Город Вятка на Моломе, Тит и Каша Мартьяновы

Давно занимаюсь изучением рода Тита и Каши Мартьяновых, "замечательных, но забытых вятчан", как писал о них А.С.Верещагин в одноимённой статье (Памятная книжка-календарь Вятской губернии, 1895 г.). Род их из дер. Мартьяновской и Кириловской, что на Моломе выше Шабалинского городища. Тит в 1551 году "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы" получил от Ивана Грозного на льготу Шабуровский остров, что между Вяткою и Моломою. О заслугах братьев можно прочитать в статье А.С.Верещагина, в комментариях к блогам других авторов я тоже касался этого вопроса, в том числе, писал о том, что надо бы увековечить память о вятчанах-героях, сделав реконструкцию возле бывшей деревни Кириловской (поселение Ярахичи) крепость-острог наподобие бывшего Городка (Шабалинского городища), он же город Вятка на Моломе. (Подробности и ссылки на документы есть в блоге Евгения Харина (skygrad) Город Вятка в устье Моломы (25.04.2018). Первое упоминание о городе Вятке в русских летописях - поход ушкуйников 1374 года: "... идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойници 90 ушкуев, и пограбиша Вятку ..." (Воскресенская летопись). Видимо, исходя из этой даты, город Киров готовится отметить своё 650-летие в 2024 году. Но имеет ли Вятка 14 в. отношение к Вятке (Кирову) 18-20 вв.? Евгений Харин, цитируя булгарскую хронику Джагфар Тарихы, показывает, что в устье Моломы на водно-волоковом и сухопутном торговом пути стояли друг против друга 2 городища: Ковровское - Колын и Шабалинское - Вятка, как пограничный таможенный пункт между Булгаром и Новгородом. "Цитата из ДТ: «Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсыбая (постоянное войско булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисское ополчение) на Тунай (северные территории), где заложили новый центр Бийсу – город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су». Нукрат-су – Вятка река. По аналогии с названием реки русские называли его Вяткой. Итак, булгары для удержания своих позиций на севере построили крепость в устье Моломы рядом с новгородским поселением. Так появилось соседнее с Шабалинским Ковровское городище. В ДТ название города связывается с именем его основателя эмира Колына, выходца из опального булгарского рода, отец которого жил в землях Окских вятичей (Московские Кучковичи)". Город Вятка на Моломе есть на карте Делиля средины 16 в. Подтверждение выше сказанному есть в статье Сергея Ухова в альманахе Герценка: вятские записки, вып. 12. В ней, в частности, говорится: "Есть свидетельство, что Вятка 14-15 вв. располагалась не там, где Вятка 18-20 вв. (и город Киров). Это свидетельство - Книга Большому чертежу - описание старинной карты, сделанное в 1627 г. Сама карта не сохранилась. Уже к 1627 г. она истрепалась, поэтому и решено было сделать её описание, оно известно в списках. "Сделан был тот чертёж давно при прежних государях" ...

 Есть смысл просто процитировать «описание реки Вятки»:

«Река Вятка пала в реку, с правые стороны; а вытекла река Вятка от верху реки Камы и потекла под Вяцкие городы; на Вятке город Шестаков. А ниже Шестакова 20 вёрст город Слобода; от Слободы 30 вёрст город Хлынов. Ниже Хлынова 50 вёрст город Орловец; ниже Орловца 30 вёрст на Вятке город Котельничь» (л. 151 об.-152). И чуть дальше: «А от устья реки вятки 120 вёрст, на реке Вятке город Малмыш, а выше Малмыша пала в Вятку река Шошма. А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка» (л. 152 об.). Но города Вятки в то время не было, и это достоверно известно. Сергей Ухов, анализируя текс описания, нашёл аналогичные примеры, что, кроме городов, на карте указывались и городища, т.е. уже разрушенные города. Началом конца древней Вятки, видимо, стал 1392 г., когда золотоордынский «Беркут царевич взял ратью Вятку». «Взять ратью», по летописной терминологии, можно взять только город. Однако, Вятка и далее существовала. Она упоминается в грамоте 1428 г. - "Вятка со слободами". Археологические раскопки Л.Д.Макарова на Ковровском и Шабалинском городищах дали такие артефакты, как свинцовые вислые печати, в т.ч. печать Григориева, которая показывает, что здесь была резиденция главы Котельничской общины - земского воеводы Григория. В то время под Вяткою предполагались оба городища и возникшие в округе селения.

После развода Вятки в 1489 г. на место переведённых прежних жильцов поселились устюжане и жители других северных земель. Вероятно, тогда и приехал сюда дед Тита и Каши Мартьяновых. В 1615 г. в родовых гнёздах, деревнях Мартьяновской и Кириловской живут уже внуки Тита Мартьянова. По документам о наследовании Шабуровского острова потомками Тита складываются родословные цепочки Вершининых и Мартьяновых. Первая фамилия - от прозвища Тита - Вершина (вышестоящий, военачальник), вторая - от отчества Тита.

Считаю, что реконструкция крепости-острога возле деревни Кириловской, богатая история Котельничской земли и реальные герои этой истории могли бы привлечь сюда туристов не только с области, но и всего региона. Если добавить сюда другие объекты, например, турбазу на месте деревни Селюничи с возможностью водных путешествий по реке Моломе с посещением старинных сёл Спасского, Курина, Юрьева, может быть, какой-то спортивный объект, проводить в крепости фестивали, реконструкции воинских сражений, туристский кластер Котельничского района стал бы более привлекательным и познавательным в нашей области.

 

Комментарии

Аватар пользователя дядя Женя

Поместил фотографию с большим разрешением, не знаю, как удалить и поставить с меньшим разрешением.

Можно не удалять, а это же отредактировать - в режиме редактирования нажать правой крнопкой мыши на картинке, выбрать "свойства изображения" -  выставить нужные рамеры и сохранить.

Аватар пользователя дядя Женя

Виктор, спасибо за помощь. Так бы мог вглядеть городок в районе деревни Кириловской. Панорама на Шабуровский остров, фото Александра Никонова. Из водных объектов, просматривается Вятка на заднем плане, ближе - петля Чёрного озера.

Аватар пользователя skygrad

По булгарской хронике эмир Колын построил крепость названную его именем. Но мне кажется более вероятным, что эмир получил имя прозвище от уже существовавшего второго названия вятского региона - Холун или Колон, колония. Гелон у Геродота. Привлечения внимания к местности в устье Моломы оправдано краеведческими и туристическими причинами как к одному из древнейших археолого-исторических регионов на Вятке - Вятской волости 12-15 веков.

Добрый вечер , Евгений Аркадьевич.

Неоднократно читал Ваши интересные материалы последних несколько лет о Тите и Каше Мартьяновых на различных площадках. Пользуясь случаем , хочу поинтересоваться .Вы пишете :  " После развода Вятки в 1489 году на места переведенных прежних жильцов переселились устюжане и жители других северных земель.Вероятно , тогда и приехал сюда дед Тита и Каши Мартьяновых ." Правильно ли я Вас понимаю , что этот вопрос у Вас остается открытым в том числе имея ввиду рождение братьев Мартьяновых примерно 1515-1520 года ? Если есть версия -поделитесь.

С уважением.

Аватар пользователя дядя Женя

Исхожу зз того, что деревня Мартьяновская названа по имени Мартьяна, отца братьев. В 1615 г. в ней и дер. Кириловской живут внуки Тита Мартьянова Ивашко Федотов (совладелец обеих) и Бориско Федотов (в Мартьяновской). Их отец Федотко - сын Мартьяна, вероятно, младший. Он же наследовал Шабуровский остров, вероятно, и Тит доживал с ним. Другие, старшие сыновья, полагаю, люди служилые, в том числе, с фамилией Вершинины, от прозвища Тита - Вершина (вышестоящий, военачальник) - были на службе или занимали довольно высокое положение в обществе. В первую очередь, их служба связана с г. Слободским с северо-запада в районе засечной черты по р. Слота и р. Рубежница (само название говорит о защитном рубеже). Здесь в 1615 г. есть пустошь Вершининская, запустела, судя по другим пустошам, лет 40 назад, то есть, во время "черемисской войны". Позднее Вершинины живут в районе Слободского в порядка 10 деревнях, в том числе и в г. Слободском, откуда начинается  династия церковнослужителей Вершининых, служат и в Хлынове на должностях при губернаторе. В 1662 г. Мартьянов и Вершинин в должности целовальников в Котельничском и Истобенском станах. А ещё в 1602 г. Марко Вершинин из Истобенского погоста - один из ходоков в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Шалеговской церкви, вероятно, избран в качестве проводника (мог бывать там вместе с отцом и знал дорогу), хотя уже немолодой, лет под 50 (по росписи от известного по возрасту предка с шагом в 20 лет на поколение).

О том, что Мартьяновы, вероятно, из устюжан. Летописи показывают, что после развода Вятки именно устюжане, сторонники Москвы были поселены на место выселенных вятчан. К тому же в Котельниче праздновался (или отмечался) Семик (свистунья), день памяти устюжских прародителей, погибших во главе с Анфалом Никитиным из Сабуровой дружины устюжан в 1418 г., а церковь в Гостеве была названа в честь Прокопия, устюжского чудотворца.

О возрасте Тита и Каши. В 1551 г. в жалованных грамотах написано, что Каша "служил нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы", а Тит "служит нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". То есть, как минимум лет по 10 или более, значит участвовали и в разгроме Казанских татар, разоривших Устюг, в устье Моломы в 1542 г. Не только участвовали, но и помогли в организации военной операции, поскольку жили здесь и хорошо знали местность. Лет по 20-25 им тогда наверняка было, отсюда и примерный возраст. Мартьян, их отец, около 1495 г.р., дед, может быть года 1460, мог и во "взятии Вятки" участвовать, и остаться здесь на службе - место-то стратегически важное. Такая моя версия.

На месте "Кашинского луга ниже г. Котельнича" есть на карте 2 Кашинских починка и дер. Кашинская, что говорит о возникновении фамилии Кашин от имени Каши Мартьянова. О наследовании луга документов нет. О наследовании Шабуровского острова документы сохранились благодаря тому, что попали в Вятский Архиерейский дом, которому отошли доли Шабуровского острова.

Аватар пользователя skygrad

Обращу внимание, что люди Сабура (или он сам первоначально) получили на Вятке относительно бесхозные угодья на другов берегу Моломы. Шабуров остров. Это в пользу того, что не все старые вятчане были выведены с данной территории в 1489г. Выселили в основном городскую знать и противников Москвы.

Добрый день , Евгений Аркадьевич.

Спасибо ,что ответили . Однако я имел ввиду несколько другое , спрашивая Вас. Суть моего вопроса : делали  ли Вы попытки различными документально-поисковыми и аналитическими инструментами определить ( найти ) когда и откуда все-таки пришли предки Тита и Каши Мартьяновых ? На мой взгляд в Вашем распоряжении значительное количество документальных данных и исторических фактов периода последней четверти XIV в.-первой четверти XVI в. для очень высоковероятностного разрешения этого вопроса . Именно об Ваших версиях этого я и спрашивал Вас . Просто где-то около года назад , когда я впервые познакомился с Вашей информацией об Тите и Каше , то уже тогда я не согласился с Вашими предположениями об их Устюжских корнях. 

С уважением.

Аватар пользователя дядя Женя

Сергей Владиславович, таких документов у меня нет. Я, в общем-то и не делал попытки углубляться в этом вопросе. По Вятской стороне самые ранние существующие - это дозорная книга 1615 г. Да, и кого искать, Мартьяна без отчества?

Евгений Аркадьевич , добрый день.

Вы меня , ради Бога , извините , если я как-то Вас задел . Это конечно ( попытаться углубиться в этом вопросе ) исключительно Ваше дело. Просто весьма красивая у Вас родовая история Тита и Каши Мартьяновых .... Я обьяснюсь. Когда еще год назад с интересом читал Ваши сообщения  , то уже тогда усомнился по ряду причин в их ( братьев Мартьяновых ) Устюжских корнях. Первая причина связана с Бахтиаром Зюзиным. Даже А.С.Верещагин в своей статье о " Замечательных , но забытых вятчанан " усмотрел небезосновательно связь братьев Мартьяновых с Бахтиаром Зюзиным . Кто такой Бахтиар Зюзин и откуда он ? С чьей-то " легкой руки " его назначили вятским воеводой и " казанским татарином " с вариациями : то ли крымский , то ли касымовский и т.д.  В действительности , Бахтиар Зюзин не первое и не второе. Его полное имя Бахтиар Григорьев сын Зюзин , из рода тверских князей Григория Зюзя ( служил еще Ивану III ) , еще у него было два брата : Иванис и Стрет Григорьевы дети Зюзина ( обратите внимание на имена братьев . Два явно тяготеют к литовским именованиям , Бахтиар явно казанское . Помнится я когда-то читал , что во времена Ивана III была " мода " на взятие в замужество дочерей мурз   худородными князьями для своей статусности , и вдовец  кн.Григорий Зюзя взял себе таковую , а имя -дань по жене ).  И как воевода тверского своего отряда Бахтиар Зюзин был задействован Иваном IV только в последнем своем , третьем казанском походе 1551 года , да и то -вспомагательно в рамках общего генерального плана : для блокирования речного пути с р.Кама в р.Волга. Для этих целей отряд Б.Зюзина северным сухопутным путем шел через Устюг до верховий р.Вятка и далее на речных судах спускался по р.Вятка до р.Кама , где и выполнил свою задачу в военной компании. Отряд Бахтиара Зюзина был из Тверских земель . Вторая причина связана с существенными деталями самой царевой грамотой от 1551 года на Шабуровский остров. Грамота не могла появиться сама по себе с потолка , ей предшествовала подробное прошение - челобитная самих братьев Мартьяновых , именно они просили этот остров и писали о причинах , для чего : в том числе для бортничества. А это очень серьезный ключ сосредоточить внимание для розыска братьев Мартьяновых не просто на рубеже 1550 года в Тверском уезде , а в его западной части к границам Торопецкого уезда. А это уже Новгородские земли , по которым есть писцовые книги с конца XV века.  Есть еще целый ряд деталей из этой же грамоты ( с припиской ) , но не буду Вас утомлять своими рассуждениями , укажу только на одно соображение связанное с многолетием в казанских походах братьев Мартьяновых . На мой взгляд исходя из сложившегося на тот момент стиля и слога челобитных и грамот , речь идет о более ранних казанских противостояний ( войн ) , полагаю 1535-1537 годов еще в составе дружины Андрея Старицкого ( и скорее всего участвовал сам Мартьян с сыновьями -новиками Титом и Кашей ).   Что касается : " да и кого искать , Мартьяна без отчества ? ".  Ну почему же без отчества в указанной локации Новгородских земель . С очень большой вероятностью Вы его знаете  - Федор и знаете , потому что Вы знаете о родовом законе на Руси до конца XVI века ( т.е. до появления официального месяцеслова ) : имя  умершего деда ( прадеда) не должно было уходить , а продолжать жить в роду именем внука ( правнука ). Да и род Мартьяна не из простых - своеземцы , служивые .

 Извините , все это без навязчивости , просто кратко мысли вслух еще из соображений годичной давности о том , что не Устюжских корней братья Тит и Каша Мартьяновы.  С уважением.

Аватар пользователя Katze

Здравствуйте, Евгений Аркадьевич. По поводу туристического центра под г. Котельнич. А проводились ли на месте Кововского и Шабалинского городищ раскопки? Может быть, прежде чем что-то строить, инициировать раскопки, чтобы упрочить историческую картину этих мест?

И второй вопрос. А где Вы встречали самую раннюю информацию о Семике? 

Аватар пользователя skygrad

Отвечу вам на вопрос по археологии так как занимался этим. Раскопки обоих городищ были но не очень полные и давненько уже. Макаров Л. Д. считает что тут был центр отдельной волости 12-15 веков который он назвал Котельнической по известному чуть позже городу. Ковровское площадь 1 га с булгарскими артефактами, Шабалинское вблизи него на более высоком береговом холме 3 га с архическими дохристианскими захоронениями. Под ним на низине берега селище. В целом славяно русских находок большинство. Но население могло быть разное.

Аватар пользователя Katze

Спасибо, Евгений Анатольевич.

Аватар пользователя дядя Женя

Екатерина Сергеевна, о самой ранней информации не могу сказать, кажется, читал об этом в статистическом сборнике Вятской губернии по Котельничскому уезду примерно 1860-х г., хотя могу ошибаться.

Аватар пользователя Katze

Спасибо. К сожалению, краеведение у нас в городе не желает объединяться, чтобы что-то сделать. А поодиночке большое дело сдвинуть с мертвой точки  не получится. 

Аватар пользователя дядя Женя

А казачье объединение в Котельниче есть? Если да, то их бы заинтересовать. Кстати, в бывшей деревне Шабалины (Селюничи) можно бы и казачий стан (или усадьбу) сделать, коней завести, туристов катать верхом на конях. Турбазу там же. Это всё в комплексе надо решать и вложения делать. Для строительства острога можно и добровольцев привлечь, кто топором владеет, а предварительно на месте строительства раскопки провести: места исторические, могут быть артефакты 14 - 17 вв. Битва в устье Моломы с татарами где-то здесь была.