Из истории станции Оричи
Мало кто знает, что станция Оричи своим появлением обязана тому, что она находится сравнительно близко от города Орлова (напомним, что территория Оричевского района входила в Орловский уезд).
Орлов в прошлом был крупным торговым центром Вятской губернии, и местные купцы активно торговали с Архангельском и даже с заграницей. Но развитию торговли очень мешало бездорожье, из-за которого купечество несло постоянные убытки, и в конечном итоге страдало население. Неслучайно именно орловский купец Александр Назарович Кузнецов первым выдвинул идею строительства железной дороги в Вятской губернии ещё в 1858 году.
Дорога должна была начинаться в г. Орлове и идти на север до реки Северная Двина. Конечный её пункт – деревня Котлас. Идею Вятско-Двинской железной дороги активно реализовывал в 1860-е годы другой уроженец Орлова Матвей Матвеевич Синцов, первый председатель губернского земского собрания. Однако железная дорога была построена только в конце XIX века, и прошла она через губернский город Вятку, а не через уездный Орлов.
Вторую попытку провести железную дорогу через Орлов местное земство предприняло уже в начале XX века, когда стало известно о проекте соединения Вятки железнодорожным путём с Петербургом. Но и тут попытка не увенчалась успехом: железнодорожники выбрали путь через Котельнич, а не через Орлов, как более короткий, а, следовательно, и более дешевый.
И вот в октябре 1902 года на заседании Орловского уездного земского собрания возник вопрос о подъездном пути к строящейся железной дороге. В Орловском уезде железнодорожное управление планировало устроить 3 станции: «Замятинская» в Камешнинской волости, «Холуницкая» на границе Истобенской и Шалеговской волости, «Пищальская» - в Посадской волости и разъезд у д. Оричи Спасской волости. Ближе всех из них к Орлову был разъезд Оричи на расстоянии 22 вёрст. Именно отсюда был самый удобный подъездной путь к Орлову, что требовали экономические интересы уездного центра. Собрание приняло решение обратиться с ходатайством по этому вопросу в Вятское губернское земство.
В декабре 1902 года губернское земское собрание решило ходатайствовать перед Министерством путей сообщения об устройстве в д. Оричи железнодорожной станции вместо предлагаемого разъезда. В 1903 году из Петербурга пришло уведомление, что ходатайство удовлетворено: на дороге, связывающей Вятку со столицей, будет станция Оричи.
Кстати раньше помню от тракта Кукарка - Вятка а точнее в советские уже времена от Советска в сторону ст. Оричи была прямая дорога. Именно по этой дороге уходили на ВОВ все призывники с Верхошижемского района. Начинался тракт (как его тогда звали) у деревни Солоники. И через Пустоши почти по прямой выходили к Оричам. Сейчас этот тракт ещё можно различить по спутниковым снимкам, а раньше была большая двусторонняя дорога, причем несколько километров её были уложены тюльками. Т.е закладывались малые деревянные сваи и водители газогенераторных автомобилей всегда на такой дороге могли найте себе топливо. На сегодняшний день прямая дорога от Верхошижемья до Оричей осталась только ч/з Коршик. А ещё раньше была ещё дорога до Истобенского ч/з Косино, но её раньше забыли, а вместе с ней и исчезли не только деревни, но и село.
На станции Оричи в годы Великой отечественной войны был создан эвакопункт, и эвакуированнх отправляли в Верхршижемский район как раз по этой дороге
В районе ОФИЦИАЛЬНО существует две версии о названии поселка Оричи.
Первая: С незапамятных времен существует древнее предание. Давным-давно жили в здешних краях люди работящие, землю они день и ночь пахали – «Орали». За это прозвали их «орАтаями», что в переводе с марийского значит землепашцы, а место, ими населенное, - Оричами.
Вторая, Связана с поляками и строительством железной дороги. Руководителями железной дороги в 1905 году были польские сыльные братья -близнецы Бруно и Ежи по фамилии Орич, Поскольку строительство железной дороги стало ключевым моментом в развитии поселка, то местные жители в знак благодарности назвали ж/д будку Починок Ивашки Таланкина – Оричи. ( как обычно переиначив звучание с Орич на Оричи, поляков то двое было)
Или я не прав?????
Вторую версию можно сразу исключить. Уже в СНМ-1859 населенный пункт указан поч. Ивана Таланина (Оричи). Да и первая версия сомнительна.
Можно и исключить... Но уж больно красивые легенды....