Опубликовано ср, 13/08/2025 - 19:10 пользователем skygrad
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/output15.jpg)
- Бабушка
- Отец, несмотря на его стремление вступить в партию (так и не сбывшееся), был за скорейшее крещение сына, и уже на третьем месяце после рождения бабушка свершила таинство в единственной уцелевшей городской церкви. Родители из боязни выговоров на работе внутрь не зашли, - ожидали снаружи. До школы, помню, как раза два бабушка водила меня туда, потом стало опасно. Я проводил под присмотром ее большую часть своего детства, так как она работала на дому - "строчила" на ножной машинке узоры к белым полотняным шторам, накидушкам и подзорам для убранства кроватей. У бабушки был ворох рисунков срисованных из журналов, с которых она с помощью синей копировальной бумаги переносила узоры на полотно. В свободное время читала мне детские книжки, иногда, напевая свои любимые мелодии, вспоминала непростую прошлую жизнь. Любила рисовать карандашами цветочки и кубики с разноцветными гранями. Бабушка приучала меня к огородничеству, для чего выделила грядку, где я под ее началом посадил картошку и морковь с репой. Как-то утром она разбудила меня с радостным известием: " Жень, смотри какая картошка-то у тебя наросла!" - и предъявила три огромные клубня. Конечно, я поливал свою грядку, ухаживал изредка, но клубни она наверняка накопала где-то у себя. В подростковом возрасте я доставил бабушке немало огорчений, у нее не было опыта воспитания мальчиков, а я был тихий, но вредный.
-
![[]](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211111_131825.jpg)
- На улице
- В пору моего раннего детства наша улица существовала в своем естественном виде. По центру пролегали протоптанные редкими телегами и людьми песчаные дорожки и тропинки. Остальное пространство покрывала низенькая трава. Пересекавшая улицу речка не была еще загнана в трубу, а потому в весенне-осенние месяцы представляла трудность для переправы. Наброшенные через береговую грязь и поток доски лежали неустойчиво. Как то раз в первом классе на пути в школу я провалился, и вернулся домой по колени брюк в грязи и сырости.
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211018_123607.jpg)
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211017_010910.jpg)
- В 60-х годах началось уличное благоустройство, всё было раскопано для прокладки асфальтовых дорог и тротуаров, а более водопроводных труб. На несколько лет к радости детворы улица превратилась в песчаные дюны. Мы копались в них с наслаждением. В склонах канав и откосов устраивали дымовушки - маленькие печурки с дымоходами в виде нор. Мое изобретение: на край перекинутой через чурбанчик доски (под вид качелей) насыпать песку и камешков, а потом топнуть ногой по другому концу! В вышину как салют взлетал выстрел из дорожной пыли, и спустя немного времени опускался на наши головы. Понятно, что после такого времяпрепровождения меня надо было полоскать в тазике.
- Соседи
- Среди наших соседей выделялись Бородины (Бородинские, как у нас было принято звать). В войну они взяли на воспитание дальнего родственника-сироту. Игорь, когда подрос, собрал первый в округе приемник, а потом и телевизор. Смотреть пускал всех соседей. На небольшом почти круглом зеленоватом экране что-то двигалось и пело. Во дворе он устроил площадку для игры в городки. В погожие вечера там собиралось всё мужское население Светлиц, включая подростков, которым также давали сыграть. До сих пор помню названия выкладываемых для выбивания битой фигурок: письмо, пушка, бабушка в оконце... В начале 60-х в доме появились новые жильцы Колодкины, их сынок пару раз толкнул меня в грязь при переходе через ручей. Мама ходила с ними ругаться...
- Напротив, в доме Пупышевых, жили брат с сестрами. Старшая торговала пивом в Вертушке, бывшей деревянной часовне, расположенной посреди улицы Первомайской, возле которой после рабочего дня собиралась толпа фронтовиков, включая безруких и безногих инвалидов. Среди них выделялся буйным нравом Самоварчик. На укороченных ножках с обрезанными культями рук он дрался наравне с остальными... Вторая сестра - Клара - работала медсестрой. Со временем за ней стали замечать неладное: вместо лекарства "от живота" выдавала "от головы". Сошла с ума на почве нимфомании, мужчин после войны катастрофически не хватало. Пару раз в год безумная Клара в любой мороз открывала окна на втором этаже и жутко пела на всю округу, благо дом стоял на перекрестке. Спустя час за ней приезжала милиция...
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211017_011149.jpg)
- В ближайшем к нам "Ополёвском доме" жили семьи двух замужних сестер - Шитовы и Чурины (в девичестве Ополёвы). Их угловом дом стоял на пригорке, поэтому на его завалинке собирались соседки с детьми чтоб посудачить и узнать новости от проходящих. Анюта Чурина прозвала моего отца "Конструктором", а соседа Егора - "Представительным". Дядя Миша Шитов был человек хозяйственный и умелый, но по обычаю работяг той поры при случае возвращался с работы хорошо навеселе. Обернув угол нашего дома, он напрямки шел к своим воротам. Но на его пути всегда попадался электрический столб: "Ты чо встал на дороге!?" - вопрошал он неизменно, и не услышав ответ легонько пихал встречного, а когда тот и не думал уступить, продолжал выговор, то ли шутя, то ли взаправду приговаривая: "Окапался, гад! Связь с заграницей имеешь!" Разборка заканчивалась легкой потасовкой, сопровождаемой матом и увесистым тумканьем по бревну...
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211017_010726.jpg)
-
![X []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211018_124829.jpg)
- Плотник Егор побывал в немецком плену, частенько выпивал, со слезами в глазах вспоминал перенесенные ужасы, а потом гонял свою семью, укрывавшуюся в таких случаях у нас или других соседей. Семья Егора жила в нижнем этаже стоявшего в овраге большого деревянного дома, по этой причине в комнате у них всегда был полумрак, усилившийся после прокладки пути вдоль Гоголя.
- До революции в этом доме проживал некий Форс, затем его уплотнили, - подселили семьи работяг. По воспоминаниям старших, Форс ходил надменно, с тростью, в белом костюме и белой фуражке. У него было две дочери, Лиза и Ольга, обе хорошо и громко пели. В 60-х годах Ольгу зарезал любовник, с которым она, на свою беду, познакомилась на курорте. Он приехал за нею следом на машине. После рокового разговора неудачливый любовник пытался скрыться. Помню женский крик на улице: "Ольгу зарезали!"... Милиционер на другой день нашел в нашем огороде его нож...
- Матерью для маленькой дочки-сиротки в дом пришла ссыльная эстонка "Лена", бывшая учительница. Из-за отсутствия паспорта, на работу её не брали. Вечно полуголодная, но жизнерадостная, она ходила в рваном рубище с огромным мешком на спине, в который набивала собранные на улицах вещи: куски хлеба, щепки, тряпицы, бумагу и редкие тогда бутылки... Моя бабушка, зная по себе скудную жизнь, частенько подавала нищенке горсть картошек, пару поленьев или несколько копеек.
- В другом большом доме на верхнем этаже проживали семьи двух братьев - Саньки Чобаря и Аркаши. С войны оба не вернулись. Но первый после поисков жены неожиданно объявился! Оказалось, он живет на Украине с новой семьей. Приезжал, забрал одного сына... Спустя несколько лет оба вернулись на родину, спились и умерли. Помню как взрослые обсуждали похождения Чобаря... Внизу этого дома жила многодетная семья Хариных.
- Однажды к нам в дом зашла девочка и важно представилась: "Зина Николаевна, ваша соседка!" Вскоре я увидел ее в школе, мы проучились в одном классе все десять лет. К сожалению, нашими соседями Капустины были не долго...
-
![Ц []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211020_132540.jpg)
- Из дальних соседей помню зажиточного пимоката Титова. В своем подвале он катал валенки-пимы, на чем сделал деньги и построил двухэтажный шлакобетонный дом. Мы ходили к нему с мамой раскатать мои новые валенки. Еще дальше по Гоголя жили Чирковы и Катаевы. Выше по Первомайской располагалась Ветлечебница, а дальше - на углу Красноармейской - наша родственница Ольга. И уж совсем далеко от нас за пустырем у Спировки - Кошкины, которые когда-то сватали своего сына за мою маму, но та отказала.
- В другом конце, ближе к мебельной фабрике, проживал некий охотник, державший во дворе медведя на цепи. Мы ходили смотреть этого зверя, принесенного из леса еще детенышем. К зиме он подрос и пошел на мясо.
-
![Ц []](https://samlib.ru/img/h/harin_e_a/qorotkie/20211020_132810.jpg)
- В 60-х годах через огороды соседей прорубили новые переулки: Мельничный, Песчаный, Зеленый. Заселили весь пустырь до самой Спировки. Деревня, получив паспорта, устремилась в Город на работу и жительство. Невдалеке от нас построили дом для работников почты на три семьи с общежитием для девок. Соседка Ивановна, потерявшая большую часть земли и колодец, славящийся вкусной водой, с расстройства заболела и умерла. Пострадал и наш огород - отняли половину с полуразвалившейся банькой и берегом ручья. Одного меня в тот конец не пускали, там оставалась яма от устроенного еще до Войны колодца.
- Помимо пивной-вертушки и конечной остановки городского автобуса, центром Светличной жизни был Девятый магазин, устроенный в нижнем этаже небольшого кирпичного домика. В 60-х выбор продуктов и вин был относительно велик, так как у большинства денег едва хватало на скудное пропитание, поэтому дорогие товары и продукты залёживались на прилавках. Особенно поражали детское воображение пирамиды из разноцветных шоколадок. В обычные дни родители иногда приносили детям после работы прессованные кубики с какао или кофе, их можно было залить кипятком, но чаще мы грызли их просто так. С получки баловали маленькими плитками или батончиками в пределах 50 копеек (часто соевыми), и лишь изредка стограммовой "Аленкой" за 80 копеек. Шоколадные плитки от рубля и выше годами лежали на прилавках в пирамидах. Но наступал их срок. Продавщицы безжалостно прилюдно срывали хрустящие обертки и ломали на мелкие кусочки шоколад всех сортов и цен в картонный ящик. Шоколадный лом расходился по бросовой цене рубль шестьдесят за кило, 300 грамм на полтинник! Для мелкоты всей округи наступал праздник.
- Свадьба или поминки в соседях были всеобщим представлением вместо телевизора. Толпа под окнами (летом распахнутыми) обсуждала происходящее: невесту с женихом или покойника, угощение и выпивку. "Ох, деревня!" - это про то, как сватья разливает ковшом по граненым стаканам брагу из огромного чана...

Евгений Анатольевич, прочитал пока три части, очень интересным языком написано, не оторваться. Спасибо.
Хотелось бы понять что это за деревня и где она находилась. Можете дать ссылку? Или Светличный - это часть города Слободского?
Благодарю за отзыв! Светлицы или Светлица - микрорайон Слободского города, центр - перекресток Первомайской и Ленина (Рождественской). В середине прошлого века это была северная окраина города. Светлицей, видимо, называли небольшую речку, приток Спировки (рядом есть еще другой приток Козулька).