В.М.Молотов и железная дорога на Омутнинск

История строительства железной дороги Яр-Фосфоритная была долгой и насыщенной радостями и разочарованиями.
Первые ходатайства о соединении Омутнинских и Холуницких заводов с Транссибирской железной дорогой относятся к концу XIX века. А разработка трассы будущей дороги Яр-Омутная-Кирс была осуществлена инженером А.А. Шанявским в 1904 году. Железная дорога на Кирсинский завод должна была строиться в 1917 году,и уже были найдены средства, определен подрядчик, но революция, гражданская война и разруха отодвинули начало строительства. В 1923 году инженером Е.А.Зостом были проведены новые изыскания трассы дороги, подтвердившие линию Яр-Омутная-Кирс-Фосфориты, которая и была утверждена. Несколько лет потребовалось для решения вопроса о финансировании. И, вроде, было уже все решено, но возникли новые трудности. В 1928 году появился проект соединения вятских фосфоритов железной дорогой с Соликамском. Если бы он осуществился, то наши заводы в Песковке, Кирсе, Омутнинске навсегда бы захирели. Как же решался вопрос о железной дороге Яр-Фосфоритная? Об это — воспоминания Василия Федорович Соина (1893-1973), хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (стиль автора полностью сохранен).
«…весной 1928 года председатель Губисполкома т.Недзвецкий1 вызывает меня в Губисполком (я тогда работал председателем Омутнинского уисполкома2) и предлагает немедленно ехать в Москву: «… отстаивай наш проект, иначе Ваш край совсем заглохнет». В Москве — ВСНХ3, Госплан и НКПС4 высказываются в поддержку проекта уральцев. На все мои доказательства того, что целесообразнее строить дорогу со станции Яр, потому что она здесь захватит заводы и оживит их… мало имели влияния на людей, с которыми я говорил.
…Пробыв в Москве две недели, я уже хотел ехать, но решил еще, как в последнюю инстанцию, сходить в ЦК партии к тов. Молотову [уроженцу Вятской губернии — В.Ж.] На следующий день в 11 часов утра я уже был у Молотова. Коротко рассказал ему суть дела и пожаловался, что, мол, уральские организации, пользуясь своим авторитетом в центральных ведомствах, в ущерб интересам государства протаскивают свой проект. «А почему, - говорит, - в ущерб?» Я говорю, что постройка с Яра будет стоить гораздо дешевле, чем от Соликамска. «Но ведь говорите, что экономическое изыскание не закончено». Да, - говорю, - но поскольку я знаком с теми краями, я без расчетов утверждаю что постройка дороги от Соликамска будет стоить гораздо дороже, чем от Яра. НКПС долго очень тянет с экономическими расчетами. «Вот с этим мы Вам поможем, - говорит Молотов. - Мы дадим им две недели сроку для окончания расчетов, а через две недели Вы приезжайте».
…Через две недели я снова был в Москве и в первую очередь пошел в НКПС узнать результаты экономических расчетов. Расчеты были закончены. Они показали, как и предполагалось, что постройка железной дороги со станции Яр будет стоить гораздо дешевле. Через два дня был подготовлен проект постановления правительства о постройке железной дороги. Вскоре состоялось постановление правительства и стройка железной дороги была признана ударной. Строилась она действительно по-ударному. Начали строить эту дорогу в 1929 году, а в 1931 году на участке в 230 километров пошли поезда, причем основная механизация на стройке была лопата и тачка. С постройкой дороги начали не только работать законсервированные ранее заводы, но были все реконструированы и превращены в современные передовые предприятия страны».5

ГАСПИ КО. Ф. Р-6810. Оп. 1. Д. 110.

 

Примечания

1 Недзвецкий Федор Трофимович (1894-1938), председатель Вятского губернского исполкома с мая 1927 г. по март 1929 г.
2 Соин Василий Федорович был председателем Омутнинского уездного исполкома с января 1928 г. по март 1929 г.
3 ВСНХ — Высший Совет Народного Хозяйства
4 НКПС — Народной комиссариат путей сообщения
5 Воспоминания написаны в 1971 году

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Русских

А сейчас эта дорога снова умирает и заводы вместе с ней!