Еду я на родину...

Да, невольно вспоминаешь песню Ю.Шевчука, в которой говорится: «Еду я на родину, пусть кричат – уродина…» Эти слова очень точно характеризуют цель нашей недавней поездки в Кировскую область по маршруту Красногорское – Уни – Фаленки – Глазов.

Агроном и краеведение

Мой давний знакомый по работе в Кезу Николай Иванович Суднев, в прошлом агроном, заслуженный работник сельского хозяйства Удмуртии, решил побывать на родине своих предков – в деревне Чепчаны Фаленского района, ныне не существующей. Ему 77 лет, нл это бодрый, энергичный человек, наполненный хорошими идеями и проектами. С чего всё началось? Лет десять назад я опубликовал в «Калине Красной» краеведческое исследование «Три Караула», где рассказал свою версию происхождения трех красногорских деревень – Удмуртский, Русский и Новый Караул.

А Николай Иванович детство и юность провел как раз в Новом Карауле (родился в деревне Лумпашур Глазовского района). Прочитав мою статью, он увлекся краеведением, начал собирать материалы о жителях этой красногорской деревни. И к 70-летию Победы подарил районному музею альбом с фотографиями большинства участников Великой Отечественной войны, призванных отсюда на фронт. Собирая материалы, он нашел в различных краях десятки родственников своих земляков, выпросил у них фотографии людей, освоил  Интернет для поиска сведений о награжденных и погибших фронтовиков. Словом, проделал огромную работу. И, кроме того, пригласил новокараульцев на праздник, где около сотни людей вспоминали историю своей деревни и почтили память тех, кого уже нет рядом с нами.

Затем Николай Иванович увлекся своей родословной. В этом ему помогла глазовчанка Татьяна Евгеньевна Казакова, которая ведет своё происхождение из бывшей деревни Тарасово, что на границе с Красногорским районом и тем же Новым Караулом. Она уже много лет работает в архивах, изучая родословную, поделилась своими изысканиями с Николаем Ивановичем. Оказалось, они дальние родственники. Почерпнув эти сведения, Суднев тоже переписал в солидную тетрадь ближних и дальних братьев-сестер.

И вспомнилось ему, как в далеком детстве, в 1947 году, с дедушкой по линии матери ездил на телеге в деревню Чепчаны тогда еще Бельского района Кировской области, ныне  Фаленского. Название, как легко понять, образовано от реки Чепца. То есть, основатели деревни пришли с Чепцы. Мать и дед имели фамилию Костицыны, достаточно распространенную в Красногорском районе и в том же Новом Карауле. «Еду туда!» - решил Николай Иванович. Предварительно на сайте «Родная Вятка» он поискал сведения о деревне и ее жителях. Ответ был неутешительный – деревни давно нет, однако из Свердловской области позвонил бывший житель: на Троицу на родине собираемся, сам всегда приезжает через Красногорское - Уни, там дорога лучше, чем через Фаленки.  

Троица в этом году уже прошла, но это не остановило Николая Ивановича. И вот в первые дни августа он звонит мне – завтра едем!  Лично меня в этой поездке привлекала возможность получить в кировских музеях сведения о масштабах дореволюционной миграции русских на территорию Удмуртии.

Через дом от Судневых жила другая семья Костицыных, а в ней мальчик Петя, ныне пенсионер Петр Михайлович, лет на пятнадцать моложе Николая Ивановича. Он и согласился на своей машине подвезти нас в эту краеведческую экспедицию. Петр Михайлович – бывалый водитель, всю жизнь проработал на большегрузных машинах. На своем «Урале» от «Сельхозтехники» ездил на 600 километров за Киев, а про Удмуртию и Кировскую область и говорить нечего – всюду колесил. По дороге не раз показывал нам: тут был, сюда заезжал.

От ярославцев до вятичей

В дороге Николай Иванович сразу достал свою тетрадь с перечнем родных и знакомых по Новому Караулу. Разговор на тему братьев-сестер, дядей и тетей возобновлялся несколько раз. К вечеру Николай Иванович установил, что Петр Михайлович ему пятиюродный племянник!

И еще Николай Иванович узнал в Интернете, что фамилия Костицыных впервые упомянута в 1492 году в переписных документах в Ярославской губернии. Правда, здесь надо уточнить: на Руси первые в нынешнем виде фамилии появились в Новгородской республике, поскольку там каждый гражданин имел право голоса, а потому его различали уже не по кличкам и прозвищам, а по фамилиям, передававшимся от отца к сыну. Эту хорошую традицию новгородцы заимствовали у поляков и литовцев, а те – в западных государствах. То есть, размышляю я, первые Костицыны вполне могли быть новгородцами – людьми предприимчивыми, подвижными. Ведь на Вятку и Чепцу они изначально пришли как речные разбойники.  

…Едем из Красногорского через красногорские села: Васильевское, Курья и далее через  Селег. Дорога отличная, светит солнышко, с утра после Васильевского на много километров ни одной встречной машины! А вот и Кировская область. В Ути замечаем, как в 9.00 куда-то идет стайка женщин. Догадались, что на работу, поскольку у них на час меньше, московское время. Еще несколько минут – и мы в Унях, районном центре. По численности населения, пять тысяч, он равен Красногорскому, в районе несколько лет назад проживало 10 тысяч человек. А в дореволюционные годы это была самая экономически бойкая волость Глазовского уезда. В музее нам показали фотографию базарной площади до революции – море народа. На снимке сразу два красивых храма, еще одно свидетельство зажиточности местного населения.

До наших дней сохранился только один, с него мы и начали осмотр Уней. Величественный храм в честь св. Александра Невского начали строить в 1881 году и завершили через 25 лет. Архитекторы – знаменитый Чарушин и чуть менее известный Дружинин. Церковь достаточно редкой крестообразной формы. Как и везде, при советской власти в ней открыли кинотеатр, но сейчас вернули в прежнее назначение. В 2008 году построили новую колокольню.

Обходим храм по периметру и видим, что одна из стен до купола закрыта высоченными строительными лесами, а на них трудятся лишь двое молодых людей – накладывают шпаклевку. Они сказали, что кирпичного цвета церковь в итоге покрасят в зеленый цвет. Подивившись масштабам работы, мы пожелали реставраторам успеха в их благородном труде, а храму – много денег на реставрацию.

После храма отправляемся в местный музей. В нем четыре раздела с обширным количеством материалов. Нас, конечно, заинтересовала экспозиция по истории Уней. Село возникло в 17 веке, а официальным его днем рождения считается 14 марта 1762 года, когда был подписан указ о строительстве здесь первой церкви. Смотрим самые распространенные фамилии в середине 19-го века: Кононовы, Конышевы, Исуповы, Пинегины, Прозоровы и Костицыны тоже. Совсем как в Красногорском районе. И это наглядное свидетельство  миграции русских на восток Глазовского уезда, в сторону нынешней Удмуртии. К сожалению, каких-то цифр об этом процессе нам в музее обнаружить не удалось.

Кстати, в Унинском районе 15-20 процентов населения – удмурты. Есть целые удмуртские деревни – Сибирь, Астрахань, Елгань. Примерно раз в два года тут проводится областной фестиваль удмуртской культуры. Как сказали музейные работники, проживают в Унях в основном удмурты-калмезы, тогда как в северных районах Удмуртии преобладает народность «ватка».

В музее нам показали коллекцию старой стеклянной посуды, причем более половины ее сделано на Валамазском стекольном заводе. Она имеет характерный темно-зеленый цвет стекла, происходивший от состава местного песка. Любопытно, что свой песок на завод возили и унинские крестьяне. Напрямик до завода здесь километров двадцать пять – сказали в музее. Мы сразу раскрыли карту Кировской области – где же тут 25, если мы проехали минимум 60 км? Да, напрямик где-то была дорога на Валамаз и Селты, ныне потерявшаяся среди лесов и болот.

- За покупками ездим в Глазов. И вообще присоединили бы нас к Удмуртии, - под конец душевного разговора разоткровенничались женщины. - У вас там, кажется, лучше живется.

Лучше не лучше, а мы заметили, что в Унях нет газовых магистралей. Непорядок! Дровами и углем топят до сих пор. Говорят, с дровами проблем нет – четыре предприятия ими торгуют. Однако дорога на выезде на Фаленки идет чуть ли не по деревянной гати – возле ухабистого места бревна приготовлены, чтоб укрепить полотно.

Святица, Талица, Вогульцы…

…Познакомившись с Унями, отправляемся в сторону Фаленок. На полпути к ним находится деревня Вогульцы, а рядом – искомые нами Чепчаны. Перед поездкой Николай Иванович созвонился с представителем местной администрации, он ждет нас. Едем и любуемся вятской природой, оцениваем на вид рожь и яровые. Между прочим, за весь день 10 августа нигде, от Красногорского до Фаленок и Яра, не увидели работающего комбайна, хотя рожь всюду можно бы и убирать. Всюду замечаем только пожухлую картошку: съела фитофтора!

И вот последний поворот, за деревьями замелькали почерневшие от времени строения и покосившиеся домики деревни Вогульцы. То, что вятские деревни обезлюдели еще в 70-80-х годах, мы прекрасно знаем и увиденному не особо удивляемся. Средних размеров мостик – это верхнее течение реки с замечательным названием Святица. Едем по улице, ищем здание с российским флагом. Вот оно, старое, одноэтажное, деревянное, здесь и находится местная власть. Затем нам объяснили, что это бывший детский сад-школа. Рядом добротное двухэтажное кирпичное здание, поросшее сорняками и березками, где прежде находились правление колхоза и дом культуры. Сейчас оно заброшено – много ли надо деревне, где проживают 47 человек, включая дошкольников?

Изучаем таблички на дверях: колхоз, медпункт, специалист сельской администрации. Голоса слышны только в колхозной конторе. Заходим, знакомимся, нам любезно рассказывают о хозяйственной деятельности. В колхозе работают 12 (!) человек, из них двое на ферме на откорме 80 голов скота. Посевная площадь – 150 гектаров. А вообще-то «колхозники» основной доход получают от леса. Рядом с конторой лежат штабеля древесины, урчат моторами два больших лесовоза и машина-погрузчик.

По мобильнику вызывают специалиста сельской администрации Андрея Орлова, с которым мы и договаривались о встрече. Это молодой человек, в его кабинете компьютер, принтер. Правда, не спросили, есть ли в такой глуши Интернет, в чем сомневаюсь.

- Я три дня работаю в Талице в сельской администрации и еще два дня бываю в двух закрепленных за мной деревнях, в том числе в Вогульцах, где и живу, - рассказывает он об особенностях местного самоуправления.

Оказывается, за каждым специалистом Талицкого МО закреплено две-три деревни, всего их семь. Так сделано, чтобы люди за пустяковыми справками не ездили в «сельсовет». Специалист на дому тебя и примет, нужную бумагу привезет по заявке. И проконтролирует местную жизнь. А еще в кабинете Андрея несколько стеллажей с библиотечными книгами. Подходи, он тебе выдаст или привезет нужную книгу из Талицкой библиотеки. Читатели, оказывается, есть, особенно зимой. За библиотечную работу Андрей зарплаты не получает, должность у него в администрации самая низкая – делопроизводитель.

В коридоре вывешены стенды об истории Вогульцев и о работе ветеранской организации. В ней 25 человек из 47 жителей деревни. Школьников вообще нет, поскольку молодежь с детьми уезжает туда, где есть детские сады и школы. Вот и родители двоих местных ребятишек планируют скоро переехать. Оказывается, на весь Фаленский район остались всего три средние школы, две из них в райцентре. В Талице 90 школьников – нормально по нынешним меркам.

А Николай Иванович настойчиво допрашивает местных людей, где же родная земля по имени Чепчаны.

- Два километра тут, на машине проедете. Там и табличка есть, по тополям место узнаете…

Взяв в провожатые Андрея Орлова, мы отправляемся к Чепчанам. И надо же, в первой луже застреваем! Но машину вытолкали благодаря опыту нашего водителя. Еще пара минут пути – и мы видим на краю дороги высокий столб с небольшой табличкой: здесь была деревня Чепчаны и в ней жил Герой Советского Союза по фамилии Костицын. Собственно, с дороги мы видим бывшие огороды, сплошняком заросшие полутораметровой травой с преобладанием крапивы и сорняков. Сама деревня где-то в сотне метров от нас, она угадывается по тополям, когда-то находившимся по улице, где не осталось ни одного дома. Через эти заросли мы ни за что бы не прошли, но кто-то проехал со стороны деревни на какой-то мощной машине, оставив после себя две колеи примятой травы. Идём метров пятьдесят, но в итоге сдаемся и присаживаемся в тень парочки берез, достаем из сумки продукты, открываем бутылку пива. Произносим сопутствующие событию слова: ах, бедная деревня, ох, русская земля!

Николай Иванович пытается в этом пейзаже оживить воспоминания детства, спрашивает, где река, которую видел из окна, где красивые поляны за рекой? Поляны, по названию «Красные», еще видны, а вот речку Святицу заслонила молодая поросль деревьев. Выходим через сорняки снова на дорогу к машине. Андрей Орлов показывает большущее поле, тоже заросшее травой, которое тянется почти до горизонта, упираясь в далекий лес. Николай Иванович, взглянув на маленькие березы, прикинул, что лет пять назад поле еще пахали. И земля тут по плодородию лучше, чем в Красногорском районе, например. И рельеф местности хороший, без гор и оврагов. Зачем ушли отсюда люди, бросив просторы, которые веками отвоевывали у лесов?

Переживания земляка прервал Петр Михайлович Костицын: давайте-ка по горсти родной земли возьмем с собой!

А вы, уважаемые читатели, когда-нибудь были на исторической родине?

И еще раз Шевчук:

Еду я на родину,

Пусть кричат - уродина,

А она нам нравится,

Спящая красавица…

Анатолий Гончаров.

 

Комментарии

Аватар пользователя Сергий

Фото не хватает...

Аватар пользователя Алекс Леснов

Фото у меня есть, но забыл, как его поставить. Читал инструкцию  - получается, что в таких материалах снимки нельзя поставить. Надеюсь, мне подскажут, как сделать.

Аватар пользователя Сергий

Да, есть такая проблема. Сам намучался с публикациями фото. 

Материал хороший, к сожалению, грустный. Впрочем как и везде на Руси...

Аватар пользователя Алекс Леснов

Если дадите свой адрес, то пришлю 6 снимков.

Аватар пользователя Сергий

Да, пожалуйста - vylegzhanin-s@ya.ru

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

А чего "грустный"? Я из этого репортажа увидел, что вятская деревня, причём глушь в буквальном смысле слова, живёт нормальной, здоровой жизнью - люди работают, власть служит народу, природа буйствует! Всё на своём месте.

По поводу переселения вятских крестьян в Удмуртию (а точнее - из центральных вятских уездов в Глазовский и Малмыжский уезды) могу сказать на примере "своих" Родыгиных, что процесс этот в 19 веке шёл очень активно (а веком раньше столь же активно вятскими крестьянами заселялись южные уезды - Нолинский, Уржумский и тот же Малмыжский), к примеру одна большая семья Родигиных из д.Родиги (нынешний Кумёнский р-н) основала д.Тарасово под Красногорским (ныне Балезинский р-н), таким же образом появилось несколько новых ветвей Родыгиных в Селтинском, Старо-Зятцинском, Шарканском районах. 

Аватар пользователя Алекс Леснов

Спасибо за отзыв. Большим специалистом по Тарасово является Татьяна Евгеньевна Казакова, адрес - kaz.1952@mail.ru   Но во время поездки Суднев говорил, что она давненько не выходит на связь по телефону. Или болеет, или дачный сезон. Напишите ей, она своих родственников разыскала до десятого колена. Могу уточнить телефон.

Добавлю, что Тарасово, видимо, была в Балезинском районе на границе с Красногорским и Глазовским. Часовню из Тарасово перевезли в Отогурт Глазовского, сначала там была маленькая столовая, затем сделали снова часовней, службы изредка проводили, крестный ход к ней был. Сейчас не знаю как там. 

Аватар пользователя татива

Татьяна Евгеньевна живет летом на даче, без инета. Ждите осени...

В Фаленском районе 4 средние школы. Четвертая - в пос. Октябрьском.

Кстати, в Вогульцах еще стоит (разрушается!) деревянное здание бывшего волостного правления 1870 года постройки. В советское время там так же размещалась школа.

Граница между Кировской областью и Удмуртией скоро совершенно обезлюдеет.

 

Аватар пользователя Алекс Леснов

Спасибо за уточнение. Материал уже опубликовала "Удмуртская правда", сам не ожидал такой скорости. А приграничные хозяйства Кировской области я видел в конце 80-х годов. Где-то возле Ути на зернотоке работал всего один человек! О том, что вятские деревни стремительно лишаются народа, написала тогда газета "Правда". Впрочем, и в Удмуртии в городах живет 70 процентов населения. В колхозах некоторых тоже от силы 30-40 человек.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Я надеюсь, никому не приходит в голову, что надо бы переселить людей из городов обратно в деревни? Как в Китае во время "культурной революции".

Если в деревни провести газ, обеспечить инженерной инфраструктурой и рабочими местами с гарантированной зарплатой, то люди сами туда поедут из городов без всякого принуждения. Процесс урбанизации идёт на всём земном шарике. Жаль, что денег на развитие сельской местности у нас в России да и на Вятке выделяется непропорционально мало по сравнению с городскими поселениями.

Аватар пользователя Костяев Александр

Для нормального освоения и поддержания в надлежащем порядке сельских территорий нашей необъятной Родины необходимо население около 1-го млрд. человек. При плотности сельского населения менее 5 чел. на кв. км. сельская территория не в состоянии нормально развиваться. В 37 субъектах РФ (Тверской, Новгородской, Псковской, Костромской, Вологодской, Архангельской и др. областях, республиках и краях) плотность сельского населения как раз и составляет менее 5 чел. на кв.км.   В Кировской области - всего 2,54 чел. на кв. км., в том числе в Фалёнском районе - 1,88, Унинском районе - 1,79, в моём родном Богородском районе (соседнем с Унинским и Фалёнским) и того меньше - 1,19 чел. на кв. км. В Удмуртской Республике дела лучше - 12,38 чел., но в Красногорском районе - 4,95 чел. на кв. км. Однако в России есть сельские территории совсем с другой плотностью сельского населения: республики Ингушетия - 77,08, Чеченская - 59,01, Дагестан - 33,21, Кабардино-Балкария - 33,16,  Северная Осетия (Алания) - 31,52, Адыгея - 30,66; Краснодарский край - 33,50; Московская область - 30,69 чел. на кв. км. (все данные  Росстата).  

Когда-то и в моей родной деревне Черемисы Богородского района (   https://rodnaya-vyatka.ru/places/56656 )была жизнь, но  сейчас также как и у Николая Ивановича Суднева и автора данного блога случаются лишь редкие свидания с красивейшими местами родных мест.