Жизнь и смерть в Пихтовом Мысе. Часть II.

В первой части очерка, которую можно почитать ТУТ, было рассказано об таких характеристиках населения прихода Троицкой церкви (см. карту) села Пихтовый мыс как численность населения, его половозрастная структура, брачность и рождаемость. Теперь пришло время поговорить о продолжительности жизни и смерти.

Троицкая церковь в селе Святополье (Пихтовый мыс), около 1960 года. Фото из архива Логинова П.М.

Часть 2.

Продолжительность жизни и смертность.

Массив данных для анализа продолжительности жизни и причин смерти жителей прихода Троицкой церкви села Пихтовый Мыс сообщают нам данные метрических книг. В книгах 1793-1796 гг. причины смерти не указывались, до 1799 года в них также отсутствуют данные о делении смертей на женские и мужские. Поэтому данные этих лет учитываются только при расчете общей смертности и общей продолжительности жизни.

В целом она была невысокой. Исследуя данные по 4282 смертям вырисовывается следующая продолжительность жизни населения:

Диаграмма №5: Средняя продолжительность жизни (лет)

Как видно из диаграммы общая продолжительность жизни составляла всего 17,3 лет: 15,5 лет у мужчин и 19 лет у женщин. Очистив эти показатели путем исключения смертности младенцев до 2-х лет, общая продолжительность жизни возрастает до 35,6 лет, при этом среди мужчин она составляет 34,4 года, среди женщин 36,5 лет. Если исключить из расчета продолжительности жизни всех умерших в возрасте до 5 лет, то она станет еще выше – 46,3 лет, при этом мужчины в этой группе имеют большую продолжительность жизни – 47,7 лет против 45,2 лет у женщин.

Нетрудно понять, что основная доля смертности приходилась на младенческую и раннюю детскую смертность. Преодоление 5-летнего возраста практически гарантировало достижение зрелости и возможность в будущем оставить потомство.

Диаграмма 6: Удельный вес смертности в возрастных группах (чел.).

На долю младенческой смертности приходилось более половины (50,5%) общего количества зарегистрированных смертей. В возрасте от 2 до 5 лет умирали еще 11,6% населения. Из 6473 детей, рожденных в период с 1799 по 1840 гг., в возрасте до 2 лет умерли 2117 младенец (32,7% от числа рожденных), от 2 до 5 лет еще 466 детей (7,2%). Смертность мальчиков в раннем возрасте была выше смертности девочек: в группе до двух лет умирали 33,5% рожденных мальчиков и 31,2% девочек; в группе от 2 до 5 лет 7,6% мальчиков и 6,7% девочек. Таким образом шанс преодолеть 5-летний рубеж был только у 6 детей из десяти, причем у мальчиков он был ниже – 59 из 100, при 62 из 100 для девочек.

О причинах высокой детской смертности в русской деревне можно говорить долго. Основными из них были, безусловно, антисанитария и низкое качество питания, а также недостаточный уход за младенцами в первые недели и месяцы жизни, небрежность матерей и травмы.

Свой вклад вносили и сезонные эпидемии болезней: оспы, кори, холеры, дизентерии. Нельзя полностью исключать и такую причину младенческой смертности, как инфантицид - убийство младенцев родителями, о присутствии которого можно судить хотя бы по появлению наказания за подобные преступления в Соборном уложении 1649 года: за убийство законного ребенка полагался год тюрьмы и публичное покаяние в церкви, а убийство ребенка, прижитого женщиной в браке не от мужа - каралось смертной казнью[1].

В 15-м томе Свода законов Российской империи устанавливалось наказание для женщины, убившей своего незаконнорожденного ребенка «от стыда и страха» в виде тюремного заключения сроком от пяти до шести лет. Оставление такого ребенка без помощи, повлекшее смерть новорожденного наказывалось тюремным заключением от полутора до двух с половиной лет. А в случае мертворождения и сокрытия этого факта – заключением от 4 до 8 месяцев. Следует отметить, что закон оговаривал убийство незаконнорожденного «из стыда и страха» как смягчающее обстоятельство, а для незамужних женщин, родивших впервые и убивших свое дитя наказание было еще мягче[2].

Строгость норм о детоубийстве незаконнорожденных положительно влияла на сохранение жизни таких детей. Так по метрическим книгам 1830-1840 гг. Троицкой церкви села Пихтовый Мыс частота появления незаконнорожденных постоянно возрастает. Появляется отдельная категория таких детей, рожденных «солдатками» - законными женами и вдовами крестьян, отданных в военную службу. Остается только гадать, как встречала неверная жена своего мужа в случае его неожиданного возвращения? Вспоминается поговорка: «Так и жили – спали врозь, а дети были».

Если исключить младенческую и раннюю детскую смертность из общего учета смертности, то ее структура для остального населения будет выглядеть следующим образом:

Диаграмма №7: Удельный вес смертности в возрастных группах 6-101+ лет (чел./%)

Перешагнувшие пятилетний рубеж, вполне имели шансы прожить до старости. Следующие пики смертности фиксируются в возрастных группах 56-60 лет (10,4% всех смертей в группе старше 5 лет) и 66-70 лет (9,6% всех смертей). Нужно отметить аномальную концентрацию смертности вокруг «круглых» дат – 30, 40, 50, 60, 70 лет и далее. Это имеет вполне простое объяснение, так как церковнослужители часто указывали возраст умершего не в соответствии с исповедными росписями (содержащими более точные сведения), а «примерно», со слов родственника покойного или по собственному разумению. В то время как для молодых, как правило, указан возраст с точностью до 1-2 лет, а для младенцев - и месяцев.

Женская смертность преобладает над мужской практически во всех возрастных группах в диапазоне от 16 до 75 лет. Особенно выразительна эта разница в группах от 21 года до 50 лет, которая, в целом, совпадает с детородным возрастом женщины. Как мы увидим дальше, смертность от родов официально была невысокой, но цифры общей смертности говорят об ином: в возрастной группе 21-50 лет женщины умирали в два раза чаще мужчин.

Не могли надеяться они и на долголетие. Из 18 зарегистрированных случаев смерти лиц старше 91 года, только трое являлись женщинами. Интересно, что смерть в возрасте старше 100 лет зафиксирована лишь трижды, в возрасте 101 года в 1811 году, 107 лет в 1831 и 118 лет в 1824 году. Этого последнего долгожителя звали Андрей Ефимов Гвоздков, проживал он в починке Малой Дубровке. Но с установлением истинного возраста этого старца все не так просто. Ваш покорный слуга, разумеется, захотел его проверить. Уже в исповедной росписи 1820 года мы находим Андрея Ефимова 105-летним (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, №1481, Л. 5) и это самое раннее упоминание этого крестьянина в материалах прихода Троицкой церкви.

 Похожий по годам и имени человек – Андрей Семенов Гвоздков присутствует в материалах 2-й и 3-й ревизий, проживая в 1745 году в деревне Осиновской Закаринской волости Слободского уезда. В тот год ему написано 27 лет (РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, № 3189, Л. 1397-об.), следовательно, он был примерно 1717-1718 гг. рождения. Ко времени третей ревизии (1762-63 гг.) он перешел в соседнюю деревню Засветлинскую той же волости и значится 44-летним (РГАДА, Ф. 350, Оп. 2, № 3206, Л. 712), проживая с единственным неженатым сыном Евсеем.

Восстановить точнее историю этого заповедного старца мне не удалось. В доступных источниках последней трети XVIII века существует пробел. Если Андрея Семенова Гвоздкова из Слободского уезда отождествить с Андреем Ефимовым Гвоздковым, объявившемся в 1820 году в починке Малой Дубровке, то его возраст на момент смерти можно считать установленным в 106-107 лет. В этом случае, вероятно, он может претендовать на статус старейшего в истории верифицированного жителя Унинского района.

Следует отметить, что смертность населения возрастала в теплое время года. Особенно много жизней прерывались в период с мая по август, с постепенным снижением количества смертей к ноябрю. Помимо сезонных заболеваний, бактерии которых особенно хорошо размножались в теплой среде, свой вклад вносили случаи утопления и смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, возрастающие в жаркую погоду.

 

Болезни и причины смерти.

Спробуй заячий помет!

Он — ядреный! Он проймет!

И куды целебней меду,

Хоть по вкусу и не мед.

 

Он на вкус хотя и крут,

И с него, бывает, мрут,

Но какие выживают —

Те до старости живут!..

Леонид Филатов

В этом шуточном отрывке из нетленного «Сказа про Федота-стрельца, удалого молодца» заключается пародия на «народную медицину» и вообще традиции целительства, практикующиеся даже среди нашего, образованного поколения. А в русской деревне рубежа XVIII – XIX веков лечение, порой, было опасней болезни и часто приводило к летальному исходу. Достаточно много подобных свидетельств донесла до нас история.

Доктор медицины Гавриил Иванович Попов еще в начале XX века собрал и изучил способы лечения в народной среде, опубликовав свое исследование «Русская народно-бытовая медицина»[3] в 1903 году. Признавая некоторую успешность народных методов лечения, г-н Попов все же приходит к выводу о необходимости народного просвещения в сфере питания и гигиены. Основные причины высокой смертности крестьян он видит в плохом питании, низком качестве воды, антисанитарии, тяжком труде и неправильном понимании причин болезней и как следствие – попытках их неправильного лечения[4].

Крестьяне верили, что болезнь может быть наслана порчей, нечистой силой или дурным глазом, в качестве божьего наказания за грехи или как предзнаменование конца Мира[5], а в их лечении полагались на снадобья и заговоры.

Они не видели ничего плохого в том, чтобы пить воду из колодца, вырытого в нескольких метрах от отхожего места[6]. Пили дождевую воду и росу, веря в ее целебные силы. Особенно среди жителей Вятской губернии ценилась вода после дождя, которая оставалась на растениях. Ее пили от глазных болезней, головных болей и применяли против бородавок[7].

Во многих случаях своими руками гробили больного. Так известно несколько «народных» способов лечения землей - землей из свинарника следовало натереть рубашку заболевшего оспой. Натирание землёй нарывов также считалось целебным, а могильную землю использовали против горячки[8]. Практиковали уринотерапию как антисептическое средство при ранениях и как лекарство для внутреннего применения, — чтобы излечить пьянство или тяжёлую лихорадку. Причем в ход шла не только человеческая моча, но и продукты жизнедеятельности животных. Нагретый навоз использовали при ушибах, гангрене, змеиных укусах и нарывах, при ломоте, чирьях, роже, бородавках и сыпи. Коровий навоз прикладывали в некоторых местах к шее при сильной боли в горле. В ряде случаев в Орловской губернии помёт использовали даже в качестве мази при зубной боли, в Калужской губернии — при холере[9]. В Сарапульском уезде в качестве средства от зубной боли применяли кладбищенскую землю, обязательно взятую с могилы тезки больного[10].

Объективным будет признать, что крестьяне практиковали все эти пугающие, отвратительные или просто бесполезные методы лечения не только от своей «дремучести», но и в силу отсутствия доступа к современным своему времени методам лечения и врачебной помощи. Это поведение, во многом, было следствием безысходности, в которой оказывался крестьянин наедине со своим недугом.

Были среди крестьянских способов лечения и методы, в последующем признаны полезными – например фитотерапия – лечение с помощью отваров, настоек и мазей из лечебных трав. В целом же, «народное» лечение следует признать вредоносным и способствовавшим росту и без того высокой смертности. Правда официально «залеченных до смерти» в статистику не заносили, списывая такие случаи смерти на саму болезнь.

Упоминание причин смерти появляется в метрических книгах Троицкой церкви села Пихтовый Мыс с 1799 года. Естественно, что вскрытия покойников не производилось и медицинского заключения о причинах их смерти никто не составлял. Поэтому подобные сведения требуют критического анализа и интерпретации. Священники писали причину смерти человека в отдельном столбце раздела «об умерших». В основном, священники ограничивались опросом родственников умершего, вызнавали, чем покойный болел накануне, на какие проблемы со здоровьем жаловался, и на основании этой информации указывали причину смерти. С лицами старше 50 лет вообще не утруждались, просто писали – умер «натурально» или «от старости». В очень редких случаях, священнослужитель мог руководствоваться официальным документом – рапортами земского начальника, земского суда, документами военного ведомства, земской полиции и другими, но такие случаи появляются только во второй половине XIX века.

Как мы увидим далее, эпидемии оспы, холеры и кори приходили в определенные годы и по ним хорошо фиксируется возрастающий уровень смертности от указанных и других заболеваний. Мы также можем доверять сведениях о причинах смерти, вызванных убийством или несчастным случаем – «утонул». «убит», «замерз», «удавился», «убит лошадью» и другим конкретным, не вызывающим вопросов, причинам. Следует отметить, что приводимый далее список не являлся исчерпывающим и зависел от эпохи, прихода и даже конкретного священнослужителя, вносившего записи.

Изучив данные по 4282 смертям, случившимся в период с 1793 по 1840 гг., удалось выявить 34 различных причины смерти, указанных священниками. Распределение основных причин смертности по причинам выглядит так:

Диаграмма 8: Распределение случаев смерти (чел.) по причинам для полов (%).

Основная доля (72,9% всех случаев смерти) приходилась всего на 4 причины, в порядке убывания: «от родимца» – 28%, «от поноса» - 21,6%, «натурально» - 16,5%, «от оспы» - 6,95%. Смертность женщин от родов составляла, по данным источников 16,7% от общего числа случаев женских смертей в возрастной группе 21-50 лет.

Половозрастная структура смертности имеет свои особенности. В первую очередь это касается «родимца» - употребляется исключительно в отношении младенцев, самая распространенная причина смерти людей в возрасте до 1 года (более ¾ случаев), а также смерти «натурально» - указывается для лиц старше 50 летнего возраста (86,8% всех случаев смерти в возрастной группе 46 лет и старше), намного реже – для лиц 40-50 лет. Разумеется, смерть «от родов» относится исключительно к лицам женского пола.

Все причины смерти можно объединить в несколько групп, в зависимости от их природы:

1. Естественные причины смерти – группа причин, которые не связывались священниками с каким-либо заболеванием и патологией, а также не вызванных травмами или несчастным случаем.

«Натурально» - как было сказано выше – основная причина смерти для лиц, старше 50 лет. Аналогична причине смерти «от старости», встречающейся в более поздних метрических книгах. Фактически означает комплекс смертей от хронических заболеваний, включая сердечно-сосудистые.

«От родимца» - в метрических книгах прихода Троицкой церкви на «родимец» списывалась практически вся младенческая смертность, в то время как под этим заболеванием сегодня принято понимать смерть от эпилептических припадков новорожденного, вызванных тяжелой формой рахита и недостатком кальция в организме[11]. Результатом становились судороги, младенцу было нечем дышать, и он умирал. В некотором смысле «родимец», также известный как «родимчик» можно отождествлять с судорожным синдромом у детей, который сопровождается повышением температуры до 39-40 градусов.

«От родов» - комплекс причин, в результате которых женщина умирала во время родов или в первые сутки после них. Такая смерть могла быть вызвана как родовыми травмами женщины, потерей крови, так и сепсисом – заражением в результате не соблюдения элементарных правил гигиены повитухой или самой роженицей. Метрическими книгами по приходу Троицкой церкви зарегистрировано лишь 65 смертей женщин от родов за период 1793-1840 гг. На 6989 зарегистрированных за этот период случаев рождения детей этот показатель составляет всего 0,83%. Однако в возрастной группе от 21 до 50 лет доля смертей женщин от родов составляет 16,7%, что свидетельствует о высоком уровне смертности при родах.

Полагаю, не все случаи смертей женщин от родов и послеродовых осложнений классифицировались правильно. Если женщина не умирала спустя несколько дней или недель после родов, то такую смерть могли списать на «горячку». Эта гипотеза объясняет преобладание женщин в числе смертей «от горячки» - 54% всех случаев.

«Скоропостижно» - необъяснимая, внезапная смерть, внешне здорового человека, который не успевал перед уходом из жизни исповедаться, принять причастие и умершего без покаяния. Вероятно, является следствием удара – инфаркта, инсульта или тромбозной болезни. Встречается в исследуемых метрических книгах достаточно редко – всего 6 случаев, причем регистрироваться подобная причина начинает только с 1817 года.

2. Смерть от инфекционных и вирусных заболеваний – главным бичом, косившим население русской деревни были инфекционные и вирусные заболевания, а также отсутствие понимания их природы и эффективных методов лечения. Одни из них приходили волнами, другие постоянно присутствовали среди населения, повышая его смертность.

 «От оспы» - известная с древности острая заразная болезнь вирусной этиологии, характеризующаяся тяжелым течением, интоксикацией, лихорадкой, обильной папулопустулезной сыпью на коже и слизистых оболочках[12]. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв. Ныне болезнь считается полностью побежденной с конца 1970-х гг.

Подсчитано, что за всю историю человечества оспа унесла не менее 500 млн. жизней, из них около 300 млн. в XX веке[13]. В Российской империи оспа была широко распространена. От нее скончался император Петр II, другой император - Петр III переболел оспой в юности, но выжил. Осознавая опасность этой болезни и доверяя современным достижениям науки, императрица Екатерина II, одной из первых в 1768 году прошла вакцинацию от оспы, а вскоре ее примеру последовали цесаревич Павел Петрович и в 1781 году - внуки императрицы – великие князья Александр и Константин. В 1826 году императором Николаем I была учреждена специальная медаль «За прививание оспы», которая вручалась медицинским работникам, священникам и чиновникам, принимавшим участие в массовой кампании по прививанию оспы. Несмотря на успехи и доказанную эффективность вариоляции и оспопрививания, вакцинация населения продвигалась очень медленно. Этому препятствовали предубежденность населения, побочные эффекты, в том числе со летальным исходом, низкий уровень охвата населения империи медиками и отсутствие достаточного количества препаратов. В общем, ничего нового, все как сейчас.

Несмотря на то, что на долю оспы приходится 6,95% всех смертей, зарегистрированных в рассматриваемый период по приходу Троицкой церкви, смертность от этой болезни носила ярко выраженный «волновой» характер. Так, до 1811 года включительно, смерть от оспы встречается ежегодно, затем до 1817 года ни одной смерти. В 1817 году случилась вспышка оспы, которая унесла 50 жизней (42,7% в общей смертности). Следующая вспышка пришлась на 1821 год – 68 смертей (32,7% смертей). Последний год, в котором зарегистрирована значительная смертность от оспы был 1825-й – 19 смертей (11,8% смертей). В иные годы смертность от оспы либо отсутствовала, либо носила характер единичных случаев, что является свидетельством того, что вакцинация все же давала свои плоды.

«От поноса», «от мыту» - смертность в результате дизентерии и холеры. Дизентерия - инфекционная болезнь, характеризующаяся признаками интоксикации организма, преимущественным функциональным и морфологическим поражением толстой кишки, вызываемая бактериями из рода шигелл[14]. Болезнь известна с древнейших времен и часто сопутствовала войнам, голоду и другим социальным потрясениям. До сих пор уровень заболеваемостью дизентерией в бедных странах высок и, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет порядка 90 млн. случаев ежегодно, в том числе не менее 700 тысяч из них со смертельным исходом. Дизентерия считается болезнью «грязной воды», а ее распространению способствует несоблюдение населением правил карантина и гигиены.

Холера[15] – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-солевого обмена и обезвоживанием организма вследствие потери жидкости и солей с испражнениями и рвотными массами с развитием различной степени обезвоживания вплоть до гиповолемического шока и смерти. Относится к особо опасным инфекциям.

Многие века была существовала только как болезнь жителей юго-восточной Азии. Но с развитием мореплавания и торговли, в 1817 году была завезена в Европу, спровоцировав первую холерную эпидемию (1817-1824 гг.). В дальнейшем, в XIX веке произошло еще пять холерных эпидемий, которые приходили каждые 10-15 лет, вызывая высокую смертность населения зараженных областей. Последняя крупная эпидемия холеры случилась в 1960-е гг. и затронула 180 государств. Сегодня локальные вспышки холеры случаются регулярно в странах Африки, Азии и Южной Америки, охватывая группы от 10 тысяч до нескольких миллионов человек. От холеры умерли, как минимум, двое моих прямых предков – пра (4 раза) дед, мой тезка, - Павел Евлампиев Булатов и его жена, моя пра (4 раза) бабушка Агапия Ефимова, оба в 1847 году, во время третьей холерной эпидемии.

Упоминание смерти «от поноса», как причины смерти, появляется в метрических книгах Троицкой церкви села Пихтовый Мыс в 1811 году. Видимо, ранее эта причина смертности записывалась как «от мыту», которая исчезает с появлением упоминаний смерти «от поноса» и примерно совпадает с ней по удельной доле в числе всех смертей (25% в своих временных отрезках). На долю смертей «от поноса» приходится 868 случаев смерти (21,6%), от мыту – 218 случаев (5,41%). Суммарно четверть населения умирала от этого комплекса болезней.

Для данной группы смертности также характерны пики в определенные годы. Хотя метрические книги не позволяют достоверно отделить смертность, вызванную дизентерией, от холерной смертности, последняя четко идентифицируется в 1823 году (83 смерти – 56,8%), затем в 1830 году (94 смерти – 53,7%), что совпадает с приходом первой и второй холерных эпидемий в Вятскую губернию. Самым смертоносным годом «от мыту» стал 1807 год, когда по этой причине скончались 64 человека (45% смертей). В целом можно судить о наличии эпидемий дизентерии или холеры в 1804-1807 гг., в 1815-1816 гг., в 1823, в 1829-1830 гг., в 1837-1839 гг., то есть каждые 6-7 лет. Только вдумайтесь, в каждом из этих лет холера и дизентерия забирали больше жизней, чем все смерти при родах за 48 лет!

Диаграмма 9: Смертность «от поноса» и «от мыту» (чел.) и ее удельный вес в общем количестве смертей (%).

Хотя болезнь не разбирала мужчина перед ней или женщина, все-таки смертность мужчин была несколько выше – 563 смерти или 51,8% всех случаев смерти «от поноса» и «от мыта», внося свой вклад в ранее установленную диспропорцию полов в структуре населения, причем вклад весомый.

«От кори» - острая инфекционная болезнь вирусной этиологии, характеризующаяся повышением температуры (до 40,5 градусов), интоксикацией, воспалением верхних дыхательных путей и слизистых оболочек глаз, конъюнктивитом, а также появлением на коже пятнисто-папулезной сыпи и общей интоксикацией[16]. Летальна, в основном, среди детей в возрасте до 5 лет.

До распространения вакцинации от кори 60-х годах XX века, ее вспышки случались с периодичностью в 2-3 года. К 10-летнему возрасту более 90% населения успевали переболеть этой болезнью[17]. Сейчас корь практически побеждена, в России в наше время выявляется не более 1,7 случаев заболевания на 100 тысяч человек, охват вакцинации более 97%. Однако в некоторых частях света корь остается смертоносной и опасной болезнью, унося сотни тысяч жизней. ВОЗ провозгласила полную ликвидацию кори одной из целей своей деятельности[18].

Смертность от кори зафиксирована в метрических книгах нашего прихода в 12 годах из 36 исследованных. Наиболее разрушительными были ее последствия в 1819 (17 смертей – 10,6%) и 1828 гг. (29 смертей – 14,1%). Общая смертность от кори составляла 2,2% среди всех исследованных случаев.

«От чахотки» - смерть, вызванная болезнями легких, в первую очередь легочной формой туберкулеза - широко распространённым инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым различными видами микобактерий - бациллами Коха. Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Передаётся воздушно-капельным путём при разговоре, кашле и чихании больного. Чаще всего после инфицирования микобактериями заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме, но примерно один из десяти случаев скрытой инфекции, в конце концов, переходит в активную форму[19]

До 1817 года среди жителей прихода Троицкой церкви села Пихтовый Мыс смерть «от чахотки» фиксировалась эпизодически, с указанного года – постоянно, занимая пятое место среди всех причин смертности с долей 5,69%. Причем, чаще болезнь приводила к летальному исходу у женщин – 137 случаев (59,8% всех смертей «от чахотки»), чем у мужчин – 92 смерти (40,2% случаев).

«От горячки» - вероятно под этой причиной подразумевается так называемая «родильная горячка» - сепсис после и во время родов. Заражение происходит обыкновенно или во время самого акта родов, или тотчас после них, иногда же и во время беременности, которая в таком случае прекращается (преждевременные роды, выкидыш, мертворождение). Сравнительно редко заражение бывает на 2-3 неделе после родов. Припадки болезни наступают на 2-й день после заражения, чаще повторными познабливаниями, иногда же потрясающим ознобом и быстрым повышением температуры тела. Затем обыкновенно резко выступают явления общего тифозного состояния, деятельность сердца ослабевает, сознание нарушается и т. д.

Также под этой причиной может крыться смерть от гриппа и группы тифозных заболеваний[20], включая т.н. «гнилую горячку» и «нервную горячку», характеризующихся повышением температуры тела больного, лихорадкой и спутанностью сознания.

На долю смертей «от горячки» приходится 163 записи (4,05%), при этом доля женской смертности преобладает – 88 случая (54% от всех смертей), что подтверждает гипотезу, о включении в их число смертей рожениц от сепсиса. Высокий уровень смертности «от горячки» зафиксирован в 1821 (9,6%), 1827 (8,9%) и 1839-40 (7,4%) гг. В первом случае высокая смертность «от горячки» зафиксирована на фоне эпидемии оспы, случившейся в тот год.

«От лихорадки» - лихорадка сама по себе не является отдельным заболеванием, а состоянием, симптомом, сопровождающим множество болезней – малярию, скарлатину, поллиноз, тиф, геморрагическую (мышиную) лихорадку и другие.  Русское слово «лихорадка» происходит от лихорадить — «желать зла», образованного сложением слов лихо — «зло» и радеть — «желать» (от рад).

Под этой собирательной причиной объединены всего 10 случаев смерти, встречающихся только в 1804 и в периоде 1825-1828 гг. Полагаю, что на лихорадку «смерть» списывали, только в случаях, когда истинная болезнь не была достоверно установлена.

 «От кашля» - смерть в результате острых респираторных заболеваний, гриппа и коклюша, с обязательной симптоматикой в форме бронхита. По данным метрических книг зафиксирован всего два случая такой смерти. «От кашля» в 1830 году умерла девочка Юлия – годовалая дочь моего пра (5 раз) деда Евлампия Сидорова Булатова.

«Сыпью» - редкая причина смерти неясной природы, упомянутая только в 1833 году. Под ней может таится много болезней, включая краснуху и сыпной тиф. Скончались 5 человек.

«От венерической болезни» - смерть, вероятно, от сифилиса - хронического инфекционного венерического заболевания, вызываемого бледной трепонемой, поражающего все органы и ткани человека, характеризующегося прогрессирующим течением[21]. В источниках зарегистрирован единственный случай смерти по этой причине - в 1831 году он нее скончался крестьянин деревни Воронской, 33-летний Логин Петров Туранин (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, №1962, Л. 1093 об.).

3. Смерть от хронических заболеваний – помимо инфекционных болезней, жизни крестьян уносили болезни хронические, на долю которых приходилось 239 смерти (5,9% от числа всех смертей). Большая часть скончавшихся от хронических заболеваний не попадают в эту группу, так как записывалась в категорию умерших «натурально».

«От опуха» -  распространенная причина смерти (6 место - 229 случаев - 5,7% смертей), неясной семантики. Полагаю, под нее подпадали все случаи смерти от опухолей и воспалительных процессов, в том числе голодные смерти. Под «опухом» понимали, как опухание всего человека, т.н. отечность, так и опухание различных частей его тела – живота, горла, конечностей.

«От падучей болезни» - под этим заболеванием чаще всего подразумевалась смерть от эпилепсии - хронического неврологического заболевания, проявляющегося в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов, психопатологическими пароксизмами и нередко изменением личности[22]. В этом случае смерть наступала от западения языка и удушения, либо от черепно-мозговой травмы при падении во время приступа. Таких смертей среди жителей прихода Троицкой церкви было немного – всего 6 случаев, первый из которых упомянут в 1813 году.

«От паралича» - не совсем понятно, какие смерти относились именно к этой причине. Существует две наиболее распространенные версии – смерть от легочного паралича – то есть, внезапной остановки дыхания больного, вызванной асфиксией легких, инсультом или пневмотораксом, на фоне иных хронических заболеваний. Либо паралич, связанный с нарушением двигательной активности, вызванный повреждением центральной нервной системы инсультом, токсинами, ядами или в результате травмы. Эпизодов таких смертей тоже немного – всего 6, первое упоминание смерти «от паралича» относится к 1822 году.

«От внутренной болезни» - причина смерти неявного происхождения. Полагаю, под ней подразумевалась смерть в результате внутреннего кровотечения во время обостренной стадии язвенной болезни, онкологии или травме. Зафиксирован единственный случай смерти, с указанием данной причины в 1839 году – подростка 16 лет.

«От жабы» - иначе, от грудной жабы или стенокардии, - смерть в результате хронического сердечно-сосудистого заболевания, острой ишемии миокарда, сопровождающейся ощущением или чувством дискомфорта за грудиной. Появляется внезапно при физической нагрузке или эмоциональном стрессе, после приёма пищи, обычно иррадиирует в область левого плеча, шеи, нижнюю челюсть, между лопаток, левую подлопаточную область[23]. Известен единственный случай смерти от указанной причины в 1829 году, но во второй половине XIX века указание этой причины становится весьма распространенным в метрических книгах села Порез и окрестных сел.

«От цинги» - авитаминоз С в стадии развернутых клинических проявлений в виде распространенных геморрагий, гингивита, изменения структуры костей и связок, нередко анемии, а также нарушения функции различных органов[24]. Гиппократ описал цингу как «илеос кровавый», выделив характерные ее симптомы: «изо рта плохо пахнет, десны отделяются от зубов, из ноздрей течет кровь, язвы на ногах, цвет кожи делается гранитным». В средние века появились более подробные описания цинги, наблюдавшейся в войсках крестоносцев, у жителей городов и крепостей, подвергшихся осаде. В 15—19 веке высокая заболеваемость цингой наблюдалась в странах Северной Европы в периоды голода, особенно во время войн, а также у участников первых длительных морских путешествий (в Новый Свет, в Индию), полярных экспедиций, у колонистов севера Канады.

Смерть «от цынги» фиксируется в метрических книгах прихода Троицкой церкви лишь единожды в изучаемый период: в 1831 году по этой причине умирает крестьянин починка Урванцова Лумпунской волости 27-летний Василий Герасимов Гольцов (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, №1962, Л. 1096). Может рассматриваться как пример голодной смерти, в свете причин, вызывающих заболевание.

«От водянки» - вероятно под этой причиной подразумевался асцит (скопление жидкости) - отечный синдром при хронической недостаточности сердца, при заболеваниях почек, алиментарной дистрофии; нарушение оттока лимфы по грудному протоку (его ранение, сдавление); поражение брюшины опухолевым или туберкулезным процессом (так называемый асцит-перитонит). В патогенезе асцита перечисленные причинные факторы нередко комбинируются[25].

Единственный случай смерти от этой болезни случился в 1835 году и унес жизнь крестьянина починка Шушары Лобанской волости, 38-летнего Галактиона Андреева Колупаева (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 2009, Л. 796 об.).

«От голодной болезни» - еще одно свидетельство скудности питания и встречается в 1804 году, когда по этой причине скончалась пожилая женщина из деревни Крутихи. Под «голодной болезнью» следует понимать не смерть от голода в прямом смысле, а алиментарную дистрофию[26] - болезнь длительного недостаточного питания, проявляющаяся общим истощением, прогрессирующим расстройством всех видов обмена веществ и дистрофией тканей и органов с нарушением их функций. Это заболевание не равнозначно состоянию голода или отдельным формам так называемой парциальной недостаточности питания, таким как витаминная недостаточность.

«От удушья» - не путать с причинами «от удушения» - смерть, вызванная бронхиальной астмой, а также любым лёгочным заболеванием (дифтерия, флегмонозная ангина, отёк Квинке), приводящее к отёку лёгких. Известно о двух смертях от данной причины, обе зафиксированы в 1839 году и являлись двухлетними младенцами. Можно предположить также, то их удушье наступило вследствие неосторожного обращения матери и являлось несчастным случаем.

«От запора» - смерть, спровоцированная неспособностью больного опорожнить кишечник в результате заворота кишок, плохого пищеварения или онкологической болезни. Как правило к смерти приводил не сам запор, а разрыв внутренних органов, сепсис, либо инсульт. Известно о четырех случаях смерти обитателей прихода Троицкой церкви – 3 в 1799 году и 1 в 1824 году. В первом случае это были три молодых крестьянки в возрасте 20-22 лет, во втором умершим от запора значится 16-летний подросток.

«От сумасшествия» - весьма интересная причина смерти, свидетельствующая о наличии психических заболеваний в крестьянской среде. Единственный случай смерти «от сумасшествия» зафиксирован в 1829 году, когда в возрасте 38 лет скончалась крестьянка Улита Афанасьева, жена Михаила Пименова Булатова. К числу «безумных» принадлежал еще один представитель рода Булатовых по крови – Алексей Семенов (1794–1848 гг.), проживший довольно долгую жизнь, никогда при этом не женатый и не имевший детей. Интересен тот факт, что «безумный» Алексей родился от союза его отца Семена Климонтова Булатова с родной племянницей – Неонилой Карповой Булатовой. Каким образом церковь допустила и благословила (они были венчаны) такой брак, остается загадкой?

4. Смерть в результате несчастного случая, насильственная смерть – название этой группы смертей говорит само за себя. Все они встречаются нечасто – только 29 случаев (из них 8 насильственных) за исследованный период.

«Убит» - убийство в православии является одним из семи смертных грехов, тем более убийство прихожанина одного с тобой храма. Также является уголовным преступлением, за которое в начале XIX века существовали жесткие наказания. В Своде уголовных законов 1832 года впервые было дано определение убийства, как деяния – «Насильственная смерть, причиненная другому человеку нанесением ран, ушиба или отравления, почитается смертоубийством». Наказанием за умышленное убийство близкого родственника (детей, родителей, мужа и др.) выступало лишение всех прав состояния и бессрочная ссылка на каторжные работы[27]. За умышленное убийство, с заранее обдуманным планом, человека, не состоящего в близком родстве – от 15 до 20 лет каторги[28]. Убийство «в запальчивости или в раздражении» каралось мягче – от 4 до 8 лет каторги, и от 8 до 12 лет, если такое убийство совершено в отношении родственника[29]. Существовали и другие виды наказаний для непреднамеренного убийства, убийства матерью ребенка, в том числе незаконнорожденного, аборт и другие.

Мы не всегда знаем кем и при каких обстоятельствах были совершены эти ужасные преступления, не знаем и том, понесли ли виновные наказание. Метрические книги сообщают нам, и то не всегда, лишь имена этих несчастных.

Из 7 известных по метрическим книгам случаев убийства 1 произошел в 1810 году, 1 в 1820 году, 2 в 1825, 1 в 1830 и 2 в 1839 гг. Имя первой жертвы нам известно – крестьянин деревни Вороны Федор Елисеев Обухов 30-лет, убитый неким крестьянином Ашихминым, не названным по имени (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 1834, Л. 530 об.). Убитый в 1820 году не упомянут по имени. В 1825 году жертвой насильственной смерти стал 16-летний крестьянин починка Шушары Николай Андреев Колупаев, убитый 29 августа 1825 года собственной женой Параскевой Родионовой, в девичестве Косьминых (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 1842, Л. 281). Согласно примечания в метрической книге «погребен намертво убиенный при мельнице Андрея Колупаева». Интересен тот факт, что венчание пары состоялось за полтора месяца до рокового дня – 8 июля 1825 года. Может быть невесту выдали замуж насильно? Чем еще объяснить преступление юной девушки?

Еще одной жертвой убийства, но уже природной стихией, стал 25-летний Евсевий Евстегнией Колупаев из починка Бельтюговского, убитый «громом», то есть молнией во время грозы 27 июля 1825 года. 57-летний крестьянин Алексей Егоров Крысов из деревни Юберинской, был убит неизвестным 25 ноября 1830 года. Имена убитых в 1839 году нам также неизвестны, хотя в сводной таблице указаны два случая убийства, записи о такой причине смерти в разделе «об умерших» метрической книги за этот год отсутствуют.

«От жестоких побоев» - еще один эпизод насилия доносит до нас запись из метрической книги 1837 года о смерти от жестоких побоев крестьянской жены 40-летней Гликерии Яковлевой Логиновой, приписанной к Слутской волости Орловской округи. Неизвестно нанес ли женщине увечья муж, или кто-то из местных жителей, знаем мы только итог.

«Удавленные» - самый распространенный и доступный способ сведения счетов с жизнью. Самоубийство также считается непростительным, в глазах церкви, грехом. Таких покойников хоронили за границей сельского кладбища. Среди всех умерших, встречаются 4 зафиксированных случая самоубийства – 3 среди женщин и 1 мужчина. Считалось, что в здравом уме человек не может наложить на себя руки и совершает этот поступок только по искушению или в невменяемом состоянии. Одна из жертв - Ирина Гаврилова Мельникова, жена крестьянина Ермила Устинова, в 1839 году «удавилась в сумасшествии» в возрасте 30 лет (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 2025, Л. 212 об.).

«Утопленные» - летняя пора, купание в прудах и речках неминуемо приводило к несчастным случаям и появлению утопленников. Такие смерти фиксируются 7 раз в 1820-1839 гг. В 5 случаях утонули мужчины, в 2 – женщины.

«Сгоревшие» - страшная смерть и страшное горе, гибель людей во время пожара. К счастью, за 40 с лишним лет в приходе Троицкой церкви такое происходило лишь однажды: в 1830 году таким образом погиб 21-летний крестьянин, незаконнорожденный Елисей Обухов из починка Малой Дубровки (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 1842, Л. 424 об.).

«Замерзшие» - зимы на Вятке бывают очень суровыми. Автор на личном опыте помнит морозы под 40 градусов ниже нуля. Не удивительно, что некоторые крестьяне могли умирать от обморожения, независимо от того, при каких обстоятельствах оно наступило. В метрических книгах есть упоминания о двух «замерзших» в 1828 и в 1837 гг.

 «Ушибленные» - то есть умершие в результате удара, падения с высоты или придавленные тяжелым грузом. Известно о трех случаях такой смерти. Например, погибшим «от ушибу» в 1839 году стал 8-летний мальчик Матфей Арсеньев из починка Урванцова (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 2025, Л. 217 об.).

«Убитые лошадью» - определенную опасность для жизни представляли домашние животные, в первую очередь – лошади. Метрические книги фиксируют, по меньшей мере, три эпизода гибели людей от лошади. Одним из погибших был скоропостижно скончавшийся от «убийства лошадью» при спуске с горы лейб-гвардии Московского батальона рядовой 30-летний Яков Русских, погребенный на кладбище 31.10.1826 года (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 1842, Л. 311).

«Задавленные мельницею» - единственный случай смерти от несчастного случая такого рода встречается в 1830 году – подросток 16 лет из деревни Юберинской, незаконнорожденный крестьянский сын Сергей Карачев (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, № 1842, Л. 424).

Подобное деление на группы условно, оно вырисовывается только на основании классификации причин смертности, встречающихся в метрических книгах Троицкой церкви. За каждым случаем смерти стояла болезнь или травма, последствия неправильного лечения или отсутствия ухода. Часто смерти, вызванные одной причиной, например, холерой – записывались в другую группу.

Крестьянская жизнь была непростой и таила много опасностей, превращаясь в бесконечное состязание со смертью. Крестьян подстерегали опасные болезни, травмы, любая ранка могла стать смертельной в отсутствие антибиотиков. Практикуемое лечение было малоэффективным, а подчас бесполезным или же просто вредным. «Подвигом» для человека было дожить до своего 5-летия. Преодолевшие этот порог имели шансы достичь зрелости и оставить потомство, но и это было рискованно – каждая шестая женщина погибала при родах. Однако шансы умереть насильственной смертью или во время несчастного случая были не высоки – всего 0,7%. До «пенсионного» возраста в 60 лет доживали только 10% населения, но встречались и долгожители, прожившие больше века.

Когда политики сокрушаются о 400-500 миллионах русских, которые будто бы должны были населять Россию к концу XX века, я вспоминаю село Пихтовый Мыс и его округу. Соблюдай крестьяне элементарные правила гигиены, имей минимальную врачебную помощь адекватную своему времени, эти 500 миллионов человек родились бы еще в XIX веке!

Как и прежде, прошу читающую публику активнее делиться своими впечатлениями и замечаниями. Особенно интересно узнать мнение тех, кто уже проводил подобные исследования на примере приходов других церквей Вятской губернии.

 

[1] О детоубийстве см. Главу XXII Соборного уложения, на сайте Конституции Российской Федерации https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2001/

[2] Свод законов Российской империи, Т. 15, раздел X, глава 1, ст. 1451, по изданию 1912 г., С. 158.

[3] Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина: по материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева / С.-Петербург: тип. А. С. Суворина, 1903. - VIII, 404 с.

[4] Там же, С. 2-9.

[5] Будур Н.В. Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков // серия «Живая история: Повседневная жизнь человечества». – Москва: изд-во Молодая Гвардия. 2008., С. 95-96.

[6] Попов Г.И., указ. соч., С. 7.

[7] Там же, С. 189.

[8] Там же, С. 201.

[9] Там же, С. 281-282.

[10] Там же, С. 201.

[11] К.А. Семенова, Антропова М.И. Детские параличи // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 7.

[12] Ладный И.Д., Лобан К.М., Кесарева В.П., Маренникова С.С. Оспа натуральная // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 17.

[13] Источник, сайт Всемирной организации здравоохранения - https://www.who.int/ru/news/item/13-12-2019-who-commemorates-the-40th-an...

[14] Покровский В.И., Ющук Н.Д. и др. Дизентерия // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 7.

[15] Бургасов П.Н., Покровский В.И. и др. Холера // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 27.

[16] Нисевич Н.И., Астафьева Н.В. и др. Корь // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 11.

[17] Там же.

[18 Источник: официальный интернет-сайт Всемирной организации здравоохранения - https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/measles

[19] Хоменко А.Г., Авербах М.М. и др. Туберкулез // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 25.

[20] Астафьева Н.В., Булкина И.Г. и др. Возвратный тиф // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 4.; Лобан К.М., Авцын А.П. и др. Сыпной тиф эпидемический // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 24.; Бунин К.В., Агафонов В.И. и др. Брюшной тиф // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 3.

[21] Бухарович М.Н., Давыдовский И.В. и др. Сифилис // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 23.

[22] Сараджишвили П.М., Бибилейшвили Ш.И. и др. Эпилепсия // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 28.

[23] Соколов Е.И., Софиева И.Э., Дземешкевич С.Л. Стенокардия // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 24.

[24] Кедров А.А., Бакланова В.Ф. и др. Цинга // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 27.

[25] Бурчинский Г.И., Караванов Г.Г. и др. Асцит // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 2.

[26] Кедров А.А. Алиментарная дистрофия // БМЭ, под. ред. Петровского Б.В.- 3-е изд. М.. 1974-1989. - Т. 1.

[27] СЗРИ, Т. 15, раздел X, глава 1, ст. 1450, по изданию 1912 г., С. 158.

[28] СЗРИ, Т. 15, ст. 1454, С. 158.

[29] Там же, ст. 1455, С. 159.

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо!

Аватар пользователя Mikeros

Пожалуйста)

Аватар пользователя Мокеров Сергей

С интересом бегло прочёл. Появились некоторые соображения. В целом тенденции схожи с теми, что я нашел для всей Вятки. Видимо в указанном селении было чуть благополучнее, до 5 лет доживало больше младенцев. В целом по Вятке летний всплеск смертей давали исключительно дети. Это можно увидеть по ссылке. Что касается сверхсмертности женщин в когорте 21-50, то в 1867 г. она была 19%, а в 1874 22%.
Демография Вятки 19 века | Родная Вятка (rodnaya-vyatka.ru)
Мои данные отсюда:
https://viewer.rusneb.ru/ru/004735_000094_RuPRLIB12041078?page=105&rotat...

 

Аватар пользователя Mikeros

Спасибо, ссылки посмотрю. Думаю да, средние значения с губернией должны быть близки.

Очень понравилось данное исследование! Захотелось и самой сделать подобный материал, правда по другому региону (Минская губерния) и поискать отличия с Вяткой.

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Спасибо за отзыв!

Не просветите, каково состояние архивов за период 1800-1917 гг. по Белорусским губерниям? Сохранились ли МК, ИР, в каком объёме? Сам очень хотел бы поискать там своих предков - Рыжковых. Известно что мой прапрадед был родом из современной Беларуси - Рыжков Тарас Порфирьевич, 1885 г.р. В начале 1930-х выслан в спецпоселение в Пермский край с женой и дочерью. Очень хотелось бы узнать что-то о них, но не знаю даже места, откуда их выслали.

Заранее благодарю!

Знаю, что ситуация с сохранностью документов не ах. Особенно в период 1865-1920-ые годы. Более подробно напишу в личку.

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Готов частично помочь, есть материал, смотрите ЛС. 

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Это для Ирины

Аватар пользователя Алекс Логинов

Спасибо. Интересно и познавательно. Проделана большая работа. А ситуация во многом отражает губернию в целом. На основании этого исследования можно описывать жизнь и смерть в других местах. Различия, думаю, будут несущественные.

Аватар пользователя Mikeros

Спасибо за отзыв! Планирую такого же рода статью написать о приходе села Порез за 1846-1862 гг. Пока работаю с материалом.

Автор упомянул женщину, убившую своего мужа. Это - моя дальняя родственница Прасковья Родионова КОЗМИНЫХ *1804 в поч. Другой Заболотный, вышла замуж 08.07.1825, муж - Николай Андреев КОЛУПАЕВ *1809 в поч. Шушары, был убит 20.08.1825. Что стало причиной убийства - загадка.

Аватар пользователя ru-danko

Картинки не отображаются.

Аватар пользователя Mikeros

Да, спасибо, заметил пару дней назад такую проблему. Надо будет сделать перезалив.