Это окончание рассказа о походе 21-23 мая 2021 года по маршруту Омутнинск-Чёрная Холуница вдоль разобранной узкоколейной железной дороги.
1-й день, Омутнинск - Потеринский - Волковка - Васильевский: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132577
2-й день, Васильевский - Крутой Лог - Новая Половинка: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132628
Маршрут 3-го дня похода: Новая Половинка (Старая Половинка, 45-й километр) - Гниловка - Чёрная Холуница
Ночёвка в Новой Половинке прошла спокойно, дня мы неплохо восстановили силы. Немного мешали спать птицы, которые чирикали всю ночь напролёт, но зато не было дождя. Мы проснулись и стали выбираться из палатки где-то к 6:20.
С утра светило солнышко, над полянами был небольшой туман, на траве ярко сверкала роса.
У нас была с собой крупа и сгущёнка. Мы сварили кашу и позавтракали, попили чаю.
В 8:00 мы вышли из Новой Половинки и отправились в путь.
Перед нами была наезженная прямая дорога переменного качества, такая же как и в предыдущий день пути.
Спустя 300-400 метров мы прошли ещё одну дорожку в сторону Новой Половинки, ведущую к северной части бывшего посёлка. По ней можно выйти туда, где мы накануне видели охотничью вышку-лабаз.
А на левой стороне от УЖД большая поляна, раньше в этом месте тоже были были дома и бараки, относившиеся к посёлку Новая Половинка.
Бывшая УЖД на каждом участке выглядит по-своему на фоне леса разных пород. После 45-го много берёзы.
Встретили артефакт УЖД - километровый указатель 46/47 километр. Раньше такие указатели стояли через каждый километр на столбиках, этот кто-то прибил к дереву.
Прошли поворот направо - бывшая ветка УЖД, которая вела в сторону реки Чёрной Холуницы.
Время от времени на дороге встречались такие большие лужи, что не знаешь, как и обойти.
На других участках дорога плотная, хорошая.
По мере движения нам постоянно встречались свежие вырубки непосредственно рядом с УЖД. Вот очередная делянка слева от дороги.
Прошли поворот налево - бывшая ветка УЖД к лесозаготовкам у речки Двойницы.
Вновь большая делянка, на этот раз справа от дороги.
Время от времени УЖД пересекает заболоченные места в лесу. В таких местах по одной или по обеим сторонам дороги небольшие озёра, для которых насыпь УЖД выступает в роли плотины, препятствуя свободному проходу воды.
По идее, раньше везде в таких местах были водопропускные трубы. Но сейчас вместо них нагромождение палок и досок, засыпанное песком. Не удивлюсь, если трубы были извлечены сборщиками металлолома, и людям пришлось ремонтировать дорогу доступными средствами. Скорее всего, со временем такие места будет промывать весенними потоками воды.
Вновь попались развалины будки путейщиков.
На некоторых участках дороги полотно УЖД настолько разбитое, что сделаны объезды таких участков по сторонам. Здесь объезд слева от УЖД.
А здесь снова объезд, но уже справа. По всей видимости, лесозаготовителям было проще прорубить объезд, чем ремонтировать дорогу.
Как и в предыдущие два дня, вдоль дороги попадаются провода электрической связи, а иногда и лежащие столбы.
Большая делянка слева от дороги.
Канавы вдоль насыпи.
Дорога в делянку.
Ещё один заболоченный участок.
Перед очередной делянкой мы увидели у дороги табличку: "Осторожно. Валка леса". В делянке никого не было.
На обочине встретился старый железнодорожный знак "Сигнал остановки" - красный прямоугольник с чёрной и белой рамками.
Очередная свежая вырубка слева от дороги.
09:36. Дошли до пересечения с дорогой в посёлок Гниловка (Спецпосёлок №5). Нас здесь встретил медведь, изображённый на транспоранте "Берегите лес от пожара".
Налево - дорога к 10-й шахте.
Прямо - к станции Гниловка и далее к Чёрной Холунице.
Мы свернули направо - на Гниловку, оставили рюкзаки под деревом и пошли дальше по дорожке.
Посёлок Гниловка возник в 1933 году как Спецпосёлок № 5, куда были выселены раскулаченные граждане из разных регионов, с целью использования их в качестве рабочей силы на Гниловском руднике Чернохолуницкого завода. Позже к раскулаченным добавились другие категории репрессированных, в том числе поволжские немцы. Население Гниловки доходило до тысячи человек. Условия жизни и труда были очень тяжёлые. Много спецпереселенцев, в т.ч. детей, умерло из-за болезней, особенно в первые годы. Населённый пункт просуществовал до конца 1960-х гг. Сам Гниловский рудник был известен ещё с XIX века, но ключевую роль для Чернохолуницкого завода он стал играть с 1930-х гг. Добыча руды велась шахтным способом, всего до закрытия рудника в 1950-е гг. было разработано 10 шахт. Подробнее история посёлка описана на странице населённого пункта, см. Гниловка (спецпосёлок № 5).
На спутниковом снимке я показал жёлтой линией наш путь по Гниловке и окрестностям. Сначала мы осмотрели лес к северо-западу от посёлка, где обнаружили в лесу большие холмы-терриконы. На одном из них находилось кладбище, точное местоположение которого было нам до похода было неизвестно и которое мы хотели найти. После этого мы прошли на территорию посёлка, перешли речку Гниловку и осмотрели сначала нижнюю, а затем верхнюю часть бышего спецпосёлка. После этого мы перешли по плотине вытекшего пруда в лес и побродили по территории заброшенных шахт №№ 1-8.
Старая дорога в Гниловку широкая, заросшая травой, а на некоторых участках разбитая, с колей.
Дошли до поляны на полпути к посёлку. К северу от этой поляны большой холм-террикон, отмеченный на топографических картах.
Мы забрались на этот холм. Он был похож на те два, что мы накануне видели на Сорок Пятом.
Наверху - ровная площадка, заросшая лесом.
По краям холма встречаются овраги.
В одном из оврагов видна яма, заполненная водой. Возможно, где-то здесь находилась шахта.
Осмотрев холм, мы пошли дальше на восток, перешли поляну, а затем свернули на юг к дороге на Гниловку.
Нам встретилась развилка: направо - в Гниловку, налево - ответвление от основной дороги, идущее на северо-восток и потом возвращающееся в Гниловку с другой стороны. Мы свернули налево.
Немного пройдя по этой дороге, мы свернули направо в лес.
Снова начался большой террикон. Площади этих рукотворных возвышенностей очень впечатляют, ведь весь этот грунт был когда-то извлечён из шахт.
В какой-то момент мы увидели прислонённую к дереву часть изгороди из небольших реечек. Где-то здесь было кладбище. Стали осматривать это место внимательнее.
Осмотревшись, мы убедились, что вокруг имеются холмики, заросшие мхом. Эти холмики трудно было бы принять за могилы, если не знать, что здесь было кладбище. Очевидно, за кладбищем очень давно никто не следит, от могил почти ничего не осталось.
Но всё же на отдельных могилках кое-что сохранилось. Например, вот здесь в качестве креста был использован фрагмент рельсы дековильки с приваренной поперечиной.
Кое-где мы увидели небольшие торчащие из земли железные штыри. Видимо, они удерживали кресты, сейчас бесследно сгнившие.
Ещё попался один полусгнивший и замшелый деревянный крест.
Одна могила на кладбище очень выделяется благодаря высокому холмику, новому кресту и табличке на нём. Здесь покоится Илларион Никитич Пильщиков (1877-1950), уроженец Челябинской области, раскулаченный и сосланный в Гниловку в 1933 году. Его потомки жили (а может ещё и живут, точно не знаю) в Чёрной Холунице. В 2004 году мне довелось пообщаться с его внуком, Пильщиковым Александром Наркиссовичем. Подробнее об истории этой семьи можно прочитать здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/nelzya-predat-zabveniyu
Осмотрев кладбище, мы прошли к северной окраине террикона. Края холма овражистые.
Вышли на дорогу, идущую к северу от террикона.
Здесь большая заболоченная поляна.
Далее дорога разделяется на две части, одна идёт на восток, а другая сворачивает южнее в сторону Гниловки, куда мы и пошли по краю леса.
Вновь вышли на дорожку, ведущую к посёлку.
11:00. Открылась перспектива небольшой северной части спецпосёлка, которая находилась по левому берегу речки Гниловки.
На старом снимке 1935 года видно, что в прошлом на всей площади посёлка лес был вырублен, и вся территория просматривалась с возвышенного места. Сейчас урочище заросло перелесками, мешающими обзору.
Дальше деревьев, растующих вдоль речки Гниловки, ничего не видно.
Осматриваем северную поляну.
На восточной части поляны - остатки изгородей. Долгое время территория заброшенного посёлка использовалась для сенокоса.
Спустились к речке. Здесь местный бобёр устроил плотину.
Далее мы прошли немного вверх по речке, где виднеется просвет среди деревьев в направлении к центральной части посёлка. Из-за запруды пройти к нему тут невозможно, поэтому мы пошли назад и решили перейти речку у бобровой плотины.
Берега заболоченные, сырые. Мы перебрались через препятствия и пошли дальше в направлении на юг.
11:30. Пройдя через лес, мы вновь оказались на полянах. Тут была основная часть посёлка.
На месте домов, от которых ничего почти не осталось, растут деревья, видны остатки фундаментов, кирпичи.
Впервые с момента начала похода здесь появилась сотовая связь и возможность сообщить родным, что мы живы-здоровы.
С северо-востока на юго-запад заростающую поляну пересекает прямая дорога-улица, вдоль которой ровными рядами выросли аллеи из берёз и сосен. Мы сначала прошли по этой дорожке на северо-восток, а потом развернулись и проследовали в обратную сторону.
В западной части урочища открылась широкая поляна.
В паре мест мы заметили руины, оставшиеся от домов.
На месте одного из домов обнаружили старую кованую кровать.
Формы для выпекания хлеба
Отсюда мы пошли через лес дальше в южную часть посёлка. По пути нам попался заяц (сфотографировать не успели). Под деревьями вдоль идущей по лесу тропы заметны неровности от бывших зданий.
12:15. Пройдя перелесок, мы очутились на обширной поляне, оставшейся от южной части спецпосёлка. Мы прошлись вдоль бывшей улицы, осматривая остатки зданий под деревьями.
Под одним из деревьев встретилась гадюка, с которой мы поздоровались и мирно разошлись.
Осмотрев поляну, идём обратно на север.
По пути попадаются ещё остатки старых зданий.
Старая посуда - какие-то кострюли и чугунки.
Ещё кованные кровати и формы для хлеба.
12:39. Далее мы проследовали на северо-западную часть урочища и вышли к речке Гниловке в том месте, где она пересечена плотиной.
Пруд в Гниловке не сохранился - он вытек через промоину в насыпи. Но сама насыпь позволяет перейти посуху на другой берег.
Здесь в речке мы пополнили запасы питьевой воды.
В поисках шахт
Следующей нашей целью был поиск заброшенных шахт. Первая из них должна была быть, по нашим данным, в 300-400 метрах вверх по течению речки Гниловки.
Сначала ничего примечательного не было, но вскоре начали попадаться ямы. Скорее всего, это старые забойки. Ям очень много и они повсюду. Одни неглубокие, у других дна не видно. Вода в одних тёмно-коричневая, а в других более светлая и мутная.
Среди леса встретили небольшую полянку (её видно и на спутником снимке). Здесь явно находилось что-то, связанное с рудником.
Двигаясь в северном направлении, мы упёрлись в неглубокий лог, по которому течёт ручей, впадающий в речку Гниловку.
Мы прошли вверх по берегу лога, немного отдаляясь от него. По пути продолжали попадаться ямы, некоторые выглядели очень зловеще.
13:26. В одной из ям (на фото ниже) заметили бревно, идущее из земли.
Осмотрев это место с другой стороны, мы обратили внимание, что половина этой ямы, отгороженная бревном, имеет квадратную форму.
Дальше стали брать немного северней, в направлении к выходу, и вышли на приподнятую площадку - очередной террикон.
Здесь заприметили яму, очень внушительную по своим размерам. Возможно, это вход в шахту.
Пересекли сырое место в лесу.
Через некоторое время вышли на старый железнодорожный ус и пошли по нему на север (сам ус продолжался дальше на юг). Раньше этот тупик соединял шахты со станцией Гниловка.
13:50. Вскоре мы вышли из леса на дорогу и по ней вернулись на УЖД.
Здесь мы сделали привал: покушали и отдохнули. Через час, в 14:50 мы отправились дальше.
Прошли бывшую станцию Гниловка. Слева виднеется поляна, где находились какие-то строения. По некоторым источникам, станция числилась как отдельный населённый пункт, существовала по крайней мере до 1950-х гг., пока разрабатывался рудник, потом была закрыта.
15:11. Вырубка слева от дороги.
15:13. Дорога идёт по высокой насыпи, пересекает небольшой ручей.
Лесная дорога ушла направо (в восточном направлении).
П
По мере приближения к речке Двойнице бывшей УЖД часто поворачивает, сглаживая спуск. На дороге часто лужи.
15:32. Речка Гниловка. Здесь находится самый большой мост на магистральной линии УЖД.
К реке мы не спускались, поэтому покажу фото, сделанное в 2013 году.
Дорога через мост, вид с севера на юг.
После моста дорога пошла вверх. Проходя этот участок маршрута, мы хорошо ощутили, что это самый большой подъём на всём протяжении УЖД.
Пересекли небольшой ручей, впадающий в Двойницу.
Просека, столбик с номерами кварталов лесоустройства.
16:09. Вышли на соединение с Захваткинской дорогой. Здесь была старая ветка УЖД к лесоучастку Захватинскому. Ветка имела большую длину, её усы заходили на территорию Белохолуницкого района в районе р. Елёвки.
После поворота на Захваткинский наша дорога повернула вправо, к Чёрной Холунице, до которой оставалось менее километра.
Финальный участок пути. Здесь УЖД выпрямлялась перед станцией.
Но перед самым выходом из леса нас ждала вот эта лужа. Мы даже испугались, что придётся возвращаться и делать крюк, но нашли тропу по кустам слева от дороги.
16:33. Вышли на территорию бывшей станции Чёрная Холуница.
Сейчас от станции ничего не осталось, а площадь, где находилось путевое развитие, используется предпринимателями для складирования заготовленной древесины.
На плотине чернохолуницкого пруда, где проходили пути железной дороги, ещё заметны шпалы, впечатанные в грунт.
От Чернохолуницкого завода, ради которого более 80 лет назад была построена железная дорога, осталось только здание электростанции с трубой, построенное в начале 1940-х гг.
На этом наш поход был почти завершён. Оставалась пара километров до моего родного дома, где уже была истоплена баня и приготовлен ужин. Вечером мы могли спокойно отдохнуть, чтобы на следующий день вернуться к своим делам.
Итоги
Спустя 25 лет после закрытия УЖД сохранилось немного признаков существовавшей здесь железнодорожной инфраструктуры. От путей практически ничего осталось: встречаются очень редкие шпалы и костыли. На всём маршруте нам попался один указатель километража и один железнодорожный знак. Вдоль УЖД встречаются оборванные провода телефонной связи. На некоторых бывших станциях сохранился чёрный цвет земли, пропитанной нефтепродуктами.
В то же время само полотно УЖД, его маршрут и профиль, являются очень характерными и долго будут выдавать своё железнодорожное происхождение. На ряде участков высокая насыпь заметно выделяется среди окружающего ландшафта.
В остальном УЖД превращена в заурядную лесную дорогу, пригодную для проезда только серьёзных внедорожников. Сейчас она используется лесозаготовителями, охотниками, пасечниками и собирателями металлолома. Некоторые участки непроезжие, сделаны объезды. В насыпи УЖД проложен оптоволоконный кабель.
Во всех заброшенных посёлках бывшей УЖД сохранились развалины деревянных домов или их остатки: фундаменты, печные кирпичи, железная домашняя утварь. Логично, что больше следов сохранилось в тех посёлках, которые покинуты недавно. На многих местах, где были дома, выросли деревья. В некоторых бывших посёлках имеется временное присутствие людей: пасеки и/или охотничьи домики есть в Потеринском, Волковке, Васильевском, Крутом Логу, а также в Новой Половинке. От Омутнинска до Васильевского сохраняется линия электропередачи, но потребители электроэнергии есть только в Волковке.
Около Потеринского мы обследовали участок леса, где мог находится склад взрывчатки. В этом месте обнаружена яма и несколько канав, в том числе две, образующих прямоугольный периметр. Для уточнения происхождения этого объекта нужна информация от местных жителей.
В Гниловке и Старой Половинке на местах добычи железной руды сохранилось большое количество ям, оставшихся от разработок, а также высокие холмы-терриконы, куда складировалась пустая порода. В Старой Половинке удалось обнаружить местонахождение бывшей штольни. В Гниловке мы нашли заброшенное кладбище спецпоселенцев и убедились, что от него уже почти ничего не осталось.
В результате похода мы успешно расширили своё представление о бывшей УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница. Получилось очень насыщенное и интересное путешествие.
Мы с Алексеем остались походом очень довольны. Нам удалось вырваться из городской суеты и побыть наедине с природой, освежить свои туристические навыки, посетить интересные для нас места. Алексею большое спасибо за компанию, буду рад сходить вместе ещё куда-нибудь! :)
Спасибо Денис, за отчёт!
Посмотрел фотографии и как будто снова очутился в атмосфере нашей экспедиции. Пройти полным маршрутом по узкоколейке я мечтал давно, ещё с самой юности, даже много лет живя в Васильевском, казалось бы, что тут, прошёл 33 километра до Омутнинска, в следующий раз 25 километров до Чёрной Холуницы, и узкоколейка освоена. Но, всегда по каким-то причинам не удавалось осуществить задуманное. Конечно, не однократно проходил определённые отрезки узкоколейки: с Омутнинска до Васильевки, и наоборот, как пешком, так и на велосипеде. Пару раз приходилось побывать на сборе ягод с болота вблизи 45-го км. (Новая Половинка).
Узкоколейку в работе, я застал мало, в 1996 году, когда я пошёл в 1 класс, а её уже полным ходом разбирали. Хотя, движение поездов в памяти сохранились хорошо.
Последние года, когда заинтересовался историей своего посёлка, а при изучении этой истории, косвенно затрагивается и история строительства УЖД, анализируя различные статьи из газет о темпах строительства узкоколейки, о том с каким трудом приходилось её строить, тем больше хотелось пройти по её маршруту, мысленно ощутить себя в атмосфере эпохи строительства: посмотреть по какой местности прокладывали линию, какие преграды при её строительстве возникали. И действительно, идя по где-то заросшим, где-то настолько разбитым различной техникой местам, представление от увиденного - восхищает. Преодолевая довольно крутые подъемы, извилистые «кривые», обширные насыпи полотна, мысленно предасавляешь, какой большой объем работы приходилось выполнять строителям, а главное, что всё это было выполнено исключительно вручную, как таковой техники при строительстве задействовано не было. Единственный вид техники, это запряженная в телегу или сани лошадь. Топорами рубили трассу для будущей насыпи, сваленный лес распиливали ручными пилами, земляное полотно для линии насыпали зачастую вручную. Жили строители на протяжении всего маршрута на скорую руку сооруженных бараках или землянках.
План исследований, который мы ставили перед собой, выполнен. К примеру, мне было интересно обследовать несколько точек в нашем маршруте: 1) загадочное место вблизи Потеринского лесоучастка, которое на картах обозначается как кладбище (обследовали, кладбища там нет); 2) попытаться найти могилки захоронения военнопленных в Волковке и Крутом Логу (ориентировочные места захоронений я знал, но дождь не дал возможности более подробно обследовать их); 3) обследовать место где находилась шахта № 11 в Новой Половинке, найти основ электростанции, вход в шахту (всё удалось найти и обследовать); 4) найти кладбища в Гниловке (найти удалось только одно, хотя в различных источниках указывается, что на территории Гниловки было несколько кладбищ (два), мусульманское и православное).
Жаль, непогода внесла определенные корректировки нашего маршрута, не удалось обследовать пару лесоучастков, побывать в деревне Половинная. Но, я думаю, что начало в этом направлении у нас есть. Время покажет, будем надеяться, что удастся нам побывать ещё раз в этих местах, есть у нас задумка пройти маршрутом до лесоучастка Захваткинский, ещё раз подробнее обследовать районы 45-го км. (Новая Половинка) и пос. Гниловки. Ну и конечно, будем рады вашим отзывам, уважаемые краеведы, возможно кто-то тоже занимался или занимается историей УЖД Омутная-Чёрная, или же определёнными населёнными пунктами по её маршруту, то делитесь информацией.
Молодцы! Мне было интересно "читать" ваш фоторассказ, хотя я и не увлекаюсь изучением УЖД. И поездками, походами, таким "практическим" краеведением, на данный момент тоже. А ещё совсем недавно объездила весь Верхнекамский район, прошла все местные "околопосёлочные" достопримечательности. Теперь окунулась в краеведение на бумаге. p.s.Чернохолуницкий пруд на фото похож на Созимский. Только дамбы железобетонной не хватает.
Спасибо за отзыв! Да, на Созимском пруду я побывал два года назад, правда похож. Но наш пруд создан на пару столетий раньше. Железобетонный гидроузел у нас есть, я просто тут его фотку не выложил. Старинный деревянный, по которому проходила УЖД, был заменён новым в 2006-2007 годах. Жаль, и пруд после этого стал меньше.
В комментариях к первому и второму дням экспедиции отметил и повторю ещё раз, что очень интересно и познавательно. И следует отметить подробную и точную фиксацию времени и положения всех набдюдений. Проделана трудная, смелая и очень важная для истории экспедиция по родному краю. Собран ценнейший краеведческий материал. Молодцы, Денис и Алексей! Дальнейших Вам успехов, новых открытий, побед и удачи!
Спасибо за отзыв, Сергей Николаевич!
Вот я бы тоже смелость отметила. Пройти по "диким" уже местам, где не только гадюку встретишь, но и крупного хищника, да и места бывших шахт могут оказаться ловушками не каждый сможет осилить. Правда, предки то вятские, а они то и осваивали эту землю. Восхищает природа, невероятно красивый лес. И нет замусоренности пластиком, как в местах доступности автотурисов.
Спасибо за ваш труд первопоходцев и новых успешных походов вам. Эх, если лет так 50 назад можно было бы все так же фиксировать.
Отличная работа и очень познавательная статья?! На днях мы с шуриным обсуждали подобный "вояж", примерно по этим же местам, в будущем. Я решил "погуглить" какую нибудь информацию и вышел на ваш отчет! Вам бы еще канал на ютубе, в видоформате будет вообще ?!