Тема "И вновь о Вятке" вызвала интерес. Три последние части из четырёх, которые ушли с начала полосы и находятся на 12-13, 9 и 7-8 стр., набрали в среднем по тысяче просмотров. Для "Родной Вятки" - это высокий результат. Запустил вдогонку в печать книжку "И вновь о Вятке. Историки о Вятской земле". Это анализ статей альманаха "Герценка: вятские записки" по теме истории Вятской земли. Тираж всего 50 экз.
Разделил обсуждения на темы: "Повесть о стране Вятской" - летопись или фальсификат под летопись XVIII в.?", "Об имени "Вятка", "Откуда на вятском гербе лук и стрела?" и "Почему Хлынов?" Надо сказать, читать обсуждение этих тем - одно удовольствие. Это я без издёвки. Действительно, когда все материалы разложены по темам, легко просматривается рациональное зерно наиболее вероятной версии обсуждаемого. Так, А.А.Марков подсказал, что летописную Вятку надо искать не на месте будущего Хлынова, а по ходу следования новгородских ушкуйников на Булгар в 1374 году, когда они пограбили эту Вятку. Зачем сворачивать в устье Моломы налево и грести против течения, когда цель другая? Только он не учёл, что Вятка могла находится в устье Моломы, не обязательно ниже. А, что в устье Моломы, - показал С.В.Ухов. С ним я тоже согласен. Доказательства? - "Книга Большому чертежу" и сообщение египетской энциклопедии 1340 г. о городке Афаткун (Вятке или Вяткине) с расчётами по самой короткой ночи - 58 град. с.ш. и расстоянием от Булгара в 20 днях обычной пешей ходьбы. По темам о луке и стреле на гербе и названии города Хлынова нелестным для вятчан именем не вижу рационального зерна. Разве, что, логически, название произошло от имени-прозвища Хлын с суффиксом -ов. Если не брать известия булгарской хроники о городе Колыне в устье Моломы, который как Колынов-Вятка вписывается в название Хлынов-Вятка, но игнорируется историками.
Вчера побывал в котельничской библиотеке им. Рахманова, договорился о презентации книги "И вновь о Вятке" на 8 декабря, привёз десяток экземпляров для ознакомления и желающим приобрести её. Побывал в Музее крестьянской усадьбы в Ленинской Искре и администрации Биртяевского поселения. Не оставляет мысль построить здесь крепость-острог или "Вятскую заставу" в память о древней Вятке и для визуального представления о жизни наших предков. Важно для молодёжи, и пожилым людям было бы приятно. И, как перспектива, создание здесь туристского хаба.
Когда видишь цель, интуиция обостряется. Включил накануне телеканал "Звезда" и попал на мини-сериал "Дружина" о новгородских дружинниках, по хронологии, 1240-х лет (если не ошибаюсь). Прекрасные виды Свирского острога! Для "Вятской заставы" - то, что надо. "Пощёлкал" фотоаппаратом - отличные кадры острога изнутри, снаружи, со всеми постройками - бери для образца и строй крепость. По спутниковой карте нашёл возле Вятки в Ленинской Искре подходящую поляну, а вчера посмотрел её в натуре и также сфотографировал. Мыс между оврагом и рекой Вяткой именно то место, где бы предки построили дозорную заставу (а, может быть, она и была в этом месте). Без смотровых башен просматривается с берега изгиб Вятки в устье Моломы. По оврагу спуск к реке, не исключено, что рукотворный, поскольку уклон поверхности земли идёт от берега. А рядом были Репейные исады, то есть, пристань, и два десятка бобыльских дворов, по переписи В.П.Отяева 1646 г. Дело за небольшим - создать инициативную группу для продвижения идеи и попытаться выйти на грант в конкурсе местных инициатив. Проект областного значения. Может быть, губернатор обратит на это внимание.
Здорово! Ваши материалы, Евгений Аркадьевич, не просто интересны, они ценны! Мы всегда читаем их с удовольствием. А идея создания Вятской заставы - это не только местный или региональный масштаб, это уровень федеральный! По всей России есть выходцы с Вятского края. Сегодня есть возможности привлечения средств на грантовой основе из разных источников и бюджетов. В первую очередь - это Фонд президентских грантов (он только для некоммерческих организаций), далее есть Фонд культурных инициатив - там не только НКО, но и бюджетные организации культуры могут подать заявку. А еще есть Фонд Владимира Потанина, и там сейчас проходит два конкурса "Музей 4.0" и "Креативный музей" (срок подачи заявок до 20 декабря). Не нужно исключать местные и областные субсидии. Есть поддержка по линии туризма (тоже конкурсы). Если объединить всё это вместе, можно получить хороший результат. Но, как Вы и пишете, должна быть инициативная группа, официальная поддержка от властей, некоммерческих структур и бизнеса. Готовы проконсультировать по грантам.
grev, спасибо за подсказку. Попробую с главой Биртяевского сельского поселения С.А Кузнецовым переговорить.
Сделал со спутниковой карты скриншот. Масштаб там есть. На полянке возле реки Вятки прекрасно вписывается острог, подобный Свирскому из мини-сериала "Дружина". По времени совпадает - XIII век. Можно копировать костюмы, обстановку в остроге, устройство въездной башни. По соотношению роста людей и высоты объектов легко рассчитать их реальные размеры и их местоположение в пространстве острога. Для участия в грантовом конкурсе, очевидно, придётся изготовить и макет острога. Котельничане (и не только), объединяйтесь в инициативную группу во главе с главой Биртяевского поселения Ленинской Искры Сергеем Александровичем Кузнецовым (полагаю, на откажет). Будем обсуждать этапы продвижения проекта. 2025 год может быть юбилейным для древней Вятки (1150 - 2025) - 875 лет!
Можно попробовать обратиться в ВятГУ. Студентам будет полезно познакомиться с историей края, они в рамках своих курсовых и дипломных работ могут разработать концепцию проекта, сделать макет крепости, выстроить туристический маршрут, рассчитать затраты и экономический эффект. То есть подготовить конкретику для заявок на гранты. И еще важен статус земельного участка. В какой он категории. Не на всех разрешается строительство мест отдыха и развлечений, даже исторически важных.
Спасибо, grev, за интересное предложение! Я бы ещё добавил. На участке студенты могли бы поучаствовать в раскопках, проверить культурный слой на наличие артефактов, если такое разрешение будет получено. Не знаю, существуют ли сейчас студенческие строительные отряды (ССО), но сделать срубы небольшой церкви, дома, сарая, навесов и устроить ограждение тыном из брёвен студенты при некоторой практике плотницких работ вполне смогли бы. Это не капитальное строительство с новыми технологиями. Острог должен быть построен вручную, а не из оцилиндрованных брёвен, как ныне делается. Можно под эту программу и добровольцев собрать. Сегодня в новостях показывали Архангельскую область, где построено на туристическом объекте средневековое поселение. У нас в области подобных объектов нет.
Познакомился с интересной книгой "Обзор русской истории" С.Г.Пушкарёва (ISBN 985-6804-22-1), Издательство Белорусского Экзархата, 2006 г., тираж - 6000 экз., написанной по благословению Высокопреосвященнешего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси ФИЛАРЕТА. На форзаце книги написано:
Имя историка Сергея Германовича Пушкарёва (1888-1984) долгое время было забытым в России. Предлагаемая читателю книга содержит ёмкий и одновременно увлекательный обзор политической и церковной истории русского народа. Смотря на прошлое нашего Отечества глазами человека глубоко верующего, чувствующего общность духовных судеб прошлого и настоящего, автор положил в основу своей книги разнообразные исторические источники, труды русских историков С.М.Соловьёва, Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского и др. "Обзор..." охватывает период от образования Киевской Руси до падения монархии в феврале 1917 года. Труд С.Г.Пушкарёва может служить пособием для более глубокого изучения истории Российского государства и Церкви.
В книге много цитат. В предисловии автор пишет: "Я прошу читателя принять во внимание, что эта книга написана не для развлечения, а для поучения, и я уверен, что если он мужественно преодолеет первые 10 страниц 1-й главы, он уже больше не будет бояться летописных цитат. В своём изложении я стремлюсь быть совершенно объективным "докладчиком", но не прокурором и не адвокатом нашего исторического прошлого; я не окрашиваю его ни в чёрный, ни в нежно-розовый цвет! Я не стараюсь втиснуть факты нашей истории в рамки какой-либо исторической или социальной схемы, - я даю лишь фактическое изложение исторических событий и описание политического и социального строя в каждом периоде..."
Обозреваемый период большой. Поискал, что же есть по Вятке. В главе "Князья великие, удельные и служебные"... Политическое устройство Северо-Восточной Руси в XV и первой половине XVI в. представляло чрезвычайно пёструю и сложную картину. Её территория, за исключением владений трёх "северо-русских народоправств" - Новгорода Великого, Пскова и Вятки, - разделялась на множество княжеств, великих и удельных. Великий князь Владимирский почитался старшим среди русских князей. Со времени Калиты титул великих князей Владимирских носили князья Московские, но старшие князья отдельных значительных областей также носили титул "великих князей", и, таким образом, кроме Владимирского, существовали ещё великие князья Тверские, Рязанские, Ростовские, Ярославские и Суздальско-Нижегородские, причём княжества Тверское и Рязанское до конца XV в. сохраняли свою полную политическую независимость не только во внутренних делах, но и во внешних сношениях. В каждом великом княжестве находился ряд удельных княжеств, где отношения между удельными и великими князьями определялись междукняжескими договорами и т.д. Неудивительно, что были территориальные споры между князьями и многочисленные войны.
К чему я это? К роли Вятской земли во всех этих отношениях. Что мы знаем об истории Вятской земли? Какие-то несвязные отрывки из "Повести о стране Вятской"? Прослеживается ли там хоть какая-то связь с "внешним " миром? Абсолютно никакой. Вот и надо с этим разобраться.
Дискутировали на тему вятского герба с Евгением Михайловичем Дрогиным, нашим главным герольдмейстером. Его статья была опубликована в альманахе "Герценка: вятские записки", вып. 17, 2010 г. в ходе обсуждения темы круглого стола "О фальсификации Вятской истории...". Совпадение изображения лука и стрелы на тамге-печати города Колына и Нукратской и Бийсуйской губернии Волжской Булгарии и "вятьцкой печати" на большой печати Ивана Грозного он считает случайным совпадением, никак с вятским гербом не связанным. На Вятке даже в XVIII в. о гербе, гербовой печати Вятская канцелярия понятия не имела. Евгений Михайлович считает, что гербы или печати губерний при Иване Грозном герольдмейстеры царя придумали сами, чтобы создать большую печать для внешних сношений Руси с другими государствами. Большее количество губерний в печати на документе повышало статус государства. В самих де губерниях они не использовались. Что печать Ивана Грозного создавалась в XVI в., а Нукратской губернии - в XII в., это большой промежуток. Кто бы о той печати-тамге вспомнил. Но, главное, у русских не принято было создавать печати-тамги. Это более восточная культура. Тамга - это родовой знак и использовался для обозначения владельца.
Отчего же, и на русской земле тамга применялась. Встречается в переписях для обозначения владельцев бортных угодий, например.
Тамга-печать Мер-Чуры, полученная им за меткий выстрел в Изяслава Глебовича во время осады русскими князьями Булгарской столицы города Буляра, это и есть восточная культура. Вятская земля на протяжении 3-х с половиной столетий была северной булгарской провинцией. Город Вятка был не русским, а булгарским городом, известен уже в 1150 году под булгарским названием балик Нукрат на Нукрат-су, когда кан Колын заложил новый центр Бийсу возле этого города. Почему история Вятской земли ныне так же темна, как писал о ней Н.И.Костомаров? Не там искали. В русских летописях город Вятка впервые упоминается в 1374 г. в связи с ограблением её новгородскими ушкуйниками. К Русскому государству Вятская земля была присоединена Иваном III в 1489 г. А до этого русским летописцам до неё дела не было. Искать её историю надо в булгарской хронике "Джагфар тарихы", либо не искать нигде, а довольствоваться сказочной "Повестью..." Я предпочитаю первое, и это даёт результаты.
Исправляюсь: сериал называется не "Дружина", а "Витязи". Так рекламируется по телеканалу "Звезда" продолжение сериала о "новгородском спецназе" 13 века. На этой неделе или в выходные, точно не знаю, но попробую поснимать с экрана виды Свирской крепости, костюмы витязей, интерьеры помещений и пр. Если удастся продвинуть проект "Вятская застава" на Котельничской земле, пригодится при его осуществлении.
Попробуем искать следы в булгарской хронике "Джагфар тарихы", связанные с территорией Вятской земли, на то время булгарской. Гл. 5, 865 год., стр. 38
"Пока враги Булгарии не опомнились, Джилки стал расширять пределы своего государства. Первым делом он двинулся к устью Тамтазая и этим добился подчинения Бершуда, которым правил моджарский или «чирмышский» по-бурджански бий Куш из рода Аскала. Куш, желая показать кану, что он приобрел в его лице верного бия, со всем своим ополчением — урмой — совершил поход на запад и север. На западе он дошел до реки, которую объявил границей Булгарии под названием Куш-Урма (Кострома). А на севере бий Куш подчинил Булгару арские, сэбэрские и урские племена, проживавшие между реками Нукрат-су и Чулман и Кар дингезе. Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу, а сэбэрские — провинциями Ура и Байгул..."
Территория между Нукрат-су и Чулман (между Вяткой и Камой) - это и есть территория будущей Вятской земли. Кар дингезе - Баренцево море, куда впадает река Печора. Эти территории стали называться провинцией Бийсу.
Всех биев кан оставил на своих местах и объявил их тарханами (свободными от податей, пользующимися особыми преимуществами), объявил им дань мехами, мёдом, воском, хлебом, скотом. Места джиенов (встреч с биями и их родами), где судил, назначал на должности, собирал дань: Болгар, Нур-Сувар, Сульча, Буляр, Аламир-Султан (Елабуга), Кашан, Джукетау. На джиены собиралось много купцов, поскольку торговля здесь не облагалась налогами. Бершудские моджарцы (племена Казахстана) и башкорты Саха и Сока (Башкортостана) за вдвое меньшую дань стали ополченцами в военное время и поставляли 4 тыс. постоянных всадников для армии. Их стали называть чирмышами, их владения за р. Чермеш-ан (Черемшан) - границей чирмышей. Последующие 30 лет сыновья Джилки Алмыш, Бат-Угыр и Арбат делят власть.
Что ещё интересного о Вятской земле? 964 г., стр. 58.
"А глава булгарских анчийцев мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем получил от кана почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров... Эта речка впадает в Гюль-Асму, (Клязьму) и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас является городом Балыном (Суздаль). А Балын женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Они сообща стали заниматься судостроением, заготовкой и продажей леса, меда, воска, мехов и составили один дом Караджуров. Их сыном был Саин, названный так в честь деда, а его сыном — Кулбак, названный так в память о кулбакском происхождении Караджуры. Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта. Тогда же он плавал вместе с тебиром Шахидуллой к беку Джира (Ростова) Барысу с предложением о беспошлинной торговле булгарских купцов на Руси в обмен на часть джирской дани. Барыс горячо поддержал Шахидуллу и сам отправился с ним в Башту выпрашивать разрешение на это у отца Булымера (отправился в Киев выпрашивать разрешение у отца Владимира Мономаха?). Булымер охотно подписал грамоту о таковом разрешении, ибо тяготился унизительной для него «джирщиной» (джирской данью)...
"... в 964 году мурдасы предложили сыну Угыра Барысу помочь им овладеть Каном (Муромом), за что обещали платить дань Башту (Киеву). Барыс сначала взял у наших Джир (Ростов), а затем проплыл к Кану (Мурому) и овладел им. Талиб Мумин, желая вовлечь Барыса в хазарскую войну, уступил ему западную часть Кортджака (булгарской губернии с центром в Балын-балике) до Балына, но Восточный Кортджак от Лока до Саин-Идели остался за Булгаром до 1164 года...
Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына (Суздаля) часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев в 1111 году в возрасте 41 года..."
Урджум на Нукрат-су - это ныне город Уржум. Ещё один отрывок из хроники:
А Сып нередко плавал в Башту, перевозя свои корабли из Идели в Шир по Бехташу, и поэтому получил прозвище Шамбат. Он был дружен с Салманом, плававшим с его отцом к Алаберде. И владения их находились рядом, в округе Улем... А еще владения потомков Хума, которых называли домом Утар — по имени предка Худ-Эрека, располагались на Чуыле и Агидели. Из этого дома вышло немало славных салчибашей, хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Угара — самый север Садума — Урман... Однажды корабль Сып-Шамбата попал в страшную бурю, и он в страхе воззвал к милосердию Всевышнего, обещая в случае спасения принять ислам. Творец пощадил морехода, и Сып-Шамбат по прибытии в Булгар взял имя Гусман... На свои деньги он возвел крепость Гусман на реке Джук, ставшую главной на Нукратском пути на север. А этот юл начинался в Болrape. Из Болгара плыли по Агидели и Нукрат-су, а затем проходили к крепости Гусман, где соединялись дороги из Джира и Болгара. А из Гусман-Катау по Джуку и Туну выходили к реке Бишек, по ней добирались до притока Бий-су Ошмы и по Ошме также проходили к Бийсу. Ответвление Нукратской дороги, шедшей из Болгара по Агидели и Чулману в Бийсу, называлось Чулманской дорогой...
Крепость Гусман-катау на реке Юг - это, судя по карте, Никольский погост. Плыли по Волге, Вятке и Моломе, с которой был переход до реки Юг и Никольского острога (крепости Гусман-катау). Далее по Югу и Северной Двине до Вычегды, по ней до верховьев Ошмы, впадающей в Печору. Когда северные территории захватили новгородцы и стали совершать набеги на Бугларию, кан Колын заложил в 1150 году новый центр Бийсуйской провинции город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су, который прикрывал выход на реку Нукрат-су (Вятку) из Моломы. Так балик Нукрат (Вятка + Колын) стал главным городом Вятской земли (Бийсуйской и Нукратской провинции).
Евгений Аркадьевич, а может попробовать с этой инициативой обратиться на прямую линию с главой государства, которая 14 декабря состоится. Ведь дело то хорошее, важное. Если обратить внимание президента на тему, то может все и закрутится сразу. У вас же четко сформулировано: "Построить здесь крепость-острог или "Вятскую заставу" в память о древней Вятке и для визуального представления о жизни наших предков. Важно для молодёжи, и пожилым людям было бы приятно. И, как перспектива, создание здесь туристского хаба."
У нас губернатор толковый, и через его голову к главе государства обращаться, наверное, нет смысла. Но, в первую очередь, надо с главой района поговорить. Завтра в Котельниче презентация книги в библиотеке должна проходить, если рейсы автобуса не отменят - у нас сегодня -30 градусов. Будет время - зайду в администрацию района. Вступать в конфликт с местным начальством - значит, завалить идею на корню. Почему спешу? На 2024 г. бюджет свёрстан, надо хотя бы к весне 2024 г. проект оформить, чтобы в грантовом конкурсе участвовать. Но инициатива должна исходить из Котельничского района.
Я бы поискал частников, заинтересованных построить там рядом увеселительные заведения типа кабака, отеля и сауны)) - им только землю выдай, а уж разные аттракционы вроде деревянных башен с музейными картинами про Вятских ушкуйников понастроят в момент.
Евгений Анатольевич, сначала надо убедить народ и администрацию, в первую очередь, что древняя Вятка была именно здесь, в устье Моломы. В Биртяевском поселении по Вятке и Моломе с десяток археологических памятников, и копать, где ни попадя (где попало), не дадут. А, вот, "Вятская застава" на месте поселения "Искра", которое уже дало много артефактов и ныне представляет заросший пустырь, могло бы ещё послужить в качестве реального объекта - средневекового городка или поселения за оградой в виде острога. При строительстве объектов, подобных Свирскому острогу 13 в. из сериала "Дружина" 2015 г. о новгородских дружинниках ("новгородском спецназе"), а это небольшая церковь, жилой дом, навес с кузницей, сарай при доме, помещение для содержания животных (или конюшня) на небольшом пятачке в удобном для экскурсий месте, предварительно можно было ещё провести раскопки на месте строительства объектов и пополнить артефактами, если таковые будут, местный музей. Место интересно тем, что находится на мысе между Вяткой и оврагом, явно рукотворным, поскольку уклон поверхности идёт от берега, и достаточно пологим, чтобы спуститься по оврагу к реке. А выше по реке были те самые Репейные исады, то есть, пристань и поселение бобылей, описанные в переписи В.П.Отяева 1646 г. Там полтора десятка дворов с разными фамилиями, в том числе,живущими в Биртяевском поселении, что связывает местных жителей с их предками. А, поскольку пристань, было бы уместно построить и поместить здесь на стоянку парочку ушкуев. При качественном исполнении судов, их вполне можно было бы использовать и для плавания туристов по Вятке на вёслах, скажем, до Истобенского погоста. Там есть на что посмотреть Чем не экскурсионная поездка?
А турбазу и место для отдыха выходного дня расположить на месте бывшей деревни Селюничи на р. Моломе. С трассы туда заезд есть. По р. Моломе можно сплав организовать на байдарках или катамаранах из сёл Спасское, Курино или Юрьево, в зависимости от продолжительности похода 3, 2 или 1 переход (день). Все три села старинные, не знаю, насколько сохранились там церкви. Вопрос надо решать комплексно. И, как минимум, построить "Вятскую заставу".
"...подчинил арские, сэбэрские и урские племена, проживавшие между реками Нукрат-су и Чулман и Кар дингезе". ====== Если буквально понимать эту фразу, то правобережье Вятки не вошло в сферу влияния Булгар и их вассала Куша (вероятно, бывшего владетеля названных земель и племен из рода угров, живших где-то восточнее устья Камы с ее торжищем (которое в тот момент - 9 век - хану Джилки не принадлежало). Так что не все однозначно, ДТ многое умалчивает или трактует в свою пользу, полностью доверять нельзя. Кстати, вслед за Уховым и мною уже настоящие историки с диссертациями ищут и находят третью Русь - Арсанию - у нас на нижней Каме, Вятке и с 9 века - Чепце. Арабы четко фиксируют эту Русь в северном соседстве с булгарами, другие упоминают купцов вису и ару прибывающих в Булгар с севера. Под носом у булгар было целое раннее русское государство, предшественник Вятской республики 13-15 веков. В ДТ Нукратская провинция упоминается с 12 века точно, а мельком и ранее. Булгары строили небольшие крепости в землях им подчиненных, собирали иногда дани, но приток русских не давал им длительно закрепить за собой и Кострому и Москву и Сысолу и даже устье Оки. Шла постоянная борьба с их экспансией, в конце 12 века войны пришли в центр Булгарии и к моменту появления монголов (1223) была сильно ослабевшей, хотя и оказала многолетнее сопротивление на южной границе. Из северных провинций удалось сохранить лишь Каму.
Изначально всё же устье Моломы было в сфере влияния Булгар, поскольку кан Колын заложил здесь город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су как новый центр Бийсу для защиты от нападения тех же ушкуйников по Моломе и как новый торговый хаб или перевалочный пункт для перегрузки товаров с маломерных судов севера на крупные речные суда. И тархан Колына Мер-Чура с нукратцами попали в тюрьму за отказ платить джирскую дань. После нападения монголов зависимость от булгар стала меньше, поскольку булгары сами попали под зависимость монголов.
Колын - это пункт контроля за военно-торговым путем. Здесь булгары могли перехватывать суда с Устюга и Двины, а также из Чепецкого анклава. Главная цель была контроль за военной ситуацией на Вятской окраине их влияния. Впрочем, по археологии степень булгарского влияния на жителей Ковровского городища пока не ясна. По моему, оно часто меняло хозяина. Монголо-татары почти всех уцелевших булгар вытеснили в Приказанье. Крупнейший город Биляр был полностью разгромлен. Булгар лишь уцелел но мало что осталось от других городов южнее Камы.
Замечу, что по археологии гарнизоны удаленных булгарских крепостей состояли не из булгар-мусульман, а из их союзников или наемников. Например, на Золотаревском городище - аскизы-тюрки. Ковровский гарнизон на Вятке тоже мог быть таковым, скажем, изгои русских земель - верхушка окских вятичей и берладники. Уже во втором поколении за счет метисации с местными женщинами и булгарского культурно-политического влияния такие центровые поселения приобретали черты периферийного булгарского мира - в частности, провинции Бийсу или Вису в ДТ. Чулман на Каме и Ортинское городище на Печоре. А вот Рождественский городок на Обве (приток средней Камы) - это уже полноценное булгарское поселение, веротно, "касаба Афаткул" в описании арабов начала 14 века.
"Касаба Афаткун" - "городок Вяткин - Вятка" - сам показывает своё местоположение уже по названию, и вряд ли кроме Вятки на р. Вятке (балик Нукрат на Нукрат-су) был ещё городок Вятка на Каме или Обве реке, тем более, описание арабов начала 14 века - расчётная широта 58 град. и 20 дней пути на север от Булгара - показывает на устье Моломы. О Ковровском гарнизоне, Колыне, гадать не будем. Сам кан Колын Селим имел земли у окских вятичей и после захвата этих земель суздальцами ушёл на службу в Булгарию. Став каном, и решил поставить город Колын в устье Моломы для защиты северных рубежей от посягательства новгородцев, а также для защиты торгового хаба (перевалочного пункта) в Нукрате. Предполагать городок Вяткин на Обве или Каме можно, тогда придётся искать обоснование такого названия города: то ли птица летела и махала крыльями "вят-вят", то ли вятичи туда пришли и назвали город по имени своего племени. Не надо "наводить тень на плетень", когда местоположение города Вятки подтверждается "Книгой Большому чертежу", египетской энциклопедией "Масалик аль-абсар..." и булгарской хроникой "Джагфар тарихы". Ну, не на Обве же новгородские ушкуйники "Вятку пограбиша" в 1374 г., и Бектут царевич город брал в 1392 г. Тогда уж и "Вятку со слободами" там же искать нужно...
Перевод на русскую фонетику средневековых арабских слов обозначающих топонимы весьма затруднена в силу особенностей письма. Даже название, под которым обычно понимают Киев, у них звучит совершенно по разному до неузнаваемости в разных переводах. Для меня важно наличие на Обве могильника по мусульманскому обряду, именно в такие городки могли забредать арабские гости булгар, оставаться на время и делать замеры положения светил. На Вятке им вряд ли было безопасно. Название Вятка, скорее, позднего внешнего происхождения, изначально по текстам в описании Прикамья применялось Ботук, Вотук, Вотяк, Вати и тп. тоже в сомнительной расшифровке записей. В ДТ под 866 г. упомянут "мензель Ботук" - станция на торговом пути - это, скорее всего, Шабалинское городище. Хотя и на месте Кировского Вятского городища тоже есть кое-какие древние находки.
По моему мнению, вятичи окские и вятские имели общее происхождение от беглых именьковцев 8 века. Между анклавами существовали связи по речному пути с Вятки на верхнюю Оку в 9-11 веках. А в 12 веке мог быть приток людей на Вятку с Оки. Они и принесли славянизированную форму имени Вятка. Прежнее имя было Холун или Холын или Холуй, что-то похожее есть на карте Фра Мауро 14-15 века, а также Идриси 12 века.
Вообще, топоним с корнями Вят и Вот встречаются далеко за пределами Вятки. Например, древнейшее (8-10 в.) городище в Чердыни названо Вятским, а начальное поселение в Лальске в преданиях известно как Вотское, оба не имели видимых земляных укреплений, что напоминает ситуацию с Шабалинским.
Городище в Чердыни было названо Вятским не по его первоначальному названию, а, либо по тому, что вятчане там когда-то проживали (как их определить, это не народность, а жители Вятской земли?), либо по населённому пункту близ поселения, как у нас Шабалинское и Ковровское городища. Фонетический перевод лингвисты делали, а сообщение 1340-х годов, когда город Вятка уже был известен под этим названием (ушкуйники пограбили Вятку в 1374 г., а не Нукрат. Только в булгарской среде он оставался под прежним названием). В хронике вроде записано, что Колын заложил город на месте мензеля Ботук, но это не значит, что обязательно на Ковровском городище. Может быть, вообще между городищами - они же рядом стоят. Ясно, что при устье Моломы. А арабские гости забрели в город Булгар и уже от него проходили путь до Афаткуна. Очевидно, не из чистого любопытства, а, чтобы узнать ближайший сухопутный путь до Афаткуна-Вятки. Возможно, тогда уже существовал "волок", как назвал его А.А.Спицын при анализе летописных известий о Вятской земле, между Котельничем и Яранском. Это он писал по поводу, что в 1542 г. после разгрома вятчанами казанских татар в устье Моломы "черемиса ушла лесами (этим волоком) на Пижму".
Колын, вероятнее всего, Ковровское городище. По археологии появляется в конце 12 века, есть булгарские вещи, но немного. Булгары тут могли бывать, но не долго, вот если найдется их могильник - другое дело. Но повторю, что могильников по мусульманскому обряду домонгольского времени на правобережье Камы нет, даже вокруг Казани и Елабуги. Пока известно лишь одно исключение - Рождественский арх. комплекс имеющий черты раннего города: городище с посадом и рядом через овраг небольшая крепость. Это напоминает ситуацию в устье Моломы. Расстояние до них от Булгара примерно равны, и широта одна, да, и городища на Обве к 14 веку вроде угасли, поэтому некоторые шансы насчет Афаткула на Вятке есть, но на мой взгляд недостаточные. А вообще, была бы стройная картина - два центра булгарского влияния, на Каме и Вятке - Масра и Касра в арабской географии 12 века! Замечу, что в Кирове на все булгарское смотрят косо, так что денег на Афаткул не дадут!)).
Вятское городище в Чердыни названо по местному преданию, изучено плохо. Но учитывая, что в сер. 12 века торговый путь на Устюг и Двину с Вычегдой для булгар оказался перерезан русскими, они пробили обходной путь на север через Каму и Печору, в устье которой торговали с прибывавшими на кораблях скандинавами. Торговлей этой занимались не булгары, а купцы Вису-Бийсу, они же биармы, обитатели бассейна Вятки).
Примечание. На карте ал-Идриси 1154 г. надпись «башкиры» пересекает в нижнем течении реку, вытекающую из гор Айани и впадающую в реку Атиль с севера. На левом берегу этой безымянной реки выше по течению показаны города Масра и Касра, первый — на середине, а последний — почти у истоков. На современной карте эта река соответствует Каме, а сама река Атиль, вытекающая из гор Оскаска, соответствует Белой. -- На Каме два городка известных арабам, один - явно Рождественское, а второй - или Чердынь или еще что-то.
Есть татарская фамилия Фаткуллин.
Тархан Колына Мер Чура принял ислам после 1183 г., когда Габдула Чельбир его простил, вернул на прежнее место губернатора Нукратской провинции и жаловал ему печать с изображением лука и стрелы, которая стала печатью-тамгой этой провинции (губернии). По "Повести..." котельничане договорились с никулинцами и построили в более безопасном месте общий город, назвав его Хлыновом. Здесь две связки: Вятка-Колын (Колынов) и Вятка- Хлынов. Не надо гадать, откуда у Хлынова такое название. Вторая связка: печать-тамга Нукратской (Вятской) губернии в виде лука и стрелы и "вятьцкая печать" на гербе Вятки-Хлынова-Кирова с изображением лука и стрелы. Плюс к этому: Вятская (Нукратская) губерния и Вятская земля - одна и та же территория. Из булгарской хроники только закладка города Колына - центра Бийсу возле балика Нукрат на Нукрат-су - не подтверждается русскими летописями, поскольку не имела связи с историей Руси. А такие совместные "мероприятия", где обе стороны принимали участие, как поход новгородских ушкуйников в 1374 г. на Булгар, поход князя Всеволода Большое Гнездо с русскими дружинами на Волжскую Булгарию в 1183 году и потеря при осаде Буляра племянника Изяслава Глебовича, другие походы русских князей на Булгарию, совпадают и по датам и по происходившим событиям, то есть, отражены достоверно, но с разных позиций - каждая сторона с точки зрения победителя. Что Мер Чура поразил стрелой князя Изяслава, отчего тот погиб, отражено обеими сторонами как достоверный факт, а не выдумка. Мог он получить за меткий выстрел печать-тамгу с изображением лука и стрелы. Мог и получил, иначе не только вятским историкам пришлось бы гадать, откуда на гербе лук и стрела, но и булгарским: откуда у Нукратской губернии тамга-печать с изображением лука и стрелы. В чем тут может быть фальсификация булгарской хроники? В том, что Колын в 1150 году построили возле балика Нукрат? Хроника - это и есть хронология событий. Имя хана Колына для совпадения с городом Хлыновом выдумали? Так он фигурирует в истории Булгарии не только в этом эпизоде. Внимательно прочитав хронику, можно и его родословную проследить. Как можно так удачно всё сфальсифицировать, что хроника раскрывает все секреты Вятской земли: и с названием Хлынова, и с совпадением тамги-печати с "вятьцкой печатью", и с названием города Нукрата-Вятки в устье Моломы? Ну, сомневаетесь в булгарской хронике, так, хотя бы русские документы не подвергайте сомнению, ту же "Книгу Большому чертежу". Иначе Вятская земля остаётся вообще без своей истории - "Повесть о стране Вятской" не имеет под собой исторической (летописной) основы. Так и хочется написать Президенту: "Вятскую землю лишили своей истории!": "Повесть о стране Вятской" - не летописный источник, а фальсификат под перепись 18 в.; "Джагфар тарихы" стараниями НКО Сороса тоже объявлена фальсификатом (главный критик Шамилоглу Юлай (Канада), профессор Висконсинского университета в Мэдисоне (США). Кому верить: заграничным историкам иже с ними Академии Наук то ли СССР, то ли России образца 1990-2000-х годов, которые перекроили историческую науку на свой лад? Или довериться вновь открывшимся источникам информации и результатам археологических раскопок, да жить своим умом? К сожалению, многие (пусть, не многие, а некоторые) современные историки защищали свои кандидатские и докторские диссертации на гранты Сороса. Я одного земляка даже знаю. Откажутся ли они от своих прежде опубликованных научных статей? Этак можно и звания лишиться. Вот и притихли в ожидании, куда ветер подует.
Колын - это прозвище, а сначала у него было другое имя, не помню точно, надо искать записи. Скорее всего, он получил новое имя в связи с присоединением Вятки-Холына. Шамилоглу турок, а у них свои идеи пантюркизма, с булгаристами им не по пути)). Вятская история непроста для понимания и продвижения, зажата со всех сторон мифами и местной политикой. Две основные крайности: или апологеты Вятской ушкуйной республики - или зависимости от могущественных соседей. Но жизнь в протяжении столетий наверняка была разная, за независимость всегда приходится бороться, вольности никто никому не дает. Как сказал Мао, винтовка рождает власть (то есть, в нашем случае независимость). Мер-чура попытался сопротивляться, но проиграл, попал в плен с тысячью своих людей. И лишь в результате войны и смены власти в Булгарии (в период ее ослабления) вернулся на Вятку. Принятие булгарской веры было формальным поводом для прощения, на деле от всего этого осталась "мечеть с арбалетом" (если не рассматривать мелочь, заметную лишь в бане). Впрочем, возможны варианты, нашел же Макаров на Ковровском городище какое-то строение, которое посчитал башней)).
Колын Селим, насколько я помню. Я специально не лезу во все тонкости, биографию. Беру только то, что касается Вятской земли, а, главное, города Вятки в устье Моломы. Всё остальное распыляет историю Вятской земли, вызывает неприятие историками булгарской хроники. Я беру факты из булгарской хроники, которые подтверждаются русскими летописями. Здесь уже не скажешь, что события не было и всё - фальсификация. Например, гибель Изяслава Глебовича при осаде Буляра в 1183 г. Что тут можно сфальсифицировать? Что его поразил стрелой Мер-Чура? Русские имени его не знали, а летописец писал кратко со слов, вероятно, Всеволода Большое Гнездо. Булгарский летописец показал Мер-Чуру как героя, поскольку тот, фактически, спас город Буляр от разорения, отметил и геройское поведение Изяслава (Кинзяслапа), который сумел поднять своих и поразил тяжёлым копьём эмира, руководившего боем. Это событие непосредственно касается истории Вятской земли, поскольку кан Габдула Чельбир вернул Мер-Чуре тарханство и должность губернатора Бийсуйской и Нукратской губернии (провинции), жаловал тамгу-печать с изображением лука и стрелы, что, в совокупности с другими фактами, позволяет говорить о преемственности "Вятьцкой печати" от печати-тамги Нукратской губернии. А крайности я как раз убираю: не ушкуйники создали Вятскую республику, если её вообще республикой можно назвать, и зависимость от могущественных соседей особо не наблюдается, поскольку в целом междуречье Вятки и Камы ничего ни булгарам, ни монголам не давало. Здесь не было богатых городов, которые можно было грабить или обложить данью, за исключением Нукрата-Вятки. За вятские слободы могли цепляться только русские князья ради власти, но не богатства. Заселение этой территории в 12-14 вв. было незначительным.
Вряд ли "тамгу нукрата" пожаловали как дар, скорее, она уже давно была, просто булгарская власть официально признала ее как герб Вятской земли-провинции. Знак этот явно связан с князьями-рюриковичами, так как близок по виду (что признает и ДТ) с тамгой рода Дуло - основоположника булгарской и киевской династий князей-ханов. Это может означать, что Мер Чура был князем, возможно, изгоем, но родовитым в прошлом. В 12-13 веках на Чепце существовала развитая система многочисленных поселений с торгово-производственной базой, внешними связями и с древнерусскими артефактами. Там на Иднакаре нашли символ-брелок в виде сокола, а это одна из трактовок тамги ранних рюриковичей. Запустение этой культурной общности, видимо, связано с завоеванием монголов. Есть смутное описание похода их в этот регион (с переправой через реку) и убийство местного "келаря" в ходе переговоров на высшем уровне.
Сходство есть: там и тут один из элементов - лук, но в тамге рода Дуло второй элемент - топор, в тамге Мер-Чуры - стрела. Если процитировать ДТ, в роде Дуло в тамге даже не лук, а полумесяц: "Древки знамён орды куманов Аюбая завершались полумесяцем, что выводило кана из себя, ибо полумесяц и топор были знаком царского рода булгар".
Нукратская Бийсуйская провинция образовалась после строительства крепости - Колына после 1150 г., тамга появилась после 1183 г. Когда тарханом Колына стал Мер-Чура, неизвестно (не встречал такой информации или пропустил), но в этот промежуток времени он 8 (кажется) лет провёл в тюрьме, то есть, правил Колыном и Нукратской губернией, очевидно, до этого не долго. Была ли в то время у губернии тамга-печать, не известно, была ли на то время организована торговля через балик Нукрат, не известно. Новгородцы, очевидно, перекрыли торговый путь через Гусман-Катау (Никольский острог), от которого до Моломы (или устья Моломы) товары могли перевозить наземным транспортом. Не исключено, что мог быть и волок по притокам Моломы и Юга. "А этот юл (в 10-11 вв.) начинался в Болгаре. Из Болгара плыли по Агидели и Нукрат-су, а затем проходили к крепости Гусман, где соединялись дороги из Джира и Болгара. А из Гусман-Катау по Джуку и Туну выходили к реке Бишек, по ней добирались до притока Бий-су (Печоры) - Ошмы и по Ошме также проходили Бийсу." (ДТ). Когда наладились отношения Булгарии с Новгородом до такой степени, чтобы открыть торговый путь? Информацию такую нашёл.
Отцом Мер-Чуры был урский сэбэрец тархан Каргадана Алей-бат (Бийсу делилось на три части: Бийсу - в Колыне, Ура (по р. Каме) - в Каргадане (Кардагане), Сэбэр - с центром в Уфе). В 1193 г. аминовцы (грачи, по изображению грача на знамени) хотели поднять мятеж, но были схвачены, (поскольку новый кан Габдула, сын умершего в 1178 г. кана Отяка, не снизил удвоенную дань). "В это время 12 тыс. галиджийцев предприняли набег на булгарский Тунай, тщетно проторчав у Колына, отправились к Кардагану." Мер-Чура предупредил отца. Тот обещал галиджийцам отдать выкуп. Во время сделки Мер-Чура и подоспевший на помощь Масгут напали на галиджийцев с тыла, а Алей-Бат - из города. Разгромили их и взяли в плен 3 тыс. галиджийцев. "Узнав о разгроме своих войск, Галидж тотчас отправил послов к кану с просьбой в ответ на открытие Артанского пути (по Северной Двине, Вычегде и Печоре) и Галиджа для беспошлинной торговли отпустить пленных за выкуп. А размер выкупной дани и её размер установил Садык - галиджиец, перешедший на службу Чельбиру вместе с 500 остальных канских пленных"...
Трактовка древнего символа менялась в соответствии с текущей политикой, каждый видел свое, лук, полумесяц с крестом, сокола, трезуб и даже серп и молот. В основе его по ДТ было нечто уж совсем непотребное - алп бика любви (современный вариант - сердце пронзенное стрелой, а на деле изображение полового акта)).
В описании набега новгородцев на Колын и Каргадан много неясного и потому переосмысленного переводом или сочинителем. Каргадан на Каме похож на Рождественское городище. Но как туда быстро могли добраться от Колына? Может быть отец Мер-Чуры сидел в Иднакаре на Чепце - это ближе по рекам. Да, и один регион Вятский. Устье Моломы было важной перевалочной станцией для торговцев с Чепцы. Там они (купцы Вису) могли торговать с булгарами и русскими. В Булгарию их летом не пускали - опасались любых флотилий с севера. Поэтому летом торговали на Вятке в устье Моломы. Колын - булгарская крепость для контроля этой важной развилки дорог.
"Воровство, однако, случалось и на других дорогах, но особенно часто — на Артан-юлы или Гэрэбе юл, шедшем из Булгара в Артан через Джир и Галидж".
"Булымер же молил Тимара выдать ему пленных в обмен на утроение «джирской дани» и открытие беспошлинного Янтарного пути в Артан.
"Булымер обещал не налаживать путь к Дима-Тархану, возобновил выплату джирской дани, открыл Артанский путь, разрешил булгарским купцам беспошлинную торговлю в Джире и Галидже".
"В 1150 году сын Джурги Хан-Тюряй осмелился отказаться от выплаты джирской дани. Одновременно галиджийцы стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат... и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су, куда заходили из Чулманского моря садумские корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племен Тупая (Севера). А Туймас-Артан основал болгарский купец Туймас, торговавший с Артаном, в то время, когда Угыр Башту закрыл Артанский путь через Галидж".
Артаном звали Балтику, вероятно, от искаженного Янтарь - основной товар оттуда. Городок Артан был в устье Печоры, где после перехвата новгородцами С. Двины, шла торговля с норманами-норвежцами. Артанский путь шел из Булгара вверх по Каме и Вятке до Устюга, а далее на запад через земли Новгорода в Балтику или по С. Двине к Артан-денгизе для торговли с северными скандинавами. А с конца 12 века, когда русские и новгородцы окончательно перекрыли эти пути - в обход, от Устюга по Вычегде в Печору, а позже, наверно и по Каме, хотя движение вверх по ней затруднительно для судов. В любом случае, начало Артанского пути шло через Вятку и Молому. Возможно, поэтому у арабов появилось мнение о существовании третьей Руси - Артана (Арса). Торговлей на этом пути занимались купцы Вису (Бийсу). Колын мог быть перевалочным и контрольным пунктом на нем.
В выделенном мной тексте речь идёт об Артане, что в устье реки Печоры. Бишек, очевидно, река Вычегда. Из её притоков через волок - в реку Ошму (Ижму?), по ней - в Печору (Бий-су). Каргадан на карте, ориентировочно, чуть ниже по Каме города Перми. От Колына вверх по Вятке через Волосницу в Каму, а там и до Каргадана недалеко (в сравнении с Артаном). Для нас это огромные расстояния, для военных людей такие переходы были в порядке вещей. А, что Мер Чура успел предупредить отца, возможно, гонец через Чепцу срезал путь. К тому же и Масгута надо было предупредить. Каргадан ведь не рядовой город, а столица той части Бийсу, что называлась Ура, а отец Мер Чуры был там тарханом.
Надо смотреть в комплексе и не отвлекаться на иные единичные варианты. 1. Вятка выше Котельнича отмечена в "Книге Большому чертежу", находится на прямом водно-волоковом пути с Северной Двины по Югу, Моломе и далее на Булгар. 2. Афаткун фонетически совпадает с названием Вяткин, Вятка, по расчётам, находится на 58 параллели СШ. 3. Название в "Джагфар тарихы" показывает в переводе ту же Вятку на Вятке реке в паре с Колыном на устье Моломы, стратегически важном участке на водно-волоковом пути. 4. Колын-Вятка составляет пару, как и Хлынов-Вятка, фонетически, одно и то же название, что предполагает перемещение столицы Вятской земли из устья Моломы в более безопасное место, об этом сообщает и "Повесть о стране Вятской". 5. История с луком и стрелой в ДТ дополняет связь Колына-Вятки с Хлыновом-Вяткой - печати идентичные по содержанию. Полагаю, 5-ти пунктов достаточно, чтобы дать утвердительный ответ, что древняя летописная Вятка была в устье Моломы, выполняла функции торгового или перевалочного хаба и пограничного таможенного пункта между новгородскими, устюжскими владениями и Булгаром, с другой стороны. Подтверждение - торговые люди Садыка в Вятке, убийство их в новгородских владениях на Северной Двине, захват 24 биев булгарским ханом и предложение его: выпускать ежегодно по три бия за выкуп, а, в случае нападения на Державу, убивать по три бия вместо освобождения. Это не в подтверждение Колына-Вятки в устье Моломы - этого уже достаточно, а намёк на связь Вятки с торговлей (с той же целью приходил в Афаткун и странствующий купец из Персии (или Египта?) Бадр ад-Дин Хасан ар-Руми, производивший расчёты местоположения Афаткуна - Вяткина, Вятки). В выше показанных аргументах нет противопоставления (мол, Вятка - не Вятка, а какой-то другой город, совпадение Колына и Хлынова и печатей - это случайное совпадение. Если есть другой вариант - докажите фактами.
Ну, да. Вы правы. Удачи!