Начало Онтропьевой слободы

Начало Онтропьевой слободы.

Часть I

Отредактированный вариант. 

Отправной точкой настоящей статьи послужила следующее сообщение С.В. Шигориной в моем блоге "Писцовые книги Новгородской земли 1581 г."

О слободчиках-строителях.

Почему то все известные историки в один голос в своих трудах отмечают, что в авангарде освоения Северо-Востока Руси и Сибири с конца XV в. именно слободское строительство, но никто из них специально этот вопрос не раскрывает, только фрагментарно. Суммируя эти фрагменты вырисовывается следующая картина. Инициаторами строительства и обустройства новой слободы могли быть или частники (артель с деньгами крестьян) или сам воевода. В любом случае, выбиралась относительно пустая территория около 400 кв.верст (чаще всего вытянутая вдоль реки или нескольких речек), через воеводскую избу челобитная Царю, через царский указ разрешалось строительство на этой территории со льготой (чаще всего) на 10 лет, на этот же срок здесь вводилась особая администрация (либо воеводский чиновник или частник-устроитель). Администратор по цареву указу получал огромную власть на эти десять лет, практически независимую от местного воеводы: свозить и селить свободных крестьян, давать им землю по крепости (купчей), давать льготы на разные сроки в пределах общего срока в 10 лет, селить служивых по крепости (купчей) без налогов за службу (беломестные, земля — это их жалование для службы), судить и рядить все судебные дела и споры опричь дел губных старост, обустраивать кабаки, ямские станции и таможни , взыскивать таможенные платежи и все виды налогов. Вот здесь есть момент , который плохо понимается многими. Исторически, внутри Русского государства существовали внутренние таможни для контроля и взыскания тамги таможенной на перемещение товара из уезда в уезд. Ввиду того, что была масса дорог, то одна из задач слобод было взымание этих таможенных платежей (поэтому слободы строились по дорогам и рекам, не объедешь). Администратор имел большую таможенную печать и взыскав пошлину выдавал документ с печатью, который уже дальше по уезду разрешал безпошлинно двигаться. (Опубликовано пт, 05/11/2021 - 13:43 пользователем шигорина)

Вот эти наблюдения и выводы Синклитикии Васильевны попробуем применить к истории Онтропьевой слободы. Собственно тема истории края мною была начата в блоге "Ранняя история Лузского района." Прошло несколько лет и кое что можно уточнить и дополнить. 

Тогда, в части II, я сослался на сайт "Слобода. Церковь Спаса Преображения" https://sobory.ru/article/?object=15063 и там на статью Марины Колеватых. Тогда использовал два факта и то очень коротко.Теперь приведем начало статьи полностью, так как оно полностью соответствует заявленной теме.

«Антропьева (или Онтропьева) Слобода – так называлась в 16-17 веках волость, административная единица территориального деления земель, составляющих современный Лузский район. По некоторым документам можно предположить, как заселялась эта волость. В архивах Московских приказов сохранилась купчая крестьян Афанасия, Захара и Семена Максимовых на землю Старостинскую, купленную у Андрея, прозвище Нечая, Васильева Онтропьева в 1511/1512 г. Кстати, фамилии и Старостиных, и Нечаевых встречаются в деревнях Спасо-Преображенского и соседних приходов; а иных объяснений для наименования Слободы пока не имеется (тем более что и одна из приходских деревень, Старостинская, впоследствии имела и второе название – Захаровская.

Постройка церкви в Антропьевой Слободе, как уже было упомянуто, имеет точную в дату: 1515-й год. Похвальное слово автору церковной летописи: это благодаря ему известно время основания церкви, а также и другие интересные подробности. До закрытия церкви в 1930-х здесь в ризнице хранились, как сказано в этой летописи, старинные рукописи, часть из них – богослужебные книги. На одной из них, на рукописном Евангелии, была такая надпись: «Лето 7023 (1515 г.) месяца июня 26 дня. На память преподобного отца нашего Давида Селунского положена бысть сия книга глаголемая тетроевангелие в храме великомученика Дмитрия Селунского всем приходом Дмитрия Великого. Дал Тимофей да я Данило, Фомины дети. Поддали еси землю под церковь Дмитрия Великомученика и в дом… А межа той земле... [далее опустил].»

Была на этом Евангелии ёще одна интересная надпись: «В лето 7012 (1504). Почата бысть сия книга писати месяца апреля 25 дня. При благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси. И при священном митрополите Московском Варлааме. И при Архиепископе Ростовском Вассиане, и архиепископе Пермском Никоне. Да списана бысть сия книга глаголемая тетроевангелие. В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? – неразб.) Дерзнувший списати сию книгу. Еже выше своея силы. Премногогрешный и недостойный и неключимый раб Василий диаконов сын Гаврилов Вычегжанин убогою десницею и грубым умом. Сверится месяца июня в 16 день на память чудотворца Тихона. Слово сверителю Христу Богу. Аминь». [Далее автор перешла к описанию событий конца 16 в. и 17-18 вв.]

Вот эта последняя запись привлекла моё внимание в этот раз. Она перекликается с: "А писана бысть сия книга, глаголема Правила святых апостол и Богоносных отец, лета 7020 (1511/12) при благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси и при священном митрополите Московстем и всея Руси (не указано) и при архиепископе Ростовстем Васиане и при епископе Пермстем Никоне и при наместнице Устюжстем при Хабаре Иване Васильевиче Образцове и при тиоуне Великово князя Устюжском Василье Аксакове. А писана бысть сия книга у Великого чюдотворца Николы на Лале. А писав(ш)ый сию книгу аз многогрешный Васюк Попов сын Гаврилов Вычегжанин."

Это перевод страницы Мазуринской Кормчей книги, сделанной Ю. С. Ноговицыным. Сам поиск этой книги и получение ее копии обсуждался несколько лет тому на сайте РВ.

Рассмотрим фразу "В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? – неразб.)". На мой взгляд, здесь обитель — погост Иоанна Богословского, тогда "на югу (? – неразб.)" можно прочесть, как "на Югу реке"*. В пользу такого предположения фрагмент "Карта Поморского края в XVII веке. — Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. I. М., 1909." (взято из книги Швейковской. Русский крестьянин в доме и мире.). 

— — — 

* Примечание: Выяснилось в ходе обсуждения — на Югу.

— — — 

Фрагмент карты Богословского

Таким образом имеется активная церковная деятельность на вновь осваиваемой территории. Смотрим внимательно фрагмент карты: кроме погоста Иоанна Богословского на реке Юг, имеется погост Всесвятский в устье реки Луза, а также надпись "Учецкий". Что это значит не понятно — нет уточнения: погост или что-то другое. Выше кружок и надпись Лальск — по всей видимости город Лальск. Иначе это вторая половина 16 в. Соответственно "Учецкий" — все же погост. Другие из-за масштаба карты не обозначены. Нас же интересует начало 16 века, а возможно и конец 15-го. Остается предполагать. Точно известно, что в 1515 г. была заложена церковь Дмитрия Солунского (позже – Спасо-Преображенская) в Онтропьевой слободе и в 1511/12 уже существует церковь Николы чудотворца на реке Лале. Статус же поселений вокруг них не известны. По всей видимости, это погост. 

Но в то время погост имел двойное значение. Богословский М.М. "Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в.", М. 1909. том I, стр. 29-31 — Для названия более мелких, чем уезд, административных единиц применялись термины: погост, стан и волость. Далее Богословский описывает два варианта погоста. Первый по сути — "место, на котором стоит храм, обыкновенно с кладбищем, с дворами притча, с кельями с призреваемых при церкви нищих людей, иногда с несколькими бобыльскими и крестьянскими дворами. Эти погосты не округа, а просто церковные места". Второй — "административный сельский округ, т.е. группа селений, связанных общим управлением". В последнем случае по погостам раскладывались подати и повинности в уездах, где были черные земли. Заметим, что работа Богословского — XVII в., а иследуемое время — XVI в. и раньше. В это время территория по реке Луза активно заселялась русскими. Попутно отметим, что слово “стан” обозначало первоначально место остановки правительственного агента, объезжающего округ, где для него местное население обязано было строить и содержать особые хоромы. Далее Богословский отмечает, что со временем различия стерлись и один и тот же округ назывался то стан, то волость. Последнее наблюдаем в ПК 1620-1645 годов: Ратмеровский стан и Ратмеровская волость, Андреевский стан и Андреевская волость.

Собственно эти положения Богословского легко проверяются по писцовым книгам начала XVII в. Например, в приправочной книге 1619 /20 г.: "Да в Ратмеровской же на погосте Николы Чюдотворца осадной городок Рахлей новой деревяной, стоит на круче над озером над Палецким. (л. 338 об.)" На погосте две церкви. [На карте 1870 г. пог. Городецкий]. Кроме этого погоста перечислены еще: на реке на Лузе погост [пог. Рождественский]; погост на Турине горе [Туринский пог.], погост на (реке) Пырзе [пог. Пирзенский], погост на Никитине горе [не идентифицировал]. На всех погостах церкви. Итого пять погостов в одной волости. Только один из них, а именно погост Николы Чудотворца является волостным центром [административным сельским округом по Богословскому], к тому же там же находится стан на приезд наместника или волостеля [в рассматриваемое время]. Остальные четыре погоста — церковные места по Богословскому.

Пробуем определяется с помощью источников того времени, что было в исследуемом регионе в исследуемое время. Нашел у А.К. Леонтьев "Уставная губная грамота Устюжского уезда": "4 апреля 1540 г. [Список с грамо]ты, слово в слово. От великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Устюжской уезд в Ратмерово, на Лузу, и на Лалу, и в Онтропьеву слободу...". Ситуация рассматривалась в "Ранней истории... Часть I". Здесь сконцентрированное изложение. 

Вчитаемся в адрес послания: "в Ратмерово, на Лузу, и на Лалу, и в Онтропьеву слободу". Ратмерово — городок, возниший примерно в 1470 г., и ставший, по всей видимости станом для управителя волостью. Сложнее - на Лузу и на Лалу. По всей видимости, здесь имеются не волости, а регионы на реках Луза и Лале. В XVII в. здесь будут: Ратмеровский стан, Учецкая и Лальская волости, Андреевской стан. В грамоте они не названы, значит еще не существует в отличие от Онтропьевой слободы — здесь адрес полностью совпадает с название волости. Возникает вопрос, а что было из административных единиц? Ответ находим в — М. К. Любавский "Образование основной государственной территории великорусской народности. Л., 1929", стр. 103: "По актам первой половины XVI века и частью по данным летописей видно, что к Устюжский земле принадлежали волости: … Чадромская по реке Устье, от впадины в неё Соденги до впадения Кокшенги, и другие Устьянские волости, … Сольвычегодская по нижней Вычегде, Иванов погост и Шолга по р. Югу, Орлова на Устье, Луза по реке того же имени, Котовал по р. Устье". Таким образом видим начало выделения из большой волости Луза меньшей волости Онтропьева слобода, а будущие Учецкая и Лальская волости, Андреевский стан (волость), как и Ратмеровский стан в 1540 г. пока в составе единой большой волости Луза, простирающейся от погоста Всесвятский до волости Лузской Пермцы.

Отсюда лальский погост с церковью Николы чудотворца был в начале XVI в. "просто церковным местом" по Богословскому. А вот погост с церковью Дмитрия Солунского мог быть центром "административного сельского округа" в случае, если волость образована ранее 1515 г., даже когда церкви еще не было. 

Возвращаемся к еще одному факту статьи Марины Колеватых. Разбираемся с тем, кем был Андрей Васильев Онтропьев. В купчей 1511/12 говорится о земле Старостинской, ставшей деревней Старостинская. Можно предположить, что на момент продажи Нечаем земли это был починок* Старостин. Соответственно основателем починка был Нечай Андрей Васильев Онтропьев С(с)тароста. Последнее вряд-ли прозвище, скорее всего, должность. 

— — —

* Примечание. Ю.С. Ноговицын опубликовал перевод этой купчей. (см. Часть III, обсуждения). В ней есть ключевые слова: вотчина и отец благословил, которые указывают на то, что НП ему достался в наследство, хотя это не определяет давность самого наследства; и(с) старины потягло, межа той земле по старым межам — указывает на давность. Отсюда статус НП, может быть и деревня. Количество дворов — один. Для окончательного определения статуса НП необходимо знать размер пашни на момент продажи. Так как основателем починка может быть отец [и даже дед по мнению Ю.С. Ноговицына], то название, по всей видимости, от его прозвища или должности. С этим нужно дополнительно разбираться.

— — —

Разбираемся с должностью староста. В той же Уставной губной грамоте упоминаются старосты, наряду с сотцкими и десятцими. Именно в таком порядке. Отсюда староста должность выше сотцких и десятцких. 

Староста в Древней Руси, представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В Русской правде упоминаются С. сельский и С. ратайный. С. сельский по-видимому ведал сельским населением вотчины, С. ратайный — вотчинной пашней. За убийство С. взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа но меньше чем за тиуна... Губной староста — судья по разбойным делам в XVI веке в Московском государстве. Земской староста — представитель княжеской администрации в Древней Руси. (Википедия).

Рассмотрим другие должностные лица управления того времени, а время это уходит в древность государства и оно совсем не то, что нам известно по XVII в. До проведения в 1550-1570 гг. земской реформы Устюжский уезд управлялся волостелем, в кормление которому отдавали волость или несколько волостей в зависимости от назначенного оклада. 

Волостель — это должностное лицо в России в XI-XVI веках, которое управляло волостью от имени великого князя или удельного князя. Волостель ведал административными и судебными делами на своей территории. В отличие от наместников, компетенция волостелей была несколько уже, и они не имели права рассматривать дела о тяжких преступлениях, таких как разбой и душегубство. Волостели "кормились" за счёт местного населения, то есть получали доход в виде налогов и повинностей. Эта система управления постепенно исчезла к началу XVII века с развитием воеводского управления. 

В XIV—XVII веках существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. 

Слобода. В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельное поселение или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которого временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то хесть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений основывались на вновь осваиваемых землях, к примеру, слободскими казаками, и освобождение от податей побуждало заселять эти территории. 

Слободы как интенсивно заселяемые округи известны в XV—XVI веках в Дмитровском уезде (Берендеева Слобода), Переславском (Великая Слобода, позднейший Слободской стан, Маринина Слобода), Галицком (Жилина Слободка). Когда речь шла об определенной округе, то слово «слобода» обычно стояло на втором месте, а когда о конкретном селении с антропонимическим названием, то на первом: Чечевкина слободка, Филисова слободка, Тутолмина слободка и т. д. (Интернет).

Отсюда Онтропьева слобода тоже имеет антропометрическое происхождение. Первоначально предполагалось, что это Андрей Онтропьев. Но после ознакомления с купчей им может оказаться его отец Василий или даже дед. Ситуация требует дополнительного изучения — от имени или отчества образовано название слободы. Также требует дополнительного изучения в какой должности был человек, давших название слободе. Скорее всего он был старостою, на что указывает название починка/деревни Старостино. Соответственно возникает вопрос — был ли старостой Андрей Онтропьев?

Подведем итоги. Губной староста на территорию Устюжского уезда введен грамотой 1540 г. Соответственно, до этой даты был другой староста, но какой? Это так же требует дополнительного изучения.

Староста, скорее всего, подчинялся волостелю, а в его отсутствие тиуну. Разбираемся с этим. Выше в Кормчей книге упомянуты: наместник и тиун великого князя. Обычно наместник управлял городом, а волостель волостью. В Кормчей книге так и сказано наместник устюжский — Хабар Иван Васильевич Образцов. Соответственно волостью Луза, как составной частью Устюжского уезда управлял тиун великого князя Василий Аксаков, что логично черносошные земли — собственность государства и им распоряжался великий князь. Это было в 1515 г. Можно только предполагать, что аналогичная система была и раньше. Нам важно на данном этапе исследований то, что староста подчинялся тиуну великого князя. Можно предположить, что при нем был дополнительный военный отряд, который обеспечивали безопасность региона. Можно предположить, что он находился в Ратмерово или наезжал туда. 

Рассмотрим статус волости. Действительно, удивительно то, что первой из большой волости выделилась меньшая волость Онтропьева слобода, которая по сути разделила на волость Луза на две части, при этом получила особый статус. Выше было отмечено, что освобождение от податей побуждало заселять эти территории. Значит Москве нужно было заселить именно эту волость. Москве потому, что такую льготу мог выдать только Великий князь. Соответственно должна быть грамота. Возможно, она отыщется. 

Вопрос — а зачем это нужно было? Ответ находим в другой грамоте. Начнем с фрагмента Жалованной грамоты великого князя Ивана IV крестьянам и Онтропьевой слободы от 26 марта 1546 г.: "... а та де ихъ слободка стоитъ на дорогах на Велико-Пермьской и на Вятцкой и на Вологоцкой, и с тѣхъ де у нихъ дорогъ на тотъ становой дворъ ..." (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Том I. СПб. 1841. стр. 544).

Для понимания этой фразы привлекаем карты. Есть две базовые карты: ПГМ Лальского уезда (план генерального межевания, ориентировочно 1796 г.), спец. карта Европейской России 1870 г. Первая состоит из 10 частей, основная 10-я в повреждена. Но эта карта ценна тем, что дороги подписаны. Карта 1870 г. тоже охватывает огромное пространство, поэтому будут использованы фрагменты. Карты более позднего времени, но особенность трактов в том и состоит, что они практически оставались неизменными на протяжении длительного времени. Даже современные дороги зачастую местами совпадают с теми старинными дорогами.

Фрагмент Устюг — Лальск.

Прежде, чем перейти к описанию дорог, привяжемся к фрагменту карты Богословского — погост Всесвятский [у самого обреза карты в устье реки Луза], выше от него по карте, ниже по течению реки Юг Иоанно-Богословский погост. 

Возвращаемся к грамоте 1546 г. Описание дорог лучше начать с города Великого Устюга. На фрагмете видно, что к нему с юго-запада вдоль реки Сухона подходит дорога. По принятому обозначение это почтовая дорога. Если по другим картам проследить, то это дорога приходит из Тотьмы, а далее из Вологды. Дальше она уходит на Лальск: срезает петлю рек Юг и Луза и далее идет вдоль правого берега р. Лузы на Лальск. Она обозначена, как “большие проезжие и торговые” (далее просто торговая), а по ПГМ большая дорога (б.д.) из г. Вел. Устюг в г. Лальск. Эту дорогу можно идентифицировать, как Вологодскую по грамоте 1546 г.

Из г. Вел. Устюг на юг уходит почтовая дорога вдоль левого берега реки Юг. Вскоре она раздваивается на: б.д. из города Великого Устюга в город Орлов и б.д. из города Великого Устюга в город Котельнич. 

 Третья дорога уходит на север вдоль реки Северна Двина, обозначена как почтовая. 

Фрагмент Сольвычегодск.

В устье реки Вычегда дорога раздваивается: почтовая уходит на Сольвычегодск и далее на Яренск. А торговая уходит дальше вдоль реки Сев. Двина на Архангельск. 

Переходим к городу Лальск.

Из Лальска в южном направлении выходит б.д. из г. Лальска в г. Кай. По карте 1870 г. обозначена как торговая. Она проходит через Учецкую и Андреевскую волости, срезает дугу реки Луза и вдоль ее заходит в Лузскую Пермцу.* В дер. Мишаковская имеется ответвление, которая называется б.д. из г. Лальска в г. Устьсысольск. А районе погоста Объячевской дорога опять раздваивается: на восток— большая столбовая дорога из г. Лальска в г. Кай и на юг — б.д. из г. Лальска в г. Орлов. Отметим попутно, что г. Кай в данном случае на реке Сысоле, по другим источникам это Койгородок.

* На карте "Геометрическая карта Вологодской губернии 1795 г." [есть в интернете] эта дорога в нижней части Андреевского стана показана несколько иначе. После дер. Грибошенское она раздваивается: одна уходит в Лузскую Пермцу, а вторая уходит на юг и называется "в город Вятку". Первая соответствует б.д. Лальск — Кай (Койгородок на карте Лузская Пермца).

Дороги в Устьсысольск и Кай в конечном виде приводят в Пермь Великую. Поэтому эту сеть дорог можно назвать Велико-Пермьской и Вятцкой (по грамоте 1546 г.). В пределах Онтропьевой слободы это одна дорога. Попутно отметим, что дорога через слободу в Пермь Великую составила конкуренцию более старой дороге Вел. Устюг — Устьсысольск по реке Вычегде летом и вдоль ее зимой. 

Оценить описанную сеть дорог можно по карте Лузская Пермца. Волость Лузская Пермца расположена в верховьях реки Луза. В настоящее время часть Коми АССР. В исследуемое время входила в состав Устюжского уезда, позже в состав Сольвычегодского уезда. Карта взята из книги Савельева Э.А. "Лузская Пермца", ее наименование в источнике сохранено на скриншоте. Сыктывкар — Устьсысольск до 1930 г. Дороги не обозначены, но в своем большинстве они проходили по берегам рек Вычегда и Луза. Были диагональные ответвления.

Карта Лузская Пермца.

Чтобы оценить важность дороги в Пермь Великую отметим, что этот регион был основным поставщиком мехов — ценнейшего товара для торговли с Европой. Соответственно дорога из Вологды уходила на Москву или наоборот Москва — Вологда — Вел. Устюг, что будет правильнее по отношению к столице. А далее в игру вступает Великий Новгород. В исследуемое время — единственная возможность торговли Московского государства с Европой. Напомним, что все это задолго до старинного тракта Москва — Сибирь и всего связанного с ним. Таким образом, на мой взгляд, становится понятным почему волость получила статус слободы и такое важное дело было поручено основателю слободы.

Возвращаемся в начало статьи. Андрей Онтропьев продал починок в 1511/12 г. Что было дальше нет данных. Можно предположить, что Великий князь куда-то направил его с новым поручением. Должность, на мой взгляд, в то время не была выборной. 

По писцовым книгам Сольвычегодского уезда 1619/20 известны именования Старостин и Нечаев. Увязать их происхождение от Андрея Нечая Васильева Онтропьева не представляется возможным, слишком большой разрыв по времени и нет промежуточных данных, позволяющих установить родство: Нечай достаточно распространенное имя-прозвище, а должность староста, скорее всего, была и в последующие годы вплоть введения самоуправления, по которому появился выборный староста из крестьян округи. К тому же, более вероятно, было бы также именование Онтропьев, тем более значимое по новым фактам, а его нет. Особенно ситуация наглядна в сравнении с многочисленным семейством Захаровых, ведущих свою родословную от покупателей земли Старостинской.

Занимался ли Андрей Онтропьев или его отец Василий таможенными сборами — возможно, пока ответа нет, но главным, скорее всего, было привлечение крестьян и их поселение вдоль большой дороги. Где-то читал, что лучшим обустройством дороги и лучшей защитой ее пользователей было именно заселение крестьян на всем протяжении дороги. В этом плане до Онтропьевой слободы городок Ратмеров был надежным прикрытием, а далее до Андреевского городка были редкие поселения. 

Лальский погост, на мой взгляд, был чисто церковным поселением и несколько вдали от большой дороги, которая здесь прошла уже с возникновением города Лальск. В противном случае в 1540 г. была бы Лальская волость. А по факту была волость Онтропьева слобода. Раз была волость, то должен быть и ее центр. На мой взгляд, ее центром и был погост. На карте 1870 г. погост называется Слободской- Преображенский. Можно предположить, что первая часть и есть его первоначальное название и очень соответствует названию волости. 

Определимся с датами. Определяющим фактором является срок службы Андрея Онтропьева старостою, если он был таковым, и дата основания починка Старостинского. Это может быть 10-20 и более лет тому. Да данный момент информации явно не достаточно для принятия решения, требуется дополнительное исследование. Вряд-ли это можно увязывать со льготным сроком поселенцам. За неимением каких-либо данных все же принимаем 10 лет [в качестве первого приближения]. Тогда датой подписания грамоты на учреждение слободы при первом приближении будет 1511 - 10 = 1501 год. Дата 1500 г. и раньше наводит на следующее соображения — в условиях ранней колонизации данной территории, даже если уже существовали отдельные починки, нужны меры безопасности. Отсюда следует предположение, что Андрей Онтропьев и его отец Василий могли быть из служилых людей и с ними присутствовал небольшой отряд военных. А также можно предположить, что погост не был острогом, но поселение было обнесено тыном. И место рядом с озером не было случайным выбором. Идеально для этих целей подходят казаки, но были ли они в то время не берусь судить. 

А то, что время было суровое и требовало определенных мер безопасности подтверждает факт нападения казанцев в 1542 г. на Великий Устюг. Вот как описано в книге - С. К. Свечников "Присоединение Марийского края к Русскому государству": "Весной-летом 1542 г. 4 тыс. татар и луговых марийцев, беспрепятственно пройдя через Вятскую землю, «повоевали много все городы около Устюга и волости много зла сотвориша и в полон поведоша»; только в Дымкове казанцы сожгли 2 церкви и 73 двора. Возвращаясь назад по реке Моломе на плотах, они попали в районе Котельнича в засаду, устроенную вятчанами. Все татарские воины были уничтожены, «толко ушли лесом черемиса луговая на Пижму реку». Скорее всего, с этого времени Вятская земля, «которая земля есть Накратская», перестала платить дань казанскому хану." 

К Онтропьевой слободе относится информация, что один их отрядов из под Устюга пришёл под Никольский погост на реке Лале — пройти от Великого Устюга к Никольскому погосту можно было только через слободу. 

Данную часть статьи заканчиваю тем, что Онтропьеву слободу действительно трудно объехать и, возможно, что обобщение Синклитикии Васильевны Шигориной вполне можно отнести и к этой волости. Будем с этим разбираться в следующих частях статьи. А данная часть по сути обозначила круг поставленных вопросов к выяснению и обрисовала ситуацию в самом начале-начал Онтропьевой слободы.

Предварительные итоги: 

1) Выяснилось, что слобода, возможно, создана не Андреем Онтропьевым и получила свое название по именованию его отца или деда. С чем предстоит дополнительно разбираться.

2) Упомянутые в Жалованной грамоты Ивана IV 1546 г. дороги Велико-Пермьская и Вятцкая и Вологоцкая в пределах Онтропьевой слободы слились в одну — большая дорога из Вел. Устюга в Лальск. Но это по картам более позднего периода времени. Что было именно на обозначенную дату предстоит еще определить. 

Продолжение следует.

***

Комментарии

О дороге В.-Устюг - Лальск, указанной в статье, вспоминал мой отец 1930 года рождения. Эта дорога проходила через Холмец, Матвеевскую (Смиреново), его родную деревню Колмаки (Чемоданово), Трошинскую и далее на Лальск. Так вот: эта дорога была вымощена (по крайней мере в пределах указанных деревень) булыжником! Так что, возможно для строительства и поддержания этой дороги (дороги в Сибирь!) и была создана Антропьева слобода.

Эта дорога, проходившая через деревню Ханюг на Залесской Лале, образовалась значительно позже. Сейчас она уже заросла лесом.

Карты не удалось разместить. Будут позже.

Ниже загружаю недостающие в статье карты

Уточнение.

«В лето 7012 (1504). Почата бысть сия книга писати месяца апреля 25 дня. При благоверном Великом князе Василье Ивановиче всея Руси. И при священном митрополите Московском Варлааме. И при Архиепископе Ростовском Вассиане, и архиепископе Пермском Никоне. Да списана бысть сия книга глаголемая тетроевангелие. В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? – неразб.) Дерзнувший списати сию книгу. Еже выше своея силы. Премногогрешный и недостойный и неключимый раб Василий диаконов сын Гаврилов Вычегжанин убогою десницею и грубым умом. Сверится месяца июня в 16 день на память чудотворца Тихона. Слово сверителю Христу Богу. Аминь»

Мне прислали копию данного документа. В нем четко читается — на югу. Мое предположение "река" излишнее. Оно возникло, потому что так обычно я обозначаю в случае не возможности перевести слово. 

Вывод об  идентификации обители Иоанна Богословского и погоста на реке Юг подтверждается.

Здравствуйте Александр Федорович . Вы упомянули здесь в своем блоге Синклитикию Васильевну Шигорину. Ее несколько лет как уже нет , она ушла из жизни. Я иногда  беседовал со своей тетушкой , и она , в частности , весьма заинтересованно читала Ваши блоги . Синклитикия Васильевна была весьма эрудированной , много читала и была очень внимательна к деталям , что позволяло ей делать неординарные выводы из прочитанного , обладала прекрасной памятью и великолепным анализом информации.

Я, конечно, предполагала, что с Синклитикией Васильевной могло быть что-то неладно в силу весьма почтенного возраста, и всё же сообщение о её кончине больно ранило... Царствие небесное и вечной благодарной памяти этой замечательной светлой женщине!

В течение 2023 года мы с ней активно и очень плодотворно переписывались. Благодаря своим потрясающим аналитическим способностям, благожелательности и вниманию к моим родословным запутанным проблемам Синклитикия Васильевна сумела придать совершенно новый импульс моим поискам предков из рода Степановых, изменить в корне направление этих поисков и переосмыслить их. Она наполнила жизнью мои сухие родословные материалы, красиво и убедительно вплела историю Степановых в историю России 17-го века. Каким могучим интеллектом обладала Синклитикия Васильевна, как легко оперировала новыми данными, логично ранжируя их!

Позволю себе процитировать выдержку из письма Синклитикии Васильевны: "Если Вы имеете ввиду мой возраст, то я сама спокойно к нему отношусь - раз Господь продолжает мой жизненный путь, то значит у Него есть на то причины. Мне мой врач в шутку говорит, что я из " железного " поколения. А память и тягу к познаниям мне с раннего детства родители тренировали и наказывали: служить Обществу и постоянно учиться."

6 октября 2023 года получила её последнее письмо: "Ложусь на плановую госпитализацию, поэтому не буду на связи недели две." 

Низкий поклон и самая глубокая благодарность Синклитикии Васильевне Шигориной за помощь, поддержку и доброе отношение. Дай Бог, её душа услышит мои слова...

 

P.S. Большая просьба к Sergey.P cообщить дату ухода его тётушки.

 

 

Потому меня и заинтересовало это обобщение Синклитикии Васильевны, что оно предусматривает анализ большого количества информации и синтез по крупицам общей картины. 

Царствие небесное и светлой памяти! 

 

Дополнение к Богословскому.

Богословский описывает два варианта погоста. Его работа описывает XVII в. Проверяем по приправочным книгам 1619/20 г. 

1) Ратмеровской стан: Да в Ратмеровской же волости на погосте Николы Чюдотворца осадной городок Рахлей новой деревяной, стоит на круче над озером над Палецким. Комментарии. Волостной центр.

Да в Ратмеровской же волости на реке на Лузе погост, а на погосте церковь Рождества пречистые Богородицы; погост на Турине горе, церковь Воскресение Христово да церковь Екатерины Христовы мученицы; погост на (реке) Пырзе, а на погосте церковь Никола Чюдотворец; погост на Никитине горе, а на погосте церковь Троица живоначальная; древяны, в церквах тех образы мес(т)ные и поставные и свечи и ризы и колокола и все церковное строенье прихожан Ратмеровской волости крестьян.

Комментарии. Итого 4 погоста, на них 5 церквей. Явно у них статус "церковные места" по Богословскому. 

2) Онтропьева слобода. По ПК 1619/20 и 1625 годов погост не описан. Он появился в ПК 1645 г. В слободе погост Государя царя и Великого князя Алексея Михайловича всеа Руски земли, а на погосте: Церковь во имя Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, древяна, клетцки, вверх шатром. ... Да другой теплой храм Димитрей Селунский с трапезою, древяна, клетцки. 

Комментарии. Это не значит, что его не было ранее, его просто не описали. Позже, кроме Преображенского погоста появились и другие. Для настоящих изысканий важно, что в исследуемое время был один погост и он помимо церковных функций выполнял и административные. Необходимо уточнить, что церковь Преображения построена одновременно или несколько позже церкви Дмитрия Селунского. “О построении в приходе первой церкви ничего не известно. Из сохранившихся же ис писанных в §1-м на 1-м и 2-м листах сей летописи указов и грамматы видно, что до построения настоящей каменой церкви были две деревянные, с деревянной же колокольнею, а по надписи в рукописном Евангелии /см. §1, л. 3/ достоверно, что оные церкви в 1515-м году уже здесь были с местным священником о. Иоанном и прочим причтом." (Летопись Слободской Спасо-Преображенской церкви).

Общие комментарии. Собственно этого достаточно. Были два типа погостов: а) церковное место; б) административный сельский округ. Они существовали одновременно.

 

Отредактировано текст и добавлено два фрагмента карты 1870 г. .