Объектом изучения церковного краеведения являются, отдельные православные приходы, монастыри, церковные учебные заведения, объединённые в более крупные церковные административно-территориальные единицы благочиния и епархии. При этом благоприятными для исследователя являются условия, когда его объект на протяжении всей своей истории входил в одну, максимум в две епархии. Границы епархий, как правило, традиционно соответствуют, и соответствовали ранее, гражданскому административно-территориальному делению. В данной статье мы остановимся на особенностях изучения истории приходов располагавшихся на сопредельной территории Чайковского, Большесосновского районов Пермского края и Воткинского района Удмуртской Республики. Ныне входят соответственно в Пермскую и Удмуртскую митрополию.
Особенностью церковного краеведения данных приходов является, сложность выявления источников информации о них, связанная с тем, что даже профессиональные историки, не всегда могут ответить, когда то или иное село входило в какую губернию или волость, не говоря уже о том, к какому благочинию или какой епархии оно относилось. И это не удивительно. На протяжении более чем 400-летней истории, сёла многократно меняли свою административно-территориальную подчинённость, переходя первоначально из одного уезда в другой, из волости в волость, а с введением губерний переходя группами и по отдельности из одной губернии в другую. С гражданским изменением происходило и изменение их церковной подчинённости. Всё это стало причиной того, что документы, свидетельствующие о приходе, откладывались в архивах гражданских и духовных ведомств различных административно-территориальных единиц.
В дальнейшем, когда, в советское время, началась «борьба за создание архивного наследия» [1. С. 7], все церковные документы, до того хранившиеся при храмах были конфискованы и вместе с прочими документами переданы во вновь созданные архивы Перми, Вятки, а в последующем Свердловска и Ижевска. В результате, значительная часть источников информации о пермских приходах хранится в архивах Удмуртии, в Ижевске и Сарапуле, а воткинские исторические источники в архивах Перми и Екатеринбурга. Наиболее старинные документы, до 1782 года, переданные в Единый государственный архивный фонд, ныне хранятся в Российском государственном архиве древних актов. При этом необходимо не забывать, что часть документов, ещё в XVIII веке отложились в Казани и были переданы в дальнейшем в центральные архивы уже с казанскими фондами.
Для того что бы систематизировать поиск источников предлагаем разделить всю нашу более чем 400-летнюю историю на четыре периода и дать их краткий обзор. Условно обозначив эти периоды как – казанский, пермский, вятский и советский, понимая при этом, что они не имеют совершенно чётких хронологических и территориальных границ.
Казанский период. Казанский уезд, был организован сразу после покорения Москвой Казанского ханства, в 1552 году, в его же границах. Уезд клином вторгался вверх по Каме, вплоть до реки Очёр. Гранича на севере с Пермью Великой, с запада по верховьям Ижа, Вотки, Шаркана и Сивы, с Вятской землёй, а на востоке с ногайцами. Граница с ногайцами, шла по левому берегу узкой полосой вдоль Камы, так, что вся береговая часть Камы контролировалась русскими. Эта линия и становится границей Русского государства, отделяя вновь присоединенные земли от Синей или Ногайской Орды. А узкая полоса между ногайцами и Камой крайне беспокойной частью Русского государства. Именно на этой узкой, беспокойной полосе вдоль новой границы начинают селить дворцовых и монастырских крестьян, строить первые православные храмы, освящая их во имя Святителя Николая Чудотворца.
Первым из них был храм, в Осинской или Ново-Никольской слободе. «В Казанском уезде, вверх реки Камы с наполные стороны, на Осинском городище Новая Николская слобода, а в ней Божия милосердия храм великого чюдотворца, Николы поставлен новой клецки; в церкви царских дверей и образов, и книг, и сосудов, никотораго церковнаго строения и попа нет», - так о нём повествуется в «Писцовой книге Палицына и Аристова» в 1596 году [2. С. 135]. Следующий Никольский храм построят в селе дворцовых крестьян «Никольском, что на Березовке» (ныне село Николо-Берёзовка, Башкортостан), впервые он упоминается в «Дозорной книге Зюзина» в 1621 году [3. Л. 647об.]. В дальнейшем между ними, будут построены Никольские храмы в сельце Нечкино (находилось на территории Чайковского района Пермского края) в 1621-1646 гг. [4. Л. 1325об.], и в Сайгатке (ныне г. Чайковский Пермский край) в 1678-1710 гг. [5. Л. 345об.].
К концу 17 столетия, край, ещё совсем недавно совершенно необжитый и суровый, достаточно интенсивно осваивается. Но земли заселяются только по побережью Камы и вблизи реки Сивы. С севера, земли, пожалованные Осинскому Преображенскому монастырю, начинают осваивать монастырские крестьяне. Границы пожалованных земель, вниз по течению Камы, по левому берегу доходят до речки Сайга, а по правому до речки Палым. Здесь уже начиная с «Переписной книги Бутурлина», в 1646 году, фиксируются монастырские деревни Сайгатка и Степаново, с живущим в ней старцем Харитоном [6. Л. 282-283].
«Переписная книга Бутурлина 1646 года», первое письменное упоминание о селениях Осинского монастыря. Впервые она была опубликована профессором Казанского университета И.М. Покровским в работе «К истории Казанских монастырей до 1764 года», в 1902 году, в «Известиях Казанского Общества Археологии, Истории и Этнографии» [7. С. 21]. В ней кратко описываются все восемь селений Осинского Преображенского монастыря, в том числе; село Преображенское, против Осы на Каме реке, сельцо Троицкое, что на Дуброве, починок Бабкин, деревни Степанова, Сайгатка, Банная, Частые, Давыдовка. Сам источник хранится в РГАДА, в прекрасной сохранности. Такой же прекрасной сохранности хранится в РГАДА перепись Супонева 1678 года [8]. Изучение этих переписей даёт полную информацию о тех, кто жил в ту пору в монастырских селениях, в т.ч. священниках и монашествующих.
Остальные источники, казанского периода, по монастырским сёлам, хранящиеся в РГАДА, «Перепись Кудрявцева 1710 года» [5], «Ландратская перепись Осинского Преображенского монастыря 1716-1717 гг.» [9], а также 1-3 ревизии вотчин бывшего Преображенского монастыря (1725, 1748, 1763) [10], такой информации уже не несут, а сообщают больше о монастырских крестьянских и бобыльских дворах. Тем не менее, именно в переписи 1710 года, деревни Сайгатка и Степаново впервые упоминаются как «Никольское Сайгатка тож» и «Богородское Степаново тож» [5. Л. 345об. , 351об.].
Как известно в 1724 году братия Осинского Преображенского монастыря была выведена в Уфимский Успенский монастырь, а его вотчины по постановлению Казанского преосвященного Сильверста от 5 ноября 1726 года были приписаны к содержанию Казанской семинарии [11. С. 605].
С юга освоение вели дворцовые крестьяне Сарапульской дворцовой волости. Первые сведения о селе Вознесенском на Сарапуле встречаются в «Дозорной книге Зюзина 1621 года» [3. Л. 633]. Ранее Сарапул, как населённое место упоминался только в 1613 году в донесении осинского воеводы Воина Корсакова соликамскому воеводе Иову Лачинову, о том, что в пяти верстах от Сарапула встали «тотаровья, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною». Прося у него помощи что бы «в Осинском остроге Святые Божьи церкви не разорились от иноверных до конца, и православная крестьянская кровь неповинно не пролилася», о сарапульских и берёзовских «Святых Божиих церквах», он ни чего не говорит [12. С. 631]. Вероятно, их тогда ещё попросту не было.
Следующее упоминание Сарапула, как селения встречается в записи из древних актов сделанной пермским краеведом В.Н. Шишонко, опубликованной им в «Пермской летописи. Второй период» в 1882 году. Согласно этой записи в 1616 году взбунтовавшиеся казанские татары напали на Казань, продержали её некоторое время в осаде, после чего «пошли к реке Каме и стоящие по Каме пригородки – Сарапул и Осу, також держали в осаде» [13. С. 68].
Дозор 1621 года, ценен тем, что даёт нам информацию об образовании первых храмов Среднего Прикамья. К этому времени было уже три дворцовых села; Никольский на Осе, Вознесенский на Сарапуле и Никольский на Берёзовке (сегодня это соответственно Пермский край, Удмуртия и Башкортостан). Других сёл нам неизвестно, т.к. о переписях и дозорах монастырских сёл Среднего Прикамья до 1646 года не известно. Не менее важны нам и сведения о первых селениях в нашем крае - Костоватах и Сиве [3. Л. 640-641].
Следующим источником церковного краеведения по обозначенной нами территории является «Переписная книга Сарапульской дворцовой волости 1646 года». Впервые, она была опубликована, в 1909 году, известным источниковедом казанским профессором И.М. Покровским в его работе «К истории поместнаго и экономического быта в Казанском крае в половине XVII века» [14]. Но, к сожалению сарапульские селения им были выписаны лишь в итоговой части. Количество дворов и людей указано, а кто именно в этих дворах проживал упущено. Хранящийся в РГАДА документ, к сожалению, находится в удручающем состоянии, частично разрушен, много угасающих текстов. Тем не менее, он изучен, изучение показало, что в период между 1621 и 1646 гг. был построен ещё один храм в Сарапуле (Покровский), а так же храмы в Мамылеве (Преображенский храм), Кигбаево (Архангельский храм), Нечкино (Никольский храм) [4]. Очень ценным является то, что по этой переписи фиксируется начало монашеской жизни на Сарапуле. Священником в Сарапульской Покровской церкви служит иеромонах или как тогда писалось «чёрный поп» Федосей Иванов [4. Л. 1300об.]. При этом же храме подвизались и монахи, «старцы Антоней да Пафнотей да Макарей да Родион» и «старицы Омелфа [Амелфа - разговорный вариант от Мамелхфа, церковного варианта русского имени Манефа] Колугенова да Харитоня Багатырева с сыном с Васкою Кириловым да Настася Кузнецова да Улия и двор старицы Анны Темасевых» [4. Л. 1300об.]. В переписной книге указаны имена духовенства и причетников всех сёл Сарапульской дворцовой волости.
Проведённая вскоре, в 1654 году, поземельная опись Казанского уезда показала, что в период между 1646 и 1657 годом, в селе Нечкино [ныне Удмуртия] был построен Ильинский храм. Располагалось село Нечкино, напротив Никольского сельца Нечкино (ныне Пермский край) [15. Л. 479].
В следующей переписной книге, проведённой стольником Матвеем Супоневым, в 1678 году, указывается на открытие прихода в селе Воздвиженском, Гольяны тож, и в селе Рожественном, Козлово тож [8. Л. 297, 309об.]. Так же перепись указывает на год основания Сарапульского Успенского монастыря, и его строителя Павла Гаврилова [8. Л. 336]. Даёт разгадку его народного названия Лихоткин. Основан монастырь был в 1675 году, служили в нём «служебники Тимошка да Пашка Петровы дети Лихоткины» [8. Л. 283об.]. По всем сёлам, в переписной книге, указываются священники и причетники.
«Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда Юдина. 1701 год» [16]. Перепись необычайно интересна для познания уклада жизни прихожан. Имеются упоминания о сарапульских воеводах; Михаиле Спасителеве, Анике Арсеньеве, Федоре Балке, Григории Ронорте, Федоре Амиреве, Григории Барыбине, Евдокиме Петрове, Иване Унковском, Тимофее Синбугине, Иване Тредяке, Ефиме Лескине. Изучая переписи тех лет, становится ясно, что народ не знал, в каком именно году он живёт, а ориентировался только по воеводам и ярким событиям. О своём возрасте и возрасте детей так же имел представления приблизительные и относительные. Достаточно интересна информация о бобылях, многие из которых, по сути, были попросту весьма предприимчивыми людьми. Прозвища и промысел некоторых из них указывают на будущие сарапульские купеческие фамилии. Вообще прозвища это без сомнения очень интересное место всех указанных переписей. Новые сёла, между 1678 и 170 гг. не открывались.
Остальные источники, казанского периода, по дворцовым сёлам, хранящиеся в РГАДА; «Перепись Кудрявцева 1710 года» [17], «Ландратская перепись Сарапульской дворцовой волости. 1716-1717 гг.» [18], 1-3 ревизии Сарапульской дворцовой волости (1725, 1748, 1763 гг.) [19] сообщают нам больше о дворцовых крестьянах и бобылях.
Свободные государственные (ясашные) земли, расположенные между дворцовой деревней Галёво с юга и монастырским селом Степаново с севера, а также берега реки Сивы, осваивают государственные крестьяне. Ясашные земли на левом берегу Камы располагались южней монастырского села Сайгатки. Источников XVII века касающихся этих земель практически не выявлено, возможно по причине того что большинство документов погибло, в 1749 году, при пожаре в Казанской губернской канцелярии. Известен лишь один документ, челобитная от 1673 года сохранившаяся у крестьянина Сайгатской волости, которую опубликовал в «Сборнике Пермского Земства», в 1898 году, известный сарапульский краевед, священник Николай Блинов в своей работе «Заселение Закамья» [20. С. 25].Челобитная даёт замечательные сведения об освоении этих земель, образовании деревни Ольховка (Вольховка), ставшей впоследствии центром Ольховской волости Осинского уезда и порядке перехода дворцовых крестьян на государственные земли. Изучение «Ландрантской переписи 1716-1717 гг.» [21], и «Книг пришлых русских людей за 1716 год» [22] Арской дороги Казанского уезда, в совокупности с переписными книгами Сарапульской дворцовой волости [4; 8; 16], позволяет утверждать, что освоение этих земель началось лишь в конце XVII столетия.
К 1716 году существовало больше десятка селений государственных крестьян, при этом самым густонаселённым являлось, верховье реки Сива (ныне Большесосновский район Пермского края). В деревне Чёрной между 1710-1716 гг. был построен храм во имя Пророка Илии, а деревня в дальнейшем стала именоваться селом Ильинским (ныне с.Черновское Пермский край) [21. Л. 185].
При изучении сёл расположенных на государственных землях вдоль реки Сива необходимо ориентироваться в постоянно изменяющихся названиях волостей и перемене их границ. Неизменным в этот период остаются только Казанский уезд и Арская дорога. После организации Казанской губернии, в 1709 году, наш край, в т.ч. и государственные земли левобережья по-прежнему находятся в Казанском уезде. В «Ландратской переписи 1716-1717 гг.» все селения входят в огромную по территории, сотню Пронки Янмурзина [21. Л. 185-198об.]. В первой ревизии 1719 года, границы не меняются, но сотню именуют как Пронки Янмурзина и как «бывшая Пронкина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева». [23]. Через шесть лет была составлена «сказка» о выбывших крестьянах где фигурирует лишь «бывшая Пронкина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева» [24]. Во второй ревизии, 1748 года, с ростом населения, сотня разделяется. Нижнее течение реки Сива и побережье Камы, территория современного Воткинского района УР и Чайковского района Пермского края, входит в сотню Арефия Ефремова [25. Л. 136-137об.; 165-268об.], а среднее и верхнее реки Сива, территория современного Большесосновского района Пермского края, в сотни Дениса Ефимова (Лариона Корнилова) [25. Л. 97-164об.] и Фотея Окулова (Еремея Сидорова) [26. Л. 90] специально выделенной Сивинской волости. Следует обратить внимание, что села Ильинского в переписи нет, т.к. с началом строительства Демидовыми на речке Ножовка Рождественского завода оно приписывалось к нему, но в 1749 году вышло из приписки [27. С. 12].
После второй ревизии, в 1757 году, начинаются приписки к вновь организованному Камско-Воткинскому заводу, при котором строится храм во имя Димитрия Ростовского. Все государственные крестьяне Сивинской волости, в том числе и закамские, приписываются к заводу, и именуются с этого времени приписными горнозаводскими крестьянами. По третьей ревизии, 1763 года, Сивинская волость включает в себя уже несколько сотен. Деревни и село Ильинское расположенные в верхнем течении Сивы, относятся к сотням Дениса Ефимова [28] и Фотея Окулова [29], а деревни расположенные в нижнем течении и по Каме к сотне Арефия Ефремова [30]. В период между 1748 и1763 гг., деревня Соснова, становится селом Васильевским (ныне с. Большая Соснова Пермского края) [28. Л. 601]. Селения приписных крестьян расположенные в верхнем течении реки Сива, современный Большесосновский район, входили в приходы сёл Соснова (Васильевское) и Черновское (Ильинское). Закамские селения, современный Чайковский район в приход села Сайгатки (Никольское) . Селения приписных крестьян нижнего и среднего течения Сивы и правобережья Камы в Дмитриевский приход Камско-Воткинского завода [32].
Казанский период, самый продолжительный из всех остальных. В этот период, с 1596 по 1781 гг., были освоены оба берега реки Камы. Будучи главной транспортной магистралью, Кама не являлась препятствием для общения, а напротив только способствовала ему. Многие селения имели свои угодья или одновременно находились на обоих берегах (Докша, Нечкино), другие «переезжали» с одного берега на другой (Галёво, Костоваты). Последние, Галёво и Костоваты, уже находясь на правом берегу ещё долгие годы оставались в приходе села Сайгатка на левом, при наличии трёх храмов поблизости. Всего за данный период вдоль Камы построено более десятка храмов. Организуется монастырская жизнь, монахи (старцы) живут в монастырях и вотчинах на юге (Сарапул) и на севере (Оса) края. Но, к сожалению, в 1724 году монастыри закроют, а вотчины будут приписаны первоначально на содержание Казанской семинарии, а с проведением секуляризационной реформы, в 1764 году, в Коллегию экономии.
В этот же период полностью по всему течению реки осваивается Сива, с образованием нескольких десятков деревень и двумя сёлами Ильинским (Черновское) и Васильевским (Большая Соснова).
Казанский период обозначенных районов очень слабо изучен краеведами и церковными историками. Известны лишь отдельные работы казанского историка И.М. Покровского, пермских историков А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко и сарапульского краеведа священника Николая Блинова, которые дают нам лишь отдельные сведения о наших краях, совершенно не касаясь церковной истории. Известные источники, обзор которых приведён выше, позволяют узнать лишь время открытия сёл и имена некоторых священников и монахов. По ним лишь косвенно можно судить о церковной жизни приходов. Главной проблемой изучения источников является их недоступность. Во-первых, по причине удаления источников из региона в центральные архивы страны. Во-вторых, по причине того, что даже те источники, которые стали доступными, в результате оцифровок архивами, не доступны широкому кругу исследователей, из-за скорописи, употребляемой в делопроизводстве XVII-XVIII вв. Создание церковно-исторических обществ, одной из целей которых является поиск, прочтение текстов и их публикация, было бы очень полезным для церковного краеведения Среднего Прикамья.
Пермский период. Первый период заканчивается в 1780-1781 гг., с введением новой административно-территориальной реформы и организацией Вятского и Пермского наместничества, в 1796 году, ставшими губерниями. Границей между ними стала река Сива. Все селения восточнее левого берега Сивы, включая сёла Васильевское (Большая Соснова), Ильинское (Черновское), Богородское (Степаново), Никольское (Сайгатка), с 27 января 1781 года, вошли в состав Пермского наместничества. Наместничество разделялось на две области (Пермскую и Екатеринбургскую), состоящие из 15 уездов (округов). Естественной границей между Осинским и Оханским уездом стала река Кама.
Границы приходов при разделении совершенно не учитывались. Неразделённым остался только приход села Богородское, полностью вошедший в Оханский уезд. В этот же уезд вошли правобережные селения Никольского прихода, само же Никольское с окрестными селениями отошли в Осинский уезд. Приходы Ильинский и Васильевский были разделены на две части, одна вошла в Оханский уезд, а другая в Сарапульский уезд Вятского наместничества.
Вплоть до 1799 года, пока не вышел указ «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий», согласно которому была образована Пермская епархия, все приходы находились в Вятской епархии. Это прекрасно видно по рапортам и донесениям в Вятскую и Великопермскую консисторию. Из которых следует, что в 1785 году священниками были; в Никольской церкви Алексей Ананьин, в Богородицкой церкви Игнатий Збитнев, в Ильинской церкви Федор Попов, в Васильевской церкви Николай Карпов, а в Димитриевскй Симеон Курбатов [31]. И если прежде они относились к «Казанского уезда Сарапульскому заказу» [32], то сразу после реформы стали относиться к Сарапульскому духовному правлению Вятской и Великопермской епархии. Фонд №237 Государственного архива Кировской области содержит в себе десятки описей с делами, в том числе по интересующим нас приходам, ждущими своего исследователя.
В данном периоде, обозначенном как пермский, мы будем рассматривать только три прихода; Никольский (Сайгатка), Богородицкий (Степаново), и образованный в последующем Иоанно-Предтеченский приход (Галёво). Не затрагивая селения приписных крестьян Воткинского завода расположенных в Оханском уезде (округе) Пермского наместничества (ныне Воткинский район), т.к. они вошли в состав Дмитриевского прихода Сарапульского духовного правления Вятской епархии. Между тем следует не забывать, что сведения о них по гражданским ведомствам необходимо искать в пермских периодических изданиях и справочниках. Приходы сёл Васильевское (Большая Соснова) и Ильинское (Черновское), будут рассмотрены в следующем периоде, в части вошедших в Сарапульский уезд селений.
Богородицкий приход села Степаново Оханского уезда Пермской губернии, состоял из селений монастырских (экономических) крестьян, после реформы по гражданскому ведомству входящих в Бабкинскую экономическую волость, имеющую не простую подведомственность «Оханского Нижнего Осинскаго суда» располагаясь при этом «в грани принадлежащей Водкинскому заводу». Информация о крестьянских дворах и селениях прихода, по состоянию на 1795 год, хранится ЦГА УР в фонде Камско-Воткинского завода [33. Л. 87-119].
В Государственном архиве Пермского края (ГАПК) Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) имеет свой фонд, в котором хранятся Исповедальные росписи 1792-1828 гг., переписка с Пермской духовной консисторией за 1813-1880 гг., хозяйственные книги 1803-1809 гг. [34]. Помимо этого в фонде ГАПК «Благочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской губернии» находятся клировые ведомости, с полной информацией о храме и послужные списки духовенства [35].
Хранятся Метрические книги и в фонде ЦГА УР «Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское (Степаново) Оханского уезда Пермской губернии» [36].
Существование фондов по Богородицкой церкви, одновременно в Ижевске и Перми не случайно. Дела Богородицкой церкви, в течении XX века, несколько раз «переезжали». Первоначально в 1920-х годах, в связи с переходом села в Сарапульский округ Уральской области, они были переданы в Сарапульский архив, где находились до мая 1946 года, пока не были переданы обратно в Пермь, в связи с отнесением села Степаново к Пермской области. После отнесения Степановского сельсовета Еловского района Молотовской (Пермской) области в УАССР, их вновь передали на этот раз в Ижевск.
Никольский приход села Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии состоял в основном из бывших монастырских (экономических) крестьян, после 1786 года, ставших государственными и приписных крестьян Воткинского завода проживавших в Ольховской волости Осинского уезда. Кроме того, в приход входили дворцовые (удельные) крестьяне Галёвского выбора Частинского дворцового (удельного) приказа Оханского уезда.
В ГАПК создан фонд «Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии)». Богатейший фонд содержащий в себе всю необходимую информацию для того что бы иметь полную информацию о приходе: клировые ведомости, исповедальные росписи, ревизские сказки, метрические книги, сведения о строительстве, проповеди, богослужебные журналы, переписка с Пермской духовной консисторией, журналы регистрации указов и распоряжений по церкви, описание раскола, формы служения на Литургии [41]. Помимо этого в фонде «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осинского уезда Пермской духовной консистории», так же хранятся клировые ведомости [42].
В 1867-1868 гг. удельные крестьяне, входившие в Никольский приход и проживавшие на противоположном берегу Камы построили в своей деревне Галёво деревянную церковь с колокольней. По благословлению епископа Пермского и Верхотурского Антония, 30 ноября 1868 года, престол храма был освящен, протоиереем Стефаном Костаревым во имя Святого Пророка Крестителя Иоанна [45. Л. 193]. С давних времен в селении имелась часовня, с особо чтимой чудотворной иконой Усекновения главы Иоанна Предтечи, к которой «истари приходят [после известных событий 1917 года, разумеется, приходили] в 29 числах августа сотни богомольцев из всех окружных селений» [46. С. 10]. Для паломников, около храма были построены помещения, именуемые в народе «кельи». До 1872 года икона располагалась в простом киоте, пока воткинский купец Андрей Федорович Варламов, «исполняя завещание покойной своей матушки, рабы Божией Анастасии, которая, отличаясь безграничною преданностью к галевской святыне», не пожертвовал ей необычайно дорогую ризу. Риза эта была изготовлена в Москве «при отличной во всех отношениях работе». Редкое украшение было «сребро позлащенным» и стоило 300 рублей [46. С. 10].
Информация о галёвских селениях, часовне и школе, до 1868 года, содержится в делах Никольской церкви села Сайгатка. Клировые ведомости Иоанно-Предтеченской, в ГАПК в фондах «Благочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской губернии» [35] и «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осинского уезда Пермской духовной консистории»[42].
Вятский период. В 1896 году, Камская и Галёвская волости Оханского уезда, расположенные между реками Сива и Кама, были переданы из Пермской в Вятскую губернию. А в 1899 году приход села Галёво был причислен к Вятской епархии, где вошёл в один благочинный округ с Воткинским Благовещенским собором [47. С. 112].
В Удмуртии источники различных ведомств, хранятся в четырёх архивах. В ЦГА УР создан фонд «Иоанно - Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской губернии» [48] содержащий в себе, в основном, метрические книги и несколько ведомостей о церкви. Остальные ведомости, выявленные в этом же архиве, находятся в фондах Сарапульского духовного правления Вятской духовной консистории [49. Д. 127-129].
Большой интерес представляют бланки переписи по Галёвской волости «Сарапульской уездной переписной комиссии по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии» [50]. В них отражена полная информация не только о крестьянах, но и тех, кто в данное время служил в Иоанно-Предтеченском храме.
В Архивном отделе Администрации города Сарапула (ААС), отложилось наибольшее количество церковных ведомостей по Иоанно-Предтеченской церкви. Это касается и всех других приходов, ранее входивших в Сарапульский уезд, а с 1923 года вошедших в Сарапульский округ Уральской области. В Сарапуле находилось первоначально Сарапульское окружное бюро, а с 1930 года Сарапульское отделение Уральского областного архивного бюро. Ижевску оно начало подчиняться только в 1938 году, вскоре после присоединения, в 1937 году, прикамских районов к Удмуртии. Ведомости о церкви, духовенстве, часовнях и т.д. включены в «Объединённый архивный фонд: Благочинные благоннинских округов Вятской губернии» [51], здесь же, но другой описи имеются указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви [52].
Информации по церковному краеведению селений Камской волости, перечисленной в Вятскую губернию вместе с Галёвской волостью, вполне достаточно, для того что бы иметь самое полное представление об их приходской жизни. Хранится она большей частью в Центральном государственном архиве Удмуртской республики в фондах «Сарапульского духовного правления Вятской духовной консистории» [49], «Объединенном фонде Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода» [53], и в фонде «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54].
Сведения по приходам образованным после 1780 года, включенным после реформы в Вятскую губернию, ныне расположенным на территории Большесосновского района Пермского края, в основном достаточно компактно хранятся в архивах Перми и Удмуртии. Это приходы сёл Ларята, Лисья, Нижний Лып, Полозово, Петропавловское, Тойкино. Все они открыты в XIX веке, самые ранние Тойкино и Петропавловское в 1830 году, Полозово в 1849 г., Нижний Лып в 1861 г., Лисья в 1895 г., и Ларята в 1903 году.
В ЦГА УР имеются фонды по трём из них: «Покровская церковь с. Нижний Лып Сарапульского уезда Вятской губернии» [55], «Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии» [56], «Рождество-Богородицкая церковь с. Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии» [57]. Источники по сёлам Ларята (Покровкий), Лисья (Ильинский), Петропавловское (Петропавловский, Богоявленский), представлены в фондах «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории» [49], и «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54]. Очень много ведомостей о церкви и духовенстве находится в «Объединённом архивном фонде: Благочинные благочининских округов Вятской губернии» [51] Архивного отдела Администрации города Сарапула. В ГАПК ведомости и метрические книги собраны в фондах Пермской духовной консистории [58].
Помимо архивных источников, очень много информации можно получить, исследуя епархиальные ведомости, как официальную, так и неофициальную их часть. Наиболее ценным, на наш взгляд, является неофициальная часть, дающая возможность изучить повседневную жизнь священнослужителей, церковнослужителей, монашествующих, преподавателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церковных старост, ктиторов и других замечательных церковных людей.
Вятские епархиальные ведомости выходившие с 1863 по 1917 год, практически в полном объёме имеются в фондах Кировской государственной областной универсальной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Пермские епархиальные ведомости выходившие с 1867 по 1919 год (с небольшим перерывом во время гражданской войны) и хранятся в Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького и Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.
Cоветский период. Достаточную сложность в выявлении источников, но в то же время и соответствующий интерес представляет церковное краеведение советского периода. Исследовать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь особенно важно. Главная цель - показать стойкость православных христиан в период воинствующего безбожия, как в периоды интенсивных репрессий, так и в годы относительного затишья. Изучение опыта стойкости и верности Церкви необходимо во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность. Всё может повториться вновь. При этом, не следует забывать, что не меньшую ценность имеет и опыт тех, кто по разным причинам не проявил тогда необходимой стойкости, став явным предателем, уклонился в обновленческий раскол или участвовал во внутренних нестроениях. Не с целью осуждения, разумеется, а с целью понимания происходившего, извлечения уроков. Известно, что многие из них, принесли искреннее покаяние, другие так и не смогли разобраться в той наисложнейшей ситуации.
Особенность исследования данного периода заключается в том, что изучения лишь одних церковных источников совершенно не достаточно, с одной стороны, и с другой, что именно церковных источников крайне мало. Особенно это касается периодов интенсивных гонений 1929-1933 гг., 1936-1939 гг., и 1940-1942 гг.
Весь период, до закрытия храмов сёла Степаново и Сайгатка находились соответственно в Оханском и Осинском уезде Пермской губернии, далее в Сарапульском округе Уральской области, Свердловской и Пермской области. Ведомости о церквях и послужные списки духовенства не выявлены. В ЦГА УР, по селу Степаново известен лишь «Рапорт причта о состоянии прихода за 1928 год», направленный в обновленческое Сарапульское Епархиальное управление [37. Л.127]. В обновленческий раскол приходы сёл Степаново и Сайгатка уклонились вслед за своими священниками, Александром Фоминым и Клавдием Поповым. В декабре 1924 года они явились на первый сарапульский съезд «обновленческого и прогрессивного духовенства и мирян», и приняли на нём активное участие, при этом сайгатский священник Клавдий Попов был избран кандидатом в Сарапульское Викарное Управление [38. Л.3-5об.]. В 1929 году «за ветхостью» Богородицкую церковь закроют, предварительно запретив пользоваться зданием. Сведения о закрытии прихода обнаружены только Государственном архиве Свердловской области [39; 40]. Материалы о закрытии Никольской церкви в селе Сайгатка находятся в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области» [43, 44]. Храм был закрыт в 1934 году под лозунгом: «Долой попа и церковь, да здравствует клуб!» [43. Л. 5].
По остальным приходам информации значительно больше. В период с 1917 по 1920 гг. все они, находясь в Петропавловской, Тойкинской, Нижнелыпской, Полозовской, Кельчинской, Камской, Галевской, Перевознинской, Светлянской, Июльской волостях, и Воткинском заводе (Воткинске) составляли единую северо-восточную часть Сарапульского уезда Вятской губернии.
Очень важными источниками этого периода являются послужные списки священников, хранящиеся в фондах благочинных Сарапульского уезда, в которых хранятся ведомости о церквах, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожанах, приходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей, интересующих нас приходов за 1920 год [59]. Ценность данных источников в том, что они первые после только что прошедшей гражданской войны. В них мы видим произошедшие перемещения духовенства, кто из них остался на приходах, на этот момент, а кого нет. В некоторых приходах, например Воткинского Благовещенского собора, духовенство практически полным составом «эвакуировалось», много перемен и в сельских приходах. И это не удивительно они ушли вместе с населением. На заводе, в 1919 году, наступило «полное безлюдье». В Воткинске из духовенства остались только заштатный священник Пётр Луппов, его тесть священник Александр Виноградов и диакон священномученик Косьма Коротких [62. С.71]. В некоторых ведомостях имеются прямые указания причины отсутствия, например; «эвакуировался в 1919 году до сих пор не возвращался» что означает, что ушёл на восток, или «отправился в Уржумский уезд до сих пор не вернулся». Интересны сведения о первых конфискациях, изымаются в основном дома священства. На протяжении всей войны 1918-1919 гг., приходы посещает Преосвященный Алексей (Кузнецов).
В марте 1921 год создаётся Воткинский уезд, включавший в себя территории современных Воткинского и частично Большесосновского районов. Имевший сложную подчинённость уезда (района), в 1923 году он вошёл вместе с Сарапульским уездом в Пермскую губернию. В этом же году с образованием Уральской области Воткинский уезд вошёл в состав её Сарапульского округа, разделившись на Воткинский и Черновской районы.
В сентябре этого же года была утверждена Воткинская викарная кафедра, со своим первым епископом Воткинским Амвросием (Казанским). В состав Воткинского викариатства вошли город Воткинск, сёла Воткинского уезда и всей северной половины дореволюционного Сарапульского уезда, образовав из себя четыре благочинных округа. В состав Воткинского округа вошли приходы города Воткинска, с приписными церквами в Кокуях, Болгурах, Кварсинской Гари и в селе Мишкино. Благочинным определён протоиерей Воткинского Благовещенского собора Василий Шерстенников. Первый благочинный округ в состав принял сёла Кельчино, Лисья, Нижний Лып, Самойлово, Полозово, Сива (Черновское), Тойкино, Кукушкино, Петропавловское, Пермяки, Ларята, Большая Чепца, Зюзино. Благочинным был определён священник села Сива Владимир Черепанов. Третий благочинный округ - сёла Июльское, Перевозное, Паздеры, Неумоино, Галёво, Светлое, Большая Кварса (Гришонки). Благочинным определён священник Николай Тонков, ранее служивший настоятелем в Воткинской Никольской церкви. Во второй округ вошли селения, входившие в состав Вотской автономной области. Благочиннным определён священник села Чумой, священномученик Леонид Никольский [60. Л. 15-16].
Воткинское викариатство просуществовало, до ареста последнего воткинского епископа Николая (Ипатова), в 1931 году.
Период этот очень широко представлен в источниках, хранящихся в объединённом архивном фонде ААС: «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории, Сарапульский временный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предшественники». Особый интерес представляют документы первых двух описей[61].
По первой описи в фонде собраны управленческие документы; переписка со священнослужителями по церковным вопросам, рапорта, прошения благочинных, протоколы разнообразных заседаний с 1917 года по 1931 год. Начиная с 1921 по 1928 год, огромное место предоставлено перепискам епископов Воткинских и Сарапульских между собой и центральной церковной властью. Это время характеризуется как период временного затишья в гонениях. По причине охватившего страну голода, власти меняют тактику гонений на Церковь и отказываются от широкомасштабных репрессий. В качестве Русской Православной Церкви ими признается обновленчество. Воткинский народ за ними не пошёл. Тогда ВЧК провоцирует расколы и нестроения внутри староцерковников. В 1924 году, начинаются гонения на епископа Иоана (Братолюбова), в результате которых он изгоняется с кафедры в 1926 году. Назначенный после него епископ Онисим (Пылаев) и ряд священников, в 1927 году арестовываются и приговариваются к концлагерям. Официальным основанием для ареста явились обнаруженные у одного из них журналы Латвийской Православной Церкви [62. С. 154-155].
Особый интерес представляют сведения о приходах, их количестве и священнослужителях. Так согласно справке выданной Административно-Организационному Управлению НКВД в марте 1929 года «Сарапульская староцерковническая находящаяся в ведении Мирополита Сергия и Временного при нём Священного Синода» насчитывала в себе 387.900 членов епархии. Среди «служителей культа» был один епископ (?), 206 священников и 35 диаконов. Из них 63 священника и 17 диаконов входили в состав Осинского викариатства Сарапульской епархии [63. Л. 5,6].
Документы, датированные 1929-1930 гг., в основном представлены Указами и Циркулярами центральной церковной власти направленные на преодоление раскола и внутренних нестроений, а так же переписка со священнослужителями и мирянами.
Во второй описи собраны личные дела священноцерковнослужителей Сарапульской епархии, включая Воткинское, Ижевское, Осинское викариатства. Более 500 личных дел датированных 1918-1926 гг.. Отдельные дела имеют крайний срок 1927-1929 гг. В делах, в основном, все необходимые для рукоположения документы, связанные с личностью кандидата. В отдельных делах встречается переписка священнослужителей с епископом, связанная с просьбой принять его в епархию на служение. Здесь много информации о тех, кто эвакуировался в 1919 году, и после войны возвращался на родину, т.н. «отступленцев». В делах всевозможные справки из разных лазаретов и санитарных подразделений, в которых служили отступившие священники, рекомендательные письма от архиереев сибирских епархий, в которых они служили, письма-жалобы, на то, что приходы их заняты. Или напротив жалоба на то, что вернувшийся домой «отступленец» претендует на свой прежний приход, в котором все эти нелёгкие времена отслужил, тот, кто пишет жалобу. Встречаются и просьбы о восстановлении в сане, после того как по малодушию сложили его. Так один сельский священник, служивший в удалённом удмуртском селе, из-за страха за свою семью сложил сан, в начале гражданской войны, а когда начались осквернения храмов и убийства священников, он пришёл к епископу, принося слёзные покаяния моля вернуть его к алтарю.
В дополнение к личным делам, для библиографических исследований, в этом же архиве в объединённом фонде «Благочинные благочиннинских округов Вятской епархии» собраны ведомости по церквям и послужные списки духовенства 1921-1926 гг.[64]. Фактически с 1918 года, это округа самостоятельной Сарапульской епархии. Подобные документы хранятся в ЦГА УР в фонде «Сарапульского духовного правления» [49].
Сразу после ареста православного епископа, в 1931 году, в Воткинске открывается обновленческое викариатство во главе с Паладием (Бельтюковым). С 1933 по 1937 самостоятельная обновленческая Воткинская епархия во главе с бывшим воткинским священником Димитрием Красильниковым.
Данный период представлен в фондах ЦГА УР и ГАПК. В ЦГА УР это протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управления, переписка его с Уральским Областным Церковным Управлением и подведомственными приходами, рапорты и сведения о священнослужителях [65]. В ГАПК фонд «Пермское епархиальное управление» содержит документы по пермскому (уральскому) обновленчеству, и в частности по сарапульскому. В них имеется достаточно информации об организации обновленческого раскола, его действующих лицах, программе и действиях по борьбе с Русской Православной Церковью или как они её именовали с «тихоновщиной». Прежде всего, интерес представляют журнал учредительного собрания Сарапульского викариатства, переписка Пермского епархиального управления с Сарапульским епархиальным управлением, ярко характеризующая обновленцев, как личностей и как движение, переписка между священством и епархиальными управлениями. Циркуляры и распоряжения центральных органов власти, журналы заседаний и протокола заседаний и много другой информации. Особый интерес представляют документы освещающие организацию праздников, рукоположений и хиротоний, «миссионерскую деятельность», «борьбу с тихоновским расколом», а также издание «Пермских епархиальных ведомостей» [66].
В 1929 году начинают закрывать храмы. В Воткинске, «по просьбе трудящихся», закрываются Пантелеимоновский единоверческий храм и Благовещенский собор. В это же время крестьяне села Черепановка Воткинского района поднимают волнения и не дают закрыть свой храм. Священник Федор Крылов и церковный совет арестовываются и заключаются в концлагеря. Закрывается храм в селе Степаново Ножовского района. На этом фоне, обновленцы начинают захват православных храмов. Первым, в 1929 году, захватывается ими Преображенский храм в Воткинске. [62. С. 155].
Вскоре постановлением малого Перезидиума Сарапульского ОИК от 8 мая 1930 года закрываются храмы сёл Полозово и Лисья [47. С. 282, 221]. В дальнейшем один за другим закрываются все православные храмы. К началу третьего этапа интенсивных гонений в 1936 году, среди сельских храмов действующим остаётся только один сельский приход в селе Перевозное. В остальных приходах священники арестованы или изгнаны. В Воткинске остаётся действующей небольшая по размерам деревянная Богородицкая церковь, именуемая в народе «монастырской».
В 1937-1938 годах, арестовываются все обновленческие священники и «архиепископ» Воткинский Аристарх (Никольский). Почти все они расстреливаются. В 1939 году, перед началом Второй мировой войны закрываются последний обновленческий храм в городе, сельский храм в Ларятах Черновского района, а в 1940 году храм в селе Июльское Воткинского района.
Под влиянием внешней политики, с началом Второй мировой войны, в Воткинске, возможно, был вновь открыт, в 1940 году, православный приход в Преображенской церкви. Однако документ дающий надежду на это, недостаточно убедителен [67].
Начавшееся «потепление» вновь было не продолжительным. В 1940 году и в первой половине 1941 года закрываются все сельские храмы, а священник Василий Вольхин и староста храма в селе Перевозное Иван Попов расстреливаются. 9 мая 1942 года арестовывается священник Богородицкой (монастырской) церкви города Воткинска Александр Преображенский. С его арестом храм закрывается. На всей описываемой нами территории к 1января 1943 года, действовала одна Спасо-Преображенская церковь в городе Воткинске [62. С. 157].
Материалы по закрытию церквей, ныне Большесосновского района собраны в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области» [68]. Протокол заседания Малого Президиума Сарапульского ОИК на котором было принято решение о закрытии церкви в селе Полозово находятся в фонде ЦГА УР «Исполнительный комитет Сарапульского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Сарапул Сарапульского округа Уральской области» [69. Л.75об.]. Материалы по закрытию церквей Воткинского района находятся в фонде Архивном отделе Администрации Воткинского района «Воткинский районный Совет народных депутатов и его исполком, г. Воткинск УАССР [70].
Материалы, собранные в делах по закрытию храмов очень информативны. Содержат в себе описи имущества, договора с органами власти, регистрационные документы, сведения о приходе, послужные списки духовенства, всевозможные заявления с визами органов власти. Что даёт возможность исследователю получить сведения, о том кто служил в храмах, начиная с 1923 года до момента, когда в приходе не оставалось совсем священника. Что предпринимал приход для возобновления богослужений, как боролся с тем, что бы под разными предлогами не было окончательно отобрано их церковное имущество и первую очередь здание. Очень богатая переписка достаточно полно и объективно раскрывает всю трагичность тех дней. Борьба за храм, даже по нескольку лет находящийся без богослужений, поиск священника, битва за его регистрацию с властями. Не только в больших и обстоятельных письмах, а подчас, на небольших клочках бумаги ценнейшая информация, в том числе на аресты, при том зачастую не только священника. Как правило, вместе со священником арестовывалось и осуждалось несколько мирян, и в первую очередь староста. Подвиг крестьян особенно в период массовой коллективизации очевиден и нуждается в тщательном изучении.
В самом начале коллективизации, на объединённом пленуме ЦК КПСС, в апреле 1928 года, Сталин призвал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс» и повести её таким образом, чтобы народ её поддержал» [71. С. 50]. Действуя согласно сталинскому призыву, представители власти на крестьянских собраниях всегда связывали в одну цепочку вопросы о закрытии храма и обсуждение списков на раскулачивание. Вопросы эти ставились одновременно, а «попы и кулаки» были в их докладах всегда заодно против народа и коллективного хозяйствования. Всё очень понятно, и не поддержать инициативу власти по закрытию церкви в таких условиях было очень трудно. Проголосуешь против закрытия своего храма, здесь же, на собрании, окажешься в списках на раскулачивание. Но многие все же голосовали против закрытия храмов.
Положительные изменения отношений государства к Церкви наступили лишь в 1943 году после «исторической встречи», 4 сентября 1943 года митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным.
В 1943 году начали действовать Богородицкая церковь в городе Воткинске и Вознесенская церковь в селе Перевозное Воткинского района УАССР, а в 1947 году в селе Нижний Лып Черновского (ныне Большесосновского) района Пермской области.
В 1943 году был создан Совет по делам Русской православной церкви, с назначенными на местах уполномоченными. Вся переписка уполномоченных, сведения о храмах, священстве, епископах, отношении населения к вопросам религии и к конкретным священникам хранится в соответствующих фондах ГАПК и ЦГА УР [72;73].
Говоря о церковном краеведении советского периода, нельзя не упомянуть атеистическую пропаганду, которая очень активно и достаточно умело, распространялась советским государством, особенно среди подрастающего поколения. Для этого была создана даже специальная организация – Всесоюзное общество «Знание». Но центральное место занимало атеистическое воспитание детей в школе. В ЦГА УР созданы фонды «Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР», «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики" Министерства народного образования Удмуртской Республики» в которых, хранятся доклады учителей, материалы республиканских секций по распространению атеистических знаний, материалы семинаров атеистов [74; 75].
Обозначенные районы очень слабо изучены краеведами и церковными историками. И если главной проблемой изучения источников казанского периода является их недоступность, то проблема изучения последующих периодов и прежде всего советского заключается в том, что он ждёт своего исследователя.
Возможно, было бы полезным не только создание региональных церковно-исторических обществ, но и изучение церковного краеведения, как предмета, в церковно-приходских школах, а соответственно и отделениях дополнительного религиозного образования и катехизации духовных образовательных учреждений. Уделяя при этом внимание, не столько архитектуре храмовых зданий, сколько изучению жизни приходов, священнослужителей, церковнослужителей, монашествующих, преподавателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церковных старост, ктиторов и других замечательных церковных людей. Особенно важно исследовать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь.
Это было бы очень интересно и полезно для учащихся, которые занимаясь исследовательской работой, сами становились бы участниками открытий новых имён замечательных православных людей, остающихся, к сожалению, до сих пор в забвении. А вместе с этим имели бы и прекрасные примеры подражания. У кого как не у них, живших в относительно примерных с нами условиях учиться стойкости и верности Церкви. Опыт стойкости и верности Церкви необходим во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность.
Список источников и литературы
1. История архивов России: XX — начало XXI века : учебное пособие /С. И. Цеменкова ; Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2019.
2. Осинская писцовая книга Палицына и Аристова 1596 г. / Дмитриев А. Пермская старина. Сборник статей и материалов преимущественно о Пермском крае. – Пермь, 1900.
3. Дозор Сарапульской дворцовой волости 1621 г. // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII – начала XVIII веков. Вып. 2. [Электронный ресурс] / автор-сост. Чураков. В. С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2016.
4. Переписная книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина. Дворцовые села что на Сарапуле с деревнями и с починками // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.
5. Переписная книга 1710 года архиерейских и монастырских вотчин Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Кудрявцова // РГАДА. Ф.237. Оп.1. Д.154.
6. Переписная книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина Осинскова Преображенскова монастыря в селах деревнях и починках // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.
7. Покровский. И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 года // Известия Казанского Общества Археологии, Истории и Этнографии. – 1902.
8. Перепись М. С. Супонева Сарапульского уезда 1678 года // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6453. [Электронный ресурс]. – URL: https://1670.ru (дата обращения: 07.10.2021).
9. Ландратская перепись Осинского Преображенского монастыря 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. Оп.1. Д. 144.
10. Переписи и ревизии Вятского края. Сканированные копии подлинных источников хранящихся в РГАДА / Родная Вятка. Краеведческий портал. [Электронный ресурс]. – URL:https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd (дата обращения: 07.10.2021).
11. Сообщение епископа Казанского Луки от 1739 года// Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. - 1913. Т.XIX. С.605.
12. Материалы по истории Башкирской АССР. - М, 1936. Ч. 1.
13. Шишошко В.Н. Пермская летопись. Второй период. – Пермь, 1882.
14. Покровский И.М. К истории поместнаго и экономического быта в Казанском крае в половине XVII века. – Казань, 1909.
15. Писцовая книга Казанского уезда 1647—1656 годов: Публикация текста. — М.: Институт Российской истории РАН, 2001.
16. Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда переписи Б.Н. Юдина. 1701год // РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 6446.
17. Переписная книга дворцового села Сарапула переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича 1710 год // РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3548.
18. Ландратская перепись Сарапульской дворцовой волости 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. 350. Оп.1. Д.142.
19. Первая ревизия дворцовой Сарапульской волости 1725 г. // РГАДА. Ф. 350. Оп.2. Д.1133.; Вторая ревизия Сарапульской волости 1748 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1138.; Третья ревизия Сарапульской волости Арской дороги Казанского уезда 1763 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1181.
20. Блинов Н.Н., свящ. Освоение Закамья // Cборник Пермского земства. – 1898. - №34.
21. Книга переписная 716-го и 717-го годов Казанского уезда Арской дороги ясашным русским, новокрещенам, вотякам и татарам, черемисе Данила Варыпаева // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII - начала XVIII веков [Электронный ресурс] / автор-сост. Чураков В. С. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009.
22. Книга переписная пришлого населения (русские, вотяки) в ясашные села и деревни Вотской дороги Казанского уезда. 1716 – 1717 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.145.
23. Книга переписная ясачных крестьян (русские, татары, вотяки) Арской дороги Казанского уезда. 1719 год// РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.159.
24. Сказки об умерших, бежавших и других выбывших после переписи дворцовых, архиерейских, монастырских, помещичьих и ясачных (русские, татары, черемиса, вотяки) крестьянах и разночинцев Арской, Галицкой и Зюрейской дорог Казанского уезда. 1725 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1133.
25. Книга переписная ясачных крестьян (русские, «новокрещенцы», татары и мари) Арской дороги Казанского уезда 1748 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1139.
26. Книга переписная дворцовых, монастырских, помещичьих и государственных крестьян Казанского уезда. 1747-1755 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1162.
27. Стрельцов Ф.В. История Камских заводов Воткинского и Ижевского со дня основания до Великого Октября. - Воткинск. 1958. Том 1. Рукопись. // ГАПК. Ф.790. Оп.1 Д.3617.
28. Сказки о государственных ясачных (русские) и приписных к Камскому и Воткинскому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1185.
29. Сказки о государственных крестьянах, приписанных к Камским Воткинскиму и Ижевскому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1182.; Сказки об … приписных крестьянах Рождественского, Камбарского, Камского и Воткинского железоделательных, Ташковского и Шильвинского медеплавительных заводов Арской дороги Казанского уезда/ 1763 год. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1183.
30. Сказки о приписных к Камским и Авзяно-Петровскому железоделательным заводам … крестьянах Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1186.
31. Рапорты и донесения в Вятскую и Великопермскую консисторию. 1781-1785 гг. // ГАКО. Ф. 84-88.
32. Метрическая книга Сарапульского уезда (Дмитриевсая церковь Воткинского завода) за 1763 год // ГАКО. Ф.237. Оп.79. Д.8; Исповедальная роспись Дмитриевской церкви Воткинского завода. 1782 год // ГАКО. Ф.237. Оп. 79. Д. 332.
33. Описание границы заводских земель, списки жителей пограничных селений по 5 – й ревизии. 1795 год // ЦГА УР. Ф.212. Оп.1. Д.965.
34. Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Оп.1. Д.1-12.
35. Клировые ведомости церквей села Бабка, Бердышевского, Богомягковского, Беляевского, Змиевского, Ново-Меркушинского, Пальниковского, Стефановского, Частинского, Чернухинского, Шлыковского сел, Рождественского завода Оханского уезда // ГАПК. Ф. 541. Оп.1. Д. 1-8, 17, 18, 26, 28, 40, 42, 45.
36. Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское ( Степаново) Оханского уезда Пермской губернии // ЦГА УР. Ф. 354. Оп.1. Д.1-9.
37. Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управления. 1928 год // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689.
38. Журнал заседания съезда Сарапульского Викариатства. 1924 год // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1. Д.67.
39. Дело о закрытии церквей в селах Черепановка и Стефаново Сарапульского округа Уральской области // ГАСО. Ф. Р-102. Д.33.
40. Дело о расторжении договора на право пользования церковным зданием религиозным обществом в селе Степаново Ножовского района // ГАСО. Ф. Р-102. Д.544.
41. Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Ф. 581. Оп.1. Д. 1-40.
42. Клировые ведомости церквей г. Осы, Устиновской, Покровской, Крыловской, Дубровской, Сайгатской … // ГАПК. Ф. 463. Оп.1. Д. 7-38.
43. Постановление облисполкома, заявления, справки и др. материалы о закрытии церкви в с.Сайгатка Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп. 1. Д. 567.
44. Постановление облисполкома, списки и др. материалы о закрытии церкви Сайгатской церкви Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп.1. Д.573.
45. Клировая ведомость Иоанно - Предтеченской церкви с. Галевского за 1889 год // ГАПК. Ф.541. Оп.1. Д.5.
46. Кузнецов. Андрей, свящ. Пожертвования воткинского купца в Галёвскую церковь Оханского уезда // Пермские епархиальные ведомости. – 1873. – Неофициальная часть.
47. Дело о перечислении церкви села Галево Пермской епархии в Вятскую епархию и о составе причта сей церкви // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.1. Д.1539. ; Православные храмы Удмуртии: справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики / Сост. И.Н. Зайцева, Г.И. Самарцева. – Ижевск, 2017.
48. Иоанно- Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.412. Оп.1. Д. 1-13.
49. Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории // ЦГА УР. Ф.245. Оп.4.
50. Сарапульская уездная переписная комиссия по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии . Бланки переписи. Галёвская волость // ЦГА УР. Ф.236. Оп.1. Д.245-247.
51. Ведомости о Иоанно-Предтеченской церкви, духовенстве … 1902-1916 гг. // ААС. Ф.17. Оп.1. Д. 1028-1038.
52. Указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви. 1873-1901 гг. // ААС. Ф.17. Оп.3. Д. 4-16.
53. Объединенный фонд Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода // ЦГА УР. Ф.409. Оп.1.
54. Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.265. Оп.1.
55. Покровская церковь с. Нижний Лып Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 434. Оп.1. Д. 1-6.
56. Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.341. Оп.1. Д. 1-9.
57. Рождество-Богородицкая церковь с. Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1-5.
58. Метрические книги Осинского, Красноуфимского, Сарапульского, Кунгурского, Верхотурского, Ирбитского, Чердынского, Екатеринбургского уездов // ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 35-46; 90, 195-200, 532-536.
59. Ведомость о церкви, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожанах, приходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей Богоявленской (Петропавловское), Князе-Владимирской (Полозово), …. за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.108; Ведомость о церкви священноцерковнослужителях, церковном старосте, … часовнях Благовещенского собора (г. Воткинск), …Казанско-Богородицкой (Неумоино), Николаевской (Воткинск), Петро-Павловской (Светлое), Рождество-Богородицкой (Воткинск), … за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.110.
60.Переписка со священнослужителями Воткинского викариатства по основной деятельности // ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 240.
61. Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории, Сарапульский временный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предшественники // ААС. Ф.64. Оп. 1-4.
62. Лапин Н.Я. «От Меня это было …» Исторические очерки о православии в Воткинске. 1917-1942 гг. – Воткинск, 2021.
63. Сведения о численном составе священноцерковнослужителей и количестве членов религиозного объединения Сарапульской епархии. 1929 год // ААС. Ф.64. Оп.1. Д.401.
64. Благочинные благочиннинских округов Воткинского викариатства. 1922-1926 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.3; 10 -12; 105.
65. Переписка Сарапульского епархиального управления с уральским областным церковным управлением и церковным подведомственных управлению // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.687; Протокол заседаний Сарапульского епархиального управления // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.688; Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управления// ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689; Переписка Сарапульского епархиального управления с церквями и рапорты церковнослужителей о перемещении по службе // // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.690.
66. Пермское епархиальное управление // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1.
67. Акт инвентаризации имущества Преображенской церкви. 1940 год // Архив автора.
68. Материалы по закрытию церквей в сёлах Петропавловское, Ларята, Тойкино, Лисья, Нижний Лып // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.1. Д. 134, 137, 139, 589, 624, 626.
69. Протокол заседания Малого Президиума Сарапульского ОИК // ЦГА УР. Ф. Р-370. Оп.1. Д. 857.
70. Материалы по закрытию церквей в Воткинске, селах Июльское, Черепановка, Перевозное, Паздеры, Галево, Кельчино, Светлое и закрытию деревенских часовен // АОАВР. Ф.276. Оп.1. Д. 1-22.
71. Сталин И.В. Сочинения. Т. 11. М.,1949.
72. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области. Информационные отчеты, руководящие материалы, переписка. 1943-1965 // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.2.
73. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви в УАССР. Совет Министров Удмуртской Республики, г. Ижевск УР // ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп.1.
74. Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР // ЦГА УР. Ф.Р-1152. Оп.1,2.
75. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики // ЦГА УР. Ф. Р-1185. Оп.1,2.
Статья ранее издавалась в "Научно-богословском вестнике Пермской духовной семинарии" № 2(5). - Пермь, 2021.
Мощная и полезнейшая работа! Спасибо! Как всегда доходчиво, аргументированно и исторично! 😊
Действительно , работа очень достойная . Спасибо . Хочу поинтересоваться - знакомы ли Вам работы оханского краеведа Ширинкина А.В. ?
Спасибо, Сергей за добрые слова. Да работы А.В.Ширинкина мне известны. По крайней мере основные работы, мне известны.
Спросил, потому что частично Вы в своих работах ( не только этой ) пересекаетесь с отдельными работами по Оханскому уезду А.В.Ширинкина. Мы с ним познакомились заочно , а уже в 2019 , когда я впервые приезжал в родные места Прапрадеда , Прадеда и Деда , уже встретились и обнялись как друзья . Теперь я регулярно летаю в пермские края , беру на пару недель машину на прокат , и по маршруту с остановками : Пермь - Очер - Д.Дуброво -Острожка - Оханск - Чусовой - Пермь.
Николай, спасибо - очень познавательно. Сейчас как раз занимаюсь генеалогией Порсевых, переселившихся в 1802 году и позднее из Сарапульского уезда в Осинский - в Опары, Степаново (Стефаново), Сосново, Кусты, Ваньки, да и сам родился в Галёво.