Из истории образования Папуловского мех. л/пункта, поселков Боровица, Берёзовка, Север.
Поселок Боровица в настоящее время входит в состав Лузского муниципального округа. Ранее относился к Папуловскому сельскому Совету народных депутатов, Папуловскому сельскому округу, Папуловскому сельскому поселению Лузского района. Расположен на правом берегу реки Луза, в устье одноименной речки. Расстояние от поселка Боровица до города Луза по автодороге составляет 78 км, а до деревни Папулово 21 км.
Официально поселок Боровица, а также поселения Березовка и Север были зарегистрированы Решением Исполнительного комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся № 898 "А" от 24.11.1955 г., как "вновь возникшие поселения при Папуловском мехлесопункте Папуловского сельского Совета". До их регистрации, в начале строительства базы Папуловского мехлесопункта, в планах не было определено ни мест расположения, ни названий будущих поселков. Папуловский сельсовет, в рамках своих полномочий, обязан был ставить на учет новые домохозяйства, строящегося предприятия. Поэтому наименование Папуловский мех. л/пункт сельсовет внёс в список поселений на своей территории, как новый населенный пункт.
На портале "Родная Вятка" есть список населенных пунктов Папуловского сельсовета Лальского района Кировской области, составленный по данным похозяйственных книг по состоянию на 01.01.1950 года. В этом списке под номером 28 значится Папуловский мех. л/п, в котором на тот момент имелось 691 хозяйство.
Согласно письма из Центрального государственного архива Кировской области за №1-29/497 от 15.03.2024, сведений, подтверждающих факт регистрации предприятия Папуловский мех. л/пункт в качестве населенного пункта по Папуловскому сельсовету Лальского района Кировской области, нет.
Значит, принятое решение Папуловским сельсоветом о внесении наименования предприятия Папуловский мех. л/пункт в список населенных пунктов на его территории было временным и действовало до того момента, когда вновь построенные поселения при лесопункте будут зарегистрированы на областном уровне. Отсюда и почтовый адрес того времени: Кировская обл., Лальский район, Папуловский сельсовет, Папуловский мех. л/пункт.
По хронологии событий, согласно приказов начальника Папуловского мех. л/п, в документах первым, с весны 1947 года, стал упоминаться участок Березовка, затем, с января 1950 года, участок Боровица, а будущий участок Север в ноябре 1952 года впервые упоминается как станция "Северная", немного позднее - делянка в 14 квартале, а после этого - Север.
А началось все с создания базы Папуловского механизированного лесопункта (Папуловского МЛП) Лальского лестранхоза (Лальского ЛТХ) и со строительства Папуловской УЖД. Было принято решение начать строительство базы и УЖД на правом берегу реки Лузы в устье речки Боровицы и на прилегающих территориях Грибошинского и Папуловского сельсоветов, а также на землях Гослесфонда. Жители многих близлежащих деревень сельских советов (Алешевского, Аникинского, Вымского, Грибошинского, Папуловского, Учецкого) в процессе становления и развития лесопункта составили костяк трудового коллектива предприятия.
Зимой 1946 года было принято решение о начале процесса ликвидации Аникинского лесопункта Лальского лестранхоза. Начальнику и некоторым специалистам л/п было предложено перейти на работу во вновь создаваемый лесопункт. К середине августа 1946 года в лестранхозе определились с окончательным названием создаваемого лесопункта и строящейся УЖД. Все это нашло отражение в приказе лестранхоза от 13 августа за №221, "Об укомплектовании штата строительства Папуловской узкоколейной дороги и Папуловского мехлесопункта". На начальном этапе строительства базы мехлесопункта и одноимённой УЖД ни о каких поселках или лесоучастках речи не велось и намеченных планов по их строительству не было. Лесоучастки и их названия (Березовка и Север, поселок Боровица) появились в процессе развития базы Папуловского мехлесопункта и УЖД, освоения прилегающего лесосечного фонда.
Местом начала строительства узкоколейной железной дороги (далее УЖД) и базы Папуловского мехлесопункта был определен правый берег реки Луза там, где находилась складка Камешник Грибошинского лесопункта (хотя располагалась эта складка на территории Папуловского сельсовета). Второй опорной точкой строительства стал лагерный пункт №7 (Межное, территория Грибошинского сельсовета). Этот объект появился в 1929 году, когда строилась железная дорога от Пинюга до Сыктывкара заключенными УСЕВЛОНа (Управление Северных лагерей особого назначения).
Лагерный пункт Межное (7-й лагерный пункт) находился от Камешника на расстоянии не многим больше 4 км. В Межном в короткий срок были построены контора, общежитие охраны, клуб, санчасть, бараки для заключенных, штрафной изолятор, пущен в эксплуатацию кирпичный завод. Благо нашлась для этого подходящая глина рядом со строящейся дорогой у 7-го лагпункта.
Кирпичный завод может громко сказано. Но, тем не менее, было организовано производство кирпича ручной формовки в Межном, который использовался для кладки печей в зданиях лагерных пунктов на строящейся дороге. Позднее этим методом изготовления кирпича для собственных нужд воспользуются при строительстве объектов Папуловского мехлесопункта.
В 1932 г., после передачи стройки НКПС (Народному Комиссариату Путей сообщения), ГУЛАГ вывез всех заключенных, оборудование и материалы. Еще в конце 1931 года, по распоряжению НКПС, уложенные рельсы на участке от Пинюга до Городка были демонтированы, разобраны и фермы недостроенного моста через реку Лузу, и отправлены на строящуюся Мурманскую железную дорогу. А опоры моста взорвали. После 1932 года на всем протяжении строящейся железной дороги от Пинюга до Сыктывкара никаких лагерей уже не было. Местные власти изыскивали рабочую силу путем вербовки, использовали административно высланных. Освободившиеся бараки заключенных, казармы охраны использовались под общежития для временных рабочих.
Строительные работы неоднократно возобновлялись и прекращались, причем инициатором консервации дороги каждый раз выступал НКПС. Только в 1936 году проект окончательно закрыли. Тем не менее, строительство железной дороги Пинюг - Сыктывкар дало толчок развитию лесозаготовок в Лальском районе, созданию лесопунктов по реке Лузе и её притокам.
В Энциклопедии Земли Вятской есть информация о том, что "Около реки Боровица открылся лесопункт (заготовка леса), на реке Луза на правой стороне устья Боровицы в 1931 году сооружается электростанция, до 1944 года ей не было равных в районе." (Энциклопедии Земли Вятской, том 1, книга 2, Села, Деревни. 2002 год).
Возникают большие сомнения, что в начале 30-х годов около реки Боровица открывался лесопункт (заготовка леса) и была сооружена электростанция в 1931 году, при том, что "до 1944 года ей не было равных в районе". А как назывался этот лесопункт, почему о нём нет никакой информации в районной газете того времени, кто руководил лесопунктом? В этой информации есть доля правды, что касаемо электростанции, а вот об открытии лесопункта для заготовки леса и о том, что до 1944 года электростанции не было равных в районе, есть вопросы.
Документального подтверждения о работе лесопункта не нашлось, т.к. его просто не было. С большой долей вероятности можно утверждать, что электростанция была сооружена раньше 1931 года, а заготовка леса, производство лесоматериалов было налажено для нужд строящейся дороги Пинюг - Сыктывкар. И эти объекты были структурными подразделениями 7-го лагерного пункта до 1932 года включительно, т.е. ровно до того времени пока стройка велась силами заключенных УСЕВЛОНа. После передачи стройки в ведение НКПС и до 1946 года никакого производства в этих местах не было. Поэтому не могло быть в этот период и электростанции. Иногда берег реки Лузы у Камешника использовался для складирования лесоматериалов Грибошинским лесопунктом Лальского лестранхоза.
Для обустройства бараков заключенных, казарм охраны, административных зданий и других объектов лагерных пунктов требовалось большое количество лесоматериалов, столярных изделий (дверных и оконных блоков), стекла, кирпича. Для работы заключенным требовался инструмент: пилы, топоры, лопаты, тачки для перемещения грунта. Необходимо было обеспечить весь контингент лагерных пунктов продуктами питания, одеждой, лошадей фуражем.
Конечно, часть лагерных пунктов обеспечивалась материалами со станции Пинюг до левого берега реки Лузы. Можно смело предположить, что на берегу Лузы, в устье речки Боровица (на Камешнике), по указанию руководства стройки было организовано место доставки и временного хранения материалов, продуктов питания (мука, крупы и пр.) для пунктов, расположенных на правом берегу реки, которые завозились пароходом весной. А после паводка развозились к местам назначения гужевым транспортом.
Территорию временного хранения материальных ценностей на берегу реки Лузы в районе Камешника, объекты 7 лагерного пункта необходимо было охранять и освещать. Поэтому электростанцию разместили на левом берегу речки Боровицы примерно посередине между Камешником и Межным (7 л.п.). Станция вырабатывала ток только для освещения объектов. Производство же л/материалов и столярных изделий осуществлялось посредством лучковой пилы, топора и ручного столярного инструмента.
Есть свидетельство очевидца того времени о том, что в начале 1931 года седьмой лагерный пункт освещался электричеством. Этот факт говорит о том, что электростанция была установлена и пущена в эксплуатацию раньше, чем в 1931 году, как указано в Энциклопедии Земли Вятской.
Об этом факте пишет Вацлав Янович Дворжецкий в своей книге воспоминаний "Пути больших этапов: записки актёра". Он в 1931 году отбывал часть своего срока на 7 лагерном пункте. Из Котласа заключенных поездом доставили на станцию Луза в январе того года и в сопровождении конвоя этап шел пешком до пункта назначения - Межного. Вот абзац из его книги о том, как этап подошел к лагерю и что увидели заключенные:
"Уже третью ночь не останавливались на ночлег, осталось до лагеря два часа идти. Шли четыре. Вот он, лагерь! Как мечта, как дом родной. Огни на зоне. Прожектор на проходной. Собаки лают. Бараков не видно в темноте, только столбы дыма на почему-то светлом небе. Опять будет передача "контингента" охраной, баня, барак, поверка, каша... Дошли! Кончился ЭТАП!"
Через 10 лет объекты 7-го пункта стали снова востребованы, но не для возобновления строительства ж/д Пинюг - Сыктывкар, а для потребностей создаваемой базы Папуловского мехлесопункта и одноименной УЖД. Все эти годы объекты были под присмотром и частичном использовании в зимний период Грибошинским лесопунктом Лальского лестранхоза.
Проследим хронологию основных событий, касаемых строительства УЖД и базы создаваемого предприятия, по приказам Лальского ЛТХ и Папуловского мехлесопункта в первые десять лет, начиная с 1946 по 1956 годы. Это основной период становления и развития предприятия.
1 9 4 6 Г О Д
В течение первого полугодия к месту строительства были доставлены автомотовоз в разобранном виде, несколько единиц подвижного состава (платформы, вагонетки), материалы и инструмент для путейцев. Шпалу было решено изготавливать на месте. Прорабатывался вопрос доставки к месту строительства шпалорезной установки.
В первые месяцы начала строительства работа шла туго. Не хватало кадровых рабочих, была большая текучка из-за недостаточного количества жилья, плохих бытовых условий и организации снабжения продовольствием, общественного питания (по началу не было даже помещений для этих целей, а имеющиеся строения на 7-ом пункте требовали большого ремонта).
Для исправления ситуации с дисциплиной, жилищными и бытовыми условиями приказами лестранхоза в адрес лесопунктов были направлены следующие требования и поручения:
1. Немедленно выполнить приказ о направлении рабочих на строительство УЖД, разработать мероприятия по укреплению трудовой дисциплины.
2. Начальнику Папуловского л/п укрепить трудовую дисциплину в коллективе, максимально использовать всех рабочих на строительстве дороги.
3. Зам. начальника Грибошинского л/п организовать и произвести сплав до строящейся УЖД здания конюшни с лесоучастка "Алешиха" к 23 августа.
4. Зам. начальника Вымского л/п организовать и произвести сплав до строящейся УЖД зданий двух бараков, одного жилого дома и технического склада, вывезенных на реку Луза с лесоучастка "Уга" к 25 августа.
5. Начальнику Папуловского л/п:
а). Принять и организовать выкатку приплавленных объектов к 1 сентября.
б). Немедленно организовать и в течение 5 дней закончить ремонт помещения для жилья рабочих на бывшем 7-ом лагпункте и 26 августа в это помещение переселить не менее 20 человек, а через 5 дней после окончания ремонта заселить его полностью, сделав в обоих помещениях необходимые перегородки для семейных рабочих.
в). Принять меры к строительству бани и пустить ее в эксплуатацию не позднее 8 сентября.
Все доставленные по реке строения были подняты на берег и собраны вновь на месте бывшей складки Камешник в течение сентября месяца. К этому способу доставки зданий для нужд строящегося Папуловского мехлесопункта из лесоучастков, расположенных выше по течению реки Лузы, прибегнут еще не однажды.
Так начиналось строительство базы лесопункта и УЖД. Конечно, все намеченное было выполнено, сделано, построено самоотверженным трудом рабочих, мужчин и женщин, которые прошли суровую школу военных лет одни на поле боя, а другие в тылу.
1 9 4 7 Г О Д
1. Папуловский сельсовет поставил на учет домохозяйства, строящегося предприятия, а наименование лесопункта внёс в список, как новый населенный пункт на своей территории, - Папуловский мех. л/пункт. В результате этого появился почтовый адрес: Кировская область, Лальский район, Папуловский сельсовет, Папуловский мех. л/пункт.
2. Для руководства работами по лесозаготовкам в сезон 1946 - 1947 г.г. по Папуловскому мехлесопункту создан один мастерский участок - 7 пункт и три участка работ:
- заготовка леса;
- подвозка и вывозка леса;
- строительство УЖД.
3. По инициативе механика Савельева Ф.Г. и кузнеца Фетюкова А.З. в январе месяце решена проблема по изготовлению подшипников к вагонеткам на месте. Весь подвижной состав был отремонтирован. За проявленную инициативу по изготовлению подшипников к вагонеткам, снятие проблемы с ремонтом подвижного состава сменный механик Савельев Ф.Г. и кузнец Фетюков А.З. были поощрены денежными премиями.
3. Введена должность коменданта с вменением ему обязанностей начальника пожохраны. В январе этого года с участка Гараж Аникинского л/п в мехлесопункт на участок Камешник были переданы две пожарные машины со всеми принадлежностями, которые поступили в ведение коменданта.
4. Во второй половине января приступил к исполнению обязанностей начальника Папуловского мехлесопункта Семушин Алексей Николаевич.
5. УЖД уже второй раз пересекла речку Боровица и весной 1947 года приблизилась к речке Березовка. Было принято решение о создании участка Березовка, чтобы сократить время на доставку рабочих к месту работы на дороге и в лесосеке. С участка 7 пункт и складки Камешник были перемещены один барак и конюшня.
6. В зимний период 1947 года началось внедрение валки леса электропилами и постепенное вытеснение на этом участке работ валки леса лучковыми пилами.
7. В мае месяце 1947 года рабочие постоянного кадра лесопункта Семерикова Зоя Васильевна, Семерикова Лидия Павлиновна, Сокольников Анатолий Васильевич были направлены на курсы мотористов электропил в Опаринский МЛП Опаринского лестранхоза.
8. В начале августа 1947 года было принято решение об организации при Папуловском мехлесопункте курсов по подготовке водительского состава мотовозов сроком 1 месяц. Начальником курсов был назначен опытный водитель мотовоза Воронин, преподавателями - главный механик Папуловского МЛП Савельев, механик Семушин. Обучение было проведено в период с 15 августа по 15 сентября 1947 года, экзамены - в период с 15 по 20 сентября.
9. На левом берегу речки Боровица, в месте первого её пересечения УЖД, было начато строительство ремонтной базы лесопункта и здания электростанции.
10. В целях ускорения перевозки рельс со станции Луза до складки Камешник, водителям автомашин лестранхоза поручалось перевезти 144 тонны рельс, ежедневно совершать по два рейса, машины эксплуатировать при полной нагрузке.
11. В этом же году в СССР произошло значимое событие в изменении структуры управления лесами. Указом Президиума ВС СССР и Постановлением СМ СССР от 04.04.1047 г. №866 было организовано Министерство лесного хозяйства СССР, в ведение передавались все леса страны, за исключением лесов колхозов, переданных им в бессрочное пользование. В соответствии с приказами МПС №385 от 05.07.1947 г., треста "Киртранлес" и облкрайлесоуправления №109-160-а от 05.08.1947 г., директором Лальского ЛТХ был издан свой приказ №311 от 09.10.1947 г. "О передаче лесов госфонда". Во исполнение данного приказа леса госфонда были переданы из лесопунктов лестранхоза во временно-организованные лесхозучастки.
С момента передачи лесов ответственность за ведение лесного хозяйства и охрану лесов с начальников лесопунктов была снята. Дату 9 октября 1947 года можно по праву считать днем образования Лальского лесхоза.
12. В канун празднования тридцатилетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции участки Березовка и Камешник были обеспечены электричеством от двухцилиндровых двигателей с генераторами.
13. Приказом начальника л/п от 30 октября 1947 года было объявлено о начале вывозки лесоматериалов по УЖД из-за речки Березовка в связи с готовностью дороги: "Приступить с 01.11.1947 г. с 8 часов утра к вывозке древесины из-за речки Березовка."
14. Осенью, до начала зимнего сезона л/заготовок 1947 - 1948 г.г., было объявлено о проведении разъяснительной работы в коллективах бригад необходимости включиться в соревнование среди предприятий отрасли за присвоение звания "Стахановский лесопункт".
1 9 4 8 Г О Д
1. В августе к руководству Папуловским МЛП приступил новый начальник, Власов Сергей Ефимович, который заменил на этом посту Семушина Алексея Николаевича.
2. За весь 1948 год из всей массы приказов начальника МЛП это, в основном, прием, увольнение, предоставление отпуска работникам предприятия. Есть только два документа, которые отражают значимые события, произошедшие в лесопункте:
- со дня образования Папуловского МЛП и до ноября 1948 года все расходы по предоставлению рабочим и служащим ЖКУ, мебели, оборудования и инвентаря предприятие оказывало за свой счет. В целях наведения надлежащего порядка в использовании жилья, бань, мебели, мягкого инвентаря, оборудования, предоставления коммунальных услуг рабочим и служащим, введено взимание платы за коммунальные услуги и инвентарь. В это же время был определен день, 14.11.1948 г., с которого устанавливалось взимание платы за пользование банями. Стоимость разового билета для взрослого составляла 50 копеек, для детей - 25 копеек.
- До декабря 1948 года не встречалось упоминания о поселке Боровица. Первое косвенное упоминание о будущем названии поселка зафиксировано в приказе начальника МЛП от 18 декабря 1948 года, №379. Этим документом, "в целях обеспечения руководства электростанцией на поселке у речки Боровица" старшим машинистом электростанции был назначен Лебедев Василий Федорович.
1 9 4 9 Г О Д
1. В начале 1949 года поступил электромотор для лесопилки, который был установлен в середине февраля и оборудование было запущено в работу.
2. Не смотря на зимнее время, велось строительство высоковольтной линии. Руководство строительством высоковольтной линии было возложено на заведующего складкой Ларионова А.С., а техническое руководство на электромеханика Абрамова А.С..
3. С 12 февраля работа электростанции была организована в три смены, круглосуточно, каждая смена по 8 часов. С пуском в работу электростанции стала применяться подача гудков для персонала лесопункта:
- вызывной для рабочих дневной смены в 7 часов длительностью 5 минут;
- приступить к работе в 8 часов два коротких;
- на обед в 12 часов один короткий, в 13 часов приступить к работе два коротких;
- окончание работы в 17 часов один длинный.
Тихая, размеренная жизнь в лесном поселке с этого дня прерывалась гудками локомобиля.
4. В марте месяце в лесопункте была создана важная служба. Объемы вывозки заготовленной древесины, расстояние от лесосеки до Камешника увеличились. Так совпало, что 8 марта 1949 года (раньше это был обычный рабочий день) начальник л/п издал приказ, основные посылы которого были направлены на "усиление вывозки леса мотовозами, улучшение качества их обслуживания и осуществления контроля за движением, в целях избежания аварийных ситуаций". Начиная с 9 марта в работе было 4 мотовоза, из них один на верхнем складе, один на нижнем складе и два линейных мотовоза на магистрали. С этого же числа, 9 марта, была организована диспетчерская связь на УЖД. Дежурство на телефонах было установлено на н/складе "Камешник", на разъезде "Березовка", на верхнем складе. В дальнейшем диспетчерская служба только совершенствовалась.
5. Строительство новой столовой на поселке было начато, но приостановлено в силу разных обстоятельств (недостаток материалов, рабочей силы). В этой связи, для возобновления строительства столовой 9 мая было принято решение: "Приступить к достройке столовой, направив на объект бригаду рабочих в количестве 7 человек из выпускников Ф.З.О.". В середине лета столовая приняла первых посетителей.
6. В весенне - летний период было подобрано и отремонтировано на 7 пункте в одном из бараков помещение для школы. Поскольку наименование "поселок Боровица" в то время еще не было обозначено ни в каких документах, в разговорах на производственном и бытовом уровнях не упоминалось, а наименование Камешник было широко известно, школе присвоили производное от этого слова название - Каменская начальная школа. Ученики переступили порог этой школы 1 сентября 1949 года.
7. Со второй половины 1949 года началось интенсивное строительство объектов в лесопункте. Ускоренными темпами строилось паровозное депо, пункты заправки паровозов водой и дровами, складские помещения, жилые дома. В поселках лесопункта появились первые частные дома. В Березовке владельцами личных домов стали: Осташова Анна Петровна (домохозяйка), Осташов Вениамин Алексеевич (мастер УЖД), Чуйко Павел Степанович (рабочий), на Камешнике - Михайлов Василий Васильевич (мастер н/склада), Зарубин Владимир Васильевич (печник), Христюк Сидор Захарович (рабочий), Зимирева Мария Андреевна (рабочая), в рабочем поселке у речки Боровица - Фетюков Алексей Зосимович (кузнец), Тетерина Александра Михайловна (рабочая), Мишутинский Сергей Николаевич (зав. обозом), Кириллов Валентин Евграфович (токарь), Зарубин Николай Михайлович (тракторист). В последующие годы строительство частных жилых домов будет поддерживаться руководством лестранхоза и лесопункта.
1 9 5 0 Г О Д
1. Создана службы связи на предприятии. Первым заведующим связью по мехлесопункту со 2 января был назначен рабочий Дорошенко Иван Григорьевич.
2. С января месяца в общежитиях стали постепенно заменять деревянные двухэтажные нары, топчаны на железные кровати.
3. Как такового приказа начальника лесопункта о том, что с такой-то даты присвоить название, вновь созданному населенному пункту, Боровица, не существует. До января месяца 1950 года в приказах л/п несколько раз без конкретного названия упоминается "рабочий поселок на речке Боровица" и просто "рабочий поселок". В приказе от 27 января 1950 года №19 впервые зафиксировано название участок Боровица: "Для обеспечения подвозки воды, продуктов, хлеба в столовую на участке Боровица назначить рабочего Махненко М. возчиком с оплатой 200 рублей в месяц, за остальные вспомогательные работы оплачивать особо". Именно с этой даты, 27.01.1950 года, во всех документах поселок стал именоваться Боровица.
4. Во избежание возникновения пожара от случайной искры и на основании докладной начальника ПСО Норицина А.А. в штат МЛП с 1 февраля 1950 года была принята "Чернова Галина Ефимовна пожарным сторожем на стационарную электростанцию поселка Боровица."
5. Первый паровоз модели ВП-1-378 был доставлен в МЛП весной 1949 года. До начала зимнего сезона лесозаготовок 1949 - 1950 г.г. на курсах были подготовлены машинисты паровозов, их помощники и кондукторы. С этого времени мотовозы, которые были заняты на вывозке леса по магистрали, постепенно стали заменяться паровозами.
6. Появление в лесопункте паровозов повысило риск возникновения пожаров, т.к. во время движения из трубы могли вылетать искры. На нижнем складе накапливались запасы древесины за зимний период, все производственные и жилищно-коммунальные объекты были деревянные, повышенной пожароопасности. В штате лесопункта был создан специальный отдел - ПСО (Пожарно-сторожевая охрана), который занимался вопросами обеспечения пожарной безопасности предприятия.
7. Строительство объектов лесопункта, особенно жилых домов, с каждым годом увеличивалось. Отопление зданий было печное, поэтому требовалось большое количество кирпича. Первое время кирпич доставляли с базы лестранхоза. В пути и при перегрузках с транспорта на транспорт получалось большое количество битого кирпича. Приняли решение по организации производства кирпича ручной формовки на 7-ом пункте, где его раньше изготавливали заключенные, которые в начале тридцатых годов прошлого века строили железную дорогу на Сыктывкар. Подходящая глина, песок, вода и дрова, все эти материалы были рядом в достаточном количестве. Подобное место было найдено и около участка Березовка. Было установлено задание изготовить 100 тыс. штук кирпича на 7-ом пункте и 50 тысяч штук на участке Березовка. Начиная с мая 1950 года и в течение более 20 лет лесопункт обеспечивал свои объекты кирпичом собственного производства.
8. Вместе с ростом объемов строительства объектов в лесопункте, возрастал и поток грузов в адрес предприятия. В 1950 году уже с 19 мая автотранспортом стали доставляться грузы по дороге Лальск - Папулово до МТС. Было принято решение с 20 мая приступить к изготовлению плота и навести перевоз за реку Лузу, а также изготовить необходимое количество пиломатериала для постройки одной большой лодки для перевоза людей и грузов за реку. Еще в течение нескольких лет лесопункт будет испытывать трудности с доставкой грузов от МТС до Камешника в период с середины мая до октября месяца пока не будут открыты другие пути доставки (через Лопотово, Аникино, по УЖД).
9. Под занавес уходящего 1950 года на смену устаревшим пришли более совершенные и мобильные электростанции ПЭС-12-200.
1 9 5 1 Г О Д
1. Наступил пятый год со дня создания базы Папуловского лесопункта и одноименной УЖД. За прошедшие четыре года значительно выросли объемы лесозаготовок, увеличилась протяженность УЖД, был налажен выпуск шпалы, пиломатериалов, кирпича для строительства объектов производства и ЖКХ. Одновременно строилось несколько жилых домов в поселках Боровица и Березовка. Проблемы были в доставке техники, грузов, гсм для нужд МЛП, товаров для ОРСа из-за плохой дороги до поселка Боровица. Основные грузы старались доставить по зимней дороге.
2. В декабре 1950 года вышел из строя трансформатор высоковольтной линии в лесу, от которого работало несколько электропил. К середине января 1951 года авария на трансформаторе была устранена, в работу на валке леса было пущено 5 электропил.
3. На смену лошадям на трелевке леса стали поступать трелевочные тракторы КТ - 12. Заблаговременно руководством лестранхоза и лесопункта была проведена работа по подготовке трактористов для работы в лесу на базе лесных учебных школ.
4. Погрузка сортиментов на платформы УЖД в лесу и их разгрузка на нижнем складе пока не была механизирована и осуществлялась вручную. Но, с поступлением трелевочных тракторов с лебедками, и эта фаза работ в скором времени будет механизирована.
5. С поступлением первого и последующих паровозов, вывозку древесины по магистрали стали переводить на паровозную тягу, а мотовозы стали использовать на верхнем складе для подачи платформ под погрузку и перемещение их по усу до главного пути, а также для маневровых работ на нижнем складе, на доставке рельс, шпал, балласта к месту строительства УЖД.
6. Развивающемуся лесопункту требовались квалифицированные кадры лесных профессий: трактористы на трелевку леса, машинисты паровозов, вальщики леса, строители. Привлечь рабочих нужных профессий только хорошей заработной платой стало недостаточно. Требование предоставить квартиру или отдельную комнату в общежитии для семьи, приглашаемого на работу специалиста, вышло на первое место при трудоустройстве. Поэтому строительству жилья уделялось особое внимание со стороны руководства лестранхоза и лесопункта.
7. В рамках исполнения мероприятий по подготовке к осенне - зимнему сезону, был установлен план по выработке кирпича в количестве по 50 тысяч штук на участках 7-й пункт и Березовка. Период выработки был определен с 1 мая по 30 сентября. В работе были задействованы две бригады по 8 человек в каждой под руководством мастера по выработке кирпича, Акинфиева Василия Андреевича.
8. Приняты меры по приобретению необходимого противопожарного инвентаря, прокладыванию минерализованных полос на Камешнике, по перемещению склада гсм не менее, чем на 100 метров в сторону от УЖД. Все принятые меры снизили напряженность в плане возникновения пожара.
9. С 30 июля лесопункт перешел на круглосуточную работу на вывозке древесины с верхнего склада одним паровозом и двумя мотовозами.
10. Переведена на круглосуточную работу диспетчерская служба из расчета по 8 часов работы в сутки каждым диспетчером.
9. Подготовлено и пущено в движение 40 платформ для перевозки сортиментов с верхнего склада.
10. Организована круглосуточная работа по погрузке и разгрузке платформ: на погрузке сортиментов на платформы задействовано 16 человек; на разгрузке 10 человек. Установлен объем погрузки / разгрузки 250 кбм в сутки. Составлен скользящий график с учетом непрерывной работы и в выходные дни.
11. Начальник л/п впервые перевел на круглосуточную работу и скользящий график погрузку, вывозку, разгрузку древесины и диспетчерскую службу.
1 9 5 2 Г О Д
1. В течение года в лесопункте решались текущие вопросы и задачи по выполнению плановых показателей по лесозаготовкам, строительству УЖД и объектов жилого фонда, материально-техническому снабжению, выработке кирпича (120 тыс. шт.).
2. В период весеннего половодья по реке Лузе пароходом была доставлена баржа с техникой и материалами для МЛП. Впервые было доставлено большое количество техники для нужд предприятия: один паровоз, снегочист (рабочий орган щетка), восемь тракторов КТ-12.
3. Утвержден порядок отпуска топливных дров для рабочих и служащих предприятия по требованиям, выписанным бухгалтерией лесопункта.
4. Установлено расписание с ноября месяца по доставке рабочих в лесосеку и обратно после смены в поселки МЛП. В этом документе впервые упоминается станция Северная (в последствии участок Север).
5. В ноябре месяце перед началом осенне - зимнего сезона лесозаготовок 1952 - 1953 г.г. в лесопункте созданы тракторные бригады в составе тракториста и помощника. За каждым трактором (по присвоенному номеру) были закреплены по 2 бригады для работы по сменам.
1 9 5 3 Г О Д
1. В феврале введена в эксплуатацию высоковольтная линия от стационарной электростанции в 49 квартал, делянка №13, для работы эл. пил на валке.
2. С 20 апреля организована лодочная переправа за реку Лузу на Камешнике.
3. В конце апреля вышел из ремонта катер "Сплавщик" и в тот же день был отправлен в рейс с лодкой - завозней в Лальский ЛТХ за грузом, поступающим в адрес Папуловского МЛП.
4. С 15 мая лесопункт приступил к выработке кирпича для собственных нужд в количестве 100 тыс. штук. Организованы две бригады по 9 человек.
5. Установлен срок окончания ремонта здания для паровозного депо, а также его утепления для работы в зимних условиях, к 01.09.1953 г..
6. Установлен срок пуска в эксплуатацию здания гаража, перевезенного из Аникино, и его переоборудования под мастерскую для ремонта механизмов, к 15.08.1953 г.г..
7. С целью улучшения обслуживания рабочих лесопункта в соответствии с их графиком работы изменен распорядок работы торговых точек на участках: Боровица, Березовка, 14 делянка.
8. Из-за сильных дождей, прошедших в августе и в начале сентября, дорога от Лальска до деревни Антипино стала непроезжая для автотранспорта. На грани срыва была перевозка грузов в адрес л/п. Срочно были приняты меры по подготовке катера "Сплавщик" с лодкой - завозней для доставки грузов из Лальского ЛТХ на Камешник. В первый рейс катер отправился 15 сентября.
9. В середине ноября в Папуловском мех. л/п на верхнем складе осуществлен переход на цикличный метод работы на лесосеке. Была укомплектована поточно-комплексная бригада с законченным циклом - штабелевкой сортиментов у места погрузки на платформы.
1 9 5 4 Г О Д
1. В целях выполнения плановых заданий по лесозаготовкам все рабочие лесопункта с 28 августа переведены на непрерывную рабочую неделю, утвержден скользящий график работы и выходных дней.
2. Всех работников предприятия обязали вносить в кассу лесопункта стоимость предоставляемых коммунальных услуг, потребленной эл. энергии, топливных дров по установленным нормам и расценкам.
3. В 14 делянке (на стрелке усов УЖД) установлен сарай для укрытия рабочих от непогоды в период ожидания пассажирского поезда, а также передвижная столовая для приготовления пищи рабочим в лесу.
4. С октября месяца установлена плата за купание в банях в размере со взрослого 1 руб, а с ребенка 50 копеек.
5. С 13 октября машиниста стационарной эл. станции обязали подавать один длинный звуковой сигнал по участку Боровица и складки Камешник в следующее время:
- в 5 часов 30 минут для рабочих верхнего склада (подъем);
- в 6 часов сбор рабочих в месте посадки в вагоны;
- в 8 часов приступить к работе (Боровица и Камешник);
- в 12 часов перерыв на обед, в 13 часов приступить к работе;
- в 17 часов окончание работы.
6. С 13 ноября мастерский участок №3 перешел на трелевку леса с кронами. Организованы две комплексные бригады в лесу по 19 человек каждая, в т.ч. 2 вальщика, 2 помощника вальщика, 2 тракториста, 2 помощника тракториста, 11 человек на эстакаде.
7. Летом этого года было построено здание для участковой больницы. Поскольку детям было далеко ходить в начальную школу на 7-ом пункте, поэтому её разместили в одной из половин нового здания, а во второй открыли фельдшерский пункт. В этом здании учащиеся занимались один учебный год, а к 1 сентября 1955 года было построено новое здание Каменской школы на 160 мест.
1 9 5 5 Г О Д
1. В январе месяце лесопункт перешел на хлыстовую вывозку древесины с верхнего склада. Была проведена большая организационная работа по налаживанию разделки хлыстов на сортименты на нижнем складе.
2. В середине мая прибыл пароход с баржой. Доставлены техника и материалы для строящейся узкоколейки, в т.ч. поступил снегоочиститель плужного типа СО-2-750.
3. После окончания Житомирского РУ №5 поступил на работу в лесопункт будущий начальник Папуловского МЛП Савчук Виталий Андреевич. Приступил к работе с 1 августа в качестве слесаря по ремонту механизмов.
4. С 1 октября л/п перешел на трехсменную работу. Установлена продолжительность смены 10 часов 30 минут, месячная норма часов - 208.
5. Впервые создана бригада по подготовке лесосек в количестве 10 человек.
6. Внедрена погрузка сцепов в разнокомелицу объемом не более 20 кбм на сцеп.
7. Из Чирюгского МЛП, 12 октября, прибыл молодняк лошадей в количестве 17 голов. Все лошади переданы на участок Березовка.
8. В связи с большими объемами поступающих грузов в адрес л/п для их перевозки со станции Луза срочно были изготовлены 4 штуки тракторных саней с подрезами из рельсов.
9. В начале декабря в лесопункте организовано изучение ГОСТов на лесопродукцию всеми работниками верхнего и нижнего складов. После прохождения курса изучения ГОСТов организована сдача зачетов.
10. Установлен порядок отпуска дров рабочим и служащим по требованиям - накладным за наличный расчет по цене 26 руб 90 коп за кбм с погрузкой - разгрузкой и услугами гужевого транспорта.
1 9 5 6 Г О Д
1. С 23 февраля утвержден распорядок работы стационарной электростанции: с 8 утра до 24 ночи.
2. Направлены на семинар 5 марта по изучению бензопил "Дружба" в Лальск Шемякин Серафим Иванович, Сокольников Николай Анатольевич, Нечесов Александр Степанович.
3. Созданы заправочные бригады для пополнения паровозов дровами. Всего три бригады по три человека для круглосуточной работы.
4. В Папуловский МЛП 16 марта поступили первые бензиномоторные пилы "Дружба". Для руководства освоением б/пил вальщиками назначен моторист Шемякин Серафим Иванович. Срок обучения 4 дня.
5. В апреле начато строительство новой нефтебазы на нижнем складе. Все работы должны быть завершены к 9 мая до прихода танкера с топливом.
6. Прибыл пароход с баржой 20 мая, доставлены техника и материалы.
7. В лето текущего года установлен график производства кирпича в количестве 100 тыс. штук.
8. В конце лета была открыта Папуловская участковая больница на 10 коек. Такое название она получила, т.к. располагалась в Папуловском мех. л/пункте.
Вот такие события из их большой массы ежемесячной жизни и развития Папуловского мех. л/пунта в период с 1946 по 1956 год наиболее значимы.
Своевременная доставка техники, подвижного состава для УЖД, горюче-смазочных и строительных материалов, продовольствия и прочих грузов для строящегося предприятия была одной из главных проблем в первом десятилетии. Основным препятствием в цепочке доставки грузов со станции Луза и из Лальска была река Луза, которую надо было пересекать два раза, чтобы доставить материалы к месту разгрузки в Папуловском мех. л/пункте в местечке Камешник.
Как минимум, дважды в году на строящееся предприятие, в период ледостава и весеннего половодья, невозможно было доставить автотранспортом никаких грузов. За реку Лузу в Лальске была обустроена паромная переправа, а вот у Камешника с переправой была проблема. Да и доехать от деревни Антипино (МТС) до места переправы за реку, если прошли дожди, было почти невозможно. В такие времена груз складировался на временное хранение у колхозных мастерских в МТСе и находился там до тех пор, пока просохнет дорога до реки.
С увеличением объемов лесозаготовок, строительства объектов в мехлесопункте резко возросли и объемы перевозок необходимых материалов и техники. Руководством Киртранлеса и Лальского ЛТХ был проработан и решен весенний маршрут по большой воде доставки техники, строительных материалов, гсм, продуктов длительного хранения по ж.д. до станции Котлас, а от туда на баржах пароходами в Папуловский мех. л/пункт к месту разгрузки на нижнем складе в местечке Камешник. В обратном направлении пароходы вели баржи груженые дорогостоящими сортиментами: лыжным, спичечным, фанерным кряжами. Этот вариант доставки грузов в мехлесопункт будет использоваться не один десяток лет, тем самым значительно сократятся объемы перевозок автотранспортом.
Позднее появятся альтернативные грунтовые пути сообщения с Боровицей и доставки грузов через Аникино (по правому берегу реки Лузы, минуя паромные переправы), Лопотово (надо преодолеть две паромные переправы) и по Папуловской УЖД (непродолжительное время, в 70-х годах прошлого века, по этой дороге можно было добраться до поселка Таврический круглый год).
В мае 1970 года на 46-ом км Таврической УЖД произошло соединение со второй узкоколейкой Лальского ЛПХ – Папуловской (от Боровицы на 39-ом км), которая работала на собственный нижний склад, расположенный в посёлке Боровица на берегу реки Лузы, откуда лес доставлялся потребителю сплавом. Самым сложным объектом на связке был мост через Лёхту. Его строили по зиме, в ноябре-декабре, 1969 года.
Не смотря на то, что по связке УЖД лес можно было бы доставлять на нижний склад в Таврический и далее автотранспортом, исключив водный путь, грузовое движение по ней не было организовано. Большую часть времени связка использовалась исключительно для пассажирских и хозяйственных перевозок. Например, для передачи тепловоза в ремонт, для получения Папуловской УЖД нового подвижного состава и для снабжения посёлка Боровица товарами первой необходимости.
Надо сказать, что дорог в Боровицу толком никогда не было. В весеннее время года единственным путём был водный. Зимой по льду реки наводилась ледовая переправа. В период ледохода и становления льда на реке связь с лесопунктом, до строительства соединительной линии узкой колеи, вообще прерывалась. Однако, лишь несколько лет с Боровицкого нижнего склада по УЖД в Таврический доставляли березовые сортименты.
В 70-х годах, непродолжительное время, было между Таврическим и Боровицей постоянное пассажирское сообщение. Пассажирский поезд курсировал между посёлками несколько раз в неделю. В 80-х годах он назначался лишь в период весенне - осенней распутицы, а в 90-х годах отменен совсем. Связка дорог просуществовала до середины 90-х годов. Несколько лет она была заброшена, не эксплуатировалась, а после обрушения старого деревянного моста через реку Лёхта была списана из основных фондов. А рельсы на всём протяжении с обоих сторон Лехты не снимали еще длительное время.
На вывозке леса с верхнего склада по Папуловской узкоколейке на нижний склад в Боровице в разные годы были задействованы мотовозы МУЗ-4, МУЗ-3Д, МД-54 и его модификации, паровозы Воткинского завода ВП-1, ВП-4, тепловозы ТУ-4, ТУ-6А. Был один тепловоз ТУ-7, но в связи с сокращением объёмов и расстояния вывозки, он, перед разрывом связки дорог, был передан в Таврический. В 2004 году на Папуловской УЖД эксплуатировалось два ТУ-6А и один ТУ-8.
Если в начале работы лесопункта на всех фазах лесосечных работ был исключительно ручной труд, кроме вывозки древесины, на которой был задействован гужевой транспорт, то по прошествии первого десятилетия ручной труд сохранился только на обрубке стволов деревьев от сучьев. Процесс совершенствования механизации лесосечных работ продолжался на протяжении всего времени существования предприятия.
Валка леса в начале производилась лучковой пилой, её сменила электропила, затем были бензопилы "Дружба" и "Урал". Вершиной механизации валки леса стала валочно-пакетирующая машина ЛП-19.
На обрубке стволов деревьев от сучьев дольше всех был исключительно ручной труд, а инструментом - топор. Такой процесс сохранялся до 80-х годов, пока на лесосеку не поступили первые сучкорезные машины, ЛП-33. Но, тем не менее, на нижнем складе чистовая обрубка сучьев выполнялась топором.
Трелевка хлыстов появилась на лесосеке с приходом тракторов КТ-12. Затем были ТДТ-40, ТДТ-60, ТДТ-75, ТТ-4. С приходом на лесосеку машины ЛП-19 трелевку стали выполнять бесчокерные трелевщики ЛТ-154.
Погрузка сортиментов на верхнем складе на гужевой транспорт, а потом и на платформы УЖД, выполнялась вручную до тех пор, пока не поступили в мехлесопункт тракторы с лебедками. После того, как поступили такие тракторы, лесопункт перешел на вывозку леса в хлыстах на сцепах УЖД. Строились в месте погрузки хлыстов на сцепы специальные эстакады, трактор с помощью лебедки затаскивал нужное количество древесины на сцеп, стойки сцепа закрывались, погрузка подвижной единицы на этом завершалась. Позднее поступили челюстные лесопогрузчики ПЛ-2.
Первые три года работы мехлесопункта готовые сортименты с верхнего склада к месту штабелевки на берегу реки Лузы на складке Камешник доставляли мотовозы на платформах, а в 1949 году к этой работе приступил первый паровоз. До перехода лесопункта на хлыстовую вывозку древесины из леса в течение лета, осени 1954 года на складке Камешник была построена первая эстакада для разделки хлыстов на сортименты. Эстакада была оборудована площадкой для хлыстов, лебедкой, бревносвалом и сортировочным транспортером. Распиловка хлыстов производилась электропилой ЦНИИМЭ-К-5, затем ЭПЧ-3. Лебедка выполняла три функции: с помощью бревносвала поднимала хлысты со сцепа на разделочную площадку; приводила в движение сортировочный транспортер; готовые пачки сортиментов с помощью трособлочной системы перемещала в штабель, который формировался перпендикулярно руслу реки. Сброс сортиментов из штабеля в воду во время молевого сплава выполняла такая же лебедка с противоположного берега. У первых лебедок тяговые барабаны приводились в движение от дизельного двигателя.
К концу 60-х годов молевой сплав лиственных сортиментов был прекращен. Лесопункт подготовил площадку у реки для формирования плотов из пачек древесины лиственных пород. Пачки сортиментов объемом 5 - 6 кбм готовились у сортировочных транспортеров, увязывались проволокой и трактором перемещались на буферный склад. После промерзания грунта перевозились на плотбище, где и формировались плоты. По большой воде плоты буксировались катерами к потребителю.
В 80-х годах на берегу реки Лузы был установлен кран-лесопогрузчик башенного типа, самоходный, на рельсовом ходу, КБ-572. Кран выполнял функции погрузочно-разгрузочных, штабелевочных работ и сброской хвойных сортиментов в воду при молевом сплаве в плоть до середины 90-х годов, когда его прекратили.
В те же, девяностые, годы на нижнем складе была смонтирована полуавтоматическая линия разделки хлыстов на сортименты, ПЛХ-3АС и козловой кран- ЛТ-62. Этот кран выполнял погрузочно-разгрузочные работы по перевалке древесины, формировал штабели из хлыстов деревьев, подавал пакеты хлыстов на линию ПЛХ-3АС.
В общем виде технология лесозаготовок лесопункта включала в себя: комплекс лесосечных работ, транспортировку хлыстов, комплекс приречных нижнескладских работ, отправку готовой продукции (сортиментов) молем, в плотах, автотранспортом. В этом комплексе было задействовано множество лесных специальностей: вальщик леса, сучкоруб, тракторист, чокеровщик, оператор валочной машины, оператор челюстного погрузчика, водитель мотовоза, машинист паровоза, кочегар, кондуктор, машинист тепловоза, крановщик, лебедчик, раскряжевщик, разметчик, сортировщик, штабелевщик, монтер пути и другие. За всем этим многообразием лесных специальностей, на каждом участке, на конкретном рабочем месте был человек, специалист своего дела - лесоруб.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Тракторист и чокеровщик,
Вальщик леса, сучкоруб,
А в народе - лесорубы.
Лесоруба труд нелёгок.
Под открытым небом, на ветру,
В летний зной и зимний холод,
В ясный день иль непогоду,
На своём рабочем, он, посту.
Люди труженики были:
Лес рубили, трелевали, вывозили,
Кряжевали, кубатуру выдавали,
Молем в Лузу отправляли,
Планы перевыполняли,
И за труд свой получали зарплату,
Премии, награды и почёт.
Начиная с сезона лесозаготовок 1947 - 1948 годов, Папуловский мех. л/пункт стал участником стахановского движения. Предприятие включилось в борьбу за звание " Стахановский лесопункт". Участниками движения были так же мастерские участки, бригады, звенья, рабочие отдельных профессий (вальщики, раскряжевщики, водители на вывозке леса). По итогам работы за год победителям вручались красные знамена (лесопункту, мастерскому участку, бригаде), красный флажок и вымпел (звену, работнику). В рассказе "Красное знамя лучшей бригаде" (прилагается к данному материалу) есть фото, на котором запечатлен момент вручения Красного знамени лесозаготовительной бригаде Папуловского мех. л/пункта, которой руководил вальщик леса электропилой, Чуйко Павел Степанович.
Из года в год соц. соревнование набирало обороты и совершенствовалось. Работники мехлесопункта постоянно включались в борьбу за звание "Ударник коммунистического труда", "Победитель соц. соревнования", "Ударник пятилетки". Была разработана система поощрений и награждений. Трудящимся, которые выполняли и перевыполняли плановые задания, объявлялись благодарности, вручались почетные грамоты, денежные премии, ценные подарки, ведомственные знаки отличия, а особо отличившиеся работники награждались государственными наградами.
Невозможно назвать поименно всех работников мехлесопункта, которые были поощрены от благодарности до вручения ведомственных знаков отличия, за всю историю существования предприятия. А работников, которым за их честный, добросовестный труд и регулярное перевыполнение плановых заданий были вручены государственные награды СССР, в Боровицком (Папуловском) МЛП было больше десяти человек. Назову поименно всех награжденных, данные по которым удалось уточнить:
Орденом Трудового Красного Знамени награждены:
1. Буковская Зоя Алексеевна.
2. Екимов Василий Андреевич.
3. Кузнецов Серафим Иванович.
4. Курилов Вениамин Алексеевич.
5. Курилов Василий Иванович.
6. Осташов Михаил Николаевич.
7. Соколов Иван Алфеевич.
Орденом "Знак Почета" награждены:
8. Власихин Анатолий Николаевич.
9. Савчук Евгений Иванович.
10. Чумовицкая Валентина Тимофеевна.
Медалями награждены:
11. Власихин Николай Иванович - медаль "За трудовую доблесть", дважды медалью "За трудовое отличие".
12. Семушина Манефа Васильевна - медаль "За трудовое отличие".
В послевоенные годы на работу в Папуловский мех. л/пункт стали поступать демобилизованные солдаты, которые прошли суровые испытания в боях на полях сражений, освобождая нашу землю от немецких захватчиков. Кроме этого, прибывали в мехлесопункт и труженики тыла. К сожалению, всех, кто трудился в тылу, а потом и в лесопункте, назвать нет возможности. Вот эти люди и составили костяк трудового коллектива предприятия. Ниже прилагаю поименный список участников войны.
Ветераны ВОВ 1941 - 1945 годов, которые в послевоенные годы жили и работали в поселке Боровица Лузского (Лальского) района Кировской области:
1. Анциферов Михаил Андреевич, место рожд.: д. Павлушинская, Вымский с/с; годы жизни: 07.11.1919 - 07.03.2000; годы службы: 1940 - 1946; награды: 2, 5(дважды),13, 19.
2. Арасланов Юрий Арасланович, место рожд.: с. Новое Алимово,
Татарстан; годы жизни: 15.07.1922 - 30.12.2014; годы службы: 1942 - 1947; награды: 2, 19.
3. Буковский Валентин Михайлович, место рожд.: д. Мысовская, Грибошинский с/с; годы жизни: 24.08.1923 - 29.11.2000; годы службы: 1942 - 1947; награды: 2, 4, 5, 9, 13, 17, 19.
4. Власихин Василий Митрофанович, место рожд.: д. Бурковская,
Грибошинский с/с; годы жизни: 09.09.1910 - 28.02.1996; годы службы: 1940 - 1945; награды: 2, 19.
5. Власихин Николай Иванович, место рожд.: д. Прислонец, Аникинский с/с; годы жизни: 01.04.1923 - 07.06.1991; годы службы: 1942 - 1947; награды: 1(I,II,III), 2, 4, 13, 15, 19.
6. Горбунов Григорий Григорьевич, место рожд.: д. Большедорская, Папуловский с/с; годы жизни: 28.07.1924 - 30.11.1998; годы службы: 1942 - 1949; награды: 2, 19.
7. Губин Всеволод Павлович, место рожд.: д. Басковская, Папуловский с/с; годы жизни: 14.09.1922 - 25.11.1989; годы службы: 1941 - 1946; награды: 3, 13, 19.
8. Губина Евдокия Андреевна, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 27.02.1921 - 21.07.2007; годы службы: 1944 - 1945; награды: 2, 5, 19.
9. Домнин Василий Иванович, место рожд.: д. Пестово, Аникинский с/с; годы жизни: 17.03.1923 - 01.06.1994; годы службы: 1942 - 1947; награды: 3, 4, 9, 13, 16, 18, 19.
10. Дружинин Алексей Алексеевич, место рожд.: д. Никитинская, Грибошинский с/с; годы жизни: 27.09.1920 - 10.04.1972; годы службы: 1940 - 1947; награды: 3, 5 (дважды).
11. Жерноков Василий Федорович, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 08.07.1920 - 18.05.1977; годы службы: 1942 - 1947; награды: 3, 19.
12. Зимирев Александр Зосимович, место рожд.: д. Антоново, Учецкий с/с; годы жизни: 19.02.1924 - 08.10.1992; годы службы: 1942 - 1945; награды: 2, 4, 5, 19.
13. Зимирев Василий Васильевич, место рожд.: д. Зимиревщина, Аникинский с/с; годы жизни: 01.01.1922 - 30.09.1997; годы службы: 1941 - 1945; награды: 2, 4, 13, 19.
14. Зимирев Вениамин Максимович, место рожд.: д. Тереховская, Грибошинский с/с; годы жизни: 25.11.1921 - 25.07.1979; годы службы: 1940 - 1946; награды: 19.
15. Кузиванов Николай Егорович, место рожд.: д. Боровская, Коми АССР, годы жизни: 19.12.1918 - 30.04.1995; годы службы: 1938 - 1945; награды: 2, 3, 4, 5, 8, 15, 19.
16. Курилов Евгений Анатольевич, место рожд.: д. Лопотово, Грибошинский с/с; годы жизни: 03.11.1925 - 09.10.2012; годы службы: 1943 - 1946; награды: 2, 4, 19.
17. Курилова Фаина Лазаревна, место рожд.: д. Чумовица, Алешевский с/с; годы жизни: 22.04.1920 - 13.12.2017; годы службы: 1943 - 1945; награды: 2, 13, 14, 19.
18. Липатников Вениамин Иванович, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 31.08.1926 - 24.11.1991; годы службы: 1943 - 1950; награды: 13, 14, 19.
19. Липатников Михаил Алексеевич, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 1924 - 09.07.1963; годы службы: 1942 - 1944 (по ранению); награды: 5.
20. Мамаева Ася Алексеевна, место рожд.: д. Вьюги, Верхошижем. р-н; годы жизни: 13.11.1924-15.11.1988; годы службы: 1942- 1945; награды: 2, 13.
21. Мамаев Павел Александрович, место рожд.: Алешинский с/с, Верхошижем. р-н; годы жизни: 30.12.1923 - 15.10.2012; годы службы: 1942 - 1947; награды: 1(III), 2(2р.), 4(2р.), 16, 17, 19.
22. Михайлов Василий Васильевич, место рожд.: д. Прислонец, Аникинский с/с; годы жизни: 05.11.1923 - 03.08.2001; годы службы: 1942 - 1945; награды: 2, 3, 4, 19.
23. Михайлов Николай Васильевич, место рожд.: д. Прислонец, Аникинский с/с; годы жизни: 07.11.1926 - 23.06.1993; годы службы: 1943 - 1946; награды: 13, 14, 19.
24. Мишутинский Сергей Николаевич, место рожд.: д. Ширяевская, Папуловский с/с; годы жизни: 15.05.1919 - 22.06.1985; годы службы: 1939 - 1945; награды: 2, 13, 19.
25. Носков Сарапион Иванович, место рожд.: д. Спирина Гора, Грибошинский с/с; годы жизни: 08.07.1907 - 24.03.1989; годы службы: 1941 - 1946; награды: 2, 19.
26. Онохов Алексей Михайлович, место рожд.: д. Романова Гора, Грибошинский с/с; годы жизни: 19.02.1923 - 18.05.2006; годы службы: 1942 - 1946; награды: 2, 7, 13, 19.
27. Онохова Анна Феодосьевна, место рожд.: д. Березинская, Папуловский с/с; годы жизни: 03.05.1923 - 12.09.1997; годы службы: 1943 - 1945; награды: 2, 19.
28. Онохов Валентин Николаевич, место рожд.: д. Романова Гора, Грибошинский с/с; годы жизни: 1923 - 13.02.1953; годы службы: 1942 - 1946; награды: 3, 5.
29. Осташов Всеволод Иванович, место рожд.: д. Дрягино, Папуловский с/с; годы жизни: 20.08.1924-17.12.1988; годы службы: 1942-1946; награды: 13,19.
30. Притчин Александр Михайлович, место рожд.: д. Пестовская, Грибошинский с/с: годы жизни: 19.12.1926 - 13.05.1989; годы службы: 1943 - 1950; награды: 13, 14, 19.
31. Провоторов Анатолий Иванович, место рожд.: Киев, Украина; годы жизни: 29.03.1920 - 19.09.1990; годы службы: 1940 - 1945; награды: 3, 4, 19.
32. Пупышев Анатолий Яковлевич, место рожд.: д. Емельяново, Папуловский с/с; годы жизни: 17.01.1917 - ?; годы службы: 1942 - 1946; награды: 4, 5, 13, 18, 19.
33. Семенюга Петр Иосифович, место рожд.: г. Витебск, Белоруссия; годы жизни: 06.01.1919 - 18.02.2008; годы службы: 1940-1945; награды: 2, 3, 4, 19.
34. Семериков Вениамин Иннокентьевич, место рожд.: д. Емельяново, Папуловский с/с; годы жизни: 04.07.1921 - 05.08.1994; годы службы: 1940 - 1947; награды: 2, 3, 4, 6, 10, 13, 19.
35. Семериков Вениамин Павлинович, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 10.10.1922 - 13.06.1974; годы службы: 1941 - 1942 (по ранению); награды: 3, 19.
36. Семерикова Клавдия Евграфовна, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 24.08.1922 - 12.06.1998; годы службы: 1944 - 1945: награды: 2, 12, 13, 19.
37. Семериков Серафим Павлинович, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 17.02.1924 - 06.11.1999; годы службы: 1942 - 1947; награды: 2, 4, 5, 19.
38. Семушин Анатолий Иванович, место рожд.: д. Варжа, Аникинский с/с; годы жизни: 20.10.1921 - 22.10.2001; годы службы: 1940 - 1948; награды: 2, 9, 11, 13, 19.
39. Семушин Иван Иванович, место рожд.: д. Гавриловская, Папуловский с/с; годы жизни: 01.02.1919 - 15.01.1991; годы службы: 1939 - 1946; награды (нет данных).
40. Сокольников Геннадий Семенович, место рожд.: д. Ветлугино, Аникинский с/с; годы жизни: 17.10.1927 - 28.02.1992; годы службы: 1944 - 1951; награды: 14, 19.
41. Сокольников Иван Зосимович, место рожд.: д. Бушковская, Папуловский с/с; годы жизни: 22.10.1909 - 14.09.1996; годы службы: 1942 - 1946; награды: 2, 4, 7, 13, 14, 19.
42. Сокольников Пантелеймон Павлович, место рожд.: д. Надеевская, Папуловский с/с; годы жизни: 15.08.1909 - 23.11.1986; годы службы: 1941 - 1945; награды: 5, 19.
43. Чуйко Павел Степанович, место рожд.: г. Днепродзержинск Украина; годы жизни:04.01.1914 - 20.07.1996; годы службы: 1937-1945; награды: 2, 19.
44. Чушов Григорий Степанович, место рожд.: д. Насоновская, Грибошинский с/с; годы жизни: 07.05.1926 - 29.12.2003; годы службы: 1943 - 1950: награды: 2, 11, 13, 14, 19.
45. Шалагинов Алексей Николаевич, место рожд.: д. Шалагиновы, Халтуринский р-н; годы жизни: 24.03.1925 - 21.06.2004; годы службы: 1943 - 1945; награды: 2, 13, 19.
46. Шемякин Григорий Григорьевич, место рожд.: д. Зафоминская, Грибошинский с/с; годы жизни: 03.03.1921 - 06.12.2003; годы службы: 1940 - 1947; награды: 2, 5, 13, 19.
47. Шемякин Серафим Иванович, место рожд.: д. Пестовская, Грибошинский с/с; годы жизни: 26.06.1926 - 16.02.2002; годы службы: 1943 - 1950: награды: 2, 13, 14, 19.
48. Шинев Петр Флегонтович, место рожд.: д. Зимиревщина, Аникинский с/с; годы жизни: 21.09.1919 - 26.05.1993; годы службы: 1939 - 1946; награды: 13, 19.
49. Широбрюхов Алексей Алексеевич, место рожд.: д. Соврижино, Папуловский с/с; годы жизни: 16.03.1925 - 31.03.1989; годы службы: 1943 - 1944 (по ранению); награды: 3, 13, 19.
Список наград ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
1. Орден Славы (I, II, III степени).
2. Орден Отечественной войны (I, II степени).
3. Орден Красной Звезды.
4. Медаль «За отвагу».
5. Медаль «За боевые заслуги».
6. Медаль «За оборону Москвы».
7. Медаль «За оборону Ленинграда».
8. Медаль «За оборону Севастополя».
9. Медаль «За оборону Сталинграда».
10. Медаль «За оборону Киева».
11. Медаль «За оборону Кавказа».
12. Медаль «За оборону Советского Заполярья».
13. Медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг».
14. Медаль «За победу над Японией».
15. Медаль «За взятие Кенигсберга».
16. Медаль «За взятие Берлина».
17. Медаль «За освобождение Варшавы».
18. Медаль «За освобождение Праги».
19. Юбилейные медали в честь Победы в ВОВ 1941-1945 гг.
В 60-х годах прошлого века поселения Березовка и Север были ликвидированы, а жителей переселили в поселок Боровица.
Поселок Боровица развивался и строился такими же темпами, как и само градообразующее предприятие. К началу 70-х годов в поселке были построены:
- производственные объекты: эстакады нижнего склада, склад ГСМ, инфраструктура УЖД, электростанция, гараж, шпалорезка, столярная мастерская, контора лесопункта, склад материальных ценностей, коммутатор пожарное депо;
- объекты ОРСа: столовая, котлопункт на Камешнике, хлебопекарня, промтоварный, хозяйственный, два продуктовых магазина, склады, овощехранилище, свинарник;
- объекты ЖКХ: 9 улиц жилых зданий, баня, водокачка;
- объекты соцкультбыта: два здания детского сада, три здания Каменской восьмилетней школы, три здания Папуловской участковой больницы, клуб, почта.
В краткой информации о поселке Боровица не получится подробнее рассказать о модернизации техники на всех фазах производства, а самое главное - о людях, которые трудились в тяжелых условиях лесозаготовительного производства, о фронтовиках и тружениках тыла, которые после окончания войны стояли у истоков создания лесопункта, о передовиках производства, стахановцах, победителях соцсоревнования.
За более чем полувековую историю существования лесопункта сменилось несколько руководителей предприятия, лесопункт был однажды преобразован в леспромхоз, а затем снова в лесопункт под другим названием в составе нового леспромхоза. Прошел процедуру акционирования и банкротства акционерного общества.
Ниже представлены данные о структурных преобразованиях Папуловского мех. л/пункта и кто руководил предприятием в разные годы:
a). Начальники Папуловского МЛП Лальского ЛТХ (создан 13.08.1946 г..):
1. Бутаков Михаил Афанасьевич - (13.08.1946 - 14.01.1947).
2. Семушин Алексей Николаевич - (1947 - 1948).
3. Власов Сергей Ефимович - (1948 - 1953).
4. Смолев Александр Александрович - (1953 - 1954).
5. Семушин Арсений Александрович - (1954 - 1957).
6. Бачуринский Николай Александрович - (1957 - 1958).
б). Директоры Папуловского ЛПХ (образован в связи с реорганизацией Лальского ЛТХ 01.06.1958 г..):
1. Азаренков Виктор Петрович - (1958 - 1962).
2. Мамаев Павел Александрович - (1962 - 1964).
в). Директор Папуловского филиала объединения "Лальсклес" (образован в связи с реорганизацией Папуловского ЛПХ 18.09.1964 г..):
1.Мамаев Павел Александрович - (1964 - 1965).
г). Начальники Боровицкого МЛП Лальского ЛПХ (образован в связи с реорганизацией Папуловского филиала 05.10.1965 г.):
1. Семушин Иван Прокопьевич - (1965 - 1972).
2. Воженников Алексей Павлович - (1972 - 1973).
3. Савчук Виталий Андреевич - (1973 - 1984), (1987 - 1990).
4. Паникаровский Василий Аркадьевич - (1984 - 1987).
5. Дрягин Сергей Николаевич - (1990 - 1994).
д). Начальник Боровицкого МЛП ОАО "Лальский ЛПХ" (в результате приватизации Лальского ЛПХ в 1994 году):
1. Дрягин Сергей Николаевич - (1994 - 1999).
е). Начальник Боровицкого МЛП Лальского ЛЗК ОАО "Лузский ЛПК" (коллектив Боровицкого МЛП переведен в связи с банкротством ОАО "Лальский ЛПХ"):
1. Дрягин Сергей Николаевич - (1999 - 2006).
В 1994 году в результате приватизации Лальский ЛПХ был преобразован в открытое акционерное общество "Лальский ЛПХ", структурным подразделением которого был Боровицкий МЛП.
В 2000 году, 7 февраля, ОАО "Лальский ЛПХ" решением суда был объявлен банкротом, а 23 марта 2004 года по решению суда был ликвидирован. С этой даты прекратил свое существование и Боровицкий МЛП, как структурное подразделение ликвидированного акционерного общества.
Трудовой коллектив лесопункта, еще до объявления ОАО "Лальский ЛПХ" банкротом, в 1999 году был переведен в полном составе в Лальский лесозаготовительный комплекс (Лальский ЛЗК) ОАО "Лузский ЛПК", под прежним названием - Боровицкий МЛП (без основных производственных фондов, таких как, УЖД, нижний склад с эстакадами и оборудованием, депо, гараж, котельная, склад гсм).
До начала процесса банкротства ОАО "Лузский ЛПК", в 2006 году часть трудового коллектива Боровицкого МЛП была переведена в состав ООО "Лузский ЛЗК" с прежним названием, работников предпенсионного возраста вывели на пенсию, кто-то уволился, другие стали безработными. После этой реорганизации не стало в поселке Боровица аппарата начальника лесопункта.
Началась история Папуловского мехлесопункта 13.08.1946 г. с приказа о создании предприятия, а закончилась решением о ликвидации акционерного общества ОАО "Лальский ЛПХ", в состав которого входил лесопункт, от 23.03.2004 г.. Вся история предприятия уложилась почти в 58 лет.
У многих лесных поселков как в районе, так и в области, да и в России, схожая судьба с Боровицей. Когда-то здесь жизнь кипела, работало градообразующее предприятие, тишину нарушали гудки паровозов, тепловозов, шум машин и тракторов, дети ходили в детский сад, школу, работали магазины, столовая. В настоящее время все кардинально изменилось. Из всех социальных объектов работает клуб, библиотека, фап и один магазин. Причин такого положения много, но, на мой взгляд, есть одна главная - изменение технологии всего лесозаготовительного процесса: от валки леса до доставки кругляка потребителю.
Для работы современного лесозаготовительного предприятия не требуется строительство полноценного рабочего поселка со всей инфраструктурой. Освоение лесосеки происходит вахтовым методом. Комплекс лесозаготовительных машин позволяет получать нужные сортименты у пня в лесу, вывозить их на промежуточный склад и затем отправлять автотранспортом во двор потребителя или на станцию железной дороги для отгрузки. Поэтому новому предприятию ремонтная база, нижний склад Боровицкого МЛП были не нужны. Оборудование было демонтировано, вывезено, ушло в металлолом, здания разрушены, УЖД на нижний склад демонтирована. От прежнего предприятия практически ничего не осталось.
Спасибо за такое подробное изложение становления поселка Боровицы, малую часть из вышезложенного слышал от бабушки. Получается что какое то время по сути было 2 населенных пункта - у Камешника и на Межном. Еще интересно было почитать как образовалась такая часть поселка, как Хутор, жителей которой не считали за поселковых, а за деревенских.
Евгений, добрый день!
Та часть населенного пункта, называемая "Хутор", застраивалась одновременно с основным поселком. Только жилые дома на "Хуторе" строили их будущие хозяева собственными силами. Некоторые работники лесопункта перевозили личные дома из деревень и ставили их на отведенном месте на "Хуторе", на Камешнике и даже в Березовке было построено несколько частных домов. У кого позволяли финансы могли купить лес в лесопункте и построить свой дом. Количество работников, прибывающих в лесопункт увеличивалось, жилья всем не хватало. Руководством Лальского лестранхоза и Папуловского мехлесопункта было принято решение о поддержке строительства собственных домов работниками предприятия. Процесс это начался в 1948 году. Чтобы отделить частную застройку от жилых домов, возводимых предприятием, и было определено место на так называемом "Хуторе". Наименование "Боровица" в то время еще не упоминалось ни на бытовом, ни на другом уровне. В декабре 1949 года в одном из приказов начальника л/пункта о будущем поселке дословно сказано так: " ... в рабочем поселке на речке Боровица". А уже с января 1950 года поселок в приказах предприятия стал именоваться "Боровица".
В моем детстве и молодости такого деления на поселковых и деревенских не было, все мы были одинаково боровицкие, поселковые. Наименование "Хутор" указывало лишь на то, что там была частная застройка в поселке Боровица. Еще один подобный пример. Когда в середине 60-х годов, на окраине Боровицы с правой стороны ужд по пути в Березовку, была расчищена территория для будущего аэродрома, к той части поселка, которая примыкала к этому месту, стали называть с приставкой "у аэродрома".