В Государственом архиве социально-политической истории Кировской области хранятся материалы, проливающие свет на ликвидацию большевиками женского монастыря (религиозной женской общины, как её называли в 1923 году) существовавшего близ с. Архангельского нынешнего Шабалинского района. Игуменьей этого монастыря была матушка Феврония, которая позднее жила в Вятке и долгие годы почиталась верующими.
Первые два из публикуемых ниже текстов 20 сентября 1923 г. направлены Котельничским уездным комитетом РКП(б) в Вятский губком партии, где и были рассмотрены, о чем свидетельствует третий документ.
Упоминаемые в архивных материалах сокращения означают: ГЗУ - губернское земельное управление, УЗУ - уездное, ГИК -губисполком.
1
Уполномоченному Вятского УЗУ, зав. Котельничским УЗУ от комиссии по обследованию сельскохозяйственной Покровской артели Архангельской волости
ДОКЛАД
Наш приезд в Покровскую сельхозартель 5 сентября 1923 года совпал как раз с закрытием церкви монастыря уполномоченным В.Ц.С. по Вятской губернии Кряжевским за поминание Патриарха Тихона как главы Русской церкви и непризнание церкви «обновленческой". Монашки-члены артели были крайне удивлены нашим приездом, скорее испуганы, бросили свою работу (находились на жатве) и бегом собрались к помещению матери Февронии, многие со слезами на глазах. Видя такое положение, пришлось монашек успокоить, указав, что цель нашего приезда чисто ознакомительная и к происшедшему никакого отношения не имеем. Таким образом монашки успокоились, разошлись по своим местам для продолжения работ.
На второй день приступили к работе, осмотрели поля, ознакомились с хозяйством и проверили канцелярию и как будто стали пользоваться некоторым доверием, но правда от нас все же скрывается. Например, приходят богомольцы, мы спрашиваем: «Это кто такие?» - «Родственники и знакомые наших членов и т. д. идут в гости». Ну пусть так будет, мы как будто не обращаем на это внимание и продолжаем свою работу дальше. И таким образом подошли к тому, что 10 сентября приступили к полному учету всего имущества и строений, какой продолжается и в настоящее время.
О всей нашей проделанной работе, о всем, что мы скажем, немедленно передается Февронии и на первое время даже от нее испрашивалось разрешение всему Червяковой, т. к. последняя в настоящее время является председателем правления так называемой «артели». Феврония сильно болеет, и ввиду ее болезни произведены перевыборы, что видно из протоколов. Председателем артели избрана сестра Анастасия Червякова.
В воскресение 9 сентября я с Серебряковым уехал в Архангельский ВИК (волисполком) для проведения съезда, остался Афанасьев, который наблюдал следующую картину: в 10 часов утра собираются монашки и пришедшие богомольцы, которые собирались всю неделю, потом, откуда неизвестно, еще взялся монах. Забрались к Февронии и производили богослужение, был слышен их вой, но попа не было, так как последний уехал в Вятку в связи с закрытием церкви и устранения его от должности Кряжевским. По приезду нас из ВИКа Червякова приходит и говорит, что были мужики из деревни, молодые, спрашивали, куда вашу землю будут передавать, так как вас ведь разгонят. Но мы сказали, что это ложь и не может быть того, чтобы вашу образцовую артель кто-нибудь ликвидировал, и не обращайте внимания на все это, а старайтесь расширять, как можно, ваше хозяйство. Такие слухи бывают часто и портят ихнее настроение, но всякий раз мы ободряем снова, и монашки успокаиваются. Отношение к монастырю населения дальних деревень очень хорошее, но деревни окрестные, т. е. близкие давно ожидают ликвидации и ненавидят это гнездо.
До сего времени существуют на поворотах дорог доски с надписью «дорога в монастырь», и весною сотнями ежедневно шли богомольцы для поклонения святой обители и приношения пожертвований. В настоящее время, несмотря на то, что церковь и закрыта, но богослужение производится ежедневно в столовой (старой церкви).
Приходится очень удивляться тому, почему раньше никто не додумался разгонять всю эту гни- ледь или никто здесь из партработников не бывал. Или только потому, что господа спецы много лили слез, так им можно проливать их: они возили пудами от святых мед и их сделали членами сельхозартели. Так было с гр. Жуйковым, инструкотором УЗУ, и некоторыми агрономами, как Колчанов и др. По неделе в монастыре жили, плавая в меду, и увозили домой по 2 пуда меда. Это провозил Жуйков, о чем говорят ямщики из Архангельского ВИКа. А также они говорят о том, что неделями в монастыре гостили поименованные выше лица (но официально не доказывают).
На этом и основалась эта артель. Иначе же она не могла иметь название артели и должна давным- давно быть разогнанной, как яд, отравляющий умы человеческие. И дальше как артель, занимающаяся исключительно сельским хозяйством, не имея монастырских доходов, при количестве 139 человек здесь не прокормиться: земли недостаточно. И вот еще почему она не может существовать: нарушена ст. 65 Конституции РСФСР, т. е. служители религиозного культа и монахи не могут быть членами правовой организации. Во-вторых, не соблюдается пункт Устава артели N 2: не ведется никакой культурно-просветительской работы и даже не выписывается газета. И дальше: пункты NN 16, 22, 25 и 34 как основные, требующие сохранения интересов рабоче-крестьянского государства. Нет сомнения в том, что артель... как таковую нужно разогнать, чтобы не было ее духа. Но здесь может произойти замедление в том, что уборка хлеба происходит очень медленно, овса еще сжато очень мало, а остальные сельхозкультуры все на поле. Не благоприятствует погода и в уборке получается большая задержка, да и овес еще слишком зелен.
Монашки во время дождей и сырости работают на починке дорог и уборке леса во вновь нарезанной им земле. Хозяйство как таковое весьма обширное и богатое, и вся постановка очень умелая, даже приходишь иногда в удивление тому, что вряд ли эти фанатички могут так поставить. Нет ли тут какого руководителя- спеца за известное вознаграждение? Работа по хозяйству идет очень быстро и дружно, днем и ночью. Не менее приводит в удивление нас и неимоверная эксплуатация и слепое фанатическое повиновение.
Заканчивая доклад, комиссия налагает следующее: сохранить тайну о ликвидации артели, пока не кончена уборка урожая, дабы использовать силы и сохранить имущество от расхищения, что может произойти в случае ее преждевременного распада.
Надо твердо установить, куда и кому при ликвидации передать имущество, землю и строения, или на этом месте создать новую организацию.
Принимая во внимание то, что ходоки от монашек неделю как живут в Вятке, узнавая об участи артели, и, возможно, они узнают от спецов, то в данном случае просим дать указания, как поступить дальше по окончанию учета имущества, что делать комиссии: оставаться здесь или выезжать в Котельнич.
Подлинное подписали: Предкомиссии Герасимов, члены Сибиряков,
Афанасьев.
С подлинным верно
Зав. общим отделом (подпись).
2
Сов. секретно
Протокол № 47
Объединенное заседание
Секретариата Котельничского
УКОМа РКП (б) и фракции УИК
от 13 сентября 1923 года.
Присутствовали: Кровицкий, Мартьянов, Шубин, Ванеев, Федяев.
Повестка дня:
1. Доклад члена комиссии по ликвидации Архангельской сельскохозяйственной артели.
Слушали: По первому вопросу докладчик тов. Сибиряков зачитывает письменный доклад (прилагается).
Постановили:
Принимая во внимание политическую и экономическую опасность оставления монашек до окончания ликвидации артели, признать необходимым немедленно роспуск монашек и изолирования через органы ГПУ всего правления артели с руководительницей Февронией. Произвести тщательный обыск, во время которого произвести опись всего имущества и изъять таковое.
Признать необходимым сосредоточивание всего имущества в одном из складов под строгой охраной в запечатанном виде.
Для окончания хозяйственных работ поручить комиссии нанять рабочие руки из крестьян по рекомендации волисполкома.
Для означенной цели в помощь комиссии командировать следующих товарищей: Просвирнина, Ванеева Г., Рыжкова И., Крекнина Н., Коврижных И., Онучина В.; милиц. Дведенинова, Колесникова, Лузина, Кашина и Новоселова А. На последнего возложить общее руководство в проводимой работе.
От. секретарь Укома
Кровицкий.
3
Протокол № 125
3 октября 1923 года
заседания Секретариата
Вятского Губкома РКП
Слушали:
...9. О ликвидации с.-х. Покровской артели монашек Архангельской вол. Котельничского уезда.
Постановили:
Указать Котельничскому Укому на недопустимость разрешения вопроса без согласования его с губернскими органами. Согласиться с предложением Укома об изъятии игуменьи и переводом ее в губернскую больницу.
Предложить ГПУ снестись с Котельничским укомом (РКП(б))и принять соответствующие меры к безболезненной ликвидации артели.
Указать завед. ГЗУ на необходимость разрешения вопроса об использовании рационально земельного участка бывшей артели совместно с Президиумом ГИК.
Секретарь Губкома РКП М. Минский.
Основание: ГАСПИ КО. Ф.П-1 Оп 2.Д.418. Л.1 об.; Д.434 Л.144-146.
Об основании этой общины есть заметка в №132 газеты "Вятская речь" за 1914 г. Из статьи следует, что новую обитель основала крестьянка Фекла из д. Зотовцы. Но в списке монастырей в Адрес-календаре памятной книжки Вятской губернии за 1914-16 гг. эта община не упоминается.
К 1914 году монастырь мог просто юридически не оформиться. Возможно. что он был Костромской епархии, потому что он находился на территории пограничья. К месту где находился монастырь сейчас организован крестный ход. На известной фотографии матушки Февронии видно что это игуменья.
Его могли юридически оформить уже в 1917 г. А то и позднее, после восстановления патриаршества.
Вряд ли он относился к Костромской епархии, т.к. это приход с. Архангельского Вятской епархии, см. по ссылке: https://rodnaya-vyatka.ru/places/64757
А еще на странице д. Зубари, где и находился монастырь: https://rodnaya-vyatka.ru/places/77670
Хотя граница рядом. Но тогда зачем бы об этом писала "Вятская речь"? И в Ваших документах за 1923 г. он в Вятской губернии. По крайней мере, не могу припомнить такие факты, что бы границы соседних епархий заходили за границы Вятской губернии. Внутри губернии границы приходов часто не совпадали с границами уездов, но что бы так же не совпадали границы епархии и губернии, - не знаю, допускалось ли такое?
Да и д. Зотовцы - родина основательницы Феклы, так же, судя по карте относилась либо к приходу с. Архангельского, либо - Новотроицкого.
Характерный момент, с одной стороны, сотни богомольцев, а с другой - окрестные крестьяне ждут не дождутся, прирезать себе землицы за счет монастыря. После таких зарисовок многое становится понятнее в истории России начала 20 века.