Слободской райвоенкомат в начале Великой Отечественной войны

1

По теме «Слободской район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы» уже много написано. Однако в документах Центрального государственного архива Кировской области можно найти еще много новых фактов на эту тему. Так в архивном фонде «Политотдел Кировского областного военкомата» хранятся отчеты Слободского райвоенкомата за годы войны, которые еще неизвестны исследователям. Обратимся к ним.

         Работники Слободского райвоенкомата узнали о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в 12 часов дня из выступления по радио В.М. Молотова, заместителя председателя  Совета Народных Комиссаров СССР. Несмотря на выходной день, сразу же был собран весь аппарат райвоенкомата, с которым было проведено организационное собрание. О подготовке развертывания мобилизации: уточнили вопросы оповещения, состав аппарата сборно-сдаточных пунктов,  приписки и другие.

         В  17 час. 25 мин. в военкомат поступила из Кирова мобилизационная телеграмма, где было указано, что первый день мобилизации — 23 июня [1]. Районный военный комиссар майор Павел Ефимович Рысин немедленно обратился в Слободской райисполком и райком партии об установлении дежурств в учреждениях, предприятиях и сельских советах.

         Вечером 22 июня в райкоме партии было проведено совещание с секретарями первичных парторганизаций и хозяйственниками по вопросам:

         1. О проведении митингов на предприятиях и развертывании агитационной работы на предприятиях и учреждениях.

         2. О приведении мобилизационных ресурсов в полную боевую готовность, главным образом автопарка. Сразу после совещания были вызваны ремонтные бригады автослесарей и автомехаников для ремонта автомашин.

         Для оповещения исполкомов сельских советов были выделены в автохозяйствах дежурные автомашины.

         Райвоенкомат работал по заранее утвержденному мобилизационному плану. В соответствии с ним были вызваны ответственные исполнители сборно-сдаточных пунктов и лица, обязанные с начала войны заполнять бланки приказов и повесток для призывников. Им были даны конкретные задания по предстоящей работе.

         В первый день мобилизации 23 июня райвоенкомат получил задание Кировского облвоенкомата только на поставку автомехтранспорта и частичный призыв команды № 937 (медицинских работников) для развертывания госпиталя в г. Слободском. Получив такое задание, райвоенкомат открыл один приемо-сдаточный пункт автомехтранспорта. Он начал работу 23 июня в 12 часов дня [2]. Задание было о поставке 45 автомашин для фронта. Уже первый день мобилизации показал, что в поставке машин имеются серьезные проблемы: часть машин требовала мелкого ремонта: отсутствовали стекла в кабинах, не были отрегулированы тормоза, отсутствовали запасные автопокрышки.

         Вечером 23 июня было проведено совещание при райкоме партии с руководителями автохозяйств, которые жаловались на большую требовательность военных представителей к принимаемым автомашинам, и отсутствие запчастей. При обходе организаций, имеющих автомашины, было найдено сорок новых скатов (автопокрышек). Такие действия дали возможность полностью обеспечить направляемые автомашины хорошей резиной и привести в нормальное состояние. Недостающие стекла автомашин изымались с конторок директоров предприятий. Сданные автомашины были вполне пригодны для Красной армии. [3]

         После выступления по радио В.М. Молотова о нападении Германии на Советский Союз, в райвоенкомат стали приходить военнообязанные с заявлениями о направлении их добровольцами в действующую Красную армию. Из сельской местности заявления в Слободской передавали телеграммами и телефонограммами. В первый день войны было подано в райвоенкомат 70 таких заявлений, на 30 июня уже 174 заявления, из них начсостава – 17, рядового и младшего начсостава – 66, кроме того, женщин военнообязанных (медсестер) – 69, допризывников – 21 [4].

         Вот одно из них:

                                                                  «В Слободской райвоенкомат                                                                     от ученика 10 класса                                                                                     Ленинской средней школы

                                                                  Оглоблина Леонида

                                      заявление

 

         Благодаря заботам правительства я получил среднее образование и, являясь гражданином Советского Союза, я не могу оставаться дома, когда фашисты нарушили целостность нашего государства.

         Я прошу райвоенкомат направить меня в Горьковскую зенитно-артиллерийскую школу, куда я подал заявление или прямо в кадры доблестной  армии.

         Я член ВЛКСМ с 1939 года. Прошу удовлетворить мою просьбу.

        

                                               Комсомолец Л. Оглоблин.

                                               22 июня 1941 г.» [5]

         В отчете Слободского райвоенкомата в Киров о ситуации в районе после начала войны говорилось: «Население настроено патриотически. Отправляемые шофера говорили: «Будем драться так, чтобы товарищ Сталин сказал спасибо». Далее райвоенком докладывал, что случаев паники и контрреволюционных выступлений нет [6].

         Точной даты, когда началась массовая мобилизация военнообязанных в Слободском районе, в документах нет. В отчете за июль 1941 года указано, что за месяц было мобилизовано командного состава – 46 человек, политсостава – 28 человек, технического состава – 24 человека, медицинского состава – 30 человек, ветеринарного состава – 8 человек, рядового состава – 2667 человек [7].

         В июле продолжалась поставка автомототехники для Красной армии. За этот период было отправлено: легковых автомашин – 1, грузовых полуторок (ГАЗ-АА, вместимость 1,5 тонны) – 44, ЗИС (вместимость 3 тонны) – 12, автобусов – 1, тракторов – 13, тракторных прицепов – 12, мотоциклов – 2 [8].

         Проблема заключалась в том, что в тылу оставалась часть не укомплектованного запчастями транспорта, и это вызывало трудности в  выполнении заданий.

         В июле пришел наряд в райвоенкомат на поставку для Красной армии лошадей: верховых – 40, артиллерийских – 11, обозных – 133. Кроме этого, надо было поставить повозки: парных – 130, одноконных – 1; упряжи:  парных –- 134, одноконных – 1. Данный наряд был выполнен полностью [9].

         Райвоенком П.Е. Рысин докладывал в облвоенкомат: «Конский состав, повозки и упряжь в районе по качеству плохие. Особенно плохо обстоит дело с сортовыми лошадьми. Порода лошадей мелкая (Вятская). Вопросом коневодства колхозы занимаются плохо, имеющийся конский состав эксплуатируется чрезмерно... Уход за лошадьми в колхозах организован плохо. Большое количество лошадей побитых и потертых.» [10]

         В июле было открыто несколько призывных пунктов, все они были оборудованы наглядной агитацией:  плакатами по истории гражданской войны, ОСОАВИАХИМа (об­ще­ст­во со­дей­ст­вия обо­ро­не, авиа­ци­он­но­му и хи­ми­че­ско­му строи­тель­ст­ву), Красной армии. На призывных пунктах велась лекционная работа с военнообязанными, для которой райком партии выделил лучших пропагандистов. Там были развешаны политические карты СССР, по которым рассказывалась ситуация о положении на фронтах Великой Отечественной войны. На всех пунктах имелись настольные игры: шашки, шахматы, домино; патефоны, гармошки и музыкальные инструменты. Основными вопросами в проведении партийно-политической работы с призывниками были:

         а) разъяснение выступления тов. Молотова по радио о вероломном нападении фашистской Германии на СССР;

         б) разъяснение выступления по радио тов. Сталина 3 июля 1941 года;

         в) о присяге и законе о каре за измену родине;

         г) об указе Президиума Верховного Совета СССР о пособиях семьям мобилизованных;

         д) о заключении СССР договора с Великобританией;

         е) разъяснение положения на фронтах.

         Призывные пункты обслуживались духовым оркестром и баянистами, организовывались концерты [11].

         Проводилась работа и с семьями призванных в армию. Для них были выделены специальные агитаторы, которые рассказывали о положении на фронтах, о речи тов. Сталина, о законах и льготах семьям призывников.

         Райвоенком П.Е. Рысин писал: «В основном политико-моральное состояние призванных и их семей здоровое. В своем большинстве военнообязанные понимали задачи, стоящие перед страной и нашим народом, и шли с большим желанием и настроением разбить врага. Таких высказываний со стороны военнообязанных было множество, например, военнообязанный Посаженников из г. Слободского, уходя в ряды Красной армии, заверял своих товарищей, что он будет драться до последнего дыхания, не щадя своей жизни и будет примерным бойцом нашего народа» [12].

         Наряду с положительными сторонами имелись и отрицательные факты. Военнообязанные Роговского сельсовета в количестве 22 человек, посланные с сопровождающим членом исполкома сельсовета И.И. Лебедевым, организовали несвоевременную явку на сборный пункт райвоенкомата: вместо 18 часов 7 июля  явились в 10 часов 8 июля, когда команда была отправлена. Были еще подобные случаи. После разбирательства за все случаи опоздания виновные заключались под арест за уклонение от военной службы.

         К сожалению, в архиве сохранились не все отчеты Слободского райвоенкомата за 1941 год: их нет за август, сентябрь и октябрь месяцы. За это время Слободской районный военком Павел Ефимович Рысин был призван на фронт, воевал в 375 стрелковой дивизии, получил звание подполковника, скончался в госпитале 7 марта 1943 года. [13]

         Из отчета за ноябрь 1941 года видно, что проблемы с гужтранспортом сохранились. Например, 18 ноября 1941 года для выполнения наряда колхозами было поставлено 80 обозных лошадей, 70 повозок, 80 единиц упряжи, из них отобрано 17 лошадей, 4 повозки и 19 единиц упряжи. Лошади браковались по потертостям плеч и сбитым холкам, по истощенности. Часто было, что привезенная веревочная упряжь была истрепанная, повозки – изношенные [14].

         Райвоенкомат проводил работу с женами комсостава и семьями военных, эвакуированными из западных областей. Так в ноябре 1941 года сотрудниками  райвоенкомата читались лекции по докладу тов. Сталина о 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции [15].

         17 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР издал приказ о всеобщей воинской подготовке граждан СССР, вступивший в силу 1 октября того же года. Он предусматривал обязательную 110-часовую военную подготовку мужчин от 16 до 50 лет без отрыва от работы. При областных военкоматах были созданы отделы всевобуча, на местном уровне при городских и районных военкоматах находились 2-3 инструктора.

         Слободской райвоенкомат также организовал работу среди населения по всевобучу. Были составлены списки, согласно которым должно было обучаться 2134 человека. В районе был создан 31 учебный пункт. В условиях зимы особое внимание уделялось занятиям на лыжах. Посещаемость занятий всевобуча была 75-90%, причины непосещаемости были в основном болезнь и сменность производства [16].

         Так работал Слободской райвоенкомат в первый год Великой Отечественной войны.

1. ЦГАКО. Ф. П-5971. Оп. 20. Д. 4. Л. 1.

2. Там же. Л. 1об.

3. Там же.

4. Там же. Л. 2.

5. Там же. Ф. П-988. Оп. 3. Д. 78. Л. 1.

6. Там же. П-5971. Оп. 20. Д. 4. Л. 2.

7. Там же.

8. Там же. Д. 2. Л. 448.

9. Там же. Л. 448об.

10. Там же.

11. Там же. Л. 449.

12. Там же.

13. Сайт «Дорога памяти». https://1418museum.ru/heroes/13421457/

14. ЦГАКО. Ф. П-5971. Оп. 20. Д. 5. Л. 74.

15. Там. же. Л. 153.

16. Там же. Л. 284.

Комментарии

Владимир Сергеевич, здравствуйте! Большое спасибо за интересную информацию! Сохранились ли пофамильные списки призывников за первые месяцы Великой Отечественной войны по Слободскому району ?

Аватар пользователя ДарьяЛ

Андрей, можете посмотреть здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1088/100882 нашла многих своих родственников в этих списках

Христос Воскресе! Дарья, здравствуйте! Спасибо за ссылку!