Лузский район и Онтропьева слобода

Лузский район – самая северная часть Кировской области. Это одно из последних территориальных преобразований Вятского края: Лузский район вместе с Подосиновским и Опаринским был передан в состав Кировской области из Архангельской в 1941 году. В рассматриваемый период это территории Устюжского и Сольвычегодского уездов. Сольвычегодский уезд выделился из Устюжского уезда во второй половине XVI века из его восточной части. Заселение русскими Устюжского и соответственно Сольвычегодского уездов велось издревле. Но нас интересует черносошное крестьянство и его самоуправление. Зона черносошного крестьянства начиналась в Вологодской губернии от Тотьмы и восточнее. Климатические условия и малоплодородные земли, «середние и худые земли» по переписям и ревизиям, делали невыгодными крепостничество в обычном понимании – урожаи едва обеспечивали выживание крестьян. Но сюда массово устремились беглые крестьяне из центральных уездов Московского государства. Черносошные крестьяне, будучи лично свободными людьми, несли тягло в пользу государства в целом.

  При Елене Глинской, матери малолетнего Ивана IY, в Российском государстве было проведено несколько реформ. Нас интересует две. Губная 1530-50-х годов, которая ввела губные учреждения. При её подготовке были учтены челобитные местного населения на имя великого князя московского Ивана IV Васильевича. Проводилась в два этапа. На 1-м этапе (конец 1530-х – начало 1540-х годов) согласно нормам уставных грамот, в ряде мест введены должности «выборного» головы и его избиравшихся помощников. Они должны были, производить розыск «ведомых» разбойников и воров, следствие и суд над ними, а затем исполнять судебные постановления. На 2-м этапе (2-я половина 1540-х – середина 1550-х годов) согласно так называемым губным наказам, разосланным повсеместно, почти на всей территории государства.

  Наряду с губной реформой в середине XVI в. Была проведена земская реформа, направленная на создание органов земского самоуправления, чьи должностные лица избирались из числа дворян, посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства, и замену этими органами действовавшей системы кормлений. Основные идеи реформы были закреплены в утвержденной в 1551 г. Стоглавым Собором Уставной земской грамоте. Органы земского самоуправления – земские избы – состояли из излюбленных голов (затем – старост) и выборных «лучших людей». При земской избе состоял земский дьяк. Земские избы содержались на деньги местного населения. В их ведении находились суд, полиция, управление населением и сбор податей.

   В соответствии с положениями губной реформы дела о «лихих людях» изымались из ведения наместников и волостелей и передавались в ведение губных старост (которых выбирало провинциальное дворянство), а в чёрных землях — земских старост («излюбленных голов»), избиравшихся черносошным крестьянством. В книге О.П.Сенигов «Памятники земской старины. 1903» документально описаны примеры самоуправления на черных территориях, в том числе Ортропьевой слободе, Антропьевой в более позднее варианте написания.

  Уставная губная грамота Устюжского уезда 4 апреля 1540 г. «От великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Устюжской уезд в Ратмерово, на Лузу, и на Лалу, и в Онтропьеву слободу…».

  В ряде научных статей отмечается, что указанный регион попал в число первых, где была осуществлена губная реформа, потому что, в отличие от Поморья в целом и Устюжского уезда в частности, феодальное землевладение в волостях, составивших основную территорию Сольвычегодского уезда, было значительно. Данные переписи, произведенной в первой четверти XVII в. В 1623—1626 гг. в Устюжском уезде число частновладельческих и церковных крестьянских дворов не превышало 8 % от всего числа крестьянских дворов, а в Сольвычегодском уезде в эти же годы частновладельческих и церковных крестьянских дворов было до 20%. Вторичный процесс феодального закабаления, беглых крестьян, ставших черносошными, главным образом монастырского, вызвал резкое обострение классовых противоречий, одним из проявлений которых был рост количества “разбоев”.

  Самое раннее описание волостей, указанных в грамоте, относится к 1620-м годам, т.е. по Приправочной книге (Дозору) 1619/20 г. и Писцовой книге 1625 г.: Ратмировский стан Устюжского уезда занимал территорию по берегам р. Лузы и ее притокам Чигре и Пырае; обширная Лузская волость располагалась в бассейне верхнего течения Лузы (позже это Лузская Пермца, а теперь Республика Коми, и непосредственно граничила с Вятской землей); Лальская волость занимала территорию по обеим берегам р. Лалы, правого притока Лузы (и непосредственно примыкала к Сольвычегодской волости); к западу от Лальской волости, по нижнему течению Лалы и Лузы находилась Антропьева слобода.

   На сайте в «Книжные издания» Alexender опубликованы Писцовая книга Сольвычегодского уезда 1677-1682 годов, затем 1-3 ревизии Устюжского и Сольвычегодского уездов, а недавно Ладратская перепись 1717 г., писцовые и переписные книги 1620-1647 годов Сольвычегодского уезда. Ревизии Устюжского и Сольвычегодского уездов обработаны и представлены в «Базе Знаний». По данным 1-й ревизии теперешний Лузский район входят: Ратмеровская верхняя полу волость, верхняя по течению р. Луза; Лальская по р. Лала; Учецкая по р. Учка, левому притоку Лузы; Андреевский по левой стороне р. Луза (данная волость в делах 350-2-3332 и 3760 отсутствует, она имеется в деле 3331) и Антропьева слобода.

  О последней отдельный разговор. После таблицы по каждой волости, ниже приводится карта с идентифицированными деревнями. Если присмотреться, то основное количество деревень расположено по обе стороны реки Луза вокруг теперешнего пгт. Луза. Слева она граничит с Ратмеровской волостью. А вот дальше начинается интересный момент, по крайней мере для меня. Исходя из выше написанного описания, Антропьева слобода находится западнее Лальской волости, но имеем несколько «островков» деревень восточнее. Лучше смотреть таблицы и карты 2-й и 3-й ревизий (дела 3335 и 3347 соответственно). Аникинский стан, что из Антропьевой слободы: дер. Аксёновская, Ветлугинской и Козминской починки и другие, современные деревни Аксёновская, Ветлугино, Кузминская. Правда есть еще описание волости – Антропьева слобода по Лузе и правому притоку Лале. Иначе деревни слободы расположены по всей правобережной части реки Луза (вся северная часть Лузского района) за исключением деревень Лальской волости. Деревни Отписной выти, что из Антропьевой слободы дополнительно подчеркивают тесное соприкосновение этих двух волостей. Но есть островки и южнее реки Луза и далеко южнее. Например, Чючеренский десяток, что из Антропьевой слободы: деревни Ножевица, Даншиков Починок и Высокая находятся южнее деревень Ратмеровской полу волости, можно сказать на берегу реки Юг, потому и Южского десятка, т. е. примыкают к Шолгской волости Устюжского уезда. Это еще Лузский район, его южная граница с Подосиновским районом. Но деревня Езекиевская, ныне Помелиха из этой же группы – это уже Подосиновский район, «перепрыгнула» Шолгскую волость Устюжского уезда и «втрорглась» в Подосиновскую волость. Точнее не могу определиться – деревни этих еще волостей не идентифицированы.

   Собственно потому и пишу настоящую заметку, чтобы привлечь активных пользователей сайта к обработке писцовых книг и ревизий Русского Севера – Сольвычегодский и Устюжские уезды его южная часть и граница, - и к идентификации селений, как уже обработанных, так и новых. Приглашаю не только пользователей, чьи предки из Вятской губернии, но и из Вологодской, ее регионов, примыкающих к Вятке. На сайте «Родная Вятка» в разделе «Книжные издания» опубликованы документы этих регионов. Да и по делам, по которым пишется настоящая заметка, видно что территории, входящие в Кировскую область – малая часть документов. Да, будет проблема с идентификацией деревень – все-таки рамки сайта ограничены границами Вятской губернии и Кировской области. Но давайте обработаем все писцовые книги и ревизии и опубликуем таблицы!!! А привязку деревень можно будет сделать в виде отдельных таблиц или еще каким-нибудь образом – потом придумаем вместе с администраторами сайта, надеюсь, они поддержат мое предложение. Alexander, который опубликовал эти книги и ревизии, наверное, исходил из предположения, что переселение крестьян на Вятку из центральных уездов России, могло проходить в несколько этапов. Один из них – промежуточное поселение в Устюжском и Сольвычегодском уездах.

   Об этом ниже. Пока отметим еще один «островок» - деревни Чючеренского десятка, что из Антропьевой слободы. Деревни Чучеры, Каменная, Копылова и Челма – это ныне Великоустюжский район Вологодской области, 20-30 км. от границы Кировской. Их по правилам сайта нельзя обозначить, но они хорошо определяются, если сдвинуть карту под таблицей соответствующим образом. Как они «взаимодействуют» с деревнями Ратмеровской волости: соприкасаются или вперемежку пока нельзя сказать, потому и приглашаю вологжан подключиться к работе: «Материалы первых ревизий – в базу знаний!»

  Заканчивая описание Лузского района. Учецкая волость хорошо определяется на карте, она правее левобережной части (р. Луза) Антропьевой слободы по 1-й ревизии, а по 2-й ревизии это Чирухинский стан, что из Антропьевой слободы. Правее ее идут деревни Андреевской волости. Волость отсутствует в деле 350-2-3332, но для полноты описания Лузского района по 1-й ревизии обозначим ее. Это юго-восточная часть Лузского района. Если ориентироваться на топографическую карту района: от дер. Льнозавод и далее по дороге (вдоль левого берега р. Лузы) до дер. Андреева Гора, бывшей центром волости, и далее до деревень Годово, Кулига.

   Коротко об особенностях Антропьевой слободе в генеалогическом плане. Немного истории. Ю.Ф. Страздынь « Спасо-Преображенская церковь в Антропьевой слободе». Только две цитаты из этой статьи. «Антропьева (или Онтропьева) Слобода – так называлась в 16 – 17 веках волость, административная единица территориального деления земель, составляющих современный Лузский район. По некоторым документам можно предположить, как заселялась эта волость. В архивах Московских приказов сохранилась купчая крестьян Афанасия, Захара и Семена Максимовых на землю Старостинскую, купленную у Андрея, прозвище Нечая, Васильева Онтропьева в 1511/1512 г. ….

 Постройка церкви в Антропьевой Слободе, как уже было упомянуто, имеет точную дату: 1515-й год. Похвальное слово автору церковной летописи: это благодаря ему известно время основания церкви, а также и другие интересные подробности. До закрытия церкви в 1930-х здесь в ризнице хранились, как сказано в этой летописи, старинные рукописи, часть из них – богослужебные книги. На одной из них, на рукописном Евангелии, была такая надпись: «Лето 7023 (1515г.) месяца июня 26 дня.»

  Первая особенность – пожалуй одна из старейших слобод. При этом это не совсем привычная слобода, когда с целью привлечения пашенных крестьян на новые земли правительство на определённый срок (иногда до десяти и более лет) освобождало от податей деревни и целые их группы (волости), но при условии, что новопоселенцы обоснуются здесь навсегда: дворы и хоромы совсем построить и поля распахать. Аналог, на мой взгляд, это Слободская Украина, Слобожанщина – название региона происходит от типа поселений, пользовавшихся бо́льшими вольностями, чем в глубине государства, — слобод, название которых, в свою очередь, происходит от слова свобода. В настоящее время термин Слобожанщина активно используется как неформальное собирательное название Харьковской, Сумской и Белгородской областей. «Большие вольности» - это тягловое черносошное крестьянство. Вспомним, как шло закрепощение крестьянства. Судебник 1497 г. ограничил срок для «выхода» крестьян и перехода к другому землевладельцу двумя неделями в году — неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. Это начало, далее шло постепенное ужесточение этих возможностей, и наконец по Соборному уложению 1649 г. вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права. Длительный период действовало правило, что беглыми считались крестьяне, которые не выплатили хозяину земли, положенные ему оброк, займ и т.п. Последнее, на мой взгляд, позволило местным властям при поддержке центральной создать некоторые вольности и организовать вторичное закрепощение, но на другой основе. В результате шло активное заселение Онтропьевой слободы.

  Вторая особенность – все деревни достаточно старинные, почти все они существовали на момент переписей 1678 и 1710 годов. Починки в это время единичны. То есть земля освоена и заселена достаточно давно. Третья – из писцовых книг 1625 – 1678 годов следует, что земли здесь продавались и покупались крестьянами. Ее аренда, передача в оброк начала развиваться после массового запустения в 1670-е годы. Часть этих купчих сохранились. РГАДА Ф. 141, Оп. 1, 1589 г. Д. 29. «7097/1589 г. и разных других годов списки купчих», 198 л. В книге Воскобойникова Н. П. «Описание древнейших документов архивов Московских приказов XYI – начала XYII ввека. М. 1994» дело расшифровано по отдельным купчим. Купчие с 1511 по 1623 годы. Книга снабжена алфавитным списком, что облегчает их заказ в РГАДА. Таким образом есть шанс продлить поиски предков далее, чем сохранившиеся Дозоры 1615-1620 годов.

  Четвертая – наличие фамилий с конца XYI- начала XYII веков. Это связано, на мой взгляд, с купчей – юридический документ. Но по переписям 1620 и 1625 годов фамилии написаны не у всех. Среди фамилий много, так называемыех прозвищных: Дудин, Ногавицын, Перевалов, Свиньин, Трегубов, Чебаевский и др. Их можно назвать старинными, корни некоторых могут уходить в Новгород, по которому сохранились писцовые книги с 1495-1500 годов и по 1580-е годы, что позволяет далее, если повезет, увязать с Дозорами 1615-1620 годов. Это уникальная возможность для крестьянского рода с такого рода фамилиями.

   Пятая – из интернета знаем переселение крестьян издревле шло с запада на восток и с севера на юг, с Русского Севера и через Русский Север. И эти старинные тракты проходили через Онтропьеву слободу. Далее они уходили в Сибирь и Китай. Крестьяне достаточно быстро освоили земли, подходящие для земледелия, а далее возникало их перенаселение, и они переселялись далее на юг и восток. По ПК 1619/20 г. имелось запустение части деревень, но она, скорее всего связана со Смутою, а вот по ПК 1645-1647 годов много записей: збежал, а если есть уточнение, то на Вятку или Сибирь. На примере рода Дудиных предварительно могу предположить следующее. По карте распространения фамилии по В.А. Старостину имеет три больших ареала: Котельничский, Хлыновский и Яранский. Котельничский наибольший и это потомки Дудиных из Антропьевой слободы. Связи с Хлыновскими на уровне 1615 года и позже нет. Яранскими не занимался. Но есть несколько семей Дудиных исчезнувших между переписями 1646 и 1678 годов. Предполагаю, что переселились: дальше в Сибирь, их много в современной Свердловской области, но кто-то мог податься на юг, на плодородные земли. Подобное, наверное, возможно и с другими родами, фамилиями. Поэтому помимо вологжан приглашаю присоединиться и сибиряков и южан к проекту «Материалы первых ревизий – в базу знаний!»

P. S. Особая благодарность Юрию Ноговицыну в привязке деревень Антропьевой слободы. 

 

Комментарии

Позвольте сделать несколько уточнений.

Притоки реки Лузы, на которых располагался Ратмровский стан, - Чигра и Пырза. У Вас написано: "на Чигре и Пырае". Возможно, просто опечатка, т.к. есть Пырзенский погост.

Андреевская волость (стан) располагалась по обоим берегам реки Лузы, а не только по левому. Это были три погоста (в ПК 1710 года они хорошо обозначены), а в настоящее время три "куста" деревень: Папулово (центр - одноимённая деревня), Грибошино (Андреева гора) и Чирюг (Уга или Вымск). Граница с Лузской пермцой проходила там же, где и сейчас - граница Кировской области с республикой Коми.

Лальская волость располагалась не только по реке Лале, в неё входил Покровский погост на левом берегу реки Лузы и деревни в нижнем течении реки Залесской Лалы (от её устья до деревни Вачево или Вачелово). На севере Лальская волость (Верхолальский погост) граничила с Вилегодской волостью, а не Сольвычегодской. Деревни в нижнем и среднем течении Лалы и на Залесской Лале относились к церквям Лальского и Покровского погостов. 

Чирухинский стан к Учецкой волости отношения не имеет. Во 2-й ревизии записан Учецкий стан. А Чирухинский стан (десяток), это, скорее всего, деревни Антропьевой слободы на левом берегу Лузы (нынешние деревни Куликово, Липово, там же была и деревня Чируховская).

Я пока подробно не изучал ревизии, но мне непонятно, что означает слово "оставших десятков Антропьевой слободы". Какие деревни в них входят, я понял: Преображенского прихода на правом берегу Лузы, но что за странный термин? Сначала, прочитав расшифровку, я подумал, что правильно: "уставного десятка" или "основного десятка", но в оригиналах действительно "оставших".

По поводу разброса деревень Антропьевой слободы моё мнение такое. Например, крестьянин Слободы мог купить деревню или двор в другой волости, а поскольку подати он платил в Слободе, то и приписали эту деревню к ней. В Слободе так же были деревни других волостей - например, в Лальской волости были деревни, приписанные к Петровскому сельцу. Иногда одна и та же деревня одновременно записана в двух волостях - часть дворов приписаны к одной волости, а часть к другой. Конкретным "анклавом" Слободы можно считать Аникинский погост, поэтому он потом и выделился в отдельную волость. Про деревни в Утмановской волости ничего сказать не могу, а деревни отписных вытей разбросаны по Лальской волости без какой-либо системы, хотя большинство их находилось в Верхолальском погосте.

 

 

                                              

Вопросы административно-территориальные преобразования – сложные. Четкого понятия стан и волость, похоже не существовало. То стан делился на волости, то волость делилась на станы. Например, Ратмерово по писцовым книгам начала 17 века записано, как стан; по 1-й ревизии стан разделен на Верхнюю и Нижнюю полу волости. А по 2- й Нижняя волость разделена на Рождественский и Ильинский станы. Описание месторасположения Ратмеровского стана, Лузской и Лальской волостей и Антропьевой слободы взяты из трех разных статей и относятся они к середине 16 – начала 17 века. У меня на научная статья, поэтому не сохранил источники, просто скопировал нужный фрагмент. Да и не в том суть, что Лальская волость граничила с Вилегодской, а не с Сольвычегодской – одно другому не мешает – у севера есть северо-восток и северо-запад. А суть в том, что Антропьева слобода – особый регион. Ее деревни разбросаны на громадной площади, которая больше нынешнего Лузского района. А обычно район – это несколько волостей и станов. В Уставной губной грамоте поименованы: «Ратмерово, на Лузу, и на Лалу, и в Онтропьеву слободу». И раз Антропьева слобода, ее «островки», охватывает другие волости, то можно предположить, что они выкристаллизовались из нее. Просуществовав более двух с половиною веков, Слобода выполнила свою роль в заселении обширной территории. А чтобы разобраться с чересполосицею деревень во времени и предлагаю обработать все появившиеся на сайте писцовые и переписные книги 1620-1678 годов. 

Андреевская волость и Андреевская волость Антипинский приход  по 1-1 ревизии можно посмотреть 350-2-3331.

Все деревни расположены на левом берегу реки Луза. 

Деревни, действительно, располагаются по левому берегу Лузы, вдоль дороги. Эта местность, из-за своей удалённости от уезных центров, вероятно, и стала заселятья только после того, как была проложена дорога в Пермь. Но я имел в виду не только населённые пункты, а всю территорию волости - вместе с лесными угодьями и сенокосными пожнями, которые располагались на правых притоках Лузы - речках Лехта, Берёзовка и др. В нескольких деревнях были переправы с паромами, да и просто на лодках переправлялись. Сейчас, наверное, весь правый берег заброшен. 

Из литературы известно, что во время правления Петра I черносошные крестьяне, которых с этого времени стали называть казёнными, стали всё более и более прикрепляться к земле, и их положение стало не лучше крепостных. Формально право совершать сделки по купле-продаже земли они не лишились, но без согласия общины - коллективного землевладельца - крестьянин не мог продать свой жеребей. В ревизских сказках есть немало упоминаний о "переводе" крестьянина из деревни в деревню. По моему мнению, это происходило тогда, когда  при разделе хозяйства выделить ему земельный надел в своей деревне возможности не было, а в другой (в пределах сельского общества) был свободный жеребей. В некоторых случаях крестьянин переходил в другую деревню на наследственное владение. И лишь в начале 19 в. государственным крестьянам было разрешего покупать незаселённые людьми земли владельческих деревень.

А какое Ваше мнение по этому поводу, и встречались ли Вам купчие 18 века? 

Специально не занимался купчими. Мои предки с 1646 г. известны в Котельничском уезде в оброчном стане. Север Котельничского уезда активно начал заселяться в 1630-1640 годах. Именно раздача земель в аренду с выплатой оброка и спровоцировал массовый отток крестьян из Антропьевой слободы. Это хорошо видно по писцовым книгам Сольвычегодского уезда 1645-1647 годов. Там же можно найти примеры раздачи пустых жеребей на льготу и последующую выплату оброка. А по писцовой 1677-82 гг. можно заметить, что при наследовании жеребей тоже давали льготу. Поэтому предполагаю, что начался процесс перехода от тягла к оброку. В какой-то момент, по всей видимости и земля была закреплена за общиной, о чем пишите. Иначе Антропьева слобода прекратила свое существование, что видно из 3-й ревизии. 

Говоря «Антропьева слобода прекратила своё существование», Вы, вероятно, имеете в виду, что она перестала быть свободным поселением, освобождённым от налогов. По моему мнению, это произошло значительно раньше, ещё до первых писцовых книг, а само понятие «слобода» долгое время сохранялось лишь по традиции. В писцовых книгах нередко встречается название «Онтропьевская волость». В ревизиях, действительно, от неё остался лишь Преображенский погост, и то не весь, а лишь его правобережная часть. Но подобное дробление произошло со всеми волостями – это была всеобщая тенденция того времени. А это название сохранялось и позже, вплоть до начала 20 в.  – когда деревни бывшей Антропьевой слободы входили в состав Палемской и Целяковской волостей: владельческий стан, который составляли владельческие деревни, назывался Антропьевским; в газетных публикациях встречал название «Антропьевская мельница», правда, где она находилась, не определил.