«ПОСАДСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЛИКВИДИРОВАТЬ...»
(по Орловскому уезду)
В разные эпохи к религии относились по-разному. И если сейчас мы видим возрождение церквей, то в 1920-е годы шло массовое наступление на религию. Лучше об этом расскажут документы Государственного архива Кировской области.
“Протокол № 75 заседания президиума Орловского уездного исполкома от 29 августа 1921 года.
Слушали:
Тов. Целищев [Александр Семенович?] говорит, что религиозная община (бывший женский монастырь), находящаяся в Посадской волости, занимается религиозным шантажом и деморализующе действует на население.
Постановили:
Ввиду религиозного шантажа со стороны Посадской общины (бывший женский монастырь) и, считаясь с тем, что шантаж сильно отражается на проведении в жизнь продналога и других мероприятий, и дабы оградить население от антисоветской пропаганды, постановили:
-
Посадский женский монастырь ликвидировать.
-
Предложить укомтруду (уездному комитету по труду) монахинь, находящихся в монастыре и пригодных для трудцелей, привлечь к работам, а нетрудоспособных передать в отдел социального обеспечения.
-
Строения, остающиеся по ликвидации монастыря, передать в распоряжение уездного отдела народного образования под школы, коммуны, а церковь оставить в распоряжении верующих.
Видимо, об этом монастыре писал оричевский краевед С.Вахонин в своей книге “Истоки”, называя его Покрово-Богородицкой обителью и рассказывая о судьбе его строений: “Добротные, недавно поставленные под монастырские нужды помещения стали использоваться на месте государственными и хозяйственными органами, часть их была перевезена в другие места. Например, на территории бывшей обители в 30-е годы действовала, вероятно, первая в районе школа трактористов. В 1929 году из вывезенных с территории обители помещений были собраны корпуса Посадской больницы. Когда началось строительство районного центра - поселка Оричи, на строящийся здесь Дом культуры, библиотеку, дом колхозника также перевезли ряд зданий бывшей обители”.
ГАКО. Ф.1374. Оп.1. Д.19.Л.303.
Да, опять этот монастырь, у д. Лопата, который не числился в дореволюционном списке действующих монастырей 1916 г. Возник, очевидно, накануне революции.
В Вятском епархиальном вестнике №7 за 2014 г. дату основания приводят 1915 г., ссылаясь на Вятские епархиальные ведомости №39 за 1915 г.
Обсуждение темы здесь: http://rodnaya-vyatka.ru/places/77871
Интересно, в чем заключался шантаж? Интересен повод к ликвидации монастыря, какой-то Целищев высказал свое мнение, и этого оказалось достаточно! Но действовали не так жестко, как позднее в 30-е. И церковь оставили верующим, и старушек в собес передали. Почему-то вспомнился собес в "12-ти стульях" )))
Добрый день, Алексей! данная публикация - это просто гаковский документ о Покровско-Богородицком монастыре, о котором очень мало сведений. Сейчас его историей занимается Шевелева. Она опубликовала статью в "Вятском епархиальном вестнике" и выступила на научной конференции "Обретение святых" в 2015 году. Когда выйдет сборник, можно будет подробно узнать об этом монастыре.
Владимир, приветствую! Спасибо за информацию! Очень приятно тебя здесь видеть!