0). В 1570-1590-х годах случился в Бежецкой пятине катастрофический сценарий : мор, голод, и опричнина, территории обезлюдели, население погибло, выжившие ушли.
1). Вятская фамилия Гудины: если принять, что Окул Гудин с бежецкой пятины 1545 года и наш вятский Окул Гудин - одно лицо, можно будет продвинуться в вопросе объяснения прозвища "Гудин/ Гуда". Сведения в поддержку того, что это одно лицо:
а) вятские Гудины имеют ранний ( 1615-1630) вариант прозвища - Гудихины. Прозвище оконч. на "-ихин" - устаревшая мужская форма, широко известная в новгородских землях. Окул - он же Окулиха, Гудъ(Гуда) - он же Гудиха. Примеры аналогичных новгородских прозвищ на вятской земле - Скурихин, Сутерихин, Охулихин, Удедихин, Мусихин, и т.п. , конца 16 - начала 17 века, все мужского рода.
б) цитата:
Общий путь распространения топонимов с формантом" -иха" установил В.А. Никонов: «Их ядром была Нижегородско-Кинешемская часть Поволжья, … часты они на востоке Костромской губ. и на Сухоне»
Значительная часть бежецких возможно осела в указанных регионах, согласуется с таким фактом , у Скрынникова " Россия накануне смутного времени" в главе о разгроме Бежецкой пятины говорится, что среди прочих помещиков Бяжецкую пятину в 1595 году покинул и "сшел в московские городы в Кострому" М.Н. Шамшов. Окулко Гудин в 1545 году живет бок о бок с Шамшовыми, забор к забору, то же погост, и тот же абзац в книге. Шамшовы это исключительно местные помещики. Среди других городов, куда сходили бежецкие помещики указан Кашин (Тверская обл., к востоку от Бежецка, близ Волги) , Угличский уезд ( Углич - стоит на Волге, к востоку от Бежецка) , Переяславль- Залесский ( 70 км за Волгой , к востоку от Бежецка) -
Заметно, что все уходят в сторону Волги от Бежецка, т.е. в сторону Москвы ( из девяти перечисленных только один помещик - Сукин Т.И. - "збежал в Бежецкий верх" в 1595 м) . . Если посмотреть на карту - место обитания Окулы Гудина/ Шамшовых , Бежецк, Кашин и Переславль -Залесский стоят на одной линии, строго по линейке, если идти от погоста Никольского ( там живут Окулка Гудин и Шамшовы) . Больше того - линия эта проходит строго под прямым углом к Волге. Только Углич - чуть выше на Север по Волге это 45 км от "линии" ) . Думаю, с первым участком пути Окулы Гудина вопрос можно закрыть , это кратчайший путь по прямой к Волге! Похоже и другие збегшие помещики рванули по прямой именно к Волге , а дальше уж как получилось .. Кто -то устал не добежав ( г. Кашин) до Волги, другие остановились только за Волгой ( г. Переславль -Залесский) , а третьи добежав до Волги поплыли по течению.
Добежав до Волги как и все , Окул Гудин по какой-то причине поплыл, как и помещик Шамшов (до Костромы) , но Окул был среди тех, кто не остановился и в Костроме /Кинешме и поплыл до Юрьевца.
Сухопутный путь при наличии очевидного водного стоит ли рассматривать в принципе?
2) Объяснение фамилии Гудин. В словарях развивается тема Гудин от Гуда - шумный, громкий, гудеть, гудок, также от имени Гудислав.
Нет, думается дело совсем в другом. Новгородская земля была интернационалом - славяне, водь, чудь, весь, ижора, литва, татары и др.. Кандидатская Чибисова Б.И. на эту тему https://iriran.ru/sites/default/files/Chibisov_Diss.pdf . А вот что осталось за бортом этой работы : Гуды — одно из литовских названий белорусов . В интернете есть множество публикаций на тему гудов. Прозвище редкое в новгородских пятинах ( мы пока нашли двух Гудиных в новгородских книгах, прозвищ вообще мало записано, в основном имена) , но широко распространенное в Литве, Беларуси и Украине. Маститые ученые выводят прозвище Гуда ( и фамилию Гудин) от готов, в первых двух договорах Руси с Византией (911-945) фигурирует некий Гуда, в средневековой Литве Гудами называли чужаков. Территория нынешней Беларуси на старинных картах - Гудиния, и т.д. Одна из множества цитат:
Древние гуды оставили следы в названиях населенных мест, встречающихся главным образом в бассейне верхнего Немана и его правых притоков. Здесь до сих пор сохранились названия деревень с корнем "гуд": Гуды в Лидском и Воложинском, Гудзели в Столбцовском и Вороновском районах, Гудовщина в Браславском, Вилейском и Ошмянском районах, Гудзевичи в Волковысском районе, Гудзеняты в Ивьевском районе, Гудзино в Слуцком районе, Гудзи около Медников (в Литве, на границе с Ошмянским районом) и др. В этих же местах встречаются фамилии Гуд,Гудач,Гудович,Гудинович, Гудзель, Гудзень, Гудзеня,Гудаль,Гудзис, Гудовский идр.
Все эти названия могут свидетельствовать лишь о том, что ряд ятвяжских селений возник на территории современной Белоруссии значительно восточнее основной области ятвягов -судавии или Жудвы, находившейся к северо-западу от Гродно.
3) Молога и Молома.
В Бежецкой пятине 1545 года Окул Гудин жил в километре от реки Мологи. На Вятке Окуловы - Гудины живут на реке Моломе.
Совпадение? (с) Молома и Молога - одно и то же название, слегка искаженное. Повлияло ли название реки на выбор места поселения ? Или поселенцы сами назвали чужую реку по прибытии, как свою родную? К сож., не занимался этой темой, не знаю ничего, быстрый поиск не дал информации.
Мимо Пскова течет р. Великая, а это запад Новгородской земли. Вероятно, на Вятке новгородцы селились между двух притоков со знакомыми им гидронимами. Примерно в этом регионе много современных топонимов с формантой -ЩИНА, характерной для псково-новгородских мест. В ПСВ это даже подтверждается.
Здравствуйте!
Действительно, спасибо, правда между новгородскими Мологой и Великой расстояние примерно 450 км, жители каждой из рек о другой реке скорей всего мало что знали.
Логично было бы, если названия рек переселенцы захватили с собой на Вятку, Великую соотв-но с Великой, Мологу(му) с Мологи.
Кстати, Молога и Молома от корня со значением Молой - малый или Малая. Окончания Ма и Га - местные диалектные. Жители Новгородчины отлично знали свои реки, на Великой стоит Псков - наибольший после Новгорода, а Молога ведет на Волгу.
Я решил, что обязательно надо добраться до Юрьевца, чтобы от него сухопутным путем попасть на Вятку по дороге..
Оказывается был Старо-Вятский тракт , начинающийся от Галича ( 110 км к востоку от Костромы) , через Кологрив, и этот путь вроде бы был как раз основным. Надо почитать..
От Казани 15-17 веков для административно-хозяйственного управления шли дороги (даруга - территориальная единица наподобие новгородских пятин), далее они могли уходить в соседние земли, в частности, на Вятку и далее. Можно поискать продолжение такой дороги через Галич.
Очень интересно....особенно в свете того, что примерно тот же вывод и я месяц назад сделал. Искал истоки "редкой" фамилии. И нашел ее в Никольском погосте Бежецкой пятины ))). То же в 1545 году упоминание (через название н.п.), а потом до 1564 года запустел населенный пункт:
Слободка Микшино, что садил Иван Бородин на Михайловской земле Берденева в Никольском погосте [Никольский Стучевский погост], за Михаилом да за Никитою Угримовыми детьми Чертовского отцовское поместье…
….Да Михаилу ж и Никите придано к старому их поместью…в Микшине ж их же роспаши новые деревни и починки…
Л.155об… поч. Бабенцово: дв. Никитка, дв. Ивашко….
Ваши Коковихины - ещё одни вятские новгородские, скорей всего. В Бежецкой есть деревня Коковиново, Коковурцево, Стешка Окулов Коковинский, + "- иха" . Коковихины - ещё одни вятские " - ихины" - Коковины они же, или Коковиновы!
Уже хорошая компания набирается.
Сказано , что Стешка Окулов Коковинский из деревни Коковина ( выше неправильно написал - не Коковиново, а Коковина) - с Удомли. Удомля - в 60ти км по прямой от Добрынинского, где Окул Гудин и Шамшовы. Недалеко.
Сокерины тоже на Вятке есть, как мы уже отметили в соседней теме, Сокерино - это Добрынинский, т.е. там же где Окул Гудин и Шамшовы.
Насчет дороги, которой шли предки, книга Гулямов Ф.О. «История дорожного дела в Вятском крае в шестнадцатом-двадцатом веках.
Цитата:
Значит через Галич! Через Великий Устюг - не рассматриваю. Те, кто шел через Устюг , должно быть там и остались - в Устюжском, Сольвычегодском у.
Раз шли через Галич, это Костромской уезд, выходит следы искать стоит вдоль этого пути - Костромской уезд, книга 1593 года. Оригинал https://lib-fond.ru/lib-rgb/303-i/f-303i-607/#image-1
Тверскую область иногда называют Тверской Карелией. Процент карел самый высокий в стране. Окончание -иха как раз карельская тема. Я знала карел с фамилиями Акуловы и Гудеевы. Ижора, карелы, водь бежали от шведов . Основная масса осела в Тверской губернии, а кто-то пошел дальше в поиске лучшей жизни. Тем более шведы заключили договор, в котором оговаривался возврат переселенцев обратно. А на Вятке кто будет искать?
Спасибо за такую информацию! В обонежской пятине второй Гудин - Фома, это Вытегра, на Онежском озере.
Уже несколько раз цитировавшаяся мной фраза Никонова из статьи Мусихина, о распространенности форманта " - иха" , а именно вот эта
Общий путь распространения топонимов с формантом" -иха" установил В.А. Никонов: «Их ядром была Нижегородско-Кинешемская часть Поволжья, … часты они на востоке Костромской губ. и на Сухоне»
Оказалось не полностью отражает Никонова. Вот то, чего нам не хватало!
п.с.: придется видимо, не ограничившись цитатами, прочитать самого Никонова, вдруг ещё что-нибудь найдется.
Он все правильно написал. Это те места, где осели беженцы. В основном заброшенные земли, пустоши. А переселенцы дали свои названия. Процесс переселения неплохо описал А.Н.Головкин в " Истории Тверской Карелии". Как раз о Бежецкий пятине. Коротко и с фактами. Интересная у Вас тема!
Кстати, у нас есть населенный пункт Гутты. Это чисто карельское название, приведенное с родины. Возможно, изначально фамилия писалась иначе. К сожалению, перевод не знаю.
Посмотрел на карту Тверского уезда , правда 1851 года, этническую, где обозначены места поселений карел, и что же - Добрынинский погост , починок "Окулиха и Гудино тож" (где Окул Гудин, он же по моей версии - вятский Окул Гудихин ), Удомля ( где Стешка Коковихин) - точно приходятся на район поселения карел. И прямо рядом с Бежецком тоже область поселения карел ( в этой связи - в самом городе Бежецке фамилия Усцов не может иметь карельское происхождение?)
Главное, на мой взгляд, достижение, что установлена четкая связь " -иха" с населением новгородских пятин и вятскими фамилиями. То, что было предположением, теперь наверное можно считать фактом. И карельское .. если не происхождение, то влияние то уж точно есть! Заодно, и вятские фамилии не имеющие "-иха" , но совпадающие по району проживания , стоит брать на заметку, как скорее всего тоже новгородские, конкретно - бежецкие. Усцов, к примеру, Вошкин, Сокерин, Шалимов, и мн. др. Думается, на Устюг уходили из других пятин, на Вятку - с Бежецкой. Логично?
Читаю Головкина, " Историю тверских карел" , картина складывается такая: карелы массово пришли на опустевшие территории, уже после того, как предыдущее население ушло, позже интересного нам отрезка времени 1560 - 1590 е годы. В тексте есть такое место к примеру, " Такой то карел переселился в деревню (условно) СазонИХА", т. е. она существовала до карелов.
С другой стороны, например выше наш коллега называл нп Микшино, так вот Микшино оказалось центром карельской культуры в 19 веке, в 1848 году там открыто карелское училище, а жители окружающих деревень - карелы, удивительное совпадение? Снова?
В целом процесс карельских переселения растянут во времени, начинается с xv века, это наверное обычная миграция, ползучая ассимиляция населения, наверное просто об этом периоде не хватает информации, поэтому границы временные обозначены веками. . А там где информации много - более узко временные рамки обозначены ( массовое переселение) и получается несколько искаженная картина по восприятию.
Ну то так, мысли по ходу..
Продолжение выписок по книге Головкина:
В 1565 году в Карельском уезде рядом с предками автора книги Головкиными, имеются топонимы - Гутты, Гухта, Гудково. Предки автора книги ( 1565 год) еще живут в Карелии!
А наш Гудин уже в 1545 году в Добрынинском погосте бежецкой пятины, в именном починке без земельного надела.
Дальше, карельские названия - Микшино, Вокшино , Якшино,
В Добрынинском погосте 1545 года есть деревня Якшина гора, На Вятке - фамилия Якшин.
Тут еще вопрос, кто к кому первым проник, славяне к карелам, или карелы к славянам, Головкин, думается, может несколько перетягивать одеяло, находя больше карельского, чем оно может быть ( каждый народ хочет выкопать своё море) . Славяне колонизировать Карелию могли и потом вернуться назад, обогащенные карельским бытом и женами. Головкин фамилия русская, Гудково - русская, славянская, Гутты, Гухта могут быть пропущенных через карельское славянское, суффикс - иха, по нему в книжке ничего не нашел.
Это мысли вслух
Как я предположил выше, ИХА - это видоизмененное славянское (древнерусское) окончание ИЦА через переходную форму ИЧА, встречающуюся кое-где и на Вятке. Имена типа Якша, Ивша характерны для новгородских земель 14-15 веков, а далее по всему северу, включая Вятку (еще недавно так звали в сельской местности). В Карелию они могли попасть с самими новгородскими переселенцами.
Здравствуйте, в общем заметно, что карельское переселение , вернее его самая освещенная с т.з. науки часть, состоялось позднее, - в 17 веке.
А регионы преобладающего "- иха" все равно совпадают с тем, что есть 1545 году , и там же позднее карелы живут.
Если бы просто славянское было, было бы по всем пятинам равномерно, а ведь нет - Никонов выделяет отдельные области. В общем типа диалектного получается, местячкового.
Гидронимы -ИЦА рассеяны по всему русскому северу, правда, на средней Вятке отмечается некоторое их сгущение, что приближается к распространенности этого окончания на юго-западе Украины и соседних славянских государств. Это говорит о том, что славяно-русские поселенцы 12-13 веков на Вятке были из тех мест. В дальнейшем приходили носители иной фонетики с территории Новгородчины и др. земель России 14-16 веков. Это были потомки древних русов (киевских и новгородских), в какой-то мере метисированные с дославянским населением севера Вост. Европы. ИХА, вероятно, результат такого влияния.
Топонимы и гидронимы на -иха в большом количестве сосредоточены в Поветлужье. Такие, как реки Березиха, Сычиха, деревни Быниха, Бельшиха, Филиха, Алешиха, Андрониха. Если взять старые карты, то топонимов на -иха там еще больше, сейчас многие исчезли. Я этими местами занимаюсь в поисках корней моего отца, и обратила внимание, что и фамилии с Вяткой многие общие (такие, как отца - Милютин). Вероятно, какие-то дороги вели через Ветлугу на Вятку.
Вел все тот же путь через Галич и Кологрив, наверное все просто - по пути ( он пересекает Ветлугу) можно было в том числе сплавиться вниз по Ветлуге на какое угодно расстояние, возможно там тоже были льготы, напрмиер.
п.с.: Складывается впечталение, что до Вятки доходили очень немногие! Но все таки почему-то доходили, самые последние переселенцы может быть? По пути всё было занято, так сказать.. Хотя трудно представить такое с нашими просторами..
Границы Великого Княжества Литовского в 1355 -77 годах несколькими полосами пролегали в 120-140 км от Добрынинского, где в 1545 году зафиксирован Окул Гудин, литовские земли доходили до Вышнего Волочека и Торжка, сегодняшняя деревня Рясня Старицкого района Тверской обл . была пограничным литовским городом. Вот три точки на карте показывающие границы Литвы в 1355 -1377 годах.
Карта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a9/VKL-1462-ru.png
Интересующие нас области - три салатовых полоски в самом верху , обозначены "1355-77 "
Таким манером, территориально Окул Гудин мог иметь иметь южно -русские корни, литовские земли совсем близко, расстояние 2 дня пешком. Отец Окула родился в ~ 1490 годах, через 120 лет после даты 1377 г. По 1402 год границы литвы простирались до Ржева, это 240 км по прямой от Добрынинского погоста, тоже недалеко,
за 90-120 лет ( между 1377 -1402 годами и 1490-ми годами) родилось три поколения , от дедов до внуков, прозвище Гудъ - Гуда - Гудин вполне реалистично по происхождению.
На прозвище наложились местные славяно - карело-финские ( даже название города Тверь отсылают к карело-финским диалеткам!) диалектные особенности в виде "- иха". Отсюда характерные для бежецкой пятины - Окулиха, Гудиха .
Да, видимо прозвище возникло в литовской среде, т.к. нам известно, что так литва называла беларусов, Гуды - не самоназвание, т.е. человек должен был вращаться среди людей знакомых с литовскими понятиями. Возможно вся граница использовала такое определение в отношениии беларусов, русские тоже.
Коллеги, добрый день!
Простите, я когда писал свой пост, не указал фамилию. Я имел ввиду Бабинцовы Березовского стана на Вятке. Хотя Коковихины с Березовского тоже моя ветка (не прямая). То есть в Бежецкой пятине я хотел привлечь ваше внимание починком Бабенцово, которое сперва возникло, а потом запустело.
И еще момент. Тимошина Людмила Алексеевна как-то сказала мне, что фамилии, оканчивающиеся на "цов" это "псковская" тема, якобы там "цокают".
Здравствуйте! Бабинцевых я видел в списке карельских фамилий. К сож., не помню где, в эти дни много смотрел, читал.
Да, круг сужается, я нашел много цокающих и вообще похожих наименований возле Удомли. Видимо тоже псковское влияние, сравним Усцо (в) и Масцо , например. Явно одного языкового происхождения.
Здравствуйте. Большое спасибо. Если встретятся, дайте пожалуйста знать
Скажите пожалуйста, а не встречалась ли фамилия Семенихин или Грухин? Тоже одна из моих веток. Тоже из Березовского стана. И похоже та же зона изучения в Новгородских землях.
Страницы