Древний Хлынов: чудеса без чудес

В «Повести о стране Вятской» описывается удивительный случай, который произошёл в ночь перед началом строительства Хлынов-града. «В назначенное время единодушно сошлись на этой горе множество новгородцев и начали готовить место к созданию города и заготовлять лес, располагая его так, как нужно для строительства. Однако, встав рано утром, вдруг обнаружили, что все заготовленное ими необъяснимым Божиим промыслом перенесено вниз по течению реки Вятки на высокое и еще более пространное место – к широкому полю, которое в те времена называлось Болясковым». Исследователи по-разному объясняли это чудо, лично мне наиболее правдоподобным казалось объяснение архитектора Тинского. Смысл: первоначально город построили на Кикиморской горе, но со временем река отдалилась от коренного берега, и пришлось переносить город на Балясково поле. Постепенно причина переноса забылась, и возникла легенда о чудесном переносе строительных материалов. Версия вполне убедительная, но, тем не менее, осмелюсь предложить свой вариант. Толчком к его возникновению послужила брошюра «Легенды Кирово-Чепецкого района» (Кирово-Чепецк, 2015). В первой части брошюры приводятся легенды о строительстве храмов. Вот одна из них: «Первоначально строительство Знаменско-Богородицкой церкви было задумано в деревне Головизнинцы, которая находилась в 2 километрах от села Пасегово. Были завезены материалы для строительства церкви, но трижды, в одну ночь эти материалы оказывались в центре села. Жители решили, что это знамение Богородицы, и построили храм там, где Богородица указывала место». Остальные легенды о строительстве чепецких храмов можно прочитать, но только для того, чтобы убедиться: все церкви были построены не там, где первоначально хотели люди; везде и всегда заготовленные материалы (или найденные чудотворные иконы) чудесным образом переносились на другое место. Мне и прежде встречались похожие легенды, но, собранные воедино, они невольно наталкивают на определённые мысли. Например: проявление Божьего промысла придавало храму солидности, освящало его в сознании прихожан, выделяло из ряда других построек. Создание подобной легенды – своего рода PR-акция, призванная повысить авторитет нового храма. Легенды относятся к народному творчеству, поэтому, вполне возможно, рождались они в сознании т. н. простых людей, которые искренне любили свою родную землю и радовались появлению на ней новых православных святынь. Впрочем, священнослужители также являются частью народа, и нельзя полностью исключать их участие в процессе народного творчества. Вы спросите: а при чём здесь Хлынов-град? «Повесть о стране Вятской» написана в конце 17-го или начале 18 веков. То есть, в эпоху развитого православия. Сдаётся мне, что сообщение нашей «древней» летописи о чудесном перенесении стройматериалов имеет ту же основу, что и легенды о строительстве храмов. Но создатели ПВЛ пошли дальше и решили пропиарить не отдельную церковь, а целый город. Они ведь тоже искренне любили родной край…

 

Личное мнение по разным вопросам:

https://planetavyatka.blogspot.com/

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Легенды о выборе места для города с помощью бревна (деревянного идола)  существовали у древних народов, в том числе, у скандинавов. Возможно, в этом даже был какой то практический смысл. Сообщение о Кикиморке как первоначальном месте строительства Хлынова не подтверждается пока ничем. Есть разные домыслы на эту тему. "Сказание о вятчанех" и "Повесть" на его основе несут явные следы дела рук людей из духовенства, видимо, это были попытки как то увязать и прояснить в ортодоксальном свете ходившие в ту пору слухи и разговоры о домосковской истории Вятки.

Аватар пользователя Александр Барышников

Наверно, всё это правильно, однако, я не понял, при чём здесь скандинавы?

... священнослужители также являются частью народа ... Это очень верная фраза. Можно еще добавить, что на рубеже 17-18 веков, священнослужители являлись наиболее грамотной, уважаемой и авторитетной частью народа (бывали, конечно, и исключения - не без этого). А сельские священники вели обычный крестьянский образ жизни, да еще и строили-ремонтировали деревянные церкви вмести со своими прихожанами. Вера в те времена была покрепче у всего православного народа, легенды тоже составлялись, но и переносы стройматериалов с Божьей помощью в другие места тоже были! Сегодня для нас это почти сказка, но для тех лет - реальность.  А в комментариях пользователя "Небесный град" видна к духовенству явная неприязнь - всякое бывает.   Христос Воскресе!  

Аватар пользователя Александр Барышников

Видит Бог, я в своём материале вопроса веры не касался. Споры на эту тему - бессмысленное занятие. Верит человек - слава Богу! Не верит - ничего с ним не поделаешь. Поэтому речь шла только о похожести легенд о строительстве храмов и предания о начале града Хлынова.  

Аватар пользователя skygrad

На эту похожесть обратили внимание уже давно, читал где то, найти не трудно при желании.  

Аватар пользователя Александр Барышников

Зачем искать? Даю ссылку: https://www.ok.ru/profile/549130821886/statuses/68006084007422

Это моя страница в ОК. Ещё раньше был сайт АИБ-43, но сейчас его нет. Появился новый - ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, он пока заполняется.

Аватар пользователя skygrad

В чем вы усмотрели мою неприязнь к духовенству? Ортодоксальной Православная церковь считается во всем Мире, это всего лишь означает приверженность древним традициям и обрядности. С окончательным присоединением Вятки к Московской Руси и выводом всей бывшей здесь элиты, Вятское духовенство присылалось из вне, прежде всего, верхушка, Отсюда с ее стороны желание исправить местные порядки и традиции. В чудеса я верю, но надо поискать прежде материалистические объяснения. Во истину воскрес!

Аватар пользователя skygrad

Скандинавы очень даже при Чём. Есть все основания (археологические, лингвистические и документальные), что начальные русы были скандо-финнами, славянский элемент вошел в их среду позже. Этнограф Зеленин находил в вятском говоре до 7% корней слов схожих с древнескандинавским языком. В русских преданиях и поверьях усматривают скандинавские заимствования. Возьмем для примера культ Параскевы Пятницы. У скандинавов в пятницу женщины не работали, это был их день, включая всякие женские посиделки и другие радости.

Многие русские сейчас делают генанализ и находят дальних родичей по общему предку среди иностранных народов, тех же скандов, немцев и британцев. По статистике это примерно 20% русских мужчин и женщин. Среди северных русских таких больше. Финский ген у них еще выше.

Версия Александра мне представляется убедительной.

Аватар пользователя Александр Барышников

Вернулся с гражданской панихиды, провожали в последний путь Валерия Ивановича Федяева - краеведа, мецената, очень хорошего человека. Вспомнилось: при первой встрече Валерий Иванович рассказал, что заказывал генанализ. Выяснилось - его предки из Скандинавии перебрались в Италию, а потом уже на Вятку. Помнится, из Скандинавии в Италию "перебирались" викинги... Похоже, житель Небесного Града прав.