Новая жизнь старой подковы.

Эта история лишь мельком касается тематики генеалогических исследований, гораздо больше в ней повествования о том, как старая и, в общем, не нужная вещь, может заиграть новыми красками, стать изюминкой вашего интерьера, сохранив воспоминание о предках. Нечаянная находка и творческий порыв последних дней, позволили мне обзавестись в своем доме оригинальным артефактом. О том, как я нашел прадедову подкову и что случилось дальше – узнаете в этом очерке.

В многих домах пылятся в дальнем углу старые вещи. Это могут быть забытая керосиновая лампа, угольный утюг, старинная прялка, домотканые половики, в общем - то невеликое «наследство», доставшееся нам от прабабушек и прадедушек, которое ныне с трудом может найти себе применение. Их долгий век печален, при смене поколений большинство таких вещей отправляются, за ненадобностью, на свалку. Так из быта уходят предметы, связанные с нашими предками, которые были им полезны, а может быть и дороги. Но такая судьба совсем не обязательна. Смахнув с них пыль, слегка освежив и придав новое функциональное свойство, эти вещи могут найти иное применение и тем самым, сохраниться в семьях. Так керосиновую лампу можно переделать в переносной диодный фонарь, из старого утюга сделать – держатель для книг, прялку приспособить под ключницу или подвес для кухонных принадлежностей, а старые половики при должном обращении могут служить в хозяйстве и сами-по-себе, не уступая «крафтовым» вещам.

На этой неделе, 25 апреля, православные христиане отмечали Радоницу – праздник поминовения усопших. Своими корнями и ритуалами, он, конечно же, уходит в наше языческое прошлое. А что с того? Суть праздника от этого не меняется – это день памяти всех родных, которые окончили свой мирской путь, день, когда мы вспоминаем лучшее, что запомнилось о них живущим, когда навещаем могилы и наводим на них порядок, отдавая дань уважения предкам. В этом году мы с родственниками решили собраться в селе Новый Буян в Красноярском районе Самарской области. Здесь почти полвека прожил мой прадед Зелюков Михаил Ильич (1913 – 1996 гг., подробнее о нем можно прочитать здесь), вырос мой дед и родились его братья. Именно Новый Буян мой дед – Зелюков Анатолий Михайлович (1937 – 2006 гг.) считал своей малой родиной, почти все его близкие родственники: родители, брат, сестра, тетка и другие – похоронены там.

Илл.1. Мой прадед Зелюков Михаил Ильич (справа) со своим племянником на крыльце дома в Новом Буяне, фото 1970-х гг.

После посещения кладбища, родственники решили показать мне дом, где жил прадед и его семья. Признаюсь, за столько лет я не нашёл возможности посетить это место, хотя в Новом Буяне бывал и прежде. Прадедов дом был продан в конце 1990-х гг., там жили другие люди, говорят, что семья цыган. А сейчас он уже не жилой. Окна частично закрыты, на дверях амбарный замок, а в огороде ни намека на подготовку к посадке рассады. Зайдя на участок, мы обошли дом со всех сторон, посмотрели место, где стояла баня, хозяйственные постройки. Удивительно, но с тех пор уцелели кусты смородины и яблони!

Илл. 2. Прадедов дом в Новом Буяне, где вырос мой дед, его братья и сестры. Фото апрель 2023 г.

Мой взгляд привлекла желтая подкова, которая висела прямо над входом в дом. Я спросил: «А висела ли она здесь прежде, когда прадедушка был жив?». Получив утвердительный ответ, я не задумываясь снял её с проржавевших гвоздей: ветхое дерево уже не могло удержать их на месте. Так подкова, буквально сама, упала в мои руки. Провисела она там лет 60-70, а может и более. Возраст подковы оценить сложно, нет ни клейм, ни других признаков для датировки. Обычная работа сельского кузнеца, которая могла быть выкована и 100, и 200 лет назад. Памятуя, что Михаил Ильич значительную часть жизни проработал конюхом, эта находка стала для меня еще ценнее.

Илл. 3. Та самая подкова, в исходном состоянии.

Традиция вешать подкову над входом в жилище имеет древние корни. Что ей только не приписывают: достаток в доме, защиту от дурных людей и нечистой силы, привлечение удачи и благосостояния. В общем, символ во всех смыслах положительный и полезный, а главное – пользовавшийся доверием наших предков. Особо «сильной» считалась подкова, найденная на перекрестке дорог. Не знаю, каким именно образом эта подкова попала к моему прадеду, но совершенно точно была им самолично прибита над входом в избу, а теперь переехала ко мне в Самару.

Вешать в квартире ржавую и невзрачную подкову не хотелось. Сначала я намеревался лишь немного почистить её и покрыть лаком для предотвращения коррозии, но по мере движения в этом направлении решил, что это слишком просто и не интересно. В голову пришла идея сделать панно на дереве, центральным элементом которого будет подкова, а дополнительным украшением – старинные монеты: вот вам символ достатка и удачи в новом прочтении. Благо почти все материалы для этого уже были в наличии. Результат «до и после» вы можете оценить сами.

Теперь о самом процессе. Попытки растворить старую краску в ацетоне или уайт-спирите результата не принесли. Пришлось залить всё Cillit Bang, для чистки сантехники. Но и кислотный гель не мог взять сразу засохшую краску и толстый слой ржавчины. Несколько раз я нагревал раствор до кипения и затем очищал подкову металлической щеткой в мыльной воде. Потребовалось 3-4 таких операции прежде, чем металл заблестел. Финальную зачистку выполнял металлической щеткой для дрели. Обнажившийся металл был почти белым, серебристым. Чтобы убрать остатки воды и кислот я еще несколько часов выдержал подкову в ацетоне. В качестве защитного покрытия использовал битумный лак в 1 слой и финальное покрытие шеллаком в 2 слоя.

Основой для панно был выбран спил березы с неочищенной корой. Такие продают в магазинах для творчества, а если под рукой есть просушенные березовые тюльки, то можно бесплатно отпилить себе кусок любого размера. Липа подошла бы лучше, но таковой не нашлось. У древесины березы есть один довольно существенный недостаток – она почти белая, не фактурная. Да и со временем береза не приобретает благородного оттенка, свойственного некоторым ценным породам. Поэтому дерево нужно было тонировать. Выбор стоял между олифой, морилкой и битумным лаком. Я решил попробовать последний, так как на пробной дощечке он давал очень красивый коричневато-оранжевый тон. Не учел я лишь того, что спил то у меня – поперечный, а не продольный! В итоге получился оттенок эбенового дерева, а битумный лак прошел насквозь 1,5 см слоя древесины, окрасив годовые кольца даже на ее оборотной стороне. После просушки поверхность была тщательно ошкурена наждачной бумагой. В финале дерево также покрыто шеллаком в 4 слоя.

Когда основные элементы были готовы, пришло время крепить подкову и монеты. Кованных гвоздей четырехгранного сечения - ухналей, которыми подбивали подковы, у меня, разумеется, не было. Вместо них пришлось использовать саморезы. Монеты я выбрал медные, номиналом в копейку и деньгу, некоторые с изображением всадника – Георгия Победоносца. Самая старая монета 1711 года – копейка Петра I, с титулом «царь и великий князь», а самая «молодая» - копейка Николая I 1827 года. Также есть одна сибирская копейка, где вместо привычного всадника с копьем или двуглавого орла, красуется герб царства Сибирского с двумя соболями и лучевой короной. Одна монета заслуживает особого внимания. Она расположена в самом верху, в центре и закрывает собой отверстие для крепления. Это копейка Екатерины II 1795 года. Примечательна она тем, что была найдена на территории Унинского района, другого очага происхождения моих предков. Поэтому ей отведено отдельное, более почётное место. Все монеты были предварительно почищены до состояния красной меди и покрыты двумя слоями шеллака. Этот способ обеспечивает надежную защиту от коррозии и появление, со временем, равномерной патины, чего на монетах разного времени чеканки и из разных источников в исходном виде не бывает.

Казалось работа окончена. Можно дождаться высыхания и вешать над дверью, но современные саморезы очень бросались в глаза, они не вписывались в общую антикварную композицию. Выход нашелся неожиданно: для одной из работ я приобретал полудрагоценные камни, в огранке кабошон. Некоторые еще остались у меня. Вот ими то я и решил закрыть шляпки шурупов, которые доставляли такое раздражение. Вместо них теперь красуются натуральные гранат, аметист, иолит и топаз!

Возможно читатель заинтересуется, во сколько обойдется такая поделка своими руками? Все зависит от выбранных вами материалов и того, чем располагаете дома. Давайте прикинем:

- Подкова – бесплатно, это не ценность и не редкая находка. У многих сельских жителей дома найдется и не одна подкова;

- Спил древесины – бесплатно, если есть в хозяйстве, либо 150 руб. в магазине для творчества;

- Монеты – все зависит от ваших амбиций. Можно взять любые старые и современные монеты, которые есть дома. Подойдут советские, иностранные или российские. Для любителей старины есть большой выбор царской меди в диапазоне 100-300 рублей и недорогого биллона по той же стоимости. Но вы можете повесить туда хоть золотые червонцы, если бюджет позволяет;

- Крепеж – 55 рублей, вместо него можно сделать из стальной проволоки полукольцо и прибить;

- Cillit Bang – около 200 руб., в качестве альтернативы можно использовать раствор уксусной кислоты или пару пакетиков лимонной, что дешевле;

- Металлическая щетка – 130 рублей;

- Наждачная бумага – 36 руб./лист;

- Клей-момент, гель, прозрачный – 90 руб./30 мл.

- Битумный лак – от 120 руб. и выше. Можно использовать морилку по дереву или олифу;

 - Шеллак – самый дорогой компонент, очищенный шеллак стартует от 500 рублей за 100 мл, но вам хватит и 1/10 части. Также подойдёт любой прозрачный лак по дереву или масло, например, тиковое;

- Самоцветы – на самом деле небольшие кабошоны стоят по 50-250 рублей, даже если вы решите украсить свое изделие настоящими камнями, можно уложиться в 500 рублей.

В итоге подобное панно можно сделать и с бюджетом в 500-1000 рублей, что совсем не много для интерьерного украшения со смыслом.

 

#предки #история #находка #монеты #панно #подкова #интерьер #старыевещи

Комментарии

На мой взгляд крепление подковы не соответствует предложенной смысловой идеи. Труда не составит изготовление прямоугольников подковных гвоздей высотой 2-3 мм из бронзы, латуни.   Монеты расположить снаружи по контуру подковы. Внутри чеканку головы лошади. На худой конец черно- белый снимок лошади на соответствующем фоне.

Автор, молодец! Хорошая идея, достойная реализация. Красиво.