Александровская дача (философия местности)

  
    []
  
  
   Летом в молодые годы с компанией друзей, а позже с семьей, включая нашу собаку, мы частенько проводила время на Александровской Даче. Так называется красивая местность в двух километрах от города выше по реке. Сначала мимо сосен Райниса нужно пройти по тропе вдоль обрыва берегового холма, на котором как древняя крепость возвышается огороженная территория ремзавода. Затем по июльской жаре пересечь бесконечный Монастырский луг с цветущими травами, еще минут десять петлять по прохладе соснового леса, чтобы затем неожиданно очутиться на берегу реки с её бескрайним песчаным пляжем...
  
    []
  
  В конце 80-х здесь началась кипучая деятельность областного размаха. Проложили ЛЭП, подогнали земснаряд и другую технику, по грунтовке засновали тяжелые самосвалы. Выросли рукотворные песчаные терриконы. По реке мимо настырных отдыхающих потекла пена и мутная вода. Крайние деревья на берегу вблизи бывшей усадьбы иссохли и полегли, а часть пляжа покрылась илом.
  Но грянула осмеянная и теперь уже почти забытая Перестройка. Рабочие ремзавода, отрезвевшие и почувствовавшие себя гражданами, отстояли на митингах Александровскую Дачу от полного уничтожения. А, ведь, приговор был подписан, необходимое для добычи песчано-гравийной смеси оборудование установлено и приведено в действие, о чем свидетельствует оставшийся на память огромный Котлован с водой. Предполагалось оставить лишь небольшой покрытый лесом остров. Но советские преобразователи природы не успели, их время истекло.
  
    []
  
  Еще по школьной карте всем памятны два речных крючка - Кама и Вятка. Сначала они текут на север, а затем, встретив некую преграду, поворачивают на юг, чтобы, слившись воедино войти в Волгу. Такую шутку сыграл с ними гигантский ледник, достигавший несколько тысячелетий назад окрестностей Москвы и Слободского. Он встал на пути рек, изменил их направление на противоположное, а в период своего таяния способствовал переносу и аккумуляции многометровых песчано-гравийных масс. Кроме того, необходимо напомнить, что весь этот регион миллионы лет назад был дном мелководного моря, на котором шло накопление осадочных пород: песка, глины, известняка и гипса. Геологи считают, что долина Вятки (от 5 до 10 км в ширину) прорыта бурными потоками талой ледниковой воды. Нынешняя река, не столь полноводная, петляет в этом готовом русле с его гигантскими песчаными пляжами, косами и островами, - холунами. Уже в среднем течении Вятка богата данными особенностями. Не случайно в древности река наша звалась Великая Холуница.
  
    []
  
  600 лет назад во времена Вятской республики не было бескрайнего песчаного пляжа и соснового леса, Вятка текла непосредственно под Верхними Кропачами и Ремзаводским холмом. Но песчаные ледниковые наносы легко размывались рекой, вода несла их дальше и по законам образования речного русла за несколько веков в этом месте появился изгиб реки - меандр. Со временем этот изгиб будет и дальше расти, так как река легко подмывает на повороте невысокий восточной берег. (Лет 30 назад берег в этом месте был частично укреплен щебнем.) Вместе с тем ввиду увеличения протяженности русла на этом участке и, как следствие, уменьшение наклона стока, происходит замедление течения, что способствует отложению взвешенных в воде частиц песка. Появился обширный песчаный пляж и островная отмель посреди реки. Все это подпирает водяной поток напротив Верхних Кропачей, что через какое-то время приведет к прорыву воды в весенний паводок по прямой вдоль старого русла. Эта перемена отрежет Александровскую Дачу от Города. На какое-то время она станет островом. Ситуация может быть усугублена и ускорена неправильной добычей стройматериала. Песок можно снимать относительно тонким слоем вдоль песчаного пляжа или непосредственно со дна, а не копать в пойме реки котлованы глубиной 20 метров. Это, кстати, запрещено природоохранными законами.
  
    []
  
  Если взглянуть на план города и прилегающей к нему местности, то станет особенно наглядна картина современного состояния дел. Река под углом примерно 45 градусов врезается в мощный береговой откос в районе Екатерининской церкви, и лишь слегка углубившись в него на несколько метров, круто поворачивает на юг.
  Если верить экстрасенсам, в местах крутого изгиба русла реки происходит столь любимое ими выделение энергии. Этим предположением можно объяснить нынешнее местоположение исторического центра Города. Концентрация храмов на небольшой территории (ныне три, а 70 лет назад было вдвое больше), особая аура при созерцании речного пейзажа, особенно в ледоход, - говорят за это. На месте "вечного огня" еще недавно стоял значительный по величине пяти купольный храм в византийском стиле, а лет 800 назад был построен городок.
  Точка перегиба реки за последние века смещалась вдоль берега к югу. В этой связи можно обсудить следующие факты.
  
    []
  
  Во-первых, давно существует версия о том, что в северной части города, - на ремзаводском холме или даже в районе Верхних Кропачей, - существовало когда-то древнее поселение. В связи с этим можно отметить протяженный почти прямолинейный откос (более километра в длину и 15-20 метров по склону) на южных подступах к Верхним Кропачам, - одно время в нем добывали глину для производства кирпичей и керамзитовых шариков, что несколько испортило его конфигурацию. Особенно крута примыкающая к реке и поросшая лесом восточная часть этого Уступа. Утверждать, что он полностью искусственного происхождения нельзя, однако подобное "инженерное сооружение" вполне могло служить целям обороны сотни лет назад. Замечу, бой с неприятелем на краю оврага или вала, - обычный оборонительный прием в древности. В частности, после очередного погрома татарами вятских городков уцелевшие вятчане вполне могли уйти вверх по реке в труднодоступные места и "устроить един град и замок крепок" где-то в районе Верхних Кропачей. Крутой склон был отличным препятствием на пути татарской конницы и московской артиллерии. Не здесь ли находилась до сих пор не идентифицированная на местности и оттого почти мифическая Верхняя Слобода?
  
    []
  
  Во-вторых, в устье Спировки с 16 века существовал крупный монастырь. Постепенно река уходила отсюда, изгиб реки смещался к югу, "энергетика местности" снижалась, и в результате произошло некоторое запустение. Интересно, что большевиками были снесены лишь храмы к северу от точки изгиба реки, - на ней сейчас стоит Екатерининская церковь, единственная действующая при Советах. Закрыта она была только с 1940-го по 1945-ый годы, когда использовалась в качестве некого военного радиоцентра. Храмы к югу от нее не были разрушены. Лишь частично разобрали Никольский, но он расположен на некотором удалении от берега. Интересно, что в Советское время из монастыря была перевезена в центр города старинная деревянная часовня.
  Можно также заметить, что город последние века развивается в основном в южном направлении. Недавнее присоединение к нему отдаленного поселка Первомайский - наиболее зримое подтверждение этой тенденции. Тогда как примыкающие к городской черте селения Стулово и Нижние Кропачи, влиться в город никак не могут, хотя уже давно являются ближними пригородами.
  Культурная жизнь также постепенно уходила из северного района города. В 20-30 годах прошлого века Александровская Дача была местом отдыха горожан, по выходным и праздникам здесь на пикнике играл духовой оркестр. После строительства моста через Вятку в середине 60-х (кстати, обсуждался проект устройства его в районе Александровской Дачи) массовые гуляния переместились в Заречный парк. Там же появился новый городской пляж. В 70-80 годах на головоломном береговом склоне под Верхними Кропачами проходили мотокроссы, собиравшие тысячи зрителей. Ныне это зрелище проводят, чуть ли не в центре города на полудетских бугорках около седьмой школы.
  
    []
  
    []
  
  Если быть мистиком до конца, то отрытый в конце 80-х годов на Александровской Даче Котлован для добычи песка приблизил момент прорыва воды по прямому пути, и, следовательно, слегка повернул энергетический вектор развития города в северном направлении. Первыми результатами этого можно считать удержание на экономическом плаву соседнего с Дачей Машиностроительного завода, возобновление богослужений в церкви на территории бывшего мужского монастыря, появление в Светлицах молитвенного дома бабтистов, а также строительство небольшого жилого микрорайона. При этом можно заметить начавшееся "запустение" южной части города: Заречный парк превратился в дикий лес, почти вымер соседний с ним Каринский перевоз, Слободской мост подремонтировали, но не капитально, а значит, лет через десять его проблемы лишь обостряться и встанет вопрос о строительстве нового моста. (Мост у Кирова был построен на 4 года раньше нашего, в этом году движение на нем ограничили, тяжелый транспорт идет по новому мосту.) Угадайте, где? Наиболее удобно - в районе Александровской Дачи. Одновременно можно будет построить огибающую город автодорогу, что избавило бы наши улицы от транзитных машин. По плану 1960 года от моста автодорога должна была пройти через лесной массив Александровской Дачи, далее вдоль упомянутого Уступа (его придётся частично срыть, а землю использовать для насыпки земполотна), пересечь трассу на Нагорск, и у южной окраины деревни Карповы выйти на просеку под ЛЭП. Затем по ней и далее новой просеке через лес пройти в обход кладбища и Стулово до соединения вблизи д. Зяблецы с трассой на Киров. Всего около 7 км. В таком варианте вижу и плюсы и минусы. Дорога облегчит доступ к месту отдыха, но неминуемо исказит любимые с детства места. В частности, ещё сохранившиеся окрестности мельницы Кузьминки, и остаток "реликтового" Уступа. В общественном плане будет решен упомянутый выше кошмарный прорыв паводковых вод реки. Дорога как плотина перекроет путь. Одновременно с этим не вполне законную добычу песчано-гравийной смеси придется прекратить: подрывать федеральную трассу власть не позволит.
  
    []
  
  Но вернемся к самой Александровской Даче. Попасть туда можно несколькими путями. Помимо описанного выше, наиболее простой (из центра) - мимо старого пляжа. Местность начинается с первыми соснами на берегу и песчаной косой, в её прибрежной заводи часто скучают рыбаки по ... колено в воде, а в конце лета отдыхающие семьями ловят сетью рыбу.
  Ранее из Светлиц по Александровскому спуску к реке через бывший монастырский луг, к южной оконечности, интересующей нас местности, шла ближняя тропа. Однако преградой на пути всегда была синюшно мутная от заводских стоков Спировка. В советское время из-за разливов реки каждый год восстанавливали небольшой мостик для косарей, - после революции новая (народная) власть отдала монастырский заливной луг в общественное пользование городским держателям скота. Этот вход на Александровскую Дачу был у нас самый любимый. Дорожка через луг с хлопочущими заготовителями сена, ближе к реке как бы обсаженная цветущей пижмой, переходила в душный от жары ивовый кустарник, а затем, пропетляв между нечастыми соснами - самое красивое место в округе - и зарослями малины, выводила на речной пригорок, откуда открывалась южная, наиболее посещаемая часть пляжа. Когда-то на этом пути наши велосипеды встречались с тяжелыми лесовозами. Рядом на старом пляже добывали из реки лесосплавные бревна: безумолчно ревел тягач, молодые мужики с загорелыми торсами весело орудовали крючками. Не так давно мы с сыном попытались проехать по заброшенной дороге. Это оказалось трудно и безрадостно, - всё заросло кустами и травой.
  
    []
  
  К северной оконечности местности, где и находилась когда-то сама Дача, можно подобраться и со стороны Верхних Кропачей. Для этого, не поднимаясь на самый верх, нужно свернуть направо в сторону виднеющейся с дороги реки, далее по крутому спуску мимо мощного родникового источника (отсюда к Даче когда-то был проложен водопровод) и загонов для скота пройти (или проехать) по грунтовой дороге, огибающей болотистый лужок. Сразу за небольшим леском взору открывается Котлован с водой. На его берегах всегда отдыхают небольшие компании, кое-кто ловит рыбу. Купаются в основном вблизи узкой песчаной косы с протокой, соединяющей Котлован с рекой. Два года назад в рукотворном озере утонул молодой человек. Вода после этого долго имела красноватый оттенок.
  Главная ценность для отдыхающих - это, конечно, огромный полупустой (по общепринятым меркам) пляж. Только здесь наш северный житель может ощутить вкус столь вожделенного за долгую зиму зноя пустыни, и, наконец-то, согреться. Однако даже в самые многолюдные дни разгара купального сезона в наиболее посещаемых местах между небольшими, чаще семейными, группами людей расстояние 20-50 метров. В простые дни соседи по пляжу едва виднеются на зыбком от жары песчаном горизонте. Только редкая в этих краях слободская нимфетка, легко отмерив сотню шагов по песку, попросит закурить, да время от времени проходят невдалеке в поисках особо уединенного уголка влюбленные парочки. Песчаная пустыня и "морской" прибой от проходящих мимо по реке моторок и катеров. Что может быть привлекательней?! Кстати, чуть не упустил: некоторые добираются сюда именно речным путем. Высадятся на берег как пираты, пошумят, попугают мирных отдыхающих, и весело отчалят обратно.
  
    []
  
  Сама дача купца и заводчика Александрова стояла когда-то на северной окраине пойменного сосново-елового леса. Я осмотрел ее лишь однажды. Двухэтажное с претензией на архитектуру и со следами штукатурки деревянное здание с четырьмя колоннами по фасаду, одна колонна, подгнившая, из целого ствола дерева, уже лежала поваленная на земле. Большие окна первого этажа. Внутри хаос брошенных вещей и негодной утвари. Балкон-веранда в мезонине. Из-за ветхости настила мы не отважились ступить на него. Отсюда наверно приятно виднелась река и восходящее солнце, а богатенькие хозяева, сидя в креслах-качалках, попивали кофе с коньяком. Во дворе громоздился сарай - бывшая конюшня.
  До конца 60-х в этом импровизированном общежитии обитало до десятка семей. После войны здесь нашли приют бабушка моей жены, бежавшая с детьми от полуголодной жизни в деревне. Для детей и подростков здесь наверно был Рай.
  В последние годы усадьба числилась за милицией, здесь собирались устроить собачий питомник. В августе 77-го заброшенное строение кто-то сжег ради забавы. Через десять лет пепелище скрыли песчаные отходы добытчиков гравия, и сейчас на этом месте не осталось и следа чьей-то прежней жизни.
  Этой зимой автор принял участие в конкурсе на лучшее название для продукции Слободского СВЗ. Предложил - "Александровская Дача" - и был отмечен десятью бутылками смородиновой настойки.
  Теперь жду, когда на прилавках появиться двухэтажный домик с колоннами среди сосен. Хотя бы на этикетке.
  
    []
  
   Постскриптум.
   Последний раз я был там в 2013 году. Добычу песка возобновили, котлован увеличился вдвое и продолжал угрожающе тянуться в сторону Верхних Кропачей. Посидели с Рексом у родника, испили водички. Он всегда побаивался журчащего потока, пил в отдалении. На кручу взбираться по жаре не стали, повернули домой как пришли. Потом случились сырые лета, тропу через луг и лесок разбили машины. С трудом преодолев болотце, в теплом сентябре 2015-го мы дошли до середины луга. Рексу было явно тяжело, он постарел, и я повернул обратно. В следующем году собака померла, а одному ходить туда тоскливо. Да, и больно видеть оскверненную людской жадностью Природу.
  
   Слободской,
  июль 2005,
  Е. Харин
  
  (Исправлено и дополнено в 2018)

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.