Шмыковы

Недавно один ученый, работающий со школьниками, поделился парадоксальной информацией – многие наши молодые люди не знают имени-отчества и даже фамилий своих дедушек и бабушек! Особенно тех, кто уже умер. Сомневаетесь в этом? Проверьте на своих внуках…

Корни и ветви

Человеческая память коротка и непрочна – утверждает народная мудрость. Всегда искренне радуюсь, когда узнаю о людях, собирающих историю своей семьи, деревни, делающих все, чтобы эти сведения сохранились для потомков, для новых поколений. Ведь время течет так быстро, что уже через десяток лет мы не вспомним биографии наших дедов, а, тем более, прадедов, забудем, как они выглядели.

Передо мной довольно толстая книга в глянцевой обложке, на хорошей бумаге. «Род Шмыковых. Корни и ветви». Отпечатана в прошлом году в типографии Ижевского мотозавода «Аксион-Холдинг» тиражом всего 120 экземпляров! Себестоимость каждого примерно рублей пятьсот, но не в этом дело. А в том, что нашелся энтузиаст – Геннадий Авдеевич Шмыков, человек пенсионного возраста, проживающий в Саратове, который потратил не один год, чтобы создать историю деревни Шмыки. Она находится в Сюмсинском районе, на красивой речке Лумпун, притоке Кильмези. Когда-то в этой деревне в семидесяти домах жили пятьсот человек, почти все по фамилии Шмыковы, а сейчас здесь  осталось десяток с небольшим семей. Люди отсюда разъехались по различным городам страны. Энергичные, трудолюбивые, многие занимают высокие должности. Один из Шмыковых, Рудольф Авдеевич, работает в том самом «Аксион-Холдинге» и помог двоюродному брату Геннадию Авдеевичу напечатать эту замечательную книгу. Оба создателя книги почему-то поскромничали поместить на видном месте свои фотографии, хотя они этого заслужили! Их можно найти где-то на сотых страницах.

Отличные цветные пейзажи Сюмсинского района, той самой полноводной речки Лумпун (говорят, она шириной с Чепцу), и огромное количество фотографий людей из рода Шмыковых, причем часть фотографий старых, но отлично проработанных, на которых во всех деталях видны люди, их одежда, обстановка, в которой делались снимки. Ведь кто-то их бережно хранил, а затем рассказал автору книги о тех, кто изображен на фотографиях, поведал о многих перипетиях жизни героев снимков.

Смотрю в конце книги перечень фамилий, упомянутых тут. Помимо Шмыковых, есть Булановы, Васильевы, Глуховы, Девятовы, Дегтяревы, Кузнецовы, Пестриковы, Потанины, Тетенькины, Тюриковы, Черепановы и так далее, распределенные по 121 генеалогической ветви! Есть и несколько генеалогических дерев на широких вкладках.

Казаки, староверы?

Перелистаем страницы книги. Григорий Авдеевич открывает ее двумя своими стихотворениями о родной деревне – значит, человек он творческий. В предисловии этой книги автор приводит две версии создания деревни Шмыки. По одной основателями ее стали три брата, участники пугачевского бунта. Скрываясь от преследований после поражения восстания, забрались в вятскую глушь, построили тут жилье, вот отсюда и выросла большая деревня. По другой версии деревня появилась только в начале девятнадцатого века, ее основателями стали старообрядцы, облюбовавшие лесные поляны возле красивой речки. Кстати, в тридцати километрах проходил Сибирский тракт, то есть место можно считать не такой уж глухоманью. В годы гражданской войны сюда заглянул даже Троцкий, выступивший на митинге перед красными бойцами и жителями окрестных деревень.

По воспоминаниям старожилов, народ здесь жил крепкий, красивый. Мужчины – высокие, бородатые. Ну, настоящие казаки. Или староверы? Судя по именам и отчествам, приведенным в книге, возможно, это старообрядцы-поповцы. А проще говоря – настоящие вятские мужики: крепкие хозяева, мастеровитые люди.

…И кооператоры

На первых страницах книги большая фотография – каждый портрет отдельно, в квадратных рамках - шмыковских мужиков, сделанная еще до коллективизации. На ней написано – «Организаторы кооператива лесопромышленников «Путь к социализму», в память о совместной работе». После имен и фамилий указана должность в кооперативе – председатель, казначей, член ревизионной комиссии, лоцман. Фамилия у всех одна – Шмыковы. Оказывается, в этих краях еще с девятнадцатого века процветала лесная торговля – леса тут были отменные: сосна, ель. По небольшим речкам древесину сплавляли в плотах по Кильмези, затем в Вятку, а потом и по Каме с Волгой.

Еще задолго до революции прославился этим промыслом подрядчик Анисим Илларионович. Он работал на вятских купцов, выполнял их задания по заготовке леса. Благодаря ему все местные мужики были с деньгами, жили хорошо. Анисим Илларионович на свои деньги примерно в 1910 году построил в деревне школу, простоявшую до нашего времени. Еще хотел построить в Шмыках водопровод, но за это просил себе торфяное болото. Староста деревни заупрямился на такой обмен, в итоге остались Шмыки без этого блага цивилизации. Где-то в 1918-1920 годах красные второпях расстреляли лесного мецената возле его же дома – требовали золото. Так и не нашли у него никаких денег.

А его земляки через десяток лет, в годы нэпа, и создали свой лесной кооператив. В книге есть фотография результатов труда этих вятских бизнесменов – несколько большущих плотов, 500 кубометров древесины (примерно тридцать современных машин-лесовозов). На плотах стоят два домика, между ними закреплен капитанский мостик с мачтой и сигнальными огнями. Возле домиков на плотах два десятка  мужчин: «экипаж» плотогонов перед отправлением в дальнюю дорогу – по Кильмези, Вятке и так далее. Выгодно продав лес в крупных городах, шмыковские мужики с покупками и деньгами возвращались домой снова готовить лес и сплавлять его по рекам.

Дальнейшая судьба многих членов этого кооператива оказалась трагична. Председателя, Прокопия Ларионовича Шмыкова, раскулачили, выгнали с семьей из родного дома. Когда и где он умер – неизвестно. Председатель ревизионной комиссии Андрей Дмитриевич тоже раскулачен и сослан на Север, там и умер. Под раскулачивание попали еще несколько Шмыковых. Они написали жалобу в Москву, где их оправдали. Однако местным властям бумага из Москвы – не указ, гонения на шмыковцев продолжались, поэтому люди отправились в столицу, да там и остались жить, не ожидая от советской власти ничего хорошего. Другие от беды подальше переселились в Сибирь.  Вот так и потеряла деревня своих самых энергичных и деловых людей – делает вывод автор. В республиканской книге с перечнем репрессированных есть одиннадцать Шмыковых, а ведь это главы больших семей, в каждой из которых было по пять, семь и даже десять детей. Второй удар деревне нанесла война. В республиканской «Книге памяти» - более восьмидесяти Шмыковых из Сюмсинского района, из них около пятидесяти непосредственно жители деревни Шмыки.

Вася-валенщик и Ваня-гой

Интересно, что историю деревни пытались до Григория Авдеевича написать и двое других местных краеведов, которые в итоге передали ему свои материалы. Интересно почитать список жителей деревни, сделанный Анной Ильиничной Телицыной в период войны, причем она указывает деревенские прозвища Шмыковых: есть тут Сергуня, Евланиха, Андрюшиха, Петяша, Лавруша, Малюта, Троша, а также Анисим Илларионович по прозвищу «Клуб», раскулаченный богач Мартьян, Поп - он же Андрей Фатеевич, имевший шестистенный дом, другой Мартьян, у которого дом был двухэтажный, Вася-валенщик и даже Ваня-гой. Что означает последнее примечание, я не ведаю. Не могло быть в деревне и настоящего попа, поскольку не имелось церкви, только часовня, где совершали все обряды.

В книге приведен еще один довоенный список хозяев домов, подготовленный другим краеведом. Интересно, что там есть, например, тринадцать Иванов и ни одного Мартьяна, только их дети Мартемьяновичи. Насколько точны и емки эти сельские прозвища и как много говорят примечания к списку жителей военной поры! Отсюда видно, что в деревне стояло не меньше двух двухэтажных домов, один из которых, отнятый у раскулаченных, служил правлением колхоза. В 1918 году несколько Шмыковых оказалось среди руководителей «кулацкого» восстания против красных. Тогда на сход по созданию крестьянского отряда собралось 800 человек! Так что не верьте тем, кто говорит, будто до революции деревня жила плохо. Имелись в ней люди хорошего достатка, богаче современных крестьян. А вот в колхозные времена деревенские люди жили бедно – сказано в книге. В колхозе настоящих заработков не было. Единственная возможность у мужиков получить какие-то деньги – собрать зимой бригаду и ехать на строительство по соседним деревням.

От старины до наших дней

Листаю страницы книги о Шмыковых. Среди них есть отважные воины, инженеры, учителя, врачи и прочие отличные люди. По мнению автора, род сюмсинских Шмыковых насчитывает 3-5 тысяч человек. Только по собственному древу, от прапрадеда Захара, ему удалось проследить 159 человек! Свою книгу он считает первым томом сочинения о Шмыковых и ожидает дополнительных сведений от тех, кто увидел книгу. Кстати, в перечне фамилий я нашел и глазовчан, но уже не Шмыковых.

Насколько сложно составить родословную, автор иллюстрирует примером своего прадеда Леонтия Захаровича, прожившего 96 лет. Начиная работу над книгой, он твердо был уверен, что у того два сына. Но в итоге оказалось – шесть сыновей и две дочери, а женат Леонтий был дважды. Вот и попробуй найти всех своих предков, особенно из девятнадцатого века!

Перелистывая страницы о многочисленных Шмыковых, добираюсь до 126-й, где автор рассказывает о себе. Оказывается, Геннадий Авдеевич по образованию строитель. Начинал работу в 1961 году в Сарапуле, затем строил город Нижнекамск, потом перебрался в проектный институт в Саратове. Благодаря командировкам объехал всю страну от севера до юга, с востока до запада. Словом, настойчивый, целеустремленный, непоседливый человек. Вот такими и должны быть авторы подобных исследований. Интересно, что эта ветвь Захара и Леонтия Шмыковых, в которую входит и автор книги, на грани угасания: в ней сейчас только двое мальчиков могут продолжить фамилию рода, у остальных или уже не будет детей, или они носят другие фамилии.

Листаю дальше эту интересную книгу, читаю рассказы о новых и новых Шмыковых, об их порой непростых судьбах, любуюсь их фотографиями (многие специально сделал автор), и еще раз убеждаюсь – грандиозную работу выполнил Геннадий Авдеевич! Побольше бы таких энтузиастов!

Беспокойный Леонид Иванович

Как ко мне попала эта книга о Шмыковых? Ее показал пенсионер Леонид Иванович Шмыков, которого знают многие красногорцы. В Сюмсинском районе он начинал с шофера и поднялся до главного инженера строительного отдела сельхозуправления. В 70-е годы переехал в Красногорское. Здесь тоже трудился в строительных организациях. Человек легкий на подъем, общительный. И даже романтичный. Например, очень любит ходить в тельняшке. Это потому, что двое из троих сыновей у него учились в морских училищах, а третий тоже служил в частях обслуживания флота. Особенно гордится отец старшим – Владимиром, который стал капитаном второго ранга и сейчас, выйдя в отставку, работает директором базы олимпийского резерва в Подмосковье, где спортсмены наших сборных готовятся к крупным соревнованиям.

Леонид Иванович активный человек, неравнодушный к проблемам красногорцев. До сих пор к нему идут представители различных организаций и частные застройщики с просьбой составить смету на строительство, ремонт. И он это делает бесплатно! Не случайно его избирали депутатом районного совета уже тогда, когда стал пенсионером. В качестве депутата добился телефонизации своей улицы – эта проблема не решалась лет двадцать: у связистов вечно не было свободных линий. Однако Леонид Иванович написал даже Президенту Путину, затем Волкову, постоянно ходил за местным «мэром» - и на улице Монтажников появилась телефонная линия. Также настойчиво занимался уличным освещением: теперь это единственная улица села, где в достаточном количестве есть фонари. И во всех делах ветеран доброжелателен к людям, внимателен к большим и малым просьбам.

Кстати, этой зимой ему исполнилось 75 лет! Он по-прежнему бодр, энергичен. Так что книга о Шмыковых попала в верные руки. А началось все с того, что ему позвонил будущий автор. Говорит, телефон узнал у твоих сестер из Челябинска, собираю материалы о жителях нашей деревни, поэтому присылай свои фотографии, краткие биографии родственников. И через несколько лет прислал готовую книгу.

Она так увлекла Леонида Ивановича, что он как бы продолжает дело автора книги. Как-то Леонид Иванович оказался в Перми – у него там живут двое сыновей. Из любопытства полистал телефонную книгу и нашел немало однофамильцев. Наугад позвонил по одному номеру – оказалось, попал к известному музыканту, бывшему директору местной филармонии. Тот с интересом выслушал собеседника и нашел в книге свои сюмсинские корни – собственных деда и прадеда.

Еще один звонок по адресам пермской телефонной книги. И здесь Леонид Иванович попал на одного предпринимателя. Слово за слово – это оказался его племянник, сын родной сестры, которую давно не видел и не имел от нее никаких  вестей! Через некоторое время, снова оказавшись в Перми, наш земляк опять позвонил племяннику. Тот говорит: 

– А я вам хочу сюрприз сделать, передаю трубку…

И трубку берет родная сестра Леонида Ивановича, затем его вторая сестра, которую тоже много лет не видел! Конечно, сразу договорились о встрече, повидались, поговорили. Вот на какие поиски может подтолкнуть книга о твоих однофамильцах.

- Из деревни Шмыки мы уехали в 1937 году. Отца перевели в райком партии, затем в другой населенный пункт парторгом лесопункта. По молодости на родину, конечно, не очень тянуло, но  с возрастом так хочется вернуться туда! - рассказывает Леонид Иванович.

Лет шесть-семь назад с детьми поехал навестить родственников в село Кильмезь в том же Сюмсинском районе. «Давай, заглянем в твои родные Шмыки!» - сказала невестка. И хотя от основной трассы с асфальтом  надо было ехать тридцать километров, отправились в этот отдаленный уголок. Увы, не доехали семь километров: дорога тут действительно оказалась плохой для «Жигулей» - по ней ходили только большие лесовозы. Вечерело, поэтому решили дальше не рваться, оставить заветный адрес для следующей поездки. А так хотелось снова увидеть место, где прошло детство!

 На снимке: Леонид Иванович с книгой о Шмыковых.

Фото автора.

 2005 г.

Комментарии

Аватар пользователя татива

" ...многие наши молодые люди не знают имени-отчества и даже фамилий своих дедушек и бабушек! Особенно тех, кто уже умер. " 

К сожалению это так! После переписи 2010 года одна знакомая - переписчик рассказывала, что приходилось возвращаться в некоторые квартиры... Взрослые внуки не могли назвать отчество живущей с ними бабушки! Мне недавно в инете задал вопрос о деде мой племянник пенсионного возраста (50 лет)... Отчество он правда знает, но я всё равно была шокирована! По этому очень радуюсь , когда встречаю молодых людей в архиве , здесь на портале или на других  родословных форумах и сайтах. Сейчас столько возможностей узнать о своих предках, было бы желание! Но возможно ,что интерес к своим корням приходит и с возрастом... 

Аватар пользователя ru-danko

Добавьте обложку и аннотацию книги в раздел "Книжные издания"!

Аватар пользователя Алекс Леснов

Хозяин книги сильно болеет, нет возможности сканировать.

Аватар пользователя Кардаков Александр

Многие своих дедов и бабок не помнят. Мой пример- нашел родственников в Кирове- дядьку, его внучку в соцсетях. Начинаю спрашивать о наших родных, дядька говорит, что уже давно не общается с родней, хотя живут все в Кирове, и количество родных не малое. Даже элементарно- созваниваться не хотят. Внучка в соцсетях сидит целыми днями и ночами,- взрослая, учится в институте, а ответить лень на мои вопросы,или не хочет, моим двоюродным братьям фиолето до меня. Мне помог найти их посторонний человек, она их спрашивает,- мол, помоему вас разыскивают, а они отвечают,- да, наверное, мы читали это объявление. Она, чужой человек, мне дала данные внучки в соцсети. Вот простой сюжет, один из тысяч.

Здравствуйте, очень заинтересовала версия, что три брата организовали деревню (участники в восстании Пугачева). Мой прадед Яицкий казак участник восстаний, бежал в Кировскую область от преследования. У меня вопрос как звали этих братьев? Раньше я думала что деревня Шмыки, к моему роду не имеет отношения, а вчера прочитала и очень сильно засомневалась. Прошу знающих людей откликнуться. 

Здравствуйте, Ольга Владимировна!

В свое время я собирал такие легенды по своему району об основание деревни разинцами, пугачевцами, беглыми каторжниками...

Пока ни одна не подтвердилась.

Вятская земля в конце 18 века уже не была каким-то "медвежьим углом", куда могли бежать беглые воры (именно так называли по тогдашнему законодательству государственных преступников), что бы основать деревню и жить в ней, не боясь наказания.

Нашли ли Вы документальное подтверждение тому, что Ваш прадед был яицким казаком, участником восстания Пугачева?

Добрый вечер! Официального подтверждения нет, только устный рассказ двоюродного брата. Сейчас у него уточнила, от куда у него информация про нашего прадеда, оказалось тоже устный рассказ его мамы, у нее фото есть с выбитым на камне названием Шмыки и она ему рассказала эту историю. Спасибо Вам за обратную связь, возможно эта легенда кочует из поколения в поколение

В наших архивах сохранились переписи населения за 18 и 19 века. Это позволяет углубиться в родословной и найти реальных основателей д. Шмыки, проверить семейную легенду.