Вятка и ушкуйники | Родная Вятка

Вятка и ушкуйники

 
  Впервые о Вятке мы узнаём из сообщений некоторых русских летописей за 1374 год о нападении на неё ушкуйников. С этой датой часто связывают переселение новгородцев на Вятскую землю и основание города Хлынова. Однако в летописях об этом нет и намека:
  
  "В лето 6882... Того же лета идоша на низ Вяткою оушкуиници разбоиници, совокупишася 90 оушкуев, и Вятку пограбиша и шедши взяша Болгары и хотеша зажещи и взяша откупа 300 рублев. И оттуду разделишася надвое: 50 оушкоев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкоев поидоша вверх по Волзе и, дошедше Обухова, пограбиша все за-Сурие и Марквашь, и, переехавше за Волгу, лодьи, поромы и насады и павозкы, и стругы, и прочаа вся суды посекоша, а сами поидоша к Вятце по сухоу на конех и идучи много сел по Ветлузе идуще пограбиша."
  
  В этот раз они "шли Вяткою на низ" и пограбили Вятку, а затем булгар на Каме. При этом, часть ушкуйников где-то в устье Ветлуги изрубила суда, пограбила местное население, пересела на захваченных коней и "возвратишася к Вятце". Прежде всего, нужно пояснить, что под Вяткой в данном случае понимается, скорее, город, а не местность. Дело в том, что город Вятка четко засвидетельствован в "Списке городов русских ближних и дальних". Как ныне признано, он был составлен в начале 1375г. для раскладки ордынской дани между русскими землями и городами. Интересно, что в нем среди десятков других нет Тверских городов. Тверь тогда очередной раз встала во фронду к Москве и Орде. Для усмирения ее летом 1375г. Москвой был предпринят большой общерусский поход с осадой города и грабежами окрестностей (по исследоанию историка Горского в нем участвововали те же полки, что в Мамаевом побоище пять лет спустя).
  
  Кто были эти ушкуйники-разбойники? Откуда они явились на Вятку и куда вернулись?
  
  Можно ли связать появление Вятки в списке городов и нападением на нее ушкуйников 1374г.? Чтобы ответить на эти вопросы нужно смотреть, что было дальше...
  
  Для начала замечу, что из анализа сообщений о походах ушкуйников 14в. следует, что они обычно действовали слаженно двумя флотами.
  Первый базировался в Заволочье, в бассейне С. Двины, и его обычно возглавляли знатные новгородские бояре. Эти новгородские "разбойники" проходили мимо Устюга по Сухоне и далее через Кострому на Волгу. Второй флот ушкуйников появлялся с верховий Камы и (или) Вятки и возвращался туда же. Археологически поселения ушкуйников до сих пор не выявлены, есть лишь предполагаемые районы их обитания: на р. Юг, Вычегде и верхней Каме - на окраине юго-восточных владений Новгорода, в области "Пермь Великая", примыкавшей к бассейну Вятки. (Двинское Заволочье в конце 14в. для проживания этих "разбойников" стало неудобно в виду наступательной политики Москвы). В таком раскладе ушкуйники были новгородцами по "гражданству" и то весьма условному, а по происхождению они могли быть кем угодно. Нужно признать, что эти люди были хорошо организованы и вооружены.
  
  В Троицкой летописи есть сообщение 1379 года о походе вятчан в Арскую землю: "Вятчане (зимою) ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша". Это сообщение допускает разную трактовку.
  
  1. Поселившиеся на Вятке ушкуйники ходили в Арскую землю, но получили там отпор.
  
  2. Вятчане, жители города Вятки, напали на поселившихся в Арской земле ушкуйников, для того, чтобы пресечь их новые набеги.
    []
  Где была Арская земля? Считается, что где-то в низовьях Камы и Вятки, - территории проживания удмуртов-аров. Городок Арск есть на Казанке. Однако маловероятно, что ушкуйники могли бы спокойно жить вблизи от татарских городов и вотских селений, густо разбросанных по нижней Каме и Вятке, которые они же частенько разоряли. Кроме того, опрометчиво совершать поход зимой за сотни километров, да ещё в чужую землю. Прежде всего, надо сказать, что татары называют удмуртов "ар". Поэтому "Арская" для них буквально означает "удмуртская". Топонимы с корнем "ар" и "арс" есть на юге Вятки и прилегающих районах Татарстана, в том числе древний (и современный) город Арск в верховьях речки Казанки. Однако это не говорит о том, что только здесь была Арская земля. Татары могли называть Арской землей всю территорию обитания удмуртов, начинавшуюся к северо-востоку от Казани и доходившую, вероятно, до устья Летки. Важно отметить также обстоятельство проживания, по крайней мере, со второй половины 15в. Арских князей к северу от низовий Чепцы в изолированном вотско-татарском анклаве Карино-Нукрат. Некоторые Казанские историки выводят Арских князей от потомков половецкого эмира Бачмана, оказавшего монголам упорное сопротивление в 1236г. Этому есть различные подтверждения (предание, язык и внешность каринцев, современная генетика). Поэтому появление их на Вятке можно отнести к концу 13-го или к началу 14в.
  
  Исходя из сказанного, не удивительно, что какие-то ушкуйники поселились именно в этой Арской земле, где уже до них вдоль берега Вятки от Кирова до Шестаково существовали небольшие русские поселения. Археолог Макаров Л. Д. очерчивает несколько отдельных волостей проживания славяно-русов на Вятке в 12-15в.: Пижемскую, Усть-Моломскую и Никульчинскую. Последняя как раз и могла помещаться в соседстве с Арской землей или даже располагаться в ее западной части (правобережье Вятки). В этой связи можно отметить городище "Увал" в Шестаково. Оно плохо изучено, датировано 12-13в. Но нельзя исключить, что именно здесь поначалу жили ушкуйники, и сюда ходили вятчане в 1379г. чтобы пресечь их нападения на Вятку. В "Истории Вятчан" Вештомова приведено предание о существовании в верховьях Вятки временного городка, из которого в последствии новгородцы переселились вниз в Шестаков и Слободской. Чуть выше по реке от Шестаково в устье Летки была деревня Анфалово, которую можно связать с именем известного атамана ушкуйников Анфала Никитина, убитого где-то на Вятке в начале 15в.
  
  Отмечу также следующий интересный факт. На городище Никульчино первоначальные жилища были полуземлянки южного типа, а с середины 14в. (времени начала действия ушкуйников) их сменяют срубные жилища северного типа, а укрепления городка заметно перестраиваются, появляются жилые стены (казармы?), появляется укрепленный посад. Это свидетельствует о притоке сюда нового населения, в основном мужчин. Аналогичную структуру имеет и Слободское городище, первые укрепления которого датированы тем же 13в.
    []
  Городища в устье Моломы
  Город Вятка в 12 - нач. 16в. располагался в устье Моломы. Это Ковровское городище (крепость около 1 га площадью) и отдельное соседнее Шабалинское городище (около 3 га), а также финноугорское селище возле него. Это был крупнейший в 14в. город на Вятке, расположенный в ее стратегическом центре на перекрестке важнейших путей из Булгар на русский север (Устюг) с отводом пути в Арскую часть Вятки. (Котельнич как город появился в конце 15в.) Этот город часто переходил из рук в руки: булгары и новгородцы, татары, нижегородцы и москвичи, а также разные вольные люди - все желали завладеть этим городом.
  
  Археологически городища в устье Моломы заметно отличаются от остальных Вятских. Здесь более высокий % булгарской и ордынской керамики, а также иных южных находок. Очень высок здесь также % "славяноидной керамики", этническая принадлежность которой до сих пор остается спорной. Кроме того, Ковровское городище было изначально построено как крепость, здесь были обнаружены остатки дренажной канализации характерной более для городов Волжских булгар. Всё это говорит в пользу того, что Ковровское городище в какие-то периоды истории являлось форпостом булгар, а позже казанцев и Москвы. Шабалинское городище отстоит от него на довольно большом расстоянии (около 300м), в сущности это был отдельный и более крупный город со своим посадом. Поэтому можно предположить, что именно он назывался Вятка. Тогда как Ковровское городище - это резиденция местной власти, древний Хлынов, крепость Колын. Возвращаясь к событиям конца 14в., можно положить, что именно Колын в первую очередь подвергался нападению ушкуйников, а позже татар Тохтамыша.
  
  Итак, зимний поход вятчан на ушкуйников стал более реальным, - они ходили не за сотни километров южнее устья Моломы в Казанские пределы, а на восток, в землю своих соседей-вотяков, среди которых в 1360-70-х годах поселились ушкуйники. Эти вольные бродяги представляли угрозу для города Вятки, платившего Орде дани, скорее всего, уже в 1374 году. Здесь сидел представитель власти, вероятно, московского происхождения. От него и пошли первые сообщения о нашем регионе в русских летописях. Понятно, что ушкуйники (новгородцы или просто вольные люди) воспринимали город Вятку как центр враждебной им власти. Отсюда взаимные нападения в 1370-х годах.
 
Так как внутренние столкновения на Вятке продолжались еще долго, то наверняка ушкуйникам удалось отвоевать себе место на Вятской земле. Скорее всего, со временем они смешались с остальным населением и к началу 15в. стали зваться вятчанами. Однако о делении Вятки косвенно свидетельствует выражение в грамоте 1428г. "Вятка со слободами". Вятка здесь - Усть-Моломская волость с главным городом Вятка, а слободы - пользующиеся некоторыми свободами городки бывших ушкуйников, Микулицын, Слободской и другие.
  
  Вопрос о характере взаимоотношений Слободских вятчан с жителями Арской земли остается открытым. Можно лишь заметить следующее. Ушкуйники, а до них иные русские люди, поселились в относительно ничейной пограничной полосе между Вятской и Арской провинциями. Учитывая, что естественная граница проходит по реке Вятке, и тот факт, что русские для передвижения использовали водные пути, поселение их вдоль правого берега Вятки становится единственно возможным. Разумеется, столкновения как с Вятчанами, так и с Арянами первые десятилетия были неизбежны. Но уже в середине 15в. существовало крепкое сотрудничество, по крайней мере, в военном плане.
  С другой стороны, попытки закрепиться на левом (Арском) берегу (об этом сообщает "Повесть о стране Вятской") не увенчались успехом, возводимые здесь городки подвергались нападениям "черемисов и отяков" и были заброшены до построения нового города-крепости Хлынова.
  

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

[]
На миниатюре из Московского летописного свода 16 века мы видим (вверху) вооруженных вятчан, выходящих из своего города, а ниже - избиение ими не успевших вооружиться ушкуйников где-то на берегу возле их жилищ и судов.