Особенности церковного краеведения в сопредельных районах Пермского края и Удмуртской Республики

Объектом изучения церковного краеведения являются, отдельные православные при­ходы, монастыри, церковные учебные заведения, объединённые в более крупные церков­ные административно-территориальные единицы благочиния и епархии. При этом благо­приятными для исследователя являются условия, когда его объект на протяжении всей своей истории входил в одну, максимум в две епархии. Границы епархий, как правило, традиционно соответствуют, и соответствовали ранее, гражданскому  административно-территориальному  делению. В данной статье мы остановимся на особенностях изучения истории приходов располагавшихся на сопредельной территории Чайковского, Боль­шесосновского районов Пермского края и Воткинского района Удмуртской Республики. Ныне входят соответственно в Пермскую и Удмуртскую митрополию.

Особенностью церковного краеведения данных приходов является, сложность выяв­ления источников информации о них, связанная с тем, что даже профессиональные исто­рики, не всегда могут ответить, когда то или иное село входило в какую губернию или волость, не говоря уже о том, к какому благочинию или какой епархии оно относилось. И это не удивительно. На протяжении более чем 400-летней истории, сёла многократно меняли свою административно-территориальную подчинённость, переходя первоначально из одного  уезда в другой, из волости в волость, а с введением губерний переходя группами и по отдельности из одной губернии в другую. С гражданским изме­нением происходило и изменение их церковной подчинённости. Всё это стало причиной того, что документы, свидетельствующие о приходе, откладывались в архивах граждан­ских и духовных ведомств различных административно-террито­риальных единиц.

 В дальнейшем, когда, в советское время, началась «борьба за создание архивного наследия» [1. С. 7], все церковные документы, до того хранившиеся при храмах были конфискованы и вместе с прочими документами переданы во вновь созданные архивы Перми, Вятки, а в последующем  Свердловска и Ижевска. В результате, значительная часть источников информации о пермских приходах хранится в архивах Удмуртии, в Ижевске и Сарапуле, а воткинские исторические источники в архивах Перми и Екатеринбурга. Наиболее старинные документы, до 1782 года, переданные в  Единый государственный архивный фонд, ныне хранятся в Российском государственном архиве древних актов. При этом необходимо не забывать, что часть документов, ещё в XVIII веке отложились в Казани и были переданы в дальнейшем в центральные архивы уже с казанскими фондами.

Для того что бы систематизировать поиск источников предлагаем разделить всю нашу более чем 400-летнюю историю на четыре периода и дать их краткий обзор. Условно обо­значив эти периоды как – казанский, пермский, вятский и советский, понимая при этом, что они не имеют совершенно чётких хронологических и территориальных границ.

Казанский период. Казанский уезд, был организован сразу после покорения Москвой Казанского  ханства, в 1552 году, в его же границах. Уезд клином вторгался вверх по Каме, вплоть до реки Очёр. Гранича   на севере с Пермью Вели­кой, с  запада по верховьям Ижа, Вотки, Шаркана и Сивы, с  Вят­ской зем­лёй, а на  востоке с но­гайцами. Граница с но­гайцами, шла по  левому берегу  узкой поло­сой вдоль Камы, так, что вся береговая часть Камы контролирова­лась русскими. Эта линия и становится границей Русского госу­дар­ства, отделяя вновь присоединенные земли  от Си­ней или Ногайской Орды. А узкая по­лоса между но­гайцами и Камой крайне беспокой­ной частью Русского государства. Именно на этой узкой, беспокойной полосе вдоль новой границы начинают селить двор­цовых и монастырских крестьян, строить первые право­славные храмы, освящая их во имя Святителя Николая Чудотворца.

Первым из них был храм, в Осинской или Ново-Никольской слободе. «В Казанском уезде, вверх реки Камы с наполные стороны, на Осинском городище Новая Николская слобода, а в ней Божия милосердия храм великого чюдотворца, Николы поставлен новой клецки; в церкви царских дверей и образов, и книг, и сосудов, никотораго церковнаго строения и попа нет», - так о нём повествуется в  «Писцовой книге Палицына и Ари­стова» в 1596 году [2. С. 135]. Следующий Никольский храм построят в селе дворцовых крестьян «Никольском, что на Березовке» (ныне село Николо-Берёзовка, Башкортостан), впервые он упоминается в «Дозорной книге Зюзина» в 1621 году [3. Л. 647об.]. В даль­нейшем между ними, будут построены Никольские храмы в сельце Нечкино (находилось на тер­ритории Чайковского района Пермского края) в 1621-1646 гг. [4. Л. 1325об.], и в Сайгатке (ныне г. Чайковский Пермский край) в 1678-1710 гг. [5. Л. 345об.].

К концу 17 столетия, край, ещё совсем недавно совершенно необжитый и суровый, достаточно интенсивно осваивается. Но земли заселяются только  по побережью  Камы и  вблизи реки Сивы. С севера, земли, пожалованные Осинскому Преображенскому мона­стырю, начинают осваивать монастырские крестьяне. Границы пожалованных земель, вниз по течению Камы, по левому берегу доходят до речки Сайга, а по правому до речки Палым. Здесь уже начиная с «Переписной книги Бутурлина», в 1646 году, фиксируются мона­стырские деревни Сайгатка и Степаново, с живущим в ней старцем Харитоном [6. Л. 282-283].

«Переписная книга Бутурлина 1646 года», первое письменное упоминание о селениях Осинского монастыря. Впервые она была опубликована профессором Казанского универ­ситета И.М. Покровским в работе «К истории Казанских монастырей до 1764 года», в 1902 году, в «Известиях Казанского Общества Археологии, Истории и Эт­нографии» [7. С. 21]. В ней кратко описываются все восемь селений Осинского Преобра­женского монастыря, в том числе; село Преображенское, против Осы на Каме реке, сельцо Троиц­кое, что на Дуб­рове, починок Бабкин, деревни Степанова, Сайгатка, Банная, Частые, Да­выдовка. Сам ис­точник хранится в РГАДА, в прекрасной сохранности. Такой же пре­крас­ной сохранности  хранится в РГАДА  перепись Супонева 1678 года [8]. Изучение этих пе­реписей даёт пол­ную информацию о тех, кто жил в ту пору в монастырских селениях, в т.ч. священниках и монашествующих.

 Остальные источники, казанского периода, по монастырским сёлам, хранящиеся в РГАДА, «Перепись Кудрявцева 1710 года» [5], «Ландратская перепись  Осинского Преоб­ражен­ского монастыря 1716-1717 гг.» [9], а также 1-3 ревизии вотчин бывшего  Преобра­женского монастыря (1725, 1748, 1763) [10], такой информации уже не несут, а сообщают больше о мо­настырских крестьянских и бобыльских дворах. Тем не менее, именно в пере­писи 1710 года, деревни Сайгатка и Степаново впервые упоминаются как «Никольское Сайгатка тож» и «Богородское Степаново тож»  [5. Л. 345об. , 351об.].

Как известно в 1724 году братия Осинского Преображенского монастыря была вы­ведена в Уфимский Успенский монастырь, а его вотчины по постановлению Казанского преосвященного Сильверста от 5 ноября 1726 года были приписаны к содержанию Казан­ской семинарии [11. С. 605].

С юга освоение вели дворцовые крестьяне Сарапульской дворцовой волости. Первые сведения о селе Вознесенском на Сарапуле встречаются в «Дозорной книге Зюзина 1621 года» [3. Л. 633]. Ранее Сарапул, как населённое место упоминался только в 1613 году в донесении осинского воеводы Воина Корсакова соликамскому воеводе Иову Лачинову, о том, что в пяти верстах от Сарапула встали «тотаровья, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною». Прося у него помощи что бы «в Осинском остроге Святые Божьи церкви не разорились от иноверных до конца, и православная кре­стьянская кровь неповинно не пролилася», о сарапульских и берёзовских «Святых Божиих церквах», он ни чего не говорит [12. С. 631]. Вероятно, их тогда ещё попросту не было.

Следующее упоминание  Сарапула, как селения встречается в записи из древних актов сделанной пермским краеведом В.Н. Шишонко, опубликованной им в «Пермской лето­писи. Второй период» в 1882 году. Согласно этой записи в 1616 году взбунтовавшиеся ка­занские татары напали на Казань, продержали её некоторое время в осаде, после чего «пошли к реке Каме и стоящие по Каме пригородки – Сарапул и Осу, також держали в осаде» [13. С. 68].

 Дозор 1621 года, ценен тем, что даёт нам информацию об образовании первых хра­мов Среднего Прикамья. К этому времени было уже  три дворцовых села; Никольский на Осе, Вознесенский на Сарапуле и Никольский на Берёзовке (сегодня это соответственно Пермский край, Удмуртия и Башкортостан). Других сёл нам неизвестно, т.к. о переписях и дозорах мона­стырских сёл Среднего Прикамья  до 1646 года не известно. Не менее важны нам и сведения о первых селениях в нашем крае - Костоватах и Сиве [3. Л. 640-641].

Следующим источником церковного краеведения по обозначенной нами территории является «Переписная книга Сарапульской дворцовой волости 1646 года». Впервые, она была опубликована, в 1909 году, известным источниковедом казанским профессором И.М. Покровским в его ра­боте «К истории поместнаго и экономического быта в Казан­ском крае в половине XVII века» [14]. Но, к сожалению сарапульские селения им были выпи­саны лишь в итоговой части. Количество дворов и людей указано, а кто именно в этих дворах проживал упущено. Хра­нящийся в РГАДА документ, к сожалению, находится в удручающем состоянии, частично разрушен, много угасающих текстов. Тем не менее, он изучен, изучение показало, что в период между 1621 и 1646 гг. был построен ещё один храм в Сарапуле (Покровский), а так же храмы в Мамылеве (Преображенский храм), Киг­баево (Архангельский храм), Нечкино (Никольский храм) [4]. Очень ценным является то, что по этой переписи фик­сируется начало монашеской жизни на Сарапуле. Священником в Сарапульской Покров­ской церкви служит иеромонах или как тогда писалось «чёрный поп»  Федосей Иванов [4. Л. 1300об.]. При этом же храме подвизались и монахи, «старцы Антоней да Пафнотей да Макарей да Родион» и  «старицы Омелфа [Амелфа - разговор­ный вариант от  Мамелхфа, церковного варианта русского имени Манефа] Колугенова да Ха­ритоня Багатырева с сыном с Васкою Кириловым да Настася Кузнецова да Улия и двор старицы Анны Темасевых» [4. Л. 1300об.]. В переписной книге указаны имена духо­вен­ства и причетников всех сёл Сарапульской дворцовой волости.

Проведённая вскоре, в 1654 году, поземельная опись Казанского уезда показала, что в период между 1646 и 1657 годом, в селе Нечкино [ныне Удмуртия] был построен Ильин­ский храм. Располагалось село Нечкино, напротив Никольского сельца Нечкино (ныне Пермский край) [15. Л. 479].

В следующей переписной книге, проведённой стольником Матвеем  Супоневым, в 1678 году, указывается  на открытие прихода в селе Воздвиженском, Гольяны тож, и в селе Рожественном, Козлово тож [8. Л. 297, 309об.].  Так же перепись указывает на год основания Сарапульского Успенского монастыря, и его строителя Павла Гаврилова [8. Л. 336].  Даёт разгадку его народного названия Лихоткин. Ос­нован монастырь был в 1675 году,  служили в нём «служебники Тимошка да Пашка Пет­ровы дети Лихоткины» [8. Л.  283об.]. По всем сёлам, в переписной книге, указываются священники и причет­ники.

 «Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда Юдина. 1701 год» [16]. Перепись необычайно интересна для познания уклада жизни прихожан. Имеются упоминания о сарапульских воеводах; Миха­иле Спаси­телеве, Анике Арсеньеве, Федоре Балке, Григории Ронорте, Федоре Амиреве, Григории Барыбине, Евдокиме Петрове, Иване Унковском, Тимофее Синбугине, Иване Тредяке, Ефиме Лескине. Изучая переписи тех лет, становится ясно, что народ не знал, в каком именно году он живёт, а ориентировался только по воеводам и ярким событиям. О своём возрасте и возрасте детей так же имел представления приблизительные и относи­тельные. Достаточно интересна информация о бобылях, многие из которых, по сути, были попросту весьма предприимчивыми людьми. Прозвища и промысел некоторых из них указывают на будущие сарапульские купеческие фамилии. Вообще прозвища это без со­мнения очень интересное место всех указанных переписей. Новые сёла, между 1678 и 170 гг. не откры­вались.

Остальные источники, казанского периода, по дворцовым сёлам, хранящиеся в РГАДА; «Перепись Кудрявцева 1710 года» [17], «Ландратская перепись Сарапульской двор­цовой волости. 1716-1717 гг.» [18], 1-3 ревизии Сарапульской дворцовой волости (1725, 1748, 1763 гг.) [19] сообщают нам больше о дворцовых крестьянах и бобылях.

Свободные государственные (ясашные) земли, расположенные между дворцовой деревней Галёво с юга и монастырским селом Степаново с севера, а также бе­рега реки Сивы, осваивают  государственные крестьяне. Ясашные земли на левом берегу Камы располагались южней монастырского села Сайгатки. Источников XVII века касаю­щихся этих земель практически не выявлено, возможно по причине того что большинство документов погибло, в 1749 году, при пожаре в Казанской губернской канцелярии. Изве­стен лишь один документ, челобитная от 1673 года сохранившаяся у крестьянина Сайгат­ской воло­сти, которую  опубликовал в «Сборнике Пермского Земства», в 1898 году, из­вестный са­рапульский  краевед, священник Николай Блинов в своей работе «Засе­ление Зака­мья» [20. С. 25].Челобитная даёт замечательные сведения об освоении этих зе­мель, образовании де­ревни Ольховка (Вольховка), ставшей впоследствии центром Оль­ховской волости Осин­ского уезда и порядке перехода дворцовых крестьян на государ­ственные земли. Изучение «Ланд­рантской переписи 1716-1717 гг.» [21], и «Книг пришлых русских людей за 1716 год» [22] Арской до­роги Казанского уезда, в совокупности с пере­писными книгами Сарапульской дворцовой волости [4; 8; 16], позволяет утверждать, что освоение этих земель началось лишь в конце XVII столетия. 

К 1716 году существовало больше десятка селений государственных крестьян, при этом самым густонаселённым являлось, верховье реки Сива (ныне Большесосновский район Пермского края). В деревне Чёрной между 1710-1716 гг. был построен храм во имя Пророка Илии, а деревня в дальнейшем стала именоваться селом Ильинским  (ныне с.Черновское Пермский край) [21. Л. 185].

При изучении сёл расположенных на государственных землях вдоль реки Сива необ­ходимо ориентироваться в постоянно изменяющихся названиях волостей и перемене их границ. Неизменным в этот период остаются только Казанский уезд и Арская дорога. По­сле организации Казанской губернии, в 1709 году, наш край, в т.ч. и государственные земли левобережья по-прежнему  находятся в Казанском уезде. В «Ландратской переписи 1716-1717 гг.» все селения входят в огромную по территории,  сотню Пронки Янмурзина [21. Л. 185-198об.]. В первой ревизии 1719 года, границы не меняются, но сотню именуют как Пронки Янмурзина и как «бывшая Прон­кина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева». [23]. Через шесть лет была составлена «сказка» о выбывших крестьянах где фигурирует лишь «бывшая Пронкина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева» [24]. Во второй ревизии, 1748 года, с ростом населения, сотня разделяется. Нижнее тече­ние реки Сива и побережье Камы, тер­ритория современного Воткинского района УР и Чайковского района Пермского края, входит в сотню Арефия Ефремова [25. Л. 136-137об.; 165-268об.], а среднее и верхнее реки Сива, территория современ­ного Большесосновского района Пермского края, в сотни Дениса Ефимова (Лариона Кор­нилова) [25. Л. 97-164об.] и  Фотея Окулова (Еремея Сидорова) [26. Л. 90] специально выделенной Сивинской волости. Следует обратить внимание, что села Ильинского в переписи нет, т.к. с началом строи­тельства Демидовыми на речке Ножовка Рождественского завода оно приписывалось к нему, но в 1749 году вышло из приписки [27. С. 12].

После второй ревизии, в 1757 году, начинаются приписки к вновь организованному Камско-Воткинскому заводу, при котором строится храм во имя Димитрия Ростовского. Все государственные крестьяне Сивинской волости, в том числе и закамские, приписыва­ются к заводу, и именуются с этого времени приписными горнозаводскими крестьянами. По третьей ревизии, 1763 года, Сивинская волость включает в себя уже несколько сотен. Деревни и село Ильинское расположенные в верхнем течении Сивы, относятся к сотням  Дениса Ефимова [28] и Фотея Окулова [29], а деревни расположенные в нижнем течении и по Каме к сотне Арефия Ефремова [30]. В период между 1748 и1763 гг., деревня Сос­нова, становится селом Васильевским (ныне с. Большая Соснова Пермского края) [28. Л. 601]. Селения приписных крестьян расположенные в верхнем течении реки Сива, со­временный Большесосновский район, входили в приходы сёл Соснова (Васильевское) и Черновское (Ильинское). Закамские селения, современный Чайковский район в приход села Сайгатки (Никольское) . Селения приписных крестьян нижнего и среднего течения Сивы и правобережья Камы в Дмитриевский приход  Камско-Воткинского завода [32].

Казанский период, самый продолжительный из всех остальных. В этот период, с 1596 по 1781 гг., были освоены оба берега реки Камы.  Будучи главной транс­портной маги­стралью, Кама не являлась препятствием для общения, а напротив только способствовала ему. Многие селения имели свои угодья или одновременно находились на обоих берегах (Докша, Нечкино), другие «переезжали» с одного берега на другой (Галёво, Костоваты). Последние, Галёво и Костоваты, уже находясь на правом берегу ещё долгие годы остава­лись в приходе села Сайгатка на левом, при наличии трёх  храмов поблизости. Всего за данный период вдоль Камы построено более десятка храмов. Организуется монастырская жизнь, монахи (старцы) живут в монасты­рях и вотчинах на юге (Сарапул) и на севере (Оса) края.  Но, к сожалению, в  1724 году монастыри закроют, а вотчины будут припи­саны первоначально на содержание Казанской семинарии, а с проведением секуляризаци­онной реформы, в 1764 году, в Коллегию экономии.

В этот же период полностью по всему течению реки  осваивается Сива, с образова­нием нескольких десятков деревень и двумя сёлами Ильинским (Черновское) и Васильев­ским (Большая Соснова).

Казанский период обозначенных районов очень слабо изу­чен краеведами и церков­ными историками. Известны лишь отдельные работы казанского историка И.М. Покровского, пермских историков А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко и сарапульского краеведа священника Николая Блинова, которые дают нам лишь отдельные сведения о наших краях, совершенно не касаясь церковной истории. Известные источники, обзор ко­торых приведён выше, позволяют узнать лишь время открытия сёл и имена некоторых священников и монахов. По ним лишь косвенно можно судить о церковной жизни прихо­дов.  Главной проблемой изучения источников является  их недоступность. Во-первых, по причине удаления источников из региона в цен­тральные архивы страны. Во-вторых, по причине того, что даже те источники, которые стали доступными, в результате оцифровок архивами, не доступны широкому кругу исследователей, из-за скорописи, употребляемой в делопро­изводстве XVII-XVIII вв. Создание церковно-исторических обществ, одной из целей которых является поиск, прочтение текстов и их публикация, было бы очень полез­ным для церковного краеведения Среднего Прикамья.

Пермский период. Первый период заканчивается в 1780-1781 гг., с введением новой административно-территориальной реформы и организацией Вятского и Пермского наместничества, в 1796 году, ставшими губерниями. Границей между ними  стала река Сива. Все селения восточнее левого берега Сивы, включая сёла Васильевское (Большая Соснова), Ильинское (Черновское), Богородское (Степаново), Никольское (Сайгатка), с 27 января 1781 года,  вошли в состав Пермского наместничества. Наместничество разделя­лось на две области (Пермскую и Екатеринбургскую), состоящие из 15 уездов (округов). Естественной границей между Осинским и Оханским уездом стала река Кама.

Границы приходов при разделении совершенно не учитывались. Неразделённым остался только  приход села Богородское, полностью вошедший в Оханский уезд. В этот же уезд вошли правобережные селения Никольского прихода, само же Никольское с окрестными селениями отошли в Осинский уезд. Приходы Ильинский и Васильевский были разделены на две части, одна вошла в Оханский уезд, а другая в Сарапульский уезд Вятского наместничества.

 Вплоть до 1799 года, пока не вышел указ «О приведении епархиальных границ сооб­разно границам губерний и об учреждении новых епархий», согласно которому была об­разована Пермская епархия, все приходы находились в  Вятской епархии. Это прекрасно видно по рапортам и донесениям в Вятскую и Великопермскую консисторию. Из которых следует, что в 1785 году священниками были; в Никольской церкви Алексей Ананьин, в Богородицкой церкви Игнатий Збитнев, в Ильинской церкви Федор Попов, в Васильев­ской церкви Николай Карпов, а в Димитриевскй Симеон Курбатов [31].  И если прежде они относились к «Казанского уезда Сарапульскому заказу» [32], то сразу после реформы стали относиться к Сарапульскому духовному правлению Вятской и Великопермской епархии. Фонд №237 Государственного архива Кировской области содержит в себе де­сятки описей с делами, в том числе по интересующим нас приходам, ждущими своего ис­следователя.

В данном периоде, обозначенном как пермский, мы будем рассматривать только три прихода; Никольский (Сайгатка), Богородицкий (Степаново), и образованный в последу­ющем Иоанно-Предтеченский приход (Галёво).  Не затрагивая селения приписных кре­стьян Воткинского завода расположенных в Оханском уезде (округе) Пермского намест­ничества (ныне Воткинский район), т.к. они вошли в состав Дмитриевского прихода Са­рапульского духовного правления Вятской епархии. Между тем следует не забывать, что сведения о них по гражданским ведомствам необходимо искать в пермских периодиче­ских изданиях и справочниках. Приходы сёл Васильевское (Большая Соснова) и Ильин­ское (Черновское), будут рассмотрены в следующем периоде, в части вошедших в Сара­пульский уезд селений.

Богородицкий приход села Степаново Оханского уезда Пермской губернии, состоял из селений монастырских (экономических) крестьян, после реформы по гражданскому ве­домству входящих в Бабкинскую экономическую волость, имеющую не простую подве­домственность «Оханского Нижнего Осинскаго суда» располагаясь при этом «в грани принадлежащей Водкинскому заводу». Информация о крестьянских дворах и селениях прихода, по состоянию на 1795 год, хранится ЦГА УР в фонде Камско-Воткинского за­вода [33. Л. 87-119].

В Государственном архиве Пермского края (ГАПК) Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) имеет свой фонд, в котором хранятся Исповедальные росписи 1792-1828 гг., переписка с Пермской духовной консисторией за 1813-1880 гг., хозяйственные книги 1803-1809 гг. [34]. Помимо этого в фонде ГАПК «Бла­гочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской губернии» нахо­дятся клировые ведомости, с полной информацией о храме и послужные списки духовен­ства [35].

Хранятся Метрические книги и в фонде ЦГА УР «Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское (Степаново) Оханского уезда Пермской губернии» [36].

Существование фондов по Богородицкой церкви, одновременно в Ижевске и Перми не случайно.  Дела Богородицкой церкви, в течении XX века, несколько раз «переезжали». Первоначально в 1920-х годах, в связи с переходом села в Сарапульский  округ Уральской области, они были переданы в Сарапульский архив, где находились до мая 1946 года, пока не были переданы обратно в Пермь, в связи с отнесением села Степаново к Пермской об­ласти. После отнесения Степановского сельсовета Еловского района Молотовской (Перм­ской) области в УАССР, их вновь передали на этот раз в Ижевск.

Никольский приход села Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии состоял в ос­новном из бывших монастырских (экономических) крестьян, после 1786 года, ставших государственными и приписных крестьян Воткинского завода проживавших в Ольховской волости Осинского уезда. Кроме того, в приход входили дворцовые (удельные) крестьяне Галёвского выбора Частинского дворцового (удельного) приказа Оханского уезда.

В ГАПК создан фонд «Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии)». Богатейший фонд содержащий в себе всю необходимую информацию для того что бы иметь полную информацию о приходе: клировые ведомости, исповедальные росписи, ревизские сказки, метрические книги, сведения о строительстве, проповеди, бо­гослужебные журналы, переписка с Пермской духовной консисторией, журналы реги­страции указов и распоряжений по церкви, описание раскола, формы служения на Литур­гии [41]. Помимо этого в фонде «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осин­ского уезда Пермской духовной консистории», так же  хранятся клировые ведомости [42].

В 1867-1868 гг. удельные крестьяне, входившие в Никольский приход и проживавшие на противоположном берегу Камы построили в своей деревне Галёво деревянную церковь с колокольней.  По благословлению епископа Пермского и Верхотурского Антония, 30 ноября 1868 года, престол храма был освящен, протоиереем Стефаном Костаревым во имя Святого Пророка Крестителя Иоанна [45. Л. 193]. С давних времен  в селении  имелась часовня, с  особо чтимой чудотворной иконой Усекновения главы Иоанна Предтечи, к ко­торой «истари приходят [после известных событий 1917 года, разумеется, приходили] в 29 числах августа сотни богомольцев из всех окружных селений» [46. С. 10]. Для паломников, около храма были построены помещения, именуемые в народе «кельи».  До 1872 года икона располагалась в простом киоте, пока воткинский купец Андрей Федорович Варла­мов, «исполняя завещание покойной своей матушки, рабы Божией Анастасии, которая, отличаясь безграничною преданностью к галевской святыне», не пожертвовал ей необы­чайно дорогую ризу. Риза эта была изготовлена в Москве «при отличной во всех отноше­ниях работе». Редкое украшение было «сребро позлащенным» и стоило 300 рублей [46. С. 10].

Информация о галёвских селениях, часовне и школе, до 1868 года, содержится в делах Никольской церкви села Сайгатка. Клировые ведомости Иоанно-Предтеченской, в ГАПК в фондах «Благочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской гу­бернии» [35] и  «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осинского уезда Перм­ской духовной консистории»[42].

Вятский период. В 1896 году, Камская и Галёвская волости Оханского уезда, распо­ложенные между реками Сива и Кама, были переданы из Пермской в Вятскую губернию. А в 1899 году приход села Галёво был причислен к Вятской епархии, где вошёл в один благочинный округ с Воткинским Благовещенским собором [47. С. 112].

В Удмуртии источники различных ведомств, хранятся в четырёх архивах. В ЦГА УР создан фонд «Иоанно - Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской гу­бернии» [48] содержащий в себе, в основном, метрические книги и несколько ведомостей о церкви. Остальные ведомости, выявленные в этом же архиве, находятся в фондах Сара­пульского духовного правления Вятской духовной консистории [49. Д. 127-129].

Большой интерес представляют бланки переписи по Галёвской волости «Сарапуль­ской уездной переписной комиссии по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии» [50]. В них отражена полная информация не только о крестьянах, но и тех, кто в данное время служил в Иоанно-Пред­теченском храме.

В Архивном отделе Администрации города Сарапула (ААС), отложилось наибольшее количество церковных ведомостей по  Иоанно-Предтеченской церкви. Это касается и всех других приходов, ранее входивших в Сарапульский уезд, а с 1923 года вошедших в Сара­пульский округ Уральской области. В Сарапуле находилось первоначально Сарапульское окружное бюро, а с 1930 года Сарапульское отделение Уральского областного архивного бюро. Ижевску оно начало подчиняться только в 1938 году, вскоре после присоединения, в 1937 году, прикамских районов к Удмуртии. Ведомости о церкви, духовенстве, часовнях и т.д. включены в «Объединённый архивный фонд: Благочинные благоннинских округов Вятской губернии» [51], здесь же, но другой описи имеются указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви [52].

  Информации по церковному краеведению селений Камской волости, перечисленной в Вятскую губернию вместе с Галёвской волостью,  вполне достаточно, для того что бы иметь самое полное представление об их приходской жизни. Хранится она большей ча­стью в Центральном государственном архиве Удмуртской республики в фондах «Сара­пульского духовного правления Вятской духовной консистории» [49], «Объединенном фонде Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода» [53],  и в фонде «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54].

Сведения по приходам образованным после 1780 года, включенным после реформы в Вятскую губернию, ныне расположенным на территории Большесосновского района Пермского края, в основном достаточно компактно хранятся в архивах Перми и Удмур­тии. Это приходы сёл Ларята, Лисья, Нижний Лып, Полозово, Петропавловское, Тойкино. Все они открыты в XIX веке, самые ранние Тойкино и Петропавловское в 1830 году, По­лозово в 1849 г., Нижний Лып в 1861 г., Лисья в 1895 г., и Ларята в 1903 году.

В ЦГА УР имеются фонды по трём из них: «Покровская церковь с. Нижний Лып Са­рапульского уезда Вятской губернии» [55], «Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии» [56], «Рождество-Богородицкая церковь с. Той­кино Сарапульского уезда Вятской губернии» [57]. Источники по сёлам  Ларята (Покров­кий), Лисья (Ильинский), Петропавловское (Петропавловский, Богоявленский), представ­лены в фондах «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории» [49], и «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54]. Очень много ведомостей о церкви и духовенстве находится в «Объединённом архивном фонде: Благочинные благо­чининских округов Вятской губернии» [51] Архивного отдела Администрации города Са­рапула. В ГАПК ведомости и метрические книги собраны в фондах Пермской духовной кон­систории [58].

Помимо архивных источников, очень много информации можно получить, исследуя епархиальные ведомости, как официальную, так и неофициальную их часть. Наиболее ценным, на наш взгляд, является неофициальная часть, дающая возможность изучить по­вседневную жизнь священнослужителей, церковнослужителей, монашествующих, препо­давателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церков­ных старост, ктиторов и других замечательных церковных людей.

Вятские епархиальные ведомости выходившие с 1863 по 1917 год, практически в полном объёме имеются в фондах Кировской государственной областной универсальной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Пермские епархиальные ведомости выходившие с 1867 по 1919 год (с небольшим перерывом во время гражданской войны) и хранятся в Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького и Свердловской областной универ­сальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.

Cоветский период.  Достаточную сложность в выявлении источников, но в то же время и соответствующий интерес представляет церковное краеведение советского пери­ода. Исследовать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь особенно важно. Главная цель - показать стойкость православных христиан в период воинствующего безбожия, как в периоды интенсивных репрессий, так и в годы относительного затишья. Изучение опыта стойкости и верности Церкви необхо­димо во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практиче­скую ценность. Всё может повториться вновь. При этом,  не следует забывать, что не меньшую ценность имеет и опыт тех, кто по разным причинам не проявил тогда необхо­димой стойкости, став явным предателем, уклонился в обновленческий раскол или участ­вовал во внутренних нестроениях. Не с целью осуждения, разумеется,  а с целью понима­ния происходившего, извлечения уроков. Известно, что многие из них, принесли искрен­нее покаяние, другие так и  не смогли разобраться в той наисложнейшей ситуации.

Особенность исследования данного периода заключается в том, что изучения лишь одних церковных источников совершенно не достаточно, с одной стороны, и с другой, что  именно церковных источников крайне мало. Особенно это касается периодов интенсив­ных гонений 1929-1933 гг., 1936-1939 гг., и 1940-1942 гг.

Весь период, до закрытия храмов сёла Степаново и Сайгатка находились соответ­ственно в Оханском и Осинском уезде Пермской губернии, далее в  Сарапульском округе Уральской области, Свердловской и Пермской области. Ведомости о церквях и послуж­ные списки духовенства не выявлены.  В ЦГА УР, по селу Степаново  известен лишь «Ра­порт причта о состоянии прихода за 1928 год», направленный в обновленческое  Сара­пульское Епархиальное управление  [37. Л.127]. В обновленческий раскол приходы сёл Степаново и Сайгатка уклонились вслед за своими священниками, Александром Фоми­ным и Клавдием Поповым. В декабре 1924 года они явились на первый сарапульский съезд «обновленческого и прогрессивного духовенства и мирян», и приняли на нём  ак­тивное участие, при этом сайгатский священник Клавдий Попов был избран кандидатом в Сарапульское Викарное Управление [38. Л.3-5об.]. В 1929 году «за ветхостью» Богоро­дицкую церковь закроют, предварительно запретив пользоваться зданием. Сведения о за­крытии прихода обнаружены только Государственном архиве Свердловской области [39; 40].  Материалы о закрытии Никольской церкви в селе Сайгатка находятся в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области» [43, 44]. Храм был закрыт в 1934 году под лозунгом: «Долой попа и церковь, да здравствует клуб!» [43. Л. 5].

По остальным приходам информации значительно больше. В период с 1917 по 1920 гг. все они, находясь в Петропавловской, Тойкинской, Нижнелыпской, Полозовской, Кельчинской, Камской, Галевской, Перевознинской, Светлянской, Июльской волостях, и Воткинском заводе (Воткинске) составляли единую северо-восточную часть Сарапуль­ского уезда Вятской губернии.

Очень важными источниками этого периода являются послужные списки священни­ков, хранящиеся в фондах благочинных  Сарапульского уезда, в которых хра­нятся ведо­мости о церквах, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожа­нах, при­ходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей, интересую­щих нас приходов за 1920 год [59]. Ценность данных источников в том, что они первые после только что прошедшей гражданской войны. В них мы видим произошедшие пере­мещения духовенства, кто из них остался на приходах, на этот момент, а кого нет. В неко­торых приходах, например Воткинского Благовещенского собора, духовенство практиче­ски пол­ным составом «эвакуировалось», много перемен и в сельских приходах. И это не удиви­тельно они ушли вместе с населением. На заводе, в 1919 году, наступило «полное безлюдье». В Вот­кинске из духовенства остались только заштатный священник Пётр Луппов, его тесть священник Алек­сандр Виноградов и диакон священномученик  Косьма Коротких [62. С.71]. В неко­торых ведомостях имеются прямые указания причины отсутствия, например; «эвакуировался в 1919 году до сих пор не возвращался»  что означает, что ушёл на восток, или «отправился в Уржумский уезд до сих пор не вернулся». Интересны сведения о пер­вых конфискациях, изымаются в основном дома священства. На протяжении всей войны 1918-1919 гг., приходы посещает Преосвященный Алексей (Кузнецов).

В марте 1921 год создаётся Воткинский уезд, включавший в себя территории совре­менных Воткинского и частично Большесосновского районов. Имевший сложную подчи­нённость уезда (района), в 1923 году он вошёл вместе с Сарапульским уездом в Пермскую губернию. В этом же году с образованием Уральской области  Воткинский уезд вошёл в состав её Сарапульского округа, разделившись на Воткинский и Черновской районы.

В сентябре этого же года была утверждена  Воткинская викарная кафедра, со своим первым епископом Воткинским Амвросием (Казанским). В состав Воткинского викариат­ства вошли город Вот­кинск, сёла Вот­кинского уезда и всей северной половины доре­волю­ционного Сарапульского уезда, образовав из себя четыре благочинных округа.  В состав Воткинского округа вошли приходы города Воткинска, с приписными церквами в Кокуях, Болгурах, Кварсинской Гари и в селе Мишкино. Благочинным определён протоиерей Вот­кинского Благовещенского собора Василий Шерстенников. Первый благочинный округ в состав принял сёла Кельчино, Лисья, Нижний Лып, Самойлово, Полозово, Сива (Чернов­ское), Тойкино, Кукушкино, Петропавловское, Пермяки, Ларята, Большая Чепца, Зюзино. Благочинным был определён священник села Сива Владимир Черепанов. Третий благо­чинный округ - сёла Июльское, Перевозное, Паздеры, Неумоино, Галёво, Светлое, Боль­шая Кварса (Гришонки). Благочинным определён священник Николай Тонков, ранее слу­живший настоятелем в Воткинской Никольской церкви. Во второй округ вошли селения, входившие в состав Вотской автономной области. Благочиннным определён священник села Чумой, священномученик Леонид Никольский [60. Л. 15-16].

Воткинское викариатство просуществовало, до ареста последнего воткинского епи­скопа Николая (Ипатова), в 1931 году.

Период этот очень широко представлен в источниках, хранящихся в объединённом архивном фонде ААС: «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консисто­рии, Сарапульский временный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предшественники». Особый интерес представляют документы первых двух описей[61].

По первой описи в фонде собраны управленческие документы; переписка со священ­нослужителями по церковным вопросам, рапорта, прошения благочинных, протоколы разнообразных заседаний  с 1917 года по 1931 год. Начиная с 1921 по 1928 год, огромное место предоставлено перепискам епископов Воткинских и Сарапульских между собой и центральной церковной властью. Это время характеризуется как период временного за­тишья в гонениях. По причине охватившего страну голода, власти меняют тактику гоне­ний на Церковь и отказываются от широкомасштабных репрессий.  В качестве Русской Православной Церкви ими признается обновленчество. Воткинский народ за ними не пошёл. Тогда ВЧК провоцирует расколы и нестроения внутри староцерковников.  В 1924 году, начинаются гонения на  епископа Иоана (Братолюбова), в результате которых он из­гоняется с кафедры в 1926 году.  Назначенный после него епископ Онисим (Пылаев) и ряд священников, в 1927 году арестовываются и приговариваются к концлагерям. Официаль­ным основанием для ареста явились обнаруженные у одного из них журналы Латвийской Православной Церкви [62. С. 154-155].

Особый интерес представляют сведения о приходах, их количестве и священнослужи­телях. Так согласно справке выданной Административно-Организационному Управлению НКВД в марте 1929 года «Сарапульская староцерковническая находящаяся в ведении Ми­рополита Сергия и Временного при нём Священного Синода» насчитывала в себе 387.900 членов епархии. Среди «служителей культа» был один епископ (?), 206 священников и 35 диаконов. Из них 63 священника и 17 диаконов входили в состав Осинского викариатства Сарапульской епархии [63. Л. 5,6].

Документы, датированные 1929-1930 гг., в основном представлены Указами и Цирку­лярами центральной церковной власти направленные на преодоление раскола и внутрен­них нестроений, а так же переписка со священнослужителями и мирянами.

Во второй описи собраны личные дела священноцерковнослужителей Сарапульской епархии, включая Воткинское, Ижевское, Осинское викариатства.  Более 500 личных дел датированных 1918-1926 гг.. Отдельные дела имеют крайний срок 1927-1929 гг. В делах, в основном, все необходимые для рукоположения документы, связанные с личностью кан­дидата. В отдельных делах встречается переписка священнослужителей с епископом, свя­занная с просьбой принять его в епархию на служение. Здесь много информации о тех, кто эвакуировался в 1919 году, и после войны возвращался на родину, т.н. «отступленцев». В делах всевозможные справки из разных лазаретов и санитарных подразделений, в которых служили отступившие священники, рекомендательные письма от архиереев сибирских епархий, в которых они служили, письма-жалобы, на то, что приходы их заняты. Или напротив жалоба на то, что вернувшийся домой «отступленец» претендует на свой преж­ний приход, в котором все эти нелёгкие времена  отслужил, тот, кто пишет жалобу. Встречаются и просьбы о восстановлении в сане, после того как по малодушию сложили его. Так один сельский священник, служивший в удалённом удмуртском селе, из-за страха за свою семью сложил сан, в начале гражданской войны, а когда начались осквернения храмов и убийства священников, он пришёл к епископу, принося слёзные покаяния моля вернуть его к алтарю.  

 В дополнение к личным делам, для библиографических исследований, в этом же ар­хиве в объединённом фонде «Благочинные благочиннинских округов Вятской епархии» собраны ведомости по церквям и  послужные списки духовенства 1921-1926 гг.[64]. Фак­тически с 1918 года, это округа самостоятельной Сарапульской епархии.  Подобные доку­менты хранятся  в ЦГА УР в фонде «Сарапульского духовного правления» [49].   

Сразу после ареста православного епископа, в 1931 году,  в Воткинске открывается обновленческое викариатство во главе с Паладием (Бельтюковым). С 1933 по 1937 само­стоятельная обновленческая Воткинская епархия во главе с бывшим воткинским священ­ником Димитрием Красильниковым.

Данный период представлен в фондах ЦГА УР и ГАПК. В ЦГА УР это протоколы за­седаний Сарапульского Епархиального управления, переписка его с Уральским Област­ным Церковным Управлением и подведомственными приходами, рапорты и сведения о священнослужителях [65]. В ГАПК фонд «Пермское епархиальное управление» содержит документы по пермскому (уральскому) обновленчеству, и в частности по сарапульскому. В них имеется достаточно информации об организации обновленческого раскола, его дей­ствующих лицах, программе и действиях по борьбе с Русской Православной Церковью или как они её именовали с  «тихоновщиной». Прежде всего, интерес представляют жур­нал учредительного собрания Сарапульского викариатства, переписка Пермского епархи­ального управления с Сарапульским епархиальным управлением, ярко характеризующая обновленцев, как личностей и как движение, переписка между священ­ством и епархиаль­ными управлениями. Циркуляры и распоряжения центральных органов власти, журналы заседаний и протокола заседаний и много другой информации. Особый интерес представ­ляют документы освещающие организацию праздников, рукоположений и хиротоний, «миссионерскую деятельность», «борьбу с тихоновским расколом», а также  издание «Пермских епархиальных ведомостей» [66].

В 1929 году начинают закрывать храмы. В Воткинске, «по просьбе трудящихся», закрыва­ются Пантелеимоновский единоверческий храм и Благовещенский собор. В это же время крестьяне села Черепановка Воткинского района поднимают волнения и не дают закрыть свой храм. Священник Федор Крылов  и церковный совет арестовываются и заключаются в концлагеря. Закрывается храм в селе Степаново Ножовского района. На этом фоне,  обновленцы начинают захват православных храмов. Первым, в 1929 году, захватывается ими  Преображенский храм в Воткинске. [62. С. 155].

Вскоре постановлением малого Перезидиума Сарапульского ОИК от 8 мая 1930 года  закрываются храмы сёл Полозово и Лисья [47. С. 282, 221]. В дальнейшем один за другим закрываются все православные храмы. К началу третьего этапа интенсивных гонений в 1936 году, среди сельских храмов действующим остаётся только один сельский приход в селе Перевозное. В остальных приходах священники арестованы или изгнаны. В Воткин­ске остаётся действующей небольшая по размерам деревянная Богородицкая церковь, именуемая в народе «монастырской».

В 1937-1938 годах, арестовываются все обновленческие священники и «архиепископ» Воткинский Аристарх (Никольский). Почти все они расстреливаются. В 1939 году, перед началом Второй мировой войны закрываются последний  обновленческий  храм в городе, сельский храм в Ларятах Черновского района, а в 1940 году храм в селе Июльское Вот­кинского района.

Под влиянием внешней политики, с началом Второй мировой войны, в Воткинске, возможно, был вновь открыт, в 1940 году, православный приход в Преображенской церкви. Однако документ дающий надежду на это, недостаточно убедителен [67].

Начавшееся  «потепление» вновь было не продолжительным. В 1940 году и в первой половине 1941 года закрываются все сельские храмы, а священник Василий Вольхин и староста храма в селе Перевозное Иван Попов расстреливаются. 9 мая 1942 года аресто­вывается священник Богородицкой (монастырской) церкви города Воткинска Александр Преображенский. С его арестом храм закрывается. На всей описываемой нами территории к 1января 1943 года, действовала одна Спасо-Преображенская церковь в городе Воткинске [62. С. 157].

Материалы по закрытию церквей, ныне Большесосновского района собраны в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Ми­нистров СССР по Пермской области» [68]. Протокол заседания Малого Президиума Сара­пульского ОИК на котором было принято решение о закрытии церкви в селе Полозово находятся в фонде ЦГА УР «Исполнительный комитет Сарапульского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Сарапул Сарапульского округа Уральской области» [69. Л.75об.]. Материалы по закрытию церквей  Воткинского района находятся в фонде Архивном отделе Администрации Воткинского района «Воткинский районный Совет народных депутатов и его исполком, г. Воткинск УАССР [70].

Материалы, собранные в делах по закрытию храмов очень информативны. Содержат в себе описи имущества, договора с органами власти, регистрационные документы, сведе­ния о приходе, послужные списки духовенства, всевозможные заявления с визами органов власти. Что даёт возможность исследователю получить сведения, о том кто служил в хра­мах,  начиная с 1923 года до момента, когда в приходе не оставалось совсем священника. Что предпринимал приход для возобновления богослужений, как боролся с тем, что бы под разными предлогами не было окончательно отобрано их церковное имущество и первую очередь здание. Очень богатая переписка достаточно полно и объективно раскрывает всю трагичность тех дней. Борьба за храм, даже по нескольку лет находящийся без богослуже­ний, поиск священника, битва за его регистрацию с властями.  Не только в больших и об­стоятельных письмах, а подчас, на небольших клочках бумаги ценнейшая информация, в том числе на аресты, при том зачастую не только священника. Как пра­вило, вместе со священником арестовывалось и осуждалось несколько мирян, и в первую очередь староста. Подвиг крестьян особенно в период массовой коллективизации очеви­ден и нуждается в тщательном изучении.

В самом начале коллективизации, на объединённом пленуме ЦК КПСС, в апреле 1928 года, Сталин призвал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс» и повести её таким образом, чтобы народ её под­держал» [71. С. 50]. Действуя согласно сталинскому призыву, представители власти на кре­стьянских собраниях всегда связывали в одну цепочку вопросы о закрытии храма и об­суждение списков на раскулачивание. Вопросы эти ставились одновременно, а «попы и кулаки» были в их докладах всегда заодно против народа и коллективного хозяйствова­ния. Всё очень понятно, и не поддержать инициативу власти по закрытию церкви в таких условиях было очень трудно. Проголосуешь против закрытия своего храма, здесь же, на собрании, окажешься в списках на раскулачивание. Но многие все же голосовали против закрытия храмов.

Положительные изменения отношений государства к Церкви наступили лишь в 1943 году после «исторической встречи», 4 сентября 1943 года митрополитов Сергия (Страго­родского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным.

 В 1943 году начали действовать  Богородицкая церковь в городе Воткинске  и Возне­сенская церковь в селе Перевозное Воткинского района УАССР, а в 1947 году  в селе Нижний Лып Черновского (ныне Большесосновского) района Пермской области.

В 1943 году был создан Совет по делам Русской православной церкви, с назначен­ными на местах уполномоченными. Вся переписка уполномоченных, сведения о храмах, священстве, епископах, отношении населения к вопросам религии и к конкретным свя­щенникам хранится в соответствующих фондах ГАПК и ЦГА УР [72;73].

Говоря о церковном краеведении советского периода, нельзя не упомянуть атеисти­че­скую пропаганду, которая очень активно и достаточно умело, распространялась совет­ским государством, особенно среди подрастающего поколения. Для этого была создана даже специальная организация – Всесоюзное обще­ство «Знание». Но центральное место зани­мало атеистическое воспитание детей в школе. В ЦГА УР созданы фонды  «Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР», «Ин­ститут повышения квалификации и пере­подготовки работников образования Удмуртской Республики" Министерства народного образования Удмуртской Республики» в которых, хранятся доклады учителей, материалы республиканских секций по распро­странению атеистических знаний, материалы семина­ров атеистов [74; 75].

Обозначенные районы очень слабо изучены краеведами и церковными историками.  И если главной проблемой изучения источников казанского периода является  их недоступ­ность, то проблема изучения последующих периодов и прежде всего советского заключа­ется в том, что он ждёт своего исследователя.

Возможно, было бы полезным не только создание  региональных церковно-историче­ских обществ, но и изучение церковного краеведения, как предмета, в церковно-приход­ских школах, а соответственно и отделениях дополнительного религиозного образования и катехизации духовных образовательных учреждений. Уделяя при этом внимание, не столько архитектуре храмовых зда­ний, сколько  изучению жизни приходов,  священно­служителей, цер­ковнослужителей, монашествую­щих, препо­давателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церков­ных старост, ктиторов и других замечатель­ных церковных лю­дей. Особенно важно исследо­вать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

Это было бы очень интересно и  полезно для учащихся, которые занимаясь ис­следовательской работой, сами становились бы участниками открытий новых имён замечательных православных людей, остающихся, к сожалению, до сих пор в забвении. А вместе с этим имели бы и прекрасные примеры подражания. У кого как не у них, живших в относительно примерных с нами условиях учиться стойкости и верности Церкви. Опыт стойкости и верности Церкви необходим во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность.

 

Список источников и литературы

 

1. История архивов России: XX — начало XXI века : учебное пособие /С. И. Цеменкова ; Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2019.

2. Осинская писцовая книга Палицына и Аристова 1596 г. / Дмитриев А. Пермская ста­рина. Сборник статей и материалов преимущественно о Пермском крае. – Пермь, 1900.

3.  Дозор Сарапульской дворцовой волости 1621 г.  // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII – начала XVIII веков. Вып. 2. [Электронный ре­сурс] / автор-сост. Чураков. В. С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2016.

4. Переписная  книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина.  Дворцовые села что на Сарапуле с деревнями и с починками // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.

5. Переписная книга 1710 года архиерейских и монастырских вотчин  Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Кудрявцова // РГАДА. Ф.237. Оп.1. Д.154.

6. Переписная книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина  Осинскова Преобра­женскова монастыря в селах деревнях и починках // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.

7. Покровский. И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 года // Известия Казан­ского Общества Археологии, Истории и Этнографии. – 1902.

8. Перепись М. С. Супонева Сарапульского уезда 1678 года // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6453.  [Электронный ресурс]. – URL: https://1670.ru (дата обращения: 07.10.2021).

9. Ландратская перепись Осинского Преображенского монастыря 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. Оп.1. Д. 144.

10. Переписи и ревизии Вятского края. Сканированные копии подлинных источников хранящихся в РГАДА / Родная Вятка. Краеведческий портал. [Электронный ресурс]. – URL:https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd (дата обращения: 07.10.2021).

11. Сообщение епископа Казанского Луки от 1739 года// Описание документов и дел хра­нящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. - 1913. Т.XIX. С.605.

12. Материалы по истории Башкирской АССР. -  М, 1936. Ч. 1.

13. Шишошко В.Н.  Пермская летопись. Второй период. – Пермь, 1882.

14. Покровский И.М. К истории поместнаго и экономического быта в Казанском крае в половине XVII века. – Казань, 1909.

15. Писцовая книга Казанского уезда 1647—1656 годов: Публикация текста. — М.: Ин­ститут Российской истории РАН, 2001.

16. Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Ка­занского уезда переписи Б.Н. Юдина. 1701год // РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 6446.

17. Переписная книга дворцового   села  Сарапула  переписи казанского коменданта Ни­киты Алферьевича 1710 год // РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3548.

18.  Ландратская перепись Сарапульской дворцовой волости 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. 350. Оп.1. Д.142.

19. Первая ревизия дворцовой Сарапульской волости 1725 г. // РГАДА. Ф. 350. Оп.2. Д.1133.; Вторая ревизия Сарапульской волости 1748 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1138.; Третья ревизия Сарапульской волости Арской дороги Казанского уезда 1763 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1181.

20. Блинов Н.Н., свящ. Освоение Закамья  //  Cборник Пермского земства. – 1898. - №34.

21. Книга переписная 716-го и 717-го годов Казанского уезда Арской дороги ясашным русским, новокрещенам, вотякам и татарам, черемисе Данила Варыпаева // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII - начала XVIII веков [Электронный ресурс] / автор-сост. Чураков В. С. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009.

22. Книга переписная пришлого населения (русские, вотяки) в ясашные села и деревни Вотской дороги Казанского уезда. 1716 – 1717 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.145.

23. Книга переписная ясачных крестьян (русские, татары, вотяки) Арской дороги Казан­ского уезда. 1719 год// РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.159.

24. Сказки об умерших, бежавших и других выбывших после переписи дворцовых, архи­ерейских, монастырских, помещичьих и ясачных (русские, татары, черемиса, вотяки) кре­стьянах и разночинцев Арской, Галицкой и Зюрейской дорог Казанского уезда.  1725 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1133.

25. Книга переписная ясачных крестьян (русские, «новокрещенцы», татары и мари) Ар­ской дороги Казанского уезда  1748 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2.  Д.1139.

26. Книга переписная дворцовых, монастырских, помещичьих и государственных кре­стьян Казанского уезда. 1747-1755 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1162.

27. Стрельцов Ф.В.  История Камских заводов Воткинского и Ижевского со дня основания до Великого Октября. -  Воткинск. 1958. Том 1. Рукопись. // ГАПК.  Ф.790. Оп.1 Д.3617.

28. Сказки о государственных ясачных (русские) и приписных к Камскому и Воткинскому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1185.

29. Сказки о государственных крестьянах, приписанных к Камским Воткинскиму и Ижев­скому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1182.; Сказки об … приписных крестьянах Рождественского, Камбарского, Кам­ского и Воткинского железоделательных, Ташковского и Шильвинского медеплавитель­ных заводов Арской дороги Казанского уезда/ 1763 год.  // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1183.

30. Сказки о приписных к Камским и Авзяно-Петровскому железоделательным заводам … крестьянах Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1186.

31. Рапорты и донесения в Вятскую и Великопермскую консисторию. 1781-1785 гг. // ГАКО. Ф. 84-88.

32. Метрическая книга  Сарапульского уезда (Дмитриевсая церковь Воткинского завода) за 1763 год // ГАКО. Ф.237. Оп.79. Д.8; Исповедальная роспись Дмитриевской церкви Воткинского завода. 1782 год // ГАКО. Ф.237. Оп. 79. Д. 332.

33. Описание границы заводских земель, списки жителей пограничных селений по 5 – й ревизии. 1795 год  // ЦГА УР. Ф.212. Оп.1. Д.965.

34. Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Оп.1. Д.1-12.

35. Клировые ведомости церквей села Бабка, Бердышевского, Богомягковского, Беляев­ского, Змиевского, Ново-Меркушинского, Пальниковского, Стефановского, Частинского, Чернухинского, Шлыковского сел, Рождественского завода Оханского уезда // ГАПК. Ф. 541.  Оп.1. Д. 1-8, 17, 18, 26, 28, 40, 42, 45.

36. Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское ( Степаново) Оханского уезда Пермской губернии // ЦГА УР. Ф. 354. Оп.1. Д.1-9.

37. Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управления. 1928 год // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689.

38. Журнал заседания съезда Сарапульского Викариатства. 1924 год // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1. Д.67.

39. Дело о закрытии церквей в селах Черепановка и Стефаново Сарапульского округа Уральской области // ГАСО. Ф. Р-102. Д.33.

40. Дело о расторжении договора на право пользования церковным зданием религиозным обществом в селе Степаново Ножовского района // ГАСО. Ф. Р-102. Д.544.

41. Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Ф. 581. Оп.1. Д. 1-40.

42.  Клировые ведомости церквей г. Осы, Устиновской, Покровской, Крыловской, Дуб­ровской, Сайгатской  … // ГАПК. Ф. 463. Оп.1. Д. 7-38.

43. Постановление облисполкома, заявления, справки и др. материалы о закрытии церкви в с.Сайгатка Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп. 1. Д. 567.

44. Постановление облисполкома, списки и др. материалы о закрытии церкви Сайгатской церкви Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп.1. Д.573.

45. Клировая ведомость  Иоанно - Предтеченской церкви с. Галевского за 1889 год // ГАПК.  Ф.541. Оп.1. Д.5.

46. Кузнецов. Андрей, свящ. Пожертвования воткинского купца в Галёвскую церковь Оханского уезда // Пермские епархиальные ведомости. – 1873. – Неофициальная часть.

47. Дело о перечислении церкви села Галево Пермской епархии в Вятскую епархию и о составе причта сей церкви // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.1. Д.1539. ;  Православные храмы Уд­муртии: справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики / Сост. И.Н. Зайцева, Г.И. Самарцева. – Ижевск, 2017.

48. Иоанно- Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.412. Оп.1.  Д. 1-13.

49.  Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории // ЦГА УР. Ф.245. Оп.4.

50. Сарапульская уездная переписная комиссия по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии . Бланки переписи. Галёвская волость // ЦГА УР. Ф.236. Оп.1. Д.245-247.

51. Ведомости о Иоанно-Предтеченской церкви, духовенстве … 1902-1916 гг.  // ААС. Ф.17. Оп.1. Д. 1028-1038.

52. Указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви. 1873-1901 гг. // ААС. Ф.17. Оп.3. Д. 4-16.

53. Объединенный фонд Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода // ЦГА УР.  Ф.409. Оп.1.

54. Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.265. Оп.1.

55. Покровская церковь с. Нижний Лып Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 434. Оп.1. Д. 1-6.

56. Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.341. Оп.1. Д. 1-9.

57. Рождество-Богородицкая церковь с. Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1-5.

58. Метрические книги Осинского, Красноуфимского, Сарапульского, Кунгурского, Вер­хотурского, Ирбитского, Чердынского, Екатеринбургского уездов // ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 35-46; 90, 195-200, 532-536.

59. Ведомость о церкви, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожанах, приходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей Богоявленской (Петропавловское), Князе-Владимирской (Полозово), ….  за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.108;  Ведомость о церкви священноцерковнослужителях, церковном старосте, … часов­нях Благовещенского собора (г. Воткинск), …Казанско-Богородицкой (Неумоино), Нико­лаевской (Воткинск), Петро-Павловской (Светлое), Рождество-Богородицкой (Воткинск), … за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.110.

60.Переписка со священнослужителями Воткинского викариатства по основной деятель­ности // ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 240.

61. Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории, Сарапульский вре­менный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предше­ственники // ААС. Ф.64. Оп. 1-4.

62. Лапин Н.Я. «От Меня это было …» Исторические очерки о православии в Воткинске. 1917-1942 гг. – Воткинск, 2021.

63. Сведения о численном составе священноцерковнослужителей и количестве членов ре­лигиозного объединения Сарапульской епархии. 1929 год // ААС. Ф.64. Оп.1. Д.401.

64. Благочинные благочиннинских округов Воткинского викариатства. 1922-1926 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.3; 10 -12; 105.

65. Переписка Сарапульского епархиального управления с уральским областным церков­ным управлением и церковным подведомственных управлению // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.687; Протокол заседаний Сарапульского епархиального управления //  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.688; Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управле­ния//  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689;  Переписка Сарапульского епархиального управления с церквями и рапорты церковнослужителей о перемещении по службе // //  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.690.

66. Пермское епархиальное управление // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1.

67. Акт инвентаризации имущества Преображенской церкви. 1940 год // Архив автора.

68. Материалы по закрытию церквей в сёлах Петропавловское, Ларята, Тойкино, Лисья, Нижний Лып   // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.1. Д. 134, 137, 139, 589,  624, 626.

69. Протокол заседания Малого Президиума Сарапульского ОИК // ЦГА УР. Ф. Р-370. Оп.1. Д. 857.

70. Материалы по закрытию церквей в Воткинске, селах Июльское, Черепановка, Пере­возное, Паздеры, Галево, Кельчино, Светлое и закрытию деревенских часовен // АОАВР. Ф.276. Оп.1. Д. 1-22.

71. Сталин И.В. Сочинения. Т. 11. М.,1949.

72. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Мини­стров СССР по Пермской области. Информационные отчеты, руководящие материалы, переписка. 1943-1965 // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.2.

73. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви в УАССР. Совет Ми­нистров Удмуртской Республики, г. Ижевск УР // ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп.1.

74. Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР // ЦГА УР.  Ф.Р-1152.  Оп.1,2.

75. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Уд­муртской Республики // ЦГА УР.  Ф. Р-1185. Оп.1,2.

 

Статья ранее издавалась в "Научно-богословском вестнике Пермской духовной семинарии" № 2(5). - Пермь, 2021.

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Мощная и полезнейшая работа! Спасибо! Как всегда доходчиво, аргументированно и исторично! 😊

Действительно , работа очень достойная . Спасибо . Хочу поинтересоваться - знакомы ли Вам  работы оханского краеведа Ширинкина А.В. ?

Аватар пользователя Николай Лапин

Спасибо, Сергей за добрые слова. Да работы А.В.Ширинкина мне известны. По крайней мере основные работы, мне известны.

Спросил, потому что частично Вы в своих работах ( не только этой ) пересекаетесь с отдельными работами по Оханскому уезду А.В.Ширинкина. Мы с ним познакомились заочно , а уже в 2019 , когда я впервые приезжал в родные места Прапрадеда , Прадеда и Деда , уже встретились и обнялись как друзья . Теперь я регулярно летаю в пермские края , беру на пару недель машину на прокат , и по маршруту с остановками : Пермь - Очер - Д.Дуброво -Острожка - Оханск - Чусовой - Пермь. 

Аватар пользователя georn

Николай, спасибо - очень познавательно. Сейчас как раз занимаюсь генеалогией Порсевых, переселившихся в 1802 году и позднее из Сарапульского уезда в Осинский - в Опары, Степаново (Стефаново), Сосново, Кусты, Ваньки, да и сам родился в Галёво.