Особенности церковного краеведения в сопредельных районах Пермского края и Удмуртской Республики

Объектом изучения церковного краеведения являются, отдельные православные при­ходы, монастыри, церковные учебные заведения, объединённые в более крупные церков­ные административно-территориальные единицы благочиния и епархии. При этом благо­приятными для исследователя являются условия, когда его объект на протяжении всей своей истории входил в одну, максимум в две епархии. Границы епархий, как правило, традиционно соответствуют, и соответствовали ранее, гражданскому  административно-территориальному  делению. В данной статье мы остановимся на особенностях изучения истории приходов располагавшихся на сопредельной территории Чайковского, Боль­шесосновского районов Пермского края и Воткинского района Удмуртской Республики. Ныне входят соответственно в Пермскую и Удмуртскую митрополию.

Особенностью церковного краеведения данных приходов является, сложность выяв­ления источников информации о них, связанная с тем, что даже профессиональные исто­рики, не всегда могут ответить, когда то или иное село входило в какую губернию или волость, не говоря уже о том, к какому благочинию или какой епархии оно относилось. И это не удивительно. На протяжении более чем 400-летней истории, сёла многократно меняли свою административно-территориальную подчинённость, переходя первоначально из одного  уезда в другой, из волости в волость, а с введением губерний переходя группами и по отдельности из одной губернии в другую. С гражданским изме­нением происходило и изменение их церковной подчинённости. Всё это стало причиной того, что документы, свидетельствующие о приходе, откладывались в архивах граждан­ских и духовных ведомств различных административно-террито­риальных единиц.

 В дальнейшем, когда, в советское время, началась «борьба за создание архивного наследия» [1. С. 7], все церковные документы, до того хранившиеся при храмах были конфискованы и вместе с прочими документами переданы во вновь созданные архивы Перми, Вятки, а в последующем  Свердловска и Ижевска. В результате, значительная часть источников информации о пермских приходах хранится в архивах Удмуртии, в Ижевске и Сарапуле, а воткинские исторические источники в архивах Перми и Екатеринбурга. Наиболее старинные документы, до 1782 года, переданные в  Единый государственный архивный фонд, ныне хранятся в Российском государственном архиве древних актов. При этом необходимо не забывать, что часть документов, ещё в XVIII веке отложились в Казани и были переданы в дальнейшем в центральные архивы уже с казанскими фондами.

Для того что бы систематизировать поиск источников предлагаем разделить всю нашу более чем 400-летнюю историю на четыре периода и дать их краткий обзор. Условно обо­значив эти периоды как – казанский, пермский, вятский и советский, понимая при этом, что они не имеют совершенно чётких хронологических и территориальных границ.

Казанский период. Казанский уезд, был организован сразу после покорения Москвой Казанского  ханства, в 1552 году, в его же границах. Уезд клином вторгался вверх по Каме, вплоть до реки Очёр. Гранича   на севере с Пермью Вели­кой, с  запада по верховьям Ижа, Вотки, Шаркана и Сивы, с  Вят­ской зем­лёй, а на  востоке с но­гайцами. Граница с но­гайцами, шла по  левому берегу  узкой поло­сой вдоль Камы, так, что вся береговая часть Камы контролирова­лась русскими. Эта линия и становится границей Русского госу­дар­ства, отделяя вновь присоединенные земли  от Си­ней или Ногайской Орды. А узкая по­лоса между но­гайцами и Камой крайне беспокой­ной частью Русского государства. Именно на этой узкой, беспокойной полосе вдоль новой границы начинают селить двор­цовых и монастырских крестьян, строить первые право­славные храмы, освящая их во имя Святителя Николая Чудотворца.

Первым из них был храм, в Осинской или Ново-Никольской слободе. «В Казанском уезде, вверх реки Камы с наполные стороны, на Осинском городище Новая Николская слобода, а в ней Божия милосердия храм великого чюдотворца, Николы поставлен новой клецки; в церкви царских дверей и образов, и книг, и сосудов, никотораго церковнаго строения и попа нет», - так о нём повествуется в  «Писцовой книге Палицына и Ари­стова» в 1596 году [2. С. 135]. Следующий Никольский храм построят в селе дворцовых крестьян «Никольском, что на Березовке» (ныне село Николо-Берёзовка, Башкортостан), впервые он упоминается в «Дозорной книге Зюзина» в 1621 году [3. Л. 647об.]. В даль­нейшем между ними, будут построены Никольские храмы в сельце Нечкино (находилось на тер­ритории Чайковского района Пермского края) в 1621-1646 гг. [4. Л. 1325об.], и в Сайгатке (ныне г. Чайковский Пермский край) в 1678-1710 гг. [5. Л. 345об.].

К концу 17 столетия, край, ещё совсем недавно совершенно необжитый и суровый, достаточно интенсивно осваивается. Но земли заселяются только  по побережью  Камы и  вблизи реки Сивы. С севера, земли, пожалованные Осинскому Преображенскому мона­стырю, начинают осваивать монастырские крестьяне. Границы пожалованных земель, вниз по течению Камы, по левому берегу доходят до речки Сайга, а по правому до речки Палым. Здесь уже начиная с «Переписной книги Бутурлина», в 1646 году, фиксируются мона­стырские деревни Сайгатка и Степаново, с живущим в ней старцем Харитоном [6. Л. 282-283].

«Переписная книга Бутурлина 1646 года», первое письменное упоминание о селениях Осинского монастыря. Впервые она была опубликована профессором Казанского универ­ситета И.М. Покровским в работе «К истории Казанских монастырей до 1764 года», в 1902 году, в «Известиях Казанского Общества Археологии, Истории и Эт­нографии» [7. С. 21]. В ней кратко описываются все восемь селений Осинского Преобра­женского монастыря, в том числе; село Преображенское, против Осы на Каме реке, сельцо Троиц­кое, что на Дуб­рове, починок Бабкин, деревни Степанова, Сайгатка, Банная, Частые, Да­выдовка. Сам ис­точник хранится в РГАДА, в прекрасной сохранности. Такой же пре­крас­ной сохранности  хранится в РГАДА  перепись Супонева 1678 года [8]. Изучение этих пе­реписей даёт пол­ную информацию о тех, кто жил в ту пору в монастырских селениях, в т.ч. священниках и монашествующих.

 Остальные источники, казанского периода, по монастырским сёлам, хранящиеся в РГАДА, «Перепись Кудрявцева 1710 года» [5], «Ландратская перепись  Осинского Преоб­ражен­ского монастыря 1716-1717 гг.» [9], а также 1-3 ревизии вотчин бывшего  Преобра­женского монастыря (1725, 1748, 1763) [10], такой информации уже не несут, а сообщают больше о мо­настырских крестьянских и бобыльских дворах. Тем не менее, именно в пере­писи 1710 года, деревни Сайгатка и Степаново впервые упоминаются как «Никольское Сайгатка тож» и «Богородское Степаново тож»  [5. Л. 345об. , 351об.].

Как известно в 1724 году братия Осинского Преображенского монастыря была вы­ведена в Уфимский Успенский монастырь, а его вотчины по постановлению Казанского преосвященного Сильверста от 5 ноября 1726 года были приписаны к содержанию Казан­ской семинарии [11. С. 605].

С юга освоение вели дворцовые крестьяне Сарапульской дворцовой волости. Первые сведения о селе Вознесенском на Сарапуле встречаются в «Дозорной книге Зюзина 1621 года» [3. Л. 633]. Ранее Сарапул, как населённое место упоминался только в 1613 году в донесении осинского воеводы Воина Корсакова соликамскому воеводе Иову Лачинову, о том, что в пяти верстах от Сарапула встали «тотаровья, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною». Прося у него помощи что бы «в Осинском остроге Святые Божьи церкви не разорились от иноверных до конца, и православная кре­стьянская кровь неповинно не пролилася», о сарапульских и берёзовских «Святых Божиих церквах», он ни чего не говорит [12. С. 631]. Вероятно, их тогда ещё попросту не было.

Следующее упоминание  Сарапула, как селения встречается в записи из древних актов сделанной пермским краеведом В.Н. Шишонко, опубликованной им в «Пермской лето­писи. Второй период» в 1882 году. Согласно этой записи в 1616 году взбунтовавшиеся ка­занские татары напали на Казань, продержали её некоторое время в осаде, после чего «пошли к реке Каме и стоящие по Каме пригородки – Сарапул и Осу, також держали в осаде» [13. С. 68].

 Дозор 1621 года, ценен тем, что даёт нам информацию об образовании первых хра­мов Среднего Прикамья. К этому времени было уже  три дворцовых села; Никольский на Осе, Вознесенский на Сарапуле и Никольский на Берёзовке (сегодня это соответственно Пермский край, Удмуртия и Башкортостан). Других сёл нам неизвестно, т.к. о переписях и дозорах мона­стырских сёл Среднего Прикамья  до 1646 года не известно. Не менее важны нам и сведения о первых селениях в нашем крае - Костоватах и Сиве [3. Л. 640-641].

Следующим источником церковного краеведения по обозначенной нами территории является «Переписная книга Сарапульской дворцовой волости 1646 года». Впервые, она была опубликована, в 1909 году, известным источниковедом казанским профессором И.М. Покровским в его ра­боте «К истории поместнаго и экономического быта в Казан­ском крае в половине XVII века» [14]. Но, к сожалению сарапульские селения им были выпи­саны лишь в итоговой части. Количество дворов и людей указано, а кто именно в этих дворах проживал упущено. Хра­нящийся в РГАДА документ, к сожалению, находится в удручающем состоянии, частично разрушен, много угасающих текстов. Тем не менее, он изучен, изучение показало, что в период между 1621 и 1646 гг. был построен ещё один храм в Сарапуле (Покровский), а так же храмы в Мамылеве (Преображенский храм), Киг­баево (Архангельский храм), Нечкино (Никольский храм) [4]. Очень ценным является то, что по этой переписи фик­сируется начало монашеской жизни на Сарапуле. Священником в Сарапульской Покров­ской церкви служит иеромонах или как тогда писалось «чёрный поп»  Федосей Иванов [4. Л. 1300об.]. При этом же храме подвизались и монахи, «старцы Антоней да Пафнотей да Макарей да Родион» и  «старицы Омелфа [Амелфа - разговор­ный вариант от  Мамелхфа, церковного варианта русского имени Манефа] Колугенова да Ха­ритоня Багатырева с сыном с Васкою Кириловым да Настася Кузнецова да Улия и двор старицы Анны Темасевых» [4. Л. 1300об.]. В переписной книге указаны имена духо­вен­ства и причетников всех сёл Сарапульской дворцовой волости.

Проведённая вскоре, в 1654 году, поземельная опись Казанского уезда показала, что в период между 1646 и 1657 годом, в селе Нечкино [ныне Удмуртия] был построен Ильин­ский храм. Располагалось село Нечкино, напротив Никольского сельца Нечкино (ныне Пермский край) [15. Л. 479].

В следующей переписной книге, проведённой стольником Матвеем  Супоневым, в 1678 году, указывается  на открытие прихода в селе Воздвиженском, Гольяны тож, и в селе Рожественном, Козлово тож [8. Л. 297, 309об.].  Так же перепись указывает на год основания Сарапульского Успенского монастыря, и его строителя Павла Гаврилова [8. Л. 336].  Даёт разгадку его народного названия Лихоткин. Ос­нован монастырь был в 1675 году,  служили в нём «служебники Тимошка да Пашка Пет­ровы дети Лихоткины» [8. Л.  283об.]. По всем сёлам, в переписной книге, указываются священники и причет­ники.

 «Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Казанского уезда Юдина. 1701 год» [16]. Перепись необычайно интересна для познания уклада жизни прихожан. Имеются упоминания о сарапульских воеводах; Миха­иле Спаси­телеве, Анике Арсеньеве, Федоре Балке, Григории Ронорте, Федоре Амиреве, Григории Барыбине, Евдокиме Петрове, Иване Унковском, Тимофее Синбугине, Иване Тредяке, Ефиме Лескине. Изучая переписи тех лет, становится ясно, что народ не знал, в каком именно году он живёт, а ориентировался только по воеводам и ярким событиям. О своём возрасте и возрасте детей так же имел представления приблизительные и относи­тельные. Достаточно интересна информация о бобылях, многие из которых, по сути, были попросту весьма предприимчивыми людьми. Прозвища и промысел некоторых из них указывают на будущие сарапульские купеческие фамилии. Вообще прозвища это без со­мнения очень интересное место всех указанных переписей. Новые сёла, между 1678 и 170 гг. не откры­вались.

Остальные источники, казанского периода, по дворцовым сёлам, хранящиеся в РГАДА; «Перепись Кудрявцева 1710 года» [17], «Ландратская перепись Сарапульской двор­цовой волости. 1716-1717 гг.» [18], 1-3 ревизии Сарапульской дворцовой волости (1725, 1748, 1763 гг.) [19] сообщают нам больше о дворцовых крестьянах и бобылях.

Свободные государственные (ясашные) земли, расположенные между дворцовой деревней Галёво с юга и монастырским селом Степаново с севера, а также бе­рега реки Сивы, осваивают  государственные крестьяне. Ясашные земли на левом берегу Камы располагались южней монастырского села Сайгатки. Источников XVII века касаю­щихся этих земель практически не выявлено, возможно по причине того что большинство документов погибло, в 1749 году, при пожаре в Казанской губернской канцелярии. Изве­стен лишь один документ, челобитная от 1673 года сохранившаяся у крестьянина Сайгат­ской воло­сти, которую  опубликовал в «Сборнике Пермского Земства», в 1898 году, из­вестный са­рапульский  краевед, священник Николай Блинов в своей работе «Засе­ление Зака­мья» [20. С. 25].Челобитная даёт замечательные сведения об освоении этих зе­мель, образовании де­ревни Ольховка (Вольховка), ставшей впоследствии центром Оль­ховской волости Осин­ского уезда и порядке перехода дворцовых крестьян на государ­ственные земли. Изучение «Ланд­рантской переписи 1716-1717 гг.» [21], и «Книг пришлых русских людей за 1716 год» [22] Арской до­роги Казанского уезда, в совокупности с пере­писными книгами Сарапульской дворцовой волости [4; 8; 16], позволяет утверждать, что освоение этих земель началось лишь в конце XVII столетия. 

К 1716 году существовало больше десятка селений государственных крестьян, при этом самым густонаселённым являлось, верховье реки Сива (ныне Большесосновский район Пермского края). В деревне Чёрной между 1710-1716 гг. был построен храм во имя Пророка Илии, а деревня в дальнейшем стала именоваться селом Ильинским  (ныне с.Черновское Пермский край) [21. Л. 185].

При изучении сёл расположенных на государственных землях вдоль реки Сива необ­ходимо ориентироваться в постоянно изменяющихся названиях волостей и перемене их границ. Неизменным в этот период остаются только Казанский уезд и Арская дорога. По­сле организации Казанской губернии, в 1709 году, наш край, в т.ч. и государственные земли левобережья по-прежнему  находятся в Казанском уезде. В «Ландратской переписи 1716-1717 гг.» все селения входят в огромную по территории,  сотню Пронки Янмурзина [21. Л. 185-198об.]. В первой ревизии 1719 года, границы не меняются, но сотню именуют как Пронки Янмурзина и как «бывшая Прон­кина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева». [23]. Через шесть лет была составлена «сказка» о выбывших крестьянах где фигурирует лишь «бывшая Пронкина сотня Янмурзина а ныне Давкина сотня Меметева» [24]. Во второй ревизии, 1748 года, с ростом населения, сотня разделяется. Нижнее тече­ние реки Сива и побережье Камы, тер­ритория современного Воткинского района УР и Чайковского района Пермского края, входит в сотню Арефия Ефремова [25. Л. 136-137об.; 165-268об.], а среднее и верхнее реки Сива, территория современ­ного Большесосновского района Пермского края, в сотни Дениса Ефимова (Лариона Кор­нилова) [25. Л. 97-164об.] и  Фотея Окулова (Еремея Сидорова) [26. Л. 90] специально выделенной Сивинской волости. Следует обратить внимание, что села Ильинского в переписи нет, т.к. с началом строи­тельства Демидовыми на речке Ножовка Рождественского завода оно приписывалось к нему, но в 1749 году вышло из приписки [27. С. 12].

После второй ревизии, в 1757 году, начинаются приписки к вновь организованному Камско-Воткинскому заводу, при котором строится храм во имя Димитрия Ростовского. Все государственные крестьяне Сивинской волости, в том числе и закамские, приписыва­ются к заводу, и именуются с этого времени приписными горнозаводскими крестьянами. По третьей ревизии, 1763 года, Сивинская волость включает в себя уже несколько сотен. Деревни и село Ильинское расположенные в верхнем течении Сивы, относятся к сотням  Дениса Ефимова [28] и Фотея Окулова [29], а деревни расположенные в нижнем течении и по Каме к сотне Арефия Ефремова [30]. В период между 1748 и1763 гг., деревня Сос­нова, становится селом Васильевским (ныне с. Большая Соснова Пермского края) [28. Л. 601]. Селения приписных крестьян расположенные в верхнем течении реки Сива, со­временный Большесосновский район, входили в приходы сёл Соснова (Васильевское) и Черновское (Ильинское). Закамские селения, современный Чайковский район в приход села Сайгатки (Никольское) . Селения приписных крестьян нижнего и среднего течения Сивы и правобережья Камы в Дмитриевский приход  Камско-Воткинского завода [32].

Казанский период, самый продолжительный из всех остальных. В этот период, с 1596 по 1781 гг., были освоены оба берега реки Камы.  Будучи главной транс­портной маги­стралью, Кама не являлась препятствием для общения, а напротив только способствовала ему. Многие селения имели свои угодья или одновременно находились на обоих берегах (Докша, Нечкино), другие «переезжали» с одного берега на другой (Галёво, Костоваты). Последние, Галёво и Костоваты, уже находясь на правом берегу ещё долгие годы остава­лись в приходе села Сайгатка на левом, при наличии трёх  храмов поблизости. Всего за данный период вдоль Камы построено более десятка храмов. Организуется монастырская жизнь, монахи (старцы) живут в монасты­рях и вотчинах на юге (Сарапул) и на севере (Оса) края.  Но, к сожалению, в  1724 году монастыри закроют, а вотчины будут припи­саны первоначально на содержание Казанской семинарии, а с проведением секуляризаци­онной реформы, в 1764 году, в Коллегию экономии.

В этот же период полностью по всему течению реки  осваивается Сива, с образова­нием нескольких десятков деревень и двумя сёлами Ильинским (Черновское) и Васильев­ским (Большая Соснова).

Казанский период обозначенных районов очень слабо изу­чен краеведами и церков­ными историками. Известны лишь отдельные работы казанского историка И.М. Покровского, пермских историков А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко и сарапульского краеведа священника Николая Блинова, которые дают нам лишь отдельные сведения о наших краях, совершенно не касаясь церковной истории. Известные источники, обзор ко­торых приведён выше, позволяют узнать лишь время открытия сёл и имена некоторых священников и монахов. По ним лишь косвенно можно судить о церковной жизни прихо­дов.  Главной проблемой изучения источников является  их недоступность. Во-первых, по причине удаления источников из региона в цен­тральные архивы страны. Во-вторых, по причине того, что даже те источники, которые стали доступными, в результате оцифровок архивами, не доступны широкому кругу исследователей, из-за скорописи, употребляемой в делопро­изводстве XVII-XVIII вв. Создание церковно-исторических обществ, одной из целей которых является поиск, прочтение текстов и их публикация, было бы очень полез­ным для церковного краеведения Среднего Прикамья.

Пермский период. Первый период заканчивается в 1780-1781 гг., с введением новой административно-территориальной реформы и организацией Вятского и Пермского наместничества, в 1796 году, ставшими губерниями. Границей между ними  стала река Сива. Все селения восточнее левого берега Сивы, включая сёла Васильевское (Большая Соснова), Ильинское (Черновское), Богородское (Степаново), Никольское (Сайгатка), с 27 января 1781 года,  вошли в состав Пермского наместничества. Наместничество разделя­лось на две области (Пермскую и Екатеринбургскую), состоящие из 15 уездов (округов). Естественной границей между Осинским и Оханским уездом стала река Кама.

Границы приходов при разделении совершенно не учитывались. Неразделённым остался только  приход села Богородское, полностью вошедший в Оханский уезд. В этот же уезд вошли правобережные селения Никольского прихода, само же Никольское с окрестными селениями отошли в Осинский уезд. Приходы Ильинский и Васильевский были разделены на две части, одна вошла в Оханский уезд, а другая в Сарапульский уезд Вятского наместничества.

 Вплоть до 1799 года, пока не вышел указ «О приведении епархиальных границ сооб­разно границам губерний и об учреждении новых епархий», согласно которому была об­разована Пермская епархия, все приходы находились в  Вятской епархии. Это прекрасно видно по рапортам и донесениям в Вятскую и Великопермскую консисторию. Из которых следует, что в 1785 году священниками были; в Никольской церкви Алексей Ананьин, в Богородицкой церкви Игнатий Збитнев, в Ильинской церкви Федор Попов, в Васильев­ской церкви Николай Карпов, а в Димитриевскй Симеон Курбатов [31].  И если прежде они относились к «Казанского уезда Сарапульскому заказу» [32], то сразу после реформы стали относиться к Сарапульскому духовному правлению Вятской и Великопермской епархии. Фонд №237 Государственного архива Кировской области содержит в себе де­сятки описей с делами, в том числе по интересующим нас приходам, ждущими своего ис­следователя.

В данном периоде, обозначенном как пермский, мы будем рассматривать только три прихода; Никольский (Сайгатка), Богородицкий (Степаново), и образованный в последу­ющем Иоанно-Предтеченский приход (Галёво).  Не затрагивая селения приписных кре­стьян Воткинского завода расположенных в Оханском уезде (округе) Пермского намест­ничества (ныне Воткинский район), т.к. они вошли в состав Дмитриевского прихода Са­рапульского духовного правления Вятской епархии. Между тем следует не забывать, что сведения о них по гражданским ведомствам необходимо искать в пермских периодиче­ских изданиях и справочниках. Приходы сёл Васильевское (Большая Соснова) и Ильин­ское (Черновское), будут рассмотрены в следующем периоде, в части вошедших в Сара­пульский уезд селений.

Богородицкий приход села Степаново Оханского уезда Пермской губернии, состоял из селений монастырских (экономических) крестьян, после реформы по гражданскому ве­домству входящих в Бабкинскую экономическую волость, имеющую не простую подве­домственность «Оханского Нижнего Осинскаго суда» располагаясь при этом «в грани принадлежащей Водкинскому заводу». Информация о крестьянских дворах и селениях прихода, по состоянию на 1795 год, хранится ЦГА УР в фонде Камско-Воткинского за­вода [33. Л. 87-119].

В Государственном архиве Пермского края (ГАПК) Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) имеет свой фонд, в котором хранятся Исповедальные росписи 1792-1828 гг., переписка с Пермской духовной консисторией за 1813-1880 гг., хозяйственные книги 1803-1809 гг. [34]. Помимо этого в фонде ГАПК «Бла­гочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской губернии» нахо­дятся клировые ведомости, с полной информацией о храме и послужные списки духовен­ства [35].

Хранятся Метрические книги и в фонде ЦГА УР «Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское (Степаново) Оханского уезда Пермской губернии» [36].

Существование фондов по Богородицкой церкви, одновременно в Ижевске и Перми не случайно.  Дела Богородицкой церкви, в течении XX века, несколько раз «переезжали». Первоначально в 1920-х годах, в связи с переходом села в Сарапульский  округ Уральской области, они были переданы в Сарапульский архив, где находились до мая 1946 года, пока не были переданы обратно в Пермь, в связи с отнесением села Степаново к Пермской об­ласти. После отнесения Степановского сельсовета Еловского района Молотовской (Перм­ской) области в УАССР, их вновь передали на этот раз в Ижевск.

Никольский приход села Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии состоял в ос­новном из бывших монастырских (экономических) крестьян, после 1786 года, ставших государственными и приписных крестьян Воткинского завода проживавших в Ольховской волости Осинского уезда. Кроме того, в приход входили дворцовые (удельные) крестьяне Галёвского выбора Частинского дворцового (удельного) приказа Оханского уезда.

В ГАПК создан фонд «Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии)». Богатейший фонд содержащий в себе всю необходимую информацию для того что бы иметь полную информацию о приходе: клировые ведомости, исповедальные росписи, ревизские сказки, метрические книги, сведения о строительстве, проповеди, бо­гослужебные журналы, переписка с Пермской духовной консисторией, журналы реги­страции указов и распоряжений по церкви, описание раскола, формы служения на Литур­гии [41]. Помимо этого в фонде «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осин­ского уезда Пермской духовной консистории», так же  хранятся клировые ведомости [42].

В 1867-1868 гг. удельные крестьяне, входившие в Никольский приход и проживавшие на противоположном берегу Камы построили в своей деревне Галёво деревянную церковь с колокольней.  По благословлению епископа Пермского и Верхотурского Антония, 30 ноября 1868 года, престол храма был освящен, протоиереем Стефаном Костаревым во имя Святого Пророка Крестителя Иоанна [45. Л. 193]. С давних времен  в селении  имелась часовня, с  особо чтимой чудотворной иконой Усекновения главы Иоанна Предтечи, к ко­торой «истари приходят [после известных событий 1917 года, разумеется, приходили] в 29 числах августа сотни богомольцев из всех окружных селений» [46. С. 10]. Для паломников, около храма были построены помещения, именуемые в народе «кельи».  До 1872 года икона располагалась в простом киоте, пока воткинский купец Андрей Федорович Варла­мов, «исполняя завещание покойной своей матушки, рабы Божией Анастасии, которая, отличаясь безграничною преданностью к галевской святыне», не пожертвовал ей необы­чайно дорогую ризу. Риза эта была изготовлена в Москве «при отличной во всех отноше­ниях работе». Редкое украшение было «сребро позлащенным» и стоило 300 рублей [46. С. 10].

Информация о галёвских селениях, часовне и школе, до 1868 года, содержится в делах Никольской церкви села Сайгатка. Клировые ведомости Иоанно-Предтеченской, в ГАПК в фондах «Благочинные церквей 1-го, 2-го, 3-го округов Оханского уезда Пермской гу­бернии» [35] и  «Благочинный церквей 1-5 благочинных округов Осинского уезда Перм­ской духовной консистории»[42].

Вятский период. В 1896 году, Камская и Галёвская волости Оханского уезда, распо­ложенные между реками Сива и Кама, были переданы из Пермской в Вятскую губернию. А в 1899 году приход села Галёво был причислен к Вятской епархии, где вошёл в один благочинный округ с Воткинским Благовещенским собором [47. С. 112].

В Удмуртии источники различных ведомств, хранятся в четырёх архивах. В ЦГА УР создан фонд «Иоанно - Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской гу­бернии» [48] содержащий в себе, в основном, метрические книги и несколько ведомостей о церкви. Остальные ведомости, выявленные в этом же архиве, находятся в фондах Сара­пульского духовного правления Вятской духовной консистории [49. Д. 127-129].

Большой интерес представляют бланки переписи по Галёвской волости «Сарапуль­ской уездной переписной комиссии по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии» [50]. В них отражена полная информация не только о крестьянах, но и тех, кто в данное время служил в Иоанно-Пред­теченском храме.

В Архивном отделе Администрации города Сарапула (ААС), отложилось наибольшее количество церковных ведомостей по  Иоанно-Предтеченской церкви. Это касается и всех других приходов, ранее входивших в Сарапульский уезд, а с 1923 года вошедших в Сара­пульский округ Уральской области. В Сарапуле находилось первоначально Сарапульское окружное бюро, а с 1930 года Сарапульское отделение Уральского областного архивного бюро. Ижевску оно начало подчиняться только в 1938 году, вскоре после присоединения, в 1937 году, прикамских районов к Удмуртии. Ведомости о церкви, духовенстве, часовнях и т.д. включены в «Объединённый архивный фонд: Благочинные благоннинских округов Вятской губернии» [51], здесь же, но другой описи имеются указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви [52].

  Информации по церковному краеведению селений Камской волости, перечисленной в Вятскую губернию вместе с Галёвской волостью,  вполне достаточно, для того что бы иметь самое полное представление об их приходской жизни. Хранится она большей ча­стью в Центральном государственном архиве Удмуртской республики в фондах «Сара­пульского духовного правления Вятской духовной консистории» [49], «Объединенном фонде Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода» [53],  и в фонде «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54].

Сведения по приходам образованным после 1780 года, включенным после реформы в Вятскую губернию, ныне расположенным на территории Большесосновского района Пермского края, в основном достаточно компактно хранятся в архивах Перми и Удмур­тии. Это приходы сёл Ларята, Лисья, Нижний Лып, Полозово, Петропавловское, Тойкино. Все они открыты в XIX веке, самые ранние Тойкино и Петропавловское в 1830 году, По­лозово в 1849 г., Нижний Лып в 1861 г., Лисья в 1895 г., и Ларята в 1903 году.

В ЦГА УР имеются фонды по трём из них: «Покровская церковь с. Нижний Лып Са­рапульского уезда Вятской губернии» [55], «Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии» [56], «Рождество-Богородицкая церковь с. Той­кино Сарапульского уезда Вятской губернии» [57]. Источники по сёлам  Ларята (Покров­кий), Лисья (Ильинский), Петропавловское (Петропавловский, Богоявленский), представ­лены в фондах «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории» [49], и «Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии» [54]. Очень много ведомостей о церкви и духовенстве находится в «Объединённом архивном фонде: Благочинные благо­чининских округов Вятской губернии» [51] Архивного отдела Администрации города Са­рапула. В ГАПК ведомости и метрические книги собраны в фондах Пермской духовной кон­систории [58].

Помимо архивных источников, очень много информации можно получить, исследуя епархиальные ведомости, как официальную, так и неофициальную их часть. Наиболее ценным, на наш взгляд, является неофициальная часть, дающая возможность изучить по­вседневную жизнь священнослужителей, церковнослужителей, монашествующих, препо­давателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церков­ных старост, ктиторов и других замечательных церковных людей.

Вятские епархиальные ведомости выходившие с 1863 по 1917 год, практически в полном объёме имеются в фондах Кировской государственной областной универсальной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Пермские епархиальные ведомости выходившие с 1867 по 1919 год (с небольшим перерывом во время гражданской войны) и хранятся в Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького и Свердловской областной универ­сальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.

Cоветский период.  Достаточную сложность в выявлении источников, но в то же время и соответствующий интерес представляет церковное краеведение советского пери­ода. Исследовать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь особенно важно. Главная цель - показать стойкость православных христиан в период воинствующего безбожия, как в периоды интенсивных репрессий, так и в годы относительного затишья. Изучение опыта стойкости и верности Церкви необхо­димо во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практиче­скую ценность. Всё может повториться вновь. При этом,  не следует забывать, что не меньшую ценность имеет и опыт тех, кто по разным причинам не проявил тогда необхо­димой стойкости, став явным предателем, уклонился в обновленческий раскол или участ­вовал во внутренних нестроениях. Не с целью осуждения, разумеется,  а с целью понима­ния происходившего, извлечения уроков. Известно, что многие из них, принесли искрен­нее покаяние, другие так и  не смогли разобраться в той наисложнейшей ситуации.

Особенность исследования данного периода заключается в том, что изучения лишь одних церковных источников совершенно не достаточно, с одной стороны, и с другой, что  именно церковных источников крайне мало. Особенно это касается периодов интенсив­ных гонений 1929-1933 гг., 1936-1939 гг., и 1940-1942 гг.

Весь период, до закрытия храмов сёла Степаново и Сайгатка находились соответ­ственно в Оханском и Осинском уезде Пермской губернии, далее в  Сарапульском округе Уральской области, Свердловской и Пермской области. Ведомости о церквях и послуж­ные списки духовенства не выявлены.  В ЦГА УР, по селу Степаново  известен лишь «Ра­порт причта о состоянии прихода за 1928 год», направленный в обновленческое  Сара­пульское Епархиальное управление  [37. Л.127]. В обновленческий раскол приходы сёл Степаново и Сайгатка уклонились вслед за своими священниками, Александром Фоми­ным и Клавдием Поповым. В декабре 1924 года они явились на первый сарапульский съезд «обновленческого и прогрессивного духовенства и мирян», и приняли на нём  ак­тивное участие, при этом сайгатский священник Клавдий Попов был избран кандидатом в Сарапульское Викарное Управление [38. Л.3-5об.]. В 1929 году «за ветхостью» Богоро­дицкую церковь закроют, предварительно запретив пользоваться зданием. Сведения о за­крытии прихода обнаружены только Государственном архиве Свердловской области [39; 40].  Материалы о закрытии Никольской церкви в селе Сайгатка находятся в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Пермской области» [43, 44]. Храм был закрыт в 1934 году под лозунгом: «Долой попа и церковь, да здравствует клуб!» [43. Л. 5].

По остальным приходам информации значительно больше. В период с 1917 по 1920 гг. все они, находясь в Петропавловской, Тойкинской, Нижнелыпской, Полозовской, Кельчинской, Камской, Галевской, Перевознинской, Светлянской, Июльской волостях, и Воткинском заводе (Воткинске) составляли единую северо-восточную часть Сарапуль­ского уезда Вятской губернии.

Очень важными источниками этого периода являются послужные списки священни­ков, хранящиеся в фондах благочинных  Сарапульского уезда, в которых хра­нятся ведо­мости о церквах, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожа­нах, при­ходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей, интересую­щих нас приходов за 1920 год [59]. Ценность данных источников в том, что они первые после только что прошедшей гражданской войны. В них мы видим произошедшие пере­мещения духовенства, кто из них остался на приходах, на этот момент, а кого нет. В неко­торых приходах, например Воткинского Благовещенского собора, духовенство практиче­ски пол­ным составом «эвакуировалось», много перемен и в сельских приходах. И это не удиви­тельно они ушли вместе с населением. На заводе, в 1919 году, наступило «полное безлюдье». В Вот­кинске из духовенства остались только заштатный священник Пётр Луппов, его тесть священник Алек­сандр Виноградов и диакон священномученик  Косьма Коротких [62. С.71]. В неко­торых ведомостях имеются прямые указания причины отсутствия, например; «эвакуировался в 1919 году до сих пор не возвращался»  что означает, что ушёл на восток, или «отправился в Уржумский уезд до сих пор не вернулся». Интересны сведения о пер­вых конфискациях, изымаются в основном дома священства. На протяжении всей войны 1918-1919 гг., приходы посещает Преосвященный Алексей (Кузнецов).

В марте 1921 год создаётся Воткинский уезд, включавший в себя территории совре­менных Воткинского и частично Большесосновского районов. Имевший сложную подчи­нённость уезда (района), в 1923 году он вошёл вместе с Сарапульским уездом в Пермскую губернию. В этом же году с образованием Уральской области  Воткинский уезд вошёл в состав её Сарапульского округа, разделившись на Воткинский и Черновской районы.

В сентябре этого же года была утверждена  Воткинская викарная кафедра, со своим первым епископом Воткинским Амвросием (Казанским). В состав Воткинского викариат­ства вошли город Вот­кинск, сёла Вот­кинского уезда и всей северной половины доре­волю­ционного Сарапульского уезда, образовав из себя четыре благочинных округа.  В состав Воткинского округа вошли приходы города Воткинска, с приписными церквами в Кокуях, Болгурах, Кварсинской Гари и в селе Мишкино. Благочинным определён протоиерей Вот­кинского Благовещенского собора Василий Шерстенников. Первый благочинный округ в состав принял сёла Кельчино, Лисья, Нижний Лып, Самойлово, Полозово, Сива (Чернов­ское), Тойкино, Кукушкино, Петропавловское, Пермяки, Ларята, Большая Чепца, Зюзино. Благочинным был определён священник села Сива Владимир Черепанов. Третий благо­чинный округ - сёла Июльское, Перевозное, Паздеры, Неумоино, Галёво, Светлое, Боль­шая Кварса (Гришонки). Благочинным определён священник Николай Тонков, ранее слу­живший настоятелем в Воткинской Никольской церкви. Во второй округ вошли селения, входившие в состав Вотской автономной области. Благочиннным определён священник села Чумой, священномученик Леонид Никольский [60. Л. 15-16].

Воткинское викариатство просуществовало, до ареста последнего воткинского епи­скопа Николая (Ипатова), в 1931 году.

Период этот очень широко представлен в источниках, хранящихся в объединённом архивном фонде ААС: «Сарапульское духовное правление Вятской духовной консисто­рии, Сарапульский временный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предшественники». Особый интерес представляют документы первых двух описей[61].

По первой описи в фонде собраны управленческие документы; переписка со священ­нослужителями по церковным вопросам, рапорта, прошения благочинных, протоколы разнообразных заседаний  с 1917 года по 1931 год. Начиная с 1921 по 1928 год, огромное место предоставлено перепискам епископов Воткинских и Сарапульских между собой и центральной церковной властью. Это время характеризуется как период временного за­тишья в гонениях. По причине охватившего страну голода, власти меняют тактику гоне­ний на Церковь и отказываются от широкомасштабных репрессий.  В качестве Русской Православной Церкви ими признается обновленчество. Воткинский народ за ними не пошёл. Тогда ВЧК провоцирует расколы и нестроения внутри староцерковников.  В 1924 году, начинаются гонения на  епископа Иоана (Братолюбова), в результате которых он из­гоняется с кафедры в 1926 году.  Назначенный после него епископ Онисим (Пылаев) и ряд священников, в 1927 году арестовываются и приговариваются к концлагерям. Официаль­ным основанием для ареста явились обнаруженные у одного из них журналы Латвийской Православной Церкви [62. С. 154-155].

Особый интерес представляют сведения о приходах, их количестве и священнослужи­телях. Так согласно справке выданной Административно-Организационному Управлению НКВД в марте 1929 года «Сарапульская староцерковническая находящаяся в ведении Ми­рополита Сергия и Временного при нём Священного Синода» насчитывала в себе 387.900 членов епархии. Среди «служителей культа» был один епископ (?), 206 священников и 35 диаконов. Из них 63 священника и 17 диаконов входили в состав Осинского викариатства Сарапульской епархии [63. Л. 5,6].

Документы, датированные 1929-1930 гг., в основном представлены Указами и Цирку­лярами центральной церковной власти направленные на преодоление раскола и внутрен­них нестроений, а так же переписка со священнослужителями и мирянами.

Во второй описи собраны личные дела священноцерковнослужителей Сарапульской епархии, включая Воткинское, Ижевское, Осинское викариатства.  Более 500 личных дел датированных 1918-1926 гг.. Отдельные дела имеют крайний срок 1927-1929 гг. В делах, в основном, все необходимые для рукоположения документы, связанные с личностью кан­дидата. В отдельных делах встречается переписка священнослужителей с епископом, свя­занная с просьбой принять его в епархию на служение. Здесь много информации о тех, кто эвакуировался в 1919 году, и после войны возвращался на родину, т.н. «отступленцев». В делах всевозможные справки из разных лазаретов и санитарных подразделений, в которых служили отступившие священники, рекомендательные письма от архиереев сибирских епархий, в которых они служили, письма-жалобы, на то, что приходы их заняты. Или напротив жалоба на то, что вернувшийся домой «отступленец» претендует на свой преж­ний приход, в котором все эти нелёгкие времена  отслужил, тот, кто пишет жалобу. Встречаются и просьбы о восстановлении в сане, после того как по малодушию сложили его. Так один сельский священник, служивший в удалённом удмуртском селе, из-за страха за свою семью сложил сан, в начале гражданской войны, а когда начались осквернения храмов и убийства священников, он пришёл к епископу, принося слёзные покаяния моля вернуть его к алтарю.  

 В дополнение к личным делам, для библиографических исследований, в этом же ар­хиве в объединённом фонде «Благочинные благочиннинских округов Вятской епархии» собраны ведомости по церквям и  послужные списки духовенства 1921-1926 гг.[64]. Фак­тически с 1918 года, это округа самостоятельной Сарапульской епархии.  Подобные доку­менты хранятся  в ЦГА УР в фонде «Сарапульского духовного правления» [49].   

Сразу после ареста православного епископа, в 1931 году,  в Воткинске открывается обновленческое викариатство во главе с Паладием (Бельтюковым). С 1933 по 1937 само­стоятельная обновленческая Воткинская епархия во главе с бывшим воткинским священ­ником Димитрием Красильниковым.

Данный период представлен в фондах ЦГА УР и ГАПК. В ЦГА УР это протоколы за­седаний Сарапульского Епархиального управления, переписка его с Уральским Област­ным Церковным Управлением и подведомственными приходами, рапорты и сведения о священнослужителях [65]. В ГАПК фонд «Пермское епархиальное управление» содержит документы по пермскому (уральскому) обновленчеству, и в частности по сарапульскому. В них имеется достаточно информации об организации обновленческого раскола, его дей­ствующих лицах, программе и действиях по борьбе с Русской Православной Церковью или как они её именовали с  «тихоновщиной». Прежде всего, интерес представляют жур­нал учредительного собрания Сарапульского викариатства, переписка Пермского епархи­ального управления с Сарапульским епархиальным управлением, ярко характеризующая обновленцев, как личностей и как движение, переписка между священ­ством и епархиаль­ными управлениями. Циркуляры и распоряжения центральных органов власти, журналы заседаний и протокола заседаний и много другой информации. Особый интерес представ­ляют документы освещающие организацию праздников, рукоположений и хиротоний, «миссионерскую деятельность», «борьбу с тихоновским расколом», а также  издание «Пермских епархиальных ведомостей» [66].

В 1929 году начинают закрывать храмы. В Воткинске, «по просьбе трудящихся», закрыва­ются Пантелеимоновский единоверческий храм и Благовещенский собор. В это же время крестьяне села Черепановка Воткинского района поднимают волнения и не дают закрыть свой храм. Священник Федор Крылов  и церковный совет арестовываются и заключаются в концлагеря. Закрывается храм в селе Степаново Ножовского района. На этом фоне,  обновленцы начинают захват православных храмов. Первым, в 1929 году, захватывается ими  Преображенский храм в Воткинске. [62. С. 155].

Вскоре постановлением малого Перезидиума Сарапульского ОИК от 8 мая 1930 года  закрываются храмы сёл Полозово и Лисья [47. С. 282, 221]. В дальнейшем один за другим закрываются все православные храмы. К началу третьего этапа интенсивных гонений в 1936 году, среди сельских храмов действующим остаётся только один сельский приход в селе Перевозное. В остальных приходах священники арестованы или изгнаны. В Воткин­ске остаётся действующей небольшая по размерам деревянная Богородицкая церковь, именуемая в народе «монастырской».

В 1937-1938 годах, арестовываются все обновленческие священники и «архиепископ» Воткинский Аристарх (Никольский). Почти все они расстреливаются. В 1939 году, перед началом Второй мировой войны закрываются последний  обновленческий  храм в городе, сельский храм в Ларятах Черновского района, а в 1940 году храм в селе Июльское Вот­кинского района.

Под влиянием внешней политики, с началом Второй мировой войны, в Воткинске, возможно, был вновь открыт, в 1940 году, православный приход в Преображенской церкви. Однако документ дающий надежду на это, недостаточно убедителен [67].

Начавшееся  «потепление» вновь было не продолжительным. В 1940 году и в первой половине 1941 года закрываются все сельские храмы, а священник Василий Вольхин и староста храма в селе Перевозное Иван Попов расстреливаются. 9 мая 1942 года аресто­вывается священник Богородицкой (монастырской) церкви города Воткинска Александр Преображенский. С его арестом храм закрывается. На всей описываемой нами территории к 1января 1943 года, действовала одна Спасо-Преображенская церковь в городе Воткинске [62. С. 157].

Материалы по закрытию церквей, ныне Большесосновского района собраны в фонде ГАПК «Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Ми­нистров СССР по Пермской области» [68]. Протокол заседания Малого Президиума Сара­пульского ОИК на котором было принято решение о закрытии церкви в селе Полозово находятся в фонде ЦГА УР «Исполнительный комитет Сарапульского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Сарапул Сарапульского округа Уральской области» [69. Л.75об.]. Материалы по закрытию церквей  Воткинского района находятся в фонде Архивном отделе Администрации Воткинского района «Воткинский районный Совет народных депутатов и его исполком, г. Воткинск УАССР [70].

Материалы, собранные в делах по закрытию храмов очень информативны. Содержат в себе описи имущества, договора с органами власти, регистрационные документы, сведе­ния о приходе, послужные списки духовенства, всевозможные заявления с визами органов власти. Что даёт возможность исследователю получить сведения, о том кто служил в хра­мах,  начиная с 1923 года до момента, когда в приходе не оставалось совсем священника. Что предпринимал приход для возобновления богослужений, как боролся с тем, что бы под разными предлогами не было окончательно отобрано их церковное имущество и первую очередь здание. Очень богатая переписка достаточно полно и объективно раскрывает всю трагичность тех дней. Борьба за храм, даже по нескольку лет находящийся без богослуже­ний, поиск священника, битва за его регистрацию с властями.  Не только в больших и об­стоятельных письмах, а подчас, на небольших клочках бумаги ценнейшая информация, в том числе на аресты, при том зачастую не только священника. Как пра­вило, вместе со священником арестовывалось и осуждалось несколько мирян, и в первую очередь староста. Подвиг крестьян особенно в период массовой коллективизации очеви­ден и нуждается в тщательном изучении.

В самом начале коллективизации, на объединённом пленуме ЦК КПСС, в апреле 1928 года, Сталин призвал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс» и повести её таким образом, чтобы народ её под­держал» [71. С. 50]. Действуя согласно сталинскому призыву, представители власти на кре­стьянских собраниях всегда связывали в одну цепочку вопросы о закрытии храма и об­суждение списков на раскулачивание. Вопросы эти ставились одновременно, а «попы и кулаки» были в их докладах всегда заодно против народа и коллективного хозяйствова­ния. Всё очень понятно, и не поддержать инициативу власти по закрытию церкви в таких условиях было очень трудно. Проголосуешь против закрытия своего храма, здесь же, на собрании, окажешься в списках на раскулачивание. Но многие все же голосовали против закрытия храмов.

Положительные изменения отношений государства к Церкви наступили лишь в 1943 году после «исторической встречи», 4 сентября 1943 года митрополитов Сергия (Страго­родского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным.

 В 1943 году начали действовать  Богородицкая церковь в городе Воткинске  и Возне­сенская церковь в селе Перевозное Воткинского района УАССР, а в 1947 году  в селе Нижний Лып Черновского (ныне Большесосновского) района Пермской области.

В 1943 году был создан Совет по делам Русской православной церкви, с назначен­ными на местах уполномоченными. Вся переписка уполномоченных, сведения о храмах, священстве, епископах, отношении населения к вопросам религии и к конкретным свя­щенникам хранится в соответствующих фондах ГАПК и ЦГА УР [72;73].

Говоря о церковном краеведении советского периода, нельзя не упомянуть атеисти­че­скую пропаганду, которая очень активно и достаточно умело, распространялась совет­ским государством, особенно среди подрастающего поколения. Для этого была создана даже специальная организация – Всесоюзное обще­ство «Знание». Но центральное место зани­мало атеистическое воспитание детей в школе. В ЦГА УР созданы фонды  «Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР», «Ин­ститут повышения квалификации и пере­подготовки работников образования Удмуртской Республики" Министерства народного образования Удмуртской Республики» в которых, хранятся доклады учителей, материалы республиканских секций по распро­странению атеистических знаний, материалы семина­ров атеистов [74; 75].

Обозначенные районы очень слабо изучены краеведами и церковными историками.  И если главной проблемой изучения источников казанского периода является  их недоступ­ность, то проблема изучения последующих периодов и прежде всего советского заключа­ется в том, что он ждёт своего исследователя.

Возможно, было бы полезным не только создание  региональных церковно-историче­ских обществ, но и изучение церковного краеведения, как предмета, в церковно-приход­ских школах, а соответственно и отделениях дополнительного религиозного образования и катехизации духовных образовательных учреждений. Уделяя при этом внимание, не столько архитектуре храмовых зда­ний, сколько  изучению жизни приходов,  священно­служителей, цер­ковнослужителей, монашествую­щих, препо­давателей духовных училищ и семинарий, учителей церковно-приходских школ, церков­ных старост, ктиторов и других замечатель­ных церковных лю­дей. Особенно важно исследо­вать жизнь православных приходов и епархий в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

Это было бы очень интересно и  полезно для учащихся, которые занимаясь ис­следовательской работой, сами становились бы участниками открытий новых имён замечательных православных людей, остающихся, к сожалению, до сих пор в забвении. А вместе с этим имели бы и прекрасные примеры подражания. У кого как не у них, живших в относительно примерных с нами условиях учиться стойкости и верности Церкви. Опыт стойкости и верности Церкви необходим во все времена, поскольку это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность.

 

Список источников и литературы

 

1. История архивов России: XX — начало XXI века : учебное пособие /С. И. Цеменкова ; Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2019.

2. Осинская писцовая книга Палицына и Аристова 1596 г. / Дмитриев А. Пермская ста­рина. Сборник статей и материалов преимущественно о Пермском крае. – Пермь, 1900.

3.  Дозор Сарапульской дворцовой волости 1621 г.  // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII – начала XVIII веков. Вып. 2. [Электронный ре­сурс] / автор-сост. Чураков. В. С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2016.

4. Переписная  книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина.  Дворцовые села что на Сарапуле с деревнями и с починками // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.

5. Переписная книга 1710 года архиерейских и монастырских вотчин  Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Кудрявцова // РГАДА. Ф.237. Оп.1. Д.154.

6. Переписная книга 154 [1646] году переписи Тимофея Бутурина  Осинскова Преобра­женскова монастыря в селах деревнях и починках // РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Д. 6445.

7. Покровский. И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 года // Известия Казан­ского Общества Археологии, Истории и Этнографии. – 1902.

8. Перепись М. С. Супонева Сарапульского уезда 1678 года // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6453.  [Электронный ресурс]. – URL: https://1670.ru (дата обращения: 07.10.2021).

9. Ландратская перепись Осинского Преображенского монастыря 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. Оп.1. Д. 144.

10. Переписи и ревизии Вятского края. Сканированные копии подлинных источников хранящихся в РГАДА / Родная Вятка. Краеведческий портал. [Электронный ресурс]. – URL:https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd (дата обращения: 07.10.2021).

11. Сообщение епископа Казанского Луки от 1739 года// Описание документов и дел хра­нящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. - 1913. Т.XIX. С.605.

12. Материалы по истории Башкирской АССР. -  М, 1936. Ч. 1.

13. Шишошко В.Н.  Пермская летопись. Второй период. – Пермь, 1882.

14. Покровский И.М. К истории поместнаго и экономического быта в Казанском крае в половине XVII века. – Казань, 1909.

15. Писцовая книга Казанского уезда 1647—1656 годов: Публикация текста. — М.: Ин­ститут Российской истории РАН, 2001.

16. Переписная книга дворцового села Сарапул с селами и деревнями Арской дороги Ка­занского уезда переписи Б.Н. Юдина. 1701год // РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 6446.

17. Переписная книга дворцового   села  Сарапула  переписи казанского коменданта Ни­киты Алферьевича 1710 год // РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3548.

18.  Ландратская перепись Сарапульской дворцовой волости 1716-1717 гг. // РГАДА. Ф. 350. Оп.1. Д.142.

19. Первая ревизия дворцовой Сарапульской волости 1725 г. // РГАДА. Ф. 350. Оп.2. Д.1133.; Вторая ревизия Сарапульской волости 1748 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1138.; Третья ревизия Сарапульской волости Арской дороги Казанского уезда 1763 г. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1181.

20. Блинов Н.Н., свящ. Освоение Закамья  //  Cборник Пермского земства. – 1898. - №34.

21. Книга переписная 716-го и 717-го годов Казанского уезда Арской дороги ясашным русским, новокрещенам, вотякам и татарам, черемисе Данила Варыпаева // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII - начала XVIII веков [Электронный ресурс] / автор-сост. Чураков В. С. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009.

22. Книга переписная пришлого населения (русские, вотяки) в ясашные села и деревни Вотской дороги Казанского уезда. 1716 – 1717 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.145.

23. Книга переписная ясачных крестьян (русские, татары, вотяки) Арской дороги Казан­ского уезда. 1719 год// РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.159.

24. Сказки об умерших, бежавших и других выбывших после переписи дворцовых, архи­ерейских, монастырских, помещичьих и ясачных (русские, татары, черемиса, вотяки) кре­стьянах и разночинцев Арской, Галицкой и Зюрейской дорог Казанского уезда.  1725 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1133.

25. Книга переписная ясачных крестьян (русские, «новокрещенцы», татары и мари) Ар­ской дороги Казанского уезда  1748 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2.  Д.1139.

26. Книга переписная дворцовых, монастырских, помещичьих и государственных кре­стьян Казанского уезда. 1747-1755 гг. // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1162.

27. Стрельцов Ф.В.  История Камских заводов Воткинского и Ижевского со дня основания до Великого Октября. -  Воткинск. 1958. Том 1. Рукопись. // ГАПК.  Ф.790. Оп.1 Д.3617.

28. Сказки о государственных ясачных (русские) и приписных к Камскому и Воткинскому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1185.

29. Сказки о государственных крестьянах, приписанных к Камским Воткинскиму и Ижев­скому железоделательным заводам Арской дороги Казанского уезда // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1182.; Сказки об … приписных крестьянах Рождественского, Камбарского, Кам­ского и Воткинского железоделательных, Ташковского и Шильвинского медеплавитель­ных заводов Арской дороги Казанского уезда/ 1763 год.  // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1183.

30. Сказки о приписных к Камским и Авзяно-Петровскому железоделательным заводам … крестьянах Арской дороги Казанского уезда. 1763 год // РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1186.

31. Рапорты и донесения в Вятскую и Великопермскую консисторию. 1781-1785 гг. // ГАКО. Ф. 84-88.

32. Метрическая книга  Сарапульского уезда (Дмитриевсая церковь Воткинского завода) за 1763 год // ГАКО. Ф.237. Оп.79. Д.8; Исповедальная роспись Дмитриевской церкви Воткинского завода. 1782 год // ГАКО. Ф.237. Оп. 79. Д. 332.

33. Описание границы заводских земель, списки жителей пограничных селений по 5 – й ревизии. 1795 год  // ЦГА УР. Ф.212. Оп.1. Д.965.

34. Рождество-Богородицкая церковь (с. Стефаново Оханского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Оп.1. Д.1-12.

35. Клировые ведомости церквей села Бабка, Бердышевского, Богомягковского, Беляев­ского, Змиевского, Ново-Меркушинского, Пальниковского, Стефановского, Частинского, Чернухинского, Шлыковского сел, Рождественского завода Оханского уезда // ГАПК. Ф. 541.  Оп.1. Д. 1-8, 17, 18, 26, 28, 40, 42, 45.

36. Рождество-Богородицкая церковь с. Стефановское ( Степаново) Оханского уезда Пермской губернии // ЦГА УР. Ф. 354. Оп.1. Д.1-9.

37. Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управления. 1928 год // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689.

38. Журнал заседания съезда Сарапульского Викариатства. 1924 год // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1. Д.67.

39. Дело о закрытии церквей в селах Черепановка и Стефаново Сарапульского округа Уральской области // ГАСО. Ф. Р-102. Д.33.

40. Дело о расторжении договора на право пользования церковным зданием религиозным обществом в селе Степаново Ножовского района // ГАСО. Ф. Р-102. Д.544.

41. Николаевская церковь (с.Сайгатка Осинского уезда Пермской губернии) // ГАПК. Ф. 581. Оп.1. Д. 1-40.

42.  Клировые ведомости церквей г. Осы, Устиновской, Покровской, Крыловской, Дуб­ровской, Сайгатской  … // ГАПК. Ф. 463. Оп.1. Д. 7-38.

43. Постановление облисполкома, заявления, справки и др. материалы о закрытии церкви в с.Сайгатка Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп. 1. Д. 567.

44. Постановление облисполкома, списки и др. материалы о закрытии церкви Сайгатской церкви Фокинского района // ГАПК. Р-1205. Оп.1. Д.573.

45. Клировая ведомость  Иоанно - Предтеченской церкви с. Галевского за 1889 год // ГАПК.  Ф.541. Оп.1. Д.5.

46. Кузнецов. Андрей, свящ. Пожертвования воткинского купца в Галёвскую церковь Оханского уезда // Пермские епархиальные ведомости. – 1873. – Неофициальная часть.

47. Дело о перечислении церкви села Галево Пермской епархии в Вятскую епархию и о составе причта сей церкви // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.1. Д.1539. ;  Православные храмы Уд­муртии: справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики / Сост. И.Н. Зайцева, Г.И. Самарцева. – Ижевск, 2017.

48. Иоанно- Предтеченская церковь с. Галево Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.412. Оп.1.  Д. 1-13.

49.  Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории // ЦГА УР. Ф.245. Оп.4.

50. Сарапульская уездная переписная комиссия по проведению первой всеобщей переписи населения России 1897 г. по Сарапульскому уезду Вятской губернии . Бланки переписи. Галёвская волость // ЦГА УР. Ф.236. Оп.1. Д.245-247.

51. Ведомости о Иоанно-Предтеченской церкви, духовенстве … 1902-1916 гг.  // ААС. Ф.17. Оп.1. Д. 1028-1038.

52. Указы и распоряжения Иоанно-Предтеченской церкви. 1873-1901 гг. // ААС. Ф.17. Оп.3. Д. 4-16.

53. Объединенный фонд Благовещенского собора и церквей Камско-Воткинского завода // ЦГА УР.  Ф.409. Оп.1.

54. Благочинные Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.265. Оп.1.

55. Покровская церковь с. Нижний Лып Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 434. Оп.1. Д. 1-6.

56. Князе - Владимирская церковь с. Полозово Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф.341. Оп.1. Д. 1-9.

57. Рождество-Богородицкая церковь с. Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии // ЦГА УР. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1-5.

58. Метрические книги Осинского, Красноуфимского, Сарапульского, Кунгурского, Вер­хотурского, Ирбитского, Чердынского, Екатеринбургского уездов // ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 35-46; 90, 195-200, 532-536.

59. Ведомость о церкви, священноцерковнослужителях, церковном старосте, прихожанах, приходе и расходе денежных средств, церковно-попечительстве церквей Богоявленской (Петропавловское), Князе-Владимирской (Полозово), ….  за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.108;  Ведомость о церкви священноцерковнослужителях, церковном старосте, … часов­нях Благовещенского собора (г. Воткинск), …Казанско-Богородицкой (Неумоино), Нико­лаевской (Воткинск), Петро-Павловской (Светлое), Рождество-Богородицкой (Воткинск), … за 1920 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.110.

60.Переписка со священнослужителями Воткинского викариатства по основной деятель­ности // ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 240.

61. Сарапульское духовное правление Вятской духовной консистории, Сарапульский вре­менный Епархиальный совет временного Патриаршего Священного Синода и его предше­ственники // ААС. Ф.64. Оп. 1-4.

62. Лапин Н.Я. «От Меня это было …» Исторические очерки о православии в Воткинске. 1917-1942 гг. – Воткинск, 2021.

63. Сведения о численном составе священноцерковнослужителей и количестве членов ре­лигиозного объединения Сарапульской епархии. 1929 год // ААС. Ф.64. Оп.1. Д.401.

64. Благочинные благочиннинских округов Воткинского викариатства. 1922-1926 год // ААС. Ф.17. Оп.2. Д.3; 10 -12; 105.

65. Переписка Сарапульского епархиального управления с уральским областным церков­ным управлением и церковным подведомственных управлению // ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.687; Протокол заседаний Сарапульского епархиального управления //  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.688; Предписания и протоколы заседаний Сарапульского Епархиального управле­ния//  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.689;  Переписка Сарапульского епархиального управления с церквями и рапорты церковнослужителей о перемещении по службе // //  ЦГА УР. Ф. 245. Оп.3. Д.690.

66. Пермское епархиальное управление // ГАПК. Ф. Р-1. Оп.1.

67. Акт инвентаризации имущества Преображенской церкви. 1940 год // Архив автора.

68. Материалы по закрытию церквей в сёлах Петропавловское, Ларята, Тойкино, Лисья, Нижний Лып   // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.1. Д. 134, 137, 139, 589,  624, 626.

69. Протокол заседания Малого Президиума Сарапульского ОИК // ЦГА УР. Ф. Р-370. Оп.1. Д. 857.

70. Материалы по закрытию церквей в Воткинске, селах Июльское, Черепановка, Пере­возное, Паздеры, Галево, Кельчино, Светлое и закрытию деревенских часовен // АОАВР. Ф.276. Оп.1. Д. 1-22.

71. Сталин И.В. Сочинения. Т. 11. М.,1949.

72. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Мини­стров СССР по Пермской области. Информационные отчеты, руководящие материалы, переписка. 1943-1965 // ГАПК. Ф. Р-1205. Оп.2.

73. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви в УАССР. Совет Ми­нистров Удмуртской Республики, г. Ижевск УР // ЦГА УР. Ф. Р-551. Оп.1.

74. Удмуртская организация общества "Знание" РСФСР // ЦГА УР.  Ф.Р-1152.  Оп.1,2.

75. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Уд­муртской Республики // ЦГА УР.  Ф. Р-1185. Оп.1,2.

 

Статья ранее издавалась в "Научно-богословском вестнике Пермской духовной семинарии" № 2(5). - Пермь, 2021.

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Мощная и полезнейшая работа! Спасибо! Как всегда доходчиво, аргументированно и исторично! 😊

Действительно , работа очень достойная . Спасибо . Хочу поинтересоваться - знакомы ли Вам  работы оханского краеведа Ширинкина А.В. ?

Аватар пользователя Николай Лапин

Спасибо, Сергей за добрые слова. Да работы А.В.Ширинкина мне известны. По крайней мере основные работы, мне известны.

Спросил, потому что частично Вы в своих работах ( не только этой ) пересекаетесь с отдельными работами по Оханскому уезду А.В.Ширинкина. Мы с ним познакомились заочно , а уже в 2019 , когда я впервые приезжал в родные места Прапрадеда , Прадеда и Деда , уже встретились и обнялись как друзья . Теперь я регулярно летаю в пермские края , беру на пару недель машину на прокат , и по маршруту с остановками : Пермь - Очер - Д.Дуброво -Острожка - Оханск - Чусовой - Пермь. 

Аватар пользователя georn

Николай, спасибо - очень познавательно. Сейчас как раз занимаюсь генеалогией Порсевых, переселившихся в 1802 году и позднее из Сарапульского уезда в Осинский - в Опары, Степаново (Стефаново), Сосново, Кусты, Ваньки, да и сам родился в Галёво.

Аватар пользователя Сильвер

Есть еще одно упоминание Сарапула в 1613м году. Правда в списке 1702 года. По ссылке. http://forum.tatist.ru/index.php?topic=81.0 краеведам это должно быть интересно.

... На Л.3-4 помета: «1702-го марта в 12 день велеть исцу и ответчику на ту спорную землю положить крепости и ис грамоты великого государя выписать».

(Л.4) И марта в 13 день на Уфе в приказной избе стольник и воеводе Еуфиму Панкратьевичю Зыбину да с приписью подьячему Казанские дороги деревни варзей служилой татарин КадышкаИшметев положил крепости. И с тех крепостей, справя с подлинными, взяты списки, а подлинные отданы ему Кадышку. Ав списках пишет.

(Л.5) Список з грамоты слово в слово.
По указу великого Руссийского  Московского государства и всей земли бояр дияк Степан Дичков да Григорей Павлович Веревкин дали на ясак вятчекам каринским татаром Сарыку Хозесеитову да Хозянку Азземетеву да Билатачку Дюняшеву пустошь по Зюрейской дороге за Вяткою рекою на Ише речке для того в нынешнем во 7121-м (1613) году февраля в 12 день били они челом великого Руссийского Московского государства и всей земли бояром.
А сказали, приволоклись де они с Вятки с женами и х детьми, и ныне де они кормятца в Казанском уезде по Зюрейской дороге в чувашских деревнях, приискали де они по той ж дороге за Вяткою рекою меж дворцовых сел Сарапула и Елабуги пустошь на иш речке. А межа де той пустоши по Иш речке вверх с устья и до Салауш реки, а от Селауш реки вверх по Арзю речки, а от Арзю речки вверх по Усов речку. А ныне де та пустошь лежит впусте и не владеет ею нихто.

Аватар пользователя Николай Лапин

Сергей, огромное спасибо. Очень хороший документ, следует его хорошенько изучить.

Аватар пользователя Сильвер

Нашел косяк, относящийся к источнику 12.

... Ранее Сарапул, как населённое место упоминался только в 1613 году в донесении осинского воеводы Воина Корсакова соликамскому воеводе Иову Лачинову, о том, что в пяти верстах от Сарапула встали «тотаровья, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и башкирцы пришли на Сарапул войною». Прося у него помощи что бы «в Осинском остроге Святые Божьи церкви не разорились от иноверных до конца, и православная кре­стьянская кровь неповинно не пролилася», о сарапульских и берёзовских «Свя.тых Божиих церквах», он ни чего не говорит [12. С. 631]. 

Факт. о писка латируется январем 1616 года, а не 1613м.

,арапул, документы и материалы  1596-1985, кстати, ссылается на тот же источник 1936 года, но год совсем другой. 1613й - только по ссылке в посте выше, и это первое упоминание Сарапула, хоть и в списках. 😊