подсмотрели там замысловатые кувшинчики и стали "влиять " на местное производство.
Потому что расплывчатая цитата "... 'татарскую' группу керамики, наличие которой отражает влияние татар на гончарство Вятской земли." (с)
Археологи считают, что простую гончарную посуду изготавливали в те времена на месте кустарным способом, часто этим занимались женщины. Технологии обычно передавались внутри семьи. Поэтому особенности изготовления сохранялись в пределах этнического окружения. Заимствования от иноплеменников, конечно, бывали, но они более касались оружия и украшений. Предпочтения по форме посуды и составу глиняного теста более консервативны, как вкусовые привычки вообще. Возить за сотни км тяжелый и недорогой товар при тогдашних дорогах и "транспорте" экономически не выгодно. Вообще, из дальних стран привозили лишь предметы роскоши или приравненные к ним товары, отсутствующие в данной местности.
В Москве в 14-15 веках была популярна "татарская керамика", точнее, ордынская - пятнистая. В конце 15 века эта "мода" сменилась с прибытием мастеров из Зап. Европы, кроме строительства нового красно-кирпичного Кремля и соборов, они научили делать чернолощеную керамику, которая постепенно стала распространяться по всей России. На Вятку она пришла к началу 19 века.
Еще пример. На Вятке с 3 до 15 века существовала технология тройного пакета для изготовления клинков ножей и мечей (вероятно, появилась с переселенцами с территории Римской империи). В других регионах Вост. Европы (у славяно-русов) она известна с 8 века (предположительно, заимствована от скандинавов), в 12 веке была заменена на более простую. У соседних с нами булгар тройной пакет не известен, там ковали по своему.
Страницы