Родина Водки

   Начнем нашу тему с заметки краеведа А. Л. Мусихина "Вятка и водка":
   "Собирая материалы по теме вятского летописания, я решил поискать что-нибудь в Интернете. Каково было мое удивление, когда на запрос найти фразу "Вятские летописи" поисковая система Яndex выдала большое количество сайтов "алкогольной" тематики. Система Rambler добавила еще несколько подобных сайтов. Меня заинтересовал данный факт. Что может быть общего у вятских летописей и алкогольных напитков?
   На открытом наугад сайте я прочитал следующее: "Первые упоминания об изготовлении водки встречаются в Вятской летописи: "...в 1147 году в Хлынове (Вятка) построена была винокурня и земская изба"". И сразу вспомнил, что то же самое читал в 2000 г. в нижегородской еженедельной газете "Понедельник" в статье, перепечатанной из газеты "Труд-7". Уже тогда я обратил внимание на ошибочность сообщенных в ней фактов. Сразу же хотел написать ответную статью, но бывший в то время главным редактором "Вятского епархиального вестника" В.К. Семибратов убедил меня этого не делать: "На каждый чих не наздравствуешься". Однако в настоящее время я с ужасом убедился, что этот отдельный "чих" превратился в настоящую эпидемию, обрастая все новыми фантастическими подробностями. Об этом факте упоминают не только сайты водочных заводов, различных мужских клубов, Интернет-энциклопедий по всей России от западных областей до Дальнего Востока, но и сайты ближнего зарубежья - например, Белоруси, Украины и Казахстана...
   Несколько сайтов называют дату 1174 г., а сайт федерального казённого предприятия "Союзплодоимпорт" - 1184г. Некоторые сайты с гордостью пишут: "О питейном деле на Руси впервые упоминается в Вятской летописи 1174 года, тогда как первоначальные даты производства французского коньяка относятся к 1334 году, английского джина и виски - к 1485 году, шотландского виски - к 1490 году, немецкого шнапса - к 1520 году". А другие хлыновскую винокурню считают, ни больше, ни меньше, "прародительницей российского промышленного производства водки". На сайте "Великий Новгород" сообщается: "В 1997 г. исполнилось 850 лет со времени первого упоминания в Вятской летописи (1147 г.) факта строительства в г. Хлынове (Вятка) винокурни..." Однако двумя абзацами ниже приводится знакомая вятчанам дата: "В 1174 г. хлыновский летописец писал о том, что некоторые новгородцы выехали из Новгорода и, доплыв до Камы, в устье реки Хлыновицы возвели городок и назвали его Хлынов. В этом же году, пишет летописец, в городе открылась первая винокурня. Таким образом, секрет производства водки в Хлынов завезли всё те же новгородцы".
   Если иногородним сайтам всё же можно простить незнание вятской истории, то от вятских можно было ожидать более точных сведений. Однако сайты Кировского элитарного имени Большой Бутылки клуба анонимных алкоголиков, Уржумского спиртоводочного завода и Глазовского ликеро-водочного завода (бывшего ранее в Вятской губернии) сообщают такие же данные. Даже сайт кировских ледолазов полагает, что "родиной российской водки считается Вятка". А на просьбу бывшей солистки рок-группы "Ночные снайперы" С. Сургановой рассказать что-нибудь интересное о г. Кирове корреспондент "Вятского края" не нашел ничего лучше, чем ответить: "У нас делают дымковскую игрушку, а ещё, по некоторым данным, Вятка - родина русской водки"...
   http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number9&ELEMENT...
   Конец цитаты.
  
   Далее А. Мусихин аргументированно опровергает "миф" о связи изобретения и производства первоначальной водки с Вятской землей. Не стану спорить с ним, но приведу свои контраргументы, начисто отсутствующие в его статье.
   Начнём с того, что известная работа по истории водки В. Похлёбкина безнадёжно устарела http://vkus.narod.ru/vodka/vodka_01.htm , хотя и была для скудоумного Советского времени откровением в исследовании данного вопроса. Этот автор, придерживаясь традиционной концепции истории, безосновательно отмёл все (кроме Московии) государственные образования 14-15 веков, как возможные территории возникновения русского винокурения, а само название продукта вслед за толковыми словарями однозначно связал с водой. Однако, по его же трактату название "водка" впервые встречается как раз в Новгородской летописи под 1533 годом в качестве лекарства для лечения ран. Похлёбкин выполнял политический заказ: водка должна была быть изобретена в Московии и нигде иначе. Поэтому альтернативные варианты сходу отвергались. На основании косвенных признаков и смехотворных басен (легенда о Чудовом монахе-изобретателе), он определил появление винокурения в Московии между 1448 и 1478 годами, особенно выделив 50-60 годы. Но как раз в это время произошло первое (относительно мирное, в 1459 году) присоединение Вятки к Московии. Возможно, вятчане до поры откупились от навязчивых Московитов технологией производства своего напитка, который до того был их монополией.
   Водка фигурирует в Новгородской берестяной грамоте 65, датируемой примерно 1300 годом. В ней хозяин даёт указания своему слуге или компаньону. В конце этой записки прибавлено "аще водя по три рубля прода, али не водя не продаи", что можно понимать так: если водка (в цене) по три рубля, - продавай, если нет - водку не продавай. Ранняя форма названия - водя - перекликается с существующим поныне жаргонным словечком "водяра". Речь в бересте идёт о цене за определённый известный всем стандартный объём продукта. В 17 веке и позже водку продавали мелким оптом вёдрами. Но и в таком случае цена 3 рубля за ведро очень велика, если учесть, что за такие деньги можно было купить дом или холопа-работника. Остаётся предположить, что "водя" не производилась в Новгороде, а была дорогим привозным продуктом, а потому употреблялась в основном в лечебных целях, а также, вероятно, для экипировки походов.
   "Очевидное" для Похлебкина происхождение слова "водка" от слова "вода" неубедительно, так как не соответствует общему ряду: спина - спинка; стена - стенка; нога - ножка"; печь - печка, вата - ватка, беседа - беседка, ход - ходка и т. п. Приведённые пары равнозначны или близки по смыслу, тогда как пара "вода - водка" состоит из слов означающих вещи с совершенно различными свойствами (кроме внешнего вида). Более логично предположить появление названия водка по принадлежности происхождения: Водь - водка. Водка - это Водский (Вотский) напиток. Происхождение слова "вятка" до сих пор остается под вопросом, но связь со словами "вотка" и "ватка" признается некоторыми исследователями.
   Считается, что европейцы переняли способ перегонки винного сусла (браги) от арабов, те и другие использовали получаемый спирт для создания ароматических и лекарственных настоек. Водно-спиртовый раствор в Европе назывался "аква вита", - "вода живая", - что, вроде бы, объяснимо её медицинским применением. Однако и тут можно видеть явное сходство слова "вита" с "Вята", - просто европейцы подобрали более понятное для них и не связанное с иноземным происхождением слово (жизнь, живая). Предположим, что первоначально спиртовый препарат назывался ими "Аква Вята" - Вода Вятская, то есть, Вотка.
  
    []
   Герб Вятской земли в западноевропейском источнике 17в. Читается "Vitastsky" - "Витяцский".
   Производством водки занималась Вятская знать. Об этом есть свидетельство (правда, уже позднее), - завещание вятчанина Ивана Есифова сына Шелома 1574 года. В нём помимо оружия (полный рыцарский набор) и всевозможного добра, перечисляются предметы пригодные для хранения спиртных напитков, а, главное, явно связанные с винокуренным производством: "котел медяной в 12 ведр, другой в 4 ведра, третей в полтора ведра, четвертой в ведро, пятой в полведра, шестой в четверть ведра; да медяная ж порядня: четыре медяники, три по ведру, четвертой в полведра, да куб винной в 5 ведр, да три трубы винные медяные ж". Подобных описаний 16 века по другим землям нет.
  
    []
   Карта путешествия Гарнати.
   Существует интересное сообщение арабского путешественника 12в. Абу Хамид ал-Гарнати ал-Андалуси. Около 20 лет он жил в Саксине, городе в низовьях Волги (бывший Хазарский Итиль). Совершал поездки вверх по Волге в страны Булгар и Славян в 1130-х и 1150 г. Из книги "Му'риб ан бахд аджаиб ал-магриб":
   "А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж (налог с христиан и язычников), между ними и Булгаром месяц пути, называют его Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.
   А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура (Югра). Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной...
   Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета (лица), с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед".
  
   Из описаний можно видеть, что к северу от страны Булгар (примерно территория Татарстана) расположены две соседние области - Вису и Ару. Вису можно отождествить с протяжённой северной булгарской провинцией Бийсу (она же Пермь-Биармия), в которую входили верховья Вятки и Камы, Устюг, Пермь Вычегодская и Печора (это мнение многих современных историков было распространено и в прошлом). Напомню, её жители платят харадж, то есть не являются мусульманами. Булгарские купцы летом ходят в Вису, где обмениваются товарами с тамошними купцами, а те уже самостоятельно добираются в ещё более северные местности (за полярный круг, Югру).
   Пунктами торговли Булгар в Бийсу могли быть городки на средней Каме и Вятке (Рождественское и Ковровское городища с булгарскими артефактами), а также Иднакар на Чепце (все три примерно на одной широте). До потери в середине 12в. булгарами района Устюга, здесь, в Гледене, так же мог быть центр их торговли.
   Под Югрой можно понимать жителей северного побережья Океана. Они, не имея своего железа, закупают железные гарпуны. С Югры не берут харадж, видимо, в силу удалённости её жители не забредают в Булгар, а потому торговые связи осуществляются через купцов Вису.
  
   Описание араба относится к жителям области Вису-Бийсу. Населена она была разными племенами и народами, но торговлей занималась определенная властная группа, имевшая свои суда. Область Ару соседствовала с Вису-Бийсу (вспомним известную нам пару Гелоны-Будины или Хлыны-Вотины). По булгарской хронике Джагфар Тарихы до середины 12 в. столица провинции Бийсу располагалась на реке Юг - крепость Гусман-катау - это Гледен (до него как раз месяц пути). Юго-восточная часть бассейна Вятки входила в Арскую землю (Ару). Арская земля - это территория расселения предков удмуртов: низовье Вятки (Удмуртия и восточное Приказанье), а также Чепецкий анклав.
   В приведённом отрывке сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди, прибывшие из Вису, пьют напиток из ячменя, едят мясо белок и бобров. Исходя из этого, нужно сделать вывод, что это близкие соседи. Замечу, что Арская земля пригодна для выращивания ячменя (зерна для производства натуральной водки). Некоторые из приехавших в Булгар в дорогих шубах, что говорит об имущественном расслоении. Вероятно, они представляли собой аборигенную знать Вису. Судя по приведённому тексту, именно это военно-купеческое сословие осуществляло торговые операции между булгарами и обширными северными территориями Вису и Йура.
   Жгучий горячительный напиток из ячменя - это Вотский самогон, водка, от имени аборигенов бассейна Вятки. Тюркское название водки - "арча" - пошло от более известного им места производства напитка - страны Ару. Арча - старое название речки Казанки, где был город Арск, центр Арской земли. Понятно, что употребляющие алкогольный напиток не могли быть мусульманами, а, значит, они не были булгарами.
   Таким образом, версия Похлёбкина об изобретении водки в Московии 15 века полностью несостоятельна. Выходит, он далеко не всезнайка (книга с текстом араба была издана ещё в 1971 г.), а, скорее, заведомый фальсификатор. Заметим, что для выращивания ячменя по климатическим условиям территория от нижней Камы до средней Вятки вполне подходит. Нужно полагать, что страна Ару располагала для производства водки достаточно развитым земледелием.
   На Вятке издавна известна Кумышка - это не пиво и не брага, а самый настоящий во все времена запрещаемый в России самогон. Он, как известно, мутноватый, а потому получил "для конспирации" имя от слабо алкогольного молочного напитка кумыса. Возможные сомнения в характере напитка из ячменя, употребляемого северными соседями булгар в 12в. (кислая брага, кумыс или пиво), отведу следующими аргументами. Трудно представить, что торговый караван из страны Вису помимо мехов везет за сотни километров зимой ни на что не годное прокисшее пойло. (Для несведущих: на первом этапе брожения сахар превращается в спирт, на втором - спирт перерабатывается бактериями в уксус.) Учитывая малое содержание спирта в кислом напитке, это должна быть приличная бочка. А ведь случаются морозы. И что тогда? В дальний путь надо брать крепкий напиток. Он занимает немного места, всегда под рукой, и, самое главное, не замерзает, - им можно быстро согреться. Алкоголь в организме, как известно, превращается в тепло. 40-градусная водка замерзает примерно при -30. Слабый алкогольный напиток замерзает уже при небольшом морозе, брать его зимой в дорогу не имеет смысла. Крепость более 15-20 градусов можно получить только методом перегонки. Из контекста описания араба видно, что этот напиток был очень крепок, - его употребляли в северных странах и закусывали мясом бобров. Сам араб-мусульманин ячменный напиток вряд ли пробовал. О его вкусовых качествах он судил по лицам выпивающих. Сравнение с уксусом ("кислый как уксус") чисто внешнее: от водки и от уксуса непривычный человек гримасничает от ожога полости рта совершенно одинаково, - вспомните эпизод из фильма "Кин-дза-дза".
   По удмуртски (по вотски) река Вятка зовется Ватка, причем, Ват - означает бобёр. И таким образом, Вятка переводится как "Бобровая". Этот момент окончательно конкретизирует район проживания северных купцов, посетивших Булгар, - любителей крепкого напитка и мяса бобров.
   Остается прояснить вопрос о том, кто были краснолицые северные купцы.
   По сообщению араба Фадлана, посетившего страну Булгар в самом начале ее становления (922г.), на побережье Волги проживали колонии купцов-русов. Он дал красочные описания обычаев этих русов, которых отождествляют с викингами ("13 воин" сделан по мотивам этого текста).
   "... я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль (Волга). И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов... С каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские..." http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm (стр. 78 и дальше)
   Именно они плавали по северным рекам и осуществляли торговлю между булгарами и народами севера - страны Вису. У Гарнати зимой санным путем в Булгар для торговли прибывали жители Вису. У них наверняка были суда, просто булгары летом не пускали их к себе из опасения, а также для того, чтобы воспрепятствовать прямой торговле северян с южными (арабскими) купцами. Учитывая схожесть описания внешности и характера торговой деятельности, можно предположить, что русы у Фадлана и Вису у Гарнати близки по происхождению. Обратим внимание на совпадение цвета лиц русов и народа Вису. Но за пару веков эти русы утратили свое прежнее общее наименование и получили имя по месту проживания - "бийсуйцы" в Джагфар Тарихы и "биармийцы" в сагах. Вероятными местами их более-менее постоянного пребывания в 12в. (помимо торговых городов Булгара) могут быть: городище Гледен на р. Юг (возле Устюга), Ковровское городище (Колын) на средней Вятке, Солдырское городище (Иднакар) на Чепце, Чердынь на верхней Каме, Ортинское на Печоре. Во всех них имеется смешанный археологический материал (славянский, скандинавский, булгарский и финноугорский). В Джагфар Тарихы сказано, что с 1150г. центром провинции Бийсу после потери крепости Гусман на реке Юг стал Колын на Вятке.
   Иногда в качестве места обитания купцов народа Вису выдвигается Рождественское городище на притоке средней Камы. Но в нем слишком явное присутствие булгар-мусульман, алкоголь они вряд ли употребляли, да и по виду отличались, были смуглые, - под описание Гарнати совершенно не подходят. Поэтому отождествление народа Вису с населением Камы, как это делают некоторые историки, не основательно. Посмотрим на карту торговых путей 10-13в. составленную историком Б. Рыбаковым. Сразу заметим, что путь из Булгара на север по Вятке и Моломе и далее через Устюг на запад в Русь и на север к Печоре полностью совпадает с описанием в Джагфар Тарихы. По Каме путь на север (в виду сильного течения) был неудобен.
    []
  
  
  
   Итак, рассмотренные факты увеличивают шансы признания первенства за Вяткой происхождения названия русского алкогольного напитка - водка. Можно думать, Нукрадские русы-вятчане использовали местный Прикамский метод перегонки бражной закваски из ячменя в крепкий и долгохранимый хмельной напиток, обладающий к тому же обезболивающим и антисептическим действием, что немаловажно для воинов.
  
   Намек на то, что самогон производился в Прикамье или Поволжье в еще более ранние времена есть в сообщении о путешествии европейцев в страну восточных гуннов (ПРИСК ПАНИЙСКИЙ "ГОТСКАЯ ИСТОРИЯ" http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm). Правда, местоположение этого района не вполне ясно. Империя гуннов в 5в. включала в себя бывшие Чудские владения остготов, в которые входило и Прикамье на северо-востоке.
    []
   Остготы по Иордану и Рыбакову. Тиуды-чудь указаны на карте в двух вероятных местах под цифрой 4. Хорошо просматривается Балто-Камский меховой путь.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm
   "...Оттуда мы продолжали путь по ровной дороге, пролегавшей по равнине, и встретили судоходные реки, из коих самыми большим после Истра (Дунай) были Дрекон, Тигас и Тифесac. Мы переправились через них на челноках-однодеревках, употребляемых прибрежными жителями, а остальные реки переплывали на плотах, которые варвары возят с собой на повозках для употребления в местах, покрытых разливами. В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы - просо, а вместо вина - так называемый по-туземному "мед"; следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячмени; варвары называют его "камос" (kamon). Совершив длинный путь, мы под вечер расположились на ночлег у одного озера с годной для питья водой, которой пользовались жители близлежащей деревни".
   После Дуная путешественники преодолели три крупных реки и несколько небольших. Сравнимые с Дунаем реки в восточном направлении - это Днестр, Днепр и Дон. Здесь же встречаются и другие заметные реки: Ю. Буг, С. Донец и т. д. Так что вполне возможно, что описана местность невдалеке от Волги. Мёд - славянский хмельной напиток. Камос (дешевый напиток для слуг) иногда считают квасом, но нельзя исключить, что это кумышка-самогон (от схожего по мутноватому виду кумыса). По описанию путешественника, данные народы, несомненно, принадлежат не кочевникам-гуннам, а местным племенам гуннами завоеванными, среди которых были славяне и финны. Вероятно, речь здесь идет о стране именьковцев, соседей Прикамских народов.
  

Комментарии

Аватар пользователя север

...(Для несведущих: на первом этапе брожения сахар превращается в спирт, на втором - спирт перерабатывается дрожжевыми бактериями в уксус.) Конец цитаты.

Мил человек, прежде чем такое писать, неплохо бы ознакомиться с предметом. Даже не с биохимией или технологией, а хотя бы внимательно прочитать того же Похлебкина, вместо того,чтобы его агрессивно обхаивать. У него-то всё корректно написано. Иначе подобная "история" начнёт кочевать с одного места на другое, о чем вполне справедливо написано во вступительной заметке к Вашему произведению.

Аватар пользователя skygrad

Вино превращается в уксус при свободном доступе воздуха в емкость. Уксусные бактерии, миллионы которых живут в забродившем виноматериале, при достаточном количестве кислорода и температуре 6-45°C активизируются, перерабатывая винный спирт на воду и уксусную кислоту. 

Это пишут википедии. Так что, Дорогуша Север, процированная вами моя фраза верно отражает процессы натурального брожения. Смысл моих аргументов в том, что брага непригодна для длительного хранения и использования зимой. А вот перегонный продукт из нее обладает всеми нужными свойствами: долго хранится, занимает меньше места и не замерзает.

А Похлебкина я читал внимательно, - типичная для советских времен заказуха. 

Аватар пользователя север

Дрожжевые бактерии вырабатывают спирт, а не перерабатывают его. А то, что вино превращается в уксус при аэробном брожении под действием совершенно других микроорганизмов - так кто же с этим спорит.

Аватар пользователя skygrad

Ну, дрожжевые бактерии кроме спирта и кислоты производят, хотя немного, пишут. Но вы меня убедили, сделаю поправку в текст, уберу слово дрожжевые.