Площадь Спасского собора. История и будущее.

1. Общие сведения.

 

Данный текст был подготовлен как официальная историческая справка  по участку, на котором тогда предполагалось строительство. Тогда заказчик и городские власти от строительства решили отказаться. Но время от времени предложения по застройке этого места продолжают появляться. Поэтому я думаю, что стоило бы поподробнее познакомить всех интересующихся с историей этого места, немного откорректировав первоначальный текст. В источниках встречаются разночтения, поэтому в чем-то я могу ошибаться. Буду рад, если кто-нибудь меня дополнит или поправит.

Место, о котором идет речь, ограничено с севера - ул. Московской (Коммуны), с запада - ул. Большевиков (Казанская), с юга - территорией Спасского собора и химчистки, с востока - зданиями палат Вятской духовной консистории 1752 г. постройки и конюшенного двора конца 18 в. В настоящее время площадка занята сквером (западная часть) и заасфальтирована (восточная часть). Здесь находятся памятник С.Н. Халтурину и памятник – обелиск погибшим за Советскую власть в годы гражданской войны.

Первоначально на рассматриваеой площадке располагался овраг - ответвление оврага Засора  Его устье располагалось в восточной части современного стадиона «Трудовые резервы» (расположен к югу от ул. Дрелевского, на юг от рассматриваемой площадки), далее он шел на запад и северо- запад под современной ул. Дрелевского, далее - на север по территории современной химчистки и вышеназванной спортплощадки, пересекал современную ул. Московская и далее шел на территорию стадиона «Динамо» (к северу от ул. Московская и рассматриваемой площадки), где и начинался. По данным инженерно- геологических изысканий, проводившихся южнее рассматриваемой площадки, его глубина местами превышает 12.8м. от современной поверхности, а на южном краю рассматриваемой площадки-  более 10,2м. Следует учесть, что скважины бурились на склоне оврага, а его полная глубина остается неизвестной.

В историческом прошлом края и склоны оврага покрывал лес, а на дне находилось «великое болото и озеро», что подтверждается данными геологических изысканий, в процессе которых был обнаружен слой природного торфа толщиной около 4м. Далее к северо- западу (северо- западный угол ул. Большевиков - Московской) в то время «ходили в чащи леса по ягоды».

После основания г. Хлынова- Вятки овраг стал западной границей кремля. Вершина оврага была соединена с обрывом берега р. Вятки глубоким рвом. В 19в. ров был засыпан, хотя в конце 19- начале 20 вв был еще заметен. Пересекая его, в 1870- 1883гг. был возведен корпус Преображенского женского монастыря. Видимо, фундаменты одного из зданий комплекса опирались прямо на засыпку рва или одного из ответвлений описываемого оврага. В середине 2000х годов проявилась деформация основания здания, усугубленная замачиванием стены из – за протечки кровли. В результате произошло обрушение стены здания. Данный пример показывает, как важен учет особенностей погребенного исторического рельефа данной площадки для строительства, и как ошибки строительства проявляются на много десятилетий позднее.

 

 

2. Дорусский период.

 

При археологических раскопках, проводившихся в 2013г. в хлыновском кремле, в непосредственной близости от рассматриваемого участка, помимо прочего, были обнаружены отдельные артефакты эпохи камня. Это заставляет предполагать, что рассматриваемый участок мог использоваться еще глубокой древности.

Между вышеописанным оврагом и обрывом берега р. Вятки находилось «Блясково поле» (в некоторых источниках - «болякосково», «балясково»). Название произошло от удмуртского «боляк» - сельская община. Это название, а также удмуртские легенды и археологиеские данные (в том числе- клады дорусского времени)- свидетельствуют, что до прихода русских территорию города Кирова заселяли удмурты. Некоторые ученые считают Хлыновское городище[1] удмуртским памятником. Среди находок, обнаруженных в разных слоях хлыновского кремля, и среди случайных находок есть предметы, которые можно отнести к дорусскому времени (стеклянные бусины, бронзовая бляшка с арабской вязью, бронзовый идол). Это дает основание предполагать, что до прихода русских на этой территории существовало удмуртское поселение.

О проживании на месте современного г. Кирова удмуртов говорят их предания, записанные в 19-20 веках в Малмыжском, Слободском, Глазовском уездах. Одно из них опубликовано Б. Гавриловым в 1880г.

На том месте, где ныне находится город Вятка, прежде была вотяцкая деревня с общественною куалою (святилищем, представлявшим собой небольшую каркасную бревенчатую постройку с открытым очагом- кострищем внутри). Когда вотяки были вытеснены оттуда русскими, то и куалу решились разрушить. Много русских, собравшись, начали ломать верх куалы. В это время вылетел из куалы голубь и полетел по направлению к церкви... Куала сгорела. Теперь на том месте площадь, строиться, говорят, нельзя - неспокойно.[2]

Данная легенда гласит, что древнее святилище располагалось на месте торговой площади, недалеко от первой в. г. Хлынове деревянной церкви, на месте которой в 1698-1710гг. был построен каменный Богоявленский собор. Этому описанию соответствует территория стадиона «Динамо» и рассматриваемая площадка.

Достоверность удмуртских преданий подтверждает, в частности, следующее соображение. По вышеприведенной легенде, опубликованой Б. Гавриловым[3], куала на месте г. Вятки располагалась на месте площади. До 19в. здесь находился овраг, по которому тек ручей, имелись родники. По этнографическим данным, в таких местах обычно и размещались удмуртские священные места, в том числе - более поздние святилища, которые, согласно легендам, являлись преемниками хлыновского.

Это предание подтверждает найденный недавно документ- письмо протоиерея о. Иосифа Стефанова[4], служившего благочинным в Глазове, датированное 10 мая 1848 г. В этом письме, помимо прочего, о. Иосиф просит сообщить ему сведения «о  колодце, бывшем перед Кафедральным Собором около кабака, который будто бы считался местопребыванием злого духа, лишь бы не Кереметя… Это также вотское мольбище».

По другим легендам, записанным в Слободском районе в 1971г, на месте г. Кирова был удмуртский город, взятый русскими, удмуртская церковь или часовня.

 

3. Древнерусский период.

 

В конце XII - начале XIII века первые русские поселенцы на Вятке выбрали «блясково поле» - территорию между описываемым оврагом, оврагом Засора и крутым обрывом берега Вятки - для поселения, ставшего зародышем города, так как это место было удобно для обороны. Таким образом, овраг вошел в систему обороны города. В этот период на склонах оврага рос лес, а по его восточному краю располагались, примыкая вплотную друг к другу, жилища первых жителей будущего города. Первый труд по истории Вятской земли- «Повесть о стране Вятской» - упоминает «преглубокий ров» - овраг, ограничивавший первоначальный Хлынов с запада.  По линии современной ул. Московская его ширина достигала 71м, а расстояние от современной ул. Большевиков до его края было 45м. Этот ров - овраг заполнен поздней засыпкой. Древних слоев здесь не обнаружено, так как глубина рва была значительно больше глубины траншеи, составлявшей 3-3.5м., и эти слои находятся на большой глубине.

Об истории рассматриваемой площадки свидетельствуют археологические данные. В ноябре 1983г при осмотре коммуникационной траншеи по ул. Коммуны Л.Д. Макаровым (КВАЭ УдГУ, г. Ижевск) под остатками кремлевского вала, укрепленного рублеными клетями, были найдены нижние венцы срубов и полы срубных построек. Это те самые «где ныне кремль город, построены жития жителей тех кругом города храмины друг подле друга вблизости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены», описанные в «Повести о стране Вятской», что еще раз подтверждает ее достоверность. Эти постройки были поставлены прямо на лесную подстилку. То есть, первоначально здесь был лес, который вырубили под строительство. Согласно «Повести о стране Вятской», здесь было «высокое же, паче пространнейшее место и широкое поле, иже в то время нарицашеся Балясково поле». На остатках древнейших укреплений успел отложиться культурный слой толщиной до 25см. Он представляет из себя своего рода вал из слоев разного цвета с прослойкой глины и извести общей высотой около 0,5м и шириной около 6.5м[5]- след образовавшейся тут свалки. Выше были вскрыты остатки земляного вала шириной 13м. с внутривальными конструкциями и следами около 15 разновременных подсыпок. Вал кремля неоднократно перестраивался, когда именно- неизвестно[6]. Эту крепость не могли взять московские войска в 1456, 1457, 1458, 1459, 1489г, казанский царь Ибрагим в 1476 и 1478г.

Со стороны кремля вдоль вала шла бревенчатая мостовая. Сохранилось 5-6 ярусов. Также мостовая из жердей диаметром 5-13 см. обнаружена под покрытием ул. Московская со стороны ул. Большевиков.

Раскопки производились также в 1990г. Раскоп был заложен в 15м к югу от архиерейского дома (в советское время- дворец пионеров, сейчас- офисное здание), в центре современной автостоянки. Здесь на материке был обнаружен след плетня, тянувшийся с ВЮВ на ЗСЗ и разделявшего две усадьбы. Следы кольев из подтоварника располагались на расстоянии около 0.6м. Позднее здесь появились хозяйственные постройки, располагавшиеся в направлении современной сетки улиц (то есть параллельно мостовой, обнаруженной Л. П. Гуссаковским). Здесь прослеживается развитие поселения. Сначала здесь были, видимо, огороды. Но они с самого начала располагались внутри укреплений, так что возводить вокруг них частокол не было необходимости. Впоследствии в связи с ростом численности населения и недостатком места внутри укреплений усадьбы пришлось застраивать плотнее, вероятно, делить дворы на более мелкие участки. Здесь также была найдена керамика домонгольского времени (то есть не позднее начала 13в) В верхней части культурного слоя обнаружены остатки постройки конца 14-15в. Средневековый культурный слой был перекрыт строительными горизонтами 17-20вв, оставшимися от постройки и ремонтов архиерейского дома. Общая толщина культурного слоя здесь составляла около 5.67м.

За стенами кремля постепенно разрастался посад. По мнению одних исследователей,  пригородные слободки уже в 15в. доходили до современной ул. Свободы. По мнению других, посад возник только в 16 в. В начале 17 в. была застроена территория современного стадиона «Динамо». На территории стадиона Динамо» при инженерно геологических изысканиях  под его строительство в конце 1950х гг. был выявлен «мешаный грунт» толщиной 0,8-1,2м. от поверхности и ниже- «торф» (вероятно- органический грунт древнего культурного слоя) толщиной 0,8-1,2м. Общая толщина культурного слоя здесь составляла 1,4-2м. В 1959г. Л. П. Гуссаковский заложил два шурфа между зданиями Присутственных мест- Александровским садом- стадионом «Динамо». В одном из шурфов выше материка был обнаружен слой 15-17вв (находок, могуших дать более точную датировку, не обнаружено), в другом- только поздний слой.

Весной 1956 г. На ул. Большевиков напротив рассматриваемой площадки на глубине 2 м. были обнаружены 3 слоя бревенчатой мостовой, частично пострадавшей от пожара. На остатки бревенчатых мостовых при производстве земляных работ натыкались здесь и позднее. В 1956г. Л.П. Гуссаковский заложил шурф в сквере у Спасского собора. Под слоем 19-20 вв толщиной 1.5 – 1.7м. обнаружены выходы культурного слоя 18-19вв. Шурф не был докопан до материка, т.к. стал заполняться грунтовыми водами.

Согласно летописям, в  XV веке  Хлынов неоднократно выдерживал осады татар и русских князей. Вероятно, нападали на него и местные племена  удмуртов и марийцев, разорявшие близлежащие русские селения. Широкий и глубокий овраг с крутыми склонами служил надежной защитой для города. Вероятно, при осадах западный склон оврага подвергался обстрелу с городской стены, а восточный- со стороны осаждающих, так что здесь возможно обнаружение материальных следов этих сражений.

 

4. Позднерусский период.

 

В XV-XVI веках вокруг кремля возник неукрепленный посад. Остатки ремесленных мастерских и других сооружений этого времени были обнаружены при земляных работах по ул. Большевиков и Герцена к западу от описываемого участка.

Если восточную часть рассматриваемого участка, сейчас занятую спортплощадкой, занимал овраг, то западную, где сейчас расположен сквер с памятником погибшим за Советскую власть, занимал торг. Он возник, вероятно, одновременно с городом, и находился здесь до Октябрьской революции. Во времена Вятской республики здесь собиралось вече. На ней и вблизи нее были построены деревянные церкви, на месте которых впоследствии строились каменные: Троицкая, Спасская, Воскресенская, Покровская, Казанская, Вознесенская.

Все сохранившиеся переписи, начиная с 1615г (в которой содержатся отдельные сведения 1595г) указывают церкви и лавки на торгу. В дозорной книге 1615г указаны: теплая с трапезою церковь Происхождения Креста господня; холодная «заложена на прежнем на церковном месте» вместо сгоревшей; Троицкая, под ней- 3 лавки, одна- пустовала;  церковь теплая с трапезой Вознесенская; холодная Жен мироносиц. Последние две были построены перед переписью в районе современного Кооперативного переулка. На месте Троицкой церкви впоследствии построили ныне существующий Спасский собор. Амбар, 14 лавок и 6 полков (торговых мест) располагались там же, видимо, как с восточной стороны площади- «под Спасом»- образом, находившимся над воротами Спасской башни, так и с запада- со стороны церкви, где лавки переписью выделены отдельно. Возможно также, «под Спасом»- это западнее нынешнего Троицкой церкви, на паперти которой тоже находилась икона. Лавки и лотки располагались рядами с востока на запад. «Под Спасом» отмечены Большой и Мясной ряд, где стояли лавки, и еще ряд, где торгуют мясом и рыбою с полок. Каждый ряд представлял собой проход, с каждой стороны которого стояли лавки или полки. Первоначально длина рядов была небольшой- с каждой стороны располагалось 3-4 лавки или полки. Вероятно, первоначально торг на западе ограничивался современным Спасским собором, т. к. при археологическом исследовании в 1983г. под асфальтом современной ул. Большевиков обнаружена застройка посада, в т. ч.- остатки гончарной мастерской 16-18вв., сгоревшей в пожаре. Постепенно торг расширялся на запад и север за счет примыкавших к нему и по разным причинам запустевавших дворов. Возможно, что ныне известные церкви при этом также переносились на другое место, особенно- после разрушительных пожаров, после которых город строился фактически заново. Последующие переписи фиксируют все более увеличивающееся количество лавок. В 1628г. отмечены те же Большой и Мясной ряд и ряд, где торгуют холодной рыбой. Но количество лавок значительно выросло. В 1629г. их было уже 124. 8 из них находились под Вознесенской церковью и 2 хлебных амбара- под Троицей. Особо выделялся «большой ряд» от рва до Троицкой церкви. Рядом находился Мясной ряд. Поблизости от церквей располагались дворы священнослужителей.

Троицкая церковь многократно горела и вновь восстанавливалась К 1646г. к холодной церкви были пристроены 2 придела, в теплой в приделах- 2 новых престола.

После присоединения Вятской земли к Москве хлыновский кремль сохранял свое военное значение. Особенно важную роль крепость играла в XVI веке, в период борьбы против Казанского ханства и частых восстаний народов Поволжья и Прикамья. Последний раз Хлынов осаждали марийцы в 1580г. во время т.н. «черемисской войны», когда крестьяне из поселений на территории современного  Нововятского района города вынуждены были бежать под защиту стен г. Хлынова. Видимо, в этот период вокруг разросшегося посада была построена линия дерево- земляных укреплений острога. Точное ее положение неизвестно, но предполагается, что она проходила и по южной границе описываемого участка с востока на запад. Здесь при геологических изысканиях было обнаружено повышение кровли коренного грунта, перекрытое насыпью из глины. Это характерно для земляных валов, так как насыпь вала защищает коренной грунт от выветривания.

В XVI веке началась застройка левого склона Засорного оврага под архиерейским подворьем. В Дозорной книге князя Ф. Звенигородского за 1615 год указано, что «под горою у Засоры» находится 129 дворов…» хлыновцев. Через 63 года в «переписной книге Михаила Воейкова и подъячего Федора Прокофьева» значится уже 209 дворов. Эти сведения взяты из книги А.Г. Тинского «Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках». Помимо жилых домов, в этом районе существовали кузницы.

В 1663-1669гг (по другим данным- 1671-1674гг), в период народных восстаний, вокруг Хлынова была возведена новая линия дерево- земляных укреплений. В 1680г. укрепления были частично перестроены. По южной границе рассматриваемого участка проходило прясло посадской стены между “Наугольной башней за архиепископским двором” кремля и Успенской башней посада. Оно имело длину 13 сажен (27,7м), пересекало овраг и состояло из бревенчатых срубов- городен, вплотную примыкавших друг к другу. Поскольку точное положение городских укреплений неизвестно, не исключено, что Успенская башня находилась в южной части рассматриваемого участка.  Дальше на запад шло еще одно прясло рубленой стены длиной 15 сажен (30,3м) до земляного вала. Земляных валов на этом участке не было, т.к. их невозможно было отсыпать на крутом склоне оврага. Указанные размеры прясел соответствуют ширине оврага, измеренной вдоль склона. По восточной стороне рассматриваемой площадки проходило прясло укреплений кремля. На острие мыса, образованного оврагом Засора и описываемым оврагом, располагался земляной вывод, в 1684г. замененный башней «за епископским двором». От вывода на север до Спасской башни шло прясло дерево- земляной стены длиной 27 саж. (57.5м.) Между проезжей Спасской башней и Воскресенской башней в насыпи вала располагался пороховой погреб на расстоянии 26 сажен (около 55м). Из погреба в город сквозь насыпь вала вела «кирпичная труба» (подземный ход), вход в который перегораживали 2 железные решетки. Эта «кирпичная труба»- первое на Вятке каменное сооружение, время существования которого зафиксировано письменными источниками. Севернее на расстоянии 49 саж. (104.4м.) находилась другая проезжая башня кремля- Воскресенская. Ширина оврага напротив Спасской башни составляла 14 саж. (29,8м, очевидно, имелась в виду только часть оврага, имевшая крутые склоны, ширина по верху, по современным наблюдениям, составляла 71м). Длина склонов- 15 саж. (32м.). Через овраг был перекинут деревянный мост. Дальше, вероятно, шла деревянная мостовая. Возможно, остатки этого моста через овраг или более позднего на его месте были обнаружены при строительстве памятника С. Н. Халтурину. В 1923г. при строительстве памятника на глубине 2.5 аршина (1.8м) был обнаружен восточный ряжевый устой моста через овраг. Ниже на значительную глубину залегал рыхлый насыпной грунт.

 Вид хлыновского кремля, Успенского Трифонова монастыря и застройки между ними изображен на иконе 1690х годов «Трифон Вятский перед Богородицей». Здесь показаны в том числе крутые склоны окружавших кремль оврагов и застройка на северном склоне оврага Засора.

В 1676-1683гг. в кремле к северо- востоку от рассматриваемой площадки был построен первый на Вятке каменный Свято- Троицкий и Николаевский собор. В 1715г. он уже имел серьезные повреждения, и в 1759 г. был разобран. На его месте в 1760-1762гг на его месте был возведен Троицкий кафедральный собор. Остатки того и другого выявлены при археологическом надзоре в 1983г.

В 1698-1710гг. в кремле на месте древней деревянной Крестовоздвиженской церкви с приделом Богоявления был построен каменный Богоявленский собор.

В 1679-1693г. после очередного пожара к западу от рассматриваемой площадки на месте деревянной Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор.

 

5. Период 18в.

 

Автор «Повести о стране Вятской», писавший свое произведение около 1708г, указывает существовавшие в то время на рассматриваемом участке и вблизи него постройки: «ныне на торгу земский колодец. На том ключе была посажена винокурня и земская изба. За Вознесенскою церковью где ныне богадельня…» Богорадня (богадельня) упоминается в Книге пустых дворов 1671г. Она располагалась в начале Никитской улицы на запустевшем дворовом месте. Очевидно, богадельня тогда была деревянной. Считается, что богадельня стояла к югу от Спасского собора, но, учитывая упоминание «Повести» о «находившемся поблизости болоте и озере, можно предположить, что она могла находиться и ближе к оврагу.

В. 1734г. у моста через овраг находилась деревянная часовня с шатровой кровлей. Еще существовал пороховой погреб в кремлевском валу размером 9х8 аршин, но уже был ветхим. Над погребом был сруб, крытый тесом. Вход закрывался деревянной решеткой. На западном берегу оврага у начала посадского вала находился кружечный двор- кабак. Дальше к юго- западу вниз по склону, уже за пределами рассматриваемой площадки, находилась пивная поварня. Существовали и винокурни- верхняя и нижняя (одна из них, видимо, и названа пивной поварней).

 В 18в на рассматриваемом участке и вблизи него были построены одни из первых каменных  гражданских зданий в Вятке. Каменное гражданское строительство началось в Хлынове в 1727г. Каменную двухэтажную женскую богадельню построили купцы- компаньоны Вонифатий Иванович Дряхлов, Лука Афанасьевич Пушкарев и братья Трофим и Фирс Кириаковичи Прозоровы. Они же долгие годы содержали ее за свой счет. Дата постройки богадельни неизвестна. В 1739г. она уже функционировала. Здание находилось у современного Спасского собора. Оно обветшало, в 1759г. пострадало от пожара, пришло в ветхое состояние и было разобрано по одним данным- в 1759, по другим- в 1780г.  К тому времени существовала другая богадельня- «новая», мужская и женская- «на рынке у большаго проезжаго моста»- бывший дом Голикова (см. ниже).  Возможно, остатки именно здания богадельни были обнаружены в 1983г. к юго- западу от Спасского собора под современной ул. Большевиков.

На нижней торговой площади на западном берегу кремлевского рва у «большого моста» с торговой площади к Спасскому спуску стоял каменный двухэтажный дом «древней архитектуры» винного откупщика Голикова. По предположению А. Г. Тинского, дом был построен в 1740х годах- позднее уже не строили домов «древней архитектуры». Около 1759г. дом был пожертвован Голиковым городу «для богоугодных заведений». В 1779г. здесь находилась мужская и женская богадельня. С 1804г. дом использовался как рыночная харчевня, потом в нем находилась кухня Вятского батальона. Разобран в 1839г, так как ветхое здание «наводило городу безобразие».

В течение XVIII века деревянные укрепления сгнили и разрушились, чему способствовали многочисленные пожары. Кремль превратился в резиденцию архиереев. С этим связано строительство ряда каменных зданий, часть которых утрачена в 1930е годы (Кафедральный и Богоявленский соборы,  на месте которых в 1935г. построены жилые дома крайисполкома, и ограда с двумя беседками- башенками). Другие здания (вышеупомянутые палаты Вятской духовной консистории 1752г. постройки и конюшенный двор конца 18в, а также жилые дома для причта начала- конца 19в) сохранились и, несмотря на понесенные утраты, до сих пор обозначают  контур бывшего кремля.

Каменные палаты духовной консистории построены взамен обветшавших построек архиерейского дома, возведенных в конце 17в. Досмотр за постройкой вели находившиеся на пропитании в Успенском монастыре капитан Широков и отставной поручик Петр Вестов, сведущие в фортификации. Работы начали в 1746 г., а закончили- в 1752г. Строили из большемерного кирпича от разобранных архиерейских палат 17в. Впоследствии к нему неоднократно делали пристройки, увеличив его втрое В1830х гг. его превратили в квартирный дом. В советское время здесь располагались различные учреждения, потом он использовался под жилье.

Троицкий кафедральный собор строился в 1760-1772гг. на месте Воскресенского собора конца 17в. Последней построена колокольня, непосредственно примыкавшая к рассматриваемому участку с северо- востока. Снесен в 1930х гг. При археологическом надзоре в 1983г. были обнаружены остатки обоих зданий.

На плане города Хлынова 1759 года, снятом с натуры, обозначены места поселений у речки Засоры, а также показан мост с торговой площади через нижнюю часть кремлевского рва и улицу, ведущую к берегу Вятки. В это время деревянных городских укреплений на рассматриваемом участке уже не существовало. В эти годы вблизи рассматриваемого участка появились каменные постройки, дошедшие до наших дней:  Питейный дом (середина XVIII в.) и Спасский собор, в 1760е годы построенный на месте прежнего, сильно поврежденного пожаром в 1752г. В 1818г закончено строительство его приделов. Непосредственно на рассматриваемом участке показан только мост через овраг, а поблизости от него - Питейный дом (современная Приказная изба) и Спасская церковь.

По оврагу тек  ручей, питавшийся родниками, на котором имелись пруды. В «Описании губернского города Вятки» 1804 г сказано, что кремль г. Хлынова «…положение имеющий на высоком при оном месте, отделяющем ее (т. е. часть берега р. Вятки) с  полуденной и частию западной сторон натуральными (т. е. естественного происхождения) глубокими оврагами, кои к северной и к по оной сторон к востоку продолжающимися выкопанными рвами,. над которыми и земляной возвышенный вал, по рвам же оным (т.е. как по естественному оврагу, так и продолжающему его от вершины к северу и северо- востоку крепостному рву) протекают же источники, составляющие два небольших пруда, и из них уже течение имеют в ручей Засорский, который впадает в реку Вятку (ГАКО, Ф.630, оп. 8, д.864, л.1.). В середине XIX в. пруды использовались для временного содержания живой рыбы, а также как источник воды для жителей города.

Через овраг были построены деревянные мосты, но они быстро приходили в негодность. В июле 1796г. в ветхости находились все мосты: «через бояраки два к Кафедральному Троицкому собору, третей к соляным анбарам и два предлежащие по Казанскому тракту к селу Хлыновитскому... и на нижнем рынке против торговых лавок». Остатки одного из них были обнаружены при строительстве памятника С. Н. Халтурину, как сказано выше. Здесь он начинался и продолжался на запад.

 

6. Перепланировка по регулярному плану и застройка в 19- нач. 20 в.

 

В конце XVIII века началась перепланировка российских городов по регулярным планам. По всем вариантам регулярных планов рассматриваемый участок, как и раньше, занимала торговая площадь (так называемая Нижняя). В проекте плана города, выполненном  в 1784 г., улица Спасская заканчивалась у Спасского собора, не имея продолжения к реке Вятке Рассматривая план 1842 года, можно увидеть мост через бывший ров, который, вероятно и был причиной отсутствия продолжения улицы Спасской вниз к реке Вятке. Сама проезжая часть улицы существовала, но продолжения регулярной застройки не было. В течение XIX века сложившаяся застройка была вытеснена из Засорного оврага. Градостроительная ситуация на участке показана на чертеже из рапорта Ф. Рослякова губернатору в 1791г

В начале XIX века при перестройке города по регулярному плану на рассматриваемом участке и в непосредственной близости от него были построены здания торговых лавок. В 1795г. на Нижней площади к северу от Спасского собора по проекту Ф.М. Рослякова были построены два деревянных корпуса лавок. Но на плане 1796г. их еще нет. Они сгорели в пожаре в 1798г. В 1799г. они показаны как проектируемые. В 1802г. за алтарем Спасского собора по проекту того же Ф.М. Рослякова были построены одноэтажные каменные лавки братьев Машковцевых- корпус из 18 лавок. Они показаны на плане Родионова 1806-1807гг. и плане 1812г. В 1835г. они принадлежат дворянину Александру Федоровичу Машковцеву. В 1839г. лавки были выкуплены у дворянина Александра Машковцева городским обществом, как об этом сообщил вятский городской голова губернатору 8.07.1839г.

К этому времени сбоку к каменному корпусу были пристроены еще 4 деревянные лавки. Лавки отдаются городом в кортомное содержание под торговлю кожевенными товарами. Позднее в этой части площади уже не строили капитальных зданий, а только временные ларьки. Лавки и временные ларьки видны на фотографии того времени.

На плане Родионова 1806-1807гг. и плане 1812г. показаны также лавки к северу от Спасского собора против дома Швецова. В 1796г. они не показаны, в 1799г. показаны как проектируемые.

Некоторые из построек того времени сохранились. Одно из этих зданий - 1798-99гг постройки, архитектор Ф. М. Росляков, - находится в непосредственной близости от рассматриваемого участка, к юго-западу от него. В настоящее время его занимает химчистка. Здание довольно хорошо сохранилось и является объектом культурного наследия, находится под охраной государства. Одноэтажный корпус лавок, располагавшийся к северу от него и построенный в 1802г, в настоящее время утрачен. Другие корпуса лавок этого же периода расположены немного дальше, по ул. Герцена и Большевиков. Сохранился «Вид зданий с Главной торговой площади в гг Вятке», выполненный семинаристом Анисимовым. На нем показаны существовавшие к тому времени и описанные выше здания, а также овраг, мост через него и расположенный в овраге бассейн.

В 1858г. по проекту архитектора А.Ф. Глазырина было закончено сооружение бассейна на месте рва, некогда окружавшего кремль. Обшитый тесом бассейн с перекинутым через него мостиком имел длину 14.5, ширину 10 сажен при глубине 4 аршина (т.е. 30,9х21,3х2,84м). Воду из него развозили по городу бочками.

В книге А. Г. Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды» приведено свидетельство очевидца о существовании под рассматриваемой площадкой подземного озера, к которому вели подземные ходы от Кафедрального и Спасского соборов. Эта на первый взгляд фантастическая информация вполне может соответствовать действительности. Как сказано выше, на рассматриваемом участке протекали ручьи, питаемые родниками. Их засыпка привела бы к подтоплению площадки. Поэтому вполне возможно, что родники были каптированы в дренажные галереи, существующие и функционирующие до сих пор. Арка в подобную галерею в стене стоявшего тут когда-то дома была выявлена при археологическом надзоре в 1983г. Эта галерея должна была пересекать ул. Большевиков с северо- востока на юго- запад южнее Спасского собора. При геологических изысканиях в южной части рассматриваемой площадки обнаружен слой жидкого ила с примесью мелкого песка толщиной около 70 см, несколько выше которого бур перерезал очень хорошо сохранившееся бревно диаметром около 20 см, лежавшее по уклону склона оврага. Сведения о старых дренажных системах имеют не только исторический, но и большой практический интерес, так как нарушение гидрогеологического режима площадки в результате строительных работ, в том числе- разрушение дренажных систем забивкой свай- может привести к подтоплению территории, в том числе- к сходу оползней.

Со времени появления первого поселения овраг использовался в качестве свалки и постепенно засыпался. В связи с перепланировкой города засыпка оврага стала производиться организованно. В 1796г. губернский архитектор Ф.М. Росляков сделал проект земляного моста через овраг по линии ул. Московская с каменной трубой  для пропуска воды. В это время глубина оврага, к тому времени- уже в значительной степени засыпанного- составляла около 4,7м., ширина- около 26,6м. В 1813г. пленных французов предполагалось использовать на работах: «засыпать мочажины и ямы у прудков» против Кафедрального собора на Нижней торговой  площади, а также на срывке крепостных валов с засыпкой оврагов. Но работы вскоре прекратили. В течение XIX- начала XX века овраг был полностью засыпан. Территорию, до того занятую оврагом, постепенно занимал городской торг. На плане Ф. М. Рослякова, составленном в 1799г,  на площади торга показан «питейный дом казенный»,  навесы торговых рядов и два моста через овраг. Водоем на месте оврага был окончательно засыпан в 1868г. Но еще в конце 1920х годов южнее рассматриваемой площадки овраг частично сохранялся, и поэтому примыкающий с юга к рассматриваемой площадке участок никак не использовался.

При реставрационных работах в 2003г. в шурфе у фундамента Спасского собора на глубине 1.3м. обнаружена отмостка из кирпича- свидетельство нарастания культурного слоя на площадке.

В 1834г. губернатор Тюфяев  приказал губернскому архитектору «зделать предположение о уравнении площади», поскольку «нижняя торговая площадь что против собора, по неровности своей и топким местам неудобна для торгов и затруднительна для проездов и делает городу безобразие».  Здесь предполагалось срезать  около 1150 куб. саж. земли. После планировки площадь была замощена камнем и гравием.

На панораме города Вятки П. Шестакова, выполненной в середине XIX века, показан Спасский спуск только в начале улицы, сам овраг Засору ниже улицы занимают огороды. Южнее рассматриваемого участка показана одноэтажная постройка- вероятно, лавка или склад.  Севернее видна другая одноэтажная постройка- здание лавок.

В 19в. рассматриваемый участок и территорию позднейшей фабрики «Заря» занимала так называемая Нижняя торговая площадь, через которую проходила ул. Казанская (Большевиков).

На месте стадиона «Динамо» находилась Кафедральная площадь.

На северной части улицы Дрелевского к 1910-1911 годам появилась деревянная одноэтажная застройка Непосредственно на рассматриваемом участке в конце XIX - начале XX века находились деревянные постройки (видимо - лавки или склады.

 Из-за плохих грунтовых условий и высокого уровня грунтовых вод на месте нынешней асфальтированной площадки капитальное строительство никогда не велось.

Сохранились фотографии конца XIX -начала XX веков, на которых на переднем или на заднем плане видны Нижняя и Кафедральная площади.

 

7. 20в. и современный период.

 

После революции площадь рассматриваемого участка называлась пл. Большевиков, была центральной площадью города и служила местом проведения митингов и торжественных мероприятий.  6 ноября 1923г, в 6-ю годовщину Октябрьской революции, в г. Вятке на центральной в то время площади Большевиков состоялось торжественное открытие памятника С.Н. Халтурину. Авторы памятника С. Н. Халтурину- скульптор Н. И. Шильников и архитектор И. А. Чарушин. Бетонные работы выполнил известные в то время здесь мастера братья Владимировы. Памятник, установленный в первые годы Советской власти, представляет большую историческую и художественную ценность не только как первое скульптурно- архитектурное сооружение в нашем городе, сохранившееся до наших дней. Он является одним из немногих сохранившихся в стране памятников, воздвигнутых по ленинскому плану монументальной пропаганды.

На планах города Вятки за 1924 и 1927-1928 год существующая к тому времени градостроительная ситуация показана более подробно. Здание лавок Машковцева в 1924г. уже не существовало, но некоторые деревянные постройки еще существовали. На юг от участка проходила тропинка со Спасского спуска на торговую площадь.

В 1930е годы снесены Троицкий кафедральный и Богоявленский соборы, ограда кремля с двумя башенками – беседками. На их месте в 1935г. построены дома крайисполкома. И 1940е-70е годы на площадке размещался цирк- шапито. Навоз от цирковых животных сваливали в овраг к югу от площадки. В это время со стороны ул. Коммуны (современная ул. Московская) площадку обрамляла деревянная ограда с декоративной аркой- проходом на территорию. В 1960х годах в юго- западной части территории кремля по линии домов причта был построен трехэтажный жилой дом. Площадка была заасфальтирована. Предварительно ее южная часть была подсыпана глиной.

Памятник – обелиск погибшим за Советскую власть в годы гражданской войны был установлен 30 апреля 1960 г. Автор- архитектор Н. А. Козлов. Первоначально на нем было написано: «Илларионову И.М., Исаеву К.А., Селет А., Гинет (Г.И. Неткачеву), Бартовскому, Павлищеву И.С. Погибшим за Советскую власть в годы Гражданской войны. В настоящее время надпись другая. Обелиск был воздвигнут взамен памятника, стоявшего на Марсовом поле на месте погребения красноармейцев, погибших и умерших в госпиталях в годы Гражданской войны. Сейчас это место занято стадионом «Трудовые резервы».

В конце 1980х- 1990х годах площадка служила местом проведения митингов и местом сбора участников демонстраций 1 мая и 7 ноября.

В настоящее время рассматриваемый участок занимают: два памятника (см. выше), асфальтированная спортивная площадка и зеленые насаждения (дуб, липа, тополь).

 

8. Выводы.

 

В заключение следует отметить, что с точки зрения археологии рассматриваемый участок представляет значительный интерес. На площадке располагались такие значительные постройки, как дерево- земляные  оборонительные сооружения XVI- XVII вв, одни из первых каменных гражданских зданий в городе, мосты, торговые лавки, возможно- дренажные галереи.

Если судить по данным геологического бурения, толщина культурного слоя здесь превышает 10м. Хотя в основном он сформировался в позднее время- XIX- XX веке,  начало его формирования относится, возможно, ко времени возникновения города и даже более раннему, так как с повышенных мест он смывался в овраг.  Так что археологические исследования здесь могут пролить свет на загадку возникновения города Вятки. Высокая влажность грунта способствует хорошему сохранению в нем древесины и других органических материалов, а наличие минерала вивианита обеспечивает также хорошую сохранность и изделий из черных металлов. На это следует обратить особое внимание при производстве земляных работ и ведении археологического надзора. На месте древнего торга, вероятно, столь же древнего, как и кремль, необходимо проведение стационарных археологических раскопок. Капитальные здания, которые могут быть здесь построены, должны иметь свайные фундаменты, отрывка котлованов не предполагается. Поэтому провести обычный археологический надзор с зарисовкой стенок котлованов не удастся.

Следует обратить особое внимание на инженерно- геологические особенности площадки строительства. Как известно, склоны оврагов обычно бывают расчленены промоинами, а на дне бывает узкая и глубокая промоина- русло ручья. Все эти особенности были выявлены при проведении инженерно- геологических изысканий. Эти детали погребенного рельефа невозможно выявить при помощи обычного геологического бурения даже при частом расположении скважин. На данной площадке дополнительно к бурению необходимо выполнение геофизических исследований, возможно- с привлечением специалистов из других регионов. Это необходимо для построения более точного геологического профиля площадки, определения положения грунтовых вод и выявления возможных искусственных сооружений, в т.ч.- дренажных систем и заброшенных инженерных коммуникаций, а также- археологических объектов,  возможно, позволит выявить характер напластований культурного слоя. Ошибки в инженерных изысканиях могут привести к серьезным ошибкам при назначении длины свай вплоть до аварии как строящихся зданий, так и существующих, и создания угрозы оползня.

Примером пренебрежения старинными дренажными системами является массовое затопление подвалов в исторической части г. Слободского, приведшее к невозможности их эксплуатации и необходимости засыпки. Затопление вызвано нарушением старых дренажных систем при асфальтировании городских улиц в 1960е гг. То же самое случилось и со зданием бывшего Гостиного двора 1876г. (ул. Московская, 4), расположенным вблизи рассматриваемой площадки. Старинные подвалы пришлось засыпать- их затопило грунтовыми водами.

Другой печальный пример- оползень в районе шинного завода в 1996г, когда из- за утечки воды из водовода произошло обводнение насыпных грунтов, и из-за незначительного вибрационного воздействия овраг «вытек», что привело к разрушению домов и покрытия ул Заводской. Погиб человек.

При строительстве нельзя допускать забивку свай и шпунта во избежание повреждения соседних зданий, являющихся объектами культурного наследия.

 

Список использованных материалов

 

Памятники истории и культуры города Кирова. Сост. М. Н. Бойчук. Горький, 1986г.

Вятка. Памятники и памятные места. Сост. М. Н. Бойчук. Киров, 2002 г. 

Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Архитектура. Илл. 1, 2, 3, 110, 126, 127.

Любимов, В. А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало. Киров, 2004 г.

ТВУАК. Вятка, 1905. Вып. V-VI.

ТВУАК. Вятка, 1913. Вып. III-IV.

Тинский, А. Г. Планировка и застройка города Вятки в XVII- XIX веках. Киров, 1976.

Тинский, А. Г. Крепостная архитектура Хлынова XVII в. /Энциклопедия земли

 Вятской. Т. 5. Архитектура. С. 28-35.

Тинский, А. Г. Вятская мозаика. Киров, 1994.

Тинский ,А. Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. Киров. 1999.

Макаров, Л. Д. Русские поселенцы на берегах Вятки. / Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. С.76-91.

Макаров, Л.Д. История археологического изучения города Вятки (Хлынова). / Европейский Север в культурно- историческом процессе. Киров, 1999г. С. 48-57.

Макаров, Л. Д. Археологическое изучение крепостных сооружений древней Вятки (Хлынова)./ Археология и компьютерные технологии. Ижевск, 2005. С. 111-119.

Мусихин, А. Л. Вятка и водка/. Герценка. Вятские записки. Выпуск 9. Киров, 2005. С.81-102.

Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров, 1993.

Судовиков, М.С. Губерния Вятская. Исторические очерки. Киров, 2006г.

ГАКО, Ф.630, оп. 8, д. 864, л. 1.

Фокин, А.Г. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды. Киров. 2000. С.74-77.

Вятка. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М.1887.

ТВУАК 1905г.-вып. 5-6. -с.1-29 /отд. 2/ Росписной список воеводы Прозоровского.

ТВУАК 1913г.-вып. III-IV. -с.159-162 /отд. . III / Наружный вид Хлынова в первой четверти XVIII века.

ГАКО, Ф.237, оп. 2, д. 4, л. 400.

ГАКО, Ф582, оп. 50, д. 4, л. 4.

ГАКО, Ф.237, оп. 82, д. 1511.

Лещинская, Н.А. Вятский бассейн в I- начале II тысячелетий  н.э. Автореферат  канд. дисс. Ижевск, 1995. С46,47.

Иванов, А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья. Ижевск. 1998. С.169.

Голдина, Р.Д.. Древняя и средневековая история удмуртского народа. (1е издание) Ижевск. С. 325.

Историко- этнографический атлас Кировской области. М,1998,с.9.

Кировская правда. 18 ноября 1983г, с.4.

Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1880. С.152.

 

[1]              Лещинская, Н.А. Вятский бассейн в I- начале II тысячелетий  н.э. Автореферат  канд. дисс. Ижевск, 1995. С46,47. Иванов, А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья. Ижевск. 1998. С.169. Голдина, Р.Д.. Древняя и средневековая история удмуртского народа. (1е издание) Ижевск. С. 325. Историко- этнографический атлас Кировской области. М,1998,с.9.

[2]              Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань,1880. С.152.

[3]              Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1880. С.152.

[4] Указы Вятской духовной консистории, ревизские сказки и др. // ГАКО. Ф. 247. Оп. 1. Д. 64. Л. 155-155об. Цит. по: Коршунков, В. А. «Братья во Христе любезные младенцы»: вятские священники-миссионеры XIX века и удмурты // Обретение святых. Сб. материалов V Межрег. церк.-науч. конф., посвящ. 150-летию прославления чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», г. Киров (Вятка), 13 окт. 2013 г. Киров. 2014. С. 190. Указанная информация приведена также во многих других работах этого автора. Наиболее полно: Коршунков, В. А. Вятская свистопляска и «гнездо злого духа»: как православный миссионер Иосиф Стефанов искал в г. Вятке удмуртские кереметища // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 100-летию Вятского государственного гуманитарного университета). Сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием : г. Киров, 20-21 нояб. 2013 г. Киров, 2014. С. 444-445.

[5]              Макаров, Л.Д. Археологическое изучение крепостных сооружений древней Вятки (г. Хлынова). Археология и компьютерные технологии. Ижевск, 2005. С.118.

[6]              Кировская правда. 18 ноября 1983г. С.4.

Комментарии

Спасибо, очень подробно, прочитал с интересом.

Согласно летописям, в XIV- XV веке и ранее Хлынов неоднократно выдерживал осады врагов: удмуртов, марийцев, татар и русских князей.

 

Про походы татар и русских князей на Хлынов знаю. А в каких летописях приводятся упоминания об осадах г. Хлынова удмуртами и марийцами?

 

Да, я тут неправильно сформулировал,- теперь откорректировал текст. Тут имелось в виду большое военно- историческое значение этого участка, а детали военных событий не имели значения, когда я готовил этот документ. Летописей таких я тоже не знаю. Кроме того, малочисленные отряды местных племен в принципе не могли сами осаждать города- только когда они действовали в составе татарского войска. Сами они могли только совершать внезапные наподения, которые могли закончиться удачей только если охрана была не бдительна и укрепления неисправны. Поэтому и поддерживали укрепления постоянно.

Спасибо за ответ.

История о походах марийцев на Хлынов и Чепцу мало изучена.

Но они точно были.

В переписных книгах Хлынова и уезда часто упоминается, что та или иная деревня запустела "от черемисских войн".

Кроме того, различные списки Повести о явлении Великорецкого чудотворного образа... свидетельствуют, что образ был утрачен, когда христианам пришлось бежать от черемисы с р. Кобра. Упоминается, что доходили марийцы тогда и до с. Великорецкого, но образ защитил от них село.