Город или городок Лальской / Начало Онтропьевой слободы. Часть II.
Прежде, чем перейти к продолжению описания собственно Онтропьевой слободы, необходимо разобраться с ее конкуренткой — Лальской волостью — необходимо прояснить один момент в Книге Большому чертежу. Имеется два варианта одной и той же записи по региону.
1) "А по реке по Лузе городки Устюжские: Городок Объячей, от Вятки от города от Слободы 50 верст. А ниже Объячева 60 верст, на Лузе, городок Спаской. Ниже Спаского 20 верст, Лосменой. Ниже Лосменого 70 верст, Андреевской, Соли Вычегоцкой, а ниже 80 верст город Лальской, Соли Вычегодской, усть речки Лалы. А ниже 40 верст Ратморов. От Ратморова до Устюга Великаго 50 верст; от Ратморова же до Старые Перми 80 верст; от Ратморова до Соли Вычегоцкие 100 верст."
Так у меня записано в блоге "Ранняя история Лузского района, часть I." Проверено при подготовке настоящей статьи — Книга Большому чертежу, или Древняя карта Российского государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 году, 2-е издание СПБ, 1838. (президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина). Стр. 210.
Однозначно — город Лальской.
2) Но есть другое издание: «А по реке по Лузе городки Устюжские же. Городок Объячей… А ниже Объячево 60 верст, на Лузе, городок Спаской. А ниже Спаского 20 верст, Лоемской. Ниже Лоемского 70 верст, Андреевской Соли Вычегоцкой. Ниже 80 верст городок Лалской, Соли же Вычегоцкой усть речки Лалы. Ниже 40 верст Ратморов. От Ратморова до Устюга Великаго 50 верст...» (Книга Большому чертежу. Изд. АН СССР. Москва, Ленинград. 1950. с. 167-168). [предоставлена Ю.С. Ноговицыным].
Здесь городок Лальской.
Город или городок разбираемся. Город Лальск основан в 1549-1570 годы по разным версиям. Самый ранний срок называет В.В. Низов в статье "Восточные волости Устюжской земли в XV – середине XVI века". По его мнению начало событий описано в летописи Л. Вологдина: «В лето 7057, а от Рождества Христова 1549. <...> А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новогородцов и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшеся, усоветовали тайно избежати из Новаграда и вселитися в пусте месте, иде же бог наставит, и тем свободитися царскаго гнева. И тако, оставивше жительство свое Великий Новград, странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам дотоле, донеле же достигли богом наставляеми реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей, от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселилися."
Некоторые подробности об устюжских событиях 1549 г. доносит «устюжский краткий летописец» конца XVIII в., извещающий, что в «1549 г. былъ голодъ и страшный моръ; въ одну могилу клали по 200–300 усопшихъ, въ томъ же году вспыхнуло въ Устюге междоусобие; разорено много домовъ и погибло много людей». Отсюда становится понятным, почему беглые новгородцы не задержались в Устюге, а когда «достигнули они до великого града Устюга», то «направили путь свой по сибирскому тракту, въ 80 верстахъ, основали при реке Лале до долине и распространили свое селение и въ окрестностях поместья». Но предание говоритъ: «Въ начале этого селения находилось 60 человекъ…»
Здесь два момента: а) по сибирскому тракту; б) 60 человек. Начнем с последнего: 60 человек. Это всего, включая детей? Не могли же новгородцы бежать побросав семьи. Или здесь, как всегда, подразумевается главы семей, тем более, что в тексте выше говорится о гражданах. Иначе поселение началось с: 60 чел. всего — это 10-12 семей и столько же изб; если 60 граждан, то это ~ 60 семей и соответственно 60 изб. Мы не знаем, как они поселились, а главное на что собирались существовать в смысле источника доходов и банального пропитания. Иначе были образованы починки или сразу образовали посад, все-таки они горожане. А с учетом, что они поселились рядом с Никольским погостом, то имеем мини-город по первому варианту. Если же было 60 семей, то имеем полноценный посад. Для сравнения: "И всего на Лальском погосте в остроге и за острогом 64 двора тяглых середних и худых, а людей в них 72 чел." (ПК 1619/20 г.). Хотя и эту численность вряд-ли можно назвать городом.
Ответ находим в устюжском летописце: "основали при реке Лале свое селение и въ окрестностях поместья". Иначе было сочетание: посад и ряд починков, что логично. Как следует из летописи Володина беглые — новгородские пищальники. Поэтому особых проблем с безопасностью не испытывали, особенно, если 60 — все военные. Потому не спеша, построили защитный городок. Пока не уточняем, как он назывался. Аналогичная ситуация получится и в случае поселения новгородцев в более поздние годы.
Сибирский тракт. Сморим интернет. Московско-Сибирский тракт начинался с малого — почтового сухопутного пути, соединявшего Тару и Томск, а также Тару и Нарым в XVII веке. Этим путём пользовались гонцы для доставки грамот в сибирские города и остроги. Во второй половине века дорогу продлили до Красноярска, а затем и до Енисейска. Эти сообщения определили направление будущего Московско-Сибирского тракта.
В любом случае Сибирь могла начаться после похода Ермака в 1581 г. Казалось бы это незыблемая истина и это же подтверждает запись в Книге Б.Ч. Но есть два момента, с которыми необходимо дополнительно разбираться.
Смотрим историю создания данного Большого чертежа. Василий Татищев приводит дату 1552 г., когда царь Иван IV приказал начать работу (Википедия). Даже, если так, то учитывая гигантский объем работ по картографированию и описанию Московского государства, вряд-ли можно было ожидать скорого их завершения. Карамзин указывает дату 1584-1598 гг., исходя из упоминания Курска, Воронежа, Оскола, построенных во времена царя Федора Иоанновича. (Книга Б.Ч., редакция 1838 г., стр. 5). В издании Книги Б.Ч. АН СССР под радакцией К.Н. Сербиной, есть: “содержит данные двух чертежей: “старого чертежа”, составленного „давно, при прежних государех” (в царствование Бориса Годунова)”. (стр. 4). То есть указано более позднее время, с 1598 г. Иначе после похода Ермака. Продолжаем.
Смотрим заголовок раздела: “От царствующего града Москвы дорога к Архангельскому городу, к морской карабельной пристани, да дорога в Сибирские городы”. Нужное имеется в издании 1950 г., это академическое издание и в нем много различных комментариев, в т.ч. по, интересующему нас, описанию дороги: “В № 1330 приписано почерком редактора Описание дорог от Москвы к Архангельскому городу и в Сибирское царство.” (стр. 166). Второй момент — в описании дороги упомянуты Устюжский и Сольвычегодский уезды. По данным Вычегодско-Вымской летописи последний образован в 1590 г. Разбираемся.
Через интернет выясняем, что Сибирское царство — Сибирское ханство — феодальное государство, возникшее в конце XV в. в результате распада Золотой орды. Соответственно его начал воевать Ермак. Иначе дорога в Сибирь могла существовать и до похода Ермака. Более того, можно предположить, что сам поход не был вслепую: карты не было, но было описание дорог или дороги, по которым было какое-то сообщение с Сибирскими ханствами до покорения части Сибири.
О дате выделения Сольвычегодского уезда — дате 1590 г. противоречат данные:
— 1585/86 (7094) г. - Писцовая книга Сольвычегодского уезда письма кн. Ивана Вадбальского.
— 1585/86-1588/89 (7094-7097) гг. - Писцовая книга Сольвычегодского уезда письма Афанасия Ивановича Вельяминова и дьяка Ивана Григорьева.
— 1567/68 (7076) г. (не позднее) - Писцовая книга Соль-Вычегодского уезда письма кн. Ивана Васильевича Гундорова. (Каталог писцовых описаний Русского государства середины XV – начала XVII века. Составитель К. В. Баранов. 2015).
Таким образом выделение произошло условно в 1565 г. Поэтому дата 1590 г. в летописи вызывает необходимость проверки. Возможно, она отражает окончательное межевание уездов? или еще какие-то мероприятия, связанные с разграничением полномочий? С этим нужно дополнительно разбираться. Но факты наличия переписей Сольвычегодского уезда ранее 1590 г. неоспоримы. А они, названия уезда, без указа об учреждении уезда невозможны.
Подведем итоги. Во-первых, дорога в Сибирь существовала до похода Ермака. В любом случае дорога, с учетом реалий начала XVI в., проходила через Вологду и Великий Устюг, а дальше по реке Вычегде или по реке Луза. Последняя называлась дорога Велико-Пермьская по грамоте 1546 г. Иначе "дорога в Сибирские городы" (в Сибирское царство, сибирский тракт) являлась в то время продолжением дороги Велико-Пермьской. Подчеркну, что в данной статье я пытаюсь понять и описать события более раннего периода, иначе начало-начал будущего Лузского района. И это 1500-1520 годы, возможно, и более ранние годы. Во-вторых, картографирование исследуемого региона могло пройти в период 1565-1580 гг. и позже. В любом случае это позже 1549 и даже 1555 года.
В таком случае не имеет принципиального значения город или городок Лальской — на первое место выдвигается, что было раньше городок Ботище или городок/город Лальской и/или что из них важнее. Разбираемся с этим.
Рассмотрим городок Ботище и сам город/городок Лальск. Констатируем, что в Книге Б. Ч. упоминается городок/город Лальской, городка Ботище нет по обоим спискам. Смотрим ПК 1619/20 г. "В Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Никольского погосту на берегу, а в осыпи церковь Михаила Архангела, вверх шатровая, ставят ново, строят мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет. А поставлен острог около Никольского Лальского посаду по реке по Лале по берегу вверх от осыпи, а из острогу 3 ворота проезжие, да 8 башен глухих. А в остроге государев казенной погреб, а на нем онбар кругом, у онбару тын стоячей вострой на иглах, а в нем за замком и за печатью у острожных приказщиков у Овдейка Поламошнова с товарыщи государева казна: ... В Лальском же остроге церковь Николы чюдотворца, студеной, древяной, вверх шатровой да церковь клетцки во имя Флора и Лавра студеной же... Да в остроге ж был храм теплой во имя Офонасия Олександрейского, и тот храм в 127м (1615) году згорел, а строенье было мирское ж."
Из описания следует, что есть комплекс сооружений и поселений. Центральное место занимает посад, который называется Никольской Лальской. Рядом с ним два оборонительных сооружений: городок Ботище и острог, который назван Лальским. Первый явно старый — бывал. А острог поставлен без уточнения когда, но с контекста следует, что в замен городка. Внутрь острога попал Никольский погост (церковь Николы чюдотворца) и еще две церкви. Это видно на карте "Лальский посад в середине XVII в." Внутри острога находится также таможня и тюрьма.
Карта "Лальский посад в середине XVII в."
[предоставлена Ю.С. Ноговицыным]
Городок Ботище вписался в петлю реки Лала. Городок в несколько раз меньше нового острога. Отсюда можно предположить, что он устарел и не соответствует численности посада, а еще есть крестьяне близ лежащих деревень и починков. На его территории Михаил-Архангельской монастырь, основанный в 1620-1640 гг.: две церкви и кельи. Интересный момент по ПК 1619/20 г.: дворов в осыпи нет. Вернемся к этому ниже.
Немного информации из интернета.
Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских(?) городов на Руси. Начиная с XIII века острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала (осторожного) и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались деревянные башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни. Высота тына — 2—3 саженей (4—6 метров). В XVII веке остроги могли состоять из 12 сторожевых башен, которые были соединены частоколом. Размер острогов того времени достигал в плане 900 на 200 саженей (1800 на 400 метров). Внутри острога располагались избы, за стеной — слобода. Управлялся острог наказным воеводой.
Городок (от слова «городить») — в древней Руси жилое место, окруженное оборонительной оградой. Иногда, по причине рельефа или градостроительного замысла, в населенном пункте отсутствуют улицы и в почтовых адресах жителей вместо них указывают названия городков.
Иначе острог более серьёзное сооружение. Определимся с датой постройки городка Ботище. Смотрим: "а в осыпи церковь Михаила Архангела, вверх шатровая, ставят ново, строят мирские люди". Термин "ставят ново" можно понимать двояко. На мой взгляд, нужно понимать буквально — новое строительство, а не взамен сгоревшей или сгнившей церкви. Попутно отметим, что церковь Николы чудотворца не обветшала, по крайней мере, такой записи нет, хотя она известна с 1511 г. (см. Часть I). Если же предположить, что все же строится взамен обветшалой, тогда получается, что городок сооружен в 1620-100 = 1520 г., где 100 лет - время ветшания деревянных сооружений [минимальное время, оно существенно разнится по разным источникам]. Это один вариант.
Второй основывается на информации о самом городке Ботище — он бывал. Иначе его стены сгнили и взамен построен новый острог. Смотрим интернет. Время гниения бревна в земле: сосны до 100 лет, дуб — до 50 лет. Интернету особой веры нет [в данном случае]. В статье "Ранняя история Лузского района. Часть I) при рассмотрении подобной ситуации с городками Ратморов и Рахлей опирался на "Сообщение 1887 года секретаря вол. губ. статистич. комитета из материалов доставленных местным духовенством для VII археологическаго съезда в Ярославле" — "за 60-70 бревна сгнивают и нужно оборонительные стены строить снова."
В этом случае 1620 - 10 (на бывал) - 60(70) = 1540-1550 гг. Что совпадает с данными В.В. Низова. Можно предположить, что городок Ботище возвели новгородцы — острог появился уже ближе к 1620 г., а событие 1542 г. у жителей погоста было свежо (набег казанцев). Место было выбрано удачно, с учетом местности, но оно оказалось в некотором удалении от погоста.
Продолжим сопоставления с Ратмеровским станом. Напомним, что там были "заметны три возвышенности, окруженныя глубокими рвами; главная возвышенность, уцелевшая и поныне, называется "большим Городищем *"; края этого городища обугрены до сажени вышины, а средина выложена крупным булыжником. В былыя времена городище это служило передовым укреплением для защиты города Устюга." Добавим: "Да в Ратмеровской же волости на погосте Николы Чюдотворца осадной городок Рахлей новой деревяной, стоит на круче над озером над Палецким" (ПК 1619/20 г.). В итоге имеем три городка: Городище (условное название), построенного примерно в 1470-1480 годах; Ратморов, который сооружен примерно в 1530/1540 ÷ 1540/1550 годах, усредненно 1540 г. и известный по Книге Б.Ч.; Рахлей — 1600-1610 гг. и соответственно новый. [Расчеты ориентировочные, но они наглядно дают представление о сути проблемы и положении дел на всем протяжении времени.]
— — —
* Примечание. Городище — название многих сел в России и в древнеславянских землях. В древнерусском языке слово городище обозначало место, на котором в старину находился укрепленный населенный пункт — ‘городок’, ‘место с остатками укрепленного поселения’, ‘развалины древнего селения’. (Ю.И. Чайкина. Словарь географических названий Вологодской области, 1993.”).
— — —
В отличие от Николаевско-Городецкого прихода Палемской волости (по состоянию на 1887 г.) в г. Лальске не проводились археологические изыскания и нет объективных данных о дате сооружения городка Ботище. Имеются только письменные источники и то противоречивые. Остается только их анализировать. Соответственно продолжаем анализ. Таким образом имеем две даты 1520 и 1540-1550 годы. Что было до городка Ботище нет данных. Предположим, что это второе сооружение, как и Ратморов. Логичный вопрос — в другом месте был предыдущий или Ботище на той же насыпи?
Если Ботище на том же месте, то церковь построена тоже позже, но могла и раньше, так как дерево в этом случае ветшает медленнее, чем сгнивает в земле. Поэтому рассмотрим эти объекты раздельно.
Церковь Михаила Архангела. Тогда в 1511/12 году была следующая ситуация — было две церкви: церковь Михаила Архангела и рядом церковь Николы Чудотворца. Последняя точно зафиксирована документально в отличие от первой. При этом не ясно сколько было в то время верующих — церковь всегда строилась по их числу, а не наоборот. Во-вторых, если церковь Михаила Архангела такая древняя, то почему погост Никольский? Последний явно не почину. Отсюда церковь Михаила Архангела начала строиться только около 1620 г., когда на месте городка начал появляться монастырь. В пользу этого: а) сама запись в ПК 1619/20: “а в осыпи церковь Михаила Архангела, вверх шатровая, ставят ново, строят мирские люди Лальскою волостью, а дворов в осыпи нет.” Последняя фраза указывает на расчистку площадки под строительство; б) запись на карте: осн. в 1620-1640 гг.; в) название монастыря от церкви, которой начато строительство. Соответственно в бытность городка Ботище в нем не было никакой церкви. Неожиданно получилось. Проверяем по другим городкам.
"Да в Ратмеровской же волости на погосте Николы Чюдотворца осадной городок Рахлей новой деревяной, стоит на круче над озером над Палецким, а ... В городке церковь Никола Чюдотворец, древяной, клетцки... А за городком церковь Благовещенье пресвятые Богородицы да теплая церковь Никола Чюдотворец, древяные... [далее перечислены другие погосты и церкви] ...и все церковное строенье прихожан Ратмеровской волости крестьян." (ПК 1620 г.)
Получается, что на погосте две церкви Николы Чудотворца. При этом одна на территории городка. Отсюда можно предположить, что одна из них, перенесена из старого городка Ратморово. Важная запись: "все церковное строенье прихожан Ратмеровской волости крестьян".
"В Ондреевской ж волости городок Ондреевской на реке на Лузе, рублен был городнями, обвалялся, стоит на круче с сторону река Луза, с 3-х сторон бояраки; в башнях было 2 ворота да тайник, обвалились же; а в городке церковь Михаила Архангел без пенья... В Ондреевской ж волости погост, а на погосте церковь теплая Успенье Пресвятые Богородицы, клетцки, да стюденая церковь Святого апостола Андрея Первозванного, древяна, верх шатром... [другой погост и церковь] ...и все церковное строенье мирских людей Ондреевские волости крестьян." (ПК 1620 г.).
А в ПК 1625 г.— а в городке церковь пуста Михаила Архангела. Видим процесс запустения. Его усиление находим в ПК 1645 г.: "Да в Ондреевской же волости, что был городок Ондреевской на реке на Лузе, розвалился, стоял на круче с сторону река Луза, с трех сторон бояраки, башни розвалялись и тайник розвалился; да в городке место церковное, что был храм Архангела Михаила... и всякое церковное строенье все мирское." Здесь важные моменты: место церковное и все мирское. Время разрушения стен и башен наступило раньше ветшания церкви. Но и после место, где был храм учтено. В этом плане видим общий подход писцовых книг — место запустелых дворов упоминаются долго, до их занятия другим хозяином.
Если обобщить данные по двум городкам, то имеем: а) в городках была церковь; б) церкви построены и содержатся на деньги крестьян. Но автоматически перенести на городок Ботище без учета конкретной ситуации было бы неправильно. Анализируем. Последнее дополнительно, на мой взгляд, указывает на то, что в 1511 г. и ранее вряд ли крестьяне могли позволить себе иметь две церкви рядом: в городке Ботище и рядом на погосте. Тем более, что регион только-только начал осваиваться, соответственно это переселенцы. Сам процесс переселения тоже требует затрат. Столетием позже численность крестьян и посадских увеличилась и соответственно появились новые церкви. Церковь Николы Чюдотворца документально подтверждена. Существование же церкви Михаила Архангела в этих условиях оцениваю, как маловероятное событие. В этих условиях вполне можно ожидать отсутствие церкви внутри городка Ботище, ее просто было нецелесообразно строить.
Для наглядности приведем данные по численности. ПК 1619 /20 г. — И всего в Лальской волости опричь старово городища и Никольского погоста в живущем 102 деревни да 4 починка да 4 выставка, а в них жилых 288 дворов, а людей в них 448 человек... И всего на Лальском погосте в остроге и за острогом 64 двора тяглых середних и худых, а людей в них 72 чел., да 8 дворишков осадных волостных крестьян, а в них живут подворники, да 3 места дворовых пустых.
Всего 520 чел. и 3 церкви. Прихожан на 1 церковь ~ 170 взрослых мужиков. В 1500 г. — расчетная численность 206 чел. ("Ранняя история Лузского района. Часть II).
Городок Ботище. За неимением других данных, исходим из имеющихся данных. Сравним городок и острог на карте и численность 520 и 206 чел. Стен и башен у городка не видим. Иначе это простейшее сооружение, возможно, в виде тына, описание которого находим при описании казенного погреба острога (см. Выше). Собственно — городок жилое место, окруженное оборонительной оградой. А так как он предназначен на случай укрытия при набеге враге в нем жилых изб немного. Сравним — в остроге только 8 изб для волостных крестьян из 448 чел. Иначе крестьянам проще спрятаться по лесам и болотам. Городок Ботище построили новгородцы и рядом компактно поселились. Отсюда, на мой взгляд, жителям погоста и окрестных редких починков и деревень в 1500-1520 гг. было проще спрятаться по лесам.
Далее, не зависимо от того городок Ботище возник около 1549 г. или позже, его нет в Книге Б.Ч., есть город/городок Лальской. Вывод напрашивается: на момент описания территории для Большого чертежа главным являлся погост с церковью Николы Чудотворца. По всей видимости, около его появилась таможня, тюрьма и дома лучших людей. Более того, погост из чисто церковного превратился в административный погост. Произошло это, на мой взгляд, после введения земского самоуправления. Точнее одновременно с этой реформой — большая волость Луза была преобразована и появились привычные по XVII в. волости: Ратмеровская, Онтропьева слобода, Лальская, Учецкая и Андреевская. Это мое предположение, нужно дополнительное изучение, но оно вписывается в логику развития событий.
Обратимся к книге Н.Е. Носов "Земская реформа на Русском Севере XVI в. (об отмене кормлений и введении земских учреждений)" — 16 мая 1555 г. ею был пожалован «в кормление» Петр Протасьевич Протасьев «со всем тем, как было за отцом его» — Протасьем Акинфовичем Протасьевым, управлявшим волостью Лузой до этого." Отсюда земская реформа прошла после этой даты. Как скоро нет данных, по крайней мере, у меня на данный момент. Но это неизбежный процесс — управлять большой территорией было трудно, потому в большой волости Луза было два стана. Логично, что при введении самоуправления, которое предусматривает сборы выборных представителей, будут те же проблемы — собрать их в одном месте проблематично при протяжённости волости около 200 верст. Даже три единицы: два стана и Онтропьева слобода не решают проблемы: 70 верст меньше, но при гужевом транспорте это несколько дней пути. Потому появление Учецкой волости неизбежно. А Лальская волость естественно сформировалась в перпендикулярном (условно) направлении вдоль реки Лала.
Соответственно в 1511/12 году была только церковь Николы Чудотворца, что подтверждено документально. Вокруг неё были дома притча. По всей видимости, были кельи или другие помещения, где жил автор строк: "А писана бысть сия книга у Великого чюдотворца Николы на Лале. А писав(ш)ый сию книгу аз многогрешный Васюк Попов сын Гаврилов Вычегжанин."
Так как в это исследуемое время была одна большая волость Луза, то и был один центр, которым, по всей видимости, был погост Николы Чюдотворца у озера Палецкого. Соответственно, статус другого погоста Николы Чюдотворца на реке Лале по Богословскому — "место, на котором стоит храм, обыкновенно с кладбищем, с дворами причта, с кельями с призреваемых при церкви нищих людей, иногда с несколькими бобыльскими и крестьянскими дворами. Эти погосты не округа, а просто церковные места".
В заключение. Исходя из "Антропонимические названия починков", можно предположить, что Ботище имя—прозвище предводителя новгородцев.
ГАВРИЛИЩЕВО, д. От м. л. и. Гаврил. Именами, осложненными суффиксом -ищ (Гаврилище), в XVI — XVII вв. назывались обычно лица духовного звания. (Ю.И. Чайкина. Словарь географических названий Вологодской области, 1993").
Ботово, д. В начале XVII в. д. Ботово на р. Ягорбе — владение Кирилло-Белозерского монастыря. От древнерусского м. л. и. Бот. Крестьянин Ивашко Бот жил, например, в одном из погостов Новгорода Великого в XV в. [1495 г.](Туп. 63). Бота — в вологодских говорах "полный, тучный, добродушный человек" (там же).
Ботенево, д. От м.л.и. Бот, Бота. Из ботеть — толстеть, объедаться в зрачении "толстый, полный, добродушный человек"; бота, бутеня — пузан, толстяк, бухоня, брюхан, но ботень — длинная палка для ботанья рыбы, имя по фигуре. (В.М. Воробьев. Тверской топонимический словарь, 2005).
Итоги:
1) Городок Ботище возник не ранее 1549 г. Он не зафиксирован в Книге Б.Ч., так как "проиграл" погосту Никольскому Лальскому. На данный момент нет объективных данных в пользу существования городка на реке Лала ранее этой даты. Возможно, они появятся после археологических раскопок. Пока же исходим из того, что даже сама дата основания города Лальска окутана неопределенностью.
2) Документально доказано существование церкви Николы Чюдотворца с 1511/12 г. Вокруг нее должны существовать дома притча, возможно были другие дома, иначе был погост. Так как на тот момент данная территория входила в состав большой волости Луза, то данный погост не мог быть административным центром, то есть это было просто церковное место по Богословскому.
Продолжение следует.

Поскольку Ботище стоял на курье, нравится предположение о связи с рыбной ловлей, но уже есть понятие Ботовище, и Ботище кажется уже чем-то искусственным, применительно к рыбным делам.
Боть/Бот/Ботало - погремушка, колокольчик из разных материалов с язычковой ударной частью. Может рассмотреть это в связи со сторожевым "сигнальным" свойством военного городка? Тоже как-то подозрительно, почему только один - Ботище, а остальные городки по- простому названы.
п.с.:
Баташев есть, это вариант Батищев. (с)
Батищев и Баташев это как Гоголь с Гегелем и т.д., ( известный ряд) - слова похожи, но этого мало.
По всей видимости, был построен городок Орлов в устье реки Луза. (с)
Орлов это скорей урочище Орлец в 9-ти км выше по течению р.Юг от Шолги, и >60км от устья Лузы . Соотв-но и волости рядом - Шолга и Орлов.
Акулов Олег
По реке по Югу городки Устюга Великого.
Городок Хоризин, от Тотмы 130 верст, || от Устюга 200 верст. л. 209
Ниже Хоризина 20 верст, Березовой.
Ниже Березова 50 верст Кичменскои.
Ниже Кичменского 40 верст Сосковец.
Ниже Сосковца 50 верст Осиновец.
Ниже Осиновца 40 верст Орлов.
Ниже Орлова 15 верст в реку Юг пала река Луза.
От Орлова до Устюга Великого 40 верст. (Книга Б.Ч. 1950, стр. 167)
Если отмерять от Кичменского городка 130 верст, то все правильно - Орлов это урочище Орлец (измерил расстояние по Яндексе-картам) . Но дальше цифра 15 верст от Орлова до устья Лузы не соотв-ет сегодняшней действительности, там 66 км. То ли сведения Большого Чертежа не точны, то ли Луза меняла русло ( по фотоснимкам нет следа такого масштаба, значит не меняла) .
И расстояние до Устюга соотв-но больше указанного значительно.
На отрезке Устюг - Орлов ошибка в числах ( вероятно в рукописи) , от Устюга до устья Лузы 35 км по карте, от Лузы до Орлова (Орлец) - 66км.
Мда, если Орлов был там, где его помещают - ориентир дер. Орлово, то от Орлово до устья Лузы - 24 км, до Устюга - 59 км, от Орлово до Кичменского городка - 181 км. При версте в 1,5 км примерно соот-ет летописному. Орлец отменяется, вопрос закрыт.
Здравствуйте,
не нашел упоминаний работы Трушковой И.Ю, "Восточно-поморский город Лальск, очерки" : https://djvu.online/file/5SVXo0zkWr18A, со страницы 13 начинаются интересные для темы главы - Ботище(богатая глава) и Никольский Погост . Автор тоже рассматривает вариант искусственного водоема для разведения рыбы, найдены остатки шлюзовой системы впуска воды в курью. В реестре топонимов встречаются подобные названия связанные с рыбным ботаньем - оз. Боталовское (Псковс.), дер-ни. Ботино, Ботвино, Боталово там же, река Ботиха приток Куножа, Вологодская, дер-ни Ботило, Ботово, Ботыгино, Ботыжная там же, и т.д.
Книга вышла недавно, поэтому о ней мало кто знает. Исследование очень интересное, но о ранней истории Ботища и Лальского погоста почти ничего нет. Информация о новгородцах в 1570 году - устаревшая: основана на книге И.С.Пономарёва.
Баталов - фамилия, от нее могло пойти оз. Боталовское. В нашем регионе есть речки Батихи, в частности:
Батиха – начинается маленьким ручейком в низине у бывшей д. Пепяны (Шестаковский с/п). Впадает в Сверчиху у линии электропередач, 10км автотрассы Слободской - Нагорск.
Вряд ли там водится крупная рыба, знаю эти места. Батиха - гидроним с северным вариантом раннеславянского окончания ИЦА (Батица). На Вятке встречаются оба варианта, что свидетельствует о расселения славяно-русов с юга и севера Вост. Европы.
О Сибирском тракте (для информации). Из книги И.С.Пономарёва "Сборник материалов для истории города Лальска":
1696 г.
Указом 4-го Сентября постановлено: “чтоб в Сибирь из России ездили чрез Верхотурье”.
Тракт из Москвы в Сибирь шел через города: Ростов, Ярослав, Шуйский ям (село Тотемскаго уезда Вологодской губ.), Тотьму, Устюг, Лальский посад, Кай-город, Соль-камскую, Верхотурье, Туринск, Тюмень, и Тобольск и от Москвы до Тобольска считалось 2388 верст.
Другая дорога из Москвы в Сибирь шла на Владимир, Муром, Нижний, Вятку и Соль-Камскую, всего до Тобольска 2352 версты. Хотя этот последний путь был и короче перваго, но ездили по нему меньше, во первых потому что “много попутных городов и потому путевые расходы умножаются” и второе, что “от Мурома до Хлынова опасно бывает от разбойников”.
Впоследствии с основанием, в 1703 году, Петербурга дорога от него в Сибирь шла на старую Ладогу, Тихвин, Белое озеро, Вологду, Тотьму и т.д. по Московскому тракту.
В XVII и XVIII столетиях “знатнейшими местами из коих в Сибирь торговать ездят и Сибирские купцы приезжают” были: Москва, Казань, Архангельск, Устюг и Лальский посад.
Комментарий к предыдущему сообщению.
Я полагал, что главная дорога в Сибирь из Устюга шла, всё-таки, по Вычегде через Сольвычегодск, Яренск и будущий Усть-Сысольск, а через Лальск была альтернативной, поскольку р. Вычегда более удобна для судоходства, чем Луза. А здесь о ней речь вообще не идёт. Либо Пономарёв просто игнорирует её и придаёт слишком большое значение Лальску, либо так и было. Известно, что с Сольвычегодска была прямая дорога на Лальск через Доровской Сретенский погост в верховьях р. Залесской Лалы (раньше входил в состав Антропьевой слободы), с Ильинско-Подомского на Виледи была дорога в Лальск через Верхолальский погост на р. Лале (она и сейчас функционирует), а потом построили дорогу прямо на Лойму на р. Лузе, минуя Лальск (её, вероятно, уже нет).
У меня готовы еще две части. Там и будет речь. Коллеги напоминаю, что у меня речь ведётся о самом начале XVI в.
Относительно Сибирских дорог (упорно не хочу называть их "трактами"), идущих через Лальск и Вятскую землю в 16-18 вв. мы как-то уже пытались разобраться. Я делал выписки из разных источников. Особо интересны выписки из рукописи П.Н. Луппова "История Вятских сёл". Посмотреть можно по ссылке: https://rodnaya-vyatka.ru/comment/12343#comment-12343
Забыл упомянуть про Лоемский волок, про который пишет А.Н. Пластинина в статье: СТАРЫЙ СИБИРСКИЙ ТРАКТ, БАБИНОВСКАЯ ТОРГОВАЯ ДОРОГА
«Этот путь известный под названием Старого Сибирского тракта имел некогда большое торговое значение в отношении к целому государству. Тракт тянется совершенно безлюдным краем. От Лальска Лоемским волоком в д. Объячевскую, далее волоком на Кайгородскую пристань, находящуюся на р. Сысоле, оттуда в Кажимский завод и, наконец, в г. Кай (Вятская губерния). Расстояние: от Лальска до Варжи 25 верст, далее до Лоемского 45 верст, до Объячевского 50 верст, до Кайгородской пристани 85 в., до Кажимского завода 33 в., до Кая 100 верст.» – сообщает военно-статистическое обозрение Российской империи за 1850 год.
Эта дорога проходила от Лальска до Лоймы не через Андреевскую волость на левом берегу реки Лузы, а через Аникинский Иоанно-Предтеченский погост (д. Аксёновская) Антропьевой слободы по правому берегу. В Лальске сохранились остатки (сваи) от старого моста через реку Лалу. Преимущество этого участка пути было в том, что он короче и, главное, не нужно было дважды переправляться через Лузу. Сейчас эта дорога, может быть, частично сохранилась, но в советские времена ею пользовались только жители Аникина и работники Таврического леспромхоза. До Лоймы она точно не доходит. Но эта дорога появилась позже, так же, как и участок пути, проходивший от Туринского погоста через деревню Ханюг на Залесской Лале и районе деревни Ельцова гора сходился с дорогой из Сольвычегодска. Когда они появились, неизвестно.
Возвращаемся к началу появления большой дороги в Сибирь, которой, на мой взгляд, является дорога в Пермь Великую.
Дополнение. О дате выделения Сольвычегодского уезда.
Дата выделения Сольвычегодского уезда из Устюжского, на мой взгляд, не выяснена до конца. Есть дата 1590 г. (Вычегодско-Вымской летопись.) Но этому противоречат данные:
Российский государственный архив древних актов. КАТАЛОГ ПИСЦОВЫХ ОПИСАНИЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА СЕРЕДИНЫ XV – НАЧАЛА XVII ВЕКА. Составитель К. В. Баранов. 2015.
1585/86 (7094) г. - Писцовая книга Сольвычегодского уезда письма кн. Ивана Вадбальского.
1585/86-1588/89 (7094-7097) гг. - Писцовая книга Сольвычегодского уезда письма Афанасия Ивановича Вельяминова и дьяка Ивана Григорьева.
1584/85 (7093) г. - Писцовая книга Устюжского уезда письма Мины Семеновича Нестерова и подьячих Василия Павлова и Владимира Иванова.
Комментарии. Описание территории произведено одновременно. Указ, по всей видимости, об их разделе подписан ранее. Условно в 1580 г.
Есть еще одна перепись:
1567/68 (7076) г. (не позднее) - Писцовая книга Соль-Вычегодского уезда письма кн. Ивана Васильевича Гундорова.
Комментарии. В этом случае выделение произошло условно в 1565 г. Поэтому дата 1590 г. в летописи вызывает необходимость ее проверки. Возможно, она отражает окончательное межевание уездов? или еще какие-то мероприятия, связанные с разграничением полномочий. С этим нужно дополнительно разбираться. Но факты наличия переписей Сольвычегодского уезда ранее 1590 г. неоспоримы. А они, названия уезда, без указа об учреждении уезда невозможны.
Википедия. Сольвычегодский уезд выделен из Устюжского во второй половине XVI в. В перечне использованных источников нет Вычегодско-Вымской летописи. Вторая половина начинается с 1551 г.
Комментарии. Из этого следует, что все зависит от источника информации и его доступности автору исследования.
В той же Вычегодско-Вымской летописи:
1564 г. Лета 7072 присла князь великий Иван писцов Якимку Романова да Микитку Пятунина с товарищи земли Вычегоцкие писати…
1585 г. Лета 7093 повелел князь великий Феодор Иванович Ивашке Огареву да Филке Юреву с товарищи вымские и вычегоцкие пашни и перелоги писати…
1590 г. Лета 7098 отписал князь великий Феодор Иванович Вычегоцкие Соли от земли Устюжские…
Возможно, что Федор Иванович в 1590 году формально узаконил уже давно сложившуюся чем-то удобную практику.
И в наше время происходит подобное.
Это я и имел ввиду. Но и работу специальной комиссии отвергать нельзя. Как вариант, возможно, было колебание нарезки территорий. Тот же Лальск был уездным городом.
Это я и имел ввиду. Но и работу специальной комиссии отвергать нельзя. Как вариант, возможно, было колебание нарезки территорий. Тот же Лальск был одно время уездным городом.
Скорректировал основной текст статьи.
Здравствуйте, Александр Фёдорович.
Вы не скорректировали главное: городок Лальский и Ботище - это один и тот же объект. Не буду переливать из пустого в порожнее и повторять уже сказанное. Призываю: не надо придираться к названиям, не надо создавать проблему на пустом месте, не надо искать чёрную кошку в комнате, в которой её нет (немного перефразировал Конфуция)!
Добавлю по первой части.
Не было никакого казака Андрея Онтропьева! Был крестьянин Андрей Онтропьев, который продал свою деревню братьям Максимовым. Вот текст купчей (РГАДА, ф. 141, оп. 1, ед. хр. 29, л. 57):
Список с купчие слово в слово. Се яз Офонасей да яз Захар(и)я да Семен Максимовы дети купили есмя у Ондрея у Нечяя у Васил(ь)ева сына у Онтроп(ь)ева ево вотчину землю Старостинскую, чем ево от(е)цъ бл(а)г(о)словил и з двором и с овином и с мовницею и с пожнями и с путики и с бритеребы (притеребы!) и со всеми угод(ь)и, што к той земле и(с) старины потягло, без вывода и (с) Старостиным лугом и с Полоуснов пожнею. А дали есмя ему на той земле сорок рублев денег московских, а попокнок (пополнок!) в тех же ден(ь)гах. А межа той земле з Ригорцевсков землею по старым межам, а с Михайлом с (К)лобуковым по старым межам да с Тимофеем да з Данилом с Фомиными дет(ь)ми по старым межам, а с прислона по огороду межа да в болото прямо, а Старостине пожне межа с Нечяем от реки на пихту да на сосну на сухую, а от сухие сосны въверхъ по веретее до сырые сосны, а от сосны на становые ели на Рындины на рубежные да по под кряжю возле присаду до верхнево конца присады до черемхово куста да с черемхово куста в реку прямо, с Рындою да с Осипом межа, а з другую сторону с Тимофеем межа с верхнево конца от реки от Лузы от березы на конец озерка, по озерку вниз …(клякса) да по истоку в реку прямо, а Полоусной пожне межа с Олешком по станым межам, а путик от Старостина звоза по кряжу да в Кривое возле Лузу до боровицы. На то послуси Михаил Игнатьев сын да Тимофей Фомин сын да Матфий Машан Фролов сын д(а) Климентей Рында Олексеев сын Толстой. А купчюю писал Васюк Григорьев сын лета з(7000)двацатаго (1511/1512) году. А ся купчяя и отводная грамота список с купчие слово в слово.
Термин "земля" характерен для купчих 16 в.: "треть земли Сухарина" 1550 г., "четверть земли Ефамовские" 1592 и 1595 гг. "купил есми землю треть Евдокимовскую Ершовские деревни" 1584 г. и др.
Из купчей видно, что Андрей Онтропьев владел своей вотчиной, чем его отец благословил. И здесь явно не починок.
Скорее всего, старостой был не сам Андрей, и даже не отец его Василий, а дед Онтроп (Антроп, Евтропий). От его имени и пошло название волости.
Не было и не могло быть в Антропьевой слободе никакой заставы, укрепления и тем более таможни. Если и был Антропьевский погост окружён каким-то тыном, то укреплением его назвать никак нельзя, и озеро тут никакой защиты не представляет. Это я заявляю, как местный житель. И никакого другого места для укрепления в здешней округе я не представляю. А значит, и таможни быть не могло. Да и не было в то время здесь никаких внутренних таможен. В Лальске И.С.Пономарёв упоминает таможню только под 1697 годом. Возникла она, конечно, раньше, но только после того, как установились постоянные торговые отношения с Сибирью и Китаем.
Это пока основные замечания.
Здорово, в смысле грандиозно! п.с.: Узнал новые термины Путик и Притереба.
Путик - охотничьи угодья, тропа. Притеребы - вновь разработанные пашни; наличие притереб указывает на то, что это явно не починок, а старая деревня.
Gjurgi
Спасибо за купчую! Очень интересный документ. А где Вы видели у меня утверждение, что Андрей казак? Тоже о заставе или таможне? Вы явно что-то путаете.
Нам важно, что староста Андрей Онтропьев подчинялся тиуну великого князя. Можно предположить, что при нем был дополнительный военный отряд, который обеспечивали безопасность региона. Можно предположить, что он находился в Ратмерово или наезжал туда.
Андрей Онтропьев продал починок в 1511/1512 г. Что было дальше нет данных. Можно предположить, что Великий князь куда-то направил его с новым поручением. Должность, на мой взгляд, в то время не была выборной.
Отсюда следует предположение, что Андрей Онтропьев был из служилых людей и ему в помощь был придан небольшой отряд военных. А также можно предположить, что погост не был острогом, но поселение было обнесено тыном. И место рядом с озером не было случайным выбором. Идеально для этих целей подходят казаки, но были ли они в то время не берусь судить.
Всё это - Ваши слова? Вы прямо не называете Андрея Онтропьева казаком, но эти выводы явно навеяны "анализом" С.В.Пестрякова, а если точнее, уважаемой С.В.Шигориной. Именно они писали про рязанского казака Андрея Онтропьева, который был направлен сюда для организации "Старостинской заставы", а потом был переведён в Сибирь. Или Вы это забыли? У меня сохранилась эта переписка. Я тогда буквально умолял Сергея Владиславовича предоставить мне документы по этому поводу, но он долго водил меня за нос и так ничего и не показал.
Купчую я выкладывал уже давно на странице д. Старостинской (Захаровской). Полагал, Вы её видели и не понимал, почему не реагируете на мои замечания.
А, понял. Вы сейчас скажете, что не утверждали, а только предполагали. Так не нужно и вводить людей в заблуждение своими фантазиями.
1) Не уверен. Андрей продал свой двор — земля Старостинская. Деревня ли в один двор? Далее идет описание границ с соседней деревней Ригорцевсков землею. Я так понял в ней три двора. Если соседние дворы — единый НП, то почему деревня Старостинская? Поражает огромная цена за двор — 40 руб. Обычная 8-12, редко до 20 руб. Сравните 4 руб. за двор в Сухарино 1550 г. Да, это дореформенные деньги (1534 г.) и после реформенные, но все же. Монеты в то время серебряные, т.е. обладали реальной стоимостью по цена металла. Все реформы проводились с понижением веса денги. При первом приближении все должно быть наоборот. Иначе нужно разбираться. Но первое соображение, что цена огромная. Возникает вопрос почему? Ответ нахожу в "его вотчину" — у крестьян не было вотчинных земель. Они только пользовались ее на правах собственности. А земля принадлежала Великому князю, боярам и монастырям. Возможно, это описка. Но, думаю, что это маловероятно. Нужны еще образцы. Но, скорее всего, это вознаграждение за службу. В этом случае земля обеленная, т.е. она освобождена от всяких налогов. Потому та дорого.
Согласен, что основателем слободы был отец Андрея. Дед маловероятно.
Следующее соображение — как-то странно, что первопоселенцы при свободе выбора места выбрали у болота. Все это лишний раз меня убеждает о правильности моего предположения — болото защита и первопоселенцы из служивых.
2) Скорректировал по замечаниям vikt0r. У него дельные замечания. Бывает сложно изложить мысль и потом при вычитке часто читаешь не то, что написано, а то, что хотел написать. Вчитался и исправил.
Юрий Серафимович, Ваши замечания — Ваше мнение, у меня оно другое. Я вижу на карте два объекта, читаю в ПК 1619 /20 тоже самое. Здесь явно имеет место движение времени, как городок Ратморов > городок Рахлей. Вы говорите, что это одно и тоже. Да, если это считать единым комплексом, но объекты разные, и их нужно рассматривать в динамике, что я и делаю. Третий объект — погост. У Вас он сливается с городками. И если погост существует давно, то и городки тоже. У меня погост — отдельный объект, возле которого по случайности поселились новгородцы и построили защитный городок, а потом острог. Вот в этом и заключается принципиальное отличие между нашими взглядами. Свою версию я обосновал — обоснуйте свою. Ваше предположение о раннем существовании защитного городка Ботище одновременно с Городище или Ратморов и городками в Лузской Пермце базируется на тезисе защиты большой дороги. Но это нужно доказать. Это Ваше личное мнение и пока данных в пользу своей версии не привели.
Добрый вечер, Александр Фёдорович.
Ну, знает ли, это уже какое-то упрямство. Не хотите признавать просто из принципа и придираетесь к чему попало. Ригорцевской деревни никакой не было, соседние со Старостинской деревни Родионовская, Ратчинская (Трегубовская), Гришинская (Тютриха) и Березник (Зманово). Здесь, вероятно какое-то прозвище владельца. Упоминается также Михайло Клобуков - это, вероятно, деревня Клобуково (ныне существует), братья Фомины, Рында - это тоже другие владельцы. Нигде не сказано, что это одна деревня. Болото в писцовых книгах значится во многих деревнях в числе податной земли. Причём, здесь болото не в буквальном смысле, а заболоченный лес (согра или сохра), где заготавливали дрова, лучину. Земли, действительно много, включая сенокосные пожни на берегу реки Лузы. А что в этом удивительного? Если староста, значит, не бедный был. Кстати, Захаровы - потомки Захара Максимова, которые потом владели этой деревней, были самыми богатыми крестьянами волости. Про вотчину Вам уже пояснили, повторяться не буду. Земля приобретённая, либо разработанная своими руками (наёмным трудом), а не обелённая.
Про Ратмеров-Рахлей, каюсь, упустил. Читал когда-то статью про это, а про три возвышенности забыл. Но от своей версии относительно Лальского городка не отказываюсь. Если в Ратмерове было куда переносить городок, то так и сделали. Но это всё равно один городок, только перенесённый на некоторое расстояние. А в Лальске переносить было некуда, только расширять, пока была возможность. Вы не знаете местности, поэтому не понимаете. Я уже писал, что место, где стоял Никольский погост и острог, совершенно не пригодно для укрепления, а там, где был городок Ботище - просто идеально для этого. Если бы первые поселенцы пришли сюда на пустое место, то просто обязаны были поселиться именно там. А уже под защитой этого городка и образовался погост. Основали ли городок новгородцы или великокняжеские наместники, согласен, вопрос спорный. Обосновывать мне ничего не нужно. Ваша статья, вы и обосновываёте, чтобы Вам верили. А я пока не верю. Когда буду писать свою статью, тогда и предъявите претензии, а я буду обосновывать. Но пока на это нет времени, хватает этих перепалок. Переливаем из пустого в порожнее, а толку нет.
К вопросу о ценах на землю: четверть земли Ефановские (1593 г.) - 10 рублей, четверть земли Ефановские (1595 г.) - 30 руб., четверть деревни Овсянниковы горы - та же Ефановская (1645 г.) - 21 руб., треть земли Власьевские (1498 г.) - 1 (!) рубль. То есть цена зависела не от количества дворов, а от размера земельных угодий и качества земли.
Явно доколумбовские (1492 г.) поселения.
Самая ранняя купчая на деревни Лузского района - 1498 г. на треть земли Власьевской. Считается, что это деревня Гавриловская (Сомово) Андреевской волости, поскольку в ней фигурирует Гаврила Фролов Сомов. Но, сопоставив с писцовыми книгами, я пришёл к выводу, что это, вероятно, деревня Власьево Учецкой волости. Но дело не в этом. Я веду к тому, что активное заселение района началось после открытия пути из Устюга в Пермь Великую, т.е. с 70-х годов 15 в., и, если хотите, после покорения Вятки, когда угроза нападения вятчан отпала. Хотя сохранилась угроза от казанцев, что и произошло в 1542 году. Городки возникли не спонтанно и основаны не какими-то беглыми бунтарями или ушкуйниками, а как начальные опорные пункты великокняжеской власти. Я был на месте городка Ботище. Можно посмотреть фотографии: https://disk.yandex.ru/d/irRoGGZYf-ocaA В-общем то мало что понятно, но скажу, что хоть площадь там и ограничена, возможности для расширения могли быть. Например, сначала построили небольшое укрепление, когда оно пришло в ветхость, вокруг него построили другое, и так до тех пор, пока не упёрлись в берега реки. К тому времени необходимость в городке отпала и новый острог поставили у погоста. Но функции у него были уже другие: хранение казны и защита от местных разбойников.
Добавлю. Серьёзного нападения Лальский острог у Никольского погоста не выдержал бы, поскольку никакой естественной защиты не имел, только деревянные стены. А река здесь не в счёт. Ботище же (городок Лальский) стоял буквально на острове. Поэтому городок на месте Никольского погоста не мог образоваться раньше, чем Ботище. А то, что Ботище и городок Лальский - одно и то же, в этом я уверен. Названия тут не причём. Лальский - официальное название, Ботище - местное.
Страницы