Жизнь и смерть в селе Порез. Часть 1.

Полтора года назад, мною был опубликован очерк «Жизнь и смерть в Пихтовом мысе», посвященный анализу социально-демографических характеристик населения прихода Троицкой церкви села Пихтовый мыс (Святополье) в 1791-1840 гг., на основе данных метрических книг и исповедных росписей. Тогда же было дано обещание в лучшее время вернуться к изучению данного вопроса и продолжить исследование аналогичных показателей прихода села Порез Глазовского уезда периода 1846-1862 гг. Наконец, необходимый материал обработан, проанализирован и готов быть представлен публике.

Этот приход представляет для меня интерес, в первую очередь, потому, что являлся домашним приходом моих предков из родов Астраханцевы, Булатовых и других с момента своего открытия. Здесь в Порезе в 1904 году были крещены мои прапрадед Астраханцев Григорий Андреевич (1904 – 1965 гг.) и прабабушка Булатова Татьяна Никифоровна (1904 – 1978 гг.), были крещены, венчаны и отпеты их многочисленные предки и родственники. Непосредственно в селе Порез в 1920-30-е гг. проживала семья моих прадеда и прабабушки, а также родилась моя бабушка Пепеляева (Астраханцева) Раиса Григорьевна (род. в 1940 г.).

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен доступностью метрических книг прихода церкви Сорока мучеников с. Порез 1846-1862 гг. (17 шт.) и отдельных исповедных росписей 1846 – 1858 гг. (всего 8 шт.) в оцифрованном виде на сайте https://www.familysearch.org/ . Оригиналы этих документов ныне хранятся в Центральном государственном архиве Удмуртской республики, в составе фонда 134. Кроме того, этот период являлся переломным в истории России и характеризовался такими важнейшими событиями, как участие в Крымской войне 1853-1856 гг., отменой крепостного права в 1861 году, началом Великих реформ государя Александра II и оформлением Белокриницкой иерархии в 1846 г., давшей начало священству русской старообрядческой церкви, которые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общества в Российской империи и его социально-демографические характеристики.

1. Общий обзор прихода села Порез.

Село Порез (ныне в Унинском районе) было открыто 31 января 1846 года и ознаменовалось строительством деревянной церкви Сорока мучеников. Приход был образован из части селений приходов сел Пихтовый Мыс (Святополье) и Лобань (Никольское). Село Порез было номинальным центром Порезской волости Глазовского уезда, фактически оно состояло из трех расположенных бок о бок населенных пунктов: дер. Русский Порез, дер. Большое Шихово и собственно села с церковью и органами волостного управления.

Деревня Русский Порез была основана накануне второй ревизии (1744 г.) и была известна как починок Малый Порез Терзи речки. Её первыми жителями стали выходцы из разных починков Лобанской волости: Рыбаковского, Ежевского, над Яндыком, над Озером и над Ключем. Все население было представлено русскими ясашными крестьянами из родов Бабиных, Бухарцовых (Бухариных), Родигиных, Хариных, Шатуновых и Шумихиных. Позже к ним добавились представители родов Кулябиных, Обуховых, Черезовых и Чирковых. Деревня Большое Шихово была основана как починок над Пореским ключом Степана Шихова около 1790 года русскими экономическими крестьянами, выходцами из Курчумской вотчины Трифанова монастыря, в первую очередь из дер. Поломской, семействами крестьян Шиховых и Булатовых. К 1858 году в число жителей деревни добавились фамилии Неустроевых, Сырчиных и Тананиных. Не считая немногочисленного духовенства и служащих именно представители этих родов составили собой коренное население села Порез, а многие их потомки проживают там и поныне.

Таблица 1. Динамика численности населения дер. Русский Порез и Большое Шихово по данным ревизских сказок 1762 – 1858 гг.

Ревизия/год

Дер. Русский Порез

Дер. Большое Шихово

муж.

жен.

всего

муж.

жен.

всего

1744*

20

-

20

-

-

-

1762

48

35

83

-

-

-

1795

89

110

199

33

32

65

1811*

108

-

108

53

-

53

1816

127

151

278

57

48

105

1834

175

225

400

70

91

161

1850

201

234

435

88

105

193

1858

234

264

498

100

124

224

*Указано только мужское население

К середине XIX века обе деревни достаточно разрослись и преумножились населением, образовав небольшую агломерацию на тракте, ведущем из Святополья в Уни. Примечательно, что совокупное население деревень Русский Порез и Большое Шихово в этот период (722 человека в 1858 году) превышало число жителей современного села Порез (490 человек на 2021 год).

Унинский краевед и корреспондент районной газеты «Сельский труженик» Николай Федорович Бельтюгов в 1995 году издал брошюру, посвященную истории села Порез[1], в которой сообщает сведения о происхождении названия села и истории его образования. Автор датирует время возникновения первых поселений на месте с. Порез первой половиной XVII века, а происхождение названия объясняет местной легендой. Согласно устному преданию, прежде в окрестностях села проживали татары и удмурты, которые враждовали между собой и не раз решали спор силой. В одной из таких схваток в ход пошло холодное оружие. Татары отступили и вынуждены были уйти жить в другое место на берегах реки Лумпун, тогда как удмурты отстояли землю за собой и вскоре основали дер. Еликеевщину (Вотский Порез) в честь своего вождя и предводителя удмурта-язычника Еликея[2]. Позже русский крестьянин Алексей Обухов, услышав эту легенду, дал новому починку имя Порез.

Однако, критический анализ этой версии не позволяет найти ей историческое подтверждение. Да, удмурты и татары действительно издревле жили на Порезской земле. Память о татарах сохранилась по сей день в названиях некоторых топонимов и народных преданиях, например, урочище Шаймы (Шайвыл) вблизи Уней местные жители до сих пор ассоциируют с древним татарским кладбищем и продолжают распространять слухи о кладах и богатых захоронениях, якобы обнаруженных в разработке там гравийного карьера в конце 1980-х гг. Однако в версии Бельтюгова Н.Ф. есть очевидные ошибки: он называет Алексея Обухова сотоварищи первыми жителями дер. Русский Порез, однако последние были причислены к ней из Рождественской волости лишь накануне ревизии 1816 года[3], когда и деревня, и название уже существовали почти 80 лет. Кроме того, топоним в форме Порес/Порез встречается в других сотнях Арской дороги, начиная с Ландратской переписи, а, следовательно, должен быть возведен к удмуртской или марийской этимологии.

Первые письменные свидетельства о намерении открыть новое село датируются 1842 годом, однако с принятием решения затянули более чем на три года. Причина крылась в бедности местного населения и большом числе старообрядцев, которые не желали брать на свои плечи содержание церковного причта и расходы по строительству церкви[4]. Тем не менее, 28 декабря 1845 года Синод все же принимает решение об открытии нового села, а вятский епископ Неофит ассигнует две тысячи рублей на строительство деревянной церкви и домов для священнослужителей. Первая церковь в Порезе, освященная в честь сорока мучеников Саватийских 31 января 1846 года, была деревянной. Она функционировала с 1846 по 1861 гг., пока ей на смену не был возведен величественный храм во имя Пресвятой Богородицы. Его строительство продолжалось 20 лет с 1858 по 1878 гг. (фактически службу в церкви начали в 1861 году, а окончание строительства датируется временем, когда был освящен последний третий престол в честь Афонского образа Пресвятой Богородицы). Храм сохранился до наших дней и является самым большим действующим храмом Вятской метрополии. Храм получился действительно впечатляющим: длина 97 метров, ширина 37 метров, высота колокольни 58 метров. По рассказам местных жителей, когда звонили в колокола в Порезе, их пение было слышно за 25 км. в селе Уни.

Рис. 1. Богородицкая церковь в селе Порез Глазовского уезда в начале XX века.

Храм был обнесён с северной стороны железной решёткой на каменном фундаменте, с южной стороны только каменным фундаментом с такими же столбами.  Снаружи храм был выкрашен в голубой цвет, а карнизы, пилястры и некоторые другие архитектурные элементы в белый цвет.

Изнутри тёплый храм был расписан масляной живописью в академическом стиле и использованием сюжетов картин известных художников Крамского, Васнецова, Нестерова и других. Летний храм также был украшен академической живописью в орнаментальных рамах, стены выкрашены в лиловый цвет. Иконостасы были изготовлены казанским мещанином И. Загуменным в стиле вятского барокко и вызолочены. Полы высланы белыми опочными плитами. Храм отапливался четырьмя духовыми печами, топка производилась из цокольного этажа. Под тёплым храмом обширный отапливаемый цокольный этаж с двумя палатками и отдельным входом. Он был соединён с храмом внутристенной лестницей.

Главный украшением храма стала его массивная колокольня. На третьем ярусе колокольни было установлено 17 колоколов весом от 10 фунтов (4 кг) до 112 пудов (1,8 тонны). Главный колокол весом 408 пудов (6,7 тонны) размещался на втором ярусе[5].

Из клировой ведомости о церкви села Порез 1847 года мы можем составить некоторое представление о храме, клире и прихожанах[6]. Первая церковь была скромной, деревянной и без колокольни. В приходе не доставало утвари и богослужебных книг, например, отсутствовала даже библия, месячные миней и четьи минеи. Священнослужители проживали в собственных домах, построенных на выделенной церковной земле, не получали жалования и вообще характеризовали свое содержание как «очень скудное».

Первым настоятелем храма был священник Василий Ильин Романов (ок. 1795 – после 1854 гг.), он окончил Вятскую духовную семинарию, в 1822 году посвящен в сан дьякона и зачислен учителем в Слободское народное училище. В 1825 году рукоположен в священники и произведен на дьяконскую должность в Вознесенский собор, посвящение проводил епископ Вятский Слободской Павел (в миру Петр Алексеевич Морев-Павлов, 1779 – 1831 гг.). С 1829 года служил в селе Космодемьянском Уржумского уезда, в 1843 году переведен в село Окатиевское Котельничского уезда, а с 1845 года в село Верхосунское Глазовского уезда. Наконец, 31 января 1846 года по определению высшего начальства был назначен первым настоятелем храма в новооткрытое село Порез и служил здесь до выхода в отставку в 1849 году. Данного священника в клировой ведомости 1847 года характеризуют как похвального поведения, хорошо знающего катехизис. Также сказано, что судим и штрафован данный священник не был. Однако, будучи уже за штатом, в 1850-52 гг. Василий Ильин был штрафован на 2 рубля серебром и наказан строгим выговором, за злоупотребления с распоряжением церковным имуществом и нарушение правил оформления брачных обысков[7].

Кроме отца Василия в числе церковнослужителей «первого набора» в селе Порез значились дьякон Иоанн Семенов Любимов (ок. 1824 – после 1858 гг.), выпускник Вятской духовной семинарии, дьячок Василий Лукин Стефанов (ок. 1812 – после 1863 гг.), с 1845 года служивший при Троицкой церкви села Пихтовый мыс (Святополье), пономарь Иван Иванов Филимонов (ок. 1825 – после 1873 гг.) и просвирница, вдова Евдокия Александрова Бушмакина (ок. 1815 – после 1863 гг.).

К 1878 году в селе была построена просторная двухэтажная каменная церковь, один престол которой был освящен во имя архистратига Михаила (07 ноября 1861 года), второй в честь сорока мучеников (8 марта 1870 года)[8], а третий престол в честь Афонского образа Пресвятой Богородицы (22 июля 1878 г.)[9]. В связи с этим и с ростом численности прихожан штат церкви увеличивался в 1848 и 1860 гг. В результате чего при церкви служило уже три священника. В 1863 году ими являлись Василий Михайлов Леонтьев (ок. 1814 – после 1873 гг.), Василий Георгиев Сырнев (ок. 1826 – 1885 гг.) и Николай Николаев Якимов (ок. 1835 – после 1863 гг.). По состоянию на этот год Василий Лукин Стефанов продолжал службу при этой церкви в качестве дьячка, а Иван Иванов Филимонов был произведен из пономарей в дьячки. Просвирницей до своей смерти оставалась упомянутая выше Евдокия Александрова.

С именем священника Василия Сырнева связано написание первого краеведческого очерка об истории села Порез и Порезской местности. Будучи человеком образованным, он состоял членом Вятского губернского статистического комитета. В 1872 году был избран благочинным 5-го благочинного округа Глазовского уезда и занимал должность до конца жизни. В селе Порез он служил с 24 сентября 1854 года, то есть более 30 лет. За время службы отец Василий неоднократно получал поощрения и награды от епархиального начальства, перечисление которых занимает три с половиной листа в клировой ведомости 1873 г.[10], а также читал проповеди собственного сочинения. В этом смысле Василий Сырнев выгодно выделялся на фоне Глазовского сельского духовенства, слыл интеллектуалом и просветителем. Не удивительно, что именно он в 1864 году опубликовал в Вятских губернских ведомостях статью «Описание порезской местности, заключающей в себе село Порез и волость».

Сын Василия Сырнева – Сергей родился в с. Порез в 1858 году, здесь прошли его детство и отрочество. Позже, как и отец стал священнослужителем, был настоятелем храмов в городах Орлове и Котельниче, в 1905 – 1912 гг. состоял депутатом Орловской городской думы от духовенства, а пиком его политической карьеры стало избрание депутатом IV Государственной думы от Вятской губернии в 1912 году. В конце жизни проживал в г. Пушкине и Гатчине, умер после 1940 г.

Рис. 2. Священник Сергей Васильев Сырнев (крайний справа в первом ряду) с другими депутатами Государственной Думы от Вятской губернии, фото ок. 1912 г.

Поскольку приход села Порез, как и прежний Святопольский приход, был местом проживания большого числа старообрядцев, здесь с давних времен существовал молельный дом в дер. Наймушино, принадлежавший «раскольникам поповской секты». В клировой ведомости 1856 года о нем содержится довольно занимательная характеристика: «В приходе сей церкви, в деревне Наймушинской, имеется деревянный, раскольничий, молитвенный дом, на каменном фундаменте, принадлежащий раскольникам поповской секты, где они, по Воскресеньям и праздничным дням, совершают, по своим книгам и чрез своих наставников Богослужения, на кои собираются посредством звона в чугунную доску. При сем доме находится и кладбище, где раскольники погребают мертвые тела своей секты»[11].

С момента образования в 1846 году в приход села Порез были причислены починки и деревни, прежде входившие в приходы сел Пихтовый Мыс (Святополье) и Лобань (Никольское). В исповедной росписи 1846 поименованы 33 населенных пункта, среди которых 1 село, 22 деревни и 10 починков. К 1855 году их число выросло до 39. Население прихода составляли преимущественно русские государственные крестьяне и семьи военных (доля ˃90%), а также небольшое число новокрещенных удмуртов, проживавших в дер. Багрышевской, дер. Вотско-Порезской, дер Зематовской и дер. Магинской. 1847 году в клировой ведомости указано число новокрещен: 249 мужчин и 262 женщины, всего 511 человек[12], а также язычников: 5 мужчин и 15 женщин, всего 20 чел. Все язычники проживали в дер. Вотско-Порезской. Таким образом, доля удмуртского населения в приходе в 1846-47 гг. составляла 9,6%.

См. карту населенных пунктов прихода села Порез в 1855 году.

Приход села Порез в 1855 году

Автор карты: Mikeros

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

На протяжении всего исследованного периода, численность населения в Порезской округе непрерывно увеличивалась. Все эти годы рождаемость превалировала над смертностью, чему немало содействовала гуманитарная и просветительская функция земства. В 1869 году в с. Порез открылась первая больница, в 1873 году её штат, кроме врача был укомплектован двумя фельдшерами и тремя акушерами[13]. Врачам приходилось работать не покладая рук, в 1872 году было принято 7448 пациентов, а годом позже 7524. Лечились больные от болезней глаз, воспаления легких, травм, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний.

В 1848 году в Порезе открылось сельское училище для мальчиков, к которому в 1863 году добавилось женское отделение. В 1856 году в училище обучались 28 мальчиков, а в 1864 году в доме священника Василия Сырнева им обучались 10 девочек, из числа местных прихожан. Церковно-приходская школа была открыта в селе Порез в 1885 году[14]. В порезском земском училище в 1880-е гг. обучался старший брат моей прабабушки Ефим Софронович Булатов (ок. 1874 – после 1917 гг.).

Диаграмма 1. Динамика изменения численности населения прихода с. Порез в 1846 – 1858 гг.

Всего за 12 лет население прихода увеличилось на 1259 чел. или на 22,3% от первоначального. Среднегодовой прирост населения составлял 104 чел. или 101,8%. В структуре населения по-прежнему преобладали женщины, доля которых составляла чуть менее 55%. Этот показатель хорошо коррелируется с данными по приходу села Пихтовый Мыс (Святополье) за 1791-1836 гг., где доля женщин в структуре населения была аналогичной (55%).

По социальным категориям население прихода подразделялось на духовенство (доля 0,47%), военных (доля 3,4%) и крестьян (доля 96,13%). Само крестьянство, в свою очередь, состояло из прихожан церкви и «раскольников», число которых было весьма велико (32,6% в структуре населения). Большинство старообрядцев «досталось по наследству» от Святопольского прихода и проживали они почти повсеместно.

Своеобразным центром старообрядчества в порезском приходе становится дер. Наймушино, где с давних времен существовал молельный дом, а позже и церковь. Из среды старообрядцев Наймушиных вышел выдающийся деятель старообрядчества, в конце жизни вернувшийся в лоно официальной церкви, Самуил Андреевич Наймушин (1845 – после 1897 гг.). Моя прабабушка Астраханцева (Булатова) Татьяна Никифоровна доводилась ему 5-юродной сестрой, а прадед Астраханцев Григорий Андреевич – 7-юродным братом. Самуил Андреевич оставил ряд автобиографических и полемических сочинений религиозного направления, посвященных его нравственно-философским исканиям и разоблачению старообрядческого учения австрийского толка, главным из которых является его автобиография «Моя жизнь в расколе» изданная в 1897 году в Вятских епархиальных ведомостях[15]. Его работы богаты фактическим материалом, например, о появлении «австрийских» проповедников в дер. Наймушино. Он сообщает, что первый проповедник Белокриницкой иерархии – Маркелл Рябов объявился в Наймушино в 1858 году. Крестьяне встретили нового священника не очень тепло: собиралось несколько «соборных сходов», на которых обсуждалось принять ли новую иерархию и её учение? На одном из таких собраний проповедники были даже биты, но в конце концов население дер. Наймушино согласилось примкнуть к Белокриницкой иерархии[16].

Диаграмма 2. Динамика изменения численности старообрядцев в приходе с. Порез в 1846 – 1858 гг.

За период 1846 -1858 гг. прирост численности старообрядцев составил 394 человека или 21,2%, что примерно соответствует показателям по приходу в целом за аналогичный период, но с поправкой, что часть старообрядцев была обращена за это время в никонианство. Доля женщин в структуре населения аналогична показателям по приходу в целом (54,9%).

 

2. Брачность и рождаемость.

К середине XIX века прибытие новых поселенцев в окрестности села Порез практически прекратилось. Движение населения в этот период характеризуется незначительным оттоком населения в города и на заводы, а также перемещением в другие волости Вятской губернии. В основном, миграция шла на юго-восток, в направлении зарождающихся промышленных центов Сарапульского уезда Ижевского и Воткинского заводов, а также на Урал, в Сибирь и на Алтай. В этих обстоятельствах основным источником прироста населения являлась естественная рождаемость.

Если бы не чрезвычайно высокая детская смертность в возрасте до 5 лет (464 на 1000 рождений), о которой разговор пойдет далее, рост численности населения был бы более впечатляющим. Всего за период 1846 – 1862 гг. в приходе села Порез родилось 5453 малыша, из которых 2734 мальчика и 2719 девочек, но 2530 из них не дожили даже до 5-летнего возраста. При этом в статистику попали только случаи рождения детей в православных семьях, без учета старообрядцев и язычников.

Диаграмма 3. Динамика рождаемости в приходе с. Порез в 1846 – 1862 гг.

На протяжении 1849 – 1858 гг. рождаемость оставалась на стабильном уровне и составляла около 300 случаев рождений в год. Но с 1859 года наблюдается её всплеск, с ростом числа рождений до 400 и более в 1860-62 гг.  При этом в последние 4 года (1859-1862 гг.) мальчиков родилось значительно больше, чем девочек: 873 случая против 808, в то время как за рассматриваемый период в целом число рождений мальчиков и девочек практически одинаково: 2734/2719. В среднем на одну женщину детородного возраста приходилось 5,8 случаев рождений, одни роды случались раз в 3-4 года. А детородный возраст продолжался от 18 до 50 лет.

Эти показатели превышают те, что приводятся в аналитической работе Рашина А.Г. «Население России за 100 лет, 1811-1913: статистические очерки»[17]. По данным указанного автора на каждый заключенный брак в 1840-44 гг. приходилось 4,56 рождений, а в 1845-49 гг. 4,46 случаев. Но далее тот же автор вносит оговорку: «Несомненно, что в общем приведенные показатели являются несколько преуменьшенными, так как наблюдается недоучет рождений». Отдельно по Вятской губернии в 1910 году этот показатель составлял 5,7 рождений на 1 заключенный брак[18], что близко к полученным данным.

Интересен также и показатель рождаемости на 1000 человек населения. В приходе села Порез он был чрезвычайно высок и составлял от 55,2 в 1846 году до 79,8 в 1849 году, а в среднем за период 67,4 случаев рождения ежегодно на 1000 человек. По данным вышеупомянутого Рашина А.Г. 1861 – 1865 гг. этот показатель по 50 губерниям Российской империи равнялся 50,7, а по Вятской губернии 54,9[19]. В 1873 году в Вятской губернии зафиксировано 57,4 рождений на 1000 человек населения[20]. Возможно, разница кроется в том, что в нашем случае мы рассчитывали число рождений только по отношению к прихожанам церкви, без учета старообрядцев. Но, как считал Рашин, и исключал ли он старообрядцев, неизвестно.

Дети (до 16 лет), как и прежде, преобладали в структуре населения. В сводных таблицах исповедных росписей содержится информация о том, какое количество прихожан не было на исповеди «по малолетству». По правилам русской православной церкви, не исповедают детей в возрасте до 7 лет. Если допустить, что соотношение детей в семьях прихожан и старообрядцев было одинаковым и увеличить их численность пропорционально количеству старообрядцев, получается следующая картина распределения детей в структуре жителей прихода с. Порез.

Диаграмма 4. Доля детей младше 7 лет в структуре населения прихода с. Порез в 1846 – 1858 гг.

Нетрудно заметить, что численность и доля малолетних детей в структуре населения сильно изменялась год от года, что объясняется высокой смертностью именно в этой возрастной категории. Случись эпидемия холеры или кори, и детская смертность возрастала моментально в разы. Год от года болезни выкашивали до половины детей в возрасте до 5 лет. Доля малолетних детей в структуре жителей рассматриваемого прихода колебалась от 11,4% в 1847 году до 20,2% в 1855 году, а в среднем составляла 16,3%.

Много это или мало? Обратимся к современным данным. Росстат с 1992 года издает ежегодный статистический сборник «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту». В последнем, доступном на сайте организации, сборнике содержатся сведения актуальные на 1 января 2021 года. Согласно им численность населения России составляет 146,2 млн. человек (с учетом Крыма и Севастополя), из которых детей в возрасте до 7 лет насчитывается 11,95 млн. чел. Таким образом, сегодня доля детей в возрасте до 7 лет составляет 8,17% в структуре населения[21], в 2 раза меньше, чем это было в сер. XIX века в нашем приходе.

Из исповедных росписей села Порез заметно, что с возрастом доля девочек в числе детей начинает увеличиваться, достигая в этой группе показателя 52%, хотя в момент рождения данная разница отсутствует. Очевидно, этот перекос обусловлен более высокой смертностью мальчиков в младенческом и раннем детском возрасте. За период 1846-62 гг. мальчиков младше 5 лет умерло на 156 человек больше, чем девочек аналогичного возраста, или на 11,3%.

Большинство детей рождалось в законных браках, каковыми признавались только браки, венчанные в церкви. Дети в семьях раскольников не считались законнорожденными и подчас даже записывались по фамилии матери, а сам такой брак официальная церковь и государство считали формой сожительства. Всего за 1846 – 1862 гг. в селе Порез было зарегистрировано 945 случаев венчаний. Их распределение по годам весьма неравномерно. Так в год открытия села (1846) записано всего 18 венчаний (их записи начали вести только в мае), довольно мало записей регистрируется в 1847, 1854-55 гг. (менее 35). Наибольшее количество браков отмечено в 1851, 1853 и 1861 гг. (85, 78 и 91 соответственно). Средний показатель заключенных браков составлял 12,2 на 1000 человек населения в год. Это несколько выше общероссийских показателей. Так по данным Рашина А.Г. в 1861 году в среднем заключалось 11,9 браков на 1000 населения, а за 5-летний период 1861-65 гг. – 10,6.

Диаграмма 5. Динамика количества бракосочетаний в приходе села Порез.

В числе записей о венчаниях в метрических книгах села Порез замечена интересная особенность: в период с 1849 по 1853 гг. в статистику попали браки раскольников. Причем в 1849-52 гг. содержатся просто указания на факт венчания старообрядцев: «Под сим номером в обыскной книге значится брак раскольника поповской секты, который вписан в особо выданную для записи раскольнических браков метрическую книгу», а в МК 1853 года такие венчания записаны полностью, с указанием ФИО жениха и невесты, а также пометкой об их состоянии «в расколе». Всего таких браков насчитывается 105 за 5 лет или 30,4% от числа всех записей о венчаниях в метрических книгах этого временного отрезка. Это примерно соответствует доле старообрядцев в числе жителей нашего прихода (32%).

В некоторых записях нет информации о возрасте жениха или невесты, а также невозможно определить номер брака по счету для вдов (2-й или 3-й?). Из тех записей, которые есть в нашем распоряжении следует, что из 859 венчаний, для 733 (85,3%) женихов брак был первым, для 116 (13,5%) – вторым, а для 10 (1,16%) – третьим. В случае с невестами распределение иное: из 863 венчаний в 823 (95,4%) случаях невеста венчалась первым браком, в 40 (4,6 %) случаях – вторым и последующим.

Весьма интересен вопрос о брачном возрасте женихов и невест, венчающихся впервые. Согласно данных метрических книг, наиболее активно молодежь вступала в первый брак в возрасте от 18 до 22 лет. Исключение здесь составляют женихи-солдаты, а также невесты, выходившие замуж за вдовцов. Возраст этой категории новобрачных значительно выше и приближается к 30 годам. Средний возраст женихов, венчанным 1-м браком по данным 734 записей равнялся 20,5 лет, а аналогичный возраст для невест по 821 записи – 21 год.

Диаграмма 6. Распределение новобрачных по возрасту на момент заключения первого брака.

Приведенное распределение свидетельствует, что возраст массовой брачности наступал у женихов и невест в 18 лет и заканчивался в 22 года. При этом женихи преобладали в возрастной категории 18-19 лет, а женщины во всех группах от 20 до 25 лет. Случаи выдачи замуж малолетних невест немногочисленны: за период 1846 – 1862 гг. зафиксировано всего 4 брака, в которых возраст невесты составлял 16 лет и 8 браков, где 17 лет. В свою очередь женихи 16-17 лет не были выявлены вообще. Небольшие пики на отметках 25 и 30 лет объясняются неточностью священников и «округлением» возраста в сторону этих возрастных планок.

В общем обзоре венчаний, без разделения на первый и последующие браки, также наблюдается тенденция, что невеста была несколько старше. Среди 848 записей о венчании, в 373 (44%) невеста старше жениха, в 144 (17%) они ровесники, а в 331 случае жених старше невесты (39%).

Среди 117 женихов, венчанным вторым или третьим браком, средний возраст составил 38 лет и 9 месяцев, а среди 39 повторно вышедших замуж вдов – 34,5 года. Столь разительное отличие в числе повторных венчаний между вдовцами и вдовами объясняется тем, что женщины в возрасте 20-50 лет умирали чаще мужчин в 1,63 раза. На 143 смерти мужчин в этой возрастной группе приходится 233 смерти женщин. Кроме того, вдова была менее привлекательной парой, чем незамужняя, пусть и пересидевшая «в девках» невеста. Как правило, брак с вдовой подразумевал необходимость нести заботу о воспитании её детей от предыдущего брака, но не сулил выгод в виде приданного или земельного надела, который оставался за родственниками первого мужа. Большинство вдов, венчанных вторым браком также выходили замуж за вдовцов (27 случаев из 39).

Из проанализированных 117 случаев второго и третьего брака только в 27 (23%) случаях вдовцы брали себе в жены вдов. В остальных 90 (77%) случаев, их невестами становились ранее незамужние девушки. Лишь в 12 случаях вдовы вышли замуж за ранее не женатых мужчин. Самым пожилым женихом стал 59-летний вдовец, новокрещен из вотяков Яков Илларионов из дер. Вотско-Порезской, венчанный на 25 летней вдове из той же деревни Евдокии Евфимовой 09.09.1856 года (для обоих второй брак)[22], а самой возрастной невестой 47-летняя вдова Анна Иванова Шихова из дер. Шиховской, вышедшая замуж за 50-летнего вдовца Илью Клементьева Шумихина из дер. Больше-Комаровской 13.07.1849 года (для обоих второй брак)[23].

Среди невест, венчанных первым браком со вдовцами, была моя пра (3 раза) бабушка – Астраханцева (Чиркова) Евдокия Елевферьева (1829 – после 1897 гг.). Изучая её биографию по данным метрических книг, становится понятно, почему её первый брак был именно таким. Родилась Евдокия в 1829 году в дер. Русский Порез, в 1856 году, не будучи замужем, она родила незаконнорожденную дочь Дарью, прожившую несколько недель. В 1858 году, в возрасте 29 лет, она венчается первым браком со вдовцом из дер. Багрышевской Сергеем Евлампиевым Овечкиным (ок. 1811 – после 1862 гг.). В этом браке она родила четырех дочерей, три из которых умерли во младенчестве, а в конце 1860-х гг. овдовела. Затем она венчалась вторым браком с отставным солдатом Иваном Косьминым Астраханцевым (1830 – 1871 гг.) из дер. Багрышевской. В этом браке родился единственным сын – мой прапрадед Андрей Иванович Астраханцев (1870 – после 1930 гг.). Через год в ноябре 1871 года от чахотки, т.е. от туберкулеза, умирает Иван Косьмин и Евдокия во второй раз стала вдовой. Больше замуж она не выходила, хотя прожила еще довольно долгую жизнь и умерла после переписи 1897 года.

Также в метрических книгах зафиксированы данные о венчаниях, в которых оба или один участник (чаще невеста) перешли в православие «из раскола». Такие случаи немногочисленны: всего 16 эпизодов с 1847 по 1857 гг., из которых только в одном женихом выступал обращенный старообрядец – Лаврентий Васильев Берестов 48 лет из дер. Афанасьевской, венчался с вдовой Вассой Лазаревой 38 лет из дер. Рыбаковской Святопольского прихода 11 ноября 1849 года[24].

В заключение первой части нашего повествования необходимо заметить, что молодой приход села Порез в середине XIX века развивался весьма активно. Село становилось центром сосредоточения ремесел и торговли, открывались учреждения здравоохранения и образования, появилась почтовая станция. Продолжали осваиваться ранее свободные земли, сводился лес и осушались болота. Все это в совокупности приводило к росту благосостояния жителей и повышению качества самой жизни. Показатели рождаемости, брачности и прироста населения в приходе села Порез Глазовского уезда немного, но все же превышали общегубернские в этот период.

Конфессиональный состав не претерпел существенных изменений по сравнению с периодом 1820-30-х гг. Обращение старообрядцев шло не очень активно и более 30% жителей прихода оставались «раскольниками». Вместе с тем, сами старообрядцы стремились к самоорганизации, что привело к формированию их центра в дер. Наймушино, где возник сначала молельный дом, а после и полноценная церковь.

Во второй части очерка мы рассмотрим такие показатели, как продолжительность жизни, смертность и её причины, а также исследуем все зафиксированные случаи долгожительства (умершие в возрасте старше 90 лет по данным МК) на предмет их достоверности. Не обойдем вниманием и случаи «необычных» смертей, зафиксированных становыми приставами.

 

#Генеалогия #Родословная #Семья #Историярода #Порез #Булатовы #Астраханцевы #статистика #демография #рождаемость #старообрядцы

 

[1] Белютюгов Н.Ф. Порез. Уни, Унинская районная типография, 1995.

[2] Бельтюгов Н.Ф. указ. соч., С. 3.

[3] ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 8. №52, л. 213-об.

[4] Бельтюгов Н.Ф. указ. соч., С. 6.

[6] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №648, л. 265

[7] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №744, л. 21.

[8] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №942, л. 566.

[9] Бельтюгов Н.Ф. указ. соч., С. 9.

[10] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №942, л. 568 – 570-об.

[11] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №788, л. 2-об.

[12] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №648, л. 271-об.

[13] Бельтюгов Н.Ф. указ. соч., С. 35-37.

[14] Там же, С. 40-42.

[15] Наймушин С. А." Моя жизнь в расколе. // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. – 1897. – № 5 – С. 211-216, №6 – С. 261-266, №8 – С.382-389, №10 – С.492-509, №12 – С.492-602, №18 – С.877-886, №19 – С.936-943, №20 – С.988-1004.

[16] Бронников Н.И. Автобиография С.А. Наймушина «Моя жизнь в расколе» как источник по истории старообрядчества в Вятской губернии второй половины XIX века // Вестник Удмуртского университета №3, 2012. С. 92-98.

[17] Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813-1913 гг.): статистические очерки, под. ред. Струмилина С.Г., Москва. - Государственное статистическое издательство, 1956, С. 182, табл. 141.

[18] Там же, С. 182, табл. 142.

[19] Там же, С. 167-168, табл. 123.

[20] Статистическое описание Вятской губернии и справочные сведения / сост. Н. Спасский. Вятка. Губернская типография. 1873, С. 52.

[22] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №2312, Л. 92-об.

[23] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №2174, Л. 1014-об.

[24] ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. №2174, Л. 1017-об.

Комментарии

Добрый день!

Спасибо, Павел, за интересный и познавательный рассказ.

Хочу узнать, известна ли Вам жена Сергея Васильевича Сырнева (хотя бы её имя-отчество)?

Если Сергей Васильевич жил последние годы под Ленинградом и умер после 1940, то можно было бы посмотреть Книги памяти блокадного Ленинграда (как раз сейчас этим занимаюсь).

Аватар пользователя Mikeros

Добрый вечер! Постараюсь найти информацию о жене Сергея Васильевича. Достоверно известно, что звали ее Мария Павлова, ок. 1862 г.р. Но год смерти неизвестен, возможно Сергей Васильевич вступил во второй брак или был вдовцом.

 К сожалению, в блокадных Книгах памяти Ленинграда обнаружила только Александру Ильиничну Сырневу 1870 г.р. и Евдокию Филипповну Сырневу 1892 г.р.

Мужчин по фамилии Сырнев вообще нет. Правда, пока ещё не всех погибших в блокаду внесли в эти Книги, работа по увековечению памяти ленинградцев продолжается... 

 

Слова признательности автору за интересные материалы по родному селу. В Кировском архиве есть небольшая папка с документами по образованию порезского прихода - переписка и другие документы по сбору средств на храм, на изготовление кирпича для строительства каменного храма...По ведомости учиненной на  основании Указа от 1842 года №744, священник  Кир Васильев Сунцов, благочинный села Уканского, перечисляет деревни, которые войдут в новообазованный приход от Святопольского прихода и от Унинского прихода...Всего в них проживало 1544 человека. Лобанский приход в данных документах не упоминается. Документы из этой папки мной сфотографированы....

Согласно клировым ведомостям Богородицкой церкви с. Порез за 1885-1892 года  супруга священника Сергея Василиевича Сырнева - Мария Павловна (род. 21 июля 1862 г.), дети их - Фаина (12.05.1883г.р.), Агния (12.12.1884 г.р.), Алексей (1885 г.р.), Василий (1887 г.р.)

Аватар пользователя Mikeros

Добрый вечер! Большое спасибо за дополнение. Я с радостью свяжусь с вами в личном сообщении. Также благодарю за информацию о жене Сергея Васильевича, год ее рождения я знал лишь примерно.

Что касается прихода села Порез и передачи в него деревень из Лобанского прихода, то такие деревни как Тоскуи и Барашки точно были переданы оттуда.

С уважением, Павел.

Доброго времени суток... Приятно будет с Вами пообщаться. При желании можно написать на эл. почту shihov.al@bk.ru

Аватар пользователя Annastasia2992

Спасибо большое за материал!

Мои предки как раз из Пихтового мыса перешли в Порез. И на свадьбе одного из прямых родственников есть Астраханцевы в свидетелях.

Жду вторую часть

Аватар пользователя Mikeros

Большое спасибо за отзыв! Вторая часть будет непременно в скором времени!