Троица, Семик и День Победы | Родная Вятка

Троица, Семик и День Победы

 Праздник Троицы по Библии связывают с тем, что около Хеврона Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трёх странников:
   "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер... Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18, 1-2).
   Далее описана совместная трапеза и обещание новой встречи. 'В контексте поминального характера священной трапезы немаловажное значение приобретает то обстоятельство, что в Мамре располагалось патриархальное кладбище и пещера в Махпеле была последним пристанищем праотцев Авраама, Исаака, Иакова. Поэтому традиция совершения Евхаристии над святыми мощами имеет также свой ветхозаветный прообраз, а именно святую трапезу, на которой священнодействовала Святая Троица и рядом с которой захоронены патриархи.
   По сообщению церковного историка V века Сократа Схоластика, 'у так называемого мамврийского дуба, где, по свидетельству Священного Писания, Авраам принял в гости ангелов, поставлены жертвенники и приносятся языческие жертвы', что побудило императора Константина Великого направить укоризненное послание епископу Евсевию Кесарийскому с повелением 'жертвенник ниспровергнуть, а подле дуба создать церковь'. Эти данные подтверждает самое раннее из уцелевших до наших дней описаний паломничества, совершенного в 333 году жителем Бордо к месту, 'где жил Авраам, где он выкопал колодец под дубом и где было ему явление трех ангелов и он с ними ел и говорил. По велению Константина и там была построена прекрасная базилика'.
  
    []
  
   Современные археологические исследования позволили установить, что при Константине Великом Мамврийский Дуб локализовали к востоку от дороги в Хеврон и к северу от Махпелы в местности, получившей позднее арабское название Харам-Рамет-эль-Халиль (в переводе - священная возвышенность друга Божьего). При раскопках здесь был обнаружен древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. http://www.bogoslov.ru
  
   После всего сказанного можно видеть, что в основе этого празднования лежит языческая традиция поминовения усопших. Ангелы, явившиеся Аврааму - это души предков.
   В наших Вятских краях эта древняя традиция сохранялась в наиболее яркой форме.
   'В Слободском поминовение усопших совершается в Семик на площади около мужского м-ря, где служат 'вселенскую панихиду'. Здесь же в этот же день происходят ярмарки, на которых продают детские игрушки, свистки, куклы и статуэтки, при этом слышится неумолкаемый свист. Аналогичное происходит в этот день в Котельниче. Но здесь панихида совершается над ямой, в которой якобы захоронены воины павшие в битве с новгородцами. После этого крестьяне бросают друг в друга печеными яйцами, а дети - глиняными шарами, а также свистят в дудки и стрелляют из пищалей. Продаются различные свистульки, волынки и глиняные игрушки. В городе Вятке тот же праздник известен под именем 'свистуньи' или 'свистопляски', но совершается он несколько раньше Семика, в 4 неделю после Пасхи. По преданию праздник связывают с битвой, в которой пало много устюжских воинов, здесь устраивались кулачные бои'. - Д. К. Зеленин. К вопросу о русалках.
   'Вятская ярмарка имела и свою мифологическую историю. Предание связывало установление праздника с памятью о воинах, погибших в битве между вятчанами и устюжанами. В этой битве 'пало много устюжских воинов; будто бы устюжане пришли на помощь вятчанам, но вятские слепороды приняли их в темноте ночи за врагов и избили'. В других вариантах вятского предания семицкие поминовения проходят 'над костями убитых черемис', над 'убитыми некогда в битве с вотяками', над могилами вятских воинов, 'падших в сече с новгородскими выходцами'. Столь сильный разброс версий предания об исторической битве (от устюжан и новгородцев до представителей иных этносов) заставляет усомниться в историчности описываемых преданием событий. Сомнение еще более усиливается при сопоставлении его с удмуртским преданием о битве между вотяками и черемисами, правда, прикрепленным к Великому четвергу: 'У мултанских вотяков Малмыжского уезда отмечено еще следующее предание. В ночь на великий четверг у них некогда была битва с черемисами: в этой битве погибло много черемис. Души убитых приходят ежегодно в эту ночь к жилищам вотяков, с целью отомстить своим врагам...'
   "Другими словами, на вятской ярмарке продавалось только то, что могло быть использовано в качестве обрядового реквизита ярморочного спектакля, сценарий которого воспроизводил мифологический сюжет прихода предков в мир людей. Знаками-символами этого прихода и являлись продаваемые на ярмарке товары (дудки, свистульки, фигурки людей). Замкнутая на самое себя, вятская ярмарка не имела никакого экономического смысла и представляла собой классический пример архаического праздника, в котором торговля сохраняла свои исконные связи с ритуально-мифологической традицией обмена ценностями между человеком и божествами хтонической природы". http://aklimets.narod.ru
   Семи́к (Русалии) - славянский народный праздник весенне-летнего календарного периода, отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название). Первоначально это был день поминовения 'заложных' - убитых, самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников. Умерших нехорошей смертью в отличии от покойников (умерших спокойно, от болезни или старости) звали мертвяками, их опасались, складывали в отдельную яму на краю кладбища и закладывали (заложивали) бревнами. Но раз в году мертвяков торжественно и радостно захоранивали и поминали. В настоящее время этот праздник перенесен на субботу перед Троицей и относится ко всем умершим. В этот и следующий день вятские люди ходят толпами на кладбища, пьют и едят на специальных столиках у родных могил. Уходя, так прощаются с умершим: "Мы к тебе приходить будем, а ты к нам не ходи!"
  
    []
  
   Новейшей реинкарнацией древнего праздника является зародившаяся на наших глазах традиция шествия с портретами погибших в День Победы 9 мая. (Замечу, что в Римской империи делали посмертный портрет умершего, который приносили на могилу в дни поминовений. Из таких портретов у первых христиан появились иконы, - изображения святых и апостолов церкви.) Поначалу этот праздник соотносился с победой в Великой Войне. Но огромное число жертв и постепенный уход из жизни ветеранов изменили его характер. Усилился поминальный компонент. Но и веселые победные нотки сохранились в виде песен, танцев и вечернего салюта. В Слободском после общего сбора на городской площади, оканчивающегося пуском в небо шаров, колонна идет на братские могилы умерших в госпиталях. Если первые годы эта процессия проходившая в мертвой тишине носила сугубо траурный поминальный характер, то ныне детские личики, разноцветные шарики и флажки придают данному действу отчасти даже карнавальный налет. Помимо погибших в войнах и умерших ветеранов, проносят изображения Генералиссимуса, а кое-где и последнего царя. А в одном городе в хвосте колонны шли собаководы! После уличных мероприятий многие собираются дома за праздничным столом. Еще немного и веселый Семик возродится! 

Комментарии

Аватар пользователя bookreader

"поставлены жертвенники и приносятся языческие жертвы', что побудило императора Константина Великого направить укоризненное послание епископу Евсевию Кесарийскому с повелением 'жертвенник ниспровергнуть"

Ключевое слово тут - "император". :) 

Если Вы про Путина "намекаете", то сравнивать его с императором несправедливо. Он пытается себя "держать себя в руках".  Посудите сами, не сомневаюсь, что к нему толпами идут люди желающие "вылизать" все что угодно (как поется в одной "восточной песне"   - "тот песок по которому ты ходила"). А у нашего народа есть давние традиции ходить с плакатами "членов политбюро и ЦК" (и различными другими иконами святых).  Стоит только "щелкнуть пальцами" (коекому) и на этих плакатах будет портрет - Путина. :)

Я  бы тут не писал, если бы сам не ходил с плакатами Брежнева, и не только его, причем неоднократно (не по своему желанию, естественно).  В этом смысле, возможно эти плакаты с родственниками - это единственный способ направить "энергию масс" 10 млн человек, не в "культ личности", а во что то другое.

Возможно, есть еще (10 млн?) которые бы хотели пройти там с иконами, и есть еще столько же которые хотели пройти с портретом Сталина? 

К сожалению, хотя многие считают себя православными христианами, по факту такими не являются.  Как учат последователи этой религии (если я не ошибаюсь) - нужно уметь прощать своих врагов.  Если наш народ  таковыми себя считают, то они должны простить европейцев (и германцев в том числе) за ту войну.  Кстати, Ельцин предлагал простить их и перестать праздновать эту победу.  Но "по просьбе трудящихся" снова не можем их простить?    

Или нужно им мстить - "до седьмого поколения"?  Месть - это же не наш метод?    «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».    

Аватар пользователя skygrad

Я ни на кого и ни на что не намекаю. Пишу прямо как есть с точки зрения Истории культов. На мой взгляд народного историка День Победы из государственного праздника неизбежно превращается в народный древне языческий. Православие у нас народное, в нем включены многие древние дохристианские традиции и обряды. Конечно, их стараются затушевать, видоизменить, а иногда и запретить, но это не умно. Дело в том, что христинство прошло несколько этапов развития, там всё было, и революционное учение, и борьба со старыми верованиями, но в народе нашем всё это претерпело и свелось к тому, что есть и осталось, и слава Богу!

Аватар пользователя vbob

Кстати, Ельцин предлагал простить их и перестать праздновать эту победу.

"простить и каяться"?  мальчик с Уренгоя…

 

Верховным Главнокомандующим Великой Победы был, есть и будет И.В. Сталин. Нельзя отнимать у Победы ее Верховного Главнокомандующего. Погибших в тылу и на фронте было очень много, ошибок при проведении боевых операций тоже было достаточно, но у народной Победы есть Верховный Главнокомандующий - это напоминание всем нам от тех, кто нес портреты И.В. Сталина.  

Аватар пользователя bookreader

skygard пишет: "Православие у нас народное, в нем включены многие древние дохристианские традиции и обряды."

Про дохристианские обычаи мне ничего не известно.  Но с другой стороны, по телевизору показывают часто старинные кладбища -  столиков для еды не видел.  Вполне возможно это "новодел" сталинской эпохи.   

 

vbob пишет:  "простить и каяться"?  мальчик с Уренгоя…

Видел по телевизору фрагмент выступления того мальчика. Ну он сказал (в общем то), что у всех солдат были мамы и папы и всем им было жалко своих сыновей, и что война это общее горе.  А разве не так?   Тогда вопрос, почему мы только эту войну "празднуем" - в гражданскую то ненамного меньше погибло людей?   Или дело не в количестве погибших людей?  Тогда в чем?    

 

Аватар пользователя skygrad

К дохристианским можно отнести почитания святых источников и мест, например, Великорецкое сакральное место, куда совершается ежегодный Крестный ход, в прошлом было культовым местом язычников. 

В Слободском на старом кладбище в прошлом накрывали "стол" прямо на могильной плите. Ныне первые поминальные куски берут со свежезакопанной могилы покрытой скатерью. В последствие при посещении на могилу кладут лишь кусочки поминальной трапезы для которой ставят небольшой столик и скамьи вокруг него. Столик это действительно нововведение, в прошлом ели прямо с могилы.

Насчет "огосударствлениния" Победы. Революция и последующая гражданская война неудобны для выбора основы нынешнего государства, это более относится к канувшему в небытие СССР. Победа в Войне более нейтральна и понятна. Хотя и тут не все гладко с идеологией)) В войне участвовали все народы Сов Союза. Например, мой дед погибший под Прохоровкой командовал отделением, в котором большинство были не знающие русский язык таджики, узбеки и другие народности. Да, и в немецкой армии половина были не немцы: итальянцы, испанцы, украинцы и даже русские. 

... война это общее горе.  А разве не так? ... Так то оно так, но не было бы агрессора (фашистской Германии и ее саттелитов), не было бы и общего горя. Если бы наш советский народ не победил в той войне, то не было бы всех наших рассуждений и портала "Родной Вятки", да и Русского государства. Вымывается постепенно патриотизм  у Народа -Победителя, или его - патриотизм - целеноправленно вымывают? 

Аватар пользователя bookreader

Андрей Александрович пишет:   не было бы агрессора (фашистской Германии и ее саттелитов), не было бы и общего горя.

 

Как все четко и однозначно. 

 

Гражданская война в Испании (1936-1939)

http://www.istorya.ru/articles/spanewar.php

«республиканское правительство могло рассчитывать на помощь только одного союзника — далекого Советского Союза, который, по некоторым оценкам, поставил Испании тысячу самолетов, 900 танков, 1500 артиллерийских орудий, 300 бронемашин, 30 000 тонн боеприпасов. Республиканцы, впрочем, заплатили за все это 500 млн. долларов золотом».

 

Тут интересно то,  что в СССР в те годы было ровно столько самолетов и танков - сколько отправили на войну в Испаню (судя по статистике).  Понимаете?  СССР все свои танки и самолеты отправил в Испанию.     Почти четыре года воевали там  фактически с Германией.   Кто агрессор там был?  

Кстати, "злые языки" говорят, что то золото не попало в СССР - осело где то  в "капиталистических банках".   :)  

 

Лев, так Вы и ответьте, кто был агрессором в Испании в 1936-1939 гг. И еще: чья статистиека показывала, что все танки самолеты СССР ушли в Испанию? Откуда информация, что наша армия в 1939 г. была без танков и самолетов? Все руководство Красной Армии не знало и не понимало угроз войны после раздела Чехословакии в 1938 г. - Вы в курсе кто санкционировал этот раздел - может, тоже Сталин и Молотов?

Аватар пользователя bookreader

А что с разделом Чехословакии не так?  Захотели и разделили.  Да мали ли  кого в те годы "переформатировали"?

Говорят, что их (чехов)  пригласил  Лейба Давидович "повоевать" в России в 1918 году, но когда им попал в руки "золотой запас" империи в Казани, они перешли на сторону французов и затем вывезли несколько сотен тонн золота в свою Чехословакию.  Когда идет счет на сотни тонн золота - могут "разделить" и не такую страну как Чехословакия.  Может они не хотели "отдать" то золото?   Может быть их "наказали" таким образом, т.е. нехорошо "наемникам" грабить своих "нанимателей"... С точки зрения "нанимателей" -не "по джентельменски" это должно выглядеть.    

Это как вариант, не факт что так и было, но почему бы и нет?  Несколько сотен тонн золота - это хороший повод для раздела страны?    :)