Судьба священника Иосифа Кириллова

В числе особенно пострадавших в довоенный период сословий было духовенство. Русская православная церковь подвергалась гонениям и репрессиям со стороны атеистической советской власти. Многие священнослужители не просто лишились свободы, но и самой жизни, за то, что не отреклись от веры и не смогли до конца принять новую власть с её ценностями.

В этой заметке я расскажу вам о судьбе последнего священника села Большая Пудга Елабужского уезда Вятской губернии Иосифа Кирилловича Кириллова, который почти четверть века был настоятелем Андреевской церкви.

Иосиф Кириллов в 1900-е гг., незадолго до рукоположения в священники.

Иосиф Кириллович Кириллов (28.01.1884 – 07.01.1938 гг.) – родился в дер. Средний Кумор  в семье «новокрещенного из вотяков» крестьянина Кирилла Петрова (1850 – после 1915 гг.) и его жены Ксении Петровой (ок. 1848 – после 1905 гг.), тоже происходившей из новокрещенных удмуртов. Хотя мамадышские удмурты в массе своей фамилий до революции не имели, род предков Иосифа восходил к более крупному воршудно-родовому объединению Зумъя-Юмья, с древности населявшего Арскую землю и окрестности Казани[1], но к началу XVIII века, оказавшемуся «вытолкнутым» в район нижнего течения реки Вятки, который и стал их домом на следующие 300 лет.

Пребывая в язычестве еще долгое время после покорения Казани и присоединения этих земель к Русскому государству, удмурты Кукморской округи только 1740-50-гг. прошли формальное крещение[2]. Хотя многие жители деревень в окрестностях сёл Ошторма-Юмья, Отары, Кукмор, Уряс-Уча и др. оставались язычниками еще в начале XX века, да и сейчас берегут и охраняют традиции предков. В этой местности жили бок о бок удмурты, татары, марийцы, чуваши и немногочисленное русское население, которые исповедовали православие, ислам или придерживались традиционных верований.

 Иосиф Кириллов, как и его предки с 1750-х гг., был членом православной общины. Его крестили 1 апреля 1884 года в церкви Казанской Божьей матери в селе Ошторма-Юмья, что предопределило его будущую жизнь и судьбу – Иосиф связал посвятил её служению Богу.

Запись о крещении Иосифа Кириллова в метрической книге церкви Казанской Божьей матери села Ошторма Юмья Мамадышского уезда 1884 года. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 176 №422, Л. 31-об.

Не позднее 1897 года мальчик поступил на учительские курсы в Казанскую духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. После этого, он был направлен учителем в 2-х классное училище в Астраханскую губернию, но уже на следующий год Иосиф перевелся учителем в земскую школу в Сарапульском уезде Вятской губернии. Ненадолго он вернулся в дер. Средний Кумор и 1 июля 1905 года венчался с девицей из деревни Нижняя Русь Анной Ивановной Ивановой (1884 – 1970 гг.). У пары вскоре родился первенец – дочь Вера, которая умерла в двухмесячном возрасте.

Запись о венчании Иосифа Кириллова и Анны Ивановой в метрической книге церкви Казанской Божьей матери села Ошторма Юмья Мамадышского уезда 1905 года. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 176 №1195, Л. 55-об.

В 1907 году Иосиф Кириллович оканчивает миссионерские курсы в той же Казанской духовной семинарии и получает назначение на вакантную священническую должность в селе Нижняя Уча Мамадышского уезда. 23 июля того же года он рукоположен в сан иерея. Следующие 6 лет Иосиф служит в Казанско-Богородицкой церкви в селе Нижняя Уча, где совмещает должность священника с постами заведующего и законоучителя церковно-приходской школы и наблюдателя вотских (т.е. удмуртских) школ.

Именно в селе Нижняя Уча у Иосифа и Анны родились дети Алексей (13.05.1908), Владимир (19.06.1909), Василий (19.01.1911), Зоя (27.11.1912), которые были крещены в той же церкви, где служил их отец и под записью о крещении каждого из них стоит автограф Иосифа Кирилловича.

Запись о крещении Владимира Иосифовича Кириллова в метрической книге Казанско-Богородицкой церкви села Нижняя Уча Мамадышского уезда 1909 года с рукоприкладством (автографом) Иосифа Кириллова. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 176 №1335, Л. 505-об.

В конце 1913 года Иосиф получает новое назначение в Андреевскую церковь села Большая Пудга Елабужского уезда Вятской губернии. С 1914 года он также получает назначение в качестве учителя «Закона Божьего» сразу в три земских училища округи: Больше-Пудгинское, Поляно-Дубовское и Мало-Сюмсинское.

Церковь, в которой служил Иосиф Кириллович, до наших дней не сохранилась. На её месте сейчас стоит аккуратный деревянный храм современной постройки, который также как и прежний был освящен в честь Святого апостола Андрея Первозванного. Прежняя церковь, построенная в 1876 году на средства прихожан, была деревянной, с деревянной же колокольней, крыта железом, но уже в 1915 году признавалась ветхой, о чем нам сообщает клировая ведомость храма за 1914 год (ЦГАУР. Ф. 17. Оп. 1. №155, Л. 60). Церковнослужители отмечали также и другие недостатки храма, например, что церковь «не вполне достаточна» утварью.

Современная церковь Андрея Первозванного в селе Большая Пудга Можгинского района Удмуртской республики.

Причту было положено жалование из казны – священнику 274 рубля в год, дьякону – 147 рублей, псаломщику – 98 рублей, а просфорнице – 18 рублей. Прихожане жертвовали храму деньги, т.н. «кружечный сбор», который в 1914 году составил 750 рублей, в 1915 году – 674,5 рубля. Они же вносили добровольную ругу по 200 пудов ржи и овса ежегодно. Однако с началом Первой Мировой войны эти поступления оскудели: «добровольная руга, которая ныне почти не платиться, благодаря тому, что большая часть плательщиков призваны в армию» - сообщает нам клировая ведомость 1915 года.

Эти документы дают также небольшую характеристику самого Иосифа Кирилловича, например, что он «весьма хорошего поведения», «взысканиям по службе не подвергался, под следствием и под судом не состоит», а также не состоит в родстве ни с кем из членов причта.

Революция 1917 года и последовавшие за ней гонения на церковь перевернули жизнь священников. Прихожане стали потихоньку «отпадать» от храма, перестала поступать выплата жалования, снизился сбор пожертвований. Односельчане начали писать доносы… Несмотря на это, Андреевская церковь в селе Большая Пудга функционировала и в 1920-е и в 1930-е гг., вплоть до закрытия в 1938 году. А Иосиф Кириллович стал её последним настоятелем. Чудом уцелевший послужной список служителей храма за 1924 год доносит до нас перемены в судьбе и жизни Иосифа Кирилловича (ЦГАУР. Ф. 17. Оп. 2. №44. Л. 6-8). Из этого документа мы узнаем, что он неоднократно получал поощрения по службе: в 1913 году был награжден набедренником, в 1918 году – скуфьёй, в 1921 году – камилавкой[3]. С 1922 года он состоял членом благочиннического совета 7-ого округа Елабужского викариата, а во время гражданской войны, в 1919 году был мобилизован в тыловое ополчение.

Набедренник, скуфья и камилавка - церковные награды для священников, подобные тем, которыми был награжден Иосиф Кириллов.

В это же время у Иосифа и Анны рождаются младшие дети: Арсений (01.02.1914), Зинаида (29.08.1915), Анна (28.01.1917), Иоанн (20.01.1919 г., умер в возрасте полугода), Константин (22.05.1920), Ольга (05.06.1922), Сергей (21.06.1923) и самый младший сын Николай (18.05.1926 – 05.03.2008, дед). Всего в этой семьи родились 13 детей: 8 мальчиков и 5 девочек, из которых до зрелых лет дожили семеро: пять сыновей и  две дочери. По воспоминаниям детей Иосиф Кириллович был строгим отцом, спуска не давал никому и с детства приучал своих чад к труду и ответственности. Чувствуя себя не вполне безопасно, Иосиф Кириллович, как только дети взрослели, – отправлял их из села в город: учиться, получать образование и устраивать независимую судьбу.

Дом в селе Большая Пудга, в котором семья Кирилловых жила в 1920-30-е гг.

После установления советской власти и завершения гражданской войны Иосиф Кириллович добровольно уступил свой большой дом под сельсовет, но кровавый 1937 год все равно не прошел мимо семьи Кирилловых стороной. В конце лета 1937 года Иосиф Кириллович был арестован НКВД, в вину ему поставили, что он «будучи антисоветски настроенным, проводил контрреволюционную пораженческую агитацию, распускал провокационные слухи о скорой гибели советской власти. Вел антиколхозную агитацию среди верующих колхозников». Скорым судом «тройки» 20 декабря 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, а на рождество 1938 года приговор был приведен в исполнение.

Поразительно, но долгие годы семья не знала подробностей последних месяцев жизни Иосифа Кирилловича. Дети думали, что он был сослан в лагеря и там умер. Только в перестройку его история открылась во всей мрачной трагичности.

После ареста мужа, Анна Ивановна, на руках у которой оставался только самый младший сын Николай, была вынуждена спешно покинуть Большую Пудгу, так как ей тоже грозил арест, а сыну – интернат или детский дом. Ночью они ушли на железнодорожную станцию и навсегда уехали из села, несколько лет скрываясь, переезжая и постоянно меняя место жительства. Старший сын Иосифа - Алексей, который уже был взрослым и служил в Алма-Ате, тоже пострадал от репрессий: вскоре после отца он был арестован и осужден по ст. 58 п. 2,отбывал срок в трудовых лагерях на острове Калгуев.

Спустя годы справедливость восторжествовала. Алексей был реабилитирован в 1956 году, а Иосиф Кириллович 26 мая 1989 года. Сегодня его имя вписано в книгу новомучеников Русской Православной Церкви, как пострадавшего за веру Христову. Вписано вполне заслуженно.

 

 

 

#церковь #православие #удмурты #священник #Пудга #репрессии #1937 #Кириллов #историясемьи #родословная

 

[1] Кельмаков В. К. К истории удмуртов Правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 142 – 143.

[2] Атаманов М.Г. Древнеудмуртские молитвы-куриськоны из эпоса «Тангыра» // Финно–угорский мир. 2009. № 4.

[3] Камилавка — головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой (знак отличия для белого духовенства, фиолетового цвета и делается из бархата) для священников.

Комментарии

 Иосиф Кириллов вместе со Стефаном Ильичем Тюриным, 1884 г.р. уроженцем г. Казани учились на Всероссийских миссионерских курсах, открытых при Казанской духовной академии, в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Казани. Долгое время это было единственное учебное заведение для лиц, не принадлежавших к духовному сословию, где они могли получить духовное образование. 

По окончании миссионерских курсов выпускники получали право стать священниками "инородческих" поволжских приходов. Летом 1907 г. Стефана Тюрина направили служить в с. Верхнюю Слудку Малмыжского уезда.  

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Благодарю за дополнение. Очень интересно, как судьбы людей переплетены.