В прошедшие выходные, 19 августа, в Кировской области прошёл ещё один фестиваль районного масштаба «Славим род живописцев Руси», посвящённый 333-летию села Ошеть Сунского района.
В связи с этим событием вновь необходимо зафиксировать несколько больших НЕ (очень сожалею, что не успел этого сделать год назад). Заранее извиняюсь, что будет много букв.
Село НЕ было основано в 1690 году. Это полностью придумка Олега Николаевича Виноградова, увы. Нет ни одного документа, который мог бы подтвердить эту дату. По статьям Виноградова можно даже проследить эволюцию его взглядов. В 1991 г. он писал, что «село основано ОКОЛО 1690 года». То есть Виноградов не был уверен в точности этой даты, хотя и здесь не понятно, на чём он основывался. В 1909 г. В.И. Шабалин в своей знаменитой «Краткой истории об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» писал, что «об основании (села Ошеть. – А.М.) и о построении первых церквей точных сведений нет». П.Н. Луппов в «Истории вятских сёл» лишь предположил: «Нужно думать, что село образовалось или в начале XVIII века, или в конце XVII века». Не отсюда ли растут «ноги»? Спустя всего семь лет (в 1998 г.) в своей книге «Вятский род Васнецовых» Виноградов уже утвердительно, да ещё и с подробностями, написал: «Село Ошеть основано в 1690 году на старой пустоши». На следующей странице следует масса подробностей о том, что было построено при основании села. Откуда всё это взял Виноградов, осталось неизвестным. Он утверждал, что в 1700 году на Ошетском погосте было 18 дворов. Но при переписи 1710 г. было отмечено всего 5 дворов церковнослужителей. Интересно, куда делись остальные 13 дворов? Предполагаю, что Олег Николаевич что-то перепутал в своих записях, которых у него была масса. Отсюда и родились все эти голословные утверждения.
В действительности самое раннее упоминание Ошетского погоста имеется в переписи вотчин Хлыновского Успенского Трифонова монастыря 1702 года. Важно, что описания самого погоста в переписи нет, что косвенно подтверждает его совсем недавнее основание. В Сунской волости была переписана деревня, название которой записано следующим образом: «Деревня против нового Спаского Ошетцкого погоста за логом, что словет Киселевское займище». (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 55. Л. 551об.). Таким образом, в прошлом году можно было отметить 320-летие первого упоминания села Ошеть.
Такая же эволюция взглядов произошла в отношении дьячка Дмитрия Игнатьевича Васнецова. Если Виноградов писал, что этот дьячек был «среди первых основателей села», а представитель рода Ольга Алексеевна Васнецова более корректно отмечала: «Не исключено, что он был одним из тех, кто основал с. Ошеть», то в настоящее время уже без всяких оговорок утверждается, что именно Дмитрий Игнатьевич Васнецов основал село Ошеть. Видимо, единолично! Но, Дмитрий Васнецов НЕ основывал село (погост) Ошеть. Начнём с того, что этот Васнецов был дьячком, о чём часто скромно вовсе умалчивается. В переписи 1710 г. выше него значатся поп Патракей Нестеров сын Головин и дьякон Александр Кирилов сын Широких. Кроме того, среди причетников Спасской Ошетской церкви значились пономарь Антон Иванов сын Шуравин и трапезник Яков Иванов сын Юрлов. Обо всех них почему-то забыли. А забыли по простой причине – всеми правдами и неправдами необходимо продавливать известную фамилию Васнецовых. Это же брэнд, на нём можно делать деньги, привлекать туристов и т.п. А что же остальные? Их будто и не существовало. Но на самом деле, скорее всего, причт Спасской церкви вообще не имел отношения к основанию погоста. Наиболее частой практикой строительства новой церкви было обращение к архиерею (в данном случае, возможно, к архимандриту монастыря) местных крестьян – народонаселение выросло, а ближайшие церкви удалели от их места жительства. В данном случае необходимо сделать ремарку. Возможно, дьякон Александр Широких всё же участвовал в основании погоста. Дело в том, что в переписи вотчин монастыря 1702 г. он вместе с отцом Кирюшкой Леонтьевым сыном Широкого проживал в упомянутой выше деревне, что словет Киселевское займище. В таком случае на памятном знаке основателю села, выполненном скульптором Н.А. Леденцовым, должно значиться имя этого дьякона, а не имя дьячка Васнецова.
И, наконец, ещё один важный вопрос, о котором спорят уже несколько десятилетий – какое отчество было у Дмитрия Васнецова, которого записали в основателя династии знаменитых художников. Так вот, его отчество НЕ было Игнатьевич. Дмитрий назван сыном Игнатьевым только в переписи 1678 г. Больше нигде он не записан с этим отчеством. Нет нигде в источниках и Игнатия Васнецова. Практика показывает, что в чистовом списке переписи 1678 г. содержится большое количество ошибок в именах податного населения Вятки. Писец мог ошибиться при написании отчества Дмитрия. Виноградов в 1998 г. отметил, что «есть в документах и его отчество Кондратьев». Несколько позднее, в 2004 г., Владимир Александрович Любимов в первом издании своей книги «Старая Вятка» привёл сведения переписной 1710 г. и ландратской 1716 г. книг, а также синодика Успенского монастыря, где предок художников ошетский дьячок однозначно именуется как Дмитрий Кондратьевич Васнецов. Я подтвердил сведения Любимова, а также смог найти дополнительные документы, в которых Дмитрий записан с отчеством Кондратьевич. Также я нашёл младшего брата Дмитрия Андрея Кондратьевича Васнецова, и два документа, где Кондратий Васнецов упоминается явно. Впервые он фигурирует в 1663 г. при совершении купчей между жителями Хлынова на дворовое место с садом и огородом. Это место граничило с двором и огородом Кондратия Васнецова. Во второй раз он упоминается в 1678 г. в судном деле, из которого становится известно, что Кондратий задолжал деньги хлыновцу А. Швецову за взятые у него кожи. Таким образом, не может быть никаких сомнений, что настоящее имя предка художников было Дмитрий КОНДРАТЬЕВИЧ Васнецов. То есть, на памятнике священнослужителям Васнецовым в селе Ошеть необходимо изменить надпись «дьячок Дмитрий Игнатьевич Васнецов (1661-1721)» на надпись «дьячок Дмитрий Кондратьевич Васнецов (ок. 1661 – не позднее 1720)».
Вот такая вятская история!
Большое спасибо за полезный и интересный материал! Предки Шульмины жили в Ошетской пятидесятне, на вотчинных землях Трифонова монастыря.
Скажите пожалуйста, а нет ли среди Ваших материалов сведений о первых упоминаниях села Шурма в Уржумском районе и деревни Русская Шуйма в Пижанском районе?
Алексей Леонидович, а разве упоминаемая на рубеже 17-18 вв. домовая архиерейская вотчина на Ошете и село Ошеть - не одно и то же?
Виктор Иванович, существовало два села (погоста) Ошеть. Одно находилось в вотчине архиерея, другое - в вотчине Трифонова монастыря.
Здесь речь идёт о втором.
Вот архиерейское: https://rodnaya-vyatka.ru/places/70962
А вот монастырское: https://rodnaya-vyatka.ru/places/74140
В 1702 г. существовала домовая архиерейская вотчина на Ошети. В 1700 г. в этой вотчине числилось 18 дворов. Не очень разбираюсь в географии тех мест. Разве не эта вотчина позднее стала называться селом Ошеть?
Это если считать вместе с заимками и с пустыми дворами. Жилых дворов было 14. В самом погосте был всего один крестьянский двор.
Но вполне возможно, что Виноградов перепутал сёла.
Вполне возможно, Ишеть точно существовало в 1690-е годы и туда активно переселяли из других вотчин. Источник, указывающий количество дворов 18 был опубликован в ТВУАК в 1907 г.: 289-0001
Ну вот и ответ. Виноградов точно перепутал две Ошети. )
Хороший разбор, спасибо, интересно и поучительно )
Очень интересный материал! И прекрасный пример того, какие спекуляции порой проводятся на якобы исторических фактах
А сколько ещё легенд народ придумал, не счесть. Например, кто-то говорит. что предки от цыган, так как они чёрненькие. Кто-то говорит,что шёл ихний предок с Отечественной войны 1812 года, устал, прикорнул в кустах, тут его и нашли. Хотя до этой войны ихние предки вовсю жили в данной местности и они с Сырьянского стана.
Самые популярные семейные легенды - насчет предков из евреев, цыган, французов и турчанок. 😊😁 Но по ДНК-анализам сие подтверждается лишь в одном случае из 100. И чаще всего это оказываются внезапно армяне, греки или таджики.😁
Интересно, в каком порядке предки рода записываются в поминальных записках, могут ли быть Архип и Ирина, Петр и Феодосия предками Кодрата или это братья-сестры?