О непостроенной железной дороге через Лебяжский район

Каждый, кто взглянет на карту Кировской области, заметит, что через нее проходит мало железных дорог и к большинству районных центров они не подходят. Эта картина объясняется легко, если знать историю края: железнодорожное строительство а вятской губернии началось позднее, чем в других районах России; лишь в конце XIX века, и к 1917 году были проведены только Пермь-Котласская и Северная железные дороги. В годы Советской власти достроились начатые (Гирсово-Слободской, Котельнич-Нижний Новгород, Казань-Екатеринбург через Вятские Поляны) или осуществлялись дореволюционные проекты (Яр-Фосфоритная, Йошкар-Ола-Яранск). К сожалению, большинство намеченного в этом вопросе так и не удалось построить до сих пор.

Среди наиболее перспективных и необходимых для Вятского края железных дорог многие вятские купцы и общественные деятели XIX и начала XX веков считали прямую дорогу на Казань. Первым по времени эту идею выдвинул Яков Алексеевич Прозоров (1816-1881), коммерции советник, вятский первой гильдии купец, известный меценат, чье имя сейчас носит Вятское Прозоровское культурно-просветительное общество в г.Кирове.

Начиная с 1867 года, с момента образования вятского земства, железнодорожные вопросы стали постоянно обсуждаться в обществе и печати. Учитывая особенности торговли и торговых путей в губернии, было решено, что первая железная дорога будет построена по направлению к Архангельску, потому что именно туда везли хлеб, льнопродукты и другие товары, собранные в губернии. Была намечена и северная точка будущей магистрали-селение Котлас, расположенное на Северной Двине, откуда шел прямой водный путь к Архангельску. Однако вопрос о начальной точке этой дороги вызывал споры. Большинство склонялось к тому, чтобы железная дорога начиналась от г.Орлова, тогда не требовалось строить мост через реку Вятку и строительство обошлось бы намного дешевле. Конец спорам был положен Я.А. Прозоровым, который сумел всех переубедить. Его докладная записка в железнодорожный комитет при губернском земстве хранится ныне в Государственном архиве Кировской области. В ней говорится, что для Вятской губернии требуется путь «для выгодного сбыта произведенных товаров» через Архангельский порт за границу. Для этого надо соединить реки Вятку и Северную Двину железной дорогой. Далее Я .А. Прозоров приводит расчеты, где провести дорогу, чтобы она приносила максимальную прибыль и была выгодна большинству населения губернии. Он доказал, что дорога от Орлова или Котельнича на север принесет выгоду только этим двум уездам. Железнодорожный путь должен соединить две реки Вятку и Северную Двину, по которым идет товаропоток, поэтому и место на реке Вятке должно быть там, где она судоходна в большее время навигации. Прозоров писал, что если хлеб является главным товаром для торговли с Архангельском, то и железная дорога должна проходить через хлебородные местности, а «житницы Вятской губернии - Уржумский, Малмыжский и западная часть Г лазовского и Нолинского уездов». И далее: «Я полагал бы полезным предложить следующее: соединить железной дорогой Северную Двину от Котласа с городом Вяткой и продолжить до реки Вятки по прямолинейному направлению к Казани, пересекающему эту реку около селения Отары». Доказывая это, Прозоров указал, что «Отары есть центр для ближайшего своза товаров со всех хлебородных местностей Вятской губернии», «в течение всего лета пароходы могут ходить беспрепятственно от устья реки Вятки до Отары сдостаточным грузом», причем за навигацию «могут доставить если не тройное, то по крайней мере двойное количество грузов». И «еще до продолжения железной дороги до Казани все камские и часть волжских товаров должны по дешевизне провоза направляться по этому пути к Архангельску вместо Петербурга. Заканчивает свою записку Прозоров такими словами: «С продолжением дороги до Казани ныне же или впоследствии, а тем более с присоединением к ... проектируемой через Вятский край Сибирской линии Отаро-Вятско-Двинская или Волжско-Двинская линия через город Вятку неоспоримо окажется одной из наиболее прибыльных в России железных дорог и приобретет вполне государственное значение».

Этот Прозоровский проект был заслушан в декабре 1869 года на сессии Вятского губернского земства и получил полное одобрение собравшихся. Было решено направить в Петербург депутатцию земства с ходатайством о проведении предложенной железной дороги. В феврале 1870 года вятские делегаты, в т.ч. и Я.А.Прозоров, доказывали перед правительственной железнодорожной комиссией необходимость постройки железной дороги к Архангельску. Результатом было принятие правительством России решения о включении строительства дороги между реками Вяткой и Северной Двиной в государственный план, то есть за счет бюджета. Изыскательские работы собирался организовать за свой счет Я.А.Прозоров, на что вскоре Высочайшее разрешение от царя Александра II.

К сожалению, эти работы по неизвестной причине так в то время и не были проведены. Сам Я.А. Прозоров вскоре переехал на жительство в столицу. А в Вятке в 1870-е годы не было таких деятелей, которые постоянно будировали бы железнодорожный вопрос перед правительством, словно бы забывшем о Вятке.

Железная дорога на Котлас была построена только в 1890-е годы, когда через губернию проводили Транссибирскую магистраль. А после окончания строительства Северной линии (Вятка-Вологда-Петербург) в 1908 году стали планировать и прямое соединение с Казанью. Были проекты и через Кукарку, и через Нолинск, и через Уржум. Начинать думали тогда, когда закончится строительство дороги Казань-Екатеринбург, но произошла революция, стало не до железнодорожного строительства (хотя в 1918 году и декларировали постройку железных дорог через центр губернии). Так эта идея и ждет воплощения до наших дней.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Но до Яранска с горем пополам дотянули казанскую ветку (кстати её там ещё не разобрали?) а вот дальше ........ вроде как и нужды нет, однако когда под кировом состав навернулся, на транссибе коллапс возник, ближние то объезды отсутствуют. Вокурат бы ветка от Котельнича до Яранска выручила.

Но до Яранска с горем пополам дотянули казанскую ветку (кстати её там ещё не разобрали?)

В прошлом году ходил состав с одним вагоном, по выходным.

Аватар пользователя shura

Во время Первой мировой войны планировалось соединить «железкой» юг губернии, проложить ветку Яранск-Вятские Поляны, но к сожалению, смута так и не дала претворить в жизнь эти планы. В 1916 г. на заседании Уржумского земства обсуждался этот вопрос:

«  Доклад по вопросу о проведении железнодорожной линии Петроград-Кострома-Красноуфимск через города Яранск и Уржум. Доклад Баранова о его совместной поездке в Петроград вместе с П.Л.Матвеевым, Н.П. Стародумовым и протоиереем Иоанном Кораваевым для поддержания возбужденного собранием ходатайства.

Постановили: ассигновать из запасной суммы сметы 1916 г. кредит в размере до 1000 р. на расходы по ходатайству  о проведении  железной дороги. Образовать при земской управе особую железнодорожную комиссию. Выразить благодарность лицам, взявшим на себя ходатайство о проведении через Уржум железной дороги».

В последний раз вопрос о проведении железной дороги через юг Вятской губернии обсуждался в 1917 г. 17 июня в Петрограде комиссией сооружения новых железных дорог был выдвинут проект железной дороги Кострома – Яранск – Уржум – Красно-Уфимск. Осуществись он, железная дорога соединила бы юг губернии с Петроградом, Москвой, Казанью, Уралом, но увы… Вскоре грянули июльские беспорядки в городе, Корниловский мятеж, революция. Проект оказался просто забыт. Единственное, что удалось сделать из всего южно-вятского проекта – построить в 1916 г. железнодорожный мост у с.Вятские Поляны и соединить его железной дорогой с Казанью с построением станции. Средства на осуществление этого проекта были даны местными купцами и промышленниками. Не прошло и двух лет после этого, как сами «благодетели» остались ни с чем…

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Спасибо за информацию. Пригодится

Аватар пользователя Иван Зыков

Владимир Сергеевич, а где можно найти информацию о строительстве железной дороги через станции Быстряги - Оричи? По семейным рассказам, мой прапрадед был каменщиком и участвовал в строительстве железнодорожного моста через речку Холуницу. Возможно, что и в строительстве здания станции Быстряги.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

У меня есть статья о строительстве жд. "Вятка-Котельнич"

Аватар пользователя Владимир Жаравин

размещу статью позднее на нашем любимом сайте "родная Вятка"

Аватар пользователя Фёдор

Государственный архив Кировской Области

(ГАКО)  Перечень документов «По истории железнодорожного строительства на территории Вятской губернии»

(1868 – 1929 гг.) Киров 1978