Настоятель вятского костела

В 2001 году папа Римский Иоанн Павел II провел беатификацию (причисление к лику святых) нескольких католических священников, погибших в Советском Союзе во времена сталинизма. Среди них был и отец Франциск Будрис, служивший в 1920-е годы в вятском Александровском костеле.

Имя этого человека было специально вычеркнуто из нашей истории и поэтому сегодня трудно восстановить его жизнь и деяния у нас в Вятке. Немного приоткрывают страницы его биографии документы, хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.

Франциск Францискович Будрис родился 14 октября 1882 года в Ковенской губернии (совр. Литвы). Окончил духовную семинарию в Санкт-Петербурге. В 1907 году он был рукоположен в священники, и начал служить в приходе гор. Томска настоятелем храма и преподавателем Закона Божьего. В 1921 году он был назначен деканом Уральского региона, то есть по своей должности он должен был охватить пастырской заботой все пустеющие храмы Урала и части западной Сибири. Он стал настоятелем приходов в Свердловске, Тюмени, Тобольске, Ишиме, Перми, Уфы и прилегающих к ним территорий, в том числе и Вятской губернии.

В нашем городе католическая община состояла в основном из проживавших здесь поляков. После провозглашения в 1918 году независимости Польши большинство из них выехало на родину, а вместе с ними и польский ксендз, служивший в костеле Пресвятого Сердца Иисуса. В течение двух лет вятские католики жили без пастыря. И вот, начиная с 1921 года, в Вятку стал приезжать и проводить богослужения отец Франциск Будрис. У него не было постоянной квартиры в городе, и он останавливался в домах прихожан. Чаще всего он жил на квартирах у Антона Рудобельского, известного вятского садовода, и врача Александра Гурко-Омелянского, членов приходского совета.

Сначала отец Будрис приезжал в Вятку часто, примерно один раз в три месяца. А потом, с 1926 года, только один раз в год, но жил по месяцу. Последний раз он приезжал в наш город в 1932 году, незадолго до закрытия костела.

Из немногочисленных сохранившихся свидетельств известно, что отец Франциск живо интересовался всеми делами вятского костела, с ним обсуждали проблемы благоустройства здания, много было разговоров о политике вятских властей, стремившихся правдами и неправдами закрыть костел. В.Н.Фасольд вспоминал, что однажды в 1925 году Будрис на квартире А.Л. Гурко-Омелянского рассказывал о своих поездках по Сибири, о людях, которых он там встречал, об их жизни. Именно Франциск Францискович Будрис предложил организовать кружок, в который вошли бы все поляки, проживавшие в городе Вятке. Необходимость такого объединения он доказывал тем, что многие вятские поляки забывали свой родной язык, а некоторые даже слабо говорили по–польски. Отец Будрис объяснял, что с помощью кружка полякам будет легче «сохранить свой нрав и обычай». Эту идею вятчане поддержали, и вновь созданный кружок назвали «Едность», что в переводе с польскоего означает «Единение».

После закрытия в 1933 году вятского католического храма, о. Будрис перестал приезжать в Вятку. Наверно, он тяжело переживал это время, ведь вслед за вятским закрыли костелы в Перми, Свердловске, других местах. В то время он постоянно жил в г. Уфе, где храм еще действовал, лишь изредка выезжал по пастырским делам в близлежащую округу.

17 июня 1937 года отец Франциск Будрис был арестован органами НКВД. Его арест был неслучаен. Репрессиям были подвергнуты все католические священники, служившие в СССР. Тем более, что начиналась так называемая «польская операция» НКВД. Фигура отца Франциска Будриса привлекла внимание чекистов еще и тем, что позволяла им успешно выполнить приказ НКВД и отличиться. В обвинительном заключении написано, что Будрис «как ксендз ездил по стране и создавал вокруг костелов как центров, филиалы Польской организации войсковой», в первую очередь, привлекая религиозный костельский актив. Кроме этого, Франциск Будрис был обвинен в шпионаже и антисоветской пропаганде – всего по 4 пунктам знаменитой 58-й статьи.

16 декабря 1937 года он был расстрелян в г. Уфе. По делу Будриса проходило 189 человек. Аресты были проведены во всех городах, где он служил, в том числе и гор. Кирове. В нашем городе были арестованы, а потом в большинстве своем и расстреляны почти все вятчане-католики.

В 1958 году Франциск Францискович Будрис и все проходившие с ним по делу люди были реабилитированы.

Изменившаяся политическая ситуация в нашей стране позволила по-новому взглянуть на жизнь таких людей как Франциск Будрис. Нашлись люди, которые сохранили память о «последнем пастыре эпохи гонений», как назвали отца Франциска в одной статье. Появились публикации о нем в Уфе, Екатеринбурге, Перми, Москве. Постепенно складывался образ человека, самоотверженно служившего богу, не сломившегося от тяжести доставшейся ему судьбы. И принявшего смерть после долгих мучений и пыток. Все это и позволило людям думать о нем как о святом.

И сегодня вятская земля может гордится, что на ее земле проповедовал слово божье новомученник российский отец Франциск Будрис. 

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Гордится некому - католиков на вятской земле не осталось. :) Мы уж будем гордиться например о. Александром Агафонниковым, да и не только им.

Аватар пользователя Иван Зыков

Ну, как не осталось, по 300-400 человек на официальный сайт католического прихода в Кирове заходит же. И мессы проходят каждый день.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

На сегодняшний день в католической общине около 70 человек. Так что есть кому поминать и Франциска Будриса и Блаженного Леонида (Федорова), экзарха Русской католической Церкви, умершего в ссылке в городе Кирове в 1935 году. и Святого Иоанна Павла Второго, чьи личные вещи находятся в приходе Пресвятого Сердца Иисуса в Кирове

Аватар пользователя Балыкина

Хороший материал, интересный, у нас у родственницы из г. Пинюг Кировской обл. тоже отец был монахом, вроде тоже растрелян в те времена, она как то раз обмолвилась случайно, не принято было в советское время говорить , что твой отец монах .