Давно занимаюсь изучением рода Тита и Каши Мартьяновых, "замечательных, но забытых вятчан", как писал о них А.С.Верещагин в одноимённой статье (Памятная книжка-календарь Вятской губернии, 1895 г.). Род их из дер. Мартьяновской и Кириловской, что на Моломе выше Шабалинского городища. Тит в 1551 году "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы" получил от Ивана Грозного на льготу Шабуровский остров, что между Вяткою и Моломою. О заслугах братьев можно прочитать в статье А.С.Верещагина, в комментариях к блогам других авторов я тоже касался этого вопроса, в том числе, писал о том, что надо бы увековечить память о вятчанах-героях, сделав реконструкцию возле бывшей деревни Кириловской (поселение Ярахичи) крепость-острог наподобие бывшего Городка (Шабалинского городища), он же город Вятка на Моломе. (Подробности и ссылки на документы есть в блоге Евгения Харина (skygrad) Город Вятка в устье Моломы (25.04.2018). Первое упоминание о городе Вятке в русских летописях - поход ушкуйников 1374 года: "... идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойници 90 ушкуев, и пограбиша Вятку ..." (Воскресенская летопись). Видимо, исходя из этой даты, город Киров готовится отметить своё 650-летие в 2024 году. Но имеет ли Вятка 14 в. отношение к Вятке (Кирову) 18-20 вв.? Евгений Харин, цитируя булгарскую хронику Джагфар Тарихы, показывает, что в устье Моломы на водно-волоковом и сухопутном торговом пути стояли друг против друга 2 городища: Ковровское - Колын и Шабалинское - Вятка, как пограничный таможенный пункт между Булгаром и Новгородом. "Цитата из ДТ: «Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсыбая (постоянное войско булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисское ополчение) на Тунай (северные территории), где заложили новый центр Бийсу – город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су». Нукрат-су – Вятка река. По аналогии с названием реки русские называли его Вяткой. Итак, булгары для удержания своих позиций на севере построили крепость в устье Моломы рядом с новгородским поселением. Так появилось соседнее с Шабалинским Ковровское городище. В ДТ название города связывается с именем его основателя эмира Колына, выходца из опального булгарского рода, отец которого жил в землях Окских вятичей (Московские Кучковичи)". Город Вятка на Моломе есть на карте Делиля средины 16 в. Подтверждение выше сказанному есть в статье Сергея Ухова в альманахе Герценка: вятские записки, вып. 12. В ней, в частности, говорится: "Есть свидетельство, что Вятка 14-15 вв. располагалась не там, где Вятка 18-20 вв. (и город Киров). Это свидетельство - Книга Большому чертежу - описание старинной карты, сделанное в 1627 г. Сама карта не сохранилась. Уже к 1627 г. она истрепалась, поэтому и решено было сделать её описание, оно известно в списках. "Сделан был тот чертёж давно при прежних государях" ...
Есть смысл просто процитировать «описание реки Вятки»:
«Река Вятка пала в реку, с правые стороны; а вытекла река Вятка от верху реки Камы и потекла под Вяцкие городы; на Вятке город Шестаков. А ниже Шестакова 20 вёрст город Слобода; от Слободы 30 вёрст город Хлынов. Ниже Хлынова 50 вёрст город Орловец; ниже Орловца 30 вёрст на Вятке город Котельничь» (л. 151 об.-152). И чуть дальше: «А от устья реки вятки 120 вёрст, на реке Вятке город Малмыш, а выше Малмыша пала в Вятку река Шошма. А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка» (л. 152 об.). Но города Вятки в то время не было, и это достоверно известно. Сергей Ухов, анализируя текс описания, нашёл аналогичные примеры, что, кроме городов, на карте указывались и городища, т.е. уже разрушенные города. Началом конца древней Вятки, видимо, стал 1392 г., когда золотоордынский «Беркут царевич взял ратью Вятку». «Взять ратью», по летописной терминологии, можно взять только город. Однако, Вятка и далее существовала. Она упоминается в грамоте 1428 г. - "Вятка со слободами". Археологические раскопки Л.Д.Макарова на Ковровском и Шабалинском городищах дали такие артефакты, как свинцовые вислые печати, в т.ч. печать Григориева, которая показывает, что здесь была резиденция главы Котельничской общины - земского воеводы Григория. В то время под Вяткою предполагались оба городища и возникшие в округе селения.
После развода Вятки в 1489 г. на место переведённых прежних жильцов поселились устюжане и жители других северных земель. Вероятно, тогда и приехал сюда дед Тита и Каши Мартьяновых. В 1615 г. в родовых гнёздах, деревнях Мартьяновской и Кириловской живут уже внуки Тита Мартьянова. По документам о наследовании Шабуровского острова потомками Тита складываются родословные цепочки Вершининых и Мартьяновых. Первая фамилия - от прозвища Тита - Вершина (вышестоящий, военачальник), вторая - от отчества Тита.
Считаю, что реконструкция крепости-острога возле деревни Кириловской, богатая история Котельничской земли и реальные герои этой истории могли бы привлечь сюда туристов не только с области, но и всего региона. Если добавить сюда другие объекты, например, турбазу на месте деревни Селюничи с возможностью водных путешествий по реке Моломе с посещением старинных сёл Спасского, Курина, Юрьева, может быть, какой-то спортивный объект, проводить в крепости фестивали, реконструкции воинских сражений, туристский кластер Котельничского района стал бы более привлекательным и познавательным в нашей области.
Поместил фотографию с большим разрешением, не знаю, как удалить и поставить с меньшим разрешением.
Можно не удалять, а это же отредактировать - в режиме редактирования нажать правой крнопкой мыши на картинке, выбрать "свойства изображения" - выставить нужные рамеры и сохранить.
Виктор, спасибо за помощь. Так бы мог вглядеть городок в районе деревни Кириловской. Панорама на Шабуровский остров, фото Александра Никонова. Из водных объектов, просматривается Вятка на заднем плане, ближе - петля Чёрного озера.
По булгарской хронике эмир Колын построил крепость названную его именем. Но мне кажется более вероятным, что эмир получил имя прозвище от уже существовавшего второго названия вятского региона - Холун или Колон, колония. Гелон у Геродота. Привлечения внимания к местности в устье Моломы оправдано краеведческими и туристическими причинами как к одному из древнейших археолого-исторических регионов на Вятке - Вятской волости 12-15 веков.
Добрый вечер , Евгений Аркадьевич.
Неоднократно читал Ваши интересные материалы последних несколько лет о Тите и Каше Мартьяновых на различных площадках. Пользуясь случаем , хочу поинтересоваться .Вы пишете : " После развода Вятки в 1489 году на места переведенных прежних жильцов переселились устюжане и жители других северных земель.Вероятно , тогда и приехал сюда дед Тита и Каши Мартьяновых ." Правильно ли я Вас понимаю , что этот вопрос у Вас остается открытым в том числе имея ввиду рождение братьев Мартьяновых примерно 1515-1520 года ? Если есть версия -поделитесь.
С уважением.
Исхожу зз того, что деревня Мартьяновская названа по имени Мартьяна, отца братьев. В 1615 г. в ней и дер. Кириловской живут внуки Тита Мартьянова Ивашко Федотов (совладелец обеих) и Бориско Федотов (в Мартьяновской). Их отец Федотко - сын Мартьяна, вероятно, младший. Он же наследовал Шабуровский остров, вероятно, и Тит доживал с ним. Другие, старшие сыновья, полагаю, люди служилые, в том числе, с фамилией Вершинины, от прозвища Тита - Вершина (вышестоящий, военачальник) - были на службе или занимали довольно высокое положение в обществе. В первую очередь, их служба связана с г. Слободским с северо-запада в районе засечной черты по р. Слота и р. Рубежница (само название говорит о защитном рубеже). Здесь в 1615 г. есть пустошь Вершининская, запустела, судя по другим пустошам, лет 40 назад, то есть, во время "черемисской войны". Позднее Вершинины живут в районе Слободского в порядка 10 деревнях, в том числе и в г. Слободском, откуда начинается династия церковнослужителей Вершининых, служат и в Хлынове на должностях при губернаторе. В 1662 г. Мартьянов и Вершинин в должности целовальников в Котельничском и Истобенском станах. А ещё в 1602 г. Марко Вершинин из Истобенского погоста - один из ходоков в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Шалеговской церкви, вероятно, избран в качестве проводника (мог бывать там вместе с отцом и знал дорогу), хотя уже немолодой, лет под 50 (по росписи от известного по возрасту предка с шагом в 20 лет на поколение).
О том, что Мартьяновы, вероятно, из устюжан. Летописи показывают, что после развода Вятки именно устюжане, сторонники Москвы были поселены на место выселенных вятчан. К тому же в Котельниче праздновался (или отмечался) Семик (свистунья), день памяти устюжских прародителей, погибших во главе с Анфалом Никитиным из Сабуровой дружины устюжан в 1418 г., а церковь в Гостеве была названа в честь Прокопия, устюжского чудотворца.
О возрасте Тита и Каши. В 1551 г. в жалованных грамотах написано, что Каша "служил нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы", а Тит "служит нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". То есть, как минимум лет по 10 или более, значит участвовали и в разгроме Казанских татар, разоривших Устюг, в устье Моломы в 1542 г. Не только участвовали, но и помогли в организации военной операции, поскольку жили здесь и хорошо знали местность. Лет по 20-25 им тогда наверняка было, отсюда и примерный возраст. Мартьян, их отец, около 1495 г.р., дед, может быть года 1460, мог и во "взятии Вятки" участвовать, и остаться здесь на службе - место-то стратегически важное. Такая моя версия.
На месте "Кашинского луга ниже г. Котельнича" есть на карте 2 Кашинских починка и дер. Кашинская, что говорит о возникновении фамилии Кашин от имени Каши Мартьянова. О наследовании луга документов нет. О наследовании Шабуровского острова документы сохранились благодаря тому, что попали в Вятский Архиерейский дом, которому отошли доли Шабуровского острова.
Обращу внимание, что люди Сабура (или он сам первоначально) получили на Вятке относительно бесхозные угодья на другов берегу Моломы. Шабуров остров. Это в пользу того, что не все старые вятчане были выведены с данной территории в 1489г. Выселили в основном городскую знать и противников Москвы.
Добрый день , Евгений Аркадьевич.
Спасибо ,что ответили . Однако я имел ввиду несколько другое , спрашивая Вас. Суть моего вопроса : делали ли Вы попытки различными документально-поисковыми и аналитическими инструментами определить ( найти ) когда и откуда все-таки пришли предки Тита и Каши Мартьяновых ? На мой взгляд в Вашем распоряжении значительное количество документальных данных и исторических фактов периода последней четверти XIV в.-первой четверти XVI в. для очень высоковероятностного разрешения этого вопроса . Именно об Ваших версиях этого я и спрашивал Вас . Просто где-то около года назад , когда я впервые познакомился с Вашей информацией об Тите и Каше , то уже тогда я не согласился с Вашими предположениями об их Устюжских корнях.
С уважением.
Сергей Владиславович, таких документов у меня нет. Я, в общем-то и не делал попытки углубляться в этом вопросе. По Вятской стороне самые ранние существующие - это дозорная книга 1615 г. Да, и кого искать, Мартьяна без отчества?
Евгений Аркадьевич , добрый день.
Вы меня , ради Бога , извините , если я как-то Вас задел . Это конечно ( попытаться углубиться в этом вопросе ) исключительно Ваше дело. Просто весьма красивая у Вас родовая история Тита и Каши Мартьяновых .... Я обьяснюсь. Когда еще год назад с интересом читал Ваши сообщения , то уже тогда усомнился по ряду причин в их ( братьев Мартьяновых ) Устюжских корнях. Первая причина связана с Бахтиаром Зюзиным. Даже А.С.Верещагин в своей статье о " Замечательных , но забытых вятчанан " усмотрел небезосновательно связь братьев Мартьяновых с Бахтиаром Зюзиным . Кто такой Бахтиар Зюзин и откуда он ? С чьей-то " легкой руки " его назначили вятским воеводой и " казанским татарином " с вариациями : то ли крымский , то ли касымовский и т.д. В действительности , Бахтиар Зюзин не первое и не второе. Его полное имя Бахтиар Григорьев сын Зюзин , из рода тверских князей Григория Зюзя ( служил еще Ивану III ) , еще у него было два брата : Иванис и Стрет Григорьевы дети Зюзина ( обратите внимание на имена братьев . Два явно тяготеют к литовским именованиям , Бахтиар явно казанское . Помнится я когда-то читал , что во времена Ивана III была " мода " на взятие в замужество дочерей мурз худородными князьями для своей статусности , и вдовец кн.Григорий Зюзя взял себе таковую , а имя -дань по жене ). И как воевода тверского своего отряда Бахтиар Зюзин был задействован Иваном IV только в последнем своем , третьем казанском походе 1551 года , да и то -вспомагательно в рамках общего генерального плана : для блокирования речного пути с р.Кама в р.Волга. Для этих целей отряд Б.Зюзина северным сухопутным путем шел через Устюг до верховий р.Вятка и далее на речных судах спускался по р.Вятка до р.Кама , где и выполнил свою задачу в военной компании. Отряд Бахтиара Зюзина был из Тверских земель . Вторая причина связана с существенными деталями самой царевой грамотой от 1551 года на Шабуровский остров. Грамота не могла появиться сама по себе с потолка , ей предшествовала подробное прошение - челобитная самих братьев Мартьяновых , именно они просили этот остров и писали о причинах , для чего : в том числе для бортничества. А это очень серьезный ключ сосредоточить внимание для розыска братьев Мартьяновых не просто на рубеже 1550 года в Тверском уезде , а в его западной части к границам Торопецкого уезда. А это уже Новгородские земли , по которым есть писцовые книги с конца XV века. Есть еще целый ряд деталей из этой же грамоты ( с припиской ) , но не буду Вас утомлять своими рассуждениями , укажу только на одно соображение связанное с многолетием в казанских походах братьев Мартьяновых . На мой взгляд исходя из сложившегося на тот момент стиля и слога челобитных и грамот , речь идет о более ранних казанских противостояний ( войн ) , полагаю 1535-1537 годов еще в составе дружины Андрея Старицкого ( и скорее всего участвовал сам Мартьян с сыновьями -новиками Титом и Кашей ). Что касается : " да и кого искать , Мартьяна без отчества ? ". Ну почему же без отчества в указанной локации Новгородских земель . С очень большой вероятностью Вы его знаете - Федор и знаете , потому что Вы знаете о родовом законе на Руси до конца XVI века ( т.е. до появления официального месяцеслова ) : имя умершего деда ( прадеда) не должно было уходить , а продолжать жить в роду именем внука ( правнука ). Да и род Мартьяна не из простых - своеземцы , служивые .
Извините , все это без навязчивости , просто кратко мысли вслух еще из соображений годичной давности о том , что не Устюжских корней братья Тит и Каша Мартьяновы. С уважением.
Здравствуйте, Евгений Аркадьевич. По поводу туристического центра под г. Котельнич. А проводились ли на месте Кововского и Шабалинского городищ раскопки? Может быть, прежде чем что-то строить, инициировать раскопки, чтобы упрочить историческую картину этих мест?
И второй вопрос. А где Вы встречали самую раннюю информацию о Семике?
Отвечу вам на вопрос по археологии так как занимался этим. Раскопки обоих городищ были но не очень полные и давненько уже. Макаров Л. Д. считает что тут был центр отдельной волости 12-15 веков который он назвал Котельнической по известному чуть позже городу. Ковровское площадь 1 га с булгарскими артефактами, Шабалинское вблизи него на более высоком береговом холме 3 га с архическими дохристианскими захоронениями. Под ним на низине берега селище. В целом славяно русских находок большинство. Но население могло быть разное.
Спасибо, Евгений Анатольевич.
Екатерина Сергеевна, о самой ранней информации не могу сказать, кажется, читал об этом в статистическом сборнике Вятской губернии по Котельничскому уезду примерно 1860-х г., хотя могу ошибаться.
Спасибо. К сожалению, краеведение у нас в городе не желает объединяться, чтобы что-то сделать. А поодиночке большое дело сдвинуть с мертвой точки не получится.
А казачье объединение в Котельниче есть? Если да, то их бы заинтересовать. Кстати, в бывшей деревне Шабалины (Селюничи) можно бы и казачий стан (или усадьбу) сделать, коней завести, туристов катать верхом на конях. Турбазу там же. Это всё в комплексе надо решать и вложения делать. Для строительства острога можно и добровольцев привлечь, кто топором владеет, а предварительно на месте строительства раскопки провести: места исторические, могут быть артефакты 14 - 17 вв. Битва в устье Моломы с татарами где-то здесь была.