Моё изучение родословной началось чуть больше шести лет назад, и на протяжении двух лет я занимался этим наиболее активно. Изучение родословной, как это у многих бывает, постепенно переросло в интерес к родному краю. А с началом работы над порталом «Родная Вятка» времени на свою родословную просто не стало. Но за последние годы желание узнать историю своей семьи только усилилось. Совсем недавно череда удивительных событий приоткрыла завесу тайны на историю одного моего рода. Это Двойнишниковы. Девичья фамилия моей мамы.
Сегодняшний мой рассказ не исследование и не научная статья. Это просто повествование о том, как пишется история семьи. И, быть может, мне удастся вдохновить тех, кто потерял надежду что-нибудь найти о своих предках.
В моей семье из четырёх прадедов с войны вернулся только один. Двое — пропали без вести, а ещё один просто ушёл. Одним из пропавших в годы Великой Отечественной был Двойнишников Пётр Филиппович. Запись из Книги Памяти гласит:
Кроме записи в Книге Памяти была ещё страница в ОБД «Мемориал» из донесения послевоенного периода от 23.07.1946, где была указана жена Двойнишникова Е.П.
Эти строки и старая повреждённая фотография — всё, что осталось от прадеда. И всё, что осталось от рода Двойнишниковых. Надежда что-нибудь узнать о предках была только одна — искать Петра, сына Филиппа Двойнишникова в метрической книге за 1912 год села Чемельского, к приходу которого относилась деревня Большая Лузянская.
Сначала (в марте 2010 года) была изучена книга за 1910-1912 гг. К моему удивлению, никаких упоминаний о Двойнишниковых там не нашлось. Следом были просмотрены метрики за 1913 и 1914 годы. Потом я решил изучить метрики за конец XIX в. Если Двойнишниковы жили в Лузянской, они должны найтись хоть где-нибудь. В итоге просмотрел: 1886-1888, 1892-1894, 1915, 1916... И ни одного Двойнишникова.
Но зато в метрической книге за 1911 год прихода села Чемельского в деревне Лузянской я нашёл запись о рождении своей вероятной прабабушки Пупышевой Евдокии Пантелеевны, ставшей женой Петру Филипповичу. Совпадали имя и отчество, о которых мне было известно из свидетельства о рождении деда. Год рождения и девичью фамилию я не знал. Но мне была известна примерная дата её смерти.
Счёт родившихся |
Год, месяц и день |
Имена родив-шихся |
Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания |
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников |
||
муж. пола |
жен. пола |
рож-дения |
кре-щения |
|||
1911 (ф. 1370, оп. 2, д. 90) |
||||||
|
|
Февраль |
|
|
|
|
– |
27 |
25 |
26 |
Евдокия |
Деревни Лузянской крестьянин Пантелеймон Амвросиев Пупышев и законная жена его Пелагея Андреева, оба православного вероисповедания. |
Деревни Лузянской крестьянская дочь отроковица Марфа Пантелеймонова Пупышева. |
Далее летом того же 2010 года я направил запросы в военкомат Опаринского района, в архив ЗАГС Даровского района и в районный архив. В результате я получил ответ от архива ЗАГС, в котором были написаны дата и причина смерти Евдокии Пантелеевны. К слову, в справках по форме № 33 возраст, в котором умер человек, не указывается. Если будете писать запросы в архивы ЗАГС и заказывать справки, то просите, чтобы в ответном письме в качестве дополнительной информации вам предоставили также и данные о возрасте наступления смерти. Я этого вовремя не сделал и уточнял возраст по телефону. Хотя по телефону такие сведения предоставлять не обязаны, мне повезло. В моём случае получилось расхождение между годом рождения из метрики и вычисленного года по справке о смерти.
В архиве ЗАГС я ещё запрашивал запись о бракосочетании моих прадеда и прабабушки, но такой записи не нашлось.
Зато от районного архива я получил важный ответ. Мне выслали несколько ксерокопий похозяйственных книг за 40-е и 50-е годы. В двух копиях вместо фамилии по мужу стояла девичья фамилия Евдокии Пантелеевны — Пупышева и год рождения — 1914. Ошибка в годе рождения очень частое явление. На тот момент я это уже знал и сильного удивления это не вызвало. А главным доказательством родства было наличие в списке членов семьи её сына Виталия Двойнишникова, моего деда, с полностью совпадаемой датой рождения 27.03.1940. Пётр Филиппович в похозяйственной книге за 1940-е тоже значился, как муж, ушедший на фронт. Была указана дата рождения, что-то среднее между 1912 и 1918 гг.
От военкомата на запрос о Петре Филипповиче мне прислали ксерокопию списка послевоенного периода, мало чем отличающегося от имеющегося донесения на сайте ОБД «Мемориал».
Я окончательно убедился, что в Большой Лузянской всё-таки жили мои предки Двойнишниковы, но Пётр Филиппович там не родился.
Всё это время меня сбивали с толку запись в Книге Памяти и информация в Книге Вятских Родов В.А. Старостина, согласно которой в Лузянской проживала одна семья Двойнишниковых. Я почему-то сделал для себя вывод, что сведения из Книги Вятских Родов относились к концу XIX века. Семья Двойнишниковых действительна жила в Лузянской, но уже позже, в советское время. Тогда я ещё не был знаком с Василием Андреевичем. Намного позже в разговоре с ним выяснится, что по территориям, ранее не входившим в Вятскую губернию, при составлении списка родов селения он пользовался не волостными списками 1891 года, как в случае с Вятской губернией, а другими источниками: ревизскими сказками, метрическими книгами и районными Книгами Памяти. И тут становится ясно, откуда попала запись об одной семье Двойнишниковых в его Книгу Вятских Родов, и к какому периоду она относится.
На 4 года я оставил попытки найти что-нибудь про Двойнишникова Петра Филипповича. Правда выше я не упомянул ещё одну запись на ОБД «Мемориал», которая время от времени всплывала. Это данные о военнопленном Двойнишникове Петре Филипповиче, родившемся 21.12.1918 в д. Шадрино Опаринского района. От Шадрино до Лузянской по прямой линии 18.7 км, да и район другой, дата рождения никак не совпадает... В общем, запись эта совсем не подходила. По крайней мере, проверить это никак было нельзя.
Весной 2015 года мне пришло совершенно невероятное смс-сообщение, в котором отправитель предположил, что мы родственники в третьем поколении. Далее цитата:
Моя покойная бабушка Двойнишникова Мария Филипповна, рожденная в Кировской обл. Опаринского имела брата Петра Филипповича, пропавшего без вести, хотя есть сведения о погибшем Двойнишниковом П.Ф. в немецком плену.
Следом пришло следующее смс-сообщение, в котором говорилось, что есть его фото и что ему было 24 года. А ещё отправитель написала, что в семье могло быть два Петра, так как Филипп до этого был женат и имел детей от первого брака.
Её зовут Ирина, она искала информацию о двоюродном деде уже давно, только она искала о военнопленном, а я о пропавшем без вести. Я где-то разместил о нём информацию и ссылку на «Родную Вятку». И уже здесь она нашла мой телефон.
Очень многое совпадало, а кое-что нет. Мы обменялись фотографиями Петра, которые у нас есть. Фото оказались разные, а люди, изображённые на них — очень похожими!
Сомнений в том, что «эти два человека» как минимум из одной семьи не было. Потом я выслал часть старых фото, оставшихся от деда, а Ирина дала их посмотреть своей маме. Мама узнала некоторых людей на фотографиях. Я ликовал!
К сожалению, на тот момент так и не выяснилось, откуда пошёл «их» род Двойнишниковых. Но в том, что этот род у нас общий, уже никто не сомневался.
Проанализировав всё, что мы знали о Петре Филипповиче, мы сделали вывод, что «оба» наших Петра на самом деле являются одним человеком. Я объединил общие знания воедино и добавил страницу, посвящённую Двойнишникову Петру Филипповичу в раздел проекта «Они ковали Победу», который был запущен как раз в 2015 году и приурочен к юбилею празднования Великой Победы. Конечно, оставалась доля сомнения. А вдруг «мой» пропавший без вести Пётр 1912 г.р. и «их» погибший в плену Пётр 1918 г.р. — не один и тот же человек, а два брата?
Тем не менее, уверенность в том, что это один человек, была почти полной.
Откликнулись активные пользователи на «Родной Вятке». Игорь Степанов помог проанализировать две карточки военнопленного и составить его путь по лагерям. А Каримова Альфия нашла две подходящие записи из донесений со списками захороненных с той же датой смерти. Оказалось, что Пётр Филиппович был захоронен под именем Winischnikow Petr в могиле № 759 на мемориальном комплексе Южного кладбища в Нюрнберге. Позже я обнаружил подтверждение этой информации в базе военнопленных «Саксонские мемориалы» [ старая ссылка ] с указанием того же номера могилы и на сайте «Забытый полк» в теме, посвящённой этому мемориальному комплексу.
Он прошёл Советско-финскую войну. К началу Великой Отечественной служил в составе 34 стрелкового полка 75 стрелковой дивизии. Был пленён в первые дни войны в районе города Малорита Брестской области Белорусской ССР. О том, как 34-ый стрелковый полк героически принял удар гитлеровцев в районе Малориты достаточно подробно написано в воспоминаниях Ивана Степановича Ткаченко.
Прадед попал в плен 29 июня 1941 года и был направлен в шталаг VIII-E (308) Нойхаммер (сейчас Свентошув, Польша). Информация про этот лагерь есть на форуме «Авиация СГВ». 13 октября переведён в шталаг XIII-A в городе Зульцбах-Розенберг (сейчас это Бавария, административный округ Верхний Пфальц, район Амбер-Зульцбах). Через 2 недели 01.11.1941 приписан к рабочей команде № 298 с месторасположением Нюрнберг-Лангвассер (пригород Нюрнберга), в составе которой он и умер 16 января 1942 года в возрасте 24 лет.
Таким был путь восстановления исторической памяти о моём прадеде и роде Двойнишниковых. Но эта история пишется до сих пор, найдено уже очень много интересных сведений.
На той неделе я связался с пользователем с сайта «Забытый полк», который опубликовал списки плит с именами, и спросил, нет ли у него фотографии плиты с именем Winischnikow Petr. Он мне ответил, что будет 8 мая в Нюрнберге, на тот самом кладбище. И вышлет все материалы по месту захоронения, фото плиты, и ссылку на подборку видео и фотоматериалов с посещения кладбища. Буду ждать!
На сегодня это всё. В следующий раз я расскажу о том, как окончательно развеялись мои сомнения и о том, как я узнал, где жили мои Двойнишниковы до войны. Да, мне удалось это узнать, а также многое другое. Всем удачных поисков!
Небольшой бонус. Карта — путь моего прадеда в плену
Путь Двойнишникова П.Ф. в плену
Автор карты: Иван Зыков
Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты
Круто, завидую...
Как интересно написано, прочитал с удовольствием!
Прекрасно написано! Зная историю Ваших поисков так сказать "изнутри", могу еще раз повторить - все-таки удивительная история! А случай с полученным смс-сообщением и второй фотографией Вашего прадеда должен показать всем, что никогда нельзя опускать руки в своих поисках - как говорится: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!". Ждем вторую часть!
Спасибо Вам, Игорь, за оказанную помощь!
Очень интересно! Жду продолжения!
Иван, мне кажется, что вы похожи с Петром Филипповичем.
Одно лицо.
Интересная статья, Иван, показывающая какое надо иметь упорство и желание, чтобы узнавать информацию о своих предках!
Потрясающе интересная история! Удивительно то, как фамилия Двойнишников в данном случае оправдывает себя: два Петра оказались одним и тем же человеком.
Спасибо, Иван, всегда с удовольствием читаю Ваши материалы. Успехов и удачи в дальнейших поисках!
Иван, пришла в голову и такая мысль: а не могли ли два Петра быть братьями-близнецами? В МК часто встречала записи о рождении однополых двойни или тройни, и при крещении всех нарекали одним именем, вероятно, подразумевая, что выживет, в лучшем случае, только один ребенок.
Нет, это точно один Пётр, но об этом я расскажу в следующей части.
Хотя предположение, конечно, интересное, и такая история стала бы отличным сценарием для какой-нибудь мыльной оперы! :)
Иван, очень интересная история! Ждем продолжения... А я Вам ещё подкину одну интересную идею.
Для меня эта фамилия хорошо знакома ( правда виртуально!). Ещё до того, как я начала заниматься родословной по своей фамилии ( вятские), я больше года занималась родословной по маминой фамилии Белых ( Пермская губерния). Мамина родина - Юговской завод, расположенный в 40 верстах от Перми. Так вот фамилия Двойнишниковы там очень распростронена! При том похоже , что Двойнишниковы жили в основном в Югу ( встречается ещё в Осе). Завод был построен в 1735 году , с этого же года живут в Югу и мои предки... Завод - казенный, т.е. государственный и туда переселялись гос. крестьяне из разных мест. Надо будет посмотреть встречается ли Ваша фамилия ещё в 18 веке ( к сожалению в пермском архиве МК по Югу только с 1791 г.).
И ещё, в начале 19 века в мастеровые завода были приписаны крестьяне из рекрутского набора. Так вот в этом списке "сплошняком" вятские фамилии! Жаль, что не указывается откуда были те рекруты ! Нашла там я и ещё одного своего предка, Втюрина и своего однофамильца, Корзунина ( этот -то точно из вятских!)
Так что возможно и в Перми можно Ваших родственников найти!
Спасибо за идею! Я по возможности буду составлять родословную вглубь веков, идя маленькими, но верными шагами от предка к предку. Так далеко я по линии Двойнишниковых ещё не зашёл.
Эх, было бы у меня свободное время в рабочие дни!
Зачем подразумевать? У крестьян на этот случай, что бы детей по именам не путать, свои варианты были. В деревне их по-разному звали: одного Петей, а другого Петруней. Или я знаю несколько случаев, как при крещении ребенку дали одно имя, а в жизни его звали совсем другим именем.
Моей прабабушке при крещении в 1912 году дали имя Афанасия, но оно ей, видимо, не нравилось, и в жизни все её знали как Фаина.
Ваня, спасибо за рассказ! Прочитал с удовольствием. Очень живо, интересно ты описал свои поиски.
Иван, спасибо за рассказ, прочитала с большим интересом.
Присоединяюсь к мнению, что вы внешне очень похожи с Петром.
Очень интересна и сама по себе история семьи, но и также история поиска. У меня была подобная история с фото. Но я хочу о чем сказать, моя тетя вятская по происхождению и помню еще из детства, когда о ком-то рассказывали из двойни или близнеца, то говорили что они двойнишные, это я по истории самой фамилии.