Сверяя времена и даты

Никогда не вёл свой блог, хотя регулярно просматриваю другие и иногда делаю комментарии. Но, полагаю, сегодня есть чем поделиться с краеведами. В декабре вышла моя пятая книга краеведческого содержания "Сверяя времена и даты, сверяя имена и даты" по истории земли Тужинской на истории крестьянских родов (Есть в Герценке).

Почему выбрал такую концепцию? История малой родины складывается из истории конкретных родов, проживавших на ней или переселившихся на неё. К 300-летию посёлка Тужи (считай, села Пижемского, потому, что марийская деревня Тужа старше самого села) в 2002 году написал в районной газете ряд статей под названием "Улицы нашего детства" о 1960-х годах. Это и мои детские воспоминания, и воспоминания старожилов. А, если копнуть глубже? Что мы знаем о своей истории? Учитель географии, краевед Анатолий Александрович Кожевников, создавший при школе краеведческий музей, активно работал в то время со школьниками (в 1960-е). Ходили по деревням, записывали воспоминания старожилов. Но все эти воспоминания не простирались далее Октябрьской революции, становления колхозов и Великой Отечественной войны. Всё, что было ранее, строилось на легендах, предположениях и на общей истории земли Российской. Да, мы учили историю по учебникам, запоминали героев, которые к истории района и даже Вятской земли не имели отношения. Встречались даже земляки-однофамильцы. Мы так и считали, что они просто однофамильцы. Мало ли на земле одинаковых фамилий? О наших-то дедах, прадедах родители ничего не рассказывали, памятуя о репрессиях 1930-х. ( а вдруг во враги народа запишут). Так и жили "Иванами, родства не помнящими". И только в 1990-х открылись двери архивов, и стала появляться какая-то информация. Однако, к 1990-м и краеведения, как такового, не стало.

Если брать нынешних школьников, они и историю-то России толком не представляют. Интернет завален фейковыми новостями, жареными фактами. Как во всём разобраться? И напрашивается вопрос: как вернуть краеведение в школы, иначе...? Что иначе? То, что уже нынче происходит. За 16 лет моей работы в архивах (с начала 2004 г.) население Тужинского района сократилось почти вдвое (уже менее 6 тыс. чел.). Идёт неестественный "естественныйй" отбор, когда самые умные, толковые, энергичные уезжают из района в города, а кто остаётся? (этот естественный отбор касается и руководителей предприятий и района). Молодёжь не знает историю своих предков, их здесь просто ничего не держит. Нет примера для подражания, нет своих героев.

Когда начал собирать свою родословную, выбирал всех вятских Вершининых по всем уездам. Помог Василий Андреевич Старостин. Ещё не было Книги Вятских Родов, он скинул мне по Вершининым то, что уже успел наработать. Оказалось, жили они в 144 населённых пунктах. По 109 деревням я сумел собрать родословные цепочки до последней ревизии 1858 г., а по некоторым вывел на современников. Все цепочки сводились к трём центрам: Котельнич с устьем Моломы, Истобенские станы и Волково, Никульчино со Слободским. И уже не было сомнения, что все Вершинины на Вятской земле одного рода. Оставалось только найти общие корни. Мне повезло.

Когда нашёл в Грамотах и актах архиерейского дома (труды ВУАК) договорную запись 1652 г. о разделе по третям Шабуровского острова, что между Вяткою и Моломою, где фигурантами были Михайло Иванов Вершинин, Худяк и Алексей Мартьяновы. Попытался найти их в писцовой книге 1646 г., которую сам же и "переводил" с кирилицы в вордовский формат с микрофильмов, взятых в прокат в РГАДА (Российский государственный архив древних актов в г. Москве). Мартьяновых нашёл в деревнях Кириловской близ устья Моломы и Мартьяновской- родовой деревне Мартьяновых, а вот Вершинина Михаила нигде не было. Помог в тот раз (как и со многими другими Вершиниными начала 17 в.) Иван Худяков, с которым мы переписывались (спасибо ему, скинул информацию по тем же деревням, но с оригинала, микрофильмы были сняты со списка). В оригинале братья Ивановичи были записаны как Михайло Иванов сын Вершинин, Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин (за двойным прозванием) и Васка Иванов сын Вершинин. Худяк и Алексей были Мартьяновыми. Итак, фамилия разделилась на Мартьяновых и Вершининых. Осталось посмотреть в Грамотах и актах архиерейского дома, а кто же получил на оброк Шабуровский остров. Так вышел на жалованные грамоты Ивана Васильевича (Грознаго) от 1551 г. Титу Мартьянову на Шабуровский остров и Каше Мартьянову на луг ниже г. Котельнича. "Замечательные, но забытые вятчане" - писал о них А.С.Верешагин в одноимённой статье. И родословная цепочка с 1615 г. и далее сложилась, как минимум, по Котельничским Вершининым. Но, поскольку статусное прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник), а это следует из жалованных грамот - Тит и Каша были соратниками и приближёнными вятского воеводы Бахтеяра Зюзина, и служили "нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы" - это прозвище вряд ли могло появиться в это же время ещё где-то на Вятской земле, истобенские Вершинины (в 20 верстах от дер. Кириловской), да и Слободские (Вершининская пустошь в 1615 г. на засечной черте, опустевшая лет сорок тому от черемисской войны, и многие вершининские деревни в округе говорят о службе Вершининского рода на самых ответственных участках).

Ныне база данных по переписям и другим документам 17-18 вв на краеведческом портале "Родная Вятка" позволяет работать с документами дома. Это позволяет адаптироваться к текстам и почерку писцов. Я трижды ездил в Москву в РГАДА, чтобы собрать по крупицам историю района начала 18 в. или, хотя бы, иметь о ней какое-то представление, задавался вопросом: почему два государственных учреждения РГАДА и ГАКО не могут договориться о том, чтобы, пусть силами местных креведов, переснять цифровыми камерами и вернуть в электронном виде хотя бы часть информации о Вятской земле в Кировский архив, поскольку добыть что-либо в Москве за поездку, другую - физически невозможно, не говоря уже о материальных затратах. И даже писал по этому поводу на сайт президента. На удивление, даже ответы получил от всех, связанных с этим сторон. Оставалось только ждать решения.

За последние два года почерпнул по истории Тужинской земли (Вятской земли, поскольку, чтобы проследить миграцию населения, необходимо и по другим уездам работать) достаточно много информации, и часть её вошла в книгу "Сверяя времена и даты". Но это ещё не финал работы. Предстоит на той же концепции поработать по истории деревень. Каждая основана представителями одного или нескольких родов. Когда пришли первопоселенцы, откуда, проследить каждый род, вывести на современников, а современники уже дополнят историю деревни своими историями. А, если кто-то захочет продвинуться в познании своих предков глубже, "ствол" древа уже есть.

Почему принял за основу такую концепцию - история малой родины на истории крестьянских родов? Вспомнил однажды, как бабушка ткала половик. И представил: нити основы - это крестьянские рода, а уточная нить, которую тянет за собой челнок, - это наша история, которая связывает рода. Где-то она тёмных тонов, где-то - светлых, ярких. Разное было в жизни малой родины и страны. Разорваны местами нити основы, да и история иногда скрыта заплатами. Наша миссия - восстановить эти связи, отреставрировать полотно жизни. И помогают нам в этом хранилища людской памяти - архивы.

 

Комментарии

Аватар пользователя Регина

Спасибо! Вдохновляющий на изучение своего рода блог. Вы можете всю эту информацию снять на видеоролик с фотграфиями и фотографиями и выложить в Ютубе?

Аватар пользователя дядя Женя

Регина, мне кажется, краеведческие материалы должны быть на краеведческих сайтах, поскольку они для людей, интересующихся историей своей малой родины. Цель не втом, чтобы собрать больше подписчиков, цель в том, чтобы помочь в какой-то мере краеведам. Когда достоверная информация перемежается с фейковыми новостями, - это вводит людей в заблуждение, кому верить. Не будешь же к каждой информации давать ссылку на архивные дела да ещё оправдываться перед тролями, которых в разных группах предостаточно.

Много лет собирал информацию по истории района, чтобы получить реальное представление о заселении земли Тужинской. Наш район "собран" из территорий, частично, Котельничского уезда - это северная, Караванская сторона, и Яранского уезда, до 1780-х годов относившегося к Казанской губернии, - это вся остальная территория. Но здесь восточная часть тяготела к Кукарке, а западная, юго-западная - к Яранску. Центральная, находясь на старой Вятской дороге, принимала переселенцев со всех сторон. Что было для меня ново, так это значительное влияние дворцовой Кукарской слободы. Писцовые, переписные книги по ней находятся в переписях Алатской дороги, а не Яранского уезда. Первая волна переселенцев в 17 в. пришла с Кукарки в Пиштанскую дворцовую волость, а уже оттуда в 18 в. на территорию нашего района. Приходится вычитывать книги и по Алатской дороге, и по Яранскому уезду, отслеживая перселение по родословным цепочкам того или иного рода. Вторая волна переселенцев шла,в основном с Касинской, Верхошижемской архиерейских вотчин и Илганской волости. Ныне это территория Верхошижемского района. Порядка 50 фамилий с того же порядка деревень переселились на Тужинскую землю по 6-7 ревизиям (первая треть 19 в.). Спасибо Николаю Леонидовичу Стародубову (ныне покойному, царство ему небесное) за его книгу "Наследие прадедов" и за те дела, что вместе с ним просматривали по Верхошижемской стороне. Удалось удлинить родословные цепочки переселенцев за счёт 4-5 поколений на Верхошижемской стороне. Всего на сегодня у нас в базе данных порядка 70 фамилий с родословными на 9-12 колен. Активно участвует в сборе информации Анатолий Григорьевич Скорняков. Все переписи 19 в. по деревням набирает в эксель-таблицах. Я занимаюсь более ранними переписями, теми, что есть на сайте "Родная Вятка".

 

Аватар пользователя Регина

Евгений Аркадьевич, благодарю подробный ответ. Мне была полезной информация о методике поиска и эксель-таблицах. Сомневалась, а сейчас буду их использовать. Тоже хочу книгу написать по доступным в интернете материалам. Вы мотивируете на изучение своих корней. Спасибо!

Аватар пользователя дядя Женя

Анатолий Скорняков, который этим занимается, записывает в начале таблицы первопоселенцев деревни с детьми, их годом рождения и с комментарием: откуда и когда переселились. Далее в таблице данные очередной переписи: вновь прибывшие и родившиеся дети, внуки и так далее. Данные очередной переписи можно выделять другим цветом. Детей записывает с отчеством и напротив имён отцов, чтобы ветви не путались. По такой таблице можно вывести любую ветвь. Я же сразу рисую схему и добавляю детей, внуков, правнуков по мере их нахождения в очередной переписи, либо, если иду в направлении пращура, соединяю ветви общими предками. Когда делал вертикальную схему (черновую) по деревне Евдокимово роду Безденежных на куске обоев на обратной стороне, предварительно расчертил её вертикальными линиями с шагом в 2 см и временным промежутком в 10 лет, пометив линии с таким интервалом: 1700 г, 1710, 1720, 1730 и т.п. Древо разветвлялось вправо, а имена родившихся писал (вернее, клеил полоски с именами детей) от точки года рождения на временной шкале (если год рождения 1725, то имя начиналось посредине между линиями 1720 и 1730). По такой схеме легко найти любого конкретного человека из другого документа по имени , отчеству и году рождения, любого предка в своей ветви рода. Также можно легко пристыковать любую ветвь к уже готовому древу.

Аватар пользователя Регина

 

Евгений Аркадьевич, спасибо.  Какое у Вас трудолюбие! Восхищена.

Аватар пользователя allaburdina

Совершенно правильная постановка вопроса. Хорошо, что есть люди, которые хотят найти нити основы нашего бытия и находят их в глубинах исторических наслоений. 

"Хочется знать старину, какова бы она не была, даже и чужую, а своя еще милее", писал Н.М.Карамзин.

 

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за интересное сообщение! Удачи вам в дальнейших поисках.

Аватар пользователя skygrad

По археологии Пижемские городища 12-15 веков однозначно славянские, финноугорского материала очень мало, даже меньше, чем на средневятских. Но в сер. 15 в. жизнь прекратилась, видимо, связано с войнами Москвы и Казани. Тогда и продвинулись черемисы на север. Спустя примерно сто лет эти земли стали вновь заселяться вятчанами из Котельнича и Слободы.

Аватар пользователя дядя Женя

Мои предки Безденежных по отцовской линии (бабушкина фамилия) в 1660-х годах с Юрьевской волости Котельничского уезда от хлебной скудости переселились в деревни Кукарской дворцовой слободы, один из их детей, Микитка, записался в Яранск в солдаты, а два Микиткины сына переселились в начале 18 в. на территорию Тужинского района: один в Большие Пачи, другой в деревню Козмина возле села Пижемского. Потомки первого в средине 19 в. перебрались в дер. Безденежье, что в 7-8 км от Козминой. Потомки Безденежных второй волны пришли из-под Истобенского в Касинскую вотчину (поч. Омелёхинской), оттуда по 7-й ревизии - в Чугуны, Таганер, Гвоздево и Елганцы нашего района, а часть и далее - в Кикнурский район. Вершинины попали в наш район по четырём ветвям из-под Истобенского: мои, ландмилицкие крестьяне, - в 1789 г. в поч. при речке Стрижовке из дер. Никифора Вершинина (Шалеговская волость), другая ветвь транзитом через Вишкиль (Вершинята) и боковские починки (Забоковский) (в средине 18 в.) - в дер. Крапивинцы и Блины Караванской стороны (в средине 19 в.). Третья ветвь транзитом через Арбажские починки (Хорошавинский) (2-я пол. 18 в.) - в дер. Идомор и Лоскуты (средина 19 в.). Четвёртая ветвь в средине 20 в. переселилась в Тужу из поч. Багаевского (Гудины).

Спасибо большое Евгений Аркадьевич ! Еще бы Ваши книги почитать . Их нет в электронном виде ? Успехов в поисках !

Аватар пользователя дядя Женя

Олег, я не выставляю книги в электронном виде. Бумажная книга - она передаёт некую энергетику автора. Представьте, если бы священники читали проповеди в церкви с электронного носителя. Стали бы люди ходить в церковь? Обратите внимание, как люди работают в архиве с документами? Сидят с утра и до закрытия зала, пытаясь вобрать в себя максимум информации, без обеда, с перекусом в 10-минутный перерыв для проветривания помещения. Когда переводишь перепись с электронного носителя, такого энтузиазма нет. Выписываю на бумажки названия деревень, номера листов и интересующие фамилии. Какие-то абзацы в расширенном виде дословно, чтобы знать, какая информация в переписи есть, кроме семейных списков. К электронному носителю по этим "почеркушкам" всегда можно вернуться. В архиве переписываешь всё, что может понадобиться, зная, что вряд ли ещё вернёшься к данному делу. И, если хочешь иметь копию документа в домашнем архиве или для публикации в книге, только тогда заказываешь сканы нужной страницы. Почему работаю с бумажками? Они все под рукой, можно сравнивать, анализировать сразу много информации, особенно, при составлении родословных древ. Представьте родословную схему хотя бы с сотней персон. Их же все взглядом в электронном виде не охватишь, просто, не прочитать.

И ещё аргумент. Выпуск книги - предприятие весьма затратное. Что может позволить себе краевед? Тираж максимум 500 экз. И те вряд ли удастся реализовать. Обычно стоимость продажи книги равна стоимости вёрстки и печати её (по себе сужу). Может быть, плюс процентов 10 (на подарочные экземпляры, для себя и родственников). Вся заложенная в неё информация, практически, бесплатна, несмотря на то, что каждая поездка в областной архив - это около 1000 руб транспортных расходов, время и прочие расходы не считаю. Но на 500 экз. надо не одну сотню рублей. Таких денег нет. Приходится снижать тираж до 100-150 экз. при увеличении себестоимости печати и цены одного экземляра, рассчитывая, что те, кому книга интересна, заплатят и большую цену, чем могла бы быть при большем тираже, и тираж разойдётся. Да, за своё хобби надо платить, но не доплачивать же ещё каждому за покупку книги.

Аватар пользователя skygrad

Уважаемый Евгений, сравнение краеведческой деятельности со священнослужением несколько смелое)) Я читал пару раз доклады для слушателей с планшета, удобно. Вообще, всё храню в инете, бумажки есть как архив на всякий случай, но искать неудобно.

Аватар пользователя дядя Женя

Писал расширенный комментарий, да свет вырубили. Краеведение со священнослужением никогда не сравнивал. Разве, что с работой сыщика, следователя. Можно найти что-то общее, например, отношение к культуре, к традициям. Всякие вещи в музее несут в себе энергетику. Замени артефакты их фотографиями и всё, энергетика пропадает. Лучше посмотреть одну картину в музее, нежели сотню их изображений в компьютере. Что в какой-то мере обесценивает восприятие экспонатов в музее, так это некомпетентность работников музея (я о некоторых районных). Нет информации о предмете, привязки к конкретным людям, деревням, к истории малой родины. Вроде и богатая коллекция, а на деле - склад подержанных вещей. Об отношении властей. В Туже в прошлом году открыли "впервые в области Центр туризма и краеведения". Под такой вывеской ныне капитально отремонтированная по программе поддержки местных инициатив (ППМИ) автостанция, стоящая возле трассы на отшибе. Чтобы как-то оправдать название, развесили в зале ожидания картины да поставили витрины с поделками местных умельцев, повесили всё это на баланс музея. Ни о каких интрукторах по туризму даже речи нет. А по отчётам (в том числе, в госстатистику), в Туже развивается туризм и краеведение. В музее места для запасников и нормальных экспозиций нет, бумаги на полках в комнатушке 2х3 в два яруса до потолка.

Аватар пользователя Маргит

Евгений Аркадьевич, огромное Вам спасибо за такой обзор Ваших поисков! И написано с большой любовью и уважением к своим истокам.  Мои предки по маминой линии тоже из Яранского уезда, и тоже, судя по всему, переселялись туда из-под Котельнича... Видимо, еще есть, что узнать об их истории.

Аватар пользователя Таня Водолей

Евгений Аркадьевич, спасибо большое за пост, очень интересно и поучительно. Вот бы отыскать такого предводителя по Вонданским починкам. Сразу бы встала под его знамена ))) А пока попытаюсь помочь Вам. Вот эти документы Вы видели и интересны ли они Вам? Если Да, то могу сходить в архив и посмотреть их содержимое, чтобы понять, нужны ли сканы? В этом архиве столкнулась с тем, что не все документы разрешают фотографировать своими фотоаппаратами. Третий документ за 1891 год о споре между крестьянами.

Можно еще позадавать что-нибудь в поисковике, только готовьтесь к тому, что грузит оооочень долго...

Аватар пользователя дядя Женя

Да, Татьяна, это очень интересные документы. 1675 г. - это самая ранняя дата, где говорится о крестьянах Пижемской волости. Надеюсь, речь о Яранском уезде, а не о Пижмах Мезенской и Печёрской, где был волок между реками. И во втором деле должны быть конкретные фамилии крестьян в деле по земельному вопросу. По Вонданским починкам я могу посмотреть первые ревизии по интересующим Вас фамилиям, если таковые есть. Иногда только имена и отчества (особенно, в Яранском уезде да и Кукарской слободе). Приходиться "плясать" от переписи, где фамилии написаны.

 

Евгений Аркадьевич, Вы упоминали д.Гвоздево. Там проживали кроме Безденежных семьи Надеевых. Может быть вам известно откуда они пришли и когда.

Аватар пользователя дядя Женя

Посмотрел по переписи 1646 г. В Котельничском, Орловском, Слободском уездах такой фамилии не нашлось. Среди известных фамилий переселенцев тоже нет. Если что прояснится, напишу.

 Евгений Аркадьевич, спасибо. По Яранскому району особенно.

Нет ли интереса исследовать свою прямую ветвь по Y-хромосоме, узнав прямую линию ещё дальше, где документальная генеалогия уже не работает?

А аутосомный тест может показать родство в пределах 7 поколений, вдруг выстрелит, и найдёте кузенов среди форумчан. 

С наилучшими пожеланиями.

 

 

 

 

Аватар пользователя дядя Женя

Спасибо за предложение. На 7 поколений родословная у меня достаточно полно прописана. Разве, что кто-то из рекрутов выжил, а в родную деревню не вернулся. Остальные жили компактно в починке Стрижове с 1789 г. как ландмилицкие крестьяне.

Аватар пользователя skygrad

Да, на юге Вятского региона после взятия Казани сначала построили небольшие крепости типа Царевосанчурска (в соседстве с черемисскими селениями), а русские крестьяне, видимо, появились здесь уже в 17 веке.

Самая ранняя перепись по этому району 1646 г.

Сметанино поле 1600