Начало Онтропьевой слободы. Часть VI. Староста Онтропьевой слободы.

Начало Онтропьевой слободы

Часть VI. Староста Онтропьевой слободы.

Пробуем разобраться с тем, кто был первым старостою Онтропьевой слободы и что это за должность. Прежде всего обозначим время и особенности того времени, чтобы лучше понимать суть обсуждаемой проблемы. 

В предыдущих Частях предварительно в качестве первого приближения была принята дата 1500-1510 гг., но возможны и 1490-1500 гг. В любом случае это задолго до Земской реформы, в результате которой земская община получила право на самоуправления. Привлечем данные конкретно по региону. В статье Н.Е. Носов “Земская реформа на Русском севере XVI в. (Об отмене кормлений и введении земских учреждений)” рассмотрено ход реформы на примерах двух наиболее населенных северных районов — на примерах Заонежских погостов – это северная часть Обонежской пятины Новгородской земли и части Двинского края. В последнем подробно изучены сохранившиеся грамоты по Устьянским волостям, а также затронуты территории по реке Луза и волость Луза.

Последним кормлением в волости Луза было кормление по грамоте 16 мая 1555 г. - ею был пожалован «в кормление» Петр Протасьевич Протасьев. По мнению Носова грамота об отмене кормления была может быть даже в начале 1556 г. Иначе с этого момента вводилось самоуправление.

Но это все более, чем на полустолетие позже рассматриваемого времени. А что было до этого? Обратимся к интернету. Привлечем различные толковые словари. Выберем из них по данной теме. 

Большая советская энциклопедия — староста — Выборное или назначенное кем-л. административно-должностное лицо для ведения дел какой-л. общины, артели и т. п.

Малый академический словарь. СТАРОСТА — В Древней Руси — представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В “Русской правде” упоминаются С. сельский и С. ратайный. С. сельский, по-видимому, ведал сел. населением вотчины, С. ратайный — вотчинной пашней. 

Этимологический словарь Шанского — староста — в древней Руси представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. 

Большой юридический словарь — староста — Выборное (или назначенное) лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива. Сельский староста (выборное должностное лицо, выполнявшее административно-полицейские обязанности в сельском обществе; дорев. ). 

Толковый словарь Ефремовой — Староста — В наиболее отдаленное от нас время термин С. служил общим названием всех тысяцких, сотских и десятских, представлявших собой городовое ополчение. Впоследствии появились С. городовой, земский, губной и др. 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — староста — Выборное или назначаемое лицо для ведения дел какого-н. небольшого общества, коллектива.

Подведем итоги. 1) Древняя Русь и отдаленное от нас время; 2) выборное или назначенное лицо; 3) представитель низшей княжеской администрации; 4) городовое ополчение. Таким образом вырисовались направления поисков.  

По первому пункту. Русь — действительно далеко. А вот "отдаленное от нас время" вполне может быть. Исследуемое время отстоит от нас более, чем на 500 лет. Перенесем из Части I. В XIV—XVII веках существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями. Это тоже из отдаленного времени. Ищем связку документальную. 

А писана бысть сия книга ... лета 7020 (1511/12) при благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси ... и при наместнице Устюжстем при Хабаре Иване Васильевиче Образцове и при тиоуне Великово князя Устюжском Василье Аксакове. (см. Часть I). 

Таким образом у князя, в данном случае Великого князя, были слуги разного ранга, в данном случае тиун и староста. Логично, что князь сам их назначал.

Возвращаемся к земскому самоуправлению. Нужное находим у М.М. Богословского в его "Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Том 1. 1909 г.". Оказывается земское самоуправление на уровне волости и уезда существовало издревле. Были и земские собрания, были выборные исполнительные органы в лице старост и лучших людей. "Земская реформа Грозного шла снизу, а не сверху; инициатива ее принадлежала обществу, а не правительству; устройство самоуправления вырабатывалось земством, план его предлагался земским челобитьем, а жалованной грамотой только санкционировался и гарантировался на будущее" (стр. 245). Реформа дополнила существующие органы управления, она отменила присутствие правительственных органов в лице наместников и волостелей, и передала их функции земству. Одним из видов деятельности прежних, существующих издавна земских органов была защита мирских интересов в судах. Волостные старосты представляли на судебных процессах интересы волостного мира. Они присутствовали на суде наместников и волостелей во главе коллегии лучших людей. Такое присутствие старост и лучших людей известны по Судебнику Ивана III. Точно также выборные земские власти вели хозяйственные дела, проводили сборы денег на разного рода нужды, например, на строительство церкви, на защиту интересов мира в суде, сбор наместнических доходов и т.п. (Богословский, стр. 24_-248).

Таким образом в исследуемое время на территории волости Луза существовала выборная земская власть, которая взаимодействовала с наместником или волостелем. Был волостной староста, в его подчинении были сотские и десятские. По всей видимости, все они выбирались сроком на один год, как это и известно из поздних примеров того же Богословского. Жили они соответственно в своих деревнях и починках и по мере необходимости собирались в Ратмерово, где бывал наместник или волостель. Соответственно в Онтропьевой слободе данный староста мог быть только в случае избрания на эту должность жителя слободы. 

Рассмотрим назначаемого старосту. В Части IV пришел к предположению, что инициатором создания Онтропьевой слободы был наместник или боярин в Москве, ответственный за Пермь Великую. Иначе это правительственный чиновник. Соответственно был назначен староста и он представитель княжеской администрации, как наместник и тиун великого князя, о которых нам известно из надписи на Евангелии "В лето 7012 (1504)...". 

Разбираемся чем они могли заниматься. Нужное находим у А.К. Копанев "Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л., 1984.": "Поддерживать "государеву дорогу" от Москвы до Холмогор [Архангельска] возлагал на население Судебник 1589 г. В XVII в. дорожная повинность в Поморье умножилась в связи с прохождением по его территории основными путями в Сибирь. Как и другие повинности, дорожная в XVII в. осуществлялась волостями. В июле 1686 г. земский судейка, сотский и крестьяне Сийского стана сообщили посланному пушкарю: "Мы на той, на государеве, летней проезжей дороги от Сийской волости до Брилина Наволока в Прилуке на 10 верст на ручьях и на грязях в прошлые годы мосты мостили и на той дороги по сторонам лесы и навесы чистили", а а настоящий год с июня крестьяне обещались провести все дорожные работы сполна... Аналогичную повинность несли и другие волости Поморья. С дорожной повинностью связана повинность ямская — предоставление подвод лицам царской администрации, иностранным послам, служилым людям... Повинности, связанные с обеспечением государственных нужд, накладывались на уезды в зависимости от их географического положения. Так восточные уезды (вятские, Кеврола, Яренск) поставляли подводы под государевы грузы и для служилых людей до Верхотурья, ... выборных голов и целовальников для наблюдения за провозом сибирского хлеба и т.д. (А.К. Копанев, стр. 199)." 

Описанная ситуация относится ко времени почти на два столетия позже исследуемого времени. Но характер и виды работ явно были схожими. Можно предположить, что крестьяне волости Луза не были воодушевлены прохождением большой дороги через их деревни. Поэтому нужны были меры принуждения и поощрения и особая администрация. Отсюда — статуй слободы. 

В интернете нашел. В 1542 г. новгородец Иван Дмитриевич Ластка получил разрешение построить слободу на Печоре, в устье р. Цильмы. Представляется, что это пример, когда инициатива была от частников [по Шигориной]. Хотя и не факт. В случае Онтропьевой слободы, на мой взгляд, должен быть указ. Нужно дополнительно разбираться. Для данных изысканий важно ключевое слово "построить". Местные старосты не обучены и не должны строить слободу, их обязанность по тяглу строить мосты и гати. Ключевое слово “построить” подсказала аналогичную ситуацию. "Ямы, уже не только приезжие ямские дворы, но и ямские слободы, строились по наказам из Москвы. Местная правительственная власть, во исполнение наказа, посылала специального стройщика на место. Таков был общий порядок... Большею частью ямы строят присланные из Москвы" (Гурлянд, стр. 117). Процедуры строительства ямской слободы и земской слободы явно разные. Но главное в обоих процессах — строили специальные чиновники. Неожиданно вышел на слободчика-строителя. Круг замкнулся — Часть I начинается с сообщение С.В. Шигориной "О слободчиках- строителях." Еще один момент: "... в авангарде освоения Северо-Востока Руси и Сибири с конца XV в. именно слободское строительство". У меня рассматриваются даты 1500-1510 гг. или 1490-1500 гг. Последние и есть конец XV в. Случайность или закономерность. Ниже будем разбираться. 

А пока подведем промежуточные итоги.

1) Строили слободу специальные чиновники. В случае Онтропьевой слободы это, по всей видимости, староста слободы и тиун великого князя. 

2) Первый староста Онтропьевой слободы был назначен Великим князем — Василий III [с 1505 г.] или его отец Иван III в зависимости от даты начала работ. 

Название Онтропьевой слободы явно антропонимическое. 

Продолжение следует. 

Продолжение.

Возникла идея, что устроитель слободы и человек, давший название слободе — разные люди. Выше было определено, что строили слободу староста и тиун великого князя. С точки зрения старшинства наоборот: тиун великого князя и староста слободы. Название слободы, по всей видимости, дал первый староста слободы. [Аналогия: Торощина слободка — Иван Агеев Торощин.]

Но кто им был и кем он был? На мой взгляд, все зависит от:

1) Даты основания слободы. При первом приближении это: а) 1500-1510 гг.; б) 1490-1500 гг. 

2) Дат рождения Андрея Васильева Онтропьева, его отца Василия и деда Евтропия, а также от их полного именования. 

3) Онтропьева слобода — название явно антропонимического происхождения, но именно от имени, от отчества или дедичества?

Разбираемся.

1) Первая дата возникла исторически, так как Андрей Васильев Онтропьев считается основателем слободы, кроме того из расчета численности населения, необходимой для строительства церкви. Действительно, строительство имеет свою цену. Не знаю сколько именно, но она была. И ее должны были разложить на общину. Понятно, что есть какая-то величина на двор, когда крестьяне могли позволить себе этот взнос. Это если не находился один или несколько человек, которые давали значительную сумму необходимых денег. Кроме того нужно решить вопрос с отводом земли под церковь. В то время действовало право первого займа свободной земли. Но занявший землю должен был платить за нее великому князю, как собственнику земли. Исключения в то время не было. Пример из Торощиных слободок: грамота царя и великого князя Михаила Федоровича от 17.01.1636 г. на предоставление льготы на землю под церковь в 8 четей пашни на 8 лет, по истечению которых в казну государство платить оброк вместе с мирскими людьми. ( РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Ед. хр.6). [Данные ElenaZ, сайт РВ].

У Копанева А.И. в его "Крестьянство Руского Севера в XVI в." сказано, что земельные владения приходских церквей были частью общинных угодий и соответственно всякие налоги и сборы, припадающие на них оплачивала община. Она же (мирской сход) выбирала притч: попа, дьякона, пономаря и просвирню, наделяла их землей, которую они сами обрабатывали своим трудом. (стр. 114-115). У него же есть и уточнение: "Первоначально волость выделяла земли для самой церкви, дворы церковников — погост. (Крестьяне Русского Севера в XVII в., стр. 34). Однако все это понятно, когда территория освоена, т.е. заселена достаточно плотно, когда у крестьян появилось желание и есть силы разработать, т.е. расчистить от леса, под общественную землю. Тот же Иван Агеев Торощин получил разрешение на расчистку 4 десятин земли в ответ на запрос крестьян. По сути крестьяне попросили и получили льготу на выплату оброка. Возможно поэтому в Онтропьевой слободе церковь появилась только после передачи земли братьями Фомиными в 1515 г. (см. Часть I). Льготы на церковную землю община не имела. Как долго она обходилась без церкви трудно предположить. Ближайшая церковь была на погосте Городище [предшественнике Ратмерово, см. Часть II]. Священник мог бывать наездом в погост Слободской, где могла быть специальная изба, поэтому осторожно выбрана дата 1500-1510 гг. К этому времени в слободе расчетно было 166 дворов/семей. (см. "Ранняя история Лузского района. Часть II). 

Учтено также: 1) П.А. Соколовский "Очерк истории сельской общины на Севере России. СПБ, 1877: "Название поселка починкомъ удерживалось обыкновенно только до истечния льготнаго срока, на который поселенецъ освобождался отъ платы дохода помещику или оброка князю. Съ этого же времени починокъ становился деревнею. (стр. 54)." А также 10-летний срок льготы на освоение земли [максимальный предполагаемый срок]. 

2) Швейковская Е.Н. "Государство и крестьяне России. Поморье в XVII веке. М. 1997": "В качестве зарождающегося земледельческого хозяйства починок существовал какое-то время пока не набирал крепости земледельческой базы, которая обеспечивала ведение полноценного хозяйства и его тяглоспособность. (стр. 42)."

Вторая дата возникла из предположения, что после присоединения Вятки в 1489 г. к Москве возникли условия для поиска нового пути в Пермь Великую. Нужное дополнение к данным изысканиям находим в статье — Низов В.В. "Восточные волости Устюжской земли в XV – середине XVI века." — Осиновец впервые упоминается в летописях под 1486 г., когда вятские отряды «стояли под Осиновцом городком день и прочь пошли, а 3 волости розграбили» (22). Он располагался в 3–4 км от современного г. Подосиновец, выше по р. Юг. /22., ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 96. [Полное собрание русских летописей]/. Если посмотреть любую карту нужного масштаба, то можно предположить, что вятчане пришли вдоль реки Молома. Где-то в этих краях проходит большая дорога Великий Устюг — Орлов. Правда, не известно была ли она в то время, скорее всего, была. Возможно, что это событие предопределило поход Москвы на Вятку в 1489 г. 

С учетом этого факта однозначно можно предполагать, что указ/грамота о создании слободы появился не ранее 1490 г. 

2) На данный момент известно полное именование только: Андрей Нечай Васильев Онтропов. Но сколько ему лет на момент продажи земли Старостинской не известно. Соответственно не известно жив ли дед Онтроп на дату 1490 или 1500 г. или нет. Понятно, что чем дальше в глубь от этих дат, тем вероятность участия Онтропа повышается. Но возникает проблема — куда делся отец Василий, почему деревня стала вотчиной Андрея по благословению отца. Куда делся сам Андрей и почему после 1512 г.? Иначе есть своеобразные временные ножницы. Эти ножницы возникают и с датой появления самой дороги. Разбираемся хотя бы ориентировочно. Нахождение документа о создании слободы оцениваю, как маловероятное событие. Иначе историками, например, Низовым, была бы опубликована.

За неимением каких-либо отправных точек для установления возраста Андрея Онтропьева принимаем два значения: 20 и 40 лет на момент продажи им деревни в 1512 г. Двадцать лет — в то время парень в 15 лет считался взрослым. Но где-то читал, что он не мог совершать юридические акты до полного совершеннолетия в 18 лет. Округляем и имеем 20 лет. Вторая цифра — возраст домохозяина по Швейковской: "Большинство дворов возглавляли крестьяне в возрасте от 41 до 60 лет" [~50%] (Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI — начала XVIII века. М.2012., стр. 41). [И тоже круглая цифра для удобства расчетов.]

Вариант 1.

1512 г. Андрей Васильев Онтропьев 20 лет — 1492 года рождения.

Его отец Василий: 1492-25 = 1467 г.р., но может 1462 г.р., если Андрей не первенец [интервал 5 лет и цикл 25 лет].

Его дед Онтроп: 1467-25 = 1442 г.р., но может 1437 или 1432 г.р., если Василий не первенец. [Далее варианты не просчитываю, принцип понятен.]

Соответственно Онтропу: в 1490 г. — 48 лет (1490-1442) или 53 или 58 лет. В 1500 г. — 58 лет или 63 или 68 лет. Первый вариант возможен, второй тоже, третий вариант маловероятен. В 1510 г. — 68 лет однозначно умер, так как умер и Василий [Андрей получил деревню по благословению отца].

Соответственно Василию: в 1490 г. — 23 (1490-1467) года или 28 лет или 33 года. В 1500 г. — 33 года или 38 или 43. В 1510 г. — умер. [Андрей получил деревню по благословению отца].

Соответственно Андрею: в 1490 г. — еще не родился; в 1500 г. — 8 лет; 1510 г. — 18 лет.  

Вариант 2.

1512 г. Андрей Васильев Онтропьев 40 лет — 1472 года рождения.

Его отец Василий: 1472-25 = 1447 г.р., но может 1442 г.р., если Андрей не первенец. 

Его дед Онтроп: 1447-25 = 1422 г.р., но может 1417 или 1412 г.р., если Василий не первенец. 

Соответственно Онтропу: в 1490 г. — 68 (1490-1422) лет или 73 года и больше. В 1500 г. — 78 лет и больше. С большой вероятностью почил по всем вариантам. 

Соответственно Василию: в 1490 г. — 43 (1490-1447) года, или 48 или 53. В 1500 г. — 53 года или 58 или 63. В 1510 г. — почил по любому варианту.

Соответственно Андрею: в 1490 г. — 18 (1490-1472) лет; в 1500 г. — 28 лет; в 1510 г. — 38 лет. 

3) Разбираемся Онтропьева слобода — название от имени или от отчества. Выше были упомянуты Торощины слободки. Как следует из опубликованных на сайте РВ материалов по слободе и родословной Торощиных, название слободы(ок) антропонимическое по именованию первого старосты Ивана Агеева Торощина. Но проблема в том, что записи по Агею нет, это восстановленное лицо по отчеству Ивана, соответственно не известно он Агей Тороща или Агей Торощин. Отсюда не известно, что именно легло в основу названия слободок: имя-прозвище или отчество. Но, так как это XVII в., то можно предположить, что Агей назывался Агей Торощин. Соответственно у Ивана Агеева Торощин отчество отца по Чичагову, дедичество по Швейковской. Из этого следует, что Онтропьева слобода могла названа по именованию, как Онтропа, так и Василия Онтропьева или Андрея Онтропьева. С формированием антропонимического названия слободы нужно дополнительно разбираться. 

Выводы:

1) Онтроп мог быть старостою в 1490 г. и ближайшие к этой дате годы, в 1500 г. мог быть, если он 1437 года рождения и моложе. 

2) Василий мог быть старостою в интервале 1490-1510 гг. 

3) Андрей мог быть старостою, начиная с 1500 г., если он около 1472 г.р. и старше.

Из выше изложенного выясняется, что возможны три варианта происхождения названия слободы. Поэтому продолжим разбираться с возможными датами основания Онтропьевой слободы. Еще раз определимся с заселением территории по реке Луза. Округ Лузская Пермца образована к 1485 г. Будем считать, что ее граница близка к известной по ПК 1619/20 г. [Для будущих Онтропьевой слободы, Лальской и Учецкой волостей это не принципиально, где проходила граница между Андреевской волостью и Лузской Пермцею в исследуемое время.] Погост в Ратмерово известен с 1470-1480 гг. По сути это центр большой волости Луза, простирающейся от волостей Орлов и Шастка в устье реки Луза и до Лузской Пермцы в верховье реки Луза. В это время волость была малозаселенной, причем с разной плотностью: до городка и вокруг гуще, и островками по лучшим участкам до Лузской Пермцы. Это предположение, за которым просматриваются две проблемы: а) церковное обслуживание; б) каким образом русские вытеснили лузских пермян. Разбираемся. 

Раз была одна большая волость, то соответственно, по всей видимости, был единый приход. Погосты Слободской и Лальский с церквями известны только с 1515 и 1511 годов, а что было до этого? Продвижение первопоселенцев шло от устья реки Луза к ее верховью. Городок Ботище возник не ранее 1549 г., а Андреевской не ранее 1530 г. (см. Часть II). Соответственно они до этого времени не являлись защитными сооружениями и можно предположить, что густота поселений была обусловлена наличием удобных участков с более плодородной землёй.* В данном исследовании территории будущих Онтропьевой слободы и Лальской волости играют первостепенную роль, поэтому на них и остановимся. Получается, что около 35 (1515-1480) лет не было церковного обслуживания: крещения, отпевания и т.п.?

— — — 

* Примечание. См. Ниже.

— — — 

 Ответ нашел в старой своей статье, точнее дополнении к ней "Волость и волостка".  

https://studme.org/364991/istoriya/volost_volostka 

"Волостка часто долго составляла один приход, пользовалась погостскою церковью, участвовала в содержании ее вместе с волостным миром, иногда сооружала у себя только часовню, в которой требы отправлялись попом, приезжавшим с волостного погоста." Это из истории Обонежской пятины Новгородской земли начала XVII в. Волостка — официальное название округа. В случае с волостью Луза нужно говорить о мини общинах крестьян. Тем более, что выяснилось, что общины были исстари и они всегда были самоуправляющиеся, другое дело что их функции со временем изменялись. 

* Прежде, чем продолжить разберемся с плодородием земли. "Историческая оценка природных условий часто не совпадала с современной. Например, в XV-XVI вв. в Новгородском крае наиболее плодородными почвами считались песчаные и иловатые (легкие и “теплые”, удобные для обработки), а дерново-карбонатные, потенциально наиболее богатые почвенные разновидности, в силу их неблагоприятных физических свойств к “добрым” не причислялись. Местности с “теплыми” почвами располагались вдоль рек и озер, и их осваивали крестьяне в первую очередь. На втором этапе они обживали места, хорошо дренированные со слабоподзолистыми почвами, а также слабо дренированные с отдельными участками, удобными для ведения сельского хозяйства. (Швейковская Е.Н. “Государство и крестьяне России.”, стр. 21). И далее: "Прежде всего крестьяне заселяли речные берега, развернутые к югу и прикрытые с севера стеной леса. Примерно 75% всех поселений XVI-XVII вв. на р. Сухоне, которая течет в северо-восточном направлении, находятся на ее левом берегу, а селения вдоль правого "дикого" ее берега размещались чаще всего в устьях правых притоков также на южной стороне. (там же, стр. 27).

Вооружившись этими уточнениями, продолжим рассматривать территорию по реке Луза. Здесь, на мой взгляд, имеются противоречия: с одной стороны огромная территория волости Луза была малозаселенной, а с другой стороны русские поселения вытеснили коми с их исконных территорий. Ответ находим у Швейковской Е.Н., в ее книге “Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI — начала XVIII века. М. 2012. "Природные и хозяйственные условия диктовали очаговое или оазисное расселение с деревнями малых размеров... В XVII в., как и ранее в XVI в., деревни оставались мелкими и малонаселенными. Они, по преимуществу, состояли из ... — Сольвычегодском у. 2–3 [дворов]... Поселенческий минимализм компенсировался характерной системой расселения. Небольшие деревни стояли группами в 1,5– 3 км друг от друга, образуя гнезда поселений, которые порой были удалены на многие десятки верст. (стр. 141)." На мой взгляд, эти гнезда починков и деревень в Сольвычегодском [в исследуемое время Устюжском] уезде можно сравнить с волостками Обонежской пятины, хотя гнезда были значительно меньше волосток, но в данном случае важна суть этих обособлений, а не их величина. По крайней мере, оазисное расселение как-то может объяснить уход лузских пермян с занятых русскими поселенцами обширной территории в среднем течении реки Луза во второй половине XV в. К особенностям расположения поселений на реке Сухона вернемся ниже.

Дополним: "Сформировавшиеся еще до появления славян на базе угро-финской языковой общности племена коми-зырян и коми-пермяков также селились по берегам рек, где удобнее было выбирать места для подсечно-огневого, а затем и пашенного земледелия. Заце­пившись за приречный или приозерный участок, как новгород­ский, так и ростово-суздальский крестьянин начинал постепенно, шаг за шагом поистине неимоверным трудом отвоевывать у под­ступавшего к самой реке леса новые участки для нужд своего хозяйства. (П.А. Колесников “Северная деревня в XV — первой половине XIX века”, стр. 74). 

Подведем итоги:

1) В период заселения новой территории община [или общины оазисов] могла какое-то время жить без собственной церкви и довольствоваться наездом священника из волостного погоста. Тем более, что от будущего Никольского погоста до волостного погоста было всего 40 верст: город/городок Лальской, Соли Вычегодской, усть речки Лалы. А ниже 40 верст Ратморов. (Книга Б.Ч.). А от будущего Слободского погоста и того меньше.

2) Будущая Онтропьева слобода тоже была заселена, даже если это были единичные поселения, т.е. она появилась не не пустом месте. Действительно на ее территории тоже были удобные земли. И только после их занятия следующие первопоселенцы толи занимали оставшиеся участки, толи двигались дальше, в будущие Лальскую, Учецкую и Андреевскую волости, пока не уперлись в Лузскую Пермцу. [Точнее пока население ее "не уперлись" и не стали уходить дальше.]

Определился нижний порог появления Онтропьевой слободы: толи 1490 год, толи 1500 год. Верхней датой, по всей видимости, является 1510 или 1511 год. Иначе Андрей Васильев Онтропьев, по-прежнему, может быть первым старостой слободы. Это в случае, если увязывать его отчество или дедичество с названием слободы, а название деревни с должностью старосты. Это же относится и к его отцу Василию. Ситуация не простая в условиях отсутствия документов на устройство Онтропьевой слободы. 

Анализируем купчую на продажу им земли Старостинской. Перевод купчей опубликован Ю.С. Ноговицыным. Дата продажи 1512 г. [Купчую обсуждали в Части III, но в ином плане.] После продажи деревни, таким будем считать статус поселения, Андрей Онтропьев исчез. Точнее нет записи с его упоминанием: толи он уехал, толи умер бездетным, толи еще что-либо произошло. В Котельничском уезде столетием позже была основана Торощина слобода [Торощины слободки]. Там было прошение крестьян и оно было удовлетворено. Слобода получила свое название по именованию своего предводителя, который, по всей видимости, был старостою общины и стал первым старостою слободы. У него были и есть многочисленные потомки. Если Андрей Онтропьев был таким же местным крестьянином, то почему нет данных о его потомках в ПК 1619/20 г.? За сто лет всякое могло произойти, но все же вероятность того, что род пресекся мала. Но главное — продажа осуществлена осознано, т.е. готовился к какому то событию. Напрашивается — готовился к переезду или отъезду. В противном случае продал бы часть пашни и пожни полностью или частично и доживал бы потихоньку. Например, в писцовых книгах есть записи, что хозяин двора умер, а детей не осталось. Логично предположить, что он был из назначенных старост или им был, например, его отец и после выполнения задания и смерти отца уехал. Это одна версия. Но может быть, что Андрей, его отец, возможно и дед были из местных крестьян, а дальнейшая судьба Андрея просто нам не известна. Продолжаем разбираться с этим по купчей. 

Читаем: "...купили есмя у Ондрея у Нечяя у Васильева сына у Онтропьева ево вотчину землю Старостинскую, чем ево отецъ благословил..." Из текста вытекает, что прежде деревнею владел Василий. Благословил значит умер и по духовной отписал деревню Андрею. Вотчина его, т.е. Андрея, не отца или деда [по крайней мере, нет такого указания]. Хотя и не факт, просто купчая написана со слов покупателей. Если допустить, что поселение основал Онтроп, то он умер и починок или уже деревня досталась его сыну Василию. К сожалению, нет никаких данных, что именно продал Андрей Онтропьев. В Части III сделана попытка реконструкции этого состава, но достоверность даже тех же размеров Старостинского луга и Полоусной пожни, известных по ПК 1677-1682 гг., под сомнением. Можно только предполагать, что раз была возможность взять полностью, то и взяли и в дальнейшем они не расширялись. Размер пашни можно тоже только предполагать. Если починок основал Онтроп в зрелом возрасте, а другого не может быть у переселенца, то у него должны быть взрослые сыновья. Например, тот же Василий, который явно был женат. Ели починок основал Василий, то у него в помощниках был Андрей. В любом случае было две семьи, минимальная численность, если только не исходить из того, что были холопы, чтобы управиться с таким большим хозяйством. Предполагать найм работников в условиях наличия свободных, никем не занятых участков земли, трудно. Для двух семей нужно 9 дес. пашни. Предполагать больший состав нет оснований, если они были, то опять же куда делись? В этом плане назначенный староста выглядит понятнее: прибыл — выполнил работу — убыл. Это все предположения. Но есть один момент, точно описанный в купчей: Андрей Нечай Васильев сын Онтропьев. Сравним с: "Се яз Офонасей да яз Захар(и)я да Семен Максимовы дети купили...". В первом случае четырехчленное именование, а во втором двучленные именования. Максимовы так себя обозначили сами, хотя явно, по крайней мере, у них было дедичество [представить то, что они не знали своего деда трудно]. Они явно хорошо знали продавца — знали оба его имени: семейное Нечай и каноническое Андрей, знали как звали отца — Василий и деда — Онтроп. Полным именованием они обозначили свое уважительное отношение к Андрею Онтропьеву. Возможно он был старостой?

Рассмотрим название деревни Старостинская, Старостино по писцовым книгам. Название необычное. Можно предположить, что оно связано с должностью. Находим в справочниках следующее.

Староста, Кипреянъ Русановъ с. Староста, судья Тавренской вол. 1607. Ак. Юр. 362. (Прозвище. Н.М.Тупиков "Словарь древнерусских личных собственных имен. СПБ 1903")

СТАРОСТА: 1) «Кипреян Русанов сын Староста», Тавренгская вол. Важ. уезда. // Д.у. 1607; 2) «Семен Староста», г. Тотьма. // Тамож. кн. 1628. • Ср. староста - «старшина, начальник по выбору» или «старик». > Отч. Старостин, Устюж. уезд (1670), Архангельск (1676). #Дер. Старостино; Старостина Гора, Вологод. уезд (1678), Устюж. уезд (1688). (Народный именослов Русского Севера XV - XVII веков: происхождение имен (прозвищ), отчеств, названий деревень / составитель А. В. Кузнецов. Вологда, 2020.)

Старостин < Староста < староста. Ср. Микифор Киприянов сын Старостин, Варзуга, закладная, 1547, данная, 1558/59; Ермола Никитин сын Старостина, кр-н, Варзуга, закладная, 1564; Семен Костянтинов сын Старостина, купчая 1552; Ивашко Старостин, кр-н, п. Веницкий, 1496. В др.-русск. языке староста — ‘старец, старик’, ‘старшина, староста’, ‘представитель местного выборного управления’, ‘управитель’, ‘попечитель, надзиратель, староста’, ‘староста в монастыре’, ‘глава, старейшина’. (И.А. Коршунова. Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. Спб, 2010). 

Староста м. вообще старшина, большак, начальник по выбору, или поставленный, из того же сословия. Сельский, деревенский староста, выборный. Барский староста, бурмистр, управитель из крестьян. (Даль)

Из выписок ясно, что существовало прозвище Староста, что есть деревни Старостино не только в Онтропьевой слободе. Починок Старостин, исходя из разработки “Антропонимические названия починков” мог получить свое название от Староста и от Старостин. Сравним: а) название от имени основателя: Поч. Юшков: (в) Юшко Тереньев, (в) бобыль Мишка Иванов. б) по отчеству основателя: Поч. Новоросчисной Колачников — Антонко Киприянов Колачников, у него сыновья. Починок Сеников — Трошка Афонасьев Сеников, у него. 

Но вот первооснова прозвища Староста от должности или от другого значения требует уточнения. Пробуем рассмотреть варианты. Как-то само собой подразумевается, что раз название слободы совпадает с отчеством или с дедичеством Андрея Онтропьева и он продал землю (деревню) Старостинскую, то имеем именования: Староста Онтроп или Староста Онтропьев, где Староста — прозвище по должности. Примеров названия починка от должности не нашёл. Все названия поселений либо антропонимического происхождения, либо от гидронима. Не ясно также может ли прозвище Староста закрепиться за человеком, исполняющим эту должность год или два. Скорее всего, такое возможно при многолетнем стаже. Возможно, что починок Старостин — вторичное название, по проживанию в нем в течение нескольких лет старосты, которое по сути стало прозвищем. Опять же здесь не один год. Справочники показали возможность происхождения прозвища Староста от старик и старец. В нашей ситуации есть другой вариант происхождения прозвища Староста, точнее смыслового его значения — большак, старшина, который более, на мой взгляд уместен в данной ситуации, а именно большак. У В. И. Даля есть: "Большой человек большак, старший, знатный, властный". Иначе предводитель. Это возможно в случае группового переселения. Иначе что-то близкое к версии основания городка Ботище новгородцами, но раньше на ~40-50 лет. И на эту роль хорошо подходят Онтроп или Василий в зависимости от даты переселения. 

Рассмотрим еще одну версию. Идея подсказана Гурляндом. Стройщики ямской слободы были в большинстве случаев из Москвы. Но вот персонал их набирался из местных крестьян. В данном случае стройщиком, по всей видимости, был тиун великого князя. Он обратился за помощью к местной общины — с ними нужно было как-то договориться об устройстве дороги, на первом этапе возможно вариантов дороги. Выше писал о работах на дороге: мосты через ручьи и грязи, тем более, что местность болотистая, расчистка леса и т.п. Соответственно крестьяне встречно запросили льготу. Отсюда и слобода. Таким образом местный староста стал старостой слободы. Скорее всего он был не сменным на протяжении нескольких лет. Опять возникает вопрос почему именно этот округ, тем более что дорога прошла и по будущим Учецкой и Андреевской волостям. Там тоже нужно было строить дорогу. Будущая Лальская волость, на мой взгляд, на этом этапе оказалась в стороне.* Ответ — там нужно было точечно основать починки на предполагаемых маршрутах. Их первопоселенцы получили обычную льготу на этот период — обычная льгота на устройство починка. 

— — —

* Примечание. Из Лальска в северном направлении выходит две дороги. Одна торговая Лальск — Сольвычегодск, идет вдоль речки Залеская. Вторая проезжая идет через всю волость вдоль реки Лала и далее к реке Вилядь, которая является притоком реки Вычегда. Таким образом это варианты дороги Устюг — Яренск — Устьсысольск. См. Часть I, фрагмент карты 1870 г. Устюг — Лальск. Дорога Устюг — Устьсысольск и далее Чердынь — старая дорога в Пермь Великую. О новой см. Ниже.

— — —

А вот льгота слободе — несколько иная ситуация: выше определились, что слобода возникла не на пустом месте, она была заселена. Возможно слободчане стали первыми проводниками, очевидно были и другие договоренности. Если исходить из поэтапной ползучей колонизации территории, то будущая Онтропьева слобода была раньше заселена, чем будущая Учецкая волость и соответственно в ней было больше людей. Возможно, что сюда было массовое целевое переселение крестьян во главе с большаком в соответствии с планом устройства большой дороги. Так или иначе решение об образовании слободы именно в этом месте приняли устроители большой дороги. Я же пытаюсь понять их логику и описать возможную ситуацию на тот момент. 

Как только сравнил ситуацию со льготами в будущих Онтропьевой слободе и Учецкой волости, то возник вопрос: что первично слобода или дорога? Что собственно строили: большую дорогу или слободу? Собственно слобода и большая дорога пока шли вместе. Но пришло время расставить приоритеты. Явно дорога первична, не будь ее, точнее необходимости в ней, не возникла бы необходимость ее обустроить и не возникла бы слобода. Поэтому еще раз о дороге.

В Части V сказано, что Великого-Пермская дорога по грамоте 1546 г. по сути новая дорога в дополнение к старой по реке Вычегде. Уточним почему она старая, даже древняя. Приведем извлечение из статьи П. А. Корчагин “Очерки ранней истории Перми Великой: князья Пермские и Вымские”: “Даже само название Пермь Великая свидетельствует о том, что этот район первоначально был зависим от Перми Малой (Старой, Вычегодской). Сошлемся на мнение В. С. Чуракова: «Сам факт появления в конце XIV в. оппозиции Пермь Вычегодская (она же Пермь Малая) и Пермь Великая ясно указывает на направление колонизации: в подобных парах определение «великая» служит указанием на колонизуемый район, тогда как определение «малая» (или его отсутствие) указывает на исходную область колонизации» [Вестник Пермского университета, 2011. История Выпуск 1 (15), стр. 121].

Сделаем привязку к исследуемому региону. “А по реке по Вычегде сверху с правый стороны город Старая Пермь, от усть Вычегды 140 верст. А ниже Перми 70 верст, на Вычегде, город Еренеск. А ниже Еренска 60 верст город Соль Вычегоцкая; а от усть реки Вычегды Соль Вычегоцкая верст с 15 (Книга Б.Ч. Изд. АН СССР. Москва, Ленинград. 1950, стр. 163). “От Ратморова до Устюга Великаго 50 верст; от Ратморова же до Старые Перми 80 верст*; от Ратморова до Соли Вычегоцкие 100 верст. (там же , стр. 168)”. Таким образом большая дорога Устюг — Сольвычегодск — Пермь Старая существовала издревле. Логично, что она была продлена до Перми Великой, когда та образовалась. 

— — — 

* Примечание. Здесь явная ошибка. Должно 100+60+70 = 230. Либо была еще одна Пермь под Сольвычегодском. 

— — — 

Велико-Пермьская дорога по грамоте 1546 г .: город Вел. Устюг — Онтропьева слобода — городок Лоемский [Лосменой, пог. Лойма] — город Кай [на Сысоле, Койгородок, или то что было на тот момент]. Дополним: "А проток Камы реки 1170 верст, на Каме на реке от верху 350 верст Каигородок, а от Каигородка 200 верст город Чюрдынь [Чердынь]. (Книга Б.Ч. Изд. АН СССР. Москва, Ленинград. 1950, стр. 138). Таким образом это новая дорога в Пермь Великую. Пока на этом остановимся и "подтяним" описание слободы так, как только параллельное рассмотрение событий позволяет как-то определяться с ходом событий, точнее предположить как могло быть. 

 В Части V получен ответ почему Онтропьева слобода, а не другие округа, например, та же будущая Лальская волость, получила такой статус — потому, что слобода контролировала сеть больших дорог. Позже, с появлением городка Лальского и в нем таможни функция контроля перешла к нему. Подсказку о контроле без таможни находим в книге П.А. Соколовский "Очерк истории сельской общины на Севере России. СПБ, 1877.": "Кресть­яне, къ которымъ приезжали посторонние люди, обязаны были доводить объ этомъ до сведения старостъ, цЬловальниковъ или сотскихъ и пятидесятскихъ. Сотскому вменено было въ обя­занность знать всехъ приезжающихъ и живущихъ въ его об­щине и, въ случае появления подозрительнаго человека, доно­сить старосте для розыска. (стр. 148)." 

Подведем итоги:

1) Онтропьева слобода была образована в интервале 1490-1510 гг.

2) Ее основателем мог быть Андрей Онтропьев, а также его отец Василий или его дед Онтроп. 

3) Необходима дополнительная информация, скорее даже внешний фактор, в силу которого появилась потребность в новой дороге в Пермь Великую.

Такой дополнительной информацией для меня стали два факта. Первый более полное описание особенностей размещения поселений по северным рекам и речкам. Вернемся к особенностям почв по рекам. Выше привел выдержки из книги Швейковской. Более подробно это описано у П. А. Колесникова в его “Северная деревня в XV — первой половине XIX века. 1976.” Скопировал нужные абзацы. "Необходимо иметь в виду и то, что подавляющее большинство рек Европейского Севера течет с юга на север, поэтому в доли­нах этих рек почва несколько теплее, чем на водоразделах. 

В поймах рек расположены лучшие луга — заливные, ставшие благоприятной базой для развития животноводства. Места для поселений и хлебопашества выбирались на южных склонах к реке, чтобы стена вековых лесов давала бы преграду от холодных северных ветров. Обратим внимание на расположение старинных поселений вдоль р. Сухоны, которая течет в северо-восточном, а на некоторых участках в восточном направлении, Дороватка, Кожухово, Черепаниха, Доможирово, Усть-Печенгское, Тотьма, Медведово, Коченьга, Нкжсеница и многие другие, возникшие в XV—XVI вв. и ныне существующие поселения расположены по левому берегу Сухоны. Примерно до 75% всех поселений XVI—XVII вв. вдоль этой реки располагались на «ходучей» ее стороне (так в XVII в, называли левый берег в отличие от правого, менее заселенного берега Сухоны, называвшегося тогда «диким», «глу­хим»). Поселения, которые возникали на «дикой» стороне Сухоны, чаще всего располагались в устьях ее правых притоков (Шуйское, Брусенец, Б. Сельменга, Бобровское). Бывшая Царевская волость Тотемского уезда занимала среднее течение р. Ца­ревы и верхнее течение ее притока Тафты. Направление течения этих рек почти точно с запада на восток. Поэтому из 54 деревень, построенных здесь, более 30 расположены на левом берегу этих двух рек. (стр. 74-75 )."

Река Луза в пределах Онтропьевой слободы течет с востока на запад. Соответственно лучшие условия для поселений на ее правом берегу по Колесникову и другим исследователям. Деревня Старостино и погост Слободской соответствует этому. Но, если смотреть карту 1870 г. и другие карты, то на левом берегу селений больше. Подчиняются этим правилам и деревни по рекам, текущим с юга на север или в обратном направлении. Для слободы — пример речка Лундонга (см. Часть V). Особенно показательно расположение Лальской волости, расположенной по берегам реки Лала, текущей с севера на юг. В этом плане наглядна аномалия расположения деревень Учецкой волости: деревни на притоках реки Луза речках Учка, Негла и Волгина расположены не в устьях этих рек, а в средней части, там где прошел пояс поселений на или у большой дороге(и) до появления города Лальска и таможни в нем по моей версии. Это, на мой взгляд, указывает на управляемый процесс прокладки большой дороги стройщиком дороги. А моя версия прохождения большой дороги до появления города/городка Лальского и таможни в нем получила подтверждение.

Второй факт — раз имеются старая и новая дороги в Пермь Великую, то ищем подсказку в ее в истории, когда возникла потребность в новой дороге. Пермь Великая еще с 1472 г. была под Москвой. До поры лет там продолжили править под московским протекторатом местные пермские князья. Перелом произошел в 1505 г. В этом году было введено наместничество, т.е. прямое управление Москвой. В этом же году Пермь Великая пережила опустошительное нападение манси и татар. [По материалам Википедии.] В этом же году Великим князем Московским стал Василий III, что предполагает возможные изменения в управлении государством. На мой взгляд, все это привело к усилению присутствия русских войск на ее территории. И стал вопрос о более короткой дороги для переброски служилых и их грузов. 

Таким образом диапазон дат основания Онтропьевой слободы сужается до 1505-1510 годов. Это заставляет вернуться к Мазуринской Кормчей книги (см. Часть I). В ней упомянуты наместник Хабар Иван Васильевич Образцов и тиун великого князя Василий Аксаков и дата 1511/12 год. В этих условиях Онтроп отпадает. Василию Онтропьеву в 1505 г. 38-48 или 58-68 лет в зависимости от варианта расчетов, а по факту где-то в этом диапазоне. Напомним, что первый вариант принят, исходя из молодого возраста Андрея на 1512 г. Таким образом первым старостой слободы мог быть Василий Онтропьев. При этом он может быть из назначенным старостой великим князем или его тиуном. Но остается вариант, что старостой был Андрей Онтропьев. В этом случае его отец Василий Онтропьев — большак. А Андрей Онтропьев по поручению жителей написал прошение о предоставлении льготы и соответственно первый слободской староста. Нужны дополнительные данные и исследования.

Рассмотрим особенность Онтропьевой слободы. Перенесем сюда с Части I определение: "Слобода. В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельное поселение или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которого временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений основывались на вновь осваиваемых землях, к примеру, слободскими казаками, и освобождение от податей побуждало заселять эти территории."

Иначе слобода связывается с предоставлением какой нибудь льготы. В случае с Онтропьевой слободой, похоже, ситуация несколько иная. Действительно какая льгота может быть для существующих деревень? Починки тоже до достижения тяглоспособности освобождались. Вот с этим пробуем разобраться. 

Разбираемся собственно с процедурой предоставления льготы на строительство починка. Проблема в том, что мы рассматриваем период сопоставимый с первыми писцовыми книгами: 1495 и 1498 гг., составленными московскими писцами. А абсолютное большинство исследователей историков базируется на данных 1540-х годах и позже. Смотрим первоисточники — писцовые книги Новгородской земли.

Поч. Денисово, что была пустошь Микитинская Пятунина, а дана на оброк Офонаску Пятунина, а лготы ему дано на семь лет от лета 7007 [1497]; а у него на починке: дв. Тимошка Васков, сеет ржы коробью, а сена косит 10 копен, пол-обжы, пол-трети сохи; а как отсеет лготу и с того починку Офонаску давати великого князя оброку ...(НПК, том 3, Вотская пятина 1500 г., СПБ, 1868. Стр. 5-6). 

Д. Островец запустела, а ней был двор, человек, обжа... А на пустую деревню на Островец дана лгота Ивашку Данилову на восм лет, лета 7006 [1496] июня, а отойдут его урочные лета, и ему давати с тое деревни великого князя оброка ... (там же, стр. 14-15)

(Пус) Сопырь, (пус) Ховринино, (пус) Денисова, что были в поместье за Истомкою за Александровым сыном Давыдова, а было в них пол-9 обжи, а запустели и пашня вся лесом болшим поросла тому 30 лет. И те пустоши даны на льготу Федку Левонову сыну, и Федку на тех пустошах лес рубити и пашня распахивати и дворы ставити хрестьян призывати. А льготы ему дано 10 лет. И кого Федко к собе на те пустоши призовет крестьян жити и им в те лета не надобе царева и великого князя дань, ни ямские денги, ни посошная служба, ни городового дела, ни иные никоторые пошлины, ни с волостными людми не тянути им ни в какие розметы. А как отойдут те их урочные лета и им платити царевы и великого князя пошлины всякие по книгам. А платити им пошлины впервые лета 7069 (1561). А грамота дана лета 7058 (1550) ноября. (ПКНЗ, том 3, стр. 45). 

Три примера. Два на одиночные объекты. Последний на три пустоши, поросшие большим лесом. Ситуацию можно приравнять к дикому лесу и с оговорками к слободке. Льгота определена грамотой. А первые две льготы, по всей видимости, выданы писцами. Грамота, по всей видимости, великого князя, как это видим по поздним слободам, например, Филиппова слободка. 

Вооружившись этими данными, возвращаемся к волости Луза примерно 1500 г. Шло интенсивное заселение новых территорий, возникали починки. Они в это время явно преобладали. Из выше приведенных примеров льгота выдавалась на 7-10 лет. Можно предположить, что это среднее время на выполнение комплекса работ по расчистке пашни и строительству хоромов. Скорее всего, льготу давал наместник или волостель, как представитель великого князя. В исследуемый период времени на исследуемой территории, по всей видимости, это делал тиун великого князя. Он и был стройщиком большой дороги на территории будущих Онтропьевой слободы, Учецкой и Андреевской волостей. 

В условиях ползучей колонизации территории волости Луза будущая Онтропьева слобода должна быть заселена раньше будущей Учецкой волости. На ее территории были уже деревни так, как прошло 20-30 лет с момента появления городка в Ратмерово [городка Городище, предшественника Ратмерово], а граница волости достигла известных позже границ с Лузской Пермцею. Иначе их хозяева использовали льготу, если такие были. Прокладка большой дороги предусматривает не только ее обустройство, а, самое главное, ее функционирование, т.е. обеспечение по ней транспортировки грузов и движение служилых. А это предоставление лошадей и проводников, ночлега людей, корма лошадям и пропитания служилым. Все это предусматривалось подводной повинностью, существующей задолго до ямской службы. 

Можно предположить, что планом устройства новой большой дороги в Пермь Великую предусматривалось задействовать крестьян будущей Онтропьевой слободы в качестве проводников до городка Лосменой Лузской Пермцы и поставщиков подвод [лошадей]. Крестьяне хорошо представляли все тяготы этой повинности, поэтому и запросили льготу. По решению великого князя такая льгота была предоставлена. 

Попробуем определиться что это за льгота. Во второй половине XVI в. будут введены сборы на ямскую гоньбу. Сборы осуществлялись со всех крестьян уезда. А шли они на оплату конкретным крестьянам, которые которые осуществляли прогоны по большой дороге. Но это было гораздо позже. Поэтому мне представляется, что льгота была на выплату оброка, как это известно по примерам на устройство слободы. Но отличием, очередной особенностью Онтропьевой слободы, как ее анклавы, стало введение льготы уже на действующие деревни. 

Аналог. "И тот пустой Русиновский жеребей четь деревни отдан на льготу тое ж деревни крестьянину Пронке Русинову сыну Дудину на пять лет со рнд (154=1646) году сентября с 7 числа сентября ж по 7 сентября по рнф (159=1651) году, потому что в вытном старом письме положена тяжела, а как лготные годы отойдути и ему Пронке с того жеребья с живущего платить с полу чети и с пол пол чети выти, а порука по нем Онтропьевы слободы крестьяня ..." (ПК 1645 г., Онтропьева слобода, дер. Турышкино). Пояснение: Русин Андреев Дудин умер в 1640 г. Он владел двором увеличенного размера, который после его смерти был разделен на два. Один унаследовал сын Прокопий, а второй пустовал некоторое время. Аналогия может быть не совсем удачная, но она в том, что льгота дана на действующую деревню и на послабление тягла. Подобное было и у других крестьян. Дело в том, что ПК 1625 г. были введены общие платежи в пользу государства чрезмерно высокие и крестьяне массово побежали на Вятку и в Сибирь. Именно недопущение подобной ситуации учли стройщики большой дороги в начале XVI в. 

Предусматривали ли стройщики то, что эту дорогу присмотрят купцы или нет, трудно сказать, но именно это, на мой взгляд, позволило какое-то время процветать городу Лульску в будущем, и его упадок связан с прохождением большой дороги в Сибирь мимо. 

Окончание следует. 

 

Комментарии

Решение кто был основателем слободы, на мой взгляд, зависит от следующих факторов:

1) Даты основания слободы. При первом приближении это: а) 1500-1510 гг.; б) 1490-1500 гг. 

2) Дат рождения Андрея Васильева Онтропьева, его отца Василия и деда Евтропия, а также от их полного именования. 

3) Онтропьева слобода — название явно антропонимического происхождения, но именно от имени или от отчества? 

1) Первая дата возникла из расчета численности населения, необходимой для строительства церкви. Действительно, строительство имеет свою цену. Не знаю сколько именно, но она была. И ее должны были разложить на общину. Понятно, что есть какая-то величина на двор, когда крестьяне могли позволить себе этот взнос. Это если не находился один или несколько человек, которые давали значительную сумму денег. А в данном случае была дача земли. Почему нельзя было построить церковь в любом месте не знаю. На тот момент действовало право первого займа незанятого участка. Относительно крестьян занятие участка земли вело к последующему тяглу в пользу великого князя. Потому позже власти препятствовали передачи земли церкви. Возможно, просто участок нужно было подготовить — расчистить от леса. В общем нужно рпзбираться.

Вторая дата возникла из предположения, что после присоединения Вятки в 1489 г. к Москве возникли условия для поиска нового пути Пермь Великую. До этого были сложные, зачастую враждебные отношения Вятки к коми, хотя они были крещенными. По памяти. Записи по этому вопросу исчезли с поломкой носителя. Нужно восстановить. 

Более ранняя дата пока не рассматривается. Но она не может быть ранее 1472 г. вообще. 

В общем нужно разбираться с историей огромной территории от Великого Устюга до Перми Великой. 

2) На данный момент известно полное именование только: Андрей Нечай Васильев Онтропов. Но сколько ему лет на момент продажи земли Старостинской не известно. Соответственно не известно жив ли дед Онтроп на дату 1490 или 1500 г. или нет. Понятно, что чем дальше в глубь от этих дат, то вероятность участия Онтропа повышается. Но возникает проблема — куда делся отец Василий, почему деревня стала вотчиной Андрея по благословению отца. Иначе есть своеобразные временные ножницы. Эти ножницы возникают и с датой потребности в самой дороге. Не исключено и наличия второго канонического имени у Василия по данным Акулова Олега. Хотя вероятность такого ничтожно мала. 

3) Представляется, что третий пункт боле легкий, по крайней мере есть аналоги, от которых можно оттолкнуться. Во-первых, есть разработка "Антропонимические названия починков". Смотрим: а) название от имени основателя: Поч. Юшков: (в) Юшко Тереньев, (в) бобыль Мишка Иванов. 

б) по отчеству основателя:

Поч. Новоросчисной Колачников — Антонко Киприянов Колачников, у него сыновья.

Починок Сеников — Трошка Афонасьев Сеников, у него.

Во-вторых, имеются ряд слобод в Сольвычегодском и Котельничском и других уездах. 

Слободка Моршенина, слободка в Шалимове, Пырская слободка, Емская слободка. Первая, скорее всего, по именованию создателя. Это Сольвычегодский уезд. В Котельничском уезде две слободы: Порельская, явно по географическому названию, а вот Торощина слободка может быть антропонимическим. В Устюжском уезде — Филипова слободка. Все эти слободы более позднего происхождения и есть шанс найти документы на их создание и проливающие происхождение названия. Иначе желательно, по аналогии с починками, разобраться с правилами названия слободы. 

В 1542 г. новгородец Иван Дмитриевич Ластка получил разрешение построить слободу на Печоре, в устье р. Цильмы. Желательно найти эту слободу и посмотреть ее историю. 

Ps. Написано давно. Не стал корректировать по результатам обсуждения в Части III.

 

Дополнение о строительстве слободы.

Нашел статью О.С. Амосова "Из истории Московской мещанской слободы XVII века." Извлечение из нее: "Подлинный указ о создании Мещанской слободы утрачен, но во многих документах имеется указание, что основание Мещанской слободы было осуществлено между ноябрем 1670 г. и июнем 1671г. Так как строельная книга слободы не сохранилась, то сведения о составе населения приходится извлекать из писцовой книги 1676 года... В 1671 году по Москве был «сказан» царский указ о переселении мещан из московских слобод в новую слободу, в результате которого возник ряд недоразумений. Слободская Москва представляла собой ряд самостоятельных образований (миров), которые были заинтересованы в том, чтобы число тяглецов не уменьшилось, а увеличилось, так, чтобы царские повинности и мирские расходы распределялись на большее число плательщиков. Поэтому между слободами шла непрекращающаяся борьба за тяглецов... В первый год существования Мещанской слободы только немногие новые тяглецы дали по себе поручные записи, может быть, оттого, что устроители слободы не требовали поручных, считая обещанные мещанам льготы достаточными для удержания их в слободе. (Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 3, 2006).

Комментарии. Нужное выделил. Ключевые слова: указ о создании слободы; устроители слободы; строельная книга; число тяглецов и царские повинности; льготы.

 

На Виледи была еще слободв Телменева вдоль дороги на Пыелдинский  ям, но по ней кроме названия вообще ничего  нет, отдельного прихода не составлялв. Единственно в крестьянских купчиих Спасского и Богоявленского приходов иногда вместо " и деревню"  писали "слобода".  И что-то купчая Антропьева не по глазам, не подскажете ореинтир? 

И что-то купчая Антропьева не по глазам, не подскажете ореинтир?

https://rodnaya-vyatka.ru/places/113485

П. С. Слободки на "входе" на Вилядь поперек речек т. е. тоже вдоль дороги. Слободчики (не старосты) вроде известны Юрий Никитие сын Распопов и Софонтий Иванов, "по слобоцкой грамоте 1543/44", Михаил Григорьев Моршенин поселенец "в слободке на реке Городишной" жил до 1537  "по правежной Юшки Распопова" т.е. 1544 это  видимо дата  подтверждения или дополнительная льгота Ивана 4, а основана ранее но в пределах жизни слободчиков. Шалимов местная фамилия, возможно потомки другого первопоселенца. Пырос, скорее всего местное поселение еще до крестьянской колонизации и дороги со слободами. Слободчики выдавали "правежные" льготные на 15 лет и "безмытные"  поездки в Соль. 

Опубликовал продолжение.