Московский областной педагогический институт в г. Малмыже в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года немецко-фашистские войска стали угрожать Москве. 15 октября 1941 Государственным Комитетом Обороны было принято решение об объявлении в Москве осадного положения и эвакуации предприятий, учреждений и организаций. В Кировскую область было решено отправить Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР и подведомственные ему организации, в том числе и педагогические институты. Московский государственный педагогический институт  (МГПИ) им. В.И. Ленина и Московский областной педагогический институт (МОПИ) должны были эвакуироваться в город Малмыж Кировской области и размещаться на базе Малмыжского педагогического училища и средней школы.

         «После объявления эвакуации часть населения оказалась охвачена паникой. И тогда руководство института [скорее всего, обоих пединститутов -  В.Ж.] принимает решение о выводе студентов из Москвы походным маршем. Они достигли города Мурома, где уже распределялись по эшелонам, следующих на восток. Возглавлял переход профессор, заведующий кафедрой географии И.И. Никшич и математик, доцент М.В. Потоцкий. Профессорско-преподавательский состав оставался в Москве и был вывезен в Малмыж только через два месяца, в декабре 1941» [1].

         Преподаватель Московского областного педагогического института, доцент Иосиф Иванович Огрызко вспоминал об эвакуации: «Конец 1941 года. Зимний вьюжный день. По широкому тракту, ведущему в город Малмыж, растянулась колонна девушек и юношей с походными мешками за спиной. Вслед двигались, поскрипывая полозьями по плотному снегу, сани, груженные тяжелой поклажей. Это переезжал из родной столицы в далекий Кировский край Московский областной педагогический институт» [2]. 

         В Малмыж из Москвы прибыло:

 

Институт

Количество студентов

Московский государственный педагогический институт

им. В.И. Ленина

190 человек

Московского областного педагогического института

71 человек

Московского городского педагогического института

 

12 человек

 

Всего  273 студента [3].

         Профессорско-преподавательского состава  прибыло 26 человек, в том числе 6 профессоров, 11 доцентов [4].

 

         Эвакуацией из Москвы в Малмыж руководил  исполняющий обязанности директора Московского областного педагогического института Александр Георгиевич Калягин, декан исторического факультета. В Малмыже у него и его супруги, преподавателя французского языка Московского областного педагогического института Юлии Мироновны Зайдеман, в 1942 году родился сын Александр, который станет знаменитым актером и председателем Союза театральных деятелей РФ.

         Видимо, после сообщения из Малмыжа  о прибытии  преподавателей и студентов Наркомпрос РСФСР издал приказ от 11 декабря 1941 года № 82-к: «В связи с эвакуацией Московский областной педагогический институт временно объединить с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина (гор. Малмыж)» [5]. 

         В Малмыже решили организовать торжественную встречу москвичей. Вот, что писала районная газета: «Жизнерадостная веселая молодежь заполнила фойе и зал Малмыжского Дома культуры. На вечер  встречи с московскими студентами пришли представители районных организаций и учащиеся школ. Вечер начался докладом. Докладчик райвоенком т. Пиков нарисовал яркую картину международного положения... обратился к студентам с призывом активно включиться в культурно-массовую и  политико-воспитательную работу с местным населением…. После доклада студенты института выступили с показом номеров студенческой самодеятельности. Концерт прошел с большим успехом» [6].

         Институт получил в первые месяцы работы для учебных занятий здание педучилища и общежитие. Но в связи с развертыванием госпиталя помещения были переданы госпиталю, и институт переведен в три небольшие здания, не обеспечивающие полностью самые необходимые нужды учебной работы. Позже для экзаменов и консультаций использовали помещения в районной библиотеке и школах.

         Сразу же после приезда в Малмыже был объявлен дополнительный набор студентов на первый курс. Было принято 30 человек.

         Учебные занятия  начались 24 декабря 1941 года в порядке продолжения занятий, начатых в Москве. Учебные планы были скорректированы: было решено, что учебный год будет проходить без каникул с одной летней сессией. Запланировали учебный год закончить к 1 августа 1942 года.

         В Малмыже действовали 5 факультетов: русского языка и литературы, исторический, географический, математический и естественный.

         23 января 1942 года приказом по Наркомпросу РСФСР № 12-к директором филиала  Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина в Малмыже был назначен Николай Ильич Молодых [7]. До этого он работал в Москве преподавателем МГПИ им. В.И. Ленина. А.Г. Калягин вернулся к работе в должности декана исторического факультета. В январе 1942 года в институте была создана партийная организация (хотя в институте работало 4 коммуниста, по Уставу ВКП(б) было положено иметь первичную парторганизацию). Секретарем ее был избран А.Г. Калягин. [8] Он стал и руководителем агитколлектива.

         В организационном плане обстановка в институте была не нормальная. Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина ни в какую эвакуацию не поехал и после нормализации обстановки в Москве (после контрнаступления советских войск) продолжил свою работу. Московский областной педагогический институт, эвакуировавшись в Малмыж, вдруг стал филиалом МГПИ им. В.И. Ленина, потеряв самостоятельность.

         Все нормализовалось, когда Комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР совместно с Наркомпросом РСФСР издал совместный приказ от 02.02.1942 № 37-М, в котором говорилось:

         «Во изменение ранее изданных распоряжений об открытии в гор. Малмыже филиала Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина и о слиянии с ним Московского областного педагогического института, Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР и Народный Комиссариат Просвещения РСФСР приказывают:

         1.      Считать Московский  областной педагогический институт эвакуированным в гор. Малмыж Кировской области.

         2.      Эвакуированных в гор. Малмыж студентов МГПИ им. В.И. Ленина

передать Московскому областному институту.

         3.      Врио директора Московского областного  педагогического институа  в гор. Малмыже утвердить тов. Молодых Николая Ильича.

         4.      Поручить Московскому областному отделу народного образования  (тов. Лукину) обеспечить финансирование института в гор. Малмыже и руководство его работой.

         5. Разрешить Московскому областному отделу народного образования продолжать в гор. Москве  работу заочного отделения МОПИ с учителями-заочниками Московской области» [9].

         Первый учебный год начался при нехватке преподавателей. Часть из них добиралась до Малмыжа самостоятельно и приехала в период февраля-июня 1942 года. Из-за этого учебные планы были нестабильными, ряд предметов переносился на другой учебный год. Курс физики вообще не читался из-за отсутствия оборудования.

         Постепенно коллектив института втягивали в Малмыжскую жизнь. 28 февраля 1942 года на партийном собрании приняли решение активно участвовать в культурно-просветительской работе  в колхозах района. Доценту Л.Н. Фоменко было поручено сформировать драматический кружок и сделать ряд спектаклей в колхозах. Для непосредственной помощи в сельхозработах было решено закрепить за первым и вторым курсами Савальский совхоз, а за третьим курсом — Малмыжский плодопитомник. Тогда же обратились к районным властям с просьбой о выделении земли для организации подсобного хозяйства [10].

         Возобновилась деятельность научных кружков.

         Студенты активно писали научные доклады. Силами студентов литературного кружка в институте провели день памяти В.В. Маяковского. Конечно, война накладывала свой отпечаток на жизнь института. Преподаватели и студенты собирали подарки для Красной Армии. Когда в Малмыже стали организовывать госпиталь институт принял посильное участие в его оборудовании.

         Весной было организовано подсобное хозяйство института, где было посажено 2 гектара картофеля и 1,5 гектара проса [11].

         В мае 1942 года институту был утвержден план приема студентов на новый 1942-1943 учебный год в количестве 120 человек. Было решено провести вечера встреч с выпускниками школ, послать объявления о приеме в институт в «Кировскую правду», в районные газеты Кировской области и в газеты Урала. Преподавателям было предложено выехать в районы области для агитации в институт.

         22 июня 1942 года отмечалась годовщина начала Великой Отечественной войны. Этой дате была посвящена научно-практическая конференция, организованная институтом. Извещение об ее проведении было опубликовано в районной газете:

         «26 июня с.г. года в шесть часов 30 мин. вечера в здании Дома культуры открывается научная сессия, посвященная годовщине Великой Отечественной войны.

         Порядок первого дня:

         1. Год Великой Отечественной войны (докл. директор МОПИ тов. Молодых)

         2. Ленин и Сталин о германском империализме (докл.  доцент тов. Калягин).

         Вход по пригласительным билетам.

         Билеты можно получить в отделе пропаганды и агитации РК ВКП(б).

         Московский областной институт в Малмыже» [12].

         В   последующие дни были доклады по истории и литературе, например, о немецком антифашистском романе, творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковского и т. д.

         Результатом конференции стал сборник статей под общим названием «Против фашизма», вышедший в «Ученых записках» института [13].

         В июле-августе 1942 года прошла экзаменационная сессия и государственные экзамены. Институт выпустил 90 учителей разных специальностей. Все они были направлены на работу в районы Московской области, освобожденные от фашистов. Результаты сессии были очень хорошие: 73% студентов сдали экзамены на «4» и «5», отсев в течение года был, главным образом, из-за мобилизации в Красную Армию.  Особенностью проведения сессии было то, что из-за острой нехватки учебников и учебных пособий по каждой дисциплине  экзамены проводились в 2-3 срока [14].

         В августе-сентябре студенты во главе с преподавателями работали на уборке урожая. Районная газета писала, что в Савальском совхозе  студенты  «в очень короткий срок освоились с непривычной для них работой и с первых же дней начали выполнять и перевыполнять нормы. В отдельные дни выработка доходит до 200 процентов нормы… За добросовестное отношение к труду бригада получает улучшенное питание» [15].

         Всего в колхозах работало 6 студенческих бригад. «Студенты вручную, пользуясь лишь носилками заскирдовали хлеб с 2000 гектаров, обмолотили и помогли колхозникам досрочно сдать государству 5000 пудов зерна… В обеденные перерывы студенты  проводили беседы с колхозниками, регулярно выпускали стенгазеты… За отличную работу в колхозах райком партии занес две студенческие бригады на районную Доску почета» [16].

         На 1942-1943 учебный год институт провел прием новых студентов. Всего в МОПИ было подано 173 заявления. По существовавшим в то время правилам приема в вузы абитуриентов с оценками «4» и «5» в аттестате зачисляли без экзаменов. Таких было 154 человека, еще 6 человек приняли после сдачи экзаменов. Таким образом при плане 120 человек в институт приняли 160 человек, всех из Кировской области [17].

         В связи с новым набором студентов руководству института пришлось решать возникшие проблемы с аудиториями. Для занятий использовали школы, библиотеки, парткабинет. Проблемы были и с размещением студентов: общежитий на всех не хватало, и более 70 студентов было помещено в частном секторе.

         Не решив проблемы с помещениями в Малмыже, директор Московского института Н.И. Молодых обратился в Кировский обком ВКП(б). В ответном письме от 26 сентября 1942 года секретарь обкома ВКП(б) В.В. Лукьянов сообщил, что в Малмыже начинается ликвидация госпиталя, «одновременно даны указания райкому ВКП(б) и исполкому Малмыжского райсовета о предоставлении институту помещения для занятий и оказания другой необходимой помощи» [18].

         1942-1943 учебный год проходил в институте более спокойно, чем предыдущий. Учебный процесс нормализовался: институт был укомплектован преподавателями, лекции и практические занятия шли по расписанию. Были организованы и зимняя, и летняя сессии.

         Коллектив института активно проводил общественную работу с населением Малмыжского района. Преподаватели и студенты института выступали с лекциями и докладами в г. Малмыже и колхозах. «Положение на фронтах Отечественной войны», «Тыл - фронту», «Борьба за хлеб - борьба за победу», «Международные события», «Героическое прошлое русского народа», «Творчество великих русских писателей» — вот далеко не полный перечень прочитанных публичных лекций и докладов. Насколько велик интерес населения к таким выступлениям, можно судить по тому факту, что часто красный уголок, изба-читальня, колхозный клуб не могли вместить всех, кто пришел послушать лекцию [19].

         В конце 1942 года в районной газете  было опубликовано извещение:

         «24 декабря в 8 часов вечера в помещении парткабинета райком ВКП(б) созывает совещание всех руководителей учреждений, предприятий и секретарей первичных парторганизаций по вопросу:

         «об организации в городе Малмыже воскресного университета для партийного, хозяйственного, профсоюзного актива и учительства города и района» (докладчик доцент пединститута тов. Тарасенко).

         На совещание вызываются все руководители учреждений и предприятий, секретари первичных парторганизаций и председатели месткомов.

                                                                                              Райком ВКП(б)» [20].

 

         Воскресный университет при Московском областном педагогическом институте был создан в составе двух факультетов: 1. Общественно-политических наук; 2. Историко-литературного и отдельно цикла педагогических наук.

 

         В Центральном государственном архиве Кировской области, в архивном фонде Кировского обкома КПСС, сохранился план работы воскресного университета на январь-февраль 1943 года. План отпечатан в типографии и распространялся, видимо, как объявление для жителей г. Малмыжа и района. В плане указано: «Лекции  читаются профессорами и доцентами института, по темам лекций организуются выставки книг и наглядных пособий и проводятся консультации» [21]. По плану было намечено прочитать 34 лекции за 2 месяца. Планировались такие лекции, как профессора А.З. Манфреда «Франко-Прусская война и Парижская коммуна», профессора Б.Ф. Поршнева «Разбойное пруссачество в 18 веке и Семилетняя война», профессора С.В. Касторского «Героическое прошлое русского народа в древнерусском устном и письменном творчестве».

         Большое внимание коллектив пединститута уделял работе с учителями района. Преподаватели выступали на учительских конференциях, давали открытые уроки, учили методике преподавания отдельных предметов, читали лекции по педагогике. Студенты проходили педагогическую практику в школах района.

         Нравилась малмыжанам институтская художественная самодеятельность. В районном Доме культуры регулярно проходили студенческие концерты, а драматический кружок поставил около 30 спектаклей. Средства, вырученные от этих вечеров, шли в фонд Красной Армии, на восстановление Сталинграда и помощь семьям фронтовиков [22].

         В феврале 1943 года был организован военизированный  лыжный поход студентов по маршруту: Малмыж — Яранск — Киров — Малмыж. Яранск был выбран не случайно: там работал Кировский пединститут, с которым москвичи заключили договор о социалистическом соревновании. При составлении маршрута было предусмотрено, что студенты в день будут проходить 60 км. С остановкой в селах на день для проведения агитационно-массовой работы в школах и для населения. Участников пробега сопровождала подвода с продовольствием. В поход взяли только студентов, успешно сдавших зимнюю экзаменационную сессию [23].

         Весной в институте возникли проблемы с питанием. Своей столовой не имелось, и пользовались столовой райпотребсоюза. Из-за нехватки продуктов питания стало очень голодно. 16 марта 1943 года на партсобрании в институте рассказывали, что в столовой дается по 500 граммов картофеля с кониной на одного человека в день и больше ничего. Иногда нормы снижались до 200 граммов картофеля. Преподавателей беспокоило и плохое обслуживание в столовой, несмотря на помощь института в подвозке воды, раздаче пищи, пилке и колке дров. Студенты на уборке урожая в колхозе вывозили картофель и овощи для столовой. В столовую передавали овощи с подсобного хозяйства. За помощью было решено обратиться в партийные органы [24].

         Вопрос о питании  преподавателей  и студентов Московского пединститута был поставлен перед Кировским обкомом ВКП(б). Работа столовой рассматривалась на заседании бюро Малмыжского райкома ВКП(б), и были намечены мероприятия по улучшению ее работы. Секретарь райкома ВКП(б) Г.С. Баев 20 апреля 1943 года доложил в обком ВКП(б), что «обеспечено бесперебойное снабжение столовой для студентов продуктами питания, дровами и пр. … столовая для профессоров и доцентов выделена особо от студенческой столовой, питание в ней организуется за счет подсобного хозяйства и дец. [децентрализованных — В.Ж.] заготовок» [25].

         1942-1943  учебный год был успешно завершен. Летняя экзаменационная сессия 1943 года дала 76 процентов оценок «отлично» и «хорошо». В конце учебного года был проведен конкурс научных работ, по которому первая премия присуждена студентке 1 курса литфака, уроженке Шурмы Фетисовой за исследования о шурминском говоре. Шесть студентов получили Сталинские стипендии» [26].

         В мае началась подготовка к новому 1943-1944 учебному году. Проводились традиционные встречи с выпускниками, давались объявления в газетах.

         После окончания летней сессии студенты во главе с преподавателями работали в колхозах Малмыжского района.

         В сентябре 1943 года в институт пришло известие о реэвакуации в Москву. Директор Я.Н. Надеждин, подводя итоги пребывания института в г. Малмыже, на страницах районной газеты отметил, что два года эвакуации не прошли для института зря: он продолжил готовить учителей для Московской области. Студенты показали  хорошую успеваемость, общественную активность. «Успешно шла научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского персонала. Профессора Арямов, Бернштейн, Касторский, Манфред, Поршнев, доценты Горбацкий, Дмитриев, Фоменко, Чивикова, Юферев и др. закончили обширные научные труды. Преподаватели института защитили две и подготовили к защите четыре диссертации… Профессора и преподаватели института прочитали 80 докладов на районных учительских конференциях и собраниях учителей и дали в школах 45 открытых уроков… прочитано в городских аудиториях, в колхозах и совхозах для широких масс населения, в госпиталях около 500 докладов на оборонные и  другие отдельные темы».

         И далее Я.Н. Надеждин писал: «Научные работники и студенты института, покидая Малмыж, надеются и в Москве сохранить связь с Кировской областью и прежде всего с Малмыжем и его культурными учреждениями, над которыми институт принимает на себя культурное шефство. Залогом этой связи служат 200 студентов, уроженцев Кировской области, набранных институтом за время пребывания в Малмыже» [27].

         Московский областной педагогический институт вернулся в Москву, в 1957 году получил имя Н.К. Крупской, в 2002 году был реорганизован и сейчас называется Московский государственный областной университет (МГОУ).

         Благодаря эвакуации Московского областного педагогического института в Кировской области работали выдающиеся российские ученые: 

           Андронов Иван Козьмич (1894-1975) - профессор, советский математик-методист, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР,  кандидат педагогических наук. Работал в области методики преподавания математики, истории математики и математического образования.

.

         Бернштейн Сергей Игнатьевич (Исаакович) (1892-1970) - профессор, русский и советский лингвист, библиограф, историк театра, один из основателей ОПОЯЗа (общество изучения поэтического языка). Родоначальник российской аудиоархивистики.  В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петроградского университета, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы.

         Создатель фонотеки поэтов, в том числе: А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва и других.

         Касторский         Сергей Васильевич (1898-1962) - профессор, литературовед. Изучал творчество М. Горького.          Манфред Альберт Захарович (1906-1976) — профессор, советский историк, доктор исторических наук,. Один из главных специалистов по истории Франции, Великой французской революции, биограф Наполеона. Автор ряда глав и редактор учебников для вузов и коллективных научных трудов: «Новая история»; «Всемирная история»; «История Парижской коммуны 1871 г.»; «История Франции».          Никшич Иван Ипполитович (1879-1964) - профессор, русский, советский геолог,  гидрогеолог. Работал в Геологическом комитете России, занимался исследованием Средней Азии и Северного Кавказа, главным образом, поисками нефти. Читал лекции по исторической геологии. Его именем назван вид  моллюсков.

         Поршнев Борис Фёдорович (1905-1972) - профессор, советский историк и социолог, доктор исторических и философских наук. Лауреат Государственной премии СССР. Автор более 250-ти научных работ, посвящённых сложнейшим научным проблемам. Почетный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции. Удостоен Сталинской премии третьей степени за монографию о Фронде.

         Яковлев Николай Васильевич (1891-1981) - профессор, советский литературовед и литературный критик,  доктор филологических наук, специалист по русской литературе IXX века. Основные работы посвящены произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина [28].

 

        

 

 

 

Паустовский К. Г. Кому передавать оружие? // Собрание сочинений. М., 1984. Т. 8. С. 390.

 

 

Примечание

1.      «75 лет Победы: По праву памяти: Московский государственный областной университет: История, воспоминания, стихи».  М., 2020. С. 14-15.

2.      ЦГАКО. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 140.

3.      Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. д. 173. Л. 163-164.

4.      Там же. Л. 74.

5.      «75 лет Победы: По праву памяти: Московский государственный областной университет: История, воспоминания, стихи».  М., 2020. С.16.

6.      Уханов С. Дружеская встреча // Малмыжский колхозник. 1941.  12 дек. (№ 249). С. 2.

7.      «75 лет Победы: По праву памяти: Московский государственный областной университет: История, воспоминания, стихи».  М., 2020. С. 18.

8.      ЦГАКО. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 21. Л. 49 об.

9.      «75 лет Победы: По праву памяти: Московский государственный областной университет: История, воспоминания, стихи».  М., 2020. С.18.

10.    ЦГАКО. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 21. Л. 60 об.

11.     Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 74 об.

12.    Извещение // Малмыжский колхозник. 1942. 25 июня (№ 79). С. 2.

13.    ЦГАКО Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 142 об.

14.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 165-166.

15.    Славин, «Студенты на уборке урожая» // Малмыжский колхозник. 1942.  1 сент. (№ 105). С. 2.

16.    ЦГАКО. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 144-144 об.

17.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 166.

18.    Там же. Л. 105

19.    Там же. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 142-143.

20.    Извещение // Малмыжский колхозник. 1942. 24 дек. (№ 147). С.2.

21.    ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 80.

22.    Там же. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 143-144.

23.    Там же. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 15. Л. 25-25 об.

24.    Там же. Л. 38.

25.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 101-102.

26.    Надеждин Я. «Два года работы Московского областного педагогического института в г. Малмыже // Малмыжский колхозник. 1943. 16 сент. (№ 58) С. 2.

27.    Там же.

28.    Все сведения о профессорах МОПИ взяты в Интернете  

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Моя родственница Сорокина (Сушинцева) Анна Георгиевна из д. Калинино (рядом с Малмыжем) в 1942 г. поступила в этот институт, из Калинино поступили еще три девочки. Экзамены были простые, не помнит, один или два предмета, сдавали в Малмыже. Учиться поехали в Москву, добирались больше недели в товарном вагоне, соблюдались светомаскировка, поэтому иногда не видели станций. В Москве поселили в пригороде, добиратьс надо было пригородным поездом. Зимой, поме.щения где жили, почти не отапливались, продуктов не было. Однажды на вокзале встретили призванного  на фронт одноклассника, он стащил для них на кухне булку хлеба. В итоге все четверо вернулись домой, парень тот с фронта не вернулся.

 

 

Аватар пользователя VeraB

Здравствуйте, Владимир Сергеевич, есть ли у Вас что- нибудь по Малмыжскому Педагогическому Училищу?

Аватар пользователя Владимир Жаравин

У меня лично нет. Но в архиве что нибудь должно быть.