Тита Окулова , рожденного в ~ 1630-м г. я искал полтора года, и нашёл! Отчество Тита - Савельев, "потерялся" он, т.к. родитель его будучи малолетним прописан в одном месте (дер. Вошкино, Котельнический), дети взрослые - в другом (окрест. дер. Ульяновской, Орловский уезд), а сам Тит жизнь прожил совсем в других краях - в Кукарке, там он и зафиксирован переписями. Удалось найти и связать все концы, спасибо Алёне Осокиной, специалисту по Кукарке.
Прошло время, и вот случайно, путем перебора разных вариантов написания имен, нашел в базе актовых материалов следующую запись от 1684 года: : .
Июля в 13 день явлена купчая, а в ней пишет се аз Хлынова города вдова Наталья Осипова дочь Титовская жена Окулинова продала есми Спенцынского оброчного стану Василью Якимову сыну Трушкову свой сенной покос свой пай, а тот мой сенной покос на острову Спенцынского озера верхней конец смежно с Трофимовою пожнею Ярдякова ......
Очень уж похож упомянутый Тит Окулин на нашего Тита Окулова, смущает в этой записи то, что это Хлыновский дистрикт, вдова Тита Наталья говорит, что она из Хлынова, - Спенцынское озеро в 10-ти км от Хлынова (ныне оно называется по другому - Келейным озером). Кстати, острова на озере больше нет, оно частично заболотилось и бывший остров, надо полагать, превратился в "полуостров", так это выглядит на яндекс картах.
Итак, вопрос, может ли это быть один и тот же Тит ?
Теоретически может,
1) доказаны передвижения многих представителей рода в пределах радиуса 120 км как минимум, ходили и дальше, есть документ о плавании аж в Самару ( более 1000 км в одну сторону) .
2) Тит Окулин = Тит Окулов ? Почему бы нет, фамилия Окулин/ Окулинов на Вятке, кроме как в этой найденной записи, более не встречается нигде, нет такой фамилии на Вятке, значит возможна очепятка писаря.
3) Обратим внимание, с кем смежит проданный сенной покос - с Трофимовой пожней Ярдякова. Знакомое сочетание, где-то я уже его видел... Нашел! Я видел его в другой купчей, вот она:
1695 г.
Того ж дни явлена купчая, а в ней пищет се аз Орловского тяглово стану Осип Иванов сын Овчиников продал есми приказному подьячему Ивану Трофимову сыну Ердякову деревню свою ....//....... та моя деревня в Орловском в тяглом стану в Кудинской волости в межах с Мокеем и Данилою Окуловыми по огородам и осекам.....// ....
а насеяную испольничною озимь сего году снимать половником моим Луке Окулову, Давыдку Окулову,
Расследование показало, что Иван Трофимов сын Ердяков из этой купчей 1695 года - сын Трофима Ярдякова из купчей 1684 года.
В обеих купчих Ердяковы смежны Окуловым/ Окулиным(овым), хотя уезды разные . "Это жжжжж - неспроста!"
Судьба могла забросить Тита Окулова в хлыновский уезд, например второй раз женился и умер, вдова его продает участок в межах с Трофимом Ердяковым - сыном Орловского пономаря Терешки Ердякова. Т.е. Трофим Ердяков тоже орловский , как и Тит Окулов, и возможно что-то их связывало, т.к. через 11 лет сын Трофима Ердякова став приказным подьячим покупает деревню в межах с Окуловыми, уже в "домашнем" Орловском уезде.
Вот какая загогулина получается!
Но есть и ложка дегтя к этой бочке меда , дело в том, что в Хлынове имеется один житель с чудесной фамилией Охулин, а именно Тит Охулин 1638 гр. Вот так совпадение! Т.е. с не меньшей, если не с большей вероятностью, Тит Окулин/ Окулинов может быть Титом Охулиным. Я проверил написание в оригинале , действительно - там К, а там Х.. но мог же писарь и на этот раз ошибиться! Фамилия Охулин встречается в переписях трижды, из которых один раз в форме Охулихин)
В первом случае никакой опечатки нет: Окулин и Окулов - это одно и то же понятие ("принадлежащий Окуле"), в русском языке суффиксы -ин и -ов равнозначно обозначают принадлежность, т.е. писарь имел право писать и так, и так.
Во втором случае - явно разные слова. Перепутать письменные буквы "к" и "х" трудно. Но от чего может образоваться отчество или прозвище "Охулов"? Да ни от чего. Поэтому я склоняюсь к тому, что Окулов и Охулов - это всё же один и тот же человек (хотя не обязательно тот самый, о котором вы говорите). Видимо, буквы всё-таки как-то перепутались, может, не при написании, а в произношении (новых людей записывали "на слух").
Охулов- может быть прозвище от слова "охулить", устаревшее.
О хлыновском семействе ОХулиных находим всего три упоминания,
1)
1646 г. Хлынов, на посаде
в мирском дворе Федька, да Кирка, да Титка, да Еремка Елизарьевы дети Охулина, Федка 20 лет, Кирилко 19 лет, Титка 8 лет. Еремка 6 лет;
2)
1671 г. Хлынов, на посаде
"двор Титка Охулихина, а ныне на том месте поставлены богарадни, а по сошному писму тягло лежит на миру."
3) 1646, Хлынов, в мирской тюрьме сидят 15 человек, среди них Фетка Охулин
Итого, Охулины имеют отчество Елизарьевы, старший Федька сидит в тюрьме, двор родной пришел в упадок или продан или за долги отобран , раз теперь там богодельня.
Посмотрим Елизара Охулина, может ли он быть Окуловым ? Действительно, Елизар Окулов есть :
1)
Хлыновский уезд, Стан Березовской оброчной
1646. Деревня Игнашки Колпакова
Елизарко Прокопьев сын Сергеев (!) , женат https://disk.yandex.ru/d/zZSA4UV7JHLIVQ/1646%201209-1-518%2001387.JPG
2)
1678г. https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-1209-1-520
Деревня Игнашки Калпакова:
(в) Елизарко Прокопьев сын Окулов, у него сын Афонка женат
Как видим, в первой записи Елизар Прокопьев сын записан Сергеевым , а не Окуловым, но это явно один и тот же человек, у него был брат Емелька Прокопьев сын Окулов. Но вот детей у Елизара только Афоня , в 1646 м году никаких "Федки. Кирки, Титки, Еремы" за ним не значится.
Обратите внимание в 1671г на поч. Игнатия Ардашева (по тексту всей переписи часто встречается по многим лицам приписка "он же" с совершенно иным прозвищем), вероятно он же Колпаков.
Прокопьевы записаны как Прокошевы (Прокошка=Прокопей (Филип и Елизар, и еще...).
Прокопей Сергеев. Тит Ярдяков (по тестю), будучи старше Афони жил в семье жены, имел отъезжую пашню в Орловском уезде
Но что-то мне подозрительно происхождение фамилии Охулин от "Окулов". Во первых взять дикую форму Охулихин , ну ладно ОХулин вместо Окулов , это еще как-то можно понять, натянув сову на глобус, но Охулихин!? Хотя, это уже 1671 год, с 1646 года ( Охулин) прошло 25 лет, записывалось со слов других людей, а не носителя фамилии.
Почему "дикая"? "Охулиха" - жена Охулова, её сын - Охулихин. Всё в рамках русской грамматики.
Мне не до конца ясна причина образования женской формы фамилии, почему Охулин стал Охулихиным? Что изменилось в семье? Вы говорите жена Охулина - Охулиха, но ведь Охулин это дедчество, почему оно меняется, если дед не менялся. Вот если бы жена Охулы стала вдовой, понятно тогда. А тут ведь жена не Охулы, а Елизара - Елизариха тогда, логичней. Запутался, в общем.
У моих Окуловых был аналогичный случай, один брат имел прозвище Гудин ( Мишка Окулов сын Гудин) , другой - Гудихин ( Тимошка Окулов сын Гудихин) . Почему не оба Гудихины или оба Гудины, а только один?
Елизариха - тоже нормально. Из любого из имён мужа может образоваться женское прозвище.
Вот то, что дети именуются либо по отцу, либо по матери - это наверное не случайно. Вероятно, Мишка Гудин был постарше Тимошки Гудихина, и его стали называть "Гудиным" ещё при живом отце.
Спасибо за интересный рассказ! Концовка рассмешила)))
Выше был рассмотрен Елизарко Прокопьев сын Окулов (он же Сергеев) , с ним было непонятно, что за фрукт.
Теперь понятно, вот его отец:
1628-29 гг, Пустошь, что был починок Ильинской Барбакова и Гришинской Бральина тож ( Шестаковский уезд)
пусто место дворовое Проньки Окулова, сшол безвестно во 123-м году,...
Шестаковский уезд Окуловы не заселяли, Пронька там единственный , вероятно это однофамилец, не имеющий отношения к Орловско-Котельническому роду, христианское имя отца Проньки вероятно Сергей , а Окулко- его прозвище .
Рассмотрим также вариант принадлежности к Орловско-Котельнической группировке :
В принципе, по годам (возрасту отца и своему собств) подозреваемый Пронька Окулов (он же Сергеев) соответствует
Тимошке Окулову сыну Гудихину
и
Мишке Окулову сыну Гудину,
все упомянуты самостоятельными личностями в 1615 году, дети ни у кого не обозначены (в отличии например от Давыдки Окулова в 1615 году, у которого записано двое детей не достигших совершеннолетия).
Если принять, что Пронька, Тимошка и Мишка одного рода и являются братьями , то получается, что
их отца звали Сергей , он же Окулко, деда - Гуда( он же Гудок, как вариант - Иуда) , но это прозвище.
Теоретически, Пронька мог забрести в Шестаковский уезд, почему нет, это все ж вовсе не далеко.
Итак, если Пронька , Тимоха и Мишка были братьями.. Уже трое.
Давыдко Окулов явно принадлежит к орловско-котельническому роду, никаких сомнений, это доказывается широким представительством его потомков в "родовом гнезде" - -Ульяновской деревне.
Давыдко может быть только братом или сыном кого-то из трех выше названных. С братством вся понятно, рассмотрим варианты отцовства:
Проньку мы пока условно "ввели в семью", т.ч. остаются Тимошка с Мишкой , кто-то из них двоих теоретически может быть Давыдке отцом.
1 вариант : Мишка .
Мишка записан как Гудин (по мужской ) , Тимошка как Гудихин ( по женской, после смерти главы семейства) , значит теоретически Мишка старше. Этому теоретически противоречат записи , где оба - и Мишка и Тимошка записаны в одной деревне, но Мишка записан по отчеству - Окулов, а Тимошка "по бабушке" - Гудихин.
Ничего не поймешь...
Ладно, продолжим, у Мишки Окулова, если подключить хлыновских , записаны дети :
1) орловские
Митрофан Михайлов Окулов - в 1629 м записан без детей, но в 1646 году сын Митрофана Минейка женат ( ~17 -20 лет) ,
Митрофан - возможно старший сын Мишки, ~1600 гр, или несколько раньше .
Панфилко Михайлов Окулов - в 1646-м возраст примерно 40- 45 лет, т.е. ~1601-05 гр.
Олферко Михайлов Окулов - в 1646м возраст примерно лет на 5 меньше, т.е. ~1610 гр.
2) хлыновские :
Исачко Михайлов Окулов - в 1625 году взрослый - "отдали ей Исак Окулов с товарищи борошен весь Харитонии матери его Тимошкине зипун два и рубашки и рукавици", - Исаку примерно может быть лет 25.. т.е. 1600 гр. Исачко наравне с Митрофаном может быть старшим сыном Мишки
наконец
Логинко Михайлов Окулов - в 1646-м возраст ~ 40-45 , т.е. те же 1601-05 гр.
У Тимошки Окулова дети, записанные :
1) Орловские :
Терешка Тимофеев , в 1629-м записан без детей, в 1646 м сыну Полуекту 16 лет, т.е. Терешка ~ 1605 гр.
2) хлыновские:
Ивашка Тимофеев Окулов , в 1622 у него сенной покоас рядом с деревней Василия Окулова в хлуновском у, т.е. Ивашка взрослый, может быть зрелый человек, лет 25-ти - 30-ти, значит год рождения 1592-97 . Возможно Ивашка еще старше.
И Тимошка, если это один и тот же Тимошка - старше Мишки.
Теперь , может ли быть Тимошка Окулов , если это один и тот же Тимошка в орловском и хлыновском уездах - быть отцом Давыдке Окулову? Надо прикинуть возраст Давыдки:
1615 - Давыдко Окулов да дети его Савка да Васька
Дети несовершенно летние оба, допустим старшему Савке лет 12, тогда Давыдко примерно 1578 г.р.,
Интуитивно , не натягивается сова на глобус, Тимошка в отцы Давыдке не годится. Большие допуски, в них можно целое поколение пропустить.
Новая проблема встает:
хлыновский Ивашка Тимофеев Окулов уже в 1617 ! году жил в деревне Василия Окулова !!
Если существовала целая именная Окуловская ДЕРЕВНЯ в хлыновском уезде, пускай хоть и с одним жителем, значит это однофамильцы, и совпадение самых ранних попавших в переписи имен Мишка, Ивашка, Тимошка, - потрясающая случайность. Ну не может же и этот Васька Окулов быть братом орловским Тимошке, Мишке и Давыдке Окуловым Гудиным.
Или может? Деревня могла иметь несколько названий, одно из них по проживающему в ней Ваське Окулову.
Итак, подведем промежуточную черту, самые ранние имена у Окуловых в Орловском, Хлыновском и Шестаковском у.
Орловский:
1615 г. - Тимошка, Мишка, Ивашка - все в одной деревне, и Давыдко
Хлыновский:
1615 - Мишка, Ивашка Тимофеев , Исачко Михайлов - все в Хлыновском посаде, Васька - именная деревня
1617 - Спирка Окулов в одноименном починке
Шестаковский :
1615 - Пронька Окулов бежал
Совпадение имен: Мишка, Тимошка, Ивашка.
Другие имена : Давыдко, Васька, Пронька, Спирка.
По преемственности имен в роду - у Давыдки был сын Василий, у Ивашки орловского сын Василий , у него ж, Василия Иванова, сын Василий. Не в честь ли Василия Окулова хлыновского? Других Василиев у Окуловых в 17 веке не знаю, не помню. В 18 веке снова встречаются.
Возможно они все таки братья - Василий хлыновский- старший, дальше Тимоха, Мишка, Давыдко , Пронька.
К
Забыл совсем, в 1615 году Исачко уже занимает отдельный двор в хлынове и числится бобылем, значит он точно родился в 90-х 16 века и он старший из всех детей Мишки! Понятное дело, это интересно, только если Мишка орловский и хлыновский - один и тот же человек.
Чаша весов склоняется в пользу того, что Мишка был старше Тимошки,
во первых, он все-таки Гудин (прозвище по мужской линиии) , а Тимоха - Гудихин , это главное,
этому не противоречит "во вторых":
во вторых, если Тимоха и Мишка - одни и те же люди в орл. и хлын. уездах, то их старшие сыновья Исачко Михайлов и Ивашка Тимофеев примерно ровесники, считаем, что ровесники,
оба в 1615 году занимают отдельные , соседние дворы в Хлынове по улице Чачулина - 52 й двор бобыль Исачко, 55-й - Ивашка. (Мишка - в 47-м)
также в 1615 году в деревне Ульяновской (орловс.) значится во дворе Иванко Окулов ( и Мишка и Тимошка Окуловы записаны тут же, в этой же деревне)
Иванко Окулов в орловском уезде записан только в 1615 году, больше нигде в переписях не встречается, только его сын Василий живет там же.
В Хлынове и уезде Ивашка Окулов записан еще в 1617-м ( деревня Васьки Окулова) 1622-м ( покосы рядом с деревней Васьки Окулова) и в 1628-м ( Хлынов) .