История католической общины на Вятке

Точно неизвестно, когда появились первые католики на Вятской земле. “К началу ХIХ века в губернии проживало всего несколько католических семей, прибывших из других регионов страны. Первое массовое появление здесь католиков относится к 1813 году. По окончании Отечественной войны 1812 года сюда было выслано более пяти тысяч военнопленных, среди которых преобладали французы и поляки, но были и испанцы, австрийцы, баварцы и др.”1 Однако их пребывание на Вятке было недолгим, вскоре они все разъехались по своим родным странам. Следующая большая группа католиков прибыла в губернию после восстания в Польше в 1830-1831 годах. В Вятскую губернию тогда было сослано более 300 поляков, но после амнистии 1833 года большинство из них вернулось на родину.

Восстание в Западном крае 1863 года вызвало следующую большую волну ссыльных в Вятский край. “В течение 60-х годов ХIХ века в край депортировали около десятка священников римско-католического исповедания.

Среди них наиболее известной и авторитетной фигурой был Виленский епископ Адам Станислав Красинский. Именно он стал тем духовным лидером, вокруг которого началось объединение ссыльных поляков и немногочисленных местных католиков (чиновников, врачей и т.д.), что в конечном итоге привело к созданию монолитной и довольно влиятельной католической общины г. Вятки. И именно Красинский явился основателем первого на Вятской земле католического молитвенного дома, ставшего центром притяжения для всех католиков в губернии.”2

Ссыльный епископ купил для себя в Вятке двухэтажный дом на углу улиц Стефановской (совр. К. Либкнехта) и Спенчинской (совр. Молодой Гвардии), где и прожил до конца ссылки. Этот дом по улице К. Либкнехта, 102 сохранился до наших дней. В нем была открыта небольшая часовня, в которой епископ Красинский и приехавший к нему ксендз Виктор Францкевич совершали богослужения.

Уже после проведения первых служб в домашней часовне власти начали подозревать епископа и священника в прозелитизме, т.е. пропаганде католицизма, и установили за ними строгий полицейский контроль, однако ничего предосудительного в их деятельности не обнаружили.

“Дом Красинского стал своего рода духовным центром для всех ссыльных лиц католического исповедания. Сразу по прибытии в Вятку епископ посетил губернатора и просил его разрешения на открытие в его доме молельни. В.Н. Струков [вятский губернатор] обратился за инструкциями к Министру внутренних дел, прося разъяснить, “позволять ли епископу Красинскому богослужение в квартире, а вятским католикам присутствовать при оном”. П.А. Вапуев [Министр внутренних дел], проконсультировавшись с Департаментом духовных дел иностранных исповеданий, разрешил проводить службы в своем доме.”3 Часовня (каппица) находилась на втором этаже здания рядом с покоями епископа. Комната была небольшая, и там “могли одновременно поместиться не более 15-20 человек. Епископ Красинский ежедневно в 6 часов утра служил читальную литургию...

Публичные же богослужения по праздничным и воскресным дням совершал священник Виктор Францкевич, а затем сменившие его священники Табенский и Грекович. Они проводили божественную литургию, сопровождавшуюся чтением евангелия. Служба обычно начиналась в 11 часов утра и продолжалась до полудня.”4

Епископ Красинский и его духовник ксендз Михаил Грекович уехали из Вятки в июле 1883 года. После их отъезда богослужения стал проводить ссыльный священник Казимир Эйтутович. Первое время службы продолжались в доме Красинского, а затем в доме Н.В. Лесковской на углу улиц Спасской и Всехсвятской (совр. Дерендяева).5 В июле 1886 года К. Эйтутович уехал в Уфимскую губернию.

После него проводить мессы и исполнять духовные требы стал другой ссыльный священник Викентий Шабловский, а после его отъезда в 1892 году на родину, его дело продолжил другой ссыльный - Иероним Виллянович. Службу он проводил у себя дома - по воскресным дням, а накануне и во время праздников - ежедневно. Он часто навещал католиков, проживавших в Вятской губернии, даже в отдаленных уголках, например, в Омутнинском и Залазнинском заводах, в Кукарке, Яранске и т.д. Виллянович активно поддерживал идею постройки костела в Вятке и создания здесь самостоятельного прихода.

“8 мая 1892 года уполномоченные от католиков г. Вятки Станислав Якубовский, Иван Кузнович и Фелициан Касперович подали ходатайство на имя губернатора, в котором просили “разрешить собрать пожертвования среди лиц римско-католического вероисповедания для постройки собственной каменной часовни или молитвенного дома, содержание каковых, а равно и священников, жители — католики обязуются принять исключительно на свой счет.”6 В то время в г. Вятке проживало 111 католиков, а вместе с уездами Вятским и Слободским — более 150.7

Министр внутренних дел распоряжением от 3 августа 1892 года за № 3780 разрешил вятским католикам открыть свой молитвенный дом, который был причислен к Казанскому римско-католическому приходу Могилевской архиодиоцезии.8 Настоятелем молельни стал о. Иероним Виллянович. Временное помещение для служб было нанято в доме Шмелева на Копанской (совр. Герцена) улице.

В конце 1894 года вятские католики подали прошение на имя взошедшего на престол царя Николая II с ходатайством о строительстве в городе Вятке каменной каплицы в память об умершем императоре Александре III. Прошение католиков поддержал вятский губернатор Ф.Ф. Трепов.

В 1895 году община приобрела у домовладельца Сырнева земельный участок на пересечении улиц Копанской и Всехсвятской. Летом 1896 года началось строительство приходского дома на приобретенном участке, закончившееся в 1898 году. В нем была открыта временная часовня.

В 1896 году варшавский архитектор Войцеховский разработал для вятской каплицы специальный проект, который в том же году был утвержден в Санкт-Петербурге. Деньги на строительство храма собирались по всей губернии и за ее пределами. 17 июня 1899 года состоялась закладка часовни, 31 августа 1903 года прошло торжественное освящение храма. Хотя он строился в честь святого Александра, “в действительности же главный алтарь был посвящен Святейшему Сердцу Иисуса Христа и Остробрамской Богородице, а икона святого Александра находилась в Северном престоле. Помимо главного имелись и 2 боковых алтаря: Святого Станислава и Пресвятой Богородицы. Во всех трех престолах имелись мраморные плитки с мощами святых мучеников.”9 Освящение проводил ксендз Владислав Островский, в 1902 году назначенный вятским приходским священником. В 1909 году его сменил о. Иосиф Ибянский.

Максимальное количество прихожан католической общины достигло в годы Мировой войны, когда в Вятку приехало много беженцев из западных областей России. В городе был создан польский комитет помощи жертвам войны, который размещался в доме католической общины.10 Кроме беженцев, в Вятке появились военнопленные и административно высланные из прифронтовой полосы, среди которых тоже было много католиков.

После установления Советской власти на территории Вятской губернии отношение к католикам было такое же, как и к представителям других конфессий. Губернский отдел юстиции даже сделал специальное разъяснение: “Польский римско-католический костел в г. Вятке экстерриториальностью не пользуется, вследствие чего наравне с прочими церквами подлежит действию декрета об отделении церкви от государства, опубликованного 22 января 1918 года”.11

В 1918 году была провозглашена независимость Польши, и после подписания Рижского мирного договора между польским и советским правительствами в 1921 году большинство из поляков уехали на историческую родину. Уехал и ксендз Иосиф Ибянский. По рассказам, какое-то время в костеле служил униатский священник, возможно, представитель Российской Греко-Католической церкви, но документально этот факт никак не подтверждается.

Начиная с 1921 года, пастырскую заботу о вятских католиках взял на себя о. Франциск Будрис, назначенный деканом Уральского региона. Он постоянно проживал в Перми и в Вятку на проведение служб приезжал сначала примерно один раз в три месяца, а после 1926 года (когда уехал жить в г. Свердловск) — один раз в год, но жил по месяцу. Останавливался он на квартирах членов приходского совета Антона Рудобельского и Александра Гурко — Омелянского. Католическая община была в то время в городе немногочисленной. В списке прихожан на 1925 год числится всего 43 католика, проживавших в г. Вятке.12

Политика властей по отношению к храмам с самого начала была направлена на их постепенное закрытие. Уже в 1918 году было описано все церковное имущество. В акте по костелу было указано, что имеются церковные и метрические книги, ризы и прочие церковные облачения, хоругвии, ковры, скатерти, серебро с пробою и без пробы, колокола (главный — 12 пудов и три поменьше), сосуды, кресты (деревянные и из бронзы), подсвечники, семь статуй, мебель, 13 икон (большинство из них были пожертвованы), имущество в церковном доме, фотографии членов комитета постройки костела и первых прихожан.13

На протяжении всех 1920-х годов шла политика притеснения путем увеличения налогов и разных придирок, например, возмещение убытков за кражи имущества из костела.

15 марта 1929 года президиум Вятского, горисполкома вынес решение о закрытии “Римско-католического костела”.14 Однако оно не было утверждено губисполкомом. В 1930-м горисполком ходатайствует перед Нижегородским крайисполкомом (Вятская губерния была упразднена, и ее территория вошла в Нижегородский край), однако принятое решение отменил ВЦИК (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет).15 В 1932 году — новое постановление, которое опять не утвердили. В 1933 году — опять решают вопрос о закрытии костела,16 закрывают его и еще полтора года ожидают чего-то, понимая незаконность своего решения. По существовавшему в те годы законодательству церковный храм можно было закрыть, только предоставив церковной общине новое помещение. И в этом отношении, православные храмы закрывали, объясняя прихожанам, что они могут посещать другую церковь. Только в 1935 году здание костела передают Кировскому зооветинституту.17 “Борясь” с католиками, власти города Вятки в 1930-м году запретили службу в костеле Франциску Будрису, “ввиду того, что Будрис в Вятке не проживает, а живет в Свердловске”.18 Однако среди многочисленных ссыльных, проживавших в городе, нашлись католические священники, и службу в костеле вели Павел Карпович (1930-1931), а затем Михаил Штиль (1933).

Прихожане-католики активно боролись за сохранение своего костела: они собирали подписи против закрытия храма, писали письма в разные инстанции, ездили в Москву искать правду. Не смирились они и с отсутствием храма, стали проводить мессы на квартирах. Из-за отсутствия священников службу проводил Иосиф Соболевский, в свое время помогавший Франциску Будрису.

Пришел 1937 год, и всех активных католиков Вятки арестовали, обвинили в шпионаже в пользу Польши и репрессировали: 10 человек расстреляли, 6 отправили в лагеря, 1 умер в тюрьме еще до вынесения приговора. Так перестала существовать католическая община в городе Кирове. У арестованной Марии Чернель были изъяты “книг римско-католической общины в г. Кирове — 7 штук”.19 По-видимому, они все были уничтожены.

Однако спустя несколько лет в нашем крае снова зазвучала польская речь, опять появились сотни католиков. В Кировскую область после раздела Польши в 1939 году между фашистской Германией и СССР были депортированы поляки и польские граждане из Западной Украины и Западной Белоруссии. Сначала они проживали в спецпоселках и работали на лесозаготовках. В 1941 году после Указа Президиума Верховного Совета СССР об амнистии польских граждан они получили право свободного проживания, и многие приехали в г. Киров. В 1942 году в городе были открыты представительство посольства Польши и польская база, снабжавшая товарами всех польских граждан, проживавших в Кировской и соседних областях. Стихийно снова стала складываться католическая община. Духовные потребности стал исполнять капеллан польской военной миссии в г. Котласе Архангельской области Чеслав Грабский. Мессы проводились в помещении базы на ул. К.Маркса, 130. Продолжались они недолго, т.к. в 1943 году Чеслав Грабский был арестован.

В течение последующих 50-ти лет кировские католики были лишены возможности исполнять свои духовные потребности. Только после крушения Советской власти в 1995 году по инициативе Станислава Гладкого (одного из католиков, проживавших в городе) в г. Кирове был зарегистрирован католический приход Пресвятого Сердца Иисуса. Богослужения стали проводиться на квартирах прихожан священником Анджеем Г жибовским, приезжавшим из Перми.

Из-за ряда причин 13 сентября 1999 года в г. Кирове пришлось вновь регистрировать католический приход. В 2002 году у прихожан снова появился свой приходской священник Гжегож Зволиньский. Богослужения проводились на квартире настоятеля, а с 2004 года - в приходском доме по улице Деповская, 10, где была оборудована небольшая часовня.

31 августа 2003 года в честь 100-летия освящения вятского Александровского костела в нем прошла первая с 1933 года церковная служба. Вторая месса состоялась 8 апреля 2006 года в день похорон Папы Римского Иоанна-Павла II. В последующие годы католические службы стали проходить в костеле по праздничным дням, а в настоящее время проходит по 25 служб в год, причем община оплачивает проведение служб в здании костела из расчета по 2 тысячи рублей за 1 час.

Католическая община сегодня насчитывает около 70-ти человек, живет полнокровной жизнью. Ежедневно проводятся мессы, совершаются таинства причастия, крещения, венчания. Настоятель Гжегож Зволиньский регулярно посещает католиков, проживающих в разных районах Кировской области.

Приходская жизнь не ограничивается службами. Прихожане совершили уже несколько паломничеств к иконе Ченстоховской Божьей Матери в Польшу, были на встрече с Папой Римским Иоанном-Павлом II в 2002 году в Кракове. В Кирове в 2003-2011 годах издавался приходской журнал “Znad Wіаtkі” (“Из Вятки”), где публиковались статьи об истории и современной жизни прихода Пресвятого Сердца Иисуса. В настоящее время у прихода есть свой официальный сайт, где можно узнать все о приходе и расписание церковных служб.

Одной из наиболее значимой акцией католической общины г. Кирова является проект «Вифлием в Вятке»: содержание приюта для женщин, попавших в трудную ситуацию, и их детей.

История католической общины, прервавшаяся в годы советской власти почти на 70 лет, продолжается.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.