Хозяйство прадеда Шабалина Митрофана Александровича

Недавно в областном архиве наткнулся на дело Климковского волисполкома 1923 года об установлении опеки над несовершеннолетним Шабалиным Митрофаном Александровичем (ф. Р-1437 оп. 1 д. 74). Заинтересовало оно меня потому, что речь в нём идёт о моём прадеде.

Вкратце суть дела такова. Митрофан родился в 1907 году в деревня Шабалята и рано остался без родителей. Его отец – Александр Внебрачный (sic!) – умер в 1915 году. Мать – Парасковья Созоновна – умерла в 1918 году (о причинах преждевременной смерти родителей в деле сведений, к сожалению, нет). Старший брат – Апполон Александрович – ушёл в ряды Красной Армии и не возвратился (по слухам, погиб в боях с отрядами Колчака). Так 11-й летний Митрофан остался без родных, на попечении жены брата – Александры Григорьевны Шабалиной. Однако, по материалам дела, она «стала относиться к несовершеннолетнему плохо», почему в 1923 году над ним было предложено установить опеку. В итоге опекунами были назначены Иван Александрович и Александра Васильевна Шабалины.

Интересно, что в деле содержится опись хозяйства Митрофана Александровича Шабалина, составленная членом ВИК Двоеглазовым Иваном Александровичем. В описи перечислено всё имущество, доставшиеся Митрофану в наследство от родителей: дом, скот и инвентарь. Опись я переписал. По каждой позиции указано наименование и количество (в деле ещё содержится стоимость каждой позиции, но её я не выписал).

Привожу выписку из данной описи.

1. Дом с постройками – 1

Скот:

2. Лошадь – 1

3. Корова – 1

4. Овец – 1

Инвентарь:

5. Телег на железном ходу – 1

6. Саней железных – 1

7. Саней медных – 1

8. Самовар медный – 1

9. Чайник эмалированный – 1

10. Котел чугунный – 2

11. Соха – 1

12. Борона – 1

13. Лом железный – 1

14. Пил поперечных  - 1

15. Топоров железных – 3

16. Лопат железный – 3

17. Кос – 2

18. Кадок деревянных – 2

19. Подойник железный – 1

20. Ковшей железных – 2

21. Плита чугунная – 1

22. Труб железных (7 аршин) – 1

23. Пиджаков шубных – 2

24. Сукман – 1

25. Шуба – 8

26. Клюка железная – 1

27. Ухватов – 2

28. Весы безмен – 1

29. Ножниц – 1

30. Ножей – 1

31. Хомут и шлея – 1

32. Седмак – 2 (вероятно - седелок)

33. Узд – 1

34. Сеяльниц – 1

35. Сит – 1

36. Решето – 2

37. Бочка деревянная – 1

38. Ларь деревянный – 1

39. Стан – 1

40. Ламп – 2

41. Квашенок хлебных – 1

42. Коструль чугунных – 1

43. Сундук обшитый – 1

44. Пальто осеннее трековое – 1

45. Сапоги – 1

46. Чашек столовых глиняных – 1

47. Блюдо эмалированное – 1

48. Шайка скотская – 1

49. Кур – 1 (?)

Итого на 4796 рублей

 

Очень интересно узнать, чем пользовались в хозяйстве наши предки. Но не менее интересно, как пользовались, и как выглядели эти предметы инвентаря. Если вам что-то показалось интересным, есть, что сообщить на эту тему – пишите в комментариях.

 

Дополнительно приведу информацию об этом же хозяйстве из данных сельскохозяйственной переписи 1917 года (ф. 574 оп. 17 д. 738), когда ещё были живы мать и брат Митрофана.

Хозяин - Шабалин Апполон Александрович, 16 лет, грамотный

Брат (Митрофан Александрович) – 9 лет, учащийся

Мать (Парасковья Созоновна) – 35 лет, неграмотная

Скот:

Лошади – рабочие 1 шт. (4 л. и старше)

Коров – 1 шт.

Овцы – 1 шт.

Наем поденных рабочих: молотьба: пеших, женщин – 20

Площадь удобной земли:

Общинной душевой – 9,0 дес.

Подворно-наследственной – 2,1 дес

Итого удобной – 11,1 дес.

в т.ч. пашни – 2,5 дес., сенокоса – 5,1 дес.

Угодия. Надельная земля:

Общинная: Усадьбы – 0,28 дес., в т.ч. сад и огород – 0,20 дес.

Подворно-наследственная: Сенокоса – 2,1 дес.

Посев хлебов в пудах

На надельно-душевой:

Ржи – 10

Овса – 12

Льна – 0,9

Под паром – 10

Огород:

Картофель – 2

 

Мне сложно судить, насколько типичным было хозяйство моего прадеда, но было бы интересно узнать мнение тех, кто в этом разбирается.

 

P.S. В дальнейшем Митрофан продолжал жить в своём доме, женился на Марии Ивановне Ворониной из д. Подгорена. Судьба прадеда сложилась трагически - он умер в достаточно молодом возрасте, ещё до войны, от воспаления лёгких. После его смерти жена и сын Митрофана (мои прабабушка и дед) переехали из Шабалят в Чёрную Холуницу.

Комментарии

Аватар пользователя Хуторянка

Денис, думаю ваш прадед был из достаточно обеспеченного хозяйства.Об этом говорит наличие в первую очередь ЛОШАДИ в хозяйстве, у меня один прадед был БЕЗЛОШАДНЫЙ-они жили очень трудно,в семье были 4 дочери. Мой прадед на себе вытаскивал из леса брёвна на новый дом, построил "пятистенок" перед самой революцией,а в 1918 его раскулачили только потому,что у него был "большой" дом.
-В дореволюционные годы внебрачным детям отчества не давали,скорее всего поэтому такое "отчество" и осталось,ведь многие  россияне из глубинки даже безфамильными дожили до ВОВ.
-Предполагаю,что опекуны могли быть из разных семей и хозяйств,ведь ваш прадед был достаточно взрослый,действительно, в деревне 15-летние мальчики это уже подростки-работники,а не дети.Но всё же подросток,и за ним нужен был какой-то присмотр, раз он жил в родительском доме один.Ну а как вариант вы не рассматривали, что опекунами могли быть  КРЁСТНЫЕ родители, а крёстные ОБЯЗАТЕЛЬНО не должны быть мужем и женой по церковным уставам о крещении.
-23.Плужаков шубных-возможен вариант ПИДЖАКОВ,т.е. коротких полушубчиков.
-24.Сукман-думаю верхняя одежда демисезонная,типа армяка. Суконная(поэтому СУКман),а значит достаточно тёплая.
-31.ШлЕя однозначно,просто описка.
32.СедМак возможно просто седЛак-без замудростей речь о седёлках,тем более это рядом с упряжью.
49.Кур-возможно это железный крюк,на который вешали рукомойник-умывальник (они были металлические латунные в виде котелка с "носиком"(он чем-то похож на пузатый чайник без крышки,а носик маленький, как у сотейника) который вешался за цепочку на крюк,крепящийся к стене в углу.У нас в селе у одной старушки он до сих пор сохранился) Так вот этот крюк назывался "Курица". Может быть переписчик так написал,потому что крюк м.рода,вот и получился КУР-по крайней мере-как вариант!
Про сельхозинвентарь,извините, не поняла-а что тогда сельхозинвентарь если не лопаты,вилы,косы,плуги,сохи и тому подобное?

 

 

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за комментарий!

По поводу лошади. По списку домохозяев 1891 года, в починке Воронинском (Шабалята) лошади были во всех 6 хозяйствах, даже по 2. Возможно, что лошади использовались не только в хозяйстве, но на промысле (как я упоминал, жители деревни были рудокопы, а руду нужно было не только добывать, но и возить на завод).

По поводу КРЕСТНЫХ опекунов - версия интересная! Не приходила в голову. Пересмотрел по переписи 1917 года, кто из женщин может подходить на эту роль. Подходит только одна женщина - жена Алексея Васильевича Шабалина, которой в 1917 году было 27 лет (в 1923 - 33). Постараюсь проверить эту версию.

23. Согласен, плужаков это видимо я не смог прочесть - исправлю.
31. Согласен, шлея, исправлю.
32. Я писал выше - возможно не Седмак, а Седелок, это я перепроверю.

49. Кур - скорее всего, это множественное число родительный падеж. Чего? Кур - 1 штука. А у вас нет фотографии этого крюка-"курицы"? Было бы интересно посмотреть.

Про сельхозинвентарь - вопрос касался переписи 1917 года. Там в карточке переписи есть графа "сельхозинвентарь", но она не заполнена.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Татьяна Юрьевна, всё же, раз мы тут подробно даже подседельники разбираем - будьте точнее, пожалуйста. Ну никак не мог быть ваш прадед раскулачен в 1918 г. Ну и опять же - раскулачивали вовсе не из-за больших домов. Я понимаю, что такова семейная легенда - но тут вы находитесь за пределами семьи. 

По поводу Внебрачный vs Ксенофонтович - я думаю, всё просто. В метриках в Вятской губернии писали "Внебрачный" (в других, бывало, "Незаконнорожденный"), а в момент рассматриваемых событий метрики и были основным документом. Но уже в самое ближайшее время основным документом становится справка сельсовета, а затем и паспорт, все данные в эти документы записывались со слов граждан, и по ним он вполне мог стать "Ксенофонтовичем". 

Аватар пользователя ru-danko

Рассматриваемые события - это 1923 год. Александр Внебрачный умер в 1915 году. Соответственно ни паспорта, ни других документов он уже не получал.

Об отчестве "Ксенофонтович" мне рассказал Василий Алексеевич Шабалин 1915 г.р., который лично знал Митрофана и других жителей деревни. Василий Алексеевич в свои 89 лет, будучи незрячим (на войне потерял зрение), обладал очень хорошей памятью. Вдеревне все друг друга знали, а Василий Алексеевич был гармонистом и имел радио, у него бывали все, поэтому всю деревню он знал очень хорошо. И он мне рассказал в 2004 году о жителях деревни. Жаль, что я тогда не расспросил больше. Конечно, мог он и ошибиться с отчеством, безусловно, ведь лично он Александра не знал, а только от рассказов родственников.

Но вопрос в другом - как люди называли человека, который официально был рожден вне брака? Насколько я понимаю, в метрических книгах записывали именно "Внебрачный", но люди-то вряд ли так называли своего земляка, соседа, родственника!?

Аватар пользователя Люрита

Здравствуйте Денис, Ксенофонт для Шабалино это распостранённое имя или нет? Моя свекровь Ваулина в девичестве Кривокорытова Дина Ксенофонтовна 1932 года родилась в пос.Ленинское Шабалинского р-на, её мать Кривокорытова в девичестве Трусова Варвара Васильевна подбросила её старшей сестре на воспитание т.к. после рожденияя дочери Кривокорытов Ксенофонт ушёл из семьи.Подскажите пожалуйста может быть вы где то в документах встречали фамилию Кривокорытов Ксенофонт ,во время ВОВ  он был политруком,а в 1948 работал в Шахунье на льно фабрике.Буду благодарна за информацию.

Аватар пользователя ru-danko

Мои предки из Белохолуницкого района, про Шабалинский ничего не могу сказать

Аватар пользователя Хуторянка

Денис, а  Вы не допускаете мысли, что мать Александра выходила замуж, и супруг принял её внебрачного ребёнка как своего, родились другие дети и все они стали Ксенофонтовичи?
-Об одном из своих деревенцев мой отец говорил «Он -«ПодкУстник», его мамка в девках «принесла»(от слова куст). Так что не знаю, как в других районах, а в нашей местности внебрачных детей  в деревнях так называли. А уже в более позднее время ещё о таких детях говорили-  "НагУляный робёнок".
-И всё таки «Кур» по-моему ближе к крюку, и записан он не в скот, а в инвентарь. К тому же рукомойник-это вещь покупная, скажем так-стоящая денег.
Фотография была, поищу.

Аватар пользователя ru-danko

Прабабушка Маня, Мария Ивановна Шабалина (Воронина) - жена Митрофана - дожила до 1992 года. Я её помню. Если бы были настолько близкие родственники у Митрофана, мне кажется, она бы об этом рассказала и наша семья бы об этом знала. Я успел расспросить только свою бабушку, жену деда Аркадия Митрофановича. По её словам, ничего о родственниках Митрофана им не было известно. Поэтому мне кажется правдоподобным, что близких родственников у Митрофана после смерти родителей действительно не было.

По поводу Ксенофонтовичей могу сказать следующее. В деревне был Ксенофонт Григорьевич Шабалин, по исповедным росписям 1846 года ему было уже 45 лет. К 1891 году были семьи Василия Ксенофонтовича, Федора Ксенофонтовича. Поскольку Александр Внебрачный родился ориентировочно в районе 1880 г., сыном этого Ксенофонта он быть конечно не мог. Правда выше говорилось, что иногда отчество в этом случае давалось по имени деда - может быть, и тут произошло так?

По поводу Кур ваша версия заслуживает внимания. Найдете фото - приложите, пожалуйста.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Кстати - да, очень логично (отчество по отцу матери). Во всяком случае, сейчас так часто делают.

Прабабушка Маня, Мария Ивановна Шабалина (Воронина) - жена Митрофана - дожила до 1992 года. Я её помню. Если бы были настолько близкие родственники у Митрофана, мне кажется, она бы об этом рассказала и наша семья бы об этом знала…

Поскольку Александр Внебрачный родился ориентировочно в районе 1880 г., сыном этого Ксенофонта он быть конечно не мог. Правда выше говорилось, что иногда отчество в этом случае давалось по имени деда - может быть, и тут произошло так?

Денис, ещё раз вмешаюсь, очень уж тема интересная.

По 1 абз. - приведу пример, моя тётя училась в школе (в селе) с девочкой той-же фамилии, они обе есть на фото ("Санчурская школа медсестёр - февраль 1942 г.") и всегда говорила что это "не родня" - а просто однофамилица. На самом деле они 4-юродные сёстры (по итогам архивных поисков), но об этом в селе уже никто не помнил, странно конечно, но факт.

По 2 - действительно, есть такое, несколько незаконнорожденных получали отчество по деду, а иногда бывало, что и бабушка являлась крестной у внучки.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за внимание к теме! Я имел в виду, что если бы у Митрофана были родные дяди-тёти и двоюродные братья-сестры, то об этом бы наверное знала жена Митрофана. И при установлении опеки это бы наверняка учитывалось. В деле, про которое я написал в блоге, о родственниках сказано только то, что родители умерли, брат ушёл в РККА и не возвратился, и осталась только жена брата. Если бы  у несовершеннолетнего были дяди-тёти (братья или сестры Александра), то об этом бы, мне кажется, написали.

Что же касается того, что все в деревне были родня, это безусловно. К слову, я спрашивал упомянутого выше старожила Василия Алексеевича Шабалина - родня ли он Митрофану, а значит и мне. Он сказал, что не знает, кем ему приходился Митрофан, но определенно роднёй, только он не знает, какой именно. Я узнаю, если метрические книги Климковского завода есть, я обязательно их со временем посмотрю.

Аватар пользователя korotaevorel

Денис, вы про документы областного архива знаете всё, а знаете ли, что сельсоветами велись Похозяйственные книги? Например, в архиве Свечинского района имеются Похозяйственные книги за 1934, 1942 и 1955 годы, в которых есть записи о всех членах каждой семьи с указанием ФИО, степени родства и года рождения. Надеюсь, найдете такие книги по деревне Шабалята, они могут прояснить по опекунам, т.к. Иван Александрович и Александра Васильевна (может она вторая жена его?) к тому времени вполне могут быть живы. 

Аватар пользователя ru-danko

Леонид Николаевич, спасибо за совет. Я знаю про похозяйственные книги, но пока не узнавал в Белохолуницком архиве насчёт их наличия. Если они сохранились, обязательно посмотрю.

Похозяйственные книги, Денис, посмотрите здесь в каталоге: http://fk.archiv-kirov.ru/ensa/

Не знаю, как по Белохолуницкому, а по Фаленскому архиву там по каждому сельсовету указано, за какие годы они сохранились: http://fk.archiv-kirov.ru/ensa/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4/54da1908f3c1eb1b...

Аватар пользователя ru-danko

Похоже, по Белохолуницкому не так подробно: http://fk.archiv-kirov.ru/ensa/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4/859a9186c8ed4445...

Но я выясню, это дело времени.

Аватар пользователя татива

И я согласна с выше сказанным! Что в деревнях часто не помнили кто- кем - кому приходится... Вроде и не родня... Мои тетушки говорили- полдеревни  однофамильцев, сейчас я знаю, что все Корзунины в деревне от одного предка! И с отчеством по деду тоже согласна, ближний пример- моя подруга.

Аватар пользователя Lyu-belos

Доброе время суток, Денис. При работе с Метрическими книгами я встречала много записий о внебрачных детях. Обычно указывается принадлежность женщины к мужчине. Не важно дочь, жена, вдова. Если ребенок внебрачный в книге велась обычная запись, девки такой-то дочери такого-то, солдатки такой-то бывшего в военной службе такого-то. Были и восприемники, крестные. В Ревизских сказках, в Посемейных списках также указывались семейные связи по отношению к главе семьи. Однажды была запись - ссылка толи на отца ребенка, толи на его восприемника. Посемейные списки, к сожалению, мало где сохранились. Похозяйственные книги начали вести позже (30 -е годы) и там записи уже с отчеством. Во время войны и после войны давали фамилию и отчество настоящего отца, по крайней мере в сельсоветах нашей округи было так. Удачи в поисках.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо, Любовь Ивановна!

Аватар пользователя Lyu-belos

На здоровье. Просто, из опыта поиска знаю, что это не мелочь. Особенно для тех, кто делает заявки в архив. Будут искать Ксенофонтовича. Это вам еще повезло, что вы такую запись нашли. Я недавно работала с Похозяйственными книгами, столкнулась с ситуацией как в кино, в котором Золотухин играл роль отца всех прслевоенных ребятишек и все на него похожи. А после революционной отмены института семьи и брака, записи в церквях не велись, а если велись, то гражданский брак писался с разными фамилиями (Метрические книги п. Первомайского за 30 годы), а что писалось в актах ЗАГСа я не знаю. Потом, отчества у женщин путались, записывали со слов, а в деревнях их звали Васиха, Иваниха, Степаниха, и не потому что отец был Иван, а потому что замуж вышла за Ивана.

 

Как здорово, что у нас есть такой сайт, чтобы и опыта понабраться и своим поделиться!!! 

Страницы