Из истории станции Оричи

Из истории станции Оричи

Мало кто знает, что станция Оричи своим появлением обязана тому, что она находится сравнительно близко от города Орлова (напомним, что территория Оричевского района входила в Орловский уезд).

Орлов в прошлом был крупным торговым центром Вятской губернии, и местные купцы активно торговали с Архангельском и даже с заграницей. Но развитию торговли очень мешало бездорожье, из-за которого купечество несло постоянные убытки, и в конечном итоге страдало население. Неслучайно именно орловский купец Александр Назарович Кузнецов первым выдвинул идею строительства железной дороги в Вятской губернии ещё в 1858 году.

Дорога должна была начинаться в г. Орлове и идти на север до реки Северная Двина. Конечный её пункт – деревня Котлас. Идею Вятско-Двинской железной дороги активно реализовывал в 1860-е годы другой уроженец Орлова Матвей Матвеевич Синцов, первый председатель губернского земского собрания. Однако железная дорога была построена только в конце XIX века, и прошла она через губернский город Вятку, а не через уездный Орлов.

Вторую попытку провести железную дорогу через Орлов местное земство предприняло уже в начале XX века, когда стало известно о проекте соединения Вятки железнодорожным путём с Петербургом. Но и тут попытка не увенчалась успехом: железнодорожники выбрали путь через Котельнич, а не через Орлов, как более короткий, а, следовательно, и более дешевый.

И вот в октябре 1902 года на заседании Орловского уездного земского собрания возник вопрос о подъездном пути к строящейся железной дороге. В Орловском уезде железнодорожное управление планировало устроить 3 станции: «Замятинская» в Камешнинской волости, «Холуницкая» на границе Истобенской и Шалеговской волости, «Пищальская» - в Посадской волости и разъезд у д. Оричи Спасской волости. Ближе всех из них к Орлову был разъезд Оричи на расстоянии 22 вёрст. Именно отсюда был самый удобный подъездной путь к Орлову, что требовали экономические интересы уездного центра. Собрание приняло решение обратиться с ходатайством по этому вопросу в Вятское губернское земство.

В декабре 1902 года губернское земское собрание решило ходатайствовать перед Министерством путей сообщения об устройстве в д. Оричи железнодорожной станции вместо предлагаемого разъезда. В 1903 году из Петербурга пришло уведомление, что ходатайство удовлетворено: на дороге, связывающей Вятку со столицей, будет станция Оричи.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Кстати раньше помню от тракта Кукарка - Вятка а точнее в советские уже времена от Советска в сторону ст. Оричи была прямая дорога. Именно по этой дороге уходили на ВОВ все призывники с Верхошижемского района. Начинался тракт (как его тогда звали) у деревни  Солоники.   И через Пустоши почти по прямой выходили к Оричам. Сейчас этот тракт ещё можно различить по спутниковым снимкам, а раньше была большая двусторонняя дорога, причем несколько километров её были уложены тюльками. Т.е закладывались малые деревянные сваи и водители газогенераторных автомобилей всегда на такой дороге могли найте себе топливо. На сегодняшний день прямая дорога от Верхошижемья до Оричей осталась только ч/з Коршик. А ещё раньше была ещё дорога до  Истобенского ч/з Косино, но её раньше забыли, а вместе с ней и исчезли не только деревни, но и село. 

Аватар пользователя Владимир Жаравин

На станции Оричи в годы Великой отечественной войны был создан эвакопункт, и эвакуированнх отправляли в Верхршижемский район как раз по этой дороге

Аватар пользователя Михаил

В районе ОФИЦИАЛЬНО существует две версии о названии поселка Оричи.
Первая: С незапамятных времен существует древнее предание. Давным-давно жили в здешних краях люди работящие, землю они день и ночь пахали – «Орали». За это прозвали их «орАтаями», что в переводе с марийского значит землепашцы, а место, ими населенное, - Оричами.
Вторая, Связана с поляками и строительством железной дороги. Руководителями железной дороги в 1905 году были польские сыльные братья -близнецы Бруно и Ежи по фамилии Орич, Поскольку строительство железной дороги стало ключевым моментом в развитии поселка, то местные жители в знак благодарности назвали ж/д будку Починок Ивашки Таланкина – Оричи. ( как обычно переиначив звучание с Орич на Оричи, поляков то двое было)
Или я не прав?????

Аватар пользователя Ник.

Вторую версию можно сразу исключить. Уже в СНМ-1859 населенный пункт указан поч. Ивана Таланина (Оричи). Да и первая версия сомнительна.

Аватар пользователя Михаил

Можно и исключить... Но уж больно красивые легенды....